Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная - Избирательное право и избирательные системы - файл 1.doc


Контрольная - Избирательное право и избирательные системы
скачать (189 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc189kb.18.12.2011 20:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

департамент научно-технологической политики и образования

федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт судебных экспертиз и права


Контрольная работа

по конституционному праву зарубежных стран

тема 6

«Избирательное право и избирательные системы»




Выполнил(а):






















Проверил:




преподаватель








г. Красноярск

2011 г.

Содержание:







стр.




Введение

3



Соотнесите категории «объективное избирательное право», «субъективное избирательное право»

4



Раскройте принципы избирательного права

5



Что такое ценз избирательного права? Какие существуют виды цензов?

8



Раскройте содержание следующих категорий: «плюральный вотум», «манипуляция с избирательными округами», «куриальные выборы»

13



Дайте характеристику принципа избирательного права: свободное участие в выборах и обязательный вотум

15



Сопоставьте между собой следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, система единого непередаваемого голоса, кумулятивный вотум

17



Составьте сравнительную таблицу организации и порядка проведения выборов и референдума

26



Список литературы

29


Введение
Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.1


  1. ^ Соотнесите категории «объективное избирательное право», «субъективное избирательное право».


В юридической литературе термин «избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.

^ Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру вы­боров. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права – трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального.

Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они одновременно относятся к двум или более отраслям права. В зарубежном праве можно найти случаи, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права.

Источниками объективного избирательного права явля­ются конституции, законы и положения о выборах различных органов власти. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (например, во Франции, а фактически и в Испании).

^ Субъективное избирательное право — это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.2

Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.3


  1. ^ Раскройте принципы избирательного права.


Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Под всеобщим избирательным правом понимается некая сово­купность правовых требований, предполагающих, что все граж­дане независимо от пола, расы, языка, социального, имущест­венного положения, профессии, образования, конфессии, по­литических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Однако данный принцип утверждался постепенно, в течение длительного времени. Так, еще в начале XX в. в Великобритании треть мужчин и все женщины были лишены из­бирательных прав.

В современных условиях круг лиц, принимающих участие в выборах, достаточно широк. Всеобщности избирательного пра­ва не противоречит тот факт, что к гражданам (подданным) предъявляется ряд требований, в соответствии с которыми они могут участвовать в избирательных процедурах.

^ Принцип равенства предполагает для реализации активного избирательного права равную для каждого избирателя возмож­ность влиять на результаты выборов. Применительно к осуще­ствлению пассивного избирательного права имеется в виду гарантирование претендентам равных условий участия в изби­рательной кампании. Запрещается установление в законе ка­ких-либо преимуществ или ограничений для отдельных канди­датов, баллотирующихся на выборные публичные должности.

Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количе­ство голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демо­кратическое правило: «один избиратель — один голос».

Принцип равенства также означает, что все граждане участ­вуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные ок­руга по своей численности должны быть одинаковыми (или примерно одинаковыми). Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно прихо­диться одинаковое число жителей или избирателей округа. По­рядок нарезки избирательных округов получил название «изби­рательная география» или «джерримендеринг».

^ Конституционный принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.

Родиной тайного голосования является Франция, в которой оно было введено в широких масштабах в 1871 г.

Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Так, напри­мер, в ряде зарубежных стран (например, Великобритания, Гер­мания, Дания) гарантируются избирательные права граждан, находящихся вне места своего жительства, им разрешено голо­совать по почте или доверенности.

Используя очную форму голосования, избиратель в боль­шинстве государств заполняет бюллетени, которые могут быть как официальными (изготовленными государством), так и нео­фициальными (обычный лист бумаги, куда избиратель вписывает фамилии кандидатов). Но есть и необычные способы тай­ного голосования. Так, в ряде развитых государств голосова­ние производится в специальных избирательных машинах. Во многих афро-азиатских странах, где значительная часть насе­ления неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетон.

Альтернативой тайному голосованию является открытое го­лосование, которое может быть простым или поименным. При простом голосовании избиратели голосуют открыто, но мнение каждого голосующего не фиксируется. При поименном голосо­вании, напротив, позиция каждого избирателя придается пуб­личной огласке.

^ Принцип добровольности означает, что именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободный вотум избира­теля.

Участие в выборах в большинстве стран является свободным и добровольным. Прийти на избирательный участок — это граж­данский долг каждого избирателя, однако в этих странах за не­участие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юри­дической ответственности.

Причины абсентеизма избирателя могут быть самыми различными: аполитичность, безразличие к выборам, проявление гражданского протеста, наличие объективных обстоятельств (болезнь, отпуск, отдаленность от избирательных участков и др.).4


  1. ^ Что такое ценз избирательного права? Какие существуют виды цензов?


Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого "избирательного корпуса", т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. "Избирательный корпус" и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов.5

Цензы, т. е. установленные законом обязательные условия, которым должен отвечать гражданин, претендующий на получение права голоса, вводятся с целью легального лишения определенной части населения избирательных прав. Цензы в той или иной степени искажают основные принципы избирательного права, поскольку ставят потенциальных избирателей в неравные положения и тем самым легально сужают избирательный корпус.

В современный период большинство цензов избирательного права не действует или значительно сокращено. Отмена существовавших в течение длительного исторического периода цензовых барьеров для избирателей была вызвана еще и тем обстоятельством, что цензы в своей основе носят откровенно недемократический имущественный характер.

Одним из старейших и распространенным длительное время цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от участия в голосовании лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости, денежном выражении, в форме уплаты определенной суммы налога и т. д. В ряде штатов США, например, до 1964 г. действовало требование об уплате избирательного налога с голосующих. Прямой имущественный ценз носил совершенно недемократический характер, поэтому его существование стало противоречить основам всеобщего избирательного права. В настоящее время прямой имущественный ценз в развитых странах практически не встречается.

В течение длительного времени избирательное право являлось привилегией только мужского населения. Достаточно сказать, что до 1917 г. женщины имели активное избирательное право лишь в нескольких странах — Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии. Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением, что уделом женщины всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное сочетание трех "К" — Kirche, Kiiche, Kinder.) Такое устоявшееся в общественном сознании мнение о роли женщины в обществе долго препятствовало вовлечению женщин в политический процесс. Однако по мере развития политических изменений в мире, роста политического самосознания женского населения, его втягивания в общественно-экономическую жизнь и активизации борьбы прогрессивных сил женщинам предоставлялось право голоса (Великобритания — 1918 г., США — 1920 г., Франция — 1944 г., Италия и Япония — 1945 г. и т. д.). Женское население Швейцарии получило право голоса только в 1971 году. До сих пор лишены права голоса женщины в некоторых мусульманских странах. В отдельных странах для женщин на выборах были установлены особые ограничения, не существовавшие для мужчин. По мере предоставления женщинам избирательных прав их роль в общественно-политической жизни возрастает. Однако в ряде стран с сильным влиянием религии женское население отдает на выборах свои голоса религиозно-консервативным, а иногда даже откровенно антидемократическим партиям.6

В течение длительного периода времени действовал высокий возрастной ценз, как правило, 21—23 года. Этот ценз отстранял от участия в образовании представительных органов миллионы граждан обоего пола. Официальная трактовка существования этого ценза сводилась к тому, что якобы только по достижении указанного возраста гражданин в состоянии правильно понять и достойно оценить всю значимость его действия (т. е. голосования) не только для него самого, но также и для общества. В действительности, путем введения высокого возрастного ценза исключались из политической жизни миллионы юношей и девушек, т.е. наиболее активная, целеустремленная, а в связи с массовой безработицей среди молодежи наиболее критически настроенная часть общества. По мере роста массового молодежного и студенческого движения, подкрепленного требованиями демократической общественности, в 70-е годы многие страны вынуждены были пойти на снижение возрастного ценза до 18 лет: Великобритания и ФРГ —в 1970 г., США — в 1971 г., Франция — в 1974 г., Италия — в 1975 г. и т. д. В настоящее время практически абсолютное большинство развитых стран предоставляют гражданам право голоса с 18 лет. В Бразилии, Никарагуа, на Кубе и в Иране право голоса предоставлено гражданам с 16 лет.

Прямым продолжением имущественного ценза является действующий по настоящее время в ряде стран ценз грамотности, который особенно ощутимо сказывается на интересах избирателей в развивающихся странах, где процент неграмотного населения еще очень велик. В соответствии с данным цензом от избирателя требуется уметь читать и писать на государственном языке. Официальным предлогом для лишения неграмотных права голоса является утверждение о том, что голос грамотного человека абсолютно независим, а неграмотный человек вынужден был бы обращаться к посторонним лицам при оформлении избирательного бюллетеня и, таким образом, поневоле испытывал бы на себе чье-то политическое влияние. Такая аргументация представляется по меньшей мере несерьезной, особенно принимая во внимание практику проведения выборов в ряде стран, когда даже на грамотного избирателя оказывают прямое или замаскированное давление с целью заставить его голосовать за ту или иную политическую партию. Кроме того, избирательные законы не дают расшифровки того, что следует понимать под "умением читать и писать", и это, как правило, передается на усмотрение чиновников, ведающих проведением выборов. В последнее время в некоторых конституциях этот ценз получает определенные модификации. Например, Конституция Эквадора 1977 г. называет голосование обязательным для умеющих читать и писать и факультативным для неграмотных (ст. 33). Ряд стран в соответствии с принятыми в последнее время конституциями предоставляют неграмотным право голоса. Например, в Перу на первых после принятия новой конституции всеобщих выборах в 1980 году, впервые в истории страны к избирательным урнам были допущены неграмотные — их оказалось 857 тыс. человек.7

Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости. Он включает в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (от 1 месяца до 2 лет). Действием этого ценза лишаются права голоса сезонные рабочие, которые вынуждены менять место жительства в поисках временной работы. В эту категорию автоматически попадают лица, вынужденные по тем или иным причинам отсутствовать во время выборов в своем муниципалитете. Часто заинтересованные в их голосах кандидаты или политические партии по собственной инициативе и за свой счет "отлавливают" таких избирателей и доставляют их из различных районов страны в тот избирательный округ, где они имеют право проголосовать. Это одна из форм открытого подкупа избирателей. Подобная категория избирателей получила в некоторых странах наименование "летающих избирателей".

Традиционно во многих странах (Голландии, Турции, большинстве латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие. Конституция Эквадора 1977 г., например, прямо закрепляет положение, согласно которому лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут пользоваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу, Панаме, Аргентине, Бразилии, Мексике и др.) лишены права участия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, флота, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие обязательной военной подготовки, и т. д. Отстранение военнослужащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании формально объясняется концепцией: "армия — вне политики". Эта концепция расходится с реальной действительностью, особенно в развивающихся странах, где вооруженные силы очень часто оказывают решающее воздействие на общественно-политическую жизнь, и поэтому юридическое отстранение армии от участия в избирательной кампании является скорее парадоксальной особенностью многих политических режимов, нежели действенным механизмом.

В целом ряде стран в избирательной кампании не принимают участия служители церкви, поскольку официально провозглашается, что служение Богу не может быть совместимо с активным вмешательством в светскую политическую жизнь. Это не означает, что церковь абсолютно не участвует в избирательной кампании. Своим идеологическим воздействием на избирателей, особенно женщин, церковь иногда может изменить соотношение голосов избирателей в пользу определенных партий, особенно

христианско-демократических. Кроме того, церковь обладает мощными финансовыми возможностями, которые она использует для оказания денежной помощи некоторым кандидатам.

Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан: в частности, по решению суда (Бразилия, Аргентина, Уругвай и др.), лиц, отбывавших наказание в виде тюремного заключения, постоянно или временно лишенных политических прав, банкротов, должников государственной казны и т. д.

Законодательством также может быть предусмотрено существование так называемых "моральных" цензов, детальная классификация которых, как правило, отсутствует, что дает возможность для злоупотреблений и произвольного отстранения от избирательных урн целых групп избирателей. К этой категории могут относиться лица, чьи действия являются общепризнанно дурными. В трактовке чиновников, ведающих проведением выборов, это могут быть лица, занимающиеся бродяжничеством, пьянством, проявляющие неблагодарность к родителям и т. п.

Легальное лишение большой категории граждан права голоса в результате действия многочисленных цензов искусственно сокращает избирательный корпус, в котором после этого остаются, как предполагается, самые достойные граждане.8


  1. ^ Раскройте содержание следующих категорий: «плюральный вотум», «манипуляция с избирательными округами», «куриальные выборы».


Все вышеуказанные категории являются видами нарушения принципа равного избирательного права.

Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Великобритании дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты. Мотивировался плюральный вотум тем, что образованные избиратели лучше разбираются в политической жизни, собственники недвижимости платят больше налогов и т.д.

В настоящее время плюральный вотум является анахронизмом и практически не применяется, поскольку такое голосование имело откровенно имущественный характер и прямо подчеркивало неравный статус избирателей.

Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.

Подобные манипуляции с избирательными округами получили название избирательной географии, или избирательной геометрии (в США - джерримендеринг). Органы, уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа, делают это таким образом, чтобы сознательно увеличить представительство одних районов в ущерб другим (например, представительство сельских регионов в ущерб промышленным). Партия, находящаяся у власти, стремится выкроить избирательные округа с таким расчетом, чтобы обеспечить себе завышенное представительство.9

С принципом равного избирательного права несовместимы куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы – курии (например, по национальному, религиозному и т. п. признаку) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемым каждой из этих групп. Такая система до недавнего времени применялась в Южноафриканской Республике, где отдельно голосовали и избирали депутатов белые, индийцы и «цветные», чьи родители принадлежат к разным расам – белой и черной (в Америке их называют мулатами). В своеобразной форме она применялась в Югославии в период действия Конституции СФРЮ 1974 года при формировании палат, представлявших трудовые коллективы и индивидуальных трудящихся. В Китае особую курию представляют собой по существу военнослужащие Народно-освободительной армии, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей. В Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей. Куриальная система нарушает не только принцип равного избирательного права, но и вообще равноправие граждан.10



  1. ^ Дайте характеристику принципа избирательного права: свободное участие в выборах и обязательный вотум.


Эти принципы связаны с активным избирательным правом. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип, в частности, характерен для многих стран с англосаксонской правовой системой, хотя и не только для них. В ст. 5 испанского Органического закона № 5 об общем избирательном режиме 1985 года данный принцип сформулирован следующим образом: «Никто ни под каким предлогом не может быть обязан или принужден к осуществлению своего избирательного права или к раскрытию тайны своего голосования».

Однако принцип свободных выборов может толковаться и шире. По мнению немецкого исследователя проф. К. Штерна, опирающегося на решения Федерального конституционного суда, этот принцип, предусмотренный среди прочих ч. 1 ст. 38 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 года, применим к любым законным действиям избирателя на выборах. Например, отстранение беспартийного избирателя от участия в выдвижении кандидатов в депутаты в избирательных округах, где действует пропорциональная система представительства, наряду с другими принципами нарушает и принцип свободных выборов. Однако из этого принципа нельзя выводить какие-либо принципы для технического оформления в отдельности осуществления избирательного права.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. При этом составители Конституции Итальянской Республики 1947 года сочли обязательный вотум совместимым с принципом свободных выборов, записав в части второй ее ст. 48: «Голосование – личное и равное, свободное и тайное. Его осуществление является гражданским долгом». Правда, в Италии санкции за нарушение этого долга – исключительно моральные, а вот в Австралии ленивому избирателю грозит штраф, в Греции и Турции – даже лишение свободы. В Бельгии за неучастие в голосовании на первый раз объявят выговор или наложат небольшой штраф, на второй раз, если прошло не более 6 лет после первого, наложат штраф покрупнее, а если после первого раза прошло от 6 до 10 лет, вывесят фамилию избирателя в специальном списке на здании коммунальной администрации по месту его жительства. В Аргентине неявившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности.

Как бы то ни было, участие избирателей в голосовании там, где установлен обязательный вотум, достигает 90 % и более. Однако легитимность власти, обеспечиваемая таким образом, представляется во многом искусственной. Если человеку все равно, кто будет избран, если он даже не желает знать, что собой представляют баллотирующиеся кандидаты и их программы, то голосовать он будет скорее всего не по собственному убеждению, которое отсутствует, а по совету соседа, священника или кого-нибудь еще, легко станет объектом манипулирования.

Правильнее считать, что аполитичные абсентеисты присоединяются к любому большинству тех, кто желает выбирать и знает, кого хочет выбрать. Что же касается неучастия в выборах по политическим мотивам, то разумнее все же участвовать, голосуя против всех кандидатов. Этим скорее можно добиться назначения новых выборов.11


  1. ^ Сопоставьте между собой следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, система единого непередаваемого голоса, кумулятивный вотум.


Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие, которые получили установленное большинство.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых из­бираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

Несомненными достоинствами мажоритарной системы на­зывают простоту, возможность участия избирателей в процеду­ре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех пре­тендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (из­бирательные объединения и избирательные блоки могут выдви­гать своих кандидатов по всем избирательным округам), и инте­ресы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точ­ного учета реального влияния организаций, предвыборных со­юзов, партий.12

Самой распространенной за рубежом является мажоритар­ная система относительного большинства, при которой побеж­дает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

Данная система результативна и исключает второй тур выбо­ров, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Однако если кандидатов мно­го, то голоса избирателей распределяются между ними, что искажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов бо­лее 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов.

При данной системе в англосаксонских странах не устанав­ливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является и то, что не учитыва­ется мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в сово­купности сумма голосов, поданных за других кандидатов, боль­ше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата. Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б — 30 тыс., за кандидата С — 20 тыс. Таким об­разом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного боль­шинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегист­рированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирате­лей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное зако­нодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного боль­шинства система абсолютного большинства предполагает воз­можность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного боль­шинства голосов, проводится второй. Самым распространен­ным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, напри­мер, в Польше). В некоторых странах во втором туре принима­ют участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, напри­мер, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является тре­бование обязательного кворума, без которого выборы призна­ются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относитель­ного большинства является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избира­телей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше веро­ятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.

Специфической, редко встречающейся разновидностью ма­жоритарной избирательной системы является система квалифи­цированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Такая система применяется в основном при избрании глав госу­дарств и иных должностных лиц.13

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритар­ной системы при пропорциональной системе избиратель голо­сует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению пар­ламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопар­тийность. К недостаткам можно отнести отстраненность боль­шинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кан­дидатом и избирателями.

Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте прочного абсолютного большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и про­порциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной си­стемы к смешанной.14

При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов, - чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. В идеальном случае вся страна превращается в единый избирательный округ.

Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя иногда ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в списке.

После того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр, или квота, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Применяются различные методы определения избирательного метра (квоты), причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

Простейший способ определения квоты был предложен около 100 лет назад английским ученым Т. Хэром. Согласно этой системе квота (Q) определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащих распределению мандатов (Y), т.е. по формуле: Q = X : Y.

Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов она получит. Недостаток системы Т. Хэра состоит в том, что она, за редкими исключениями, не позволяет распределить сразу все мандаты, в связи с чем иногда применяется дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно методу наибольших остатков: оставшиеся мандаты передаются партиям, имеющим наибольшие остатки неиспользованных голосов, образовавшиеся при первом распределении.

Для того чтобы распределить сразу все мандаты, необходимо скорректировать квоту путем ее уменьшения. Метод, разработанный Х. Друпом, предполагает определение квоты путем деления общего числа поданных голосов на количество мандатов плюс 1 по формуле: Q = X : (Y + 1). Незначительная коррекция (плюс 1) теряет эффективность с увеличением количества мандатов, замещаемых в округе. Для усиления эффекта необходима большая коррекция (плюс 2 или 3). При определении квоты по системе Х. Друпа приходится производить расчеты до тех пор, пока не будет получена квота, позволяющая распределить все мандаты без остатка.

Предложенный бельгийским ученым В. Д'Ондтом метод наибольшей средней, который применяется в ФРГ, Швеции и других странах, предполагает, что голоса, поданные за каждый партийный список, последовательно делятся на ряд чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т.д. Полученные результаты распределяются по убывающей - от большего к меньшему строго по порядку. То частное, которое занимает в этом ряду убывающих чисел порядковое место, равное числу депутатов, подлежащих избранию от данного округа, и будет квотой. Рассмотрим это на следующем примере.


Название
партии

Кол-во
голосов

Результаты деления на

1

2

3

4

5

6

A

1700

1700

850

566

425

340

283

B

2300

2300

1150

766

575

460

383

C

4100

4100

2050

1366

1025

20

683

D

900

900

450

300

225

180

150

E

5200

5200

2600

17331

300

1040

866


От округа избираются 14 депутатов, в выборах принимают участие пять партий, каждая из которых получила: A - 1700 голосов, B - 2300, C - 4100, D - 900 и E - 5200. Разделим голоса, полученные партиями, на ряд чисел, чтобы получить количество частных, превышающее число 14. Полученные частные располагаем по убывающей и устанавливаем, что 14-е место по порядку занимает частное 860. Оно и будет квотой. Делим голоса, полученные партиями, на квоту и устанавливаем, что партии получили следующее количество мандатов: A - 1, B - 2, C - 4, D - 1 и E - 6. Все мандаты распределены.15

^ Система кумулятивного вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление).

Такая система действовала, например, в США при формировании легислатуры штата Иллинойс в 1870–1980 годах. Ныне она применяется при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика (демократическая, впрочем, только по названию). Там каждый избиратель имеет по три голоса, а против фамилии каждого кандидата в избирательном бюллетене помещены по три пустых кружка. Избиратель может выбрать любой из следующих вариантов голосования:

  • отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив крест в одном из кружков против их фамилий в бюллетене;

  • отдать одному кандидату два голоса, а другому – один (в этом случае кресты ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном – против фамилии другого);

  • отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии;

  • не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным;

  • использовать не все свои голоса, отдав, например, один или два голоса одному из кандидатов или по одному голосу двум кандидатам.

Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов.

Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.16

Система единственного непередаваемого голоса, также весьма редкая (применялась, в частности, до 1993 г. в Японии, до 1985 г. в Южной Корее, а ныне применяется на Тайване), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). Здесь, хотя и действует мажоритарный принцип, но тем не менее могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть. Система была предложена М.Ж. Кондорсе на заседании Конвента в 1793 году для подбора присяжных.

Эта система, как видим, представляет собой крайнюю разновидность ограниченного вотума. Следовательно, и она требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать это свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы. И здесь возможно получение мандата незначительным меньшинством голосов, если это меньшинство непосредственно следует за большинством.

Рассмотрим действие системы на опять-таки гипотетическом примере. В избирательном округе подлежат распределению три мандата при участии трех партий – А, Б и В. Их влияние среди избирателей соотносится следующим образом: А – 60 %; Б – 28 и В – 12 %. Учитывая, что партию А поддерживают около 2/3 избирателей, она выдвинет двух кандидатов, причем нужно постараться это сделать так, чтобы голоса распределились между ними примерно одинаково. Остальным партиям нет смысла выдвигать более, чем по одному кандидату. Возможный результат: А1 – 35 %, Б – 28, А2 – 25, В – 12 %. В итоге партия А получает два мандата, партия Б – один. Результат распределения близок к пропорциональному. Опыт Японии в 1902 – 1993 годах показал, что распределение мандатов обычно бывало близко к пропорциональному.17

Общим для всех разновидностей избирательных систем яв­ляется то, что они могут применяться как при любой явке изби­рателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.18


  1. ^ Составьте сравнительную таблицу организации и порядка проведения выборов и референдума.


Под избирательным процессом как политико-правовой кате­горией принято понимать урегулированную законами деятель­ность органов, групп избирателей, политических партий, обще­ственных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.

Если понимать избирательный процесс в узком смысле, то данное явление включает в себя установленные законом, после­довательно сменяющие друг друга стадии. Любые выборы обяза­тельно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии избирательного процесса носят факультативный характер, например повторное голосование или повторные выборы.

Выборы представляют собой длящуюся во времени избира­тельную кампанию, совокупность этапов избирательных дей­ствий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.19

Термин «референдум» происходит от лат. referendum – «то, что должно быть сообщено». Означает он голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование избирателей независимо от его последствий, однако такое понимание ныне – скорее исключение из правила.

В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (так называемый народный выбор, встречающийся довольно редко).20
Сравнительная таблица организации и порядка проведения выборов и референдума




^ Организация и проведение выборов

Организация и проведение референдума

Инициатива и назначение референдума

+

+

Образование округов для голосования

+

+

Образование избирательных участков.

+

+

Создание избирательных комиссий

+

+

Составление списков избирателей

+

+

Выдвижение и регистрация кандидатов

+

-

Проведение агитационной и разъяснительной кампании

+

+

Голосование.

+

+

Подсчет голосов и определение результатов выборов.

+

+


Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на другую выборную должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.

Другое отличие заключается в том, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.21

Список литературы


  1. Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 320 с.

  2. Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. - 832 с.

  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. А.А. Мишин. М.: Юстицинформ, 2009. - 332 стр.

  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.:Издательство БЕК, 2000 – 784 стр.

1 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 187


2 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. - С. 150

3 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 189


4 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. - С. 152-154

5 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 189-190


6 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 193


7 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 194


8 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина - М.: Норма, 2004. – С. 194-196

9 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. А.А. Мишин. М.: Юстицинформ, 2009.С. 103

10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.: Издательство БЕК, 2000 – С.225


11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.: Издательство БЕК, 2000 – С.223-224


12 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. С.157-158

13 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. С.159, 160.

14 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. С.158.


15 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. А.А. Мишин. М.: Юстицинформ, 2009. С.109,110

16 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.:Издательство БЕК, 2000 - С.244,245

17 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.:Издательство БЕК, 2000 - С.244

18 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. С.158.


19 Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. — С.155

20 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под руков. д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. М.:Издательство БЕК, 2000 – С.253, 254.

21 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. А.А. Мишин. М.: Юстицинформ, 2009. – С.112



Скачать файл (189 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru