Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Использование методов и приемов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом - файл 1.doc


Доклад - Использование методов и приемов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом
скачать (121.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc122kb.18.12.2011 19:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 8»

Тема доклада:

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»
Ларина Наталия Николаевна

Учитель начальных классов
2006-2007 год

г. Усть-Илимск

Введение.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Она несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Работая с детьми над текстами художественных произведений, я заметила, что, часто читая его, дети воспринимают изображенное неточно и даже неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении все, что их затрудняет. Многие ученики еще не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьезной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом.

Проблему понимания художественного произведения я поставила на первое место. Целью моей работы является: изучение влияния использования приемов и методов технологии развития критического мышления при работе с художественным текстом на развитие мыслительных процессов учащихся и овладение активными способами чтения, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Были поставлены следующие задачи:

  • Изучать методическую и психологическую литературу по теме эксперимента;

  • Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов;

  • Применять приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения;

  • Проанализировать результативность обучения с использованием технологии развития критического мышления;

  • Подготовить методические и дидактические материалы для использования в учебном процессе.

Для реализации поставленной цели и задач с 2003 учебного года веду опытно-экспериментальную работу по теме «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом». В ходе эксперимента была выдвинута гипотеза: если на уроках литературного чтения в начальной школе использовать методы и приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), то учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой.

Объектом эксперимента является читательская деятельность учащихся начальных классов, а предметом – методы и приемы ТРКМ, обеспечивающие развитие навыков читательской деятельности учащихся.
^ Реализация ОЭР на уроках литературного чтения
Для реализации поставленных задач на уроках чтения стала активно использовать технологию развития критического мышления. Урок построенный по данной технологии содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Технологические этапы





2 фаза

Реализация смысла

Задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми




^ 1 фаза

Вызов

Задачи:

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

3 фаза

Рефлексия

Задачи:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления дальнейшем изучении материала




На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Схема реализации приема «Чтение с остановками» выглядит следующим образом:

  • рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);

  • обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

  • основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума. Выделяется шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

  3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

  4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу провожу в парах, группах и индивидуально.

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами я использую прием «Дерево предсказаний». На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний». При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. Важно помнить, что число вопросов обращенных к детям должно быть не велико – три-четыре, не более. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения. Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Что особенного понравилось?

  • Когда было страшно?

  • Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Ответы детей показывают качество восприятия произведения детьми и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание текста.

На уроках литературного чтения придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

  • Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……

  • Упражнение «Синквейн»

  • Составление словаря по тексту произведения

  • Написание сочинений

  • Исследование по отдельным вопросам

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В ходе опытно-экспериментальной работы веду мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с художественным текстом и развитие мыслительной деятельности учащихся. За основу были взяты следующие критерии (уровень восприятия художественного текста, речевое развитие, применение навыков критического мышления в жизни). В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики:

  • диагностика уровня восприятия художественного текста;

  • диагностика речевого развития (тестовые задания по чтению центра оценки качества образования Институт содержания и методов обучения РАО);

  • анкетирование учащихся.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками мною была составлена диагностика, которая решала следующие задачи:

  1. выявление умения отвечать на поставленные вопросы;

  2. выявление умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Оно предполагает овладение рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Для оценки ответов каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса:

1. Умение оценивать героя 1 балл

2. Понимание причин поступков героев

- с опорой на житейское представление 1 балл

- с опорой на произведение 2 балла

3. Умение определять последствия поступков персонажей 2 балла

4. Умение увидеть смену отношения 1 балл

5. Понимание главной мысли 3 балла

Результаты ответов на вопросы были сведены в таблицу [Приложение 1а], можно сделать следующие выводы:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;

  • способность учащихся, верно, определять последствия поступков персонажей произведения;

  • учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Сравнивая, результаты по этому умению учащихся 2 и 3 класса виден, некоторый спад результатов, это можно компенсировать тем, что учеников 3 класса больше стали интересовать причины поступка героя с опорой на само произведение;

  • по уровням восприятия художественного текста видно, что 65 % учеников 4 класса находятся на высоком уровне.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить пять вопросов. Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопросы на воспроизведение событийной стороны произведения оценивались в 1 балл; вопрос на оценку героя и установления причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.

Анализ полученных результатов я свела в таблицу [Приложение 1 б]

По результатам таблицы можно сделать вывод: большинство учащихся класса находятся на констатирующем уровне восприятия, им еще сложно полноценно воспринять художественное произведение. Для поднятия уровня восприятия необходимо преодоление формального ''прохождения'' произведений в соответствии со школьной программой, что требует дальнейшей разработки и поиска особых форм работы, направленных на ''продвижение'' учащихся в литературном развитии.

В конце 3 и 4 класса учащимся были предложены тестовые задания по чтению (центра оценки качества образования Институт содержания и методов обучения РАО) с целью: определить уровень сформированности у учащихся навыка осознанного чтения, выяснив уровень понимания учащимися содержания литературного текста. Проверка степени осознанности чтения литературного текста включает в себя следующие параметры:

1. Проверка степени извлечения фактической информации, т.е. информации, заданной в явном виде.

2. Проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации.

3. Проверка степени успешности анализа языковых средств, элементов текста, составления плана текста.

4. Проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Проверочная работа оценивалась в баллах. Максимальное число баллов, которое может набрать ученик за проверочный тест равен 26. Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся - низкий, средний, высокий. Если в результате выполнения всей проверочной работы ученик набрал менее 8 баллов – это низкий уровень выполнения работы, от 8 до 16 баллов – средний уровень выполнения проверочной работы, 17 баллов и выше – высокий. [Приложение 2]

Применение приемов ТРКМ (стратегии «Синквейн», «Вопросительное слово») позволило повысить интерес учащихся класса к литературному чтению, повысить уровень речевого развития, научить проводить рефлексию своей деятельности.

Для того, чтобы узнать мнение детей об уроках чтения было проведено анкетирование учащихся. Детям предлагалось ответить на шесть вопросов, среди которых были вопросы, касающиеся урока чтения. 96% учащимся класса нравятся уроки чтения, так как они узнают новое, читают интересные сказки и рассказы, выполняют много творческих заданий; 60% - отметили, что ничего не хотят менять в уроках чтения, а 14% - хотят, чтобы уроки чтения стали продолжительнее по времени.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: ученики класса отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств и конкретные события, описанные в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, правильно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей, уже к третьему классу учащиеся стали понимать идею произведения.
Заключение.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:

  • изменить отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);

  • повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

  • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

  • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

  • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

  • создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности

Список литературы
1. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.

2. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев,

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /

И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Приложение 2


Приложение 1 а Диагностика уровня восприятия художественного произведения


Уровень

2 класс

2004-2005 год

3 класс

2005-2006 год

4 класс

2006-2007 год

Высокий

14,8 %

63 %

65 %

Средний

74,1 %

18,5 %

19 %

Низкий

11,1 %

18,5 %

16 %





Класс

Вопрос на воспроизведение событий

Вопрос на оценку героя и установление причинноследственных связей

^ Вопрос обобщающего характера

2 класс

36%

58%

6%

3 класс

62,4 %

34 %

3,5 %

4 класс

58,7 %

38,2 %

3 %
Приложение 1 б Диагностика уровня восприятия художественного произведения



Скачать файл (121.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации