Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития - файл 1.docx


Контрольная работа - Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития
скачать (36.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx37kb.18.12.2011 19:30скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
      Контрольная работа № 1

      по  коррекционной и специальной педагогике

      на  тему Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

Содержание: 

  1. Понятие о  сложных и множественных нарушениях развития.

  2. Причины сложных нарушений развития у детей.

  3. Классификация сложных и множественных нарушений у детей.

  4. Проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями в семье.

  5. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями.

Литература. 

  1. Понятие о сложных и  множественных нарушениях развития.

      В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.

      Нарушение развития может быть изолированным (единичным) или сложным (множественным). ^ Единичное нарушение — это нарушение какой-то одной системы организма. Например, это только нарушение зрения или только нарушение слуха. Но изолированное повреждение слухового анализатора вызывает выпадение слуховой чувствительности и ведет к нарушению формирования речи. Для ребенка с врожденной глухотой развитие словесной речи становится невозможным без специального обучения и применения технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные и другие недостатки психического развития при повреждении только органов зрения или при органическом повреждении центральной нервной системы, как это имеет место при умственной отсталости или при детском церебральном параличе.

      ^ Сложное, или множественное, нарушение — это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательные нарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т. д.

      До  сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской  и взрослой инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.

      Термин  «сложное нарушение развития» не дает представления о картине  конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения.



      С медицинской точки зрения важно установить природу заболевания, которое вызвало имеющиеся нарушения, — генетическую или внешнюю (инфекции, травмы, интоксикации и т. п.), а также определить характер течения заболевания (острое, хроническое, прогрессирующее, непрогрессирующее) и связанные с этим лечение и прогноз.

      С психолого-педагогической точки зрения важно:

  • описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка;

  • уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время).

      Это важно, поскольку степень знакомства ребенка с предметным миром, уровень  овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребенком к  моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. Например, при возникновении слепоглухоты в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью в той или иной мере и имел нормальный сенсорный опыт, легче идет формирование речи и представлений об окружающем мире. Однако чем позднее наступает тяжелое нарушение зрения и слуха, тем более сложные психологические проблемы возникают у ребенка в связи с перестройкой ориентировки в окружающем мире и становлением средств общения.

      В связи с этим выделяют:

  • врожденный и ранний сложный дефект;

  • сложное нарушение, проявившееся или приобретенное в дошкольном возрасте;

  • нарушение, приобретенное в подростковом возрасте, в зрелом возрасте и в старческом возрасте.

      При всем многообразии сложных нарушений  развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС). Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих. Дети каждой из групп требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.

      Знание  всех особенностей состояния ребенка  дает возможность адекватно оказывать  лечебную и коррекционно-педагогическую помощь, поэтому так важно установить полный диагноз. 

      ^ 2. Причины сложных нарушений развития у детей. 

      Для ранней диагностики сложного нарушения  очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению  сразу нескольких функций организма. Когда идет речь об одном первичном дефекте развития у ребенка, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может 

быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

      Можно рассматривать несколько вариантов  этиологически сложного нарушения:

  • один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

  • оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

  • каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);

  • оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;

  • два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

§

      Наиболее  изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда  одно заболевание (наследственное или  экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения  развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

      К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные  пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.

      ^ Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка. Наибольший риск множественного поражения плода возникает на ранних сроках беременности, когда органы зрения, слуха и кровообращения развиваются наиболее интенсивно. Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями.

      Другим  известным внутриутробным хроническим  вирусным заболеванием, которое может  привести к сложному дефекту, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания передается при близком контакте и считается наиболее распространенным среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у детей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. Как следствие этой врожденной инфекции у детей могут возникать изолированные нарушения (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и 

микроцефалия) или комплексные (глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита или атрофии зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.).

      Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

      Такие постнатальные заболевания, как  корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.

      В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными  нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться нарушения слуха и зрения. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

      К неясным по природе причинам множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят пока и CHARGE-ассоциацию (название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих разные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки или сетчатки; нарушения сердечной деятельности; трудности глотания и дыхания из-за сужения или атрофии носовых отверстий — хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения органов слуха).

      Знание  причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может  существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

^ 3. Классификация сложных  и множественных  нарушений у детей. 

      В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:

  • слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);

  • слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);

  • слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.

      Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений.

      По  сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных  нарушений. Это могут быть различные  сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений 

друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

      По  выраженности сочетанных нарушений  зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно  разделить на:

  • тотально или практически слепоглухих;

  • слепых слабослышащих; слабовидящих глухих;

  • слабовидящих слабослышащих.

      Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

    • слепых алаликов;

    • слабовидящих алаликов;

    • слепых детей с ОНР;

    • слабовидящих детей с ОНР.

      Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

    • непередвигающихся самостоятельно слепых;

    • непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

    • слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);

    • слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

      Сочетание нарушений слуха и движений можно  разделить на:

    • тяжелые формы ДЦП и глухоты;

    • тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

    • легкие формы ДЦП и глухоты;

    • легкие формы ДЦП и тугоухости.

      Возможно  множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

      Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

      Известны  наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.

      Известен  также высокий риск тотальной отслойки сетчатки у детей с врожденной тяжелой близорукостью и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера).



§

      Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого  из имеющихся дефектов позволяет  определить их основные трудности и  построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

      В случае сложного нарушения принято  выделять детей с одновременно или  разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха у ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте.

      Этот  подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д.

      Учет  времени наступления нарушений  особенно важен для детей с сенсорными нарушениями:

  • для оглохших детей является очень важным степень сформированное их речи ко времени заболевания;

  • для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.

      По  времени наступления сложных нарушений можно разделить на такие группы:

  • с врожденным или ранним сложным дефектом;

  • со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;

  • с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;

  • с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;

  • с нарушением, наступившим в старческом возрасте.

      Врожденное  или очень рано наступившее сложное  нарушение чрезвычайно осложняет  процесс развития ребенка и требует  самого пристального внимания со стороны  специалистов разного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный.

      Для всех случаев приобретенного с возрастом  сложного нарушения чрезвычайно  важно установление особенностей развития ребенка ко времени заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления  нарушений.



      Описанные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность вариантов таких нарушений в детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития. 

  1. ^ Проблемы  воспитания ребенка  со сложными нарушениями  в семье.

      Когда рождается ребенок с нарушениями  в развитии, особенно интеллекта, у  родителей меняется взгляд на мир, отношение  к самим себе, к другим людям. Вот  почему решая вопросы реабилитации и интеграции в обществе детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

      Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

      Не  всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

      Известный американский педиатр Бенджамин  Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

  • стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой;

  • ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы;

  • постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви;

  • не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе;

  • воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

      Итак, все перечисленные виды отношения  родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении  «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. 



      ^ 5. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями. 

      В нашей стране уже сложились и  действуют определенные виды помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым глухим и слабослышащим, умственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты. Но было бы преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями или полагать, что она находится в стадии становления.

      Действительное  положение дел представляет собой очень неоднородную картину. Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы, и после школы.

      Вместе  с тем для отдельных категорий  детей со сложным дефектом образуются новые службы и виды поддержки, которые могут рассматриваться как пробная модель, возможная для использования при развитии системы. В наиболее продвинутом положении по организации специальной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.

      Специальные задачи учреждения состоят:

  • формирование познавательной и практической деятельности детей,

  • формирование пространственной ориентировки,

  • формирование словесной речи в различных ее формах (дактильной; письменной — крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной),

  • включение слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение,

  • обучение доступной профессии.

§

      Наряду  со специальными ставятся общие задачи — общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие.

      Воспитание  и обучение проводится по учебным  планам и программам, разработанным  в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и внеклассные занятия. Используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.

      Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые группы, группы для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепоглухих.



      Серьезной проблемой в новых социально-экономических  условиях стало трудоустройство  слепоглухих выпускников. В детском  доме проводится работа в направлении  поисков новых перспективных  профилей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика, декоративное ткачество и др.).

      В детских домах-интернатах Минздрава  РФ содержатся в основном дети с  глубокими поражениями центральной  нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематической  специализированной психолого-педагогической помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обучения слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).

      Некоторую помощь дети со сложными дефектами  в настоящее время могут найти  в негосударственных учреждениях. Так, в местных общественных и частных психолого-педагогических, медико-социальных и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам, получают педагогическую поддержку дети с выраженными отклонениями в развитии, среди которых встречаются дети со сложным дефектом.

      В последние годы возникли небольшие  воспитательные учреждения и группы для детей с тяжелыми формами  инвалидности при церковных общинах  православной христианской церкви и  общинах других конфессий.

      Действующей совокупности учреждений и служб для детей со сложными нарушениями развития недостает самого раннего звена системы. Для обслуживания детей в дошкольном возрасте еще не созданы консультативные центры, которые могли бы оказывать педагогическую помощь родителям, имеющим детей со сложными аномалиями развития, и осуществлять раннюю диагностику. Подобные центры («семейные центры») имеются за рубежом (в Великобритании, Дании, Швеции и других странах). Кроме того, в специальных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии необходимо предусмотреть возможность образования специальных групп для детей со сложным дефектом.  

      Литература: 

1. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. — 1987. — №1.

2. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты. Дефектология.— 1985.—№5.

3. Балюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989.

4. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей //Дефектология. — 1992.

5. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Дефектология. — 1995. — № 4.

6. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, 1, II классов. — М., 1982.



7. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. — М., 1974.

8. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами 11 Дефектология. — 1973. — №3.

9. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // дефектология. — 1989. — №2.

10. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.


Скачать файл (36.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации