Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Стадии административного процесса - файл Стадии административного процесса.doc


Лекции - Стадии административного процесса
скачать (33.2 kb.)

Доступные файлы (1):

Стадии административного процесса.doc212kb.11.06.2009 22:03скачать

содержание
Загрузка...

Стадии административного процесса.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Стадии административного процесса.
Цель – изучить порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Задачи – рассмотреть основные и факультативные стадии административного процесса, порядок составления процессуальных докумнтов.
План:

  1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  2. Понятие возбуждения дела. Поводы и основания к возбуждению дела.

  3. Протокол об административном правонарушении.

  4. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.


Источники:

Конституция РБ

Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З

Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)

Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. – Мн. -2008

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Гавриленко. – Мн. – 2002.

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Рябцева Л.М. – Мн. – 2006.

Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007.
Рефераты, статьи:

Федюк Н. Полномочия на подписание протокола об административном правонарушении/ Юрист – 2008 - № 10 - с. 92-93
1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Процессуальные действия совершаются в определенной последовательности, постадийно.

Законодательство устанавливает порядок поэтапного про­хождения дела об административных правонарушениях, ко­торый содержит оптимальные возможности для реализации целей и принципов производства. Этапы прохождения дела называются стадиями производства.

Под стадией необходимо понимать сравнительно самосто­ятельную часть производства, которая наряду с общими за­дачами имеет присущие только ей цели и особенности, каса­ющиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сро­ков совершения процессуальных действий и характера офор­мления процессуальных документов.

Процессуальной деятельности на той или иной стадии, как правило, присущ различный круг субъектов, эту деятельность реализующих. Поэтому специфику их деятельности можно выразить формулой: возбуждают дело одни субъекты и рассматривают его другие и т.п.

Стадии производства по делам об административных пра­вонарушениях осуществляются в логической последователь­ности и составляют систему производства.

Ими являются:

  • возбуждение дела об административном правонаруше­нии и административное расследование по делу;

  • рассмотрение дела об административном правонаруше­нии;

  • вынесение постановления по делу;

  • обжалование и опротестование по делу;

  • исполнение постановления о наложении администра­тивного взыскания.




^ 2. Понятие возбуждения дела. Поводы и основания к возбуждению дела.

Возбуждение дела является первой стадией производства по делу об административном правонарушении и представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.

На данной стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия, определяется, какой орган или должностное лицо должны рассматривать возбужденное дело.

Задачами стадии возбуждения дела являются: оператив­ное установление правонарушения, изобличение нарушите­ля, закрепление данных, указывающих на признаки право­нарушения.

Эта стадия включает в себя четыре основных элемента:

  • основания для возбуждения дела;

  • сроки возбуждения дела;

  • органы и должностные лица, уполномоченные возбуж­дать дела об административных правонарушениях;

  • обстоятельства, исключающие административный процесс.


Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, то есть о наличии повода (процессуального основания), поскольку необнаруженное (латентное) нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, должностных лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть и заявление физического лица; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; (ст.9.1.).

Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса. При передаче дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, заявитель письменно уведомляется об этом.
Статья 9.3. Сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации

Сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации об административном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении. Данный повод отличается от других поводов прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по собственной инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а поэтому не всегда поддается контролю. Предположение о проступке возникает лишь в сознании уполномоченного лица.
Статья 9.4. Административный процесс по требованию

Административный процесс об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.1–9.3, 9.6, 10.6–10.9, 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, начинается только по требованию потерпевшего либо его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Расследование дела лицом, являющимся очевидцем проступка, позволяет ему немедленно предпринять необходимые действия по пресечению нарушения, задержанию нарушителя, отысканию и закреплению доказательств.

Возбудивший дело об административном правонаруше­нии проводит административное расследование лично либо поручает его уполномоченному на то другому должностному лицу или передает материалы о правонарушении компетент­ному лицу для производства расследования.

Статья 9.5. Начало административного процесса
1. При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:

1) составления протокола об административном правонарушении;

2) составления протокола о процессуальном действии;

3) вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

4) вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется.
2. Если административное правонарушение выявлено при проведении проверки (ревизии), то административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частью 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется.
Статья 9.6. Обстоятельства, исключающие административный процесс

1. Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении физического лица, являются:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

3) истечение сроков наложения административного взыскания;

4) принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность;

5) недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, возраста, с которого наступает административная ответственность;

6) невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

7) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

8) смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом;

9) наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;

10) недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.
2. Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являются:

1) обстоятельства, предусмотренные пунктами 1–4 части 1 настоящей статьи;

2) ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

3) смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;

4) наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;

5) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.
3. При наличии обстоятельств, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении административного процесса с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю.
Сроки возбуждения дел – не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся нарушении – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.
Статья 3.1. Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (возбуждать дела)

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

3) сельским, поселковым исполнительным комитетом;

4) административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе;

5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

10) органами государственного санитарного надзора;

11) пограничными войсками Республики Беларусь;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка Республики Беларусь;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;
23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.

^ 3. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

В ходе административного расследования устанавливает­ся факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, выявляются обстоятельства совершения правонаруше­ния. Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснения, предоставления документов, вправе доставлять нарушителя в ОВД, применять иные меры процессуального принуждения.

Доказательствами по делу являются любые фактичес­кие данные, на основании которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают нали­чие или отсутствие административного правонарушения, ви­новность лица в его совершении и иные обстоятельства, име­ющие значения для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами сбора доказательств по делу:

  • протоколом об административном правонарушении;

  • объяснениями лица, привлекаемого к административ­ной ответственности;

  • показаниями потерпевшего и свидетеля;

  • заключением эксперта;

  • вещественными доказательствами;

  • протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.


Статья 10.1. Сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.
Статья 10.4. Применение технических средств

1. По решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.

2. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимая решение о применении технических средств, уведомляет об этом лиц, участвующих в производстве процессуального действия.

3. О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.
Статья 10.5. Удостоверение факта отказа от подписания процессуального документа

1. Если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетель, понятой, переводчик или другое лицо, участвующее в производстве процессуального действия, откажутся подписать протокол об административном правонарушении, объяснение или иной процессуальный документ, когда их подпись обязательна, об этом делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ.

2. Если одно из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, вследствие физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать процессуальный документ, об этом делается отметка, заверяемая подписями лиц, участвующих в производстве процессуального действия, с указанием причин, в силу которых процессуальный документ не мог быть подписан собственноручно этим лицом.
Статья 10.6. Обязательность разъяснения прав и обязанностей участникам административного процесса
Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.
Статья 10.7. Разрешение ходатайств

1. Письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении.

2. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.
Статья 10.8. Недопустимость разглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении

Сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности лишь с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, – с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным.
Статья 10.9. Порядок вызова участников административного процесса

1. Лицо, участвующее в административном процессе, вызывается в суд, орган, ведущий административный процесс, повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его временного отсутствия – совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение. Юридическое лицо, участвующее в административном процессе, о вызове его представителя в суд, орган, ведущий административный процесс, извещается повесткой, которая направляется по месту нахождения юридического лица. Вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть сделан также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи.

2. Вызов лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, производится через их родителей или иных законных представителей.

3. В повестке указываются, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.
Статья 10.10. Порядок опроса лиц, участвующих в административном процессе

1. Опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту ведения административного процесса. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе, если признает это необходимым, произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого.

2. Лица, вызванные по одному и тому же делу, опрашиваются порознь. При этом принимаются меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.

3. Перед опросом должностное лицо органа, ведущего административный процесс, удостоверяется в личности опрашиваемого, предупреждает его об ответственности за уклонение от явки в суд, орган, ведущий административный процесс, в случаях, установленных настоящим Кодексом, а потерпевшего – физического лица, свидетеля – за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого. Свидетелю и потерпевшему разъясняется также право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников.
Статья 10.11. Порядок опроса несовершеннолетнего

1. При опросе несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, при опросе несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагога. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

2. Перед началом опроса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, разъясняются их права и обязанности.

3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, присутствуют при опросе и могут с разрешения лица, осуществляющего опрос, задавать вопросы несовершеннолетнему, которые заносятся в протокол опроса. По окончании опроса присутствующие своими подписями подтверждают правильность записи объяснений.
Статья 10.12. Протокол опроса
1. Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего – физического лица, свидетеля составляется протокол опроса с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Должностным лицом органа, ведущего административный процесс, осуществляющим опрос, объяснение опрашиваемого записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы.

3. По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший – физическое лицо, свидетель имеют право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса. По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чем делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница.

4. По окончании опроса по просьбе опрашиваемого лица ему должна быть предоставлена возможность написать объяснение собственноручно, о чем делается отметка в протоколе опроса перед подписью опрашиваемого. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.

5. В случае участия в опросе переводчика, специалиста протокол объяснения подписывается и ими.
Статья 10.13. Осмотр

1. Основанием для проведения осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении.

2. Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца).

3. К участию в осмотре должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе привлечь специалиста.

4. Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия – по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием понятых.

5. Осмотр помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя проводится в присутствии представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а помещения, где хранятся материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица.

6. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие – в присутствии не менее двух понятых.

7. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица органа, ведущего административный процесс, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении.

8. О проведении осмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания, если таковые имеются.
Статья 10.14. Освидетельствование
1. Для обнаружения на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведение экспертизы, может быть проведено освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица.

2. Физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит освидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

3. Освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста.

4. В случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования оно может быть освидетельствовано в принудительном порядке.
Статья 10.15. Основание для назначения экспертизы

Экспертиза назначается в случаях, когда при осуществлении административного процесса необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности.
Статья 10.16. Порядок назначения экспертизы

1. Признав необходимым проведение экспертизы, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выносит постановление о ее назначении, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Постановление о назначении экспертизы обязательно для исполнения экспертом, экспертным учреждением, которым оно адресовано и в компетенцию которых входит проведение данной экспертизы.

2. Экспертиза проводится специалистами экспертных учреждений либо другими лицами, обладающими необходимыми знаниями, с их согласия.

3. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано ознакомить физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, а также потерпевшего и свидетеля с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить им права, установленные статьей 10.19 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в постановлении.

4. Постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы и заключение эксперта (экспертов) не объявляются лицу, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшему, свидетелю, если их психическое состояние делает это невозможным.
Статья 10.17. Проведение экспертизы в экспертном учреждении

1. При поручении проведения экспертизы экспертному учреждению должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направляет руководителю этого учреждения свое постановление и материалы по делу об административном правонарушении, необходимые для проведения экспертизы.

2. При получении постановления руководитель экспертного учреждения поручает проведение экспертизы одному или нескольким экспертам данного экспертного учреждения, разъясняет им права и обязанности, установленные настоящим Кодексом, предупреждает их об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ или уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей, о чем берет у них подписку, которая вместе с заключением эксперта направляется в орган, ведущий административный процесс.
Статья 10.18. Получение образцов для сравнительного исследования

1. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, имеет право получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у лица, в отношении которого ведется административный процесс.

2. При получении образцов для сравнительного исследования составляется протокол. В необходимых случаях получение образцов для экспертного исследования производится с участием специалиста.

3. При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство.

4. Если получение образцов для сравнительного исследования является частью экспертного исследования, оно проводится экспертом. В таком случае сведения об этом действии эксперт отражает в своем заключении.
Статья 10.19. Права лица, в отношении которого ведется административный процесс, при назначении и проведении экспертизы

1. При назначении и проведении экспертизы физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, имеют право:

1) знакомиться с постановлением о назначении экспертизы;

2) заявлять отвод эксперту или ходатайство об отстранении экспертного учреждения от проведения экспертизы в случае установления обстоятельств, ставящих под сомнение незаинтересованность в исходе дела руководителя экспертного учреждения, в котором работает эксперт;

3) просить о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или специалистов конкретных экспертных учреждений;

4) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

5) присутствовать с разрешения должностного лица органа, ведущего административный процесс, при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту;

6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение.

2. Права, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют также потерпевший, свидетель, подвергаемые экспертизе.

3. Экспертиза потерпевшего, свидетелей проводится только с их согласия, которое дается ими письменно. Если эти лица не достигли совершеннолетия, письменное согласие на проведение экспертизы дается их родителями или иными законными представителями.

4. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы и ознакамливает с ним лицо, заявившее ходатайство. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное постановление, которое объявляется под расписку лицу, заявившему это ходатайство.
Статья 10.20. Содержание заключения эксперта

1. После проведения исследования с учетом его результатов эксперт от своего имени составляет заключение, в котором должны быть указаны, когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), на каком основании проведена экспертиза; отметка, удостоверенная подписью эксперта, о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ или уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; кто присутствовал при проведении экспертизы и какие давал пояснения; какие материалы использовал эксперт и какие произвел исследования; поставленные эксперту вопросы и его мотивированные ответы. Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

2. Заключение дается в письменной форме и подписывается экспертом (экспертами). К заключению должны быть приложены оставшиеся после исследования вещественные доказательства, образцы, полученные экспериментальным путем и используемые для сравнения, а также фотографии, схемы, графики, таблицы и другие дополнительные материалы, подтверждающие выводы эксперта. Приложение к заключению также подписывается экспертом.

3. Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или предоставленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены, либо если состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения и направляет его в орган, ведущий административный процесс и назначивший экспертизу.
Статья 10.21. Опрос эксперта

1. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, имеет право опросить эксперта для разъяснения или уточнения данного им заключения. Эксперт имеет право изложить свои ответы собственноручно.

2. Получение объяснения эксперта до представления им заключения не допускается.
Статья 10.22. Проведение дополнительной и повторной экспертизы

1. При недостаточной ясности или неполноте заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту (экспертам).

2. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту (экспертам).
Статья 10.23. Комиссионная экспертиза

1. Комиссионная экспертиза проводится несколькими экспертами одной специальности (профиля) в случае необходимости проведения сложных экспертных исследований.

2. При проведении комиссионной экспертизы эксперты совместно анализируют полученные результаты и, придя к единому мнению (выводу), составляют и подписывают единое заключение или акт о невозможности дать заключение.

3. В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дают отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами большинства, формулирует его в заключении отдельно.
Статья 10.24. Комплексная экспертиза

1. Комплексная экспертиза проводится экспертами различных специальностей в пределах их компетенции в случаях, когда для производства исследований необходимы познания в разных отраслях знаний.

2. В заключении комплексной экспертизы должно быть указано, какие исследования, в каком объеме провел каждый эксперт и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся его исследования и выводы.

3. Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием для окончательного вывода комиссии или его части являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении. В случае разногласия экспертов результаты исследований оформляются в соответствии с правилами части 3 статьи 10.23 настоящего Кодекса.

4. Если проведение комплексной экспертизы поручено экспертному учреждению, то организация комплексных исследований возлагается на его руководителя.
Статья 10.25. Суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым

1. Свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой имеют право на возмещение понесенных ими расходов в связи с участием в административном процессе.

2. Суммы, причитающиеся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, выплачиваются судом, органом, ведущим административный процесс, по выполнении ими своих обязанностей. Выплата сумм производится за счет соответствующего бюджета не позднее пяти суток со дня представления указанными лицами соответствующих документов.

3. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 10.26. Окончание подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения

1. Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается:

1) составлением протокола об административном правонарушении;

2) прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в статье 9.6 настоящего Кодекса, либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, установленные статьей 10.1 настоящего Кодекса.

2. Об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения либо о прекращении дела об административном правонарушении уведомляются лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший, их законные представители или представители, защитник. Указанным лицам разъясняется их право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении.
Статья 10.27. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

1. При наличии оснований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 10.26 настоящего Кодекса, орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

2. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении должно содержать наименование органа, ведущего административный процесс (должностного лица органа, ведущего административный процесс), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс, если такое лицо установлено; указание на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение с указанием основания прекращения дела; срок и порядок обжалования постановления.

3. В постановлении о прекращении дела об административном правонарушении должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе:
1) о направлении материалов, относящихся к административному правонарушению, в суд для принятия решения об обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий или средств совершения административного правонарушения, вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения, предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу или не установлено лицо, совершившее административное правонарушение, денежных сумм, составляющих стоимость предмета административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьей 6.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

2) об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций;

3) об обращении в собственность государства денежных сумм и иных ценностей, незаконно полученных в результате административного правонарушения, при неустановлении лица, которому причинен вред. Другие вещественные доказательства выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних – обращаются в доход государства.
Статья 10.28. Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении

1. Лица, указанные в части 2 статьи 10.26 настоящего Кодекса, имеют право ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении в день окончания подготовки дела об административном правонарушении, заявив об этом ходатайство. При наличии такого ходатайства должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано представить все материалы дела для ознакомления. При ознакомлении с делом указанные лица могут заявлять ходатайства о проведении дополнительных процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств дела.

2. Об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении.
Статья 10.29. Ознакомление законного представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, с материалами дела об административном правонарушении

1. Законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, если он ходатайствует об этом в порядке, предусмотренном статьей 10.28 настоящего Кодекса.

2. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе не допустить законного представителя к ознакомлению с материалами дела, если признает, что это может идти в ущерб интересам лица, в отношении которого ведется административный процесс, о чем выносится мотивированное постановление.
Статья 10.30. Направление дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать:

по делам, рассматриваемым в течение суток, – немедленно;

по делам, рассматриваемым в иные сроки, – в течение двух суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Статья 10.31. Предложения об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению
При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, – направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.

^ 4. Протокол об административном правонарушении.

О совершении административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которо­го рассматривается дело.

Статья 10.2. Протокол об административном правонарушении

1. 2. Протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

4. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол.

5. Физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, копия протокола вручается под расписку.

Статья 10.3. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется
1. При совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин, протокол об административном правонарушении не составляется, а лицом, уполномоченным его составлять, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте.

2. При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется, делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания.

3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа на физическое лицо в размере низшего предела штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; отметку о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены его права и обязанности; принятое решение. Постановление подписывается лицом, его составившим, и лицом, привлекаемым к административной ответственности.

5. Если физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 настоящей статьи, либо не уплатило штраф в установленный настоящим Кодексом срок, составляется протокол об административном правонарушении. При этом постановление о наложении административного взыскания утрачивает силу.

6. Протокол об административном правонарушении не составляется, если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

^ 5. Рассмотрение дела по существу.

6. Постановление по делу об административном правонарушении
5. Рассмотрение дела по существу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

При подготовке к рассмотрению дела об административ­ном правонарушении орган (должностное лицо), судья разрешает следующие вопросы:

  • относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

  • имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

  • извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

  • истребованы ли необходимые дополнительные матери­алы;

  • имеются ли ходатайства лица, привлекаемого к адми­нистративной ответственности, потерпевшего, законного представителя, адвоката.


Разрешение всех перечисленных вопросов является обя­зательным как для коллегиального органа, так и для дол­жностных лиц, рассматривающих дела об административ­ных правонарушениях. Их решение призвано обеспечить проверку качества административного расследования и соз­дать условия для объективного и законного рассмотрения де­ла по существу. При подготовке дела к рассмотрению, исхо­дя из предусмотренных законом правил определения подве­домственности, должностное лицо решает вопрос, относится ли к его компетенции это дело. По некоторым видам адми­нистративных правонарушений закон предоставляет право рассматривать дело двум органам (должностным лицам), так называемая двойная подведомственность. В таких случаях дело рассматривает должностное лицо, которому оно посту­пило.

Орган (должностное лицо) обязан убедиться, что лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о месте, време­ни его рассмотрения.

По отдельным категориям дел присутствие лица, привле­каемого к административной ответственности, при рассмот­рении дела является обязательным. В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел судьи принимают меры по его приводу. Орган (должностное лицо) вправе ис­требовать необходимые для рассмотрения дела материалы. Главное, чтобы они были достаточными для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств дела. Закон предоставляет право заявлять ходатайства по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, закон­ному представителю, адвокату. Орган (должностное лицо) обязан разрешить их, о своем решении он информирует зая­вителя, ходатайства могут затрагивать любые вопросы, ко­торые находятся в компетенции должностного лица, рас­сматривающего дело, и имеют значение для дела. Это могут быть требования признания потерпевшим, истребования до­полнительных доказательств, документов, вызова свидете­лей и т.д.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
2. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.
3. Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:
1) при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы;
2) при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения недееспособному лицу представителя;
3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
4. Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.
5. О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится мотивированное постановление.
Статья 11.3. Возврат дела об административном правонарушении
1. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращают дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс.
2. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направляют дело об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к их компетенции.
Статья 11.4. Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:
1) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
2) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.
2. Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.
3. Участие представителя юридического лица по делам об административных правонарушениях, если статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридического лица, обязательно, за исключением случаев, когда представитель юридического лица уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
4. Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, если их участие признают необходимым судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, по своей инициативе или по ходатайству лиц, указанных в частях 1–3 настоящей статьи.
Статья 11.5. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
2. Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.
3. Исследование доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении осуществляется в соответствии с положениями статей 10.10, 10.11, 10.13–10.24 настоящего Кодекса.
Статья 11.6. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении
Председательствующий коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны выяснить:
было ли совершено административное правонарушение;
виновно ли данное физическое лицо в его совершении;
подлежит ли физическое лицо административной ответственности;
имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
причинен ли вред административным правонарушением;
виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 11.7. Протокол заседания коллегиального органа
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания коллегиального органа.
2. В протоколе заседания коллегиального органа указываются место и дата заседания, время его начала и окончания; какое дело об административном правонарушении рассматривается; наименование и состав коллегиального органа; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела; данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс; ход заседания коллегиального органа; ходатайства участников административного процесса; разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей; содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников заседания коллегиального органа; указание на постановление, вынесенное в ходе заседания коллегиального органа, постановление коллегиального органа по делу об административном правонарушении, разъяснение срока и порядка его обжалования; ознакомление с протоколом коллегиального органа и разъяснение срока подачи на него замечаний.
3. Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа.
4. Председательствующий на заседании коллегиального органа обязан обеспечить лицу, в отношении которого ведется административный процесс, другим участникам административного процесса возможность ознакомиться с протоколом заседания коллегиального органа.
5. Участники административного процесса вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности составления протокола заседания коллегиального органа в течение трех суток после его подписания.
6. Замечания на протокол заседания коллегиального органа рассматриваются председательствующим, который в необходимых случаях вправе вызвать лиц, их подавших.
7. О принятии или отклонении замечаний на протокол заседания коллегиального органа председательствующий коллегиального органа выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол заседания коллегиального органа приобщаются к протоколу заседания коллегиального органа.
Статья 11.8. Протокол судебного заседания
1. В судебном заседании ведется протокол.
2. В протоколе судебного заседания указываются место и дата заседания, время его начала и окончания; какое дело об административном правонарушении рассматривается; каким судьей рассматривается дело; секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи); сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела; данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс; ход судебного заседания; ходатайства участников административного процесса; разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей; содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников судебного заседания; указание на постановления, вынесенные в ходе судебного заседания, решение суда по делу об административном правонарушении, разъяснение срока и порядка его обжалования; ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний.
3. Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания – помощником судьи).
4. Судья обязан обеспечить лицу, в отношении которого ведется административный процесс, другим участникам административного процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания.
5. Участники административного процесса вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности составления протокола судебного заседания в течение трех суток после его подписания.
6. Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются в течение трех дней судьей, который в необходимых случаях вправе вызвать лиц, их подавших.
7. О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания судья выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол судебного заседания приобщаются к протоколу судебного заседания.

Дела рассматриваются как коллегиально, так и единона-чально. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица.

При рассмотрении дела выясняются:

1) было ли совершено административное правонаруше-
ние;

виновно ли данное лицо в его совершении;

подлежит ли оно административной ответственности;
имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчаю­щие ответственность;

причинен ли имущественный ущерб, имеются ли осно­вания для передачи материалов на рассмотрение товарищес­кого суда, общественной организации, трудового коллекти­ва, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 259 КоАП).
^ 6. Постановление по делу об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, (должностное лицо) выносит постановление по делу.

Постановление должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе:
1) о конфискации дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, орудия и средства его совершения; вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения; предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу либо не установлено лицо, совершившее административное правонарушение; денежных сумм, полученных от реализации предмета административного правонарушения в случаях, предусмотренных статьей 6.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В постановлении может быть решен вопрос о возврате конфискованного предмета (за исключением орудий административного правонарушения) со взысканием с лица, подвергнутого административному взысканию, его стоимости;
2) об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций;
3) об обращении в собственность государства денежных сумм и иных ценностей, незаконно полученных в результате административного правонарушения, при неустановлении лица, которому причинен вред. Другие вещественные доказательства выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних – обращаются в доход государства;
4) об оставлении при деле на весь срок его хранения либо передаче заинтересованным лицам или организациям документов, являющихся вещественными доказательствами.
В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве административного взыскания предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации в том числе должны быть решены вопросы:
1) о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь;

2) о государстве, в которое депортируются иностранный гражданин или лицо без гражданства;

3) о пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения;

4) о порядке и сроке депортации.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающими дело, а постановление коллегиального органа – председательствующим и секретарем коллегиального органа.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 настоящего Кодекса.
При рассмотрении материалов, имеющих отношение к административному правонарушению и направленных в суд в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10.27 настоящего Кодекса, суд в случае, если лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено, выносит постановление об обращении в доход государства имущества, являющегося предметом административного правонарушения; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного вследствие совершения административного правонарушения; предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; денежных средств, полученных от реализации предмета административного правонарушения.
Статья 11.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления
1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении.
2. Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
3. По делам об административных правонарушениях, связанных с огнестрельным оружием и боеприпасами, в отношении лица, которому они вверены в связи с выполнением служебных полномочий или переданы во временное пользование юридическим лицом, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.
Статья 11.12. Вступление в законную силу постановления о наложении административного взыскания
1. Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса.
2. Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.
Несколько иной порядок наложения административных взысканий на лиц, освобожденных от уголовной ответствен­ности за преступления, не представляющие большой общест­венной опасности.

Если при рассмотрении дела в судебном заседании суд придет к выводу о наличии оснований для освобождения от уголовной ответственности, он выносит определение о пре­кращении уголовного дела и о применении мер администра­тивного взыскания.

В установленных законодательством случаях (ст. 264 КоАП) орган (должностное лицо), рассматривающий дело, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя о нало­жении на него взыскания.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совер­шению административных правонарушений, вносит в соот­ветствующие предприятия, учреждения, организации и дол­жностным лицам предложения о принятии мер по устране­нию этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить о принятых мерах органу (должностному лицу), вынесшему предложение.

Следует отметить, что рассмотрение дела об администра­тивных правонарушениях является одной из самых важных в административно-деликтном процессе, так как в результа­те рассмотрения принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или не­виновным и определяет меру воздействия.


Скачать файл (33.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru