Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Коррекционная программа по устранению нарушений в детско-родительских отношениях - файл 1.doc


Коррекционная программа по устранению нарушений в детско-родительских отношениях
скачать (110.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc111kb.18.12.2011 21:14скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
"Коррекционная программа по устранению нарушений в детско-родительских отношениях"


Пояснительная записка

Несмотря на то, что специалисты, занимающиеся проблемами развития детей и оказания им разнообразной помощи, подчас придерживаются диаметрально противоположных взглядов, все они единодушны в том, что родители являются наиболее значимыми людьми для своих детей, особенно в те годы, когда еще только формируется личность ребенка. Задолго до того, как Зигмунд Фрейд (1938) высказал гипотетическое предположение о влиянии процесса взаимодействия родителей и детей на их поведение, повсеместно признавалось, что родители играют огромную роль в развитии своего ребенка, "Достаточно проанализировать в историческом контексте развитие религии, социальных отношений, культуры и образования в том или ином обществе, чтобы прийти к выводу, что во все времена влияние родителей на поведение детей, рассматривалось как "определяющее" [45, с.119].

Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам семейного воспитания свидетельствует о том, что в распоряжении родителей всегда находилась более чем достаточная информация по вопросам воспитания детей и другим, семейным проблемам.

Однако, несмотря на обилие материалов по вопросам воспитания и развития детей, традиционно получаемых семьей, большая их часть не могла обеспечить родителям помощь на профессиональном уровне.

Практически во всех случаях коррекционные программы были разработаны с целью выявления через анализ взаимодействия родителей и детей тех переменных, которые связаны с личностным развитием ребенка, Такие подходы делают совершенно очевидным тот факт, что родители не становятся равноправными партнерами, а остаются пассивными участниками процесса консультирования, рассматриваемыми лишь как своеобразное "средство" воздействия на ребенка, К тому же, подобный подход не предполагает формирования у родителей навыков, которые они могут применить в различных ситуациях в ходе взаимодействия со своим ребенком и таким образом изменить их "директивное" отношение к нему.

Мы в своей работе придерживаемся мнения о том, что особенности нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок" связаны главным образом с неэффективными способами общения и поведения родителей во взаимодействии с детьми.

Причины неэффективного родительского отношения в семьях с авторитарным и гиперсоциальным стилем воспитания следующие:
• ригидные стереотипы воспитания;
• педагогическая и психологическая некомпетентность родителей в выборе средств, методов и постановки целей воспитания;
• нечеткое понимание понятий авторитетности и авторитарности в воспитании детей;
• неразвитая способность к рефлексивному поведению;
• личные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть "направлены лишь с помощью комплексного подхода, сочетающего общепедагогические и психокоррекционные методы работы с родителями.

С этой целью нами была разработана модель программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода. Этот подход базируется на нескольких стратегиях групповой работы с родителями.

Во-первых, на стратегии тренинга родительской эффективности Т. Гордона. В рамках которой основное внимание концентрируется на формировании у родителей коммуникативных навыков рефлексивного слушания.

Теоретическая база подхода - психотерапия, центрированная на клиенте, К. Роджерса. Подход ориентирован на принятии ребенка, признании самоценности его личности, ориентации на его проблемы посредством глубинного эмпатичного понимания поведения ребенка.

Программа Гордона ориентирована на использовании эффективных коммуникативных стратегий, что ведет к установлению взаимоприемлемого стиля межличностного взаимодействия. Организация процесса коммуникации строится с использованием двух основных методов беседы с ребенком по спорным вопросам». Если проблемы возникают у взрослого (он чем-то недоволен, раздражен), то используется метод "Я-сообщения" . Когда же ребенок испытывает какие-либо проблемы проблемы (обижен, раздражен и т.п.), то применяется метод "активного слушания".

Во-вторых, на концепции Р.Дрейкуса, Разработанная им система воспитательно-психологических координат, пронизана стремлением создать эмоционально-благополучный микроклимат в семье на основе изживания "авторитарного синдрома" у родителей. Взаимодействие родителей и детей должно строится на основе взаимного уважения и демократического стиля общения. Усилия родителей должны быть направлены на распознавание скрытых причин неприемлемого поведения детей, а не на критике той формы, в которой они проявляются (леность, агрессивность, упрямство, непослушание и т.п.).

Третья стратегия используемая в нашей программе, базируется на концепции семейного воспитания X. Жино. Которая основана на глубоком знании психологического мира взрослых и детей и прежде всего на идее "деневротизации" эмоциональной сферы родителей благодаря осознанию ими своих подлинных чувств, ценностей, ожиданий, При этом спонтанно возникает явление, которое называется открытым диалогом с ребенком, исходя из собственного внутреннего мира матери или отца. Т. о. наша программа имеет гуманистическую ориентацию и фиксирует внимание на установление позитивного взаимоприемлемого стиля межличностного взаимодействия. Под таким стилем понимается "диалоговое общение".

Цели и задачи программы.
Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию».

Задачи программы:
1. Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения,
2. Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств,
3. Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка,
4. Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия,)
5. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,
6. Ознакомить родителей с основными особенностями развития личности дошкольника и причинами возможных отклонений в поведении.

Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.

Предмет коррекции: неэффективные способы взаимодействия родителей с детьми.
Объект коррекции: родители с проблемами нарушений взаимоотношений в диаде "родитель - ребенок".

Структура коррекционно-обучающей программы.
Программа включает три основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:
I этап -ориентировочный (2 занятия);
II этап -объективирование трудностей (3 занятия);
III этап -реконструктивно-формирующий (3 занятия);
IV этап -обобщающе-закрепляющий (2 занятия).

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместное психолого-педагогическое консультирование), с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений.

Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможностях, ликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком, осложнение жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своей воли.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком; коррекция некоторых личностных особенностей характера (тревожность, доминантность, неуверенность, неспособность владеть собственными чувствами).

Основная форма занятий по данной программе когнитивно-поведенческий тренинг. Работа педагога-психолога в тренинговой группе обусловлена тем, что программа коррекции детско-родительских отношений сочетает ряд общепедагогических и психокоррекционных методов. А также тем, что работа в группе создает условия воздействия в системе межличностных отношений на ее участников и способствует развитию у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации когнитивно-поведенческого тренинга:
1) Принцип групповой работы: вся работа и все выводы делается совместно.
2) Принцип последовательности в выстраивании процедур по усвоению и отработке новых, более эффективных, по сравнению со старыми, форм поведения (сначала участникам группы демонстрируется образец этого поведения и организуется его обсуждение, затем ведущий дает подробную инструкцию с выделением основных компонентов для эффективного выполнения демонстрируемого образца, и только потом включаются практические упражнения по закреплению и отработке новых навыков поведения)
3) Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение информации от других членов группы, анализирующих результаты выполнения упражнений. Благодаря этому каждый участник может корректировать свое последующее поведение, заменяя старые неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого на занятиях создаются условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе,
4) Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях, Взрослый должен иметь естественную заинтересованность в изменениях своего отношения в ходе работы, т, к, принудительно личностные изменения поведения в положительном смысле, как правило, не происходят,
5)Принцип самостоятельности: формирование у родителей уверенности в себе через "ежедневное выспрашивание" (анализ) чувств, состояний.
6) Принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений эффективного взаимодействия с детьми,
7) Принцип компетентности в вопросах власти и авторитета человеческих отношений: родители узнают о тех издержках, которые подстерегают их на пути попустительства и авторитарности. Учатся новому способу взаимодействия на основе субъект-субъектных недирективных отношений в процессе выполнения отдельных упражнений и участия в дискуссиях на определенные темы.

Структура занятия.
Каждое занятие, независимо от коррекционного этапа программы и его конкретного содержания включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический "разогрев" и на снятие эмоционального напряжения: слушание музыки, дыхательная гимнастика, элементы саморегуляции.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционной программы. Например, на первом этапе программы родители знакомятся с правилами функционирования тренинговой группы, с принципом безусловного принятия ребенка; получают представляют представление о характеристиках педагогического и психологического общения и т. д.

Заключительная часть ставит своей целью снятие у родителей эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом обсуждение домашнего задания. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями. Вопросы могут быть типа: "что понравилось и что не понравилось; почему", "что мешало выполнять задание сегодняшнего занятия", "что было особенно трудно выполнить и почему" и т.п.

Домашнее задание является обязательным на каждом занятии и используется как элемент метода педагогической формы поведенческого тренинга. Оно имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, касающихся способов взаимодействия родителей с детьми. Представление домашнего задания - устный рассказ родителей о результатах своих воспитательных усилий, осуществляемый в начале или в конце занятия. В некоторых случаях (в зависимости от цели занятия) - в основной части занятия.

Ритуал прощания может проводится в нескольких вариантах:
I. Вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу;
II. Через специальные упражнения и игры (ромашка, записки и сигнал).

Средства и методы, используемые на занятиях.
* "Методика репетиция поведения": участникам демонстрируется модель неэффективного и оптимального поведения в какой-либо ситуации межличностного общения, Затем происходит моделирование этого поведения с помощью ролевой игры в группе и апробация нового поведения через выполнение домашнего задания.
* Метод проигрывания ситуации взаимодействия с ребенком; анализ ситуации, поступков, действий родителей и детей, их коммуникаций в решении проблем» Метод основан на составлении реестра этих поступков и их классификация на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.
* Метод анализа коммуникаций "ребенок - родитель" при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:
1.ребенок - родитель - проблема (проблема ребенка, родители -препятствие в ее решении);
2.родитель - ребенок - проблема (проблема родителя, родитель -препятствие к ее решению);
3.ребенок - проблема (проблема ребенка, это только его проблема) ;
4.родитель - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается) ;
* Метод анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?"
Психолог в ходе анализа должен подвести родителя к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблему); активное слушание (декодирование чувств ребенка); обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.
* Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия "ребенок - взрослый" базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения:

Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа "Я".

Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, "навешивать ярлыки", делать негативные прогнозы на будущее ребенка.

В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка.

В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.
Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активного") слушания, техники использования "Я-высказываний" и техники разрешения конфликтных ситуаций.

Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:
• установление перцептивного контакта с ребенком - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;
• теплая улыбка взрослого;
• ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
• дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.
К невербальным компонентам коммуникации можно отнести невмешательство в активность и деятельность ребенка, молчаливое, заинтересованное слушание.

Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.

Техника «Я - сообщения (высказывания)» основана на уровне языка и на уровне чувств, «Я - сообщение» - сообщение, когда человек напрямую говорит о том, что он чувствует без личностных оценок факта случившегося. Во-первых - сообщение о своих чувствах, Во-вторых - описание факта случившегося.

Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций взрослого характера поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства, описание причин возникновения аффективной реакции, указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.

• Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций "Идеальный родитель и ребенок" глазами родителя и ребенка. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Например: упражнение "уговаривание" - уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово "если"...

• Метод групповой дискуссии позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам.
Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:
1. "Роль родительских ожиданий" (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)
3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка)
4. "Как мы наказываем детей" (способы наказания: эффективные и неэффективные)
5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)
6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разрешения, обоюдно выигрышная позиция в конфликте)
7. "Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку" (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей в период 5-ти летнего и 6-ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте, Связь типа нервной системы ребенка(холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания).
Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.

Содержание программы.
Первый этап - ориентированный (занятия №1-№2).
Общие задачи, реализуемые в ходе занятий:
- снижение эмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального настроения;
- инвентаризация проблем.

Занятие №1.
Цель: знакомство с группой; формирование взаимного доверия; освоение правил функционирования группы; знакомство с принципом безоценочного (безусловного принятия).
Ход занятия:
I. "Разминка".
1. Игра "Знакомство - имя" (представиться группе сначала от своего имени, а потом от имени своего ребенка). Можно назвать свой возраст, профессию, интересы.
2. Психологическое упражнение "передача хлопков по кругу" (затем цвета, чувства раздражения и благодарности).
3. Знакомство участников с основными правилами работы в группе (обращаться по имени и на "ты", открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие "здесь и теперь", избегать непосредственных оценок друг друга).
I. Основная часть
1. Инвентаризация проблем: написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках:
*Проблемы ребенка
*Мои проблемы
*Наши общие проблемы
1. Обсуждение проблем по вопросам:
- Какой столбик заполнен больше остальных?
- Почему так получилось?
- Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка?
1. Упражнение "Идеальный родитель и ребенок". Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.
2. Знакомство и обсуждение принципа безусловного принятия человека, ребенка.
3. Способы безусловного (вербального и невербального) принятия ребенка :
- упражнение "Глаза в глаза";
- упражнение "Встреча ребенка как самого лучшего друга";
- упражнение на вербальных способов принятия: "Я хочу тебе подарить; мне нравится в тебе..."

III. Заключительная часть
1. Обмен впечатлениями друг о друге и о ходе занятия,
2. Домашнее задание: В течение следующей недели (двух-трех дней) постараться отследить и посчитать количество эмоционально "теплых" и холодных высказываний по отношению к ребенку. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние приветствия и поцелуи на ночь). Ритуал прощания.

Занятие №2.
Цель: дать представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания; и способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка.

I. "Разминка".
1. Упражнение "Ассоциации".
2. Упражнение "Я рад(а)".
3. "Поводырь и слепец".

II. Основная часть
1. Упражнение "Смена ролей": диалог 2-3 минуты в разных позициях. Один участник играет роль ребенка и сидит (стоит) на стуле, а другой - родитель, усаживается возле стула.
2. Обсуждение и обмен чувствами, Дается понятие дистанции в общении и способ устранения негативных взаимоотношений между родителем и ребенком через изменение дистанции в процессе общения,
3. Упражнение "Смена ролей":
1) Участники следуют прежней инструкции, но стараются дотянуться друг до друга в течении 30 секунд, т.е. один поднимает руку, другой опускает,
2) Позиции те же/ но при выполнении упражнения участники не должны смотреть друг на друга,
Дискуссия: обсуждение эффекта непослушания и безразличия, границ родительского вмешательства в детские дела.

III. Заключительная часть.
1. Обмен впечатлениями в ходе занятия,
2. Упражнение "Дерево" и "Восковая палочка",
3. Домашнее задание: Описать круг дел (составить список), с которыми ваш ребенок в принципе мог справиться самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Выбрать из этого списка несколько дел и постараться не разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрить старания ребенка, несмотря на их результат.
4. Ритуал прощания.

Второй этап - объективирование трудностей (занятия №3-№5).
Общие задачи реализуемые в ходе занятий №3-№5 - эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;
- формирование продуктивного образа родителя и ребенка;
- обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;
- тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку,
- Дальнейшая диагностика внутриличностных и межличностных проблем.

Занятие №3.
Цель- обучение навыкам саморегуляции; поиск резервов; обучения способам эффективного слушания; осознание "дистанции" в воспитании ребенка.

I. "Разминка".
1. Упражнение "Озеро покоя",
2. Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений,
- "Снятие напряжения в 12 типах",
- "Мое самое спокойное место",
- "Вселенная".

II. Основная часть
1. Обучение уменшех слушать партнера по общению,
а) Упражнение "Истинные и ложные утверждения": необходимо сообщить партнеру утверждения, которые вы считаете истинными, А он должен повторить услышанное, стараясь подражать голосу, тону, интонации, выражению лица, позе партнера. Упражнение выполняется в парах со сменой ролей,
б) Упражнение "Ты - сообщения": один партнер произносит какие либо утверждения, которые кажутся ему верными, а второй должен выслушивать не перебивая и повторить высказывание, начиная его словами: "Ты имеешь в виду, что ...". Его задача - трижды добиться согласия. Например:
"Мне кажется, что здесь жарко",
"Ты имеешь в виду, что тебе здесь дискомфортно?"
"Да" и т.д. Упражнение выполняется несколько раз в парах сменного состава,
2. Знакомство с правилами эффективного слушания и их обсуждение:
- слушать с полным вниманием то/ что говорит собеседник;
- избегать предварительных предубеждений о том, что собеседник собирается сказать;
- не пользоваться чужими и предвзятыми оценками;
- задавать вопросы что бы прояснить любые многозначные высказывания;
- кратко пересказать собеседнику то/ что он сказал.
3. Упражнение "Позиция сверху и снизу" (нападающий и потворствующий) .
Выполняются в парах, Задача участников: один должен руководить действиями другого партнера, используя только руководящие указания. Исполнитель должен строго придерживаться рекомендаций. После выполнения идет обмен ролями и обмен чувствами, которые испытывали при выполнении упражнения.
4. Упражнение "соперничество": партнеры придумывают ситуацию взаимодействия, которые они должны выполнить совместно/ при помощи жестов, пантомимики и рисунков-схем. Например: надо поднять стул и вынести его в коридор.
5. Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»: родители должны вспомнить и распределить 2-е колонки дела, обязанности; которые их дети могут выполнять самостоятельно и только при их участии.
Обсуждение таблицы по вопросам:  «Есть ли у вас столкновения с ребенком на почве выполнения каких-либо дел?», «Что он может выполнять и что он должен выполнять сам?», «Придумайте вспомогательное средство, которое могло бы заменить ваше участие в каком-либо деле ребенка».

III. Заключительная часть.
1. Обобщение предыдущих упражнений и вывод: «При взаимодействии с ребенком старайтесь помнить о том, как вы общаетесь с ним». Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка, позволяйте ему ошибаться. Только тогда он будет взрослеть и становиться «самостоятельным»,
2. Домашнее задание: Вместе с ребенком составьте таблицу «Сам и вместе». Обсудите все возможные перемещения из колонки «Вместе» в колонку «Сам», которые возможны в ближайшем будущем, 3. Ритуал прощания.

Занятие №4 .
Цель: диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации; обучение способам активного слушания; обучение навыку декодирования чувств ребенка.
1. Приветствие,
2. Упражнение «Я прав»,
3. Упражнение «Передача хлопков по кругу».
4. Упражнение «Восприятие чувств ребенка»: родители заполняют таблицу где перечислены высказывания ребенка и варианты возможных чувств, которые испытывает ребенка. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств своего ребенка.

II Основная часть
1. Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком,
а) Ребенок пришел из школы очень расстроенным и сообщает родителям о том, что больше туда никогда не пойдет;
б) родителям предлагается вспомнить ситуации (1-2), когда им было трудно заставить ребенка что-либо выполнить, если он был не в настроении.
2. Правила поведения диалога по способу активного слушания.
3. Отработка навыка ведение "активного" диалога:
а) группа работает вместе обсуждая варианты ответов родителей на те или иные реплики (высказывания) детей;
б) индивидуальная работа по заполнению 3-го столбца таблицы "Восприятие чувств ребенка", графа "Ваш ответ".
Например, ребенку сделали укол он плачет и говорит "Доктор плохой!" Ваш ответ - "тебе очень больно и ты обиделся на доктора".

III. Заключительная часть.
1. Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. Ответы на вопросы родителей.
2. Домашнее задание: начните применять "активный" диалог в общении с вашим ребенком, помня о правилах его ведения. Попробуйте отследить положительные и отрицательные последствия такого общения в своем и детском поведении.
3. Ритуал прощания.

Занятие №5.
Цель: определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям; реконструкция коммуникаций между родителями и детьми; отработка навыка декодирования чувств ребенка.

I. "Разминка".
I. Психологическая разминка (напряжение - расслабление);
2. Игра "Восковая палочка";
3. Обсуждение (метод дискуссии): впечатления от использования "активного" слушания в общении с ребенком, трудности "активного" слушания.

II. Основная часть.
1. Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми с использованием специального каталога.
2. Разрывание коммуникативных установок по схеме:
1) Я вижу (что все твои игрушки разбросаны)
2) Я слышу (что ты говоришь...)
3) Я чувствую (усталость, раздражение и т.д.).
4) Я хочу что бы ты (убрал свои игрушки в коробку).
5) Если тебе понадобится помощь, то я готова тебе помочь. Упражнение практикуется в парах сменного состава с подбором конкретных ситуаций взаимодействия родителя с ребенком.
3. Работа с предыдущей таблицей (ситуации и речевое сообщение; причины неэффективности высказывания).
Задание: напишите для каждой из перечисленных выше ситуаций эффективные ответы-сообщения, избегая всех ранее перечисленных ошибок.

III. Заключительная часть.
1. Обсуждение результатов предыдущего упражнения, обмен чувствами, вопросы родителей,
2. Домашнее задание: попробуйте провести один день без слов критики и упреков в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода, Посмотрите на реакцию ребенка.
3. Ритуал прощания.

Третий этап - реконструктивно-формирующий (занятия №6-№8).
Общие задачи реализованные в ходе занятий №6-№8: обучение способам выхода из конфликтных ситуаций; дальнейшее осознание собственных чувств и установок по от-ношению к ребенку; обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения; расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения.

Занятие №6.
Цели: развитие способности вербального и невербального самовыражения; обучение способам "Я - сообщения"; тренаж выражен:--конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений.

1. "Разминка".
1. "Нестандартное приветствие": поздороваться ногами, ступнями, локтями, тыльными сторонами ладоней и т.п.
2. Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения: каждый участник без слов должен изобразить загаданную ему вещь или животное, а остальные - угадывать её название,
3. Вспомнить несколько ситуаций, когда вы злились, раздражались из-за поведения (поступков, действий) своего ребенка. Обсуждение 2-3 ситуаций с выходом на проблему отрицательных переживаний родителей и причин подготовивших их.

II. Основная часть.
1. Правило "Я - сообщения" и "Ты - сообщения": в каких случаях его следует применять; " + " и "-" "Я и Ты - сообщений", разбор нескольких ситуаций с перефразированием "Ты - сообщения" на "Я -сообщение".
2. Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель - ребенок.
Задание: Заполнить таблицу с описанием ситуаций взаимодействия родитель - ребенок, используя "Я - сообщения".
3. Анализ ошибок при использовании "Я - сообщения".
4. Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и "Я - сообщений". Сначала в группе, а потом в парах».

III. Заключение.
1. Упражнения на саморегуляцию и расслабление ("Мудрец", "Мое спокойное место").
2. Обмен чувствами. Ответы на вопросы родителей,
3. Домашнее задание: попробовать использовать "Я - сообщения" в общении с ребенком, помня о том, что успех обязательно придет с опытом!
4. Ритуал прощания.

Занятие №7.
Цель: дальнейшее осознание собственных ожиданий по отношению к ребенку и реальных возможностей ребенка; знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

1. Разминка".
1. Приветствие - передача воображаемых: цветка, котенка, свечи по кругу.
2. Упражнение "Я хочу сегодня 1) узнать; 2) услышать; 3) научиться..." Проводится в кругу в три этапа.

II. Основная .
1. Работали с убеждениями родителей, Задание: дописать два списка
I-ый - "каждый ребенок должен и обязан..."
II-й - "Любой родитель должен и обязан..."
После выполнения родители пишут у каждого списка источники, т.е., как они об этом узнали. Затем делается вывод, о том, что некоторые убеждения и ожидания вредят, мешают, ломают родителей и ребенка. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, необходимо соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
2. Разыгрывание конфликтных ситуаций по способам "Выигрывает только родитель" и "Выигрывает только ребенок". Анализ ситуаций подобного взаимодействия и вывод о том, что практика первого способа Формирует агрессивность или пассивность у ребенка, а второго - приводит к накоплению недовольства собственным ребенком и своей судьбой, а у детей формируется завышенный уровень притязаний в общении с окружающими:
3. Знакомство с пяти-шаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.
4. Разыгрыание ситуации: "отец приходит уставший с работы, заходит в ванную и видит ужасный беспорядок. При обращении к дочерям (дочери и сыну) он наблюдает их препирательства друг на друга..." Родители должны продолжить эту ситуацию, используя конструктивный способ разрешения конфликта.

III. Заключительная часть.
1. Обмен чувствами; вопросы родителей»
2. Домашнее задание: применить данный способ в общении с детьми и
запомнить их реакции на ваше поведение.
3. Ритуал прощания.

Четвертый этап или Занятие №8.
Цель: диагностика общения родителей с детьми; осознание собственных установок в развитии ребенка; принятие реального образа своего ребенка и формирование позитивного настроя в воспитании ребенка (обобщение сформулированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации).

I. "Разминка".
1. Приветствие: "Я рад(а) что сегодня..."
2. Заполнение "шкалы общения родителей с ребенком". Анализ результатов, Вывод: если запретов и проявлений отверженности ребенка - слишком много, то он начинает делать "все назло", т.е. ухудшается его поведение.

II. Основная часть.
Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.
Вывод: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
1. Составление списка правил дисциплины - из четырёх колонок: что разрешено делать ребенку по собственному желанию; собственный выбор ребенка в пределах определенных границ, условий; исключения из правил (что может делать ребенок при некоторых обстоятельствах) . 1) Категорическое "нельзя". Обсуждение этого списка и вывод: правила (ограничения. Требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, которым сообщено требование, запрет должен быть разъяснительным, дружественным, чем повелительным.
2. Упражнение "Сильные стороны моего ребенка": родители играют роль своего ребенка и от его имени говорят о его сильных сторонах (3-4 минуты). Затем в парах или тройках идет обсуждение о том, как можно использовать эти качества. После все встают в круг закрывают глаза и говорят по очереди о том, что считают ценным в своем ребенке, что хотели бы изменить., убрать. Те кто не хочет, говорить вслух, могут проговаривать про себя, передав следующему участнику сигнал - жим рукой.
3. Упражнение "Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я...": участники по очереди называют свои проблемы, трудности в общении с ребенком и возможные способы их разрешения. Если возникает заминка, то группа предлагает свои варианты разрешения проблемных ситуаций.

III. Заключительная часть.
1. Обмен впечатлениями о ходе занятия невербальном и вербальном способами,
2. Настройка на уверенность в собственных силах и возможностях -упражнение "Луч", "Вселенная".
3. Ритуал прощания.

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместные консультации).

С целью диагностики и коррекции проблем нарушений детско-родительских взаимоотношений между родителем и ребенком используют :
* Упражнение "Совместное рисование".
Родитель и ребенок получают чистый лист бумаги и по одному карандашу разного цвета, Им дается задание нарисовать что либо, выполняя по очереди один штрих (линию, кружок). Если взаимопонимание нарушено, то каждый член семьи создаст на листке свой самостоятельный образ, при том, что начало рисунка может быть общим. Создание же единого образа указывает на позитивный характер отношений.

* Упражнения для достижения понимания на разных уровнях взаимодействия: зрительном, тактильном, слуховом, кинестическом.
№1. Упражнение "Поймай ребенка": выполняется в парах. Родитель должен поймать ребенка, падающего к нему на руки спиной,
№2. Упражнение "Найди булавку": на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен её найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами.
№3. Упражнение "Холодно - горячо": в комнате прячется предмет. Родитель должен найти его, следуя указаниям ребенка,
№4. Упражнение "Что изменилось": участники по очереди изменяют что либо в своем внешнем виде и по очереди угадывают эти изменения.
№5. Упражнение "Зеркало": участники в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.
№6. Упражнение "Смена ролей": родитель усаживается на пол возле стула, на котором стоит ребенок. Участники глядят друг на друга и беседуют 2-3 минуты. Затем идет обмен ощущениями.
№7. Упражнение "Архитектор и строитель": строитель (взрослый) с завязанным глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие либо действия руками, должны расставить в определенном порядке картинки (кубики) на полу (или большом листе-карте). Родитель и ребенок должны побывать в разных ролях и потом обменяться впечатлениями.

В результате проделанных упражнений ребенок и родитель постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Все это гармонизирует отношения в семье, устраняет тревожность, агрессивность и другие негативные проявления в поведении ребенка.

Кадровое обеспечение реализации программы: педагог-психолог, психотерапевт, социальный педагог, социальный работник, имеющие специальную психолого-педагогическую подготовку и способные создать необходимые и достаточные условия для эффективной групповой работы с родителями.

Материальным ресурсом, необходимым для реализации программы, является наличие помещения, соответствующего требованиям для проведения тренинговых занятий.

Эффективность проводимых занятий отслеживается с помощью критерия субъективности (устных и письменных рефлексивных высказываний членов группы), данных наблюдений и результатов методик: анализ стиля воспитания (АСВ), опросник взаимодействия родителей с детьми (ВРР).

Происходящие изменения определялись по таким показателям: параметры взаимодействия родителей с ребенком (ОРО); параметры нарушений семейного воспитания по основным шкалам опросника АСВ, личностные и поведенческие особенности поведения ребенка (динамика их изменения на основании проективных рисуночных тестов).

2.3. Апробация программы на базе Центра социально-психологической поддержки молодежи ЦАО, г. Омск.
Апробация программы проводилась на базе психолого-педагогической службы помощи молодой семье Центра с.п.п.м. ЦАО на группе родителей из девяти человек, в течение двух месяцев (или семи недель). Занятия в родительской группе проводились один раз в неделю по 1,5-2 часа на базе комнаты для проведения психологических тренингов.

На первом этапе апробации программы была проведена диагностика с целью выявления особенностей стиля семейного воспитания и нарушений в детско-родительских взаимоотношениях.

У родителей, принимавших участие в тренинговых занятиях в начале проведения коррекционной программы присутствовали следующие стили семейного воспитания:
• "Потворствующая гиперпротекция" - у двух человек (семья №2, №7);
• "Доминирующая гиперпротекция" - у четырех человек (семья №1, №3, №4, №5(отец));
• "Повышенная моральная ответственность" - у трех человек (семья №5(мать), №6, №8).

Присутствовали следующие характерные нарушения во взаимодействии родителей с детьми (результаты опросника ВРР).
• Высокий уровень требовательности - у семи человек (семья №1, №3-№5(мать), №6-№8) ;
• Строгость в воспитании ребенка - семь человек (семья №1, №3-№6, №8);
• Контролирующее поведение по отношению к ребенку (навязчивость, ограничение самостоятельности, мелкая опека) - 8 человек (Семья №1-№7);
• Эмоциональная дистанция в общении с ребенком - 7 человек (Семья №1, №3-№6, №8);
• Непринятие личностных и поведенческих качеств ребенка - 9 человек (семьи №1-№8);
• Отсутствие сотрудничества (низкая степень партнерских взаимоотношений в процессе взаимодействия родителя с ребенком) - 8 человек (семья №1, №3-№8);
• Тревожность за ребенка - 1 человек (семья №2);
• Непоследовательность в воспитательных требованиях - б человек (семья №2, №5 (отец), №7);
• Воспитательная конфронтация в семье - б человек (семья №4, №3, №7) ;
• Неудовлетворенность отношениями с ребенком - 7 человек (семья №1, №2-№6, №8).

После завершения проведения психолого-педагогической коррекционной программы с целью определения ее эффективности было проведено повторное исследование по изучению особенностей детско-родительских взаимоотношений.

Тот факт, что в тренинге принимали участие семейные пары не в полном составе (в основном мамы) обусловил невозможность полной и объективной диагностики динамики изменения детско-родительских отношений по каждой семье в отдельности. Поэтому мы составили лишь частичный анализ динамики изменения детско-родительских отношений после завершения апробации программы на основе качественной обработки информации (устных высказываний родителей) и наблюдения за поведением ребенка в ходе игровых занятий, а также на основе данных о результатах повторного исследования по методике ВРР (особенности взаимодействий родителей с детьми) . Анализ результатов не содержит диагностических данных по методике АСВ (анализ стиля семейного воспитания) и проективных рисуночных тестов (КРС и "несуществующее животное").

Результаты вторичной диагностики по тесту ВРР представлены в таблице №5, Для установления наличия статистически достоверных различий между средними, показателями-результатами по всем десяти шкалам опросника ВРР мы использовали критерий Стьюдента (t-критерий) и сводную таблицу №5 результатов данной методике.

Содержание таблицы №5 и процедура вычисления критерия Стьюдента представлены в приложениях №3 и №4, Гистограммы №1-№9 отражают динамику изменения особенностей взаимодействия родителей с детьми для каждого участника после проведения коррекционной программы.

№1 - 2,14, №2 - 3,51, №3 - 2,63, №4 - 4,51, №5 - 9,23, №6 - 3,58, №7 - 1,44, №8 - 4,2, №9 - 3,94, №10 - 4,32.

Сравнение табличного значения t-критерия по всем шкалам с показателями по таблице критических значений критерия Стьюдента [36,0.569] подтвердило статистическую достоверность отличий диагностируемых изменений (за исключением шкалы №7, так как она означает отсутствие тревожности за ребенка или норму). Следовательно, мы можем утверждать, что участие родителей в занятиях по программе коррекционного тренинга позволило устранить основные нарушения в детско-родительских отношениях и негативные проявления в характере взаимодействия родителей с детьми.

Выводы по результатам качественного анализа устных высказываний родителей и наблюдения за поведением ребенка раскрыли следующий диапазон изменений: дети стали проявлять больше ответственности и самостоятельности, появилась большая уверенность в своих действиях и открытость (контактность) в общении с окружающими и родителями, снизился агрессивный фон поведения во взаимодействии с окружающими (сократилась частота проявлений негативизма, капризности, непослушания).

Обобщая данные качественной и количественной обработки результатов повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что психолого-педагогическая и коррекционная программа способствует конструктивным изменениям в структуре детско-родительских отношений на основе развития у родителей навыков и умений эффективного взаимодействия с детьми. Таким образом, содержание главной цели нашей программы (перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми) можно считать частично реализованным.


Скачать файл (110.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru