Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Современные международные отношения - файл 1.doc


Лекции - Современные международные отношения
скачать (184 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc184kb.16.11.2011 17:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Современные международные отношения.


Шмелев Борис Александрович, завкафедры МО.


ИМИОН. Институт информации.


06.09.10

Формирование нового междунар порядка, осн х-ки, факторы, опред его эволюцию.


Старый мир пор – ялтинская-постдамская сист междунар система – сост часть вестфальской мир системы 1648. Подсистемы – Вестфальская - Наполеон войны - Венская (принцип легитимизма, международное право появилось, заложены морал принципы), - Крымская война 1853-56, складывание, развитие Германии, Антанта, 1 мир война - Версальско-Вашингтонская (осн положения: попытка создать систему коллективной безопасности – осн ср-во обеспечения Лига Нации, недопущение реванша со стороны Германии, СССР и Герм – реваншистские гос-ва; Великобр не хотела усиления Франции, потому потакала Германии, 2я ошибка Запада – отказ попыток заставить Германию силой выполнять условия) – 2 мир война - Ялтинская-Постдамская (биполярная система, у двух сверхдержав – свой концепт – коммунизм и демократизм, управляемая система, демократичная, стабильная). Окт 73 египет нападает на израиль, терпит поражение. В каждой зоне геополит ответственности две сверхдерж поддерживали стабильность. Конец 75 доктрина Соненфельда. Интересы США – зап европа, интересы СССР – Вост Европа. СССР отвергли идею. После КрАЗа – структуры влияния распались, НАТО продв на восток, Я-П система демонтирована. Особ ее распада в тром,что он не произошел одномоменто.

Особенности:

  1. Рассм в качестве основных актором МО – гос-ва

  2. В рамка систем гос-ва строят свои отношения с другими гос-ми исходя из своих нац интересов

  3. Все сист строились на основе баланса сил



13.09.2010

Почему США так быстро развились? – умная элита, собирание мозгов, не было войн таких. В России тормозила жесткая концентрация гос власть, нет нац идеи, коррупция, слабое развитие гражданского общ-ва, поздняя отмена креп права.

1948 провозгл независимости Израиля – пустыня. Сейчас – мощная держава. Аэрокосм отрасль – 1990, советские инженеры. Гл партнер в обл вооружения Индии- продает дорогое вооружение Индии. Без конца воевал. Получает субсидии от США, еврейских оганиз европы. Участ в созд инновационной экономики.

Турция – за посл 10 лет ВВП ув в 3 раза.

Новая технология требует новых качественных социально-экономических отношений. Одно другое вытягивает. С одной стотроны в рос ув смертность, с другой – безработица -7%. По психологии –прежняя структура власти, сопротивлении я гр общ-ва нет. Власть – как вода, остановить ее может только гражд общество, а мы не можем организоваться. Нет организованного протестного движения.

^ Американская концепция нового мирового порядка. Роль США в совр междунар отнош.

Можно ли рассм принципы успеха США как универсальные для всего мира? Тогда мир сделает рывок, исчезнут войны, появится новая система отношений или это иллюзия? А если универсальна, можно ли навязать ее силой?

Принципиально политика США с обамой не поменялась, сменились акценты.

В Ам внеш политике всегда присутствовали 2 аспекта: идеалистический – попытка реализовать идеалф, укрепить в тех или иных странах 2. Ам прагматизм – реализуют нац интересы, создавая условия для деят-ти своих корпораций. След ам политика становится циничной. Политика двойных стандартов. Вопреки прогнозам, крушение СССР не вызвало распада зап коалиции, не привело к усилению национализма во внеш политке западных стран, не привело к созданию каких-то групп, направленных на ослабление ам мощи. Напротив,, распад СССР открыл дорогу к усилению ам гегемонии в междунар отношениях. С исчезновением СССР, не только угроза ам территории, но и к-л фор мА угрозы влиянию США в лат ам, в европе, была ликвидирована. Это и создало для США возможность глобального доминир без прецедентов в мир истории. С крушении СССР окончился полувековой период формирования междунар политики на основе баланса сил, у США появились беспреценд возможности влияния на мир. Откр материал, экономич и культур возм-ти. Появл реал возм и мотивация для перестройки всего мира. Механизм достиж этой цели – это распр инст демократии, укреп прав человека, насаждения модели развития, прижившейся в Америке. США после распада СССР приступают к перестройке всей систему междунар отнош с учетом своего видения МО и своей роли в этих МО. – Война в перс заливе в 90 г против Ирака, воен дейст в Боснии и Герцеговине, балкан кризис, агрессия против сербии в 99 г, вв войск в Афганистан, ирак, активн дейст на постсов пространстве. Кол-во воен дейст США после ок холл войны намного превысили число воен дейст в период хол войны.

Суть ам внеш, оч хорошо опред буш мл. Наша страна будет определять обстоятельства своего времени, а не они будут решать ее судьбу. Сформулир еще положения доктрины буша – ам действует сама без оглядки на других, ам явл сверхдержавой и может обходить обязательные для всех права и законы.

Устойчивость демокр политики –между демокр и республиканцами нет принципиальных различий, хотя есть разница. Оппозиция ловит провалы стоящих у власти. Нац идея одна.

Райс в 2000 году сказала «Адм буша приступит к делу исходя из твердых осн национальных интересах, а вовсе не интересуясь идеей международного сообщества».

Осн эл-ты этой ам стратегии: 1. Строит-во однопол мира . задача –недопустить 2-й сверхдержвы, способной бросить вызов США. 2. Сущ реальная угроза со стор террористов, поэтому нужно решительно дейст на опережение. Усил превентивной дип вплоть до нанесения превент ударов 3. Отказ от проведения политики сдерживания. 4. Сша отказ от общепринятого понятия гос суверенитета, считают, что имеют право на вмешательства во внутр дела гос-ва. Принцип огранич суверенитета распр только на другие гос-ва. 5. Правит ответственно за то, что происх в пределах их гос границы, если гос-ва не могут это контролировать, то другие страны получают право на превентивный удар в целях самообороны. 5. Многостор договор соглашения о сотрудничестве и безопасности теряют для США свою значимость. Терроризм не ждет, нужно оп ираться на собств понимание. Отказ подпис дог и соглаш обязывающие, дог с др правит-ми на основе джентельмен согл. Писм обязательств ам брать на себя не будет6. Союзы имеют огр ценность, ам будет пользоваться союзами по своему усм 7. Нов ам стратегия не придает центрального значения поддержанию мир стабильности. Миру придется смириться с ам одновторонностью. Стабильность не может быть целью самой по себе. Ам не соб строить некий стбалильный глобал порядок,а намерена уничтожать своих противников, даже если это приведет к уменьш стабильности.

Клинтон в 1991 году пришел под лозунгом «все дело в экономике» гл внимание – внутриполитич проблемам, постепенно нач формулир внешнепол стратегию, проявл в ходе урегулир в ходе балканского кризиса, весной 1999 в агрессии против сербии. При обаме принципиально изменилось. Стали рассм также угрозу, проистекающую также изнутри. Обама стал понимать, что в одиночку они управлять миром уже не могут. США должна отказаться от политики гегемонизма и перейти к политике лидерства, создать опред группу гос-в, возглавить ее и на осн переговоров осуществлять политику перестройки совр междунар отношений. Сняли тезис о том, что ислам – это осн угроза нац безопасности. Согласие на строит-во мечети на месте башен близнецов. Политика перезагрузки с россией. Предл китаю сотрудничать в управлении миром - Кондоминиум.

В ам встретила сопротивление реформа здравоохр обамы, он должен поднять рейтинг.

20.09.2010. Семинар. Мухина Яна Борисовна. 228 к. Построение нового мирового порядка.

Причина слома Ялтинско-Потсдамской конференции.

1 проблема – крушение СССР. Окончилась ли холодная война?

Войны обнуляют все договоры. Все системы рождались и заканчивались в вонйнах. Отл черта – ялтинско-пост сист закончилась мирно, часть документов не аннулированы, напр Хельсинские договоры. Нормы права продолж дейст.

Вестфальская – Венская – Вашинтонгско-.

Ялп-пост устойчивая система – биполярная. Страны делятся на страны влияния. Проще поддерживать баланс сил. Любая физическая система биполярна – плюс и минус. Многополюсный порядок не м б устойчивым, потому что все полюса д б обладать равными силами. Однополярная система рано или поздно получит противовес.

Вестф однополярная - франция, венская биполярная – великобр россия.

ООН – один из центр эл-тов ялт-постам сист. С развалом СССР у ООН ум сфера влияния. Идеи коллективной безопасности до ялт-пост сист существовали – священный союз. ООН не решило ни один конфликт.

Причины слома:

- эк трудности СССР

- влияние на умы 60-70. Дискуссии, концерны. Внушалось, что не соблюдались права человека. Менялась идеология от хрущевской оттепели. Элита мыслит идеалами западного общества. Распыление идеи полюса биполярной системы, рушалась идея. 70 – плановая модель стала зависима от доллара, появилось понятие нефтедоллара.

- противостояние интересов в странах 3-го мира. – оказались в рамках чужих глобальных проектов. 1917 – коммунистический проект, 1990 – западное идейное воздействие, наступ запада на сферу наших интересов. Чужая система ценностей

- перекос дипломатии горбачева, односторонние уступки западу.

Логика конфликта биполярного носит геополитический характер. Идеальные очертания границ с точки зрения безопасности, восстановили границы российской империи.

^ Наталья Нарачницкая «Россия и русские в мировой истории»

Аурели Печчи «Человеческие качества» исчезает моральный фактор. Размывание суверенитета

Иммануил Валлерстайн.

^ Внешняя политика россии взять в библ. Под ред панова.

Современные угрозы – незаконные миграции, наркотики, терроризм, нарушение режима нераспространения ОМ У.

Военный конфликт –уч пограничные силы, война – участвуют армии.

Новые моменты в геополитики после холл войны. Определяет во многом политику США в Европе, в постсов пространстве и т.д., геополит интересы ЕС определяют во многом ситуацию в мире. Геополит интересы рос влияют на форм мир порядка. Появ геополитика Цивилизация дБ экспансивной, закон истор разв цив, это подтв ее дееспособность. Расшир культурного, экономического влияния цив. Геопол экспансия кита- миграция,экономич экспансия. Информационная, экологическая геополитика.

04.10.2010

ЕС в СМО.

Нынешняя структура ЕС - продукт развития зап европы в послевоен период. Начало интегреции в ЗЕ положено 18 апреля 1951 подписанием договора Уголь и Сталь (?). Инициаторы - Жан Моне, Робер Шоман, Поуль Анри Спа, Де Гаспери. Исходили из примата экономической интеграции над политической. Соответствия политических решений экономическим интересам. 2. исх из принципа субсидиарности ,т.е. гармонического распр полномочий между институтами и этажами полит власти 3. принципа постепенности и поэтапности. 4. политики малых шагов, кот подг основу для послед более крупных шагов.

Состав Европ объед угля и стали вошли ФР, Герм, Ит и страны бенелюкса: . Ставка на вкл германии в эк отношения, кот создавала усл-я для контроля эк над развитием германии. 1955 страны 6-ки решили создать общий рынок, договорились интегрировать свою атомную промышл. Март 1957 - Подписаны договоры о создании Евроатом и еврогп экономического сообщества - ЕЭС.Нет и намека на полит интеграцию. Подчерк экономич х-р интеграционной группировки. Означали шаг вперед на пути политич сближения 6-ки. договор о создании общего рынка - последовательная программа поэтапного углубления интеграции. сначала таможенный союз, затем обесп свободного движения раб силыЫ, капиталов и услуг, затем - валютный союз. Разв усешно, предпосылки для вкл други стран. присоеди великобр, дания, ирландия - 1973. 2-е расш - 1981 греция. 1986 - испания, португалия. Присоед к общему рынку - общий стран для разв экономики стран ЮЕ, открывало путь массированному притоку иностр инвест, интеграции этих стран в мировую экономику. Содействовало положительным сдвигам в обществ сознании, демокр сдвигам в этих странах. португалия до 1982 - фашистский режим во главе с Салазаром. в испании - фаш режим франко, греция - черные полковники. эти страны были отсталыми. Благоадаря членству в ЕС эти страны стали высокоразвитыми европ странами. 1984 возглавлявшие комиссию еропейских сообществ Жак де Ло выдвинул проект Европа-92. Суть -формулир в едином Европейском Акт, раздвигал сферу применения интеграционного начала, вкл новые области - волютная политика, оказание помощи, НТп, охрана окр среды. Усуверш механизм принятия решения, расширив права Европ Парламента. Падение берлин стены и окончание холодной войны открыло путь в ЕС Австрии, Финдяндии, Швеция - 3-е расшир ЕС. К нач 90-х Европ интеграция, основанная на принципах наднационального х-ра институтов и консенсуса исчерпала себя. Надо было вых на новые формы интеграции. Крах реального социализма и появл новых гос-в рассматривал вступление в ЕС как главную цель своей внешней политики, сделало ЕС центром притяжения для всейост европы, вкл и страны СНГ. Ув удельного веса интегрированной европы в мировом ВВП в соед с возросшей активностью сообщества в МО превратили его в один из центров мировой политики и экономики. 18% мирового ВВП, на долю США - 22%, Китая - 16%. ЕС нач вын планы продолжения интеграции и повышения роли в междунар делах- они определены в Масстрихтском договоре (нидерланды), принятом 7 февр 1990 г. Договор о Европейском союзе. Вступилв силу 1 ноя 1993 г. Новые задачи, кот ставил договор: 1. цель содействовать устойчивому и гармоничному эк и соц прогессу путем создания пространства без внутренней границы, т.е. создание пр-ва, в рамках к-го свободно бы циркулировали товары и раб сила .2. цель утверждения его индивидуальности на межднар арене путем осущ общей политики, политики безопасности, вкл в дальн общей оборонительной политики и в дальнейшем общей создание общих сил обороны. 3. задача обеспечения координации или согласованности внешнеполит действий стран-членов ЕС в общем контексте внешней политики, политики в сфере безопаности, экономики т.д. 4. задача определения принципов и ориентирово общей внешней политики, наметить стратегии внешнеполит деят-ти ЕС и в области безопасности. Задача превр ЕС в активного субъекта МО.

Страны ВЕ, хотевшие вступить в ЕС не были к этому экономически готовы, но лидеры понимали, что предоставив эти страны самим себе, это подорвет безопасность Европы. Опасность тоталитаризма, национализма в ВЕ. Принято решении о вкл этих стран в состав ЕС. Принято на Копенгагенском саммите ЕС в июне 1993. Входит понятие новой и старой Европы – ее озвучил Дональд Рамсфель. Вышеградская группа – Чехия, Словакия, Польша – крупная регионал держава, Венгрия – локомотив новой Европы. при условии соблюдения определенных критериев стран-претендентов - копенгагенские критерии. 2 критерия - Маастристский критерии - касается состояния эк развития, дефицит не превыш 3% от ВВП, инфл не превыш 3% в год, и Копенгагенский критерии - касались усл-й вступления новых претендентов в ЕС. 1. дб иметь стабильные институты, обесп демократию, законность, прача человека 2. иметь функционир рыночную экономику, способную выдержать конкуренцию и справляться с действиям рыночных сил в странах центральной Европы и ЕС. 3. проявлять готовность и способность принять на себя все обязательства, связ с членством ЕС. выражать согласие с ... Устанавливался переходный период, в течении к-го они дб подг к членству в ЕС. 1999 страны Балтии, 2004 страны центр Европы- самая мощная волна – Венгрия, Чехия, Польша, Румыния, Кипр. 2007 Болгария. Норвегия, Швейцария, Турция, Албания, Македония, (югосл гос-ва кроме Словении), Лихтенштейн не входят. На наст момент – заявки подали – Хорватия, Турция, Македония. Новое расширение не планируется на волне кризиса. Программа восточного соседства, появилась в 2004 году направлена на улучшение отношения со странами, граничащими с ЕС. Входят 16 стран – страны ВЕ, страны средиземноморья. Пограничная зона влияния – интересы России и Европы. Проблема втягивания Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана. Вхождение Турции в ЕС вызвано геополитикой. Турция интересна Европе сточки зрения втягивания ее в конфронтацию с РФ. Турция замыкает на себя пространство среднего востока, мягкое подбрюшье РФ. Программа восточное соседство. Сначала создаются отчеты, доклады по странам, затем двухсторонние планы действия и затем финансирование. Критерии схожи с копенгагенскими. ЕС создает вокруг себя ареал хорошо управляемых стран. В 2007 пыл дальнейшего расширения затих. С 2007 эта программа замыкается на Польшу. Дискуссия между Польшей и старой Европы. Польша проводник интересов расширения.

^ Лиссабонский договор – 2005. Создаются 2 должности. Высокий представитель по безопасности и Президент ЕС. Появляется единый вектор внешней политики. ЕС получает правосубъектность. Высшая ступень интеграции – попытка создать единую конституцию. Впервые оговаривается процедура выхода. 2008-2009 общая европейская конституция не состоялась. Провал.

в копенгагенском решении было зап: расшир союза возм лишь в том случае, если оно не ставит под угрозу сам интеграционный процесс. Напр против вступления в ЕС России и Турции. Это положение давало основание странам-членам ЕС отказать тем или иным странам во вступление в ЕС. Автомат вступления быть не могло.

Процесс развития ЕС привел к тому, что многие тех целей, сформулир в Маастрихском договре достигнуты: созданы шенгенская зона, валютный союз, введено евро, процесс унификации внутреннего законодательтва стран-членов ЕС. Расшир ЕС, вкл в ЕС бывших соц стран спсобствовало тому, что Европа превр в зону безопасности и стабильности, зону устойчивой демократии. Вступл в ЕС озн для соц стран европеизацию как особую форму модернизации, европеизация как шир процесс эк, полит и соц преобразований. идеология европеизации рассм как демокр, либеральная идеология, не претенд на гегемонию, как многонациональная и мультикультурная идеология и эта притегательность ЕС для Европ стран обусл этими факторами и тем, что на этом пространстве созд условия для защиты демократии и прав наицональных меньшинств.

^ ЗЕС – Западно европ союз – в начале 60-х, 1963 – попытка сделать свою европейскую оборону, европейская армия. Не получила значение. До 91 года вся оборона европы была встроена в структуру НАТО. До сегоднящнего дня Европ ситуация базируется на НАТО. С 1991 года муссируется идея создания собственной армии, вопрос выживания НАТО

После успешного решения задач Маастрихта, ЕС столкнулся с проблемой, связ с выработкой общей внешней политики и политики в обл внешней безопасности. Необходимость выработки общ внеш пол и оборон политкии связ с опред расхождениями между ЕС и США. агрессивная внеш пол США не вызывала у стран-членов ЕС поддержки и стимулировалав них стремление дистанцироваться от такой политики и действовать самостоятельно. Эти вопросы разраб в Амстердамском договоре 1997 г. Появляется аббреваатура ОВПБ. 1998 - Больш знач имела встреча президента Фр Ширака и Великобр Блере , на кот принята декларация Сэн-мало, куда позднее присоед германия. Декларация послужила отправной точкой для разработки проекта европейского пула военных ресурсов, те для созд военного контингента, подчиненного структуре ЕС и потенциально независимого от НАТО. Принятие декр сен-мало стало возможно от позитивного сдвига брит правит-во в о главе с блэром. в документе говорилось: ЕС дб в состоянии играть соотв ео потенциалу роль на международной арене, для достиж данно целе необх наделить союз потенциалом, подеркпл убедительной военной составляющей. Говорилось о необх-ти придания ЕС принятия решений и подкл воен силой ситуациях, в которые НАТО как единая сила вовлечено не будет, тк нато было орудием СШАи находилось под его контролем. Делали ставку на западно-европ союз, нужно его реанимировать, подчинить его ЕС и он дб инструментом проведения согласованной политики в обл безопасности и обороны. Но агрессия НАТО против Югославии в марте июня 1999 года показала, что Европа не облад военным потенциалом, способным решать те или иные проблемы безопасности без содействия США. нет войск, системы логистики, транспорт самолетов, системы разведки и наведени. все ракет удары по югосл наносились американцами. События в югосл подтолкнули европу к проведению более активной политики в выработке политкии общей военной безопасности. Продолжая линию на выработку общей внеш полит, страны ЕС в дек 2003 года приняли Европескую стратегию безопасности. В ней ставились основные задачи по укреплению безопасности в европе. : превращение европы в зону мира, стабильности, процветания, подчерк что ни одна старна не способна в одиночку разрешить сложные проблемы современности, европа по-прежнему нах перед лицом многих вызовов безопасности, напр балканы, 4. будучи союзом 25 гос-в, ЕС явл глобальным игромом и д разделить ответственность за безопасность и строительство лучшего мира, осн угрозы европ безоп: терроризм, расп ОМУ, органих преступность, политика несостояшихся государств, региональные конфликты. Перспективы европы будут зависеть от активности ЕС. Положение о том, что новые угрозы безопасности Европы не носят чисто военного характера поэтому не могут быть ликивидированы лишь с помощью военных ср-в, зафикс положение о том что европа заинт в том, чтобы граничащие с ней страны хорошо управлялись. Полож о том, что ЕС д содейст тому, чтобы к востоку от еС и вдоль ее границ в средеземноморье сущ кольцо хорошо упр стран, с которыми ЕС могло бы поддерживать отношения тесного сотрудничества, это полож трансформировано затем в политику соседства - кот имела 2 направл. полит соседства в отнош стран СНГи в отнош стран средиземноморья. Став задача проведения ЕС активной наступательной политики по укреплению своего влияния и безопасности на пост-советском пространтве. Говорилось, что созд новых разделит барьеров в связи с расщ европы не в ее интересах. адо распр свое сотрудничество и заняться политическими проблемами в этих странах. Подчерк, что особый интерес для ЕС предоставл ситуация на Южном квказе, необх прилагать силы в разреш арабо-израидльского окнфликта, указ, что регион средиземноморья д нах во внимании ЕС - сформулир объемная политическая программа деятельности ЕС, которая затем последовательно и поступательно реализовывалась.

Этот документ намечал стратегию борьбы ЕС за европ стабильность и безопасность и был нацелен на превр ЕС в один из важн эл-тов, центров силы совр МО.

ЕС д действовать прежде чем положение стран вокург ес начнет ухудшаться, до того, как дело дойдет до кризса. ЕС д дейст с опережением. для укрепл статуса ЕС в мО для далн развития миграционных процессов обсужд вопрос о развитии политической интеграции, что предполагало принятие конституции ЕС, усилени ироли наднациональных органов ЕС и снижения роли национальных государств в политике и отказа от принципа консенсуса при голосовании. эти в -сы обсуждались в ходе переговоров в Ницце в дек 2001 г. Саммит Ес. кот принял 1. новую стратегию расширения, увяз со стратегией институциональных реформ, заверш подписанием нового договора о европ союзе. Руководители гос-членов ЕС стремились подвинуться далеко по пути глубоких институциональных преобразований. вступ в силу 1 фев 2003 г. Один из централ в-сов - процедура принятия решений. этот договор огранич компетенцию национал гос-в в прогцессе принятия решений, т.к. сужалался принцип действия епринципа единогласия вЕС. дог предусм нового толкования "квалифицированное большинство" - если гос-во несогласно с реш, которые применяются, оно должно их выполнять. принято реш о рзраб конституции ЕС. представл проект такой конституции. Гл идея полож в основу этого проекта конституции - передача значит части суверенитета членов в ведение наднациональных органов ЕС. Речь шла о созд квазифедеративного государства Европа. Планирогвалось введ поста президента ес, предусм отмена права наицональных вето во многих обл. конституция подл ратификации национальными парламентами, которым дб предшеств референдумы. входе референдумов во фр и нидерландах, этот проект не был принят. попытки обойти трудность ни к чму не привели, пришлось приступить к разработке нового проекта конституции, кот был принят в ноя 2009 в лиссабоне и кот получил назв Лиссабонского соглашения. Осн положения совп с осн полож конституц акта, разраб ранее. Для защиты инетресов нац гос-ва, введен принцип "двойного большинства" при голосовании, когда наряду с большинством голосов нужно было иметь и большинство голосов тех стран, население которых в сумме составляет более 62% от ЕС. система перестраховки.

крупные муждунар кризисы, регулируемые с помощью ЕС - имеет 17 миссия в мире. 1. балканский кризис миссии ЕС дейст в Косово, урегул косовского кризиса принято в ЕС, ург кризиса в боснии и герцеговине, в македонии, 2. уч в поисках урегул кризиса на южн кавказе. 3. уч в поисках урегул преднестровского кризиса по формуле 2+5 преднестровье молдова -россия, украина, обсе, сша, ес 4. ближневост кризиса в рамках квартите - оон, сша, россия, ес. дейст эффективно настоячиво гибко. ставка на полит средства, на договоры, исп междунар права. цель у США одна, принципиальных расхожд нет, но методы и средства различны

1989 поездка Горбачева в ЕС. 1993 СПС – базовый и рамочный. В 1998 ратифицирован. В 2008-2009 дб продляться. Пока его нет. Проблема расширения Европы на Восток, 2 проблема энергетического диалога. Россия подписала, но не ратифицировала. Европа делает акцент на диверсификацию. Играют на рос противоречиях. 3. Демократический контекст. Проблема прав человека. Участвуем в Совете Европы. 4. Попытка фальсификации итогов второй мировой войны. 5. Проблема визового режима. ТАСИС и ТЕМПУс программы Весь менеджмент – западноевропейский.

Уил Хаттен «Мир в котором мы живем».

18.10.2010. Югославский кризис. 25.10-1.11 – семинары.


Когда и почему возник? Составные эл-ты. Динамика развития. Что из себя представляет ЮК сегодня.

ЮК возник в результате распада Социалистической Федеративной респ Югославии в июне 1991 г. Распад был обусловлен рядом факторов исторического, политического, экономического, социал и геополитич х-ра. Историч факторы, повлиявшие на распад Югославии связаны с тем, что провозглашенная независимость югославии в феврале 1991 была искусственной. Королевство сербов, хорватов и словенцев - провозглашена независимость 1 декабря … Народы, объедин в этом гос-ве не стремились к объединению в рамках одного гос-ва. Гос-во создано под давлением и в интересах стран-победительниц в первой мир. Войне Анлии и Фр, которые видели в этом гос-ве преграду распр влияния германии на балканы. Народы, сост гос-во: сербы (православие, после 1878 сущ кА кнезависимое гос-во), хорваты (кот до этого были сост частью австро-венгерской империи, воевала в 1 мир войне ссербией, католицизм, хорв полит класс пошел на объед с сербией, т.к. опасался, что после распада австро-венгрией, хорватия может быть захв италией), словенцы (сост часть австро-венгер монархии, тоже воевала с сербией, католики), черногория (православия, развивалась как маленькое независ княжество), босния и герцеговина ( кот до 1878 вх в состав оттоманской империи, и в 1878 передана под протекторат австро—венгрии, которая в 1908 году ее аннексировала и вкл в состав империи, что привело к первому боснийскому кризису, россия это рпоглотила, не была готова к войне, проэживали сербы, хорваты и мусульмане – турк, в 1912 в результате 1-й балканской войны были присоединены к сербии), Косово (православн сербы и мусульмане-албанцы, кот до 1912 вх в сост оттоманской империи, в ходе 1 балканской войны, где турция потерпела поражение отсербии, хорватии, черногории, присоед к сербии), воеводина (вх в сост австро-венгер империи, проживало венгры). Разная история, религии, культура, сложные отношения друг с другом.


1 дек 1918 провозгл независ королевства сербов, хорватов и словенцев. 2 дек начались проблемы во взаимоотнош между хорватским и сербским правящим классом. Полит центр этого нового гос-ва нах в Белграде, возгл сербский король Александр. Правительство нах в Белграде и в основном сост из сербов, но экономически самым мощным регионом была Хорватия и Словения. Сербия – сельхоз район. Хорв – процесс индустриализации, создангы очаги промышл-ти. Хорв буржуазия и полит класс не хотели жить в унитарном гос-ве, управляемым сербами. Начали пров борьбу за предоставление им больших прав в определении политики этого гос-ва. Начали вести борьбу за полит самооопред. Борьбу также осущ македонские националисты и полит класс словении.


Борьба с Белградом за полит самоопред со стор хорватов привела к тому, что в 1929 возник крайне националист хорв партия – усшташская партия и во главе с Поверичем. Штаб квартира – в Риме, пользовалась поддержкой фашист Италией, затем периориент на герм. Программа партии: создание независимого, этнически чистого хорватского гос-ва. В хорв на ряду с хорватами проживало несколько сот тысяч сербов в основном в районах, прилегающих к Сербии. Появились там в 17-18 веках во время сущ оттоманской империи- бежали в австро-венгрии, ге их принимали и селили на границе с оттоман империей. Районы назывались краины – серба – краишниками. Должны были защищать границы. Сербов планировалось – 1.3 выдать сербии, 1.3 уничтожить, 1.3 окатоличить. Борьба хорв буржуазии окончилась успехом, т.к. в 1936 г хорв получает самоуправление, провозгл самоуправляющимся регионом в составе гос-ва под названием хорватская бановина. Затем на самоупр начали претендовать словенцы и сами сербы.


1 апреля 1941 гит герм нападает на югославию. Ю была атакована армиями Италии, венгрии, германии ии болгарии. В теч недели были разгромлены. Ю перестала существовать. Апрель в хорв власть захватывают хорв фашисты, кот провозглашают независимое гос-во хорватие, нач реализация программа, намеченная на период создание партии. Сербы бегут в сербию. Избиение сербских крестьян.


В 1991 году хорв провозгл независимость. Сербы заявили, что в хорв гос-ве они жить не будут.

24 июня 1941 г. Юосиф Броз Тито поднимает восстание против фашистов, нач национально-освоодит борьба, кот трансформ частично в гражданскую войну. Комунист партия Ю разраб свою программу национал строит-ва после освобожд от захватчиков. 1943 в городе Яец в боснии и герцеговоине сост 2-е заседание народов освобожденной Ю, земл освобожд партизанами Тито. Собрались представители всех народов. Принято решение, что после окончания войны будет создана 2-я Ю, кот будет построена на федеративных принципах – 6 федеративн республиках. В сост сербии 2 автономных области – воеводина и косово. После освобожд Ю, после прихода к власти Тито, нач строит-во Ю на этих принципах. Полоены в основ 1-й Ю Конституции. ДФРЮ – демокр федеративн респ Ю. Казалось нац вопрос в стране решен. На терр хорватии в годы войны сущ концагерь ясеновац, в кот уничтожено 1,5 млн чел-к – в осн сербов. В мае 1945 хорв фашист армия отступала из хорв в астрию под напором сербск партиз войсками. Англичане передали всех хорватов в руки югославских партизан. Всех захв военных коммунисты тито перестреляли – 30 тыс чел-к.


Нац вопрос не возникал в первые годы, т.к. в 1948 обостр отнош между Тито и Сталиным, Ю и СССР. СССРс 194 предост помощб Ю, помогает в осущ индустриализации, личная дружба, Тито нагр орденом победы среди 5 чел-к. 1947 отнош нач резко обостряться. К лету 1948 – открытый конфликт. Июнь 1948 преставители коммунист партии вост европы, франции и италии принимается 1 резолюция Информбюро – вариант Коминтерна, где Югосл рук-во обвиняется в сотрудничестве с империализмом, скатывание на позиции троцкизма, потакание кулачества, антисов пропаганды.Призвание к смещению руководства Ю. Тито не допустил переворотов. Трагедия Ю народа. Сталин пользовался в Ю гигантским авторитетом. Сталин нач готовить вооруженную интервенцию в Ю. Предполагалось нанести удар из Венгрии, там начались военные маневры. 1949 приним 2-я резолюция Информбюро «Ю в руках банды шпионов и убийц». Политика культа личности в МО. 1949 процессы над деятелями коммунист партии Ю. Дело Петкова в Болгарии, В Румынии, в Албании, в Чехословакии дело Сламского, в Венгрии, в Польше. Тито жестко контролир ситуации, не допустил расправы над собой. 1953 сталин умирает. Меняются отношения к лучшему. 1955 приезжает с визитом Хрущем. Подпис белградская декларация, возложила всю ответтвенность за обострение отнош с Ю на Сталина, Берию и т.д. Эта борьба с СССР отодвинула проблемы, связанные с нац вопросом, сплотила народы Ю в стремлении противостоять давлению Сталина. Нац вопрос тогда рассм как часть классового и решение классового в-са предполагало и решение национал в-са. Нац вопрос сущ сам по себе. В нач 1960 стало очевидно, что нац вопрос есть и проявл в форме обостр отноше между сербами и хорв, сербами и албанцами из косово. 8 схезд коммунистов Ю – признано сущ наличия нац вопроса в Ю. впервые нац вопрос открыто себя проявил в ноя 1968 года, когда на улицы косово вышли албанские студенты под лозунгом – Косово – республика. Статус республики давал косово формальное право на выход из состава федерации, провозглашение незасиимого гос-ва. Демонстрации подавлены, но не сгладило противоречия. 1971 обостр все межнац противоречия, особ сербско-хорват. Обостр отнош между хорв и центром, но и между хорва и сербами, проживавшими в хорватии. Националист хорв движение возглавляли лидеры хорв коммунист партии. Взрыв национализма в хорв в 1971 и обостр нац в-са в Ю удалось на время ликвидировать благодаря авторитета и харизме Тито. В 1974 г Ю принимается новая Конституция, кот залож основы нового гос строя Ю. Ю стала разв как конфедерация. Конф не устойчивы. Прин конст 1974 – начало распада Ю. К предполагала создание коллективного президиума, кот состоял из лидеров 6 респ и 2 автономных краев. Косово и Воеводина имели равные права,как и Сербия, имели право вето. Во главе коллективного президиума, кот все решения принимал на основе консенсуса, стоял председатель, которым являлся руководитель той или иной респ, он дейст на 6 мес на основе ротации. Но в конст зап положение о том, что тито, пока жив –явл бессменным председателем. Апр 1980 умирает Тито, нач процесс обострения межнац противоречий. В конце 1970-х , нач 1980 – один из лидеров Ю, Кардель говорил, что Словения из ЮФ выйдет. апр 1981 нач массовые демонстрации в Косово, где албанцы требуют сттус республики. 1982 демонстр возобнл. Были убитые и раненые демонстранты. Нач обостр отнош между косово и сербией между Приштиной и Белградом. Нач обост отнош в Косово между албанцами и сербами из Косово. Перераст на уровень взаимоотнош между народами. Менялось соотнош между сербами и албанцами. В 1948 в Косово (чуть больше млн чел) 60% албанцев, 40% сербов, в 1960 примерно сохр, 1980 – в косово прожив 20% сербов, 80% албанцев, в 1990 – 90% албанцев, 10 сербов, сейчас 5% сербов. Происх за счет высоко рождаемости. Нехватало ресурсов из-за выс рождаемости албанцев. Сель-хоз край. Албанцы иммегрировали в зап-евр страны. Албанцы начали скупать земли, принадлежащие сербам. Начались поджоги, убийства, изнасилования. К 1986 в Сербии скопилось 50 тыс сербов, беженцев из косово. Жили лагерях беженев. Возмущение в Сербии, рост сербского национализма. К власти приходит Слободан Милошевич. Ответная реакция – рост национализма в Хорватии, Словении, Македонии.


Полит причины распада – в 1980 г социалистическая Ю переживала глубокий социально-экономич кризис. Социализм свои внутреннии потенции исчерпал, самоликвидировался. Самоуправленческий подход не смог справиться с этими вызовами. Страна нуждалась в реформах, но понимание в каждой республике было свое. 1990 – последний, 14 съезд. Обсуждаются в-сы хозяйственно-экономических реформ, договориться не удалось. Делегации хорватии и словении со съезда ушли. Попытка возобновления съезда в сент 1990 ни к чему не привела. Крах союза коммунистов Ю, распалась общая партия. Попытка создать обновленную партию успеха не имела. Распад партии означал, что мощные полит обручи, связывающие народы Ю в единое целое исчезло. Первые свободные выборы в хорватии привели к победе националистов.


Геополит факторы распада – к лету 1991 г социализм в Вост Евр социализм самоликвидировался, В этих условиях сохранять единую Ю западу не было смысла. Ю не имела такого геополит значения, как в годы холодной войны, запад не поддерживая сепаратистские дввиж Ю, не выступал за сохранение единства нации. СССР разваливаясь не мог оказать поддержки силам Ю, выступ за сохр единства. В июне 1991 приезжал министр обороны – Кадиевич, кот от имени геенралитет Ю народной армии спрашивал у сов рук, если генералы осущ военный переворот,чтобы не допустить развала, окажет ли СССР поддержку или нет. СССР ответил отказом.


В сербии популрна идея заговора, уничтожевшего Ю снаружи. Другая т зр – внутренние противоречии как причина распада. Внешний фактор – Запад в конце 1980 не протянул Ю руку помощи, когда она нах в кризиме. Должна была выплачивать займы различным государствам. Несколько миллиардов долларах. Просила новые займы и отсрочки. ЕС, ам дипломатии зап евр стран уговаривали словению из федерации не выходить. Оружие поставляли США и Венгрия подставными частными компаниями и фирмами.


Динамика распада и сост части кризиса.

26 мюня 1991 парламент хорватии и словении принимают декларацию о независимости и выходе словении и хорв и выходе из ЮФ. Центр правит-во отдает приказ взять под свой контроль все пункты перехода словении в западноевр страны. Словения нач борьбу с югославской народно армии. Нач гражданская война. 1 эл-т. Всего 6. 2. Кризис сербско-хорв отнош 3. Боснийский 4. Косовский 5. Македоснкий 6. Кризис сербско-македонских отношений.


01.11.2010. Семинар


08.11.2010. Китай в СМО. Китайская концепция нового мирового порядка.


Китай социалист страна, строит социализм с кит спецификой. Эта специфика закл в том, что социализм для К – это своеобразное ср-во для решения большого кол-ва проблем, с кот-ми К сталкивается в своем развитии. Одна из главн составляющих К социализма – в основе этого учения произошло смещение акцентов, которые ранее делались в соотв с учением Марска с интересов пролетариата на интересы К нации, ее возрождения. Эти интересы ставятся выше интересов пролетариата. Понятие нации К концепции социализма, во внеш политике К вышло на первый план. Гл цель, стоящая перед К – возрожд К, что подразум создание сильного гос-ва, которое по своей комплексной мощи и военному потенциалу не уступало бы никому на планете. Достижение такого ур-ня, кот было бы сопоставимо с крупнейшими державами. Задание внеш пол К – соответствовать этим целям. Несмотря на огромные достижения К, плоследние 25-30 лет, превр его из захолустья в первоклассную мир державу, страна обременена огромным кол-вом проблем. Темп развития К экономики поразительны и не имеют аналогов в мире. 10-12 % в год рост экономики. 2010 г. - темпы роста эк США, Европы – 1,5-2%, Россия – 4%, Китай – 10%. К удваивает ВВП примерно каждые 8-10 лет. Проблемы понимаются руководством страны, оно пытается их решить, но сложность проблем не позв решить их быстро.

Осн проблемы: 1. К экономика разв экстенсивным путем. Частично – сознательно, т.к. позволяет привлечь к произв труду огромные массы населения и смягчить проблемы безработицы, выживания кит населения. Исп гигантских трудовых ресурсов, исп др ресурсов. Произв труда в есколько раз ниже, чем в США, Европе. 2. Огромная численность населения. 1 200 млн, по неоф данным 1 500 млн – 700 млн. На сегодн день К решил проблему голода, налаж мед обслуж, образование, соц страхование. 3. Огромный разрыв в жизн уровне населения К, доходе. Прибрежный р-н им доход от 2000 $ в месяц, на западе – 200$ в месяц и меньше. 4. Обеспечение ресурсами. Только большие запасы низкокач угля. Руда из Австралии. К выплавляет в год 500 млн тонн стали, в США – 100, Рос – 60. 5. Проблема воды, экологии. Электроэнергетика базир на каменном угле, кот выбрус сернистый газ.

К в наст вр явл 2-3 экономикой мира. Нек говорят, что 1 – потребление 500 млн тонн стали, цемента соотв стране с ВВП 30 трлн $. Спорная концепция. Через 12-15 лет К эк будет 1. Качеств х-ки К ВВП гораздо хуже США, Японии. К не закончил процесс индустриализации

Осн задача К – создать благопр внешние усл-я для стабильного соц-эк и полит развития К.

Осн задачи внеш пол К – 1. Признание мир сообществом террит целостности К, признание Тайваня, Тибета и Синьтзаня как составн ч К. 2. Международное признание особых прав К в акватории южно-китайского моря 3. Достижение преоблад влияния в ю-в азии 4. Приемлемое для К решение терррит в-сов с соседними гос-ми 5. Поддержка соседними гос-ми споров с США и западом в целом 6. Фактич признание особых отношений между К и Монголией 7. Призн особых интересов К в центральной Азии 8. Отказ др стран от участия в антикит коалиций и от воен противостояния Китаю. 9. Призн ведущей роли К в АТР выраж в форме неформальных консультаций с Пекином при принятии важных внешнеполитич решений. 10. Готовность др стран принимать К эмигрантов. 11. Закрепл особ прав К меньшинств за рубежом, признание право Пекина на их защиту. 12. Продвижение употребление кит яз в азии, достижение двуязычий в районах компактного проживания китайцев.

Отл политики нынешнего К рук-ва от политики советского рук-ва по разв страны - К рук-во видит наличие проблем, говорит и ищет ср-ва для решения этих проблем. К внеш политика не агрессивна, не направлена на то, чтобы с помощью обострения отнош с др странами решать свои внутр проблемы, кит внеш пол служит интересам обеспечения внутр стабильности. К уходит от конфликтов со всеми странами мире, не ввяз в решение конфликтных ситуаций. Когда задеваются интересы К, К жестко реагирует. Пр. Кит-Яп отнош.

Междунар полож К – сегодня и в обозримом будущем нет прямой военной угрозы К со стороны ведущих мировых держав мира, которые могли бы разрушит ь его государственность. Междунаро позиция К достаточно прочная. Сущ ряд глобальных вызовов, кот так или иначе затрагивают интересы безопасности К. К важнейшая сост часть мир экономики. Все процессы сказываются на развитие К. В наст вр К превратился в мощного конкурента главным игрокам на мир рынке – США, ЕС, Японии. Конкурента, угрожающим их позициям на мир рынке. Обострение конкурентной борьбы, обострение довления на К как на конкурента. Проявление – ЕС и США требуют изменения курса юаня. Суть глобального вызова Китаю сост в том, что коммунистический китай не воспр западом как свой, а как потенциально опасный чужой. В момента обострения борьбы, силы запада исп тезис о коммунистической направленности китая, напирая на опасность китая. К для России и шанс и вызов. Мощная эк К дает возможность для развития соотв отраслей России, Вызов – тенденция превращения Р в сырьевой придаток К. Но это не значит, что нужно блокироваться с западом против К.

В условиях обострения конкурентной борьбы центров силы с К важно не допустить военно-политического конфликта К и США. Сущ мощный сдерж фактор в Кит-ам отнош, кот удерж обе стороны от обостр отношений. –эк интересы. Торговый оборот Кит иСША в 2009 сост свыше 300 млрд $. Кит имеет от этого огромное позитивное сальдо. К расм США как страну, кот явл гл препятствием на путе реализации ее нац стратегии. США представл единствую реальную военную и экономическую угрозу для К (может исп санкции). Политика К в отнош США крайне сдержанна, гибка и К делает все для того, чтобы не обострять отнош с США. К не стремится открыто проводить политику вытеснения США и подрыва влияния США, в первую очередь в зоне АТР. Двойственность К позиции – признавая роль США кА кстабилизирующего фактора в регионе АТР, К воспр войска США в этом регионе как проявление стратегии, призванной обеспечить доминирование США в этом регионе посредством сдерживания роста национальной мощи К. Как часть этой стратегии К рассм укрепление ам-яп альянса, базирование атомных подводных лодок на о. Гуам, также К рассм развертывание ПРО Ам с вкл в зону ее действия Тайваня. Тайвань – гл раздражитель кит-ам отнош и любая неосторожность и негибкость может привести к столкновению с К. Вопрос Тайваня для К принципиален и К готов пойти на крайние меры. К понимает, что сейчас и в обозримом будущем соотношение военной мощи не в пользу К и попытается уйти от открытого столкновения, но этому есть предел. К стремится занять такое место в глобальной политике, кот позволит ему играть одн из ключевых ролей в формировании мировой архитектуры безопасности. 4 направл внешнеполит стратегии К с помощью которой он пытается решить эту задачу. 1. Стремление ум отставание по стратегической мощи от ША засчет наращивания ядерного военного потенциала, совр видов вооруж, развития программы космоса, выход на совр научно-тех параметры 2. Активизация своей деят-ти в международ институтах – ООН, выстраивание диалога с ВТО и восьмеркой и ЕС. 3. Наращивание активизации на региональных направлениях в северо-вост Азии, в африке, Лат Америке 4. Продолж политики по обесп добрососедства с соседями, упор на экономич сотрудничество. Рук-во К выступ за развитие и укрепл связей между азиатскими странами и странами других континентов в форме совещания, сотрудничества на форумах, азия-лат америка, К выступил инициатором созыва крупного азиатского форума на острове ханань, создания зоны свободной торговли, объед Японию, Ю Корею и Китай. Опираясь на эк потенциал, К стремится взять на себя роль по продвижение интеграционных процессов в АТР, созданию новых интеграционных структур.


^ 15.11.2010 Китайская концепция нового мирового порядка.


Штоль ВВ. Армия нового мирового порядка.

22.11.2010 – семинар.


Журнал «мир перемен». №3 за 2010 – Китай.


Целостной концепции нет, но есть много высказываний руководителей страны, статей, кот позволяют опред осн параметры этой концепции. В совр междунар обстановке К выд 4 осн момента:

1. Они указ на то, что совр мир – мир многополярный. многопол мира – наличие неск крупных гос-в, опред осн тенденции развитии МО. Между этими центрами силами сущ сложные отнош взаимод и конкуренции, тем не менее не просматривается никаких условий для возник новой мир войны. Есть возможность сохр в обозримом будущем относительный мир. Не отрицается нал рагионал конфликтов и возник в перспективе новых. Причины – межнац и нац противоречия, религиозные распри, террит споры.

2. С каждым днем обостр междунар экономич конкуренция, эк полож во многих развив странах ухудш, разрыв между Югом и Севером усил. К представляется как самое крупное развив гос-во, как часть развив мира. Противоречие К как части разв мира с развитыми странами, в первую очередь с США.

3. Необх укреп мира во всем мире. Мир и разв взаимосвязан. Разв требует мира, а мир неотделим от разв. Для укреп мира необх преодоление полит гегемонизма, отказ от политики силы, что явл главным препятствием на пути к миру и разв. Гегемонизм – политика США. Кит лидеры подчерк, что К не должен быть лидером борьбы развив стран против развитых стран. Подчерк, что проблемы мира и развития в совр усл-ях связаны с процессом глобализации. Экономич глобализация ведет мир в тупик.

4. Подчерк важность общего или совместного развития всех гос-в мира. Совм разв на основе взаимного сотрудничества и должны способствовать укреп мира и стабильности во всем мире. Отмечая противоречивые взаимодействия разл центров силы в мире, говоря о политике гегемонизма США, кит рук подчерк, что в этой борьбе К должен быть настолько сильным, чтобы он мог выстоять и победить.

При этом есть уточнение тезиса: пока еще К недостаточно силен, его армия слаба и не отв совр требованиям, поэтому пока К нужно держаться в стороне, не проявл амбиций, отказ от участия в мир или регионал конфликтах, обесп при этом собств безопасность. К проводит линию, кот была определена еще Денсиопином инициатором политики реформ Китая. Смысл политики – не высовываться. Но в К полит лит-ре, в выступ К военных высок ранга нач звучать др мотив – пора К высовываться, что К уже достаточно силен, чтобы говорить громким голосом в междунар делах, участ в перестройке системы междунар отнош. Пока неизвестно, когда голоса трансформ в реал политику. Сейчас К влияет на междунар дела опосредованно, использ экономич рычаги, скоро ситуация изменится. К дал жесткий отпор Японии, когда в районе террит вод спорной территории Скинькаку были арестованы китайские рыболовные суда.


Все страны д действовать в рамках ООН и основываться на принципах устава ООН. Отрицают универсальность западной модели развития, негативно относятся к ам концепции насаждения демократия и заявляют, что мир многогранен и не может быть к-л одной модели развития.

В новом мир порядке необх утв новыую мир безопасность, ядро которого – взаимовыгодное, равноправное сотрудничество. Речь идет о глобализации проблем безопасности и указ на то, что взаимозавис всех стран в обл безоп углубляется и любому гос-ву трудно обесп свою безоп в одиночку.


Х-ки внеш политики Китая.

  1. К будет неуклонно проводить самостоят, суверенную, мирную внеш пол

  2. Гл задача внеш полит – борьба за мирное окруж. Созд условий для решения внутриполит проблем китая. Мир политика К будет длительной.

  3. Внеш пол д б самостоят и независ, что озн что К будет занимать по всем в-сам самостоят позицию, не будет примыкать ни к какому гос-ву, не будет вступать в тесную коалицию ни с одним гос-вом.

  4. Стремится к партнерским конструктивным отношениям, ничто не должно связывать действия К на мировой арене.


Новый мир порядок д б создан на основе 5 принципов сосуществования. Политик К строится на след принципах:

  1. Борьба против гегемонизма и политики силы за разрешение споров путем мир консультаций и переговоров

  2. Защита интересов народов гос-ва и нации

  3. Развитие эк сотрудничества со всеми странами

  4. Разв отнош с полит партиями других стран.

  5. Стремление организовать совм выступление как можно большего числа гос-в в поддержку идеи о создании нового международного полит и эк порядка.


Особ-ти тактики К дипломатии по реализ концепции и достиж внешнеполит целей: (внешнеполит – опред целей и задач, дипломатия – технологи по достижении этих целей).

  1. К должен хладнокровно наблюдать и оставаться в стороне от конфликтов и спорах.К не вступает в союзы с гос-ми и блоками гос-в, не участ в блоках.

  2. Добиваться от развитых стран такой политики, которая способствовала бы росту К. Разв страны должны помогать развитию К, это в их интересах.

  3. К будет раз норм отнош только с теми странами, кот не будут вмешиваться в ее внутр дела, посягать на ее право делать свой истор выбор – вопрос о правах чел-ка, режиме.

  4. К никому не навязывает свой строй – социализм и идеалогию – коммунизм но и не позволит никому навязывать свою идеологию. Новый мир порядок д базироваться на демокр принципах и принципах междунар права

  5. Борьба за утв принципа открытости во всем мире. Что позволяет К пронкать на рынки мира. К – фабрика мира. Если К прекратит экспорт, то столкнется с гигантским кол-вом проблем.


3 направления внеш политики К.

  1. Отнош с великими державами.

В подходе к России К исходит из след положений: К не должен вступать в союз с Р, но и не доводить отнош с Рос до конфронтации, азвимовыг пратнерские отнош. К не пойдет на союз с Р, направленный против Запада. Осн направл политики К по отнош к Р – усил взаимопон и взаимодоверие, решать в се в-сы в добрососедстве, решать пути развития, придерж курс на отнош дружбы и сотрудничестве, развив эк связи,содейст общему процветанию. развив отнош между людьми, превр границу в пояс дружбы и процветания. Совместно играть активную конструктивную роль в построении мира во всем мире.

К добив установ особых отнош с США. В первую очередь добив равенства с США в полит области. США и К две главн мир державы, не должны вступать в конфронтацию. В К выд 6 обл сотрудничества между двумя странами: 1. Защита мира, стабильности и процветания в АТР и во всем мире 2. Соглас позиций по вопросам нераспростр ОМП. 3. Созд системы междунар торговли на основе открытости и стабильности. 4. Взаимод в решении глобал проблем современности 5. Разв двустор сотрудн 6. Взаимод в СБ ООН.

  1. С развив странами

  2. С постсоветскими гос-ми


Борьба за объед страны, вкл Тайваня – рассм как завершение великого дела объединения роднины. До 1895 г входил в состав К империи. В ходе японо-кит войны К потерпел поражение и он был аннексирован Японимей и по симоно-секскому мир договору 1895 г отошел Японии. На Каирской встречи в дек 1943 г полсе тегеран конф Рузвельта Черчиля и Чайканши была догов, что после рзгорома японии тайвань вернется под К суверенитет и после разгрома Яп Т перешел под К суверенитет. Но в К развернулся гражд борьба Мао Цзе Дуна и Чайканши, кот потерпел поражение и бежал на Тайвань. Т был воспринят западными державами как правопреемник старого К, К республики. С 1945 г возникла проблема Тайваня. США брали на себя обязательство обесп независимость Тайваня. Господствует концепция «Одного Китая». К добивался того, чтобы были разорваны дип связи Тайваня со всеми странами мира. В 1972 США соглаш на то, чтобы в ООН присутствовал представитель КНР, в 1992 США уст дип отнош с К и разрыв дип отн с Т, но договор о безоп прод действовать. К отказ от силовых действий в отнош Т в целях воссоед. Тайваню предлагается концепция одно гос-ва, 2 строя. Т не будет иметь международно-правовой субъектности и своей армии. Т категорически отказ. Т – проблема принятия Конституции Тайваня. К объявил, что принятие К о суверенном Тайване будет означать войну. США требуют от Т не принимать Конституции. В К зреет убеждение, что в обозримом будущем вкл Т маловероятно. Предл концепция – одна нация, два гос-ва, кот нах в тесном военно-полит союзе. Концепции пока не получает широкого распр в К. В эк плане отнош развив успешно. Т снял запрет на инвестиции К на Т. Большие объемы товарооборота. Эк Тайваня оч развита, он имеет большие валютные резервы, предст собой наиболее острую проблему для безопасности в АТР. Пока не просм никаких процессов, которые позволили бы говорить о том, что ситуация выходит из-под контроля.


Структура региональной стабильности и безоп-ти в АТР.

К осн компонентам к обесп региональной стабил и безоп относ: традицион двусторон отношения и обязательства и многостор обязательства, деят-ть региональных, экономич организаций интеграционного типа. Осн проблема стабильности в АТР и С-В Азии явл то, что регион становится ключевым в мир политике и экономике, но не вх в сферу деят-ти глобальных организаций по обесп безоп-ти и не им регионал организ ,кот реглментировали бы сфера безоп-ти в этом регионе. По существу вся структура безоп-ти в регионе базир на двустор обязательствах.


22.11.2010


АТР – Япония, Корея, Китай, островные гос-ва в тихом океане, страны по побережью тихого океана. В рамках СМО, АТР ограничено Канада, США, Россия, Ю-В Азия, Новая Зеландия, Австралия, острова в тихом океане. Крупные игроки – Китай, США, Россия.

Африка в рамках СМО – то, что южнее Сахары.

АСЕАН – часть АТР.


Китай – Ху Дзинь Тао – концепция мирного развития. Повышение благосостояния населения.

Базовая линия, определяющая отношения между США и Китаем – визит Никсона в Китай - 1973 подписание Шанхайского Коммюнике. Стратегическое партнерство с далекими целями, но готовы закрыть глаза на такие проблемы, как права человека, Тайвань.

У Китая нет блоковой дипломатии, но входит в ШОС, тк ШОС не выступает против кого-то.

Сетевая дипломатия – не предполагает четких обязательств, объединение в структуры, форумы для решения каких-либо проблем на взаимовыгодном сотрудничестве. Цели меняются – выходят из Форума и т.д. ШОС – сетевая структура, нет четких параметров военных соглашений – экономические проблемы, проблемы безопасности. Цель Китая в ШОС – экономический интерес, природные ресурсы и им нужен емкий рынок, интересна Центральная Азия.

Китай вкладывают деньги в Африку, в Латинскую Америку, развивают инфраструктуру. Важная ресурсная составляющая, для этого осваивают ряд направления.

С т зр диаспаральной политики, у Китая высший фактор диаспоральный, при помощи диаспор К решает свои проблемы. Иностранные инвестиции – Китайские диаспоры вкладываются в Китай.

Россия-Китай. Договор о добрососедстве, 2001 – базовый. На оф уровне – бесконфликтная база, а приори нет территориальных проблем. Р интересна К как сырьевая база. К вкладывается в разработки месторождений. Р вооружает К. Экономическое партнерство не равнозначно. Есть логика стратегического партнерства и общие взгляды на многополярный мир. Р и К уст дипломатические отношения в 1689 г. Проблема границы довлела и проблема буферной зоны в Китае. 19-нач 20 в. Нам хотелось Манчжурию. К концу 19 решили спорные вопросы территории. В 2001 отдали амурские острова. В учебниках есть концепция, что от Читы до Анадыря все принадлежит К.


Проблема безопасности в рамках АТР. Взрывоопасный регион – Тайваньская проблема, Корея, Северные территории. АСЕАН – экономический форум, нет четкого устава, институционализация не закончена. США как часть АТР не дадут разгореться к-л конфликту в рамках АТР. США и Япония развертывают ПРО, военное сотрудничество. У США база на Гавайях. Тихий океан -проблема безопасности США.

Сан-францисская система 1951 г. – подрегиональная в регионе АТР. С Японией – потенциальный агрессор для стран региона. Ам дают гарантии остальным стран региона о том, что они будут защищать в случае агрессии Я. Серия двухсторонних соглашений между США – Таиланд, США – Малайзия. И тд. До середины 50-х система надстраивалась. Гарантии США для из безопасности. Поэтому Р в этом регионе сложно играть.

Китай – третий мир. К интересуют энергоресурсы.

В К нет проблемы голода, эпидемий, тотальной безграмотности.


АСЕАН сущ с 1967 г. Экономич организация – Малайзия, Индонезия, Таиланд, Сингапур, Филиппины. Лаос, Камбоджа, Вьетнам присоед позже. Площадка для дискуссий по проблемам помощи, эк развития, гуманитарного сотрудничества и т.д. Нет ни четкой структуры, ни лидеров. Нет четкой структуры.

^ Учебник Современная внешняя политика РФ. МГИМО.


Россия – НАТО

1954 – СССР направило в НАТО ноту с предложением войти в ее состав.

1 этап развития отношений 1990-1991. После Югославии- охлаждение.

2 этап 1999 - Римская декларация о сотрудничестве России и НАТО.

К началу нынешнего десятилетия отношения зашли в тупик.

3 этап сейчас. Россия готова строить с Западом ПРО. Расшир отнош. Программа Россия – ЕС по модернизации. Разворот в сторону Запада. 1,5 года назад Россия критиковала, сейчас обсуждается вопрос присоединения к этой программе и о членстве России в НАТО.


Саммит в Астане 2010. Идея объединения ОБСЕ с НАТО. В ОБСЕ решения обсуждаются, реализуются НАТО. Механизм по решению проблем европейской безопасности. Потом можно провести это через ООН, но там Россия – надо притягивать Россию.


^ 29.11.2010 – семинар.


06.12.2010. Исламский мир в СМО.


Исламский мир – совокуп гос-в исламских + совокупи с исламских общин разбросанных по всему миру – исламские общины в Татарстане, на Сев Кавказе, в Лондоне, в США и т.д.

Понятие шире – чем понятие организация исламских государств.

В эпоху биполярного мира каждая мусульманская страна имела своего постоянного патрона – США ил СССР или же соблюдая зыбкий нейтралитет балансировала между этими сверхдержавы. В первые годы холодной войны исламский мир не рассм как некое отдельная полит сила, оказывающая влияние на мировые политические процессы. Исл мир не рассм как отдельная внешняя угроза для мира и междунар безоп в целом и безопасности запада в частности. И офиц и позиционная идеология этих народов того времени была окрашена в националистические тона, а апелляция к религии носила ритуальный характер. В своем соц-эк и полит разв, страны исламского мира ориентировались на 2 модели – западную и советскую и осуществляли «догоняющую модель развития». Распад СССР показал неэффективность совет. модели развития и ислам гос-ва, ориентир на эту модель от нее отказались. Эти гос-ва назывались странами социалистической ориентации. Страны, не строящие социализм, но заимствовавшие положения социалист строит-ва применительно к себе. Страны, ориент на зап модель разв к концу 20 в также оказались в тяжелых соц-эк условиях т.к. в рамках этой модели развития они столкнулись с огромным кол-вом вызовов которые в рамках этой доктрины развития они решить не могли. Различия между элитой и осн массой, город-деревня. Все это сопровожд усилением западного культурного влияния, которое подрывало традиционные устои исламского общества. Те ислам гос-ва, кот ориент на зап модель, оказ в усло-ях глубокого соц-эк и полит кризиса. В этих усл-ях они начали пытаться создать альтернативный вариант развития для выхода из кризиса, родилась идея исламской альтернативы, кот завоевала популярность у значительной части населения мусульманских стран. Наиболее рельефно выпукло кризисные явл-я проявились в прошлом веке в Иране, что привело к победе исламской революции в Иране. Появл исламской альтернативы развития привело к возник исламского радикализма - стремление определенных социально-полит кругов обществ исламских гос-в строить все отношения на принципах шириата. По существу этот исламский радикализм явл естественным продолжением возникшего в среднии века – солофии – системы представлений, последователи кот выступали за возврат к истинному исламу и полит поведению общины времен пророка мухамеда и 4 пророков халифов. Именно так можно воссоздать ислам гос-во всеобщего благоденствия. Солофии и ее нынешний вариант ислам фундаментализм – этическая иллюзия, кот можно называть своебр идеологией развития исламского мира. До нач 80-х гг прошлого века ничто не предвещало трансформации локальных религиозных движений в глобальную сеть, которая на западе ассоциируется с исламской угрозой. Речь идет не о конкретной опасности, а о целом клубке разнообр проблем, совокуп которых представляет для запада серьезную угрозу. Ислам проблема-угроза это важнейшая геополит интрига 21 века. Многие из глав мир событий связаны с тем, что происх на земле ислама или напрямую с деят-тью мусульман стран и общин.

Крупные ислам гос-ва Индонезия, Пакистан, Бангладеш.

  1. Идет быстрый рост числ ислам мира. В 1980 – 780 млн, сейчас 1 млрд 400. 1980 – 18% населения к 2025 планируется одна треть.

  2. Осн группа населения – молодежь с преоблад возрастом 20-25 лет. В осн проживает в городах. Быстро идет процесс урбанизации. Выталкивание из деревни лишних рабочих рук.

  3. Достаточно высокий уровень образования. У молодежи выше чем у отцов.

Следовательно:

  1. Много молодежи – соц нестабильность, стремление к проведению реформ и революций. Молодежь подвижна в со плане, пассионарна, готова на действия. Нужно увлечь, дать лозунг и вождя.

  2. Много молодежи с высок ур-нем знаний – возрастает не совпадение между ур-нем знаний и властью.

  3. Молодежь радикальна- это влияет на политику.

  4. Рост населения выз ув потребности в ресурсах – давление ислам гос-в на др сопредельные народы и территории, погранич с исламским миром. Индо-пакистанскиц конфликт из-за Кашмира, Закавказье, Балканы, округ в Китае.

В этих условиях мусульмане обращаются к исламу как к решению всех сущ проблем. Это обращение к исламу шир народных масс ислам мира привело к возник «исламского возрождения» - попытка ислам цивилизации найти ответы на свои проблемы не в зап идеологиях а в исламе, создание своей модели соц-эк, полит и культурного разв. Закл также в своеобр ответе на вызовы современности, проявл в отвержении зап культуры и обращении к исламу. Ислам мир хочет модернизироваться, но не хочет вестернизироваться, трансформир в некое подобие зап цив. Ислам возрожд – широкое культурн, соц-полит движ, кот распр на весь исламский мир. Ислам фундаментализм – лдишь одна из составляющих ислам идей, обычаев и риторики. Ислам возрожд – не экстремизм, не изолир процесс, а процесс всеобъемлющий. В разных местах имеет свои особенности, но это общий процесс для всего ислам мире.

Исламизм проявл в том, что на смену коррумпированным режимам, оторванным от нужд народа в ислам странах в конце прош века к власти пришли режимы исламистского толка. Волна демократизации, кот прокатилась по миру в конце прошлого века проявилась на востоке в форме исламизма. Он стал функциональной заменой демократической оппозиции авторитаризму в христ странах и набирает силу.

Почему не победили светские партии и идеологии? СССР – распалось и прекр финанс поток, а демокр концепции зап толка не прижились - не было необх соц базы. Носители демокр идеологий демокр толка – те, кто получили образование на западе, немногочисленны, поддержкой не пользовались. Победа исламизма была неизбежна, не было альтернативы.

Сила исламистского возрождения и притягательность движения заставила полит режимы позаим исламские символы для своих полит режимов – подтверждение ислам х-ра своего народа и общества.

Постепенно исламизм стал фактором, определяющим отношения ислам мира с окружающим миром. Гл внутр задача исламизма – формулир исламской альтернативы западному пути развитию, внеш задача – определение позиции ислам цивилиз в ее отнош-ях с немусульманским миром. Идеология ислама жестко отстаив его цивилиз превосходство. Не нуждаются в том, чтобы кого-то догонять, их задача сформулир собств альтернативу, внедрять в жизнь и защитить от деформаций под влиянием из вне.

Плюс или минус для ислам мира? Минус, потому что исламизм отражает слабость мусульман сообщ-ва, не в силах справится с проблемами земными способами, обращаются к всевышнему, перекладывают на Аллаха ответственность за все ими совершаемое.

Опасность исламизма сост в том, что

1. эта проблема уводит от в-са модернизации общ-ва, созд иллюзию, что оптимал решение уже существует, но сущ злые силы во вне, препятств его развитию,

2. исламизм вытесняет светских полит конкурентов,

3. стимулирует ксенофобию,

4. ради достиж своих целей готов исп любые ср-ва вплоть до террора.

Дорастет ли илам цив до христиан цив? Когда решения соц-эк проблем будут связ не с Аллахом, а с действием людей? В Мусульман среде попытка объяснения причин отставания от запада принимает вид обвинения в запада. Глобализация трактуется как стремление окончательно вытеснить ислам на цив периферию, она направл на то, чтобы дать демократим зап образца доминир в мире. Найти форму сосущ между конфепциями зап развития и исламизма почти не возможно, это предопред осн параметры их взаимод-я и остроту меж-цив взаимодействий.


Скачать файл (184 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru