Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Организация инновационного процесса - файл 1.doc


Организация инновационного процесса
скачать (783 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc783kb.18.12.2011 18:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
российская федерация

Самарский институт управления
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Организация инновационного процесса


Выполнил: студент 5 курса

Группы МО-67-03з


Научный руководитель:



Самара 2008
Содержание



Введение 3

1. Инновационный подход к организации системы поддержки принятия решений в финансовой сфере 6

2. Совершенствование трудовой деятельности консалтинговых компаний при внедрении инновационных технологий 15

2.1. Характеристика деятельности предприятия 15

2.2. Выбор направления развития по совершенствованию трудовой деятельности финансового аналитика 17

3. Технико-экономическое обоснование инновационного проекта внедрения СППР по варианту 1 25

3.1. Выбор источника финансирования 25

3.2. Разработка и анализ плана реализации проекта с помощью диаграммы Ганта 26

3.3. Расчет затрат на осуществление проекта 26

3.5. Оценка поступления денежных средств от внедрения ИС по варианту 1 30

3.5 Расчет показателей эффективности 31

Заключение 38

Список использованных источников 39



Введение


Современный этап развития мировой экономики характеризуется несколькими принципиально важными тенденциями, обусловленными существенным усложнением процессов, протекающих в сфере материального производства, что приводит к усложнению процессов управления ими.

Следует иметь в виду, что всякое управление основывается на информации, которая служит для выбора управляющих воздействий, а сами эти воздействия формируются на основе информации, содержащейся в командах управления. Таким образом, в системе появляется специфический ресурс - информация [24], который имеет такую же ценность, как исторически традиционные виды ресурсов: материя и энергия.

Возрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки вызывают необходимость инновационного подхода к управлению организациями - автоматизации работы информационной системы, т.е. автоматизации обработки информации [15].

Управление финансовыми ресурсами является составной частью общего процесса управления, организованного в любой коммерческой организации в целях эффективного использования его подразделений по решению стоящих перед ними задач [6; 7-9; 12; 18; 19; 23].

Следует признать, что мир современного бизнеса изменился настолько существенно, что многие организации, созданные для работы в прежних условиях, не могут приспособиться к новому окружению, не совершенствуя принципы деятельности и структуру. Информационные технологии, это то, что дает реальную возможность для реинжиниринга и получения весомых конкурентных преимуществ [23].

Очевидно, что использование потенциала технологий для изменения бизнес-процессов консалтинговой компании и существенного опережения конкурентов не является единовременным событием. Если консалтинговые организации хотят добиваться успеха в эпоху постоянных технологических изменений, то им нужно рассматривать способность к использованию информационных технологий как одно из ключевых умений.

Учитывая многоуровневую структуру организационно-технологических процессов практически в любой отрасли производства товаров и услуг, повышения значения скорости обработки информации и стандартизации в области финансов, необходимо отметить актуальность использования СППР в современных условиях.

Актуальность инновации в виде разработки информационной системы поддержки принятия решений заключается в том, что позволяет финансовому аналитику принимать стандартизированные решения в предметной области финансовый анализ, для экономического обоснования допустимых стратегий развития и реорганизационных политик на основе комплексной оценки финансового состояния клиентов с прогнозированием основных параметров - показателей финансовой состоятельности клиентов.

Использование СППР в деятельности финансового аналитика позволяет значительно сократить время на подготовку принятия решения, выдачу обоснованных рекомендаций в виде стратегии развития и реорганизационной политики организации клиента.

Поэтому, используя в своей деятельности СППР для рекомендаций по оптимальному тактическому развитию и политики стратегического развития организации клиента, ООО «Консалтинг» повышает свою эффективность и конкурентность на рынке консалтинговых услуг Самарского региона.

Цель курсовой работы – обоснование выбора наиболее эффективного варианта инновационного развития бизнес-процессов консалтинговой компании с использованием СППР.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные концептуальные подходы к инновационным технологиям.

2. Обосновать возможные варианты внедрения СППР и выбрать наиболее эффективный.

3. Экономически обосновать наилучший вариант инновационного развития консалтинговой фирмы.

Объект исследования – система поддержки и принятия решения для рекомендаций по оптимальному тактическому развитию и политики стратегического развития организации клиента ООО «Консалтинг».

^

1. Инновационный подход к организации системы поддержки принятия решений в финансовой сфере


Существует множество трактовок самого термина «инновации».

Й. Шумпетер характеризовал инновации как часть процесса «изобретение -нововведение – диффузия».

П. Дукер различал понятия «научное открытие», «новшество» и «инновация». Под научным открытием он понимал добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество у П. Друкера - это новая техническая возможность. Инновация - результат влияния новшества на жизнь людей.

Г. Риге рассматривал новшество как концептуализацию новых идей, а инновацию - как коммерческое освоение новой идеи.

В. Хиппель понимал под новшеством новый продукт или процесс, под инновацией - применение нового продукта или процесса на практике.

В. Кингстон считал, что научное открытие представляет собой идею, новшество - подтверждение идеи, инновация - преобразование идей в конкретный предмет.

С. Мендел, Д. Энис понимали новшество как новый замысел, а инновацию - как новые уникальные продукты, процессы и услуги.

П.Н. Завлин рассматривал инновацию как использование результатов научных исследований и разработок.

А.И. Пригожий понимал под новшеством какой-либо элемент нововведений, под инновацией – «клеточку» управляемого развития, целенаправленных изменений.

Анализ существующей литературы по инновациям позволил выделить две концептуальные трактовки этого понятия: экономическую и социальную. Экономическая трактовка понятия «инновация» подразумевает создание нового продукта, новой технологии. Для создания нового продукта требуются инвестиции, или накопленный собственный капитал. По мнению ведущих экономистов, инвестиции делают инновации эффективнее, и благодаря инвестициям инновации быстрее и успешнее осуществляются. Сочетание инноваций с инвестициями повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей. Изменения в хозяйственных связях влияют на процессы управления, на протекание экономических коммуникаций.

При социологическом рассмотрении инноваций внимание уделяется процессу нововведения в общество, в организацию, коллектив. При социологической трактовке инноваций упор делается на рассмотрение конфликтов, на согласование интересов. Согласно этому пониманию инновация представляет собой превращение знаний в производственные, экономические, социальные технологии. В данном случае инновация - это коммерциализация знаний, извлечение из них прибыли.

В настоящее время благодаря развитию новых информационных технологий появляются дополнительные типы коммуникативных каналов в процессе социальных технологий и коммуникаций. Их появление стало возможным из-за повсеместного распространения Интернета во многих сферах человеческой деятельности, и во всех сферах, связанных с управлением обществом, отраслями экономики, трудовыми коллективами.

Информационные технологии - термин, применяемый для обозначения самых современных усовершенствований в способах и механизмах, которые используются для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации [20].

Под инновационными социальными технологиями понимаются:

1. Новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета: голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония и т.д.

2. Управление корпоративными знаниями, представляющее собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в корпоративные. В этом случае знания отдельного человека отчуждаются от их носителя и становятся нематериальным активом компании.

Первым и самым важным этапом управления корпоративными знаниями является процесс их отчуждения, т.е. письменной фиксации в виде бизнес-процессов, социальных технологий, инструкций, положений, рекомендаций. Отчуждение (фиксация) знаний должно быть системным, этичным, мотивированным. Фиксацию знаний интеллектуальных работников необходимо выделять как новую функцию, которая должна планироваться, реализовываться и контролироваться. База данных является таким нематериальным активом.

3. Оценка и анализ персонала, основанные на использовании компьютерных экспертных систем. Под экспертными системами понимаются особые компьютерные программы, моделирующие действие эксперта, человека, при решении задач в какой-либо предметной области, основанной на составлении базы данных. Экспертные системы - это программные комплексы, аккумулирующие знания конкретных специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие их для менее квалифицированных пользователей. Основная разница между информационно-поисковыми и экспертными системами заключается в том, что первые осуществляют лишь поиск имеющейся в базе заданной информации, а вторые - еще и логическую переработку ее с целью получения новой информации. Системы поддержки и принятия решений – относятся к экспертным системам [26]. Применение СППР основано на экономической целесообразности и определяется сложностью задач, которые решают с их помощью.

Традиционно принятие решений - прерогатива менеджеров, так что практически в каждом бизнес-процессе участвуют люди, чья работа - одобрять, разрешать, проверять. Предоставляя информацию и инструменты для ее обработки, такие системы позволяют избавить менеджеров от принятия решений, передав эту функцию тем, кто непосредственно занят выполнением этих решений. Системы поддержки принятия решений уменьшают количество этапов и задержек в бизнес-процессе без ущерба для качества принимаемых решений [16].

Принятие управленческих решений - особый вид целенаправленной деятельности, заключающийся в выборе одной из имеющихся (возможных) альтернатив [23]. Важнейшими компонентами процесса принятия решений (выбора из множества альтернатив) являются:

  • задача (проблема) управления, подлежащая решению;

  • одна или несколько целей, на достижение которых направлены рассматриваемые альтернативы;

  • множество альтернатив, среди которых производится выбор;

  • осуществляющий выбор элемент - лицо, принимающее решение (ЛПР), или коллективный орган, который решает задачу управления.

Альтернативами в задачах управления обычно понимаются соответствующие направления (способы, приемы, схемы, последовательности) действий, оцениваемые с точки зрения их вклада в достижение поставленных целей [3; 23].

Весь процесс принятия управленческих финансовых решений можно разделить на две стадии:

  • подготовка (формирование) возможных альтернатив;

  • выбор одной из этих альтернатив, наилучшей сточки зрения лица, принимающего решение.

Система поддержки принятия решений - диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами или личным опытом лица, принимающего решения

В последние годы наиболее передовые коммерческие организации (банки, консалтинговые компании) в целях совершенствования информационного обеспечения управленческих процессов занимаются разработкой и внедрением у себя технологий сбора, представления и хранения данных - так называемых хранилищ данных [16; 17; 20; 23; 24]. Хранилище представляет собой специальным образом организованную базу данных, в которой систематизированы и «помечены» все данные, которые загружены в нее из самых различных информационных систем организации.

Системы поддержки принятия решений в финансовой сфере - одно из направлений развития информационных технологий, призванных обеспечить значительные конкурентные преимущества использующим их организациям, в том числе и консалтинговым. Причина понятна - расширение спектра услуг, усложнение процессов реализации консалтинговых продуктов, а также рост конкуренции на финансовых и предметных рынках требуют поиска качественно новых подходов к систематизации, анализу и формированию управленческой информации в целях разработки стратегии развития, определения тактических задач и оптимизации текущей деятельности.

Моделирование финансово-инвестиционного процесса начинается с исследования и обоснования его основных показателей. Исходной информацией в этом случае служат эмпирические данные об эталонных показателях финансового состояния. Результатом исследования, является комплекс взаимоувязанных моделей прикладных задач, интегрированных посредством ИБД в единую имитационную модель, которая используется в качестве системы ограничений и критериев оценки принимаемых управляющих решений.

Формированию полных моделей допустимых стратегий развития и реорганизационных политик на основе комплексной оценки финансового состояния клиентов учетом вероятностного характера современной бизнес-среды, предшествуют сбор и обработка статистических данных о реальном ходе финансовой деятельности клиента, на основании которых осуществляется прогнозная интегральная оценка эффективности финансовых стратегий и обеспечение заданной финансового состояния.

Процесс проектирования допустимых стратегий развития и реорганизационных политик завершается выдачей рекомендаций по оптимальному тактическому развитию и политике стратегического развития организации клиента.

Роль и место СППР в процессе управления финансовой деятельностью иллюстрирует общая схема (модели) этого процесса, представленная на рисунке 1.



Рисунок 1- Схема процесса функционирования СППР




Важнейшим составным элементом информации, необходимой для формирования управленческих решений, выступают целевые показатели деятельности и конкретные (требуемые) значения для соответствующих плановых периодов.

Финансовый анализ основывается на комплексе цифровых данных – учетных и отчетных и системе методических приемов их изучения, что обеспечивает взаимосвязанную характеристику различных сторон деятельности предприятия в ее числовом выражении.

Место комплексного экономического анализа в системе управления представлено на рисунке 2.


Рисунок 2 - Место комплексного экономического анализа в системе управления
Необходимость проведения такого анализа по параметрам деятельности, который можно трактовать как параметрический, относится и к относительно прибыльным предприятиям, так как незнание или игнорирование факторов финансовой нестабильности может весьма быстро дестабилизировать их работу.

На рисунке 3 представлена общая последовательность комплексного (параметрического) анализа.


Рисунок 3 - Общая последовательность комплексного (параметрического) анализа
С ориентацией производственной, коммерческой, посреднической и других видов деятельности на требования внешнего и внутреннего рынков возникли принципиально новые, не традиционные ранее для отечественной хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках финансового управления предприятием (рисунок 4).


Внутрихозяйственный

производственный анализ


Рисунок 4 - Основные цели финансово-хозяйственной деятельности в рамках финансового управления предприятием

На такую целевую направленность может претендовать определенным образом структурированная система параметрического анализа, концепция (предмет и объекты, принципы, методология, структура, функции, состав и содержание задач, условий, методов и процедур их реализации) которой разрабатывается в аспекте управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия [11].
^

2. Совершенствование трудовой деятельности консалтинговых компаний при внедрении инновационных технологий

2.1. Характеристика деятельности предприятия


Консалтинговые организации – организации, анализирующие состояние дел клиентов и выдающие рекомендации по оптимальной стратегии развития.

Организационная структура ООО «Консалтинг» представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Организационная структура консалтинговой компании
Весь процесс принятия управленческих финансовых решений в деятельности финансового аналитика можно разделить на две стадии:

  • подготовка (формирование) возможных альтернатив;

  • выбор одной из этих альтернатив, наилучшей сточки зрения финансового аналитика, принимающего решение.

Алгоритм действий аналитика представлен на рисунке 6.


Рисунок 6 - Разработка алгоритма расчета
Различные виды составляемых отчетов обуславливаются представляемыми к ним требованиями, а именно:

  • проследить историю сотрудничества фирмы с Клиентом;

  • проанализировать потребности клиентов;

  • проанализировать условия, на которые могут пойти клиенты при заключении договоров;

  • проверить исполнение договоров.
^

2.2. Выбор направления развития по совершенствованию трудовой деятельности финансового аналитика


Процедура фотографии рабочего дня аналитиков показала, что на проведение комплексной оценки деятельности клиента уходит в среднем 160 часов, при этом в структуре времени наибольшую долю занимает этап поиска необходимых процедур по реорганизационным политикам и выдачи рекомендаций аналитиком.


Рисунок 7 - Структура времени на осуществлении оценки и рекомендаций по улучшению финансового состояния клиента
Повышение эффективности деятельности аналитиков возможно за счет снижения времени на поиск необходимой информации и стандартизации принятия решений.

Главным источником «экономии на масштабе» при организации БД является накопление опыта и сокращение времени на выбор стратегии и оформление рекомендаций.

Исследования, представленные в работе И. Линтона [17], показывают, что при введении базы данных сокращается время на поиск необходимых рекомендаций и подготовку их документального оформления.

После внедрения программного продукта в деятельность ООО «Консалтинг» появляется возможность сократить время на реализацию договора на 20%, следовательно, возможно увеличение количества договоров в месяц. Уровень затрат на содержание отдела при этом снизиться до 62,0- 63,0 %.

При выборе схемы внедрения ПП, рассмотрены предполагаемые варианты образования источника доходов, который по замыслу инвестиций должен появиться на эксплуатационной фазе.

Процесс, с которым проводят реинжиниринг, дает или тот же, или больший выход с меньшими затрачиваемыми ресурсами или достигает значительно большего выхода при тех же ресурсах.

Источников доходов проекта применительно к задаче инновационного проекта могут быть два:

1) После внедрения ИС в аналитический отдел ООО «Консалтинг» за счет автоматизации решения в области рекомендаций по финансовой стратегии клиента, удается снизить потребность в количестве сотрудников, и тем самым сэкономить на фонде оплаты труда.

Тогда цель математической модели можно представить в виде выражения:

Затраты → min (1)

при условии следующих ограничений:

З ФЗТ ≤ 40,0 % от В

Зобщ ≤ 65,0% от В,

где: В - ежемесячная выручка аналитического отдела;

З ФЗТ - затраты на фонд оплаты труда основных работников и управление аналитического отдела;

Зобщ - уровень затрат на содержание аналитического отдела.

Срок реализации проекта = 24 месяца

2) После внедрения ИС в аналитический отдел ООО «Консалтинг» за счет автоматизации решения в области рекомендаций по финансовой стратегии клиента, удается сократить время на выбор стратегии и оформление рекомендаций для клиента.

Тогда цель математической модели можно представить в виде выражения:

Выручка → max (2)

при условии следующих ограничений:

З ФЗТ ≤ 40,0 % от В

Зобщ ≤ 65,0% от В,

Срок реализации проекта = 24 месяца

Хотя импульс для реинжиниринга бизнес-процессов часто исходил из мира информационных технологий, при выборе вариантов образования источника доходов нельзя забывать и о роли социальных факторов.

К сожалению, традиционно в ходе проектирования бизнес-процессов и технологий человеческий фактор игнорировали. В наследство от Фредерика Тейлора нам осталось убеждение, будто люди немногим отличаются от машины и должны подчиняться любому капризу менеджера [5].

Из предлагаемых вариантов обычно первый более вероятен. Значительная часть финансовых выгод, получаемых с помощью реинжиниринга бизнес-процессов, вытекает из сокращения численности. Однако первое отрицательное следствие такого подхода заключается в том, что часто уходят наиболее уверенные в себе и способные работники и организация почти ничего не может сделать, чтобы им помешать.

Кроме того, подсознательно слово «увольнение» вызывает резкие отрицательные эмоции у сотрудников. Организация неизбежно подвергается критике в самых резких тонах за то, что она выбрала такой способ действий, какие бы щедрые компенсации она не платила, и плохое психологическое состояние сотрудников может серьезно подорвать ее работу на какое-то время. Принудительное увольнение обычно затрагивает не только тех, кто уходит, но и тех, кто остается, и в некоторых отношениях их затрагивает даже больше.

Прямая и неизбежная ответственность руководства организации за разработку политики в отношении возможных увольнений как результата использования реинжиниринга бизнес-процессов в процессе разработки и внедрения инновационных технологий, вытекает из осознания последующих трудностей в работе с персоналом и потере доверия.

Планируется, что проект будет реализован с помощью команды из двух сотрудников: финансового аналитика и специалиста по разработке программного продукта - программиста.

При этом план затрат проекта будет складываться из затрат на заработную плату (Ззп), затрат на материалы (Зм), затрат на оплату аренды помещения (Зар), затрат на оплату электроэнергии (Зэ), затрат на оплату аренды компьютера (Змаш), затрат на косвенные расходы (3косв). Экономия (Э) проекта, формируется в процессе его реализации.

Сравним два варианта источников доходов проекта.

В БД входит подсистема обеспечения управленческих решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого ООО «Консалтинг», анализирует и интерпретирует внутреннюю и внешнюю информацию клиентов.

Вариант 1. Главным источником «экономии на масштабе» при организации БД является накопление опыта и сокращение времени на выбор стратегии и оформление рекомендаций.

Исследования, представленные в работе И. Линтона [17], показывают, что при введении базы данных сокращается время на поиск необходимых рекомендаций и подготовку их документального оформления. При внедрении информационной системы подготовки и принятия решений происходит снижение времени на 20%, что позволяет увеличить количество договоров на комплексную оценку и обоснование допустимых стратегий развития клиентов и увеличивает выручку аналитического отдела.

После внедрения программного продукта в деятельность ООО «Консалтинг» появляется возможность сократить время на реализацию договора на 20%, следовательно, возможно увеличение количества договоров в месяц.

Уровень затрат на содержание отдела при этом снизиться до 62,0- 63,0 %. Ежемесячная выручка аналитического отдела при этом составит:

809,71 тыс. руб. * 1,2 = 971,65 тыс. руб.

Ежемесячные затраты на содержание отдела составят при этом:

971,652 тыс. руб. *0,63 = 612,14 тыс. руб.

Тогда прибыль составит:

971,65 - 612,14 = 359,51 тыс. руб.

Деньги, полученные в результате увеличения прибыли (таблица 1), могут рассматриваться как источник доходов, направленных на покрытие затрат, связанных с разработкой программного продукта.

Таблица 1 - Сравнение показателей



Показатель

До внедрения СППР

После внедрения СППР

Изменения

1

Ежемесячная выручка, тыс. руб.

809,71

971,65

+ 161,94

2

Полная себестоимость,

тыс. руб.

550,60

612,14

+ 61,54

3

Прибыль, тыс. руб.

259,11

359,51

+100,40

4

Налог на прибыль, 24%

62,19

86,28

+24,09

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

196,92

273,23

+76,31
  1   2   3



Скачать файл (783 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru