Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по конституционному праву РФ - файл 1.doc


Лекции по конституционному праву РФ
скачать (1001 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1001kb.18.12.2011 20:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль Российского права


  1. Предмет и метод российского конституционного права


Система российского права состоит из ряда отраслей: конституционного, гражданского, административного, уголовного и др.

Конституционное право является ведущей отраслью системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др.

Основными критериями отграничения отраслей права, являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это однородная группа общественных отношений, которые регулируются нормами той или иной отрасли права.

Традиционно считалось, что предметом отрасли конституционного права являются общественные отношения по поводу осуществления государственной власти (властеотношения). Позднее, профессором Фарбером И.Е. была высказана гипотеза о том, что предметом конституционного права являются конституционные отношения социальных сил, определяющих взаимоотношения между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета, свободы личности и правопорядка.

В юридической литературе выделяют пять существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования конституционного права.

  1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения, независимые от права. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно не сознанием, а реально существующими отношениями.

  2. Субъектами конституционных отношений выступают, с одной стороны, государство и его органы, а с другой – социальные группы: народ, нации, классы, граждане, политические партии, движения.

  3. Объектами конституционных отношений являются народный суверенитет, народовластие и свобода личности.

  4. Конституционные отношения – это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп, которое всегда отражает фактическое состояние прав и свобод человека в государстве и обществе и показывает – кто фактически стоит у власти.

  5. Конституционные отношения – это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут уже потом необходимость изменения имущественных, трудовых и иных отношений.

Таким образом, предметом российского конституционного права является упорядоченная совокупность норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Методом правового регулирования является совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Для конституционного права характерно сочетание двух основных методов: императивного (метода властных предписаний, субординации, основанного на запретах, обязанности, ответственности) и диспозитивного (метода равноправия сторон, координации, основанной на дозволенности).

Дозволение применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов и субъектов Федерации.

Обязывание применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством.

Запрещение применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства.

^ 2. Конституционное право России как юридическая наука

Наука конституционного права – это система взглядов, научных представлений, обобщающих конституционную практику Российского законодательства и реализацию конституционно – правовых норм.

Изучаемая нами наука и учебная дисциплина, а также отрасль права долгое время в России называлась не конституционным, а государственным правом. Споры о правильном наименовании продолжаются и по сей день. Одни считают, что между этими названиями нет принципиальной разницы и употребление того или иного термина зависит от традиции. После 1917 г. это название сохранилось из-за формальной роли советских конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских ученых употребляют термин «конституционное право» как своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности.

В России исходя из сложившихся традиций употребляются три наименования данной отрасли, науки и учебной дисциплины — «конституционное право», «государственное право» и «конституционное (государственное) право».

Предметом изучения науки российского конституционного права являются:

1) сущность, система построения отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые конституционными нормами;

3) практика реализации конституционных норм;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи и концепции.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

  1. исследование соответствующего понятийного аппарата;

  2. учение о конституции России в ее историческом развитии;

  3. сущность, структура и юридические свойства действующей Конституции РФ;

  4. системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя России;

  5. изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, реализации прав и свобод человека и гражданина;

  6. анализ формы правления и национально – государственного устройства РФ.

Выделяют 3 этапа развития науки конституционного права России:

^ 1 этапдореволюционное конституционное право – отражало переход страны от абсолютной к конституционной монархии (февраль 1905 г. – 1917 г.) Представители – ученые – государствоведы – Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев;

^ 2 этап тоталитарное конституционное (государственное) право – появилось в результате октябрьской революции и просуществовало до середины 80 – х годов, т.е. до начала перестройки. Представители – И.А. Ильин, Н. Тимашёв;

^ 3 этапдемократическое конституционное право – начало свое развитие с начала перестройки и продолжается по сей день. Этот этап характеризуется:

1) принятием Конституции РФ;

2) признанием ценностей демократии, прав человека и верховенства закона;

3) расширением предмета научных исследований;

4) отказом от догматических постулатов прошлого;

5) плюрализмом в методологии исследования;

6) возможность использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.


  1. ^ Нормы российского конституционного права


Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Специфика конституционных норм заключается в том, что они:

1) регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

2) большинство норм конституционного права является нормами - декларациями и нормами - дефинициями.

Нормы-дефиниции определяют правовые принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение (ст.1 ч.1 – «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»). Нормы – декларации что – либо провозглашают (ст. 2 ч.1 – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»)

3) Структура нормы конституционного права имеет свои особенности и не всегда трехэлементная.

Подавляющее большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию. К ним относятся нормы-принципы, нормы-цели, запретительные нормы. Вместе с тем, имеются конституционные нормы, которые содержат гипотезу. (Например, ч.5 ст.76: «в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».)

Конституционные санкции заключаются главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов: отрешение от должности Президента РФ (ст.93), роспуск Государственной Думы (ст.109).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Можно выделить четыре ведущих отраслевых института:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) система государственной власти и система местного самоуправления.

Поскольку нормы Конституционного права очень разнообразны и отличаются друг от друга по многим признакам, их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от характера регулируемых общественных отношений выделяют:

- материальные - выражают содержание деятельности государственных органов и других субъектов, определяют их правовое положение, компетенцию (например, Федеральное Собрание – парламент РФ, принимает законы);

- процессуальные - конституционные нормы, регулирующие порядок реализации уполномоченными субъектами своей компетенции (например, порядок избрания Президента РФ, отрешения его от должности, процесс принятия законов и т.д.)

2) в зависимости от характера воздействия на субъекты права выделяют:

- упарвомачивающие (например, «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (ст.26 ч.2); «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст.31);

- обязывающие (например, ст. 15 ч.2 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» или ч.3 ст. 44 – «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»);

- запрещающие (например, ст. 6 ч.3 Конституции РФ, где говорится о том, что «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его», или ст.14 ч.1 – «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»).

3) в зависимости от метода правового регулирования выделяют: -

- императивные (им присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила (ст.57 – «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»);

- диспозитивные (в них предусматривается возможность выбора одного из действий, предусмотренных нормой: ст.117 ч.3: «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы»);

- поощрительные (фиксируют определенную заинтересованность государства в осуществлении гражданами и их объединениями общественно полезной деятельности, а так же устанавливают меры, стимулирующие достижение результатов, превосходящих обычные требования – ст.39 ч.3 « Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»).
4) в зависимости от времени действия нормы подразделяются на:

- постоянные (большинство норм Конституции можно отнести к постоянно действующим);

- временные (ст.20 ч.2 – «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…»).


  1. ^ Конституционно-правовые отношения


Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, возникающее на основе норм конституционного права, участники которого наделяются правами и обязанностями.

Специфика конституционно – правовых отношений в том, что они являются юридической формой политических отношений и имеют определенную структурную организацию.

Субъектами, т.е. участниками конституционно – правовых отношений в России являются:

  1. социальные общности, народ, нации, народности;

  2. социальные образования – РФ и ее субъекты; городские, сельские поселения и другие территории;

  3. органы государственной власти, депутаты, избирательные комиссии;

  4. органы местного самоуправления;

  5. общественные объединения;

  6. социальные индивиды – граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Объекты конституционно – правовых отношений – предметы или явления действительности, на которые направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. К ним относятся:

- основы конституционного строя РФ;

- человек, его права и свободы;

- интересы общества и государства

- демократия;

- многопартийность;

- федерализм и др.

Конституционно – правовые отношения возникают между избирателями и депутатами, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, правоотношения по реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, федеративные конституционно- правовые отношения и др.
^ 5. Источники российского конституционного права

Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т. е, внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права:

- правовые обычаи;

- судебные прецеденты;

- нормативно-правовые акты;

- нормативные договоры.

Источник конституционного права – это форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера.

Система источников российского конституционного права:

1. ЗАКОН – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1) Конституция РФ - Основной закон государства, ведущий источник конституционного права России (принята референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г).

2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, развивают и дополняют Конституцию.

В соответствии со ст. 108 Конституции РФ, ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не имеет права «вето» в отношении ФКЗ.

В настоящее время в РФ действуют ФКЗ, принятые по следующим вопросам:

1.ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994г.

2.ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.

3.ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г.
4.ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.

5.ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.

6. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г.

  1. ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г.

  2. ФКЗ «О гербе РФ» от 29 декабря 2000 г.

  3. ФКЗ «О флаге РФ» от 29 декабря 2000 г.

  1. ФКЗ «О гимне РФ» от 29 декабря 2000 г.

  2. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.

  3. ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001г.

  4. ФКЗ «О военном положении» от 20 января 2002 г.

В одном ряду с ФКЗ стоят законы о поправке кс Конституции РФ.

Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о созыве Конституционного собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

3) Федеральные законы (ФЗ) - в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации («О гражданстве РФ», «О политических партиях»).

^ 2. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – базируются на законах и регулируют широкий круг общественных отношений.

1) указы Президента РФ - не могут противоречить Конституции РФ и законам.

2) акты палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы — постановления, принимаемые по вопросам их компетенции, и регламенты, устанавливающие внутреннее устройство и порядок деятельности палат.

3) постановления Правительства РФ - не должны противоречить Конституции РФ, законам и указам Президента РФ.

4) акты органов МСУ

^ 3. НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ – соглашения нескольких субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений.

1) внутригосударственные (Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ).

2) международные договоры – в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

^ 4. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. В романо-германской правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ.

^ 5. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – отнесение его к источникам конституционного права является дискуссионным вопросом, т.к. сфера его распространения в конституционном праве ограничена, однако значение этого источника игнорировать нельзя. На основе обычаев регулируются многие аспекты деятельности нашего парламента. К примеру, первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ) или принесение присяги Президентом при вступлении в должность и т.д.
Тема 2. Конституция Российской Федерации
^ 1. Понятие и сущность конституции
Слово "конституция" в переводе с латинского означает "установление", "устройство". Еще в Древнем Риме конституцией называли отдельные акты императоров.

В юридической науке под Конституцией понимают Основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

Иными словами, конституцию называют «паспортом» государства.

Конституция – порождение буржуазных отношений, т.к. первые конституции появились в результате буржуазно – демократических революций в борьбе буржуазии за политическую власть. В конституции класс буржуазии видел гарантии прав собственника от произвола монарха и феодалов, поэтому, прежде всего экономические потребности нового класса стали причиной появления конституций.

Первыми конституциями были Конституция США 1787 г. и Франции 1791 г.

В литературе выделяют два подхода к сущности конституции: классовый и общечеловеческий.

Согласно классовому подходу, сущность конституции определяется как результат победы одного класса над другим.

Согласно общечеловеческому – как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе, как политический компромисс между различными социальными группами.

Таким образом, конституция – основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством и закрепляющий основы организации самого государства (основы конституционного строя и организацию орган6ов государственной власти).

В основном все конституции регулируют следующие блоки общественных отношений:

1. Права и свободы человека (конституции принимались, чтобы гарантировать человека от произвола государства);

2. Организация высшей государственной власти, основанная на принципах народного суверенитета и разделения властей;

3. Политико – территориальное устройство – соотношение частей государства с центральными властями.
^ 2. Юридические свойства Конституции
Конституция как юридический документ занимает важное место в механизме правового регулирования. В системе нормативно – правовых актов ей принадлежит ведущая роль, т.к. конституция регулирует наиболее важные общественные отношения.

В юридической литературе, анализируя конституцию, ученые выделяют политические, идеологические и юридические свойства конституции.

Категория «юридические свойства» конституции позволяет выделить данный правовой акт из всей системы нормативно – правовых актов и подчеркнуть ее основополагающую роль.

Такими юридическими свойствами выступают: высшая юридическая сила, нормативный характер, учредительность и особый порядок ее принятия и изменения.

1. Высшая юридическая сила Конституции означает, что ее нормы и принципы имеют приоритет перед всеми иными правовыми актами, принимаемыми в РФ и не должны противоречить ей. Верховенство Конституции обеспечивается ст.15 ч.1 Конституции РФ: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Если принимается правовой акт, не соответствующий Конституции РФ, он или не применяется, или признается судебным органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ – неконституционным и утрачивает силу.

2. Нормативный характер Конституции означает, что Конституция состоит из норм права, имеющих предоставительно – обязывающий характер и обязательны для исполнения. Нормы конституции упорядочивают общественные отношения и стабилизируют жизнь государства. Именно нормативность Конституции оказывает решающее воздействие на формирование всей правовой системы государства. Из нормативного характера конституции вытекает прямое действие конституционных норм.

3. Учредительный характер Конституции означает, что: 1) Конституция учредила (провозгласила) конституционные ориентиры строительства гражданского общества, демократического правового государства с республиканской формой правления; 2) учредила новые органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Конституционный Суд РФ).

4. Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Мировая практика показывает, что конституции принимаются различными способами. Первая российская конституция — Основные государственные законы Российской Империи 1906 г. — была октроированной 9дарованной монархом). Советские конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.) принимались высшими представительными органами законодательной власти. В 1918 г. была предпринята неудачная попытка принятия конституции Учредительным Собранием.

Действующая Конституция РФ впервые в истории Российского государства была принята всенародным голосование (референдумом) 12 декабря 1993 г.

Глава 9 Конституции РФ регламентирует порядок внесения в нее поправок и пересмотр ее положений.

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3 – 8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ согл. ст. 134, имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Процедура пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ состоит из следующих стадий:

1) инициатива о пересмотре должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

2) если такое решение принято палатами парламента, то созывается Конституционное Собрание;

3) Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции;

4) если разрабатывается проект новой Конституции, то он либо принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов, либо выносится на референдум.

Порядок созыва Конституционного Собрания определяется федеральным конституционным законом, который пока не принят.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Но они вступают в силу только после одобрения их законодательными (представительными) органами на менее 2/3 субъектов Федерации.

Согласно ФЗ от 6.02.1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» (СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.1146), предложение о поправке вносится в Государственную Думу и должно содержать либо текст новой статьи, либо положение об исключении статьи из текста Конституции РФ.

Рассмотрение проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в 3-х чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 членов Совета Федерации. Затем закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть этот закон в течение 1 года со дня его принятия.

После одобрения закона субъектами Федерации, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
^ 3. Виды конституций
Классификацию конституций принято проводить по следующим основаниям.

1) по форме закрепления конституционно-правовых норм:

- писаные - в форме единого документа (Конституция РФ)

- неписаные, состоящие из законов парламента, судебных прецедентов, правовых обычаев (например, в Великобритании).

^ 2) по порядку принятия:

- октроированные (дарованные монархом, например, Конституция Непала);

- принятые парламентами (представительными органами законодательной власти, например, Конституция Испании);

- учредительными собраниями (представительными органами, специально созываемыми для принятия конституции, например, Конституция США);

- референдумом (всенародным голосованием), например, конституции России и Франции.

^ 3) по способу изменения:

- гибкие (изменяются и дополняются, как правило, так же, как и обычные законы, - простым большинством голосов депутатов парламента).

- жесткие (изменяются и дополняются в более сложном порядке). Для этого требуется так называемое квалифицированное большинство голосов - 2/3, 3/4 или 4/5 голосов депутатов парламента, а также соблюдение дополнительных условий. Например, поправки к конституциям США и России должны быть дополнительно ратифицированы законодательными органами субъектов Федерации.

^ 4) различают юридическую конституцию (выражена, как правило в одном, реже – в нескольких правовых актах) и фактическую конституцию, представляющую собой сложившиеся в обществе отношения по поводу организации власти и осуществления свободы личности.

^ 5) по фактически сложившимся общественным отношениям:

- фиктивные, т.е. не отражающие существующие общественные отношения (юридическая не совпадает с фактической);

- реальные, которые адекватно отражают сложившиеся общественные отношения (юридическая совпадает с фактической).

В литературе встречается делением конституций на монархические и республиканские, федеративные и унитарные.

В России выделяют Конституцию РФ и конституции республик, входящих в состав РФ.
^ 4. Конституционное развитие Российского государства (конституции советского периода)
Конституционное развитие Российского государства – сложный и противоречивый процесс, на который оказывали значительное влияние политические и экономические события, а также идеология государства конкретного исторического периода.

В Росси было принято 5 конституций.
^ 1. Конституция РСФСР 1918 года

Эта конституция была принята Пятым Всероссийским съездом Советов. Она была призвана закрепить и законодательно оформить приход к власти нового класса – пролетариата.

В основу этой конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она отвергала принцип разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали, отменяла частную собственность. В ней провозглашалось всеобщее вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии и полное разоружение имущих классов, а также лишение их всех политических прав.

Конституция 1918 г. была реальной, т.к. она обеспечивала диктатуру пролетариата и полностью соответствовала политике того времени.
^ 2. Конституция РСФСР 1925 года

Она была принята на основе первой Конституция СССР была 1924 г.

Необходимость в новой Конституции была продиктована изменениями в национально – государственном устройстве России и вхождением ее в состав СССР. Конституция РСФСР 1924 г. практически дублировала союзную.
^ 3. Конституция РСФСР 1937 года -

была принята на основе Конституции СССР 1936 г. («Сталинской конституции»). Она закрепила победу социализма, установила новую систему органов государственной власти (Советы депутатов трудящихся вместо прежних Советов рабочих, красноармейских и казачьих депутатов). Выборы в Советы всех уровней стали прямыми, всеобщими и равными при тайном голосовании. В отличие от предыдущей, в Конституции РСФСР 1937 г. была предусмотрена глава «Основные права и обязанности граждан». Однако, как свидетельствует история, эта Конституция была принята в период жестоких политических репрессий, поэтому ее положения были фиктивны.
^ 4. Конституция РСФСР 1978 года -

была принята на основе Конституции СССР 1977 г («Брежневской Конституции»).

Она объявила о полной и окончательной победе социализма и взяла курс на построение «развитого социализма».

Коммунистическая партия провозглашалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Впервые во всей советской истории была закреплена возможность проведения референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни.

Важнейшим из вновь установленных прав стало право на обжалование в суд действий должностных лиц государственных и общественных органов, которое так и осталось нереализованным в рамках советской конституции.

Конституция РСФСР 1978 г. первоначально не расходилась в основных положениях с Конституцией СССР 1977 г. С 1989 г., в период бурного реформирования политической и экономической систем, отказа от коммунистической идеологии, курса на суверенитет России в российскую конституцию стали вноситься многочисленные изменения и дополнения, имевшие, как правило, принципиальный характер, среди которых можно отметить следующие:

1) изменена преамбула (введение) Конституции, из которой были исключены марксистско-ленинские идеологические постулаты;

2) кардинально изменена ст. 3 Конституции РСФСР — если в ней ранее закреплялся принцип полновластия Советов, то в новой редакции был закреплен противоположный принцип разделения властей;

3) ст. 6 Конституции 1978 г. перестала содержать указание на руководящую роль Коммунистической партии, а наоборот, провозгласила равноправие всех политических партий;

4) изменены почти все статьи главы 2 Конституции 1978 г. «Экономическая система», стало признаваться многообразие форм собственности и равная их защита законом;

5) глава 5 Конституции 1978 г. «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» стала называться «Права и свободы человека и гражданина»; в новой редакции ст. 31 Конституции 1978 г. провозглашалось, что права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью;

6) впервые закреплены такие нрава человека, как право на жизнь, право на информацию, право на альтернативную военной службу, право на свободное определение своей национальной принадлежности, право на предпринимательскую деятельность, право на необходимую оборону, право на судебную защиту, а также свобода передвижения, свобода мысли.

В 1991 г. был введен пост Президента РСФСР.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

21 апреля 1992г. на VI Съезде народных депутатов РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию.

Однако, многие ее положения не соответствовали новым политическим и социально-экономическим реалиям. Например, провозглашенный принцип разделения властей противоречил действовавшему принципу «Вся власть Советам!».

Такие конституционные противоречия привели к противостоянию законодательной власти в лице Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета РФ и исполнительной власти в лице Президента РФ, что вылилось к осени 1993 г. в глубокий конституционный кризис, закончившийся роспуском Советов всех уровней, прекращением действия Конституции 1978 г. и принятием ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
^ 5. Особенности принятия Конституции РФ 1993 г., ее структура и содержание

Вопрос о принятии новой российской Конституции встал на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г была образована Конституционная комиссия, разработавшая проект Конституции РФ.

В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и, прежде всего власти Президента РФ.

Такое положение дел не могло удовлетворить президентскую власть, поэтому 20 мая 1993 г. Президентом РФ был принят Указ «О созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ» и определен его состав. В состав Конституционного совещания вошли 250 человек, работавших по пяти секциям:

- секция представителей федеральных органов власти;

- секция представителей органов государственной власти субъектов РФ;

- секция представителей местного самоуправления;

- секция представителей партий, общественных организаций, религиозных конфессий;

- секция представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Конституционное совещание начало свою работу 5 июня 1993 г. На его обсуждение были вынесены 2 проекта Конституции РФ – президентский и парламентский

В результате работы Конституционного совещания был выработан согласованный проект Конституции РФ, в который вошли положения президентского проекта, проекта Съезда народных депутатов, замечания и предложения граждан и организаций.

12 июля 1993 г. проект Конституции РФ был одобрен Конституционным совещанием.

В то же время совещание двух тысяч народных депутатов всех уровней, созванное в конце мая — начале июня 1993 г. Верховным Советом РФ, полностью отвергло президентский проект.

Таким образом, согласие между законодательной и исполнительной властями достигнуто не было, и конституционный кризис продолжил свое развитие.

21 сентября 1993 г. Президентом РФ был издан указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», которым прерывалось осуществление законодательных, распорядительных и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета, одновременно прекращались полномочия народных депутатов. Этим же Указом было утверждено Положение о федеральных органах власти на переходный период.

9 октября 1993 г. Указом Президента РФ были прекращены полномочия Советов народных депутатов по всей стране, а Указом от 27 октября 1993 г. были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти субъектов РФ. Все это означало юридическую ликвидацию советской власти в России.

До принятия очередной Конституции и формирования новых органов законодательной власти правовое регулирование всех вопросов, в том числе и входящих в компетенцию органов законодательной власти, стало осуществляться указами Президента РФ.

10 ноября 1993 г. проект Конституции РФ был официально опубликован, а на 12 декабря 1993 г. был назначен референдум (всенародное голосование) по вопросу принятия Конституции РФ.

В референдуме приняли участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. По действовавшему в то время Закону РСФСР о референдуме 1990 г. это означало, что Конституция принята.

Одновременно с проведением референдума состоялись выборы в Федеральное собрание — парламент РФ. Легитимность государственной власти была восстановлена.

Конституция РФ 1993 г. коренным образом отличается от всех прежде действовавших советских конституций. Она признает высшей ценностью не интересы государства, как прежде, а интересы человека и гражданина. В экономической сфере не отдается предпочтение какой-либо форме собственности, а равным образом защищаются все из них. В политической и идеологической сфере закреплен соответствующий плюрализм (многопартийность, отказ от единственной и обязательной идеологии и т. д.).

В целом Конституция РФ отвечает всем международным стандартам, воплощая в себе лучшие конституционные идеи, разработанные в мировом сообществе.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых имеется девять глав и в общей сложности 137 статей, во втором разделе — 9 пунктов.

Преамбула — это вводная часть закона, в которой указываются цели его принятия, основные принципы и другие исходные положения.

Преамбула Конституции РФ в большей мере имеет идеологический характер, но как органическая часть Конституции она не может не иметь юридического значения. Оно состоит в том, что все нормы Конституции должны соответствовать провозглашенным в преамбуле целям и принципам и истолковываться в соответствии с ними.

Раздел первый Конституции РФ названия не имеет и состоит из девяти глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя содержит в себе шестнадцать статей.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» является самой большой по объему и состоит из 48 статей (ст. 17-64).

Глава 3 «Федеративное устройство» имеет 15 статей (ст. 65-79).

Глава 4 «Президент РФ» включает в себя 14 статей (ст. 80-93).

Глава 5 «Федеральное Собрание» состоит из 16 статей (ст. 94-109).

Глава 6 « Правительство РФ» включает 8 статей (ст. 110-117).

Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей (ст. 118-129)

Глава 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133).

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из 9 пунктов.

В п.1. установлено, что Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования (25.12.1993 г.),

В п. 2. раздела второго Конституции РФ отмечено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

В п. 6 раздела второго установлены два правила действия уголовно-процессуального законодательства после вступления в действие Конституции РФ.

  1. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

  2. До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Переходные положения, установленные в ряде пунктов раздела второго Конституции РФ, в настоящее время утратили юридическое значение, поскольку все вопросы осуществления государственной власти, статуса члена Совета Федерации и Государственной Думы в настоящее время реализуются в полном соответствии с требованиями Конституции РФ.
^ 6. Реализация Конституции: понятие, формы. Прямое действие конституционных норм
Реализация Конституции – это деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и России в целом для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

Поскольку Конституция – это нормативный акт, то формы ее реализации аналогичны формам реализации иных нормативно – правовых актов.

1. Соблюдение Конституции - воздержание от совершения запрещенных Конституцией действий. В форме соблюдения реализуются запретительные нормы Конституции, т.е. субъекты ведут себя пассивно, не совершая запрещенных действий (например, ч.5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и т.д.);

2. Исполнение Конституции - активное поведение субъектов с целью выполнения обязывающих норм (например, ч.2 ст.15: «органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы»; ст.58: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»);

3. Использование Конституции - совершение субъектами дозволенных Конституцией действий, т.е. предоставленных Конституцией прав (на образование, избирать и быть избранным).

4. Применение Конституции – предполагает властное вмешательство государства и его органов в реализацию предписаний Конституции. Применение происходит в правомерной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, цель которых – разрешить определенное дело.

Несмотря на то, что большая часть правоотношений регулируется Конституцией совместно с отраслевым законодательством, следует подчеркнуть, что Основной закон, согласно ч.1 ст.15, является актом прямого действия.

Прямое действие Конституции означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы государственной власти обязаны их осуществлять.

В частности, в ст. 18 Конституции говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Суд и иные органы при решении вопросов, входящих в их компетенцию, могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции РФ.

На это направлено постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Пленум рекомендовал судам применять непосредственно Конституцию при разрешении дел в следующих случаях:

1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

4) когда закон либо другой нормативный правовой акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
^ 7. Правовая охрана Конституции: понятие, формы
Нормы Конституции РФ должны быть подкреплены определенными гарантиями. Без эффективной системы юридической охраны Конституция будет беззащитной.

Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм Конституции и строгое соблюдение режима конституционной законности.

Субъектом права на юридическую охрану Конституции РФ является весь народ, который делегирует данное право государству.

Конкретными субъектами правовой охраны Конституции РФ являются:

  1. Президент РФ (ст. 80 – является гарантом Основного закона);

  2. Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ;

  3. Уполномоченный по правам человека в РФ, назначаемый Государственной Думой;

  4. Конституционный Суд РФ – особый субъект правовой охраны. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативно – правовых актов государства, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции РФ, осуществляет иные полномочия, обеспечивающие неуклонное соблюдение конституционных норм.

В науке конституционного права выделяют две формы правовой охраны Конституции: конституционный контроль и конституционный надзор.

^ Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно – правовых актов.

Органы конституционного контроля вправе: принимать окончательное решение о конституционности нормативного акта, отменять антиконституционные акты, давать императивные указания об их отмене или приведении в соответствии с Конституцией, приводить к наложению санкций за нарушение конституционных положений.

В России контроль осуществляет Конституционный Суд РФ.

Существуют 2 виды конституционного контроля:

1) Предварительный – начинается с момента инициирования закона и заканчивается с вступлением закона в силу;

2) Последующий – возникает с момента вступления закона в силу.

Конституционный Суд РФ осуществляет последующий конституционный контроль.

Мировой практике известны 2 процедуры последующего контроля:

1) путем «действия» (абстрактный контроль) – после издания закона можно немедленно возбудить вопрос о признании его противоречащим конституции;

2) путем «возражения» (конкретный контроль – нужно ждать, пока соответствующие органы применят закон к конкретному случаю.

Конституционный Суд РФ осуществляет как абстрактный, так и конкретный контроль.

^ Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов государства по выявлению не соответствующих Конституции нормативно – правовых актов. Орган конституционного надзора может вынести аргументированное заключение о конституционности закона, но не может его аннулировать. Т.о. конституционный надзор имеет консультативный, а не императивный характер. Решения Комитета Конституционного надзора, действовавшего до образования Конституционного Суда РФ, не имели обязательной силы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (1001 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации