Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Трудовые споры - файл 1.doc


Лекции - Трудовые споры
скачать (269 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc269kb.18.12.2011 21:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Понятие, виды и причины трудовых споров.

Термин трудовые споры появился лишь в 1971г. в принятом тогда третьем КЗОТ РФ. Его глава XIV названа была трудовые споры. Первые два КЗОТ России (1918 г. и 1922г.) употребляли термин трудовые конфликты.

Конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом в трудовых отношениях – стачкой, забастовкой.

Ныне действующий Трудовой Кодекс РФ сохраняет термин трудовые споры и совсем не предусматривает старый термин трудовой конфликт. Его не следует и студентам употреблять.

Не надо смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу.

В литературе высказана точка зрения, что, конфликт предшествует трудовому спору. Эта точка зрения смешала конфликтную ситуацию с трудовым спором, решаемым юрисдикционным органом.

Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одной из ступенек в динамике возникновения трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения.

Ныне у нас трудовые правонарушения а с ними и трудовые споры значительно участились и обострились. Своевременное и правильное их разрешение способствует снижению существующей социальной напряженности.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами и поэтому внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору.

Разногласие работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать при непосредственных переговорах с администрацией.

Трудовой же спор возникает, лишь, когда разногласие о праве или законном интересе переносится на разрешение юрисдикционного органа.

Если изобразить динамику возникновения трудового спора по ее ступеням, то она будет следующая:

  1. трудовое правонарушение.

  2. различная его оценка субъектами правоотношения.

  3. попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах, т.е. самоурегулирование разногласий.

  4. обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников – с коллективным в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими разногласий субъектов трудового права в юрисдикционном органе. Таким образом, трудовой спор возникает лишь с момента, когда внесено не урегулированное разногласие на рассмотрение юрисдикционного органа.

Следовательно, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой индивидуальный или коллективный трудовой спор, если эти субъекты его сами не урегулировали и один из них внес это разногласие (оспорил) на разрешение соответствующего юрисдикционного органа, т.е. оно поступило на рассмотрение законом предусмотренного органа.

Следовательно, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой спор, когда оно не урегулировано самими сторонами и поступило на рассмотрение юрисдикционного органа.

И мы даем общее понятие трудового спора, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Это понятие указывает на отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и на то, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных, непосредственно связанных с ним, примыкающих к нему правоотношений, в том числе и из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Из ранее указанной динамики возникновения трудовых споров видна их связь с трудовыми правонарушениями, которые в большинстве случаев являются поводом к разногласиям, а затем и к трудовым спорам.

Трудовые правонарушения являются в то же время нарушением правопорядка на производстве и принципа законности в сфере труда.

Конституция РФ закрепляет принцип законности, предусматривая, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. При этом должны соблюдаться законность и восстанавливаться нарушенные права и законные интересы.

Юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор, не только проверяет законность правоприменения норм трудового права, но в то же время он и сам является органом правоприменительным и правовосстанавливающим, пресекающим трудовые правонарушения и привлекающим к ответственности за эти правонарушения.

Правоприменением трудового законодательства работодатель реализует трудовые права работников, а юрисдикционный орган проверяет правильность этого правоприменения и восстанавливает нарушенные трудовые права, пресекает трудовые правонарушения.

При любом правоприменении трудового законодательства должна соблюдаться законность, т.е. правоприменитель должен применять норму трудового права в строгом предписании законодателем, не нарушая ее.

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность и порядок его разрешения.

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1) по спорящему субъекту.

2) по характеру спора.

3) по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на: 1)индивидуальные и 2)коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные.

А споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов – это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного как субъектным его составом, так и содержанием предмета спора.

В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.

В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или (его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель. В нем работник оспаривает и защищает через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор о праве) или свой законный трудовой интерес.

В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;

2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда) и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно управленческого характера.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры:

1 из трудовых правоотношений.

2 из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор).

3 из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо).

4 из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям).

5 из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб).

6 споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость.

7 из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профкома).

8 из правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей планов работы).

9 из социально-партнерских правоотношений

Классификация индивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения он возник.

Поскольку трудовое законодательство распространяется на все предприятия, учреждения, организации, то трудовые споры могут возникать на любом производстве, любой формы собственности, независимо от его организационно- правовой формы.

Причины и условия трудовых споров – это негативные факторы развития нашего общества, отражающие противоречия развития. Причины и условия (обстоятельства) возникновения трудовых споров хотя и взаимосвязанные негативные факторы, но их надо различать.

Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного или коллективного трудового права и интереса или исполнения трудовой обязанности, т.е. вызывают их разногласия.

Условия же возникновения трудовых споров - это те негативные факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор.

Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

Следовательно, эта формулировка закона направлена на устранение, как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику.

Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с общественными интересами.

В индивидуальных трудовых спорах причина может проявиться и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия работодателя или требует установления новых условий труда без должного на то основания.

Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон или их представителей (в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия и поэтому возникают разногласия:

1.отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Со стороны же отдельных работников эта причина проявляется в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, а когда за это выносится взыскание, они оспаривают его. Как показывает изучение практики, 2/3 нарушений трудовой дисциплины связаны с пьянством и прогулами.

Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты которую не заработали.

2.незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями т. е. низкая правовая культура. Если руководитель плохо знает трудовое законодательство, то он допускает трудовые правонарушения (например неправильно переводит или увольняет работников).

Условия трудовых споров могут быть двух видов:

а) производственного и б) правового характера. Они связаны с организацией производства или с организацией правотворчества – принятием норм права. Поэтому – то они по отношению к спорящей стороне объективно существуют в нашей жизни.

Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрасли. Кажем, неритмичность работы – простои и сверхурочные - вызывает частые споры об их оплате. Или, например, плохая организация труда, когда многие работники не знают четко свои функциональные обязанности и поэтому их не выполняют, приводит к более частым спорам о дисциплинарных взысканиях.

Обстоятельствами (условиями) коллективных трудовых споров являются негативные условия работы данного трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов: низкий уровень организации труда и производства, плохое качество материалов, сырья, машин, с которыми работает трудовой коллектив.

Условия трудовых споров правового характера – это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами.

^ Тема2. Нормативные акты и процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров.

Основными нормативными актами по рассмотрению трудовых споров являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права.

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты не являются источниками права. Но это вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют также и пробелы трудового законодательства.

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.

^ Тема3. Принципы порядка рассмотрения и подведомственность трудовых споров.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы норм, регулирующих этот прядок.

В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы работников.

Принципами порядка рассмотрения трудовых споров являются следующие:

1. демократизм, т.е. участие широких масс работников в разрешении споров.

2.бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором.

3.законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам.

4. быстрота разрешения трудового спора.

5.обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав.

Рассмотрим подробнее каждую из этих характерных черт.

1.Демократизм, участие работников через КТС, профсоюзы, своих представителей в разрешении споров. Данный демократический принцип проявляется в активном участии работников как в создании юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, так и участии через своих представителей в этих органах, в применении норм трудового права при разрешении споров. Так в КТС трудовые споры решают избранные и назначенные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. В суде работники участвуют в рассмотрении споров о восстановлении на работе и через своих представителей.

2.Бесплатность доступность и удобство обращения работников в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени не несут никаких материальных затрат. Спор может быть решен КТС на том же предприятии, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительная комиссия находится непосредственно на производстве и состоит из работников данного производства. Поэтому все эти органы доступны для работников в них удобно обратиться. Они хорошо знают обстановку данного производства, условия спора и могут правильно его решить. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где работает работник.

При предъявлении иска по трудовому спору истцы работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственных пошлин.

Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.

3.Гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а следовательно законность его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично. В КТС и суде спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из их членов.

Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов. Гласность, демократия и законность – эти понятия взаимосвязаны в порядке рассмотрения трудовых споров.

Но, как показывает судебная практика, многие решения судов по трудовым спорам отменяются вышестоящим судом из-за неполноты исследования материалов по делу (неистребования судом важных документов по делу, невыяснения значимых обстоятельств по делу или неправильное применение норм права). А это значительно затягивает разрешение спора и восстановление нарушенного трудового права, чем нарушается принцип быстроты разрешения спора.

4.Быстрота разрешения трудовых споров. Она обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальным сроком называется установленный законом отрезок времени для совершения процессуальных действий по начатому процессу.

5.Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа рассмотревшего индивидуальный трудовой спор о применении установленных законом условий труда, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава – исполнителя.

Вопрос о подведомственности трудовых споров – это определенные формы защиты данного трудового права или интереса.

Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. НА это направлено и верное определение подведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить при принятии заявления по спору.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры - это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.

Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров. В компетенцию включается как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам. Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами, обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий органа, т.е. правомочие принять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственность спора определяется законом.

Подведомственность – это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться данный спор.

Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного индивидуального трудового спора, надо сначала выяснить, какого вида спор, т.е. индивидуальный или коллективный, а если индивидуальный, то определить его характер: о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношения он вытекает. Если индивидуальный спор об установлении условий труда, то он теперь также подведомствен КТС и суду. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны.

Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Согласно п.6 ч.1 ст.23 ГПК РФ, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст.28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

В силу ч.6 ст.29 ГПК РФ, иск о восстановлении трудовых прав может предъявляться также в суд по месту жительства истца.

^ Тема 4. Индивидуальные трудовые споры.

Порядок рассмотрения трудового спора-это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу.

Он включает объективное полное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Процесс рассмотрения трудовых споров определяется характером и порядком работы того органа, которому данный спор подведомствен, поскольку каждый орган, рассматривающий трудовой спор, отличен не только своей компетенцией (правомочием) в рассмотрении споров, но и порядком подачи заявлений в этот орган, сроками обращения и его рассмотрения, процессом рассмотрения и порядком вынесения этим органом решения по спору, а также порядком исполнения таких решений. Поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но различным порядком.

При общем порядке рассмотрения трудовых споров различаются два самостоятельных вида разбирательства: в КТС и суде с соответствующими процессами рассмотрения споров каждым из них.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилия, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение 3-х дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение 3-х дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Судья в течение 5 дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делу о восстановлении на работе, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Немедленному исполнению подлежат решения о: выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.

Наглядные примеры, вынесенные судом решения, определения, кассационные определения, вытекающие из трудовых споров рассмотренные судом общей юрисдикции.

  1   2   3



Скачать файл (269 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru