Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дистанционное обучение - файл 1.doc


Дистанционное обучение
скачать (104.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.18.12.2011 18:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


1. Общая характеристика дистанционного обучения, принципы и преимущества 2

2. История дистанционного обучения 5

3. Формы дистанционного обучения 9

4. Достоинства и недостатки различных форм дистанционного обучения 11

Список литературы 16



1. Общая характеристика дистанционного обучения, принципы и преимущества



Дистанционное обучение (ДО) - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Средства ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий), используемые при дистанционном обучении:

  1. веб-страницы и сайты

  2. электронная почта (в том числе и списки рассылки);

  3. форумы и блоги;

  4. чат и ICQ;

  5. теле- и видеоконференции;

  6. вики;

  7. и т. д.

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Дистанционное обучение имеет несколько моделей. В том числе - модель интеграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях.

Благодаря своей экономичности (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т. п.) и наличию оперативной обратной связи дистанционное обучение - более удобная форма обучения, чем заочная, вечерняя или экстернат, а также удобна для жителей удаленных регионов и людей с различными физическими ограничениями (например, женщин в период беременности).

Основные принципы системы дистанционного обучения:

  1. Открытое планирование обучения на основе Государственного образовательного стандарта, свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы модульных программ и учебных элементов.

  2. Свобода выбора времени и темпов обучения.

  3. Прием абитуриентов в течение всего календарного года.

  4. Реализация принципа «Образование через всю жизнь».

Преимущества дистанционного обучения:

  1. Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.

  2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.

  3. Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.

  4. Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.

  5. Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.

  6. Новая роль преподавателя - тьютора-консультанта.

  7. Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.

Дистанционная технология обучения удобна:

1. Для специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих приобрести знания: повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее профессиональное образование;

2. Для потребителей образовательных услуг довузовской, вузовской и послевузовской подготовки.

3. Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения.

4. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения.

Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

Сеть Интернет становится ареной, на которую выходят все сферы мира реального, в том числе и образование. По некоторым прогнозам в скором времени обычный учащийся будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же - на очные, а оставшиеся 20% - на самообразование. Очевидно, что и система школьного образования в этом случае должна быть существенно преобразована в направлении интеграции информационных, телекоммуникационных и педагогических технологий.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

^

2. История дистанционного обучения



Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года.

Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniversität in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами.

1984 г. США - Национальный технологический университет (программы ДО по инженерным специальностям).

Другие зарубежные организации с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

Программы ДО:

  1. GLADNET - обучение детей с ограниченными возможностями (Канада);

  2. программа модернизации среднего образования в Чили;

  3. программы ДО в Казахстане, Беларуси, Чехии, Словакии, на Украине.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения.

До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны, гораздо в меньшей степени - в школьном образовании.

В других странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи. Особенно это характерно для открытых университетов. Так, в Открытом Универсистете в Лондоне за 10 лет (1980-1989) более 80 тысяч студентов прошли курс заочного телевизионного обучения, было подготовлено свыше 1500 телепрограмм (по 35 часов в неделю). Широко использовались для тех же целей учебные радиопередачи.

Существовал такой опыт, правда, не очень успешный, и в нашей стране в системе школьного образования. Прямые трансляции на урок учебных теле или радиопередач были чрезвычайно затруднены в силу множества факторов. Что же касается использования видео или аудиозаписей этих программ, то они довольно широко использовались в преподавании литературы, биологии, географии, ряда других предметов. Наиболее успешно подобная практика была освоена в Ленинграде. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название «дистанционного обучения» в отличие от знакомого всем заочного обучения.

Эта проблема особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Необходимо, чтобы при разработке такой сети учитывались возможности и потребности разных видов образовательных систем России - как высшего, так и общего среднего образования, системы повышения квалификации. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения. Отсюда становится очевидной значимость научно обоснованной концепции наполнения и использования единого телекоммуникационного образовательного пространства для разных образовательных систем.

В России дистанционное обучение через Интернет начало развиваться с 1988 (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

Необходимость в проведении широкомасштабного эксперимента по распространению ДО на отечественном образовательном пространстве возникла после прошедшего в 1996 году в Москве Конгресса ЮНЕСКО. Форум ясно показал, что многие страны не мыслят дальнейшего развития национальных образовательных систем без нарастающего использования дистанционных технологий. Россия представила участникам конгресса свою программу развития ДО.

Для ее апробации и был начат в июле 1997 года эксперимент. На первом этапе (1997-1999 гг.) его участники сконцентрировали усилия на отработке и совершенствовании технического, технологического, учебно-методического и организационного обеспечения ДО. Главной целью второго этапа (1999 - 2002 гг.) стало создание проектов нормативных и правовых документов, регламентирующих применение технологий дистанта в учебном процессе.

В эксперименте приняли участие ВУЗы с разными формами собственности: государственной - такие, например, как МЭСИ, и негосударственной - Современный гуманитарный университет (институт).

На втором этапе к проведению эксперимента подключились Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский государственный индустриальный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Российский университет дружбы народов и другие. Всего 16 высших учебных заведений России.

За время эксперимента они создали 588 учебных центров. Более 206 тысяч студентов и слушателей прошли подготовку с использованием технологий ДО, 13 тысяч преподавателей, тьюторов и педагогов-технологов помогали им в этом. Почти 45 тысяч выпускников успешно преодолели итоговую аттестацию в госаттестационных комиссиях. Если в 1997 году о ДО говорили только как о возможном пути получения образования, то сегодня многие элементы дистанта - кейс-, Интернет - и сетевые технологии - широко используют в традиционных формах обучения.

В 1998 году учрежден образовательный телеканал «СГУ-ТВ». Выход в эфир первой передачи.

В 2001 году СГИ объявлен победителем первого конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

В 2002 году в СГИ внедрена информационно-спутниковая образовательная технология через телепорт (система ИСОТ). В учебных центрах СГИ начато обучение по программам Microsoft IT Academy совместно с Российским представительством компании Microsoft.

Институты, где используют ДО:

1. Государственный Университет управления

2. В Академии управления «ТИСБИ» (Татарстан) обучение с применением дистанционных технологий осуществляется с использованием интернет-системы. Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) разработана в ТИСБИ в 2000 г. на основе новейших достижений информационных технологий с использованием лучшего в отечественном и зарубежном опыте образовательных проектов дистанционного обучения. Осуществлена государственная регистрация Интернет-системы ДАО ТИСБИ (Свидетельства Роспатента № 2002610131, №2002620069).

3. Московский государственный университет приборостроения и информатики. Специальности: Государственное и муниципальное управление, Управление персоналом.

4. Московский Государственный индустриальный институт – Специальности: 080500, 080507 «Менеджмент организаций».

5. Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики. ЦДО создан 1 ноября 1999 года для развития, внедрения и технического сопровождения в учебном процессе университета прогрессивных форм образовательных технологий - системы дистанционного обучения.

6. Современная гуманитарная академия (СГА) (ранее - Современный Гуманитарный Университет (Институт)) - крупнейшее негосударственное коммерческое высшее учебное заведение России, основано в 1992 году. Насчитывает более 870 учебных центров в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. В СГУ обучаются свыше 180 000 студентов.

7. Московский институт информатики, экономики и статистики (МЭСИ). Специальности: 080500, 080507 «Менеджмент организаций».

^

3. Формы дистанционного обучения



Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Телелекции - передача образовательного контента (видеолекции, тестирование, интерактивные консультации и др.) через космическую телепортацию учебного заведения на спутники, а оттуда - на спутниковые антенны как коллективных пунктов доступа, так и студентов, занимающихся индивидуально на дому.

Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).

^

4. Достоинства и недостатки различных форм дистанционного обучения



Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается.

Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дисскуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и безусловно может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и вузов России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств.

Это самый дешевый способ организации дистанционного обучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникацинных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для самообразования, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя «собирать» обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д.

Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть:

  1. Обмен текстовыми файлами;

  2. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

  3. Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных, а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.

Таким образом, развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно.

Появилось понятие URL (Universal Resourse Locator - универсальная ссылка). Наиболее современные средства компьютерных телекоммуникаций, такие как WWW, учитывают это понятие и делают процесс цитирования источников чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же получить полный текст источника. В результате меняется сам способ изложения научных и педагогических текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле вообще, в тексте остаются только ссылки по URL, позволяющие сразу же получить нужный текст цитаты.

Все сказанное дает основание утверждать, что развитие применения ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО).

Дистанционное обучение при этом получило уже новое качество - учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного «океана».

^

Список литературы



1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.

2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во «Корифей», 2001. - 170 с.

3. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

5. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2004. - 188 с.

6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.

7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006.

8. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -М., «Академия», 2004.

9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.

10. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.

11. Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.





Скачать файл (104.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru