Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - физическое воспитание детей с задержкой психического развития - файл 1.doc


Реферат - физическое воспитание детей с задержкой психического развития
скачать (93 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc93kb.18.12.2011 18:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра

дошкольной и социальной педагогики

РЕФЕРАТ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Выполнили:

Ольга Павловна Прасолова

Анна Сергеевна Елагинова

741 группа

Проверила:

Воронова Е.К. доцент,

кпн


Петрозаводск 2006

Содержание
Введение………………………………………………………………………3

1. Задержка психического развития…………………………...…….………4

1.1 Понятие задержки психического развития……………………………..4

1.2 Классификация задержки психического развития……………………..5

1.3 Характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………….....6

2. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития…...7

2.1 Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития……………………………………………………….7

2.2 Организованные формы двигательной деятельности………………….8

Заключение…………………………………………………………………..11

Список используемой литературы…………………………………………12

Приложение


Введение

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.

В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с задержкой психического развития. Отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось, однако большинство ученых указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие тонкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений (Н.И.Озерецкий, 1938; М.С.Певзнер, 1966; Н.П.Вайзман, 1971).

Создание новой модели образовательного учреждения компенсирующего вида «Детский сад – начальная школа» предполагает не только наличие оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию вторичных отклонений в развитии проблемного ребенка, но и определение новых направлений и технологий коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими психоречевые отклонения в развитии.

Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также лишь косвенную изученность проблемы физического воспитания детей этой категории, мы считаем изучение данной проблемы особо значимой.


1.^ Задержка психического развития

1.1 Понятие задержки психического развития.

Задержанное развитие это вариант дизонтогенеза, при котором отмечаются замедленный темп развития, легкая интеллектуальная недостаточность, занимающая промежуточное положение между умственной отсталостью и интеллектуальной нормой. Границы задержки психического развития определяются социальными критериями, требованиями, предъявляемыми к ребенку.

Задержка психического развития может быть как самостоятельным видом дизонтогенеза, так и входить в сложную структуру искаженного и дефицитарного развития.

Термин задержка психического развития некоторыми авторами, особенно клиницистами, заменяется понятием пограничная умственная отсталость, так как интеллект находится в пограничной зоне между нормой и патологией. К.С.Лебединский считает, что термин задержка психического развития оправдан как с теоретической, так и с практической точки зрения. Независимо от этиологии отмечаются именно задержка развития, дефицит знаний и навыков, запаздывание в формировании мышлении, способности к обобщению и абстрагированию.

Изучение задержки психического развития в нашей стране началось в 50-е годы Г.Е.Сухаревой и другими отечественными психологами. Термин был предложен Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в работах 60-70 годов. Само понятие задержка предполагает, что задержка психического развития имеет обратимый характер, при коррекционной работе или без нее ребенок догонит своих сверстников.
1.2 Классификация задержки психического развития

Т.А. Власова и М.С.Певзнер выделяют две основные формы задержки психического развития:

1. Обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом;

2.Обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

По классификации Г.Е.Сухаревой, основанной на этиопатогенетическом принципе, выделяют следующие формы задержки развитии:

1.интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания;

2.интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3. интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

4. интеллектуальные нарушения в связи с поражением слуха, зрения. Дефектами речи, чтения и письма;

5. интеллектуальные нарушения в резидуальном периоде инфекционных и травматических заболеваний центральной нервной системы.

В настоящее время более распространена классификация задержанного развития, разработанная Лебединской. Она выделяет четыре основных варианта задержки психического развития на основе этиологии:

1. ЗПР конституционального происхождения;

2. ЗПР соматического происхождения;

3. ЗПР психогенного происхождения;

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Задержка психического развития характеризуется парциальной несформированностью высших психических функций.
1.3 Общая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть письмом, счетом и чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются. Работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.

Систематическое психологическое изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач.

Такие дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, у них бедный словарный запас. Дети с ЗПР плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, которая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с ЗПР.
2. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. 2.2Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Среди основных концептуальных положений программы следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А.Берштейн, Дж. Бруннер, М.М. Кольцова и др.).

Основными задачами являются:

1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;

2. Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;

3. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;

4. Создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;

5. Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;

6. Развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;

7. Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;

8. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

9. Обогащение познавательной сферы;

10. Развитие коммуникативной инициативы и активности;

11. Построение двигательного режима;

12.Осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психопедагогических служб.

2.2 Организованные формы деятельности.

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности.

^ Коррекционно-оздоровительная гимнастика.

Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них приходили заторможенными, вялыми, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

^ Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров.

Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:

- элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;

-пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры ля пальцев рук.

-артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;

-дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий.

Релаксация-использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

^ Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.

^ Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков (в среднем дети с нарушением речи усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения быстро утрачивают приобретенный двигательный опыт).

^ Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

^ Дополнительные виды занятий (спортивные танцы и аэробика) организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.
Заключение

Отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.

Знание особенностей развития детей с ЗПР помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий ЗПР.

Список используемой литературы:

1.Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005.

2.Фирсановав Н.А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с ЗПР /Н.А.Фирсанова// Адаптивная физическая культура 2004№3 /19/с10//.

3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР: Пособие для практических работников дошк. образ. уч./ под общ. Е.М.Мастюковой.-мМ.: АРЕТ.И, 2002.

4.Гольдфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей : Учебное пособие для студентов пед. Вузов/ И.Л.Гольдфельд; ГОУВПО «КГПУ»- Петрозаводск, 2004.-232с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижные игры

1. «Беги ко мне». Задача: совершенствовать умение бегать по прямой и умение выполнять движения по сигналу. Ребенок стоит в 8-10 метрах от взрослого. На его слова: «Беги ко мне!» - он бежит, а взрослый встречает его с разведенными руками и говорит: «Прибежал, а теперь беги назад». И ребенок возвращается на свое место. Повторить 3-4 раза.

2. «Лошадка». Задача: совершенствовать умение ходить, бегать, и согласовывать свои движения со словами взрослого. Один ребенок изображает «лошадку», другой «кучера», который запрягает «лошадку» (закрепляет на ней вожжи, и «лошадка» бежит в ту сторону, куда направляет ее кучер). После возвращения домой «кучер» кормит и чистит «лошадку». Затем они меняются ролями и снова отправляются в путь. Продолжительность игры 6-8 минут.

3. «Найди свой домик». Задача: совершенствовать умение ходить, бегать и находить свое место. Взрослый предлагает детям выбрать «домики». Это могут быть скамеечки, бревнышки, пеньки, кубики. У каждого ребенка отдельный домик. По сигналу взрослого дети выбегают из домиков погулять. Они резвятся до тех пор, пока взрослый не скажет: «Найди свой домик». По этому сигналу надо бежать в свой домик. Во время игры необходимо следить, чтобы дети легко бегали в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, не подбегали к своему домику до сигнала взрослого.

4. «Солнышко и дождик». Задача: совершенствовать умение бегать и находить свое место. Дети выбирают себе домики. По сигналу взрослого: «Солнышко!» - идут гулять, а по сигналу: «Дождик!» - прячутся в домики. В этой игре дети могут не только бегать, но и прыгать, имитируя движения птиц и животных (лисы, зайца, медведя). Повторить 3-4 раза.

5. «Найди игрушку». Задача: развивать наблюдательность и выдержку. Ребенок закрывает глаза, а взрослый в это время прячет игрушку. После слов: «Ищи игрушку!» - ребенок открывает глаза и идет искать ее. После того как игрушка найдена, игра начинается сначала. Повторить 3-4 раза.

6. «Прокати мяч». Задача: совершенствовать умение прокатывать и ловить мяч. Ребенок приседает на корточки в трех метрах от взрослого. Они прокатывают мяч друг другу толчком обеих рук. Продолжительность игры 4-6 минут.

7. «Допрыгни до мяча». Задача: совершенствовать умение прыгать в высоту с места. Взрослый держит в руке большой мяч в сетке. Ребенку предлагают подпрыгнуть вверх и дотронуться до мяча обеими руками. Мяч нужно держать на 10-15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Выполнять три серии прыжков по 6-8 раз в каждой.

8. «Прокати мяч в ворота». Задача: совершенствовать умение прокатывать и ловить мяч. Между детьми, катающими мяч, ставятся «ворота». Их могут заменить два кубика, две кегли, поставленные на расстоянии 50 см, или просто стул. Дети располагаются от ворот на расстоянии 1-1,5 м и прокатывают мяч в ворота. Повторить 4-5 раз.

9. «Доползи до обруча». Задача: совершенствовать умения ползания на четвереньках. Ребенок находится в одном конце комнаты. На расстоянии 4-5 м кладется на пол обруч. Ребенку предлагают доползти на четвереньках до обруча, взяв его, встать и поднять над головой. Затем положить обруч на пол и вернуться на своё место. Повторить 3-4 раза.

10. «Птички в гнездышках». Задача: совершенствование умения ориентироваться в пространстве. Разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живет несколько птиц». По сигналу птички вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. «Полетели птички в гнезда», - говорит воспитатель. Дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Воспитатель следит, чтобы дети не толкались, а помогали друг другу стать в обруч.


Скачать файл (93 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru