Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Теория международных отношений - файл 1.doc


Лекции - Теория международных отношений
скачать (243.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc244kb.16.11.2011 17:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Иванов Олег Петрович.

Литература – Цыганков «Теория международных отношений», Хрестоматия ТМО, Ломагин, Лесовский и др. «Введение в ТМО».


02.09.2010

ТМО часть политологии, ведется с 90-х. Попытки первые до 90х – Гантман – подходы.

Зачем изучаем ТМО?

- Научиться концептуально мыслить о МО

- Определять причинно-следств связь

- Выделять тенденции развития МО

- Раскрыть осн понятия МО

- Изучить методологические подходы и прикладные подходы и приклад методы познания МО


Главные в-сы:

- Почему МО развив таким образом?

- Почему проводится именно такая внешняя политика?

- Почему принимается именно такое внешнеполитическое решение?


Что такое МО? Факторы, события, процессы, нормы и потоки, пересекающие национальные границы. Многослойная, многофакторная, противоречивая среда.


^ Особенности современных МО:

- элементы анархичности – отсутсвие управляемости

- влияние на поведение международных акторов растущей институализации норм и правил. На актора влияет институализация, нормы и правила)

- противоречивость х-к (глобализация и фгагментация, сотрудничество и конфликт)

- глобализация мирового развития след. Размывание национального суверенитета, сближение национальных интересов. Пр.а– ЕС, появ Министр ин дел ЕС – Эштон.

- появление и рост влияния новых акторов. Пр. Появ террорист организаций – Аль Каида.

- уменьшение роли государств как гаранта индивидуальной и социальной безопасности.


^ Что изучает ТМО?

- взаимодействие между различными акторами, участвующими в междунар полит.

- индивидуальное и групповое поведение этих акторов междунар процессах.

^ Объект изучения ТМО

Сложная и противореч социал реальность, вкл:

- материальные факторы: геополит, экономич, воен, демогр

- нематериал (идеологич, информац, юридич, этич

- дипломатические, стратегические события и социокультурные нормы.

Также:

- информационные, финансовые, миграционные потоки

- процессы, как принятие решения, сотрудничество, переговоры, конфликты

- результаты или последствия факторов, событий, потоков и процессов

- глобализация и фрагментация.

^ В чем состоит задача науки? Выявление причинно-следственной связи, поиск устойчивости, повторяемости, скрытой за многообразием внешних явлений.

Роль теории:

- просеивание, отбор и систематизация (упорядочивание) эмпирического материала

- разработка основных понятий и категорий, с помощью которых можно анализировать поведение акторов.

Цели ТМО:

- упростить сложное междунар окружение

- помочь объяснить реальность

- продемонстрировать и разъяснить отношения, которые могут быть идентифицированы как нормы

- предсказать


^ Этапы развития ТМО:

- традиционная школа (примерно 1914-1949) в основе – история дипломатии (Николсон), исторический подход в рамках традиц школы – что когда как было

- Бихейвористский и аналитический этап (1950-1980). Развивались науки: ядерная физика, кибернетика, вычислительные технологии, что повлияло на политологию. Пользовались материалом, кот можно посчитать, измерить, говорили, что это более объективно, оперирование данных.

- пост бихейворизм (1980- наст вр).


Методология МО – совокупность приемов, способов и путей иначе методов познания.

- традиционная школа – больше внимания описыванию фактов. Букидит. Гр 5 в до н.э. – первый политолог. Его вывод – война начиналась потому, что страна опасалась мощи другой стороны.

- научная шк – систематизация фактов, выделение закономерностей

- школа моделирования и формализации – близко к бихейвиоризму, используют модели, математические методы анализа, статистика, информационные технологии.


^ Концептуальные подходы в ТМО:

- бихейвиористы – можем и должны изучать только то, чтоможно посчитать и измерить – остальное – не наука, используют много статистики.

- структурный – изучает структуры, которые носят субъективный характер, абстрактный. (пр. биполярный мир). Считают, что надо изучать структуры, которые влияют на поведение гос-ва. Бих. Это не изучают.

- эволюционный – комбинируют 1 и 2 и добавляют временную ось. Гос-во проходит этапы зарождение – развитие – распад. Факуйяма 90-91 г. «Конец истории?» с распадом СССР с победой либеральной демократии, история заканчивается.

Выпадают личностный (когнитивный фактор) и культурный факторы.


Акторы МО:

- гос-ва – гл.

- субнациональные акторы – крупные компании (Газпром, Лукойл), могут расходится интересы с гос-ми. 90-е конфликт ЛУКОЙЛ –гос-во на Каспии.

- ТНК – Транснациональные корпорации – Шелл, Юпи.

- МПО – Межправительственные организации – ООН, НАТО, ШОСС

- НПО- Неправительственные организации – Гринписс, Красный крест, Врачи без границ

-Внесистемные акторы – террористы, пираты

- Личности (?) – не все политологи согласны. Сорос.


^ Уровни регулирования системы МО:

- морально-этический

- правовой (формальный) в виде международного права.

- институциональный, гос-ва, вступая в то или иную организацию должны выполнять его устав –ООН(1 статья – военное урегулир), НАТО (5 статья – нападение на одну страну рассм как нападение на другую)

-силовой (нек политологи считают его основным)


^ Концепции и модели международной системы.

Функции модели:

- упростить сложную реальность

- интеллектуально организовать эту реальность

-измерить реальность

-показать каким путем двигаться

-сделать прогноз


^ Абстрактная модель

Поведение в реальном мире изуч через наблюдение и упрощение – получ модель (пр постдамская система), она анализируется и делаются выводы по модели, они интерпретируются и затем делаются выводы по реальному миры, эти выводы тестируются и мы выходим в реальный мир.


^ Концептуальные модели:

- Механистическая модель (корни во временах Ньютона. Мир в виде машины или бильярдных шаров, в реальности шары эти имеют разный вес и силовую составляющую, сталкиваются, разлетаются). +можно измерить, сосчитать . - - отсутствует эволюционность.

-органическая модель представляет междунар отнош в виде живого сущ-ва. Рождается развивается умирает.

-модель Каплана . В основе МО лежит только один фактор, кот определяет все - сила. ^ Тезис – распределение сил в система объясняет поведение государств.90% силы в междунар системе сосредоточено в 5-7 гос-вах, они определяют все МО. Одно из них играет особую роль – роль маятника. Это гос-во в случае возникновения дисбаланса перебегает из одной коалиции в другую. В 19 веке – это Великобритания. Лорд Палмерстон – В. не имеет постоянных врагов и союзников, но имеет постоянные интересы, которым должны следовать. Первоя мир война произошла потому, что В. вошла в Антанту – изменился баланс сил.

- ^ Простая кибернетическая модель Истона. Гос-во участник находится во внешней среде (вход), которая возд на гос-во и оно вынуждено реагировать на нее в виде определенной стратегии, доктрине, программы, что оно реализует на «выходе», там сталкивается с реальностью, проходит корректировку и получается обратная связь. Происходит модернизация. +можно сосчитать, есть эволюция. – само гос-во как «черный ящик», непонятно, что внутри него твориться, - это процесс принятия решений, почему гос-во приняло такое решение.


09.09.2010. Основные школы


Политический реализм. Праотец – Фукидид – V в до н.э. «История Пелопонесских войн. Война между Спартой и Афинами». Причина войны в том, что одна из сторон имела избыточную силу, что взывает страх другой стороны и приводит к войне. Макиавелли – отказался от теологических представлений, предложил свое видение политики. Движ силе в отнош между людьми и гос-ми – интерес и сила. Гоббс – исп понятие «анархия» в МО. Анархия – не хаос, в МО – это отсутствие всемирного правительство, структуры, которая стояла бы над гос-ми и управляла бы ими. Современные неореалисты говорят, что поскольку нет инструмента для разреш межгосуд противоречий, в усл анархии постоянно сущ вероятность конфликта, что может закончится войной.


Постулаты

  1. Анархия

  2. Система помоги себе сам, только так можно сохр суверенитет, террит целостность

  3. Существуют объективные законы в МО

  4. Политика определяется национальными интересами – один из главных детерминантов МО. Сложное явление. Тесно сочетаются с силой, многие ставят «=».

  5. Политика опирается на силу.

Работы Моргентау – основатель совр полит школы полит реализма. 1948 «Политика среди государств: борьба за влияние». Создал осн постулаты школы.

Главные акторы – Междунар системы и гос-ва. Не отрицают, что есть и другие, остальные – подчинен.

Образ индивидуума – стремящийся к силе, к власти, явл эгоистичным.

Образ го-ва – стремящийся к силе, унитарный (целостный) актор, преследует свои интересы.

Образ междунар системы – анархична, стабильность достигается в результате баланса силы.

Представление об изменениях –медленное изменеие потенциала и структуры.

Основные теоретики – Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Моргантеу, Уолтц, Миершаймер.

Неореализм.

- Отдают предпочтение анализу системы

- Система сдерживает поведение государств, изменения в системе влияет на поведение гос-в

- Международная структура, а не характеристики отдельных гос-в определяет конечные итоги в политики

- Баланс силы определяется главным образом структурой системы.

^ Либеральный интернационализм (Идеализм)

Праотец – Гроций (1583-1645) систематизировал международное право и считал, что сила должна быть устранена из МО и гос-ва должны руководствоваться международным правом. В основе д б сотдурничество и мирное урегулирование проблемы, право дБ обязательным также, как и законы для людей. Вильсон (ам президент 1856-1924). В 1918 выступил с посланием перед конгрессом США, где выступил с программой. 14 пункт – необходимость создания универсальную организацию, которая регулировала бы отношения между государствами. Первая попытка создать полноценную надправительственную организацию. Идея не прошла.

Постулаты идеализма:

- отсутствие анархии – международное право

- Экономическая взаимосвязь. Потом перешла и на др уровни. После 3-й мир войны можно говорить о взаимозависимости. Союз Угля и Стали. Реалисты просмотрели тот факт, что кроме силы после 2 мир войны появились новые факторы – либерализация МО, торговля, создание транснационал компаний, распространение информации, коммуникации. Эти факторы вытесняют геополитическую конкуренцию, которая переходит в сотрудничество, во взаимозависимость. Взаимозависимость – ситуация, в кот по меньшей мере 2 стороны взаимно уязвимы и каждая из сторон явл заложником другой стороны. Стимул в усл холодной войны – ЯО. Гос-ва становятся более процветающими и не имеют стимула к войне, создается определенный режим поведения. В Европе в виде ЕС – надгосударственная структура – свой МИД.

- «демократический мир». Демократии друг с другом не воюют. Влияние демократии на политику было высказано еще Кантом, развита современными либералами. Майкл Доуэл рассмотрел войны за 200 столетия и пришел к выводу, что демократии друг с другом не воевали. Чем больше демокр – тем лучше, снижается фактор возникновения войны и конфликтов. США с Клинта до Буша.

- «Устарелость» войны. Как понятие, как явление, как способ разрешения конфликтов. Война – анахронизм. Есть другие способы достижения тех целей, что ставятся во время войны, через торговлю. Через войну часто невозможно добиться успеха. Война может повториться, потому что всегда останутся недовольные. Войну трудно и почти невозможно вести в связи с появлением ЯО. Дорого.

- Глобализация. Начиналась с эк взаимозависимости, выходит потом на все более общий уровень – ВТО. Общие правила ведения эк деят-ти, выходит на политический ур-нь, создаются гос структуры. Культура, идеология – одни и те же фильмы, одежда, музыка. Экологические проблемы.

Принципы либерализма

- Акцент на сотрудничество

- Цель государства – рост благосостояния

- Средства – предпочтительно несиловые

- организационный принцип – управление без правительства. Создается определенный режим поведения, который регулирует взаимоотношения между гос-ми, люди, ведя бизнес не нуждаются в государстве.

Концептуальные основы либерализма

- демократический либерализм

- экономический либерализм – открытая рын экономика

- социальный либерализм – права человека, личная безопасность

- институциональный либерализм – наличие наднационал институтов

Главные актора – гос-во, НПО – направит группы, Межправит организ, роль гос-ва постепенно снижается

Образ индивидуума – положительный, способный к сотрудничеству

Образ гос-ва – неунитарный актор, имеет много интересов.

Образ международной системы – взаимозависимость между акторами, создается междунаро сообщество

Представление о переменах – возможный, желательный процесс

Теоретики – Гроций, Кант, Вильсон, Керхейн, Най, Доуэл.

В основе мо – взаимозависимость, сотрудничество.

^ Понятие силы.

Сила в МО

- Концепция интереса определяется силой

- Политика стремится к тому, чтобы сохранить силу, наращивать и демонстрировать ее. Монтергау.

Постулаты силы:

- находится вне морали – инструмент. Может быть целью политики, инструмент достижения поставленной цели. Сила как молоток

- гл задача – самосохранение. Только сила м помочь сохранить государство

- сила, а не обещания обеспечивает безопасность государства

- применяемая сила или готовность ее применить – главный детерминант в отношениях между государствами.

Определение силы

«Сила обозн выживание, способность навязать свою волю другим, возможность диктовать тем, у кого нет силы и получать уступки тех, у кого ее меньше. Спайкмен.

Сила – способность заставить другого актора делать то, что иначе он делать не стал.

Категории силы:

- материальна – можно измерить

- информационная – кто владеет информацией, владеем миром.

- геопространственная – чем больше террит – больше потенциал, характеристика границ

- организационная – сила не д б слепой, рыхлой, дБ организованной.

Компоненты силы

- военная сила

- размер территории

- природа границ

-Количество населения

-Наличие природных ресурсов

-экономическое и технологическое развитие.

-Финансовая сила

- Эффективная социальная интеграция- отсутствие социальных антагонизмов.

- Политическая стабильность.

-Национальный дух – готовность населения к трудностям, лишениям к тем задачам, что стоят перед государством. Болевой порог общества.

- эффективная дипломатия. Маргентау.

Объективные и субъективные.

Измерения военной силы.

- количественное – личный состав, техника, вооружение

- технологические – эффективность техники, степень совершенства

- организационная- слаженность, дисциплина, обученность, моральный дух, эффективность командования, управления.

- Общественное – способность и желание общества эффективно применять военную силу.

Применение силы государством . Применяется через дипломатию, эк санкции, военная сила, «мягкая сила».

Значение национальной силы –

- контроль над ресурсами

- влияние на события

- сила динамична. Германия, СССР, Япония.

-сила субъективна. – военные парады, учения. Сила дает опред сигнал, воздействует на умы

- сила относительна – относит чего или кого, в сравнении.

- сита носит ситуативный х-р. В одной ситуации ее можно применить, в другой – нельзя.

- Парадокс «нереализованной силы». Гос-во заведомо сильное не может применит ьвсю свою силу, не может победить.

Методика оценки силы Клайна.

24.09.2010

Многоуровневый анализ Сингера. Взял за основу модель Эллисона, но развил их, сделал более детальной. Предложил смотреть на мир с т.зр разных уровней анализа: 1. Глобальный (терроризм, экология, нелегал эмиграция, СПИД, наркотики, глобализация – пересекает границы и касается всех) смотрим на нац гос-во с точки зр глобальных процессов, насколько гос-во вовлечено в глобал проблемы 2. Региональный – какое место заним в регионе, угрозы, вызовы в регионе, особенности региона 3. Национальный – гос-во с т зр национал интересов, приоритетов, кот гос-во имеет зваимодействуя с др акторами. 4. Провинциальный - Гос-ва могут сост из элементов:республик, штатов, провинций, которые могут иметь свои интересы, они могут отл от др провинций 5. Институционный – каике есть ведомтсва, как они участвуют в МО, их вес. Например, Мин обороны, спец службы, МИД. 6. Социальный ур-нь – соц группы людей, кот участвуют и влияют на внешнюю политику, неформальные, неправит организации, имеющие свои интересы. Пр. Люди выступ против охоты с борзыми собаками и велиеобр 7. Личности, кот участ в МО, люди бизнеса.

Вертикальный дрейф – опуск от глобал ур-ня вниз.

Не входит фактор культуры.

^ Когнитивный подход в МО

Почему оказавшись в одинаковых условиях политики принимают разные решения?

Взят из психо-лингвистики. Повлияла Гештальтская психология – чел-к склонен воспр действительность через ложившуюся модель мира в голове. Сли получает информацию, которая противоречит этой модели, он ее фильтрует или отбрасывает.

Составляющие когнитивного подхода: Образ, мотивации, ценности

Образ - персонифицированные отражения международного окружения в умах политиков и политологов. Д.Франкел. На образ влияний: неопределенност стремлений и отсутствие четких приоритетов; неполное знание международной обстановки; неопределенность в поведении других государств и эволюции международной системы. В наст вр сущ большая неопределенность.

мотивации – Как только кто-то пытается обнаружить место цели в цели взаимоотношений средства-цели, почти неизбежно тот оказывается в роли исследователя темном лабиринте политических мотивов. Внутреннее (личные амбиции, стремление к выгоде, славе, самореализация) внешние (угрозы, давление, выборы).

ценности - могут быть в конечном итоге сведены к эмоциональным ответам, обусловленных общим жизненным опытом индивидуума (политолог Д. Истер). Идеальные (идеология, указ общее направление, в котором должна двигаться политика как маяк), реальные (национальные интересы).

Холсти работал в рамках когн под, изучал портрет Даррисона (гос секр США), пришел к выводу, что Даллис имел устойчивое неприятие СССР, видел врага, несмотря на то, что линяя поведения СССР менялось, отношения менялись. Пришел к выводу, что Даллис создал у себя образ врага. Как поддерживал: 1 способ – дискредитация информации, 2. Поиск другой информации 3. Интерпретация информации 4. Выдача желаемого за действительное 5. Отказ думать о чем-то.

Зеркальный образ – рассм себя как хороших, а противоположная сторона как плохих. Х-но для состояния войны. Примитивное восприятие, не подходит для мирного состояния.

А Джордж ввел понрятие операционного кода –когнитивный подход можно применять, изучая оп код политика: философский (образ, кот имеет политик, как воспр дествит, как видит место страны в МО), инструментальный (какие способы считает необходиыми применить, методы, конкретная политика). Изучая это можно строить прогноз действий политика в опред ситуации.

^ Теория принятия решения

Принятие решения – это технология (наука) или искусство?

2подхода, строящиеся на 2-х теориях.

Теория элиты – популярна в 60-70 гг 20 в. Политикой занимается узкий слой- элита – люди, кот влияют и участвуют в выработке политики. Надо изучать элиту. Массы не предст интереса. Занятие формальной должности, серые кардиналы, богатые люди (бизнес), общественные деятели. Узкий, им спаянные интересы, общие ценности люди. Часто собираются в организациях. США – совет по внешней политики, куда входят бывшие политики. Переходят из одного слоя в другой, но остаются в элите – Дик Чейни. Совет по внешней оборонной политики в Рос.

Школа плюрализма –власть в обществе рассеяна между ЗИС ветвями власти и СМИ. Зак вл переизбирается, ни одна из ветвей власти не имеет монополии, система сдерживания противовесов. Гос-во играет роль арбитра. Народные массы самым непоср образом могут повлиять на политику – референдумы, революции. Эффекст СиЭнЭн – первыми показали вьетнам вону, изменение политики США в Сомали. Расползание задачи- войска вх для исп одной задачи, под изменение обстановки нач вып другую (Вьетнам, Сомали). Изм политики апартеида в ЮАР.

«Большая часть информации, получаемой во время войны, является противоречивой, еще большая часть – фальшивой и самая большая часть…»

Информационная дилемма: 1. Информация не линейна – поступает неравномерно, разными кусками, может оказаться неполной, ложной 2. неп инфа затрудняет принятие решений. 3. Увеличенный доступ к инфе увеличивает сложность принятия решения.

Законы подлости 1. Все, что может испортиться – портится, а в следствии из него все, что не может испортится тоже портится 2. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб которой больше 3. Если 4 причины возможных неприятностей устранены, то всегда найдется пятая.

Концептуальные подходы к принятию решений:

  1. Рационально аналитическая модель – требование – наличие полной информации. Предусм опред технологию – собирается опред инфа, разбив на части, изучается по частям, результаты сравниваются, синтезируется и прин решения. + детальное изучение, взвешенность, рациональность. Раб в нормальных условиях. В кризисной ситуации – зависит от сотрудников, мало времени, может не быть полной инфы. В усл кризиса применить крайне сложно. Медведев, Путин. Запад

  2. Натуралистическая модель – теории концентрир внимание на том, как люди думают. Исх из того, что человек дБ способен пронаблюдать за контекстом, за той ситуацией, которая изучается. Процесс принятия решения проходит через распознавание ситуации. Когда распознаем ситуацию – соотносим ее с предыдущим опытом. Идем к решению интуитивно через изуч опыта. Большой опыт, маленький штат. Раб в кризисной ситуации. Ельцин. Восток.

Опираются на теорию элиты и школу плюрализма.

Тот, кто проваливает планирование, планирует провал.

Петля НОРД Бойда. 1. Этап принятия решения – наблюдение за ситуцией, 2. Этап - определение, распознаем ситуацию, исп им опыт, опираемся на культуру, инф поступ постоянно, на каждом этапе 3 . этап принимаем решение, опираясь на определенную гипотезу 4. Действие. оно сталкивается с внешней средой, происходит обратная связь, возвращаемся к наблюдению. Выигрывает тот, кто быстрее проходит петлю. Стараемся затормозить противника путем дезинформации. В усл инормационной войны предусм не просто дезинформация, а попасть в петлю противника, чтобы затормозить процесс или вывести его из строя.

Уровни принятия решения: 1. уровень международной системы. Сила государства в МО. Распределение силы в мо и ее влияние на прин решений политиком. 2. Уровень государств – межгосуд отн, нац интересы 3. Институциональный – ведомства, кот имеют свои интересы и политику 4. Уровень группового принятия решения 4. Индивидуальный уровень – когнитивный подход.

30.09.2010

Уровень группового принятия решения.

Выд 3 типа групп: Формальная группа (Совет Безопасности – надведомственная группа, закрепленная законом), неформальная группа (группа, работа которой не рагламентирована законами или правилами; решения за ланчем, на охоте), ad hoc («по случаю» группа, которую собирает руководитель для конкретного решения, напр в период карибского кризиса в США Кеннеди собрал группу).

Преимущества: возможность высл разные т зр, зависит от того, кто участвует в группе, легко прийти к консенсусу, эфф в период кризиса, т.к. выше скорость принятия решения, проще проводить инновации, меньше утечка информации.

Недостатки: «синдром группового принятия решения» - взят из психологии.1. Завышение силы и моральности, создается иллюзия неуязвимости, как правило группа принимает более рискованные решения.завышение моральности, т.к. разделение ответственности 2. Закрытость – усиливаются стереотипы, феномен отражения. 3. Появляется давление к единообразию – в группе человек не всегда высказывает свое мнение, появляются «стражи ума» - выдавливают диссиденты.

Способы преодоления синдрома группового решения: 1. Допустить широкое обсуждение вопроса 2. Создать несколько автономных групп для решения одной задачи, потом собрать и выслушать 3. Ввести в группу должность «адвокат дьявола» - человек, получающий задачу критиковать все предложения, целенаправленно искать слабости. 4. «Встреча второго шанса»

Законы подлости:

Любые предложения люди понимают иначе,чем тот, кто их вносит. Следствие - Даже если ваше объяснение настолько ясно, что искл всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет неправильно. Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одобрение, кому-то он обязательно не понравится.

^ Институционная политика.

Изучается, т.к. сущ отдельные модели, фуусирующие внимание на институтах. Считается, что инст политика имеет вое особое влияние на теорию принятия решений, на политику и т.д.

Инстит пол – процесс, в кот гос служающие ведут «торг» друг с другом относительно сложных политических вопросов.

Институты имеют сталкивающиеся:

- воприятие: дипломаты настроены на переговоры, а военные на худший сценарий событий

- ценности

- интересы – «что хорошо для моего отдела, хорошо для моей карьеры» Джервис

- разделение труда – «то, на чем ты стоишь, зависит от того, где ты сидишь»

Инст пол – разрешение конфликта, а не разрешение проблемы или ее анализ.

Проходит 2 фильтра информации: фильтр предвзятого анализа и фильтр непредвзятого анализа.

Инс пол в усл кризиса. +: 1. Сжимается негативная составляющая «поведения» ведомства 2. Инфа идет прямо наверх 3. Мало времени для «торга». -: 1. Ограничивает обработку инфы 2. Тенденция не к креативности, а к знакомому решению – натуралистическая модель 3. Ув идеологическая предвзятость 4. Усил опора на наихудший сенарий 5. Уменьш выбор альтернатив.

В-сы для размышления:

  1. Насколько инст политика способна повлиять на принятие решения и поведение гос-ва?

  2. Насколько знание инст пол может помочь объяснить внеш пол гос-ва?

Геополитика. Вы можете создавать свою историю, но вынуждены жить с вашей географией.

Пространство –земля, м оре, воздух, космос, кибер.

Геополитику можно рассм как науку о влиянии геопространства на полит интересы, цели, на принятие решений, их разработку, и реализацию полит решений и на военную стратегию.

Г можно рассм как 1. Науку познающую закономерные связи между географ усл-ми и политикой; 2. Идеология, т.е. средство оправдывающее достижение, осуществление и рост власти (фашист герм, в СССР геопол рассм как плохую).

Челлен ввел термин (1864-1922).

Направления г 1. Предписывающая или доктринально-нормативная (вся нем школа) 2. Оценочно-концептуальная (Маккиндер, Спайкмен анг-ам).

Методология г связ с разл подходами 1. Увязка явлений и процессов гос уровня с макрорегиональными и глобальными уровнями 2. Взгляд «сверху вниз» - распред силы в рамках к-л релгионал сист 3. Бихейвиористский подход – связь среды с конкретным политиком, с его жизн опытом 4. Количественные методы – работа со статистикой, формализует методы исслед-я, делает их более объективными.

Категории г – 1. Старые понятия: сфера влияния, баланс мощи, буферная зона 2. Новые понятия: интеграция – дезинтеграция, динамичное равновесие нац интересов, «страна-ворота» (страна, нах на стыке больших государств с удобным выходом к морю: Нидерланды). 3. Геостратегия – обоснованное геополитическое направление деят-ти гос-ва на междунар арене. Для США – это созд нового мирового порядка, для Рос – участие в созд многопол мира, опираемся на СНГ 4. Граница. О национальных границах ожно говорить с вестфальсого мира, политика начала делить на внутр и внешнюю. Сущ разное понимание гр в разных гос-вах. Для Ам – это понятие появ у переселенцев при движении с востока на запад, граница свободы от несвободы. В Рос – гр – это то,что разд свое от чужеродного, безоп от небезоп.

По мнению Раццеля – погр линия или гр важна потому, что позвол удерживтаь гос-ва в целом состоянии, не развалиться, дБ устойчивая связь, кот объед гос-ва путем создания центр и периферией. Пример СССР – связь начала слабеть, рваться и респ отпадать.

По Спайтмену границы – это линии снятия напряженности между гос-ми, создаетс я принцип незыблемости границ.

Направл геопол – антропогеогр. Основатель – Ратцель (1844-1904). Связал воедино политику и геогр конкретного гос-ва. Считал, что пространство явл одним из основных качеств гос-ва. Как живот мир, растительный, так и гос-ва развив по эволюционному пути. Рождается, развив в рамках границ, гр становятся тесными, должно их расширять. Считал это норТихий океан – океан будущего, из-за присутствия ведущих гос-в – Китая, Индии, США, Россия, Япония, Великобр (имела тогда свое присут) и будущего противостояния. Каплан наз др вариант.

Геоистория. Автор Маккиндер – англ (1861-1947). Создал геогр ось историю. Поделил мир исходя из того, что Евразия – есть Хартленд. Считает, что она играет основную роль, кто там доминир миром. Также выд внешний и внутр полумесяч. Особ внимание уделил России и Германии, две ключевые страны, самый страшный сюжет для великобр - их объединение. Меньшее зло – россия.

Спайкмен (1893-1943) – имперская гостратегия. Отталк от теории маккиндера. Также исп понятие хартленда, но тк был американец – стал делать другие выводы. Снаружи – римленд (ободок). Считал, что ключ к доминир лежит в римленде. Движение снаружи вовнутрь. Трансформир в полтику сдерживания коммунизма.

  1. ННасколько точна геополитика как нака сеглдня? Сущ 2 т зр геопол – наука прошлого из-за глобализации, 2. Прод сохр аткуальность. Работа каплана читать

  2. Могут ли другие теории как политич рализм, либерализм успешно заменить геополитику?

Писм работы: до 2 стр

  1. Мортенгау «политич отношения мжду нациями: борьба за власть и мир» Хрестоматия Цыганкова – тезисы, согласен-несогл. Без объяснения почему. таблица

  2. Каплан «Система и процесс в междунар политике». Хрестоматия Цыганкова – тезисы – ваша оценка (неск абзацев).

  3. Сравнительный анализ силы по формуле Клайна

  4. «Мягкая силы по Дж. Наю» Междунар процессы , май-август 2007 – тезисы: согласен-несогласен

К 7 окт – 1,3,4. 1 И 3 по хрестоматии, 4 статья.

  1. Системный анализ стратегии РФ по отношению к расширению НАТО на восток или урегулированию ситуации в Афганистане – разраб стратегию по алгоритму системного анализа. Постановка цели, задач, альтернативных стратегий и выбор наиболее оптимал стратегии. Предложить решение.

  2. Каплан «Центральная арена 21 в» РФ в глобальной политике, №2, 2009, тезисы: согласен-несогласен.



Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Полит реализм

  2. Либерализм – дать осн положения школы, указ сильные и слабые стороны, выск свою т зр, какая теория лучше объясняет совр мо.

  3. Понятие силы и теория баланса сил. Насколько актуальна эта теория на сегодня

Принести работы на семинар, а сдавать на экамене.

Лесовский «Введение в теорию мО»

07.10.2010 вопросы к след семинару: Современные концепции ТМО

1. Теория мягкой силы

2. когнитивный подход

3. теория баланса угроз в МО

6. - пис работа. Каплан центральная арена 21 век.

Тугов Михаил Юрьевич

полит реализм.

Интересы - это цель и средства.

нац безопасность - защита интересов личности, общества, государства - внешних и внутренник от угроз.

сила - политическая, экономическая и военная.

Культура создает экономическую модель, а та политическую

Вудроу вильсон - 14 пунктов. 8 обязательных. построение демокр мира псоле 1-й мир войны. Невмешательство во внутр дела,

Снесарев, Милютин, ядрюхен(?) - в обл геополитики. почит.

11.11.2010. Рациональнй подход\модель в теории МО

Клаузевиц К. «Цель стратегии закл в том, чтобы сделать силы рациональным инструментом политики». Рациональность – цель и способ.

Положения рациональной модели

  1. Гос-во унитарный актор (гос-ва рац актор. 1 модель по Элиссону).

  2. Гос-ва идентифицируют свои интересы и ранжируют их по приоритетам.

  3. Гос-ва проводят анализ принципа «затрата-выгода». Взято из экономики: мин затраты, макс выгода.

  4. Все лидеры имеют примерно одинаковые ценности и интересы. Гос-во более сильное, процветающее, сохр суверенитет, террит целостность и независимость.

Можно сделать достаточно точные прогнозы на основе рационал модели.

Взгляды на рационализм:

  1. Рационально все то, что явл моральным

  2. Рационально все то, что небезрассудно (стратеги, спец по ядерной политике).

  3. Рационально то, что соотве ценностям актора.

Рациоальное –метод, подход в МО. Нельзя смешивать с понятием рациональности бытового плана.

Рац модель во внеш политике.

Гос-во – унитарный актор.

Алгоритм действия гос-ва:

  1. Идентифицирует проблему

  2. Разъясняет цели – постановка цели

  3. Определяет альтернативы политики

  4. Анализирует стоимость и выгоду альтернатив

  5. Выбирает действие, которое приводит к лучшим результатам с наименьшими затратами.



Ограничения рационализма

  1. Противоречие между раицональным подходом и системой ценностей

  2. Противоположная сторона может допустить ошибку в рац расчетах

  3. Различная трактовка понятия рациональности



Пр. Карибский кризис – Элиссон посчитал рациональным, т.к. при мин затратах создавалась макс угроза. Хрущев – «надо запустить американцам ежа в штаны». 1990 ближ восток накануне вторжения Ирака в Кувейт. ЦРУ считало, что Хуссейн не нападет, т.к. ближ вост зона ближ интересов США, невозможно, нерационально, Ирак столкнулся бы с коалицией гос-в. Применили свои методы мышления о рациональности на противоположную сторону.









А

А







молчит

сознается

Б

молчит

Б=2

А=2

Б=10

А=0

Б

сознается

Б=0

А=10

Б=5

А=5


  1   2   3



Скачать файл (243.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации