Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Хозяйственное право - файл Господарче право.doc


Лекции - Хозяйственное право
скачать (162.5 kb.)

Доступные файлы (1):

Господарче право.doc1002kb.12.12.2005 13:20скачать

содержание

Господарче право.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ПРАВА

Конспект лекций

по дисциплине

Хозяйственное право

(предпринимательское право)”

Составитель:

преп. А.О. Городилова
Рецезент:

доц. Е.В. Пушкина


Днепропетровск

2005

СОДЕРЖАНИЕ
Тема №1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство………………….3

Тема №2. Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования…………..9

Тема №3. Условия осуществления предпринимательства в Украине……………...17


Тема №4. Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей…………..26

Тема №5. Правовой статус хозяйственных обществ в Украине……………………..33

Тема №6. Правовой статус хозяйственных объединений в Украине………………..39

Тема №7. Общие положения о хозяйственных обязательствах……………………...44


Тема №8. Особенности правового регулирования

хозяйственно-правовых договоров………………………………………………………49

Тема №9. Правовые основы банковского кредитования……………………………..54

Тема №10. Правовые основы денежного обращения и расчетов…………………….62

Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73

Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77

Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84
Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное

законодательство»



  1. Предмет и метод хозяйственного права.

  2. Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.

  3. Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.


1. Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере управления экономикой, производственной реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг с целью по­лучения прибыли.

^ Хозяйственное право является комплексной отраслью права, которая базируется на нормах гражданского права, а также содержит нормы административного, финансового, трудового права, которые регулируют хозяйственную деятельность.

Необходимо четко разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права.

Во-первых, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, что действуют лишь в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмета гражданского права.

Во-вторых, гражданское право состоит из норм одной отрасли, которая на основах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной отраслью. Оно базируется на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

^ Предметом изучения хозяйственного права являются отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, государствен­ных, частных, кооперативных, общественных организаций и учреждений, наделённых в соответствии с законодательны­ми актами определёнными полномочиями, правами и обя­занностями и несущими ответственность за свои действия.

Хозяйственное право как отрасль права сформировалась сравнитель­но недавно и до недавнего времени не изучалась в учебных заведениях самостоятельно, а входила в состав «Гражданского права», «Финансового права», «Хозяйственно-процессуального права» и других правовых наук.

В условиях формирования рыночных отношений в Ук­раине возникла необходимость в разработке и принятии Хозяйственного кодекса Украины, который ре­гулировал бы экономические и юридические проблемы пред­принимательства и бизнеса в условиях становления частной, коллективной, государственной собственности, что наконец то и свершилось.

^ Методы хозяйственного права представляют собой со­вокупность способов регулирующего влияния норм хозяй­ственного права на поведение субъектов хозяйственных пра­воотношений.

Концептуально методы хозяйственного права строятся на двух принципах: общеразрешительном («разрешено все, что не запрещено законом»), на основании которого действуют предприятия и предприниматели, и обязывающем («субъекты хозяйственного права обязаны совершать то, что на них возложено законом»).

Таким образом, основными методами хозяйственного права являются:

  • метод автономных решений,

  • метод властных предписаний,

  • метод рекомендаций.

Метод автономных решений основан на том, что пред­приятия, предприниматели имеют право по собственной инициативе принимать решения, которые не противоречат законодательству Украины.

В соответствии с методом властных предписаний деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям правоотношений, которые определены законода­тельством (требования законов и другие указания компетен­тных органов). Это, например, обязательность регистрации субъекта предпринимательства, получение лицензии на не­которые виды деятельности и обязанность соблюдать требо­вания антимонопольного законодательства и т.д.

^ Метод рекомендаций заключается в том, что государство регулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей соответствующих право­отношений, например, образцы договоров, бланков, методи­ческие рекомендации.

^ 2. Хозяйственные правоотношения - это совокуп­ность отношений, которые возникают в процессе хозяйствен­ной деятельности между государственными органами и пред­принимателями (предприятиями) относительно производ­ства, распределения и реализации продукции, выполнения услуг и работ с целью получения прибыли.

Законодатель подразделяет хозяйственные отношения на три вида:

  1. хозяйственно-производственные;

  2. организационно-хозяйственные;

  3. внутрихозяйственные от­ношения.

Хозяйственно-произ­водственные отношения — это отношения между субъектами хозяйствования, возникающие при непосредственном осуществле­нии хозяйственной деятельности. Эти отношения складываются при осуществлении хозяйственной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Хозяйственно-производственные отношения могут иметь как имущественный, так и неимуществен­ный характер, при этом имущественные хозяйственные отноше­ния являются преобладающими. Хозяйственно-производственные отношения являются отношениями горизонтального типа между равноправными субъектами хозяйствования, не подчиненными друг другу.

Отличительной особенностью органи­зационно-хозяйственного отношения является то, что это отно­шение между неравноправными субъектами, один из которых (субъект организационно-хозяйственных полномочий) наделен властными полномочиями по отношению к другому субъекту (субъекту хозяйствования). В частности, такие отношения возни­кают при осуществлении компетентными государственными орга­нами функций контроля за деятельностью субъектов хозяйствования. Это отношения вертикального типа, складывающиеся в сфере управления.

В сфере производства между внутренними подразделения­ми субъектов хозяйствования возникают внутрихозяйственные отношения, в которые они вступают между собой, и с субъектом хозяйствования, в состав которого они входят. Субъектный со­став внутрихозяйственных отношений состоит из субъектов хо­зяйствования и их структурных подразделений.

^ Это отношения двоякого типа:

а) между субъектом хозяйствования и его струк­турными подразделениями;

б) между различными структурными подразделениями конкретного субъекта хозяйствования.

Кроме того, по областям народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

  • в области промышленности;

  • в области сельского хозяйства;

  • в области транспорта;

  • в области капитального строительства;

  • в банковской сфере;

  • в сфере приватизации;

  • в сфере защиты экономической конкуренции;

  • в сфере оборота ценных бумаг;

  • в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.

Разнообразный характер хозяйственных правоотноше­ний обуславливает существование широкого круга их учас­тников - субъектов хозяйственного права.

^ Субъекты хозяйственного права - это участники хозяйственных правоотношений, которые на основе юридически обособленного имущества непосредственно осуществляют предусмотренную законодательством и уставом хозяйствен­ную или управленческую деятельность.

^ Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

^ Вторым признаком субъекта хозяйственного права является то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положение) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и прочие счета в банках.

Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и прочие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим, признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права может быть определена как хозяйственная компетенция, то есть совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных правоотношениях прав и обязанностей.

^ Основными видами субъектов хозяйственного права яв­ляются:

  • предприятия всех форм собственности;

  • струк­турные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности (филиалы, представительства);

  • объединения предприятий (ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы, холдинговые компании, ПФГ);

  • органы государственной власти и управления по уп­равлению экономикой;

  • финансово-кредитные учреждения (НБУ, коммерческие банки);

  • посреднические организации (биржи, брокерские кон­торы, аудиторские компании);

  • физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без создания предприятия.

Среди субъектов хозяйственного права важнейшая роль принадлежит предприятию как основному звену народного хозяйства Украины.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий устав­ный субъект, который имеет права юридического лица и осу­ществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответству­ющей прибыли (дохода). Предприятие наделено правом осу­ществлять любые виды деятельности, если они не запреще­ны законодательством Украины и соответствуют его уставу. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (те­кущие) и прочие счета в учреждениях банков, печать со сво­им наименованием, а также знак для товаров и услуг.

^ В соответствии со ст. 2 ЗУ «О предприя­тиях в Украине» по формам собственности предприятия де­лятся на:

  • частные (основанные на собственности физичес­кого лица);

  • коллективные (основанные на собственности трудового коллектива предприятия);

  • хозяйственные обще­ства (АО, коммандитные, ОДО, ООО, полные);

  • предпри­ятия, основанные на собственности объединения граждан;

  • коммунальные (основанные на собственности соответству­ющей территориальной общины);

  • государственные (осно­ванные на государственной собственности), в том числе ка­зенные предприятия.

Субъектами хозяйственной деятельности являются также подразделы предприятий (ст. 7 ЗУ «О предприятиях в Украине») и других хозяйственных организаций. Они создаются самими организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

^ Объединения предприятий определяются как хозяйственные организации, создаваемые на добровольных основах 2 и более предприятиями с целью совместного выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научным и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированные как юридические лица.

^ Финансово-кредитные и посреднические учреждения за­нимаются обеспечением кредитования субъектов хозяй­ственной деятельности, инвестированием объектов предпри­нимательства, страхованием; коммерческими и посредничес­кими услугами, биржевой торговлей и т. д. Общая черта, которая их объединяет, — обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или иного общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов.

Субъектами хозяйственного права являются органы го­сударственной власти и управления, а именно: КМУ, министерства и ведомства, местные орга­ны управления экономикой, исполкомы, местные государст­венные администрации и другие. Они издают хозяйственно правовые акты, регламентируют хозяйственные отношения, осуществляют контроль над деятельностью предпринимателей.

В структуре субъектов хозяйственного права особое ме­сто принадлежит гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые в соответствии с Законами Украи­ны могут создавать предприятия, фирмы, заниматься торгов­лей, предпринимательской деятельностью и оказывать услу­ги.

^ Права субъектов хозяйственного права можно классифицировать в соответствии с их содержанием.

Учредительские права, включающие:

  • право на свободный выбор учредителями предприятия видов деятельности,

  • право на выбор организационно-правовой формы предприятия,

  • право на принятие решения о создании предприятия,

  • право изменять в установленном порядке как деятельность, так и форму предприятия.

Права в области управления. Предприятия и прочие субъекты хозяйственного права самостоятельно управляют своей деятельностью и делами. Собственник осуществляет свои управленческие права как непосредственно (кооператив, коллективное предприятие), так и через уполномоченные им органы (государственные предприятия, хозяйственные общества).

^ К управленческим принадлежат, в частности, права:

— самостоятельно определять структуру предприятия, то есть количество и состав его структурных подразделов, включая так называемые обособленные подразделы: филиалы, представительства, отделения и т.п.;

— принимать и изменять устав, другие учредительные документы;

— утверждать положения о структурных подразделах;

— формировать органы управления и контролировать их деятельность, назначать должностных лица, определять их обязанности и т.п.

Имущественные права субъектов делятся на общие и специальные. Общие имущественные права предприятий, хозяйственных объединений урегулированы на основании ст. 20-30, 37 ЗУ «О собственности». К ним можно отнести права:

    • иметь на основании определенного вещевого права основные фонды, оборотные средства, другие ценности, стоимость которых отображается на самостоятельном балансе предприятия. В соответствии с законами, уставами предприятий и заключенными соглашениями имущество принадлежит предприятиям, другим субъектам на правах собственности или на праве полного хозяйственного ведения (государственные предприятия);

  • вести хозяйственную и коммерческую деятельность;

  • быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, защищать свои имущественные права и интересы от лица предприятия;

  • распоряжаться имуществом. Предприятие, если иное не предусмотрено его уставом, имеет право: продавать (обменивать) имущество другим организациям, сдавать в аренду, закладывать, предоставлять временно в безвозмездное пользование, списывать изношенные основные фонды с баланса;

  • приобретать на законных основаниях имущество. Предприятие согласно своему уставу имеет право покупать, арендовать, получать любым другим правомерным способом имущество (движимое и недвижимое), использовать его, улучшать.

Производными от указанных и других имущественных прав являются договорно-имущественные права предприятий, т.е. права заключать учредительные, хозяйственные договоры и прочие контракты (и нести относительно них ответственность).

Кроме рассмотренных общих прав, предприятия имеют и специального имущественного права в сфере выпуска и оборота ценных бумаг: акций, облигаций предприятий, приватизационных бумаг, сберегательных, инвестиционных сертификатов, векселей. Эти права являются специальными, так как обусловлены специальной правосубъектностью предприятий как эмитентов ценных бумаг. Предприятие имеет право выпускать и реализовывать лишь те виды ценных бумаг, которые специально определены законом. В частности, акционерные общества — акции, облигации; другие предприятия — облигации.

^ К обязанностям субъектов хозяйственного права относятся:

  1. утверждать учредительные документы;

  2. в установленном законом порядке регистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности;

  3. на деятельность, которая подлежит лицензированию, получать специальные разрешения (лицензии) и т.д.

  4. выполнять хозяйственные обязательства, обусловленные государственными контрактами и государственными заказами, другими договорами;

  5. обеспечивать необходимое качество продукции, работ, услуг;

  6. вести бухгалтерский учет своей работы, предоставлять органам государственной статистики предусмотренную законом отчетность;

  7. подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся;

  8. своевременно подавать налоговым органам декларации о своих доходах, другие налоговые документы, платить налоги, другие обязательные платежи;

  9. не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства, прав и интересов потребителей, любых других лиц;

  10. рационально использовать естественные ресурсы;

  11. предохранять окружающую среду от загрязнения, другого вредного влияния;

  12. своим средством возмещать затраты на восстановление и охрану естественных ресурсов и т.д.

За нарушение своих обязанностей предприятие несет имущественную и другую ответственность, установленную законом, а также предусмотренную договорами.

^ 3. Хозяйственное законодательство – это система экономических и правовых норм (финансового, коммерческого, трудового, банковского, земельного, административного пра­ва и т. д.), регулирующих различные стороны функциониро­вания народного хозяйства.

^ Хозяйственно-правовые нормы принимаются органами государственной власти и управления всех уровней, хозяй­ственными органами, функционирующими на началах хозяй­ственного расчёта и промышленными объединениями, министерствами, финансовыми органами и объединениями, предприятиями, организациями.

^ Хозяйственно-правовые нормы являются разновиднос­тью общих правовых норм и характеризуются следующими признаками:

• они устанавливаются государством и обеспечиваются государственным принуждением;

• возлагают на субъекта хозяйственных отношений оп­ределённые права и обязанности;

•они устанавливают определённые правила поведения, предписывающие их применение и выполнение всеми субъектами хозяйственных правоотношений;

•должны быть закреплены в нормативном акте, законе, указе, постановлении, приказе, инструкции.

Хозяйственно-правовые нормы делятся на следующие виды:

  • запрещающие,

  • обязывающие,

  • уполномочивающие.

Запрещающие нормы предусматривают недопустимость определённых действий нарушающих хозяйственные нормы права; обязывающие устанавливают субъектов, хозяй­ственных отношений совершать определенные действия; уполномочивающие - разрешают совершать определённые действия соответствующим органам и должностным лицам по их усмотрению, но в соответствии с законом.

Вся хозяйственная деятельность в Украине регулирует­ся нормативными актами - источниками хозяйственного права.

^ Нормативный акт- это официальный письменный до­кумент компетентного органа государства, который устанав­ливает или отменяет норму хозяйственного права. В соответствии с ЗУ «О информации» все нормативные акты должны быть опубликованы и заре­гистрированы.

^ В соответствии с юридической силой хозяйственное законодательство функционирует как вертикальная иерархическая система нормативных актов. Структура этой системы обусловленная структурой органов законодательной и государственной исполнительной власти, которые имеют законодательные и нормотворческие полномочия относительно регулирования хозяйственной деятельности. В ней можно выделить несколько блоков, главными из которых является хозяйственное законодательство, которое базируется на статьях и нормах Конституции Украины.

^ Второй блок составляют хозяйственные законы, их можно классифицировать как:

  • общие (Хозяйственный кодекс Украины, ЗУ «О собственности»; Гражданский кодекс Украины);

  • законы о видах и правовом статусе субъектов хозяйствования (ЗУ «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах», и т.п.);

  • законы об отдельных видах хозяйственной деятельности (ЗУ «О связи», «О транспорте», «О железнодорожном транспорте», «Об автомобильном транспорте», Кодекс торгового мореходства. Воздушный кодекс Украины);

  • законы об отдельных отношениях (например, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины).

Большой по объему блок хозяйственного законодательства составляют подзаконные нормативные акты:

  1. постановления ВРУ по хозяйственным вопросам;

  2. декреты, постановления и распоряжение КМУ по хозяйственным вопросам;

  3. указы Президента Украины по хозяйственным вопросам (например, «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях» от 19 февраля 1994 г., «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины» от 11 декабря 2002 г.);

  4. распоряжение Президента Украины по отдельным хозяйственным вопросам, которые издаются как оперативные хозяйственные акты;

  5. хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти. Эти акты принимаются в виде положений, инструкций, правил и т.п., утвержденных приказами соответствующих министров. К этой группе ведомственного законодательства относятся также акты, принятые хозяйственными объединениями (ассоциациями, корпорациями, концернами), а также локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов;

  6. нормативные акты хозяйственного законодательства местных советов и местных государственных администраций (нормативные хозяйственные акты территориального действия).

^ В зависимости от содержания доктрина хозяйственного права различает четыре вида актов:

акты, нормы которых являются общими правилами функционирования хозяйственных правоотношений. Такие нормы помещаются в кодексах: Хозяйственном Кодексе Украины, Гражданском кодексе Украины, транспортных кодексах Украины (Водном, Воздушном, Мореплавания и др.);

компетенционные акты, которые определяют виды хозяйствующих субъектов, а также их права и обязанности относительно хозяйствования, то есть хозяйственную компетенцию;

нормативные документы, которые регулируют технические параметры производства и его результаты, в частности технологические процессы, качество продукции (работ, услуг), затраты (нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, нормы выработки и т.п.). Формами нормативных документов являются стандарты (государственные, отраслевые, предприятий, технические условия), а также государственные строительные нормы и правила;

нормативные акты, которые выражают нормы-задачи, то есть определяют своим адресатам конкретные результаты, которых должны достичь субъекты хозяйственных отношений при надлежащем правомерном поведении, а не общие правила поведения. Формой актов этого вида являются акты планирования, программы, утвержденные законами и постановлениями.

^ Кроме вертикальной (в соответствии с юридической силой актов) системы, хозяйственное законодательство имеет так называемую горизонтальную систему. Она определяется предметом регулирования в широком понимании, то есть видами хозяйственных отношений.

^ Структурными подразделами системы хозяйственного законодательства являются отдельные законодательные (нормативные) институты. Институт - представляет собой группу (подсистему) нормативных актов, предметом которых является комплекс однородных отношений или вид деятельности.

К институтам хозяйственного законодательства относят группы нормативно-правовых актов регулирующие:

  • основные принципы хозяйственной деятельности;

  • статус субъектов хозяйствования;

  • имущественную основу хозяйствования;

  • хозяйственные обязательства;

  • ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования;

  • отдельные отрасли хозяйствования (торговую, финансовую, инновационную, банковскую, страховую деятельность, деятельность в сфере осуществления операций с ценными бумагами и др.);

  • внешнеэкономическую деятельность (ВЭД);

  • специальные режимы хозяйствования такие как: Специальные (свободные) экономические зоны, концессии и т.д.

Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности.

Субъекты хозяйствования»


  1. Понятие, виды и принципы хозяйственной деятельности.

  2. Понятие, признаки, принципы и организационные формы предпринимательства.

  3. Субъекты предпринимательства: понятие и учредительные документы.

  4. Понятие и организационные формы некоммерческого хозяйствования.


1. Ст. 3 Хозяйственного Кодекса Украины дает следующее определение хозяйствен­ной деятельности - это деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования по изготовлению и реализации продукции, вы­полнению работ и оказанию услуг, имеющих стоимостный характер и ценовое выражение.

^ В той же ст. ХК проводится классификация хо­зяйственной деятельности по критерию ее направленности на два вида:

а) хозяйственная коммерческая деятельность (предприни­мательство), субъектами которой являются предприниматели (субъекты предпринимательства);

б) хозяйственная некоммерчес­кая деятельность, основной целью которой не является получение прибыли.

^ Ст. 6 ХК к общим принципам хозяйствования в Украине относит:

  • обеспечение экономического многообразия и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;

  • свобода предпринимательской деятельности в пределах, оп­ределенных законом;

  • свободное движение капиталов, товаров и услуг на террито­рии Украины;

  • ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в пред­принимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

  • защита национального товаропроизводителя;

  • запрещение незаконного вмешательства органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления, их должност­ных лиц в хозяйственные отношения.

Многие из этих принципов нашли свое закрепление на конституционном уровне. Так, прин­цип экономического многообразия закреплен в ст. 15 Конститу­ции Украины. Право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, закреплено в ст.42 Конституции Украи­ны.

Принцип свободного движения капиталов, товаров и услуг на территории Украины означает, что предприниматели вправе реа­лизовывать свои товары и услуги на всей территории Украины, при этом органы государственной власти и органы местного са­моуправления не вправе ограничивать или запрещать доступ пред­принимателей к определенным территориальным рынкам.

Принцип защиты национального товаропроизводителя нашел свое выражение как в нормах Хозяйственного кодекса, так и в специальных законах. В частности, в ЗУ «О защите национального товаропро­изводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г., «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импор­та» от 22.12.98 г., «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22.12.98 г.

Запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения неразрывно связан с конституционным положением, закрепленным в ст.56 Конституции Украины: каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными реше­ниями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и слу­жебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

2. Предпринимательство — это самостоятельная, инициатив­ная, систематическая, на собственный риск хозяйственная дея­тельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и соци­альных результатов и получения прибыли.

Признаками предпринимательской деятельности являются:

  1. инициативность и самостоятельность;

  2. творческий и инновационный характер;

  3. систематичность;

  4. рисковый характер;

  5. целевая направленность на получение прибыли;

  6. самостоятельная юридическая ответственность;

  7. социально ответственный характер.

Инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности выражаются во-первых, в том, что предприниматели имеют пра­во без ограничений самостоятельно осуществлять любую деятель­ность, не запрещенную законом, а во-вторых, в том, что незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со сторо­ны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запре­щаются.

^ Творческий и инновационный характер предпринимательства проявляются в поиске новых возможностей, ориентации на ново­введения. Предприниматель действует и оценивается как независимый и в значительной степени полагающийся на самого себя инноватор.

Систематичность предпринимательской деятельности означа­ет ее регулярность, профессиональность, постоянный характер.

^ Рисковый характер — это возложение на предпринимателя бремени предвидения неблагоприятных последствий (убытков) и принятие мер по их превенции либо устранению, не связанные с виновным поведением предпринимателя.

^ Целевая направленность на получение прибыли означает, что максимизация прибыли является основной целью деятельности предпринимателя. Но если прибыль не получена, несмотря на целевую направлен­ность деятельности на ее достижение, то сам по себе этот факт не может служить основанием для исключения ее из числа предпринимательской. Следовательно, определяющим является нали­чие именно цели получения прибыли, а не достижение ее получе­ния на любом этапе этой комплексной деятельности. Наличие цели извлечения прибыли не исключает возможности недостижения этой цели в предпринимательской деятельности (как и в любой другой целенаправленной деятельности) и, даже, напротив, получения про­тивоположного результата (убытки, банкротство).

^ Самостоятельная юридическая ответственность означает, что субъект предпринимательства самостоятельно несет ответствен­ность по своим обязательствам.

Право предпринимателей самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную за­коном, является их важнейшим правом и принципом предпринимательства. Однако это право не является неограниченным, поскольку, как и всякое любое право, это мера возможного пове­дения, пределы которой могут быть ограничены законом. Такие ограничения установлены в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, окружающей среды, недопуще­ния злоупотребления монопольным положением на рынке, недо­бросовестной конкуренции и др.

Особенности осуществления отдельных видов предпринима­тельства установлены специальными законами. Так, особенности осуществления страховой деятельности установлены ЗУ «О страховании» от 07.03.96 г. в редакции ЗУ от 04.10.2001 г. Специфику осуществления аудиторской деятельно­сти предусматривает ЗУ «Об аудиторской деятель­ности» от 22.04.93 г. Особенности осуществления внешнеэконо­мической деятельности установлены ЗУ «О внеш­неэкономической деятельности» от 16.04.91 г.

Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, определен в ЗУ «О лицензирова­нии определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Декрет Кабинета Министров Украины от 31.12.92 г. запре­щает непосредственно заниматься предпринимательской деятель­ностью руководителям, заместителям руководителей государствен­ных предприятий, учреждений, организаций, их структурных под­разделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления. Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. и ст.5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» государственным служащим или иным лицам, уполномоченным на осуществление функций государства, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью не­посредственно, через посредников или подставных лиц, входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в со­став правления или иных исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов, объединений кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В условиях военного или чрезвычайного положения могут ус­танавливаться отдельные ограничения права на предприниматель­скую деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления с указа­нием срока действия этих ограничений, предусмотренных ч. 2 ст.64 Конституции Украины.

^ Принципами предпринимательской деятельности являются:

  • свободный выбор предпринимателем видов предпринима­тельской деятельности;

  • самостоятельное формирование предпринимателем програм­мы деятельности, выбор поставщиков и потребителей произ­водимой продукции, привлечение материально-технических, фи­нансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом, установление цен на продукцию и услуги согласно закону;

  • свободный найм предпринимателем работников;

  • коммерческий расчет и собственный коммерческий риск;

  • свободное распоряжение прибылью, остающейся у предпри­нимателя после уплаты налогов, сборов и иных платежей, пре­дусмотренных законом;

  • самостоятельное осуществление предпринимателем внеш­неэкономической деятельности, использование предпринимате­лем принадлежащей ему части валютной выручки по своему усмотрению.

Субъект предпринимательства вправе выбирать способ осу­ществления им предпринимательской деятельности, осуществляя ее на свой риск, и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Каждый гражданин свободен в определении сферы пред­принимательской деятельности и вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке без образования юридического лица, так и путем участия в хозяйственном обществе или кооперативе, т.е. в создании коммерческой организации, а также избирать ее орга­низационно-правовую форму. Предприниматель вправе выбрать и несколько сфер, видов и форм предпринимательской деятель­ности, если это необходимо.

Предприниматель свободен в выборе направлений и методов работы, независим в принятии решений, действует по своей воле и в своем интересе. Он свободен в установлении прав и обязанно­стей по заключаемым договорам, в определении любых условий договоров, не противоречащих закону. Как правило, предприни­матель самостоятельно устанавливает цены на производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Несение коммерческого (предпринимательского) риска явля­ется одним из необходимых признаков и принципов предприни­мательства.

Предприниматель вправе самостоятельно нанимать работни­ков в соответствии с трудовым законодательством.

Субъект предпринимательства вправе свободно распоряжать­ся прибылью после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Внешнеэкономическая деятельность проводится на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономичес­кие отношения, осуществлять ее в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэконо­мической деятельности. Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности определяются Хозяйственным кодексом. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельно­сти» от 16.04.91 г. и иными нормативно-правовыми актами. Со­гласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных Законом, в том числе и путем выдачи подзаконных актов, которые создают для ее осуществления условия хуже установленных Законом, яв­ляется ограничением права осуществления внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается.

Субъект внешнеэкономической деятельности, который полу­чил от этой деятельности в собственность денежные средства, имущество, имущественные и неимущественные права и другие результаты, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению. Изъятие результатов внешнеэконо­мической деятельности у собственника в любой платной или бес­платной форме без его согласия запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

В законодательстве нет определения понятия организационно-правовой формы предпринимательства, однако это понятие является одним из часто встречающихся и широко употребляемых в законодательстве и практике примени­тельно к юридическим лицам.

^ Организационно-правовая форма — это форма юридического лица — субъекта предпринимательства, которая характеризует специфику его создания, имущественного статуса, характера его прав и прав учредителей (участников) на имущество, и особенно­сти их ответственности по обязательствам субъекта.

Организационно-правовая форма предполагает соединение орга­низационных и правовых признаков, которые характеризуют осо­бенности как создания, так и деятельности субъекта предпринима­тельства — юридического лица.

^ Знание особенностей той или иной организационно-правовой формы важно в трех аспектах.

Во-первых, важно правильно опре­делить ту организационно-правовую форму, в которой предпринимателю наиболее выгодно и удобно действовать. Также важно правильно своевременно определить необходимость изменения организационно-правовой формы в случае, если существующая форма перестает удовлетворять потребностям предпринимателя.

Во-вторых, при вступлении в договорные связи с контрагентами по сделкам знание специфики их организационно-правовых форм позволяет определить их имущественный статус, характер ответственности, с тем, чтобы избегнуть неоправданного риска.

В-тре­тьих, определенные виды деятельности могут осуществляться ис­ключительно в тех организационно-правовых формах, которые указаны в законодательстве. Например, согласно ЗУ «О страховании» в редакции Закона от 04.10.2001 г., страхов­щиками, осуществляющими страховую деятельность, могут быть только финансовые учреждения, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью. Согласно Декрету КМУ «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. доверительные операции вправе осуществлять только доверительное общество, созданное в форме общества с дополнительной ответственностью.

Организационно-правовая форма определяет особенности пра­вового режима деятельности данного субъекта, что имеет важное значение и непосредственно влияет на интересы его контраген­тов, поскольку определяет, в частности, возможность взыскания по долгам субъекта, обращения требований к его участникам и т.п. Эта категория является определяющей для характеристики объема прав, обязанностей и пределов ответственности конкрет­ного субъекта предпринимательства. Наиболее значимыми среди организационно-правовых форм предпринимательской деятель­ности являются те, которые дают возможность проявления свойств, характеризующих предпринимательскую деятельность — иници­ативы, самостоятельности и др.

^ 3. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяй­ственных отношений, которые осуществляют хозяйственную де­ятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное иму­щество, несут ответственность по своим обязательствам в пре­делах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Необходимо четко размежовывать понятия субъекта хозяйственного права и субъекта хозяйствования (предпринимательства).

Понятие субъекта хозяйственного права значительно шире понятия субъекта предпринимательства, т.к. включает в себя помимо непосредственно хозяйствующих субъектов - органы государственной власти и управления экономикой.

^ Субъектами хозяйствования являются:

1) хозяйственные организации — юридические лица, создан­ные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государ­ственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в со­ответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридичес­кие лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистриро­ванные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;

3) филиалы, представительства, другие обособленные под­разделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйствен­ного ведения, права оперативного управления и права опера­тивно-хозяйственного использования имущества (структурные единицы) в соответствии с определением этой компетенции в ХК и дру­гих законах.

^ Первый вид субъектов хозяйствования — это юридические лица. Согласно ст.80 нового Гражданского кодекса Украины юри­дическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Оно наделяется граж­данской правоспособностью и дееспособностью, может быть ист­цом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.

^ Общепризнано, что юридическое лицо имеет такие признаки:

1) организационное единство — юридическое лицо обладает внутренней структурой, которая получает свое выражение и закрепление в его уставе;

2) имущественная обособленность — лишь организация, обла­дающая обособленным имуществом, является самостоятель­ным и полноправным участником правоотношений. Для коммерческих юридических лиц признак имущественной обособленности конкретизирован в виде наличия самостоя­тельного баланса;

3) выступление в хозяйственном обороте от своего имени. Если первые два признака создают необходимые предпосылки для самостоятельного участия юридического лица в хозяйствен­ном обороте, то этот признак означает, что юридические лица могут от своего имени приобретать имущественные и не­имущественные права и нести обязанности;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Ввиду того, что юридическое лицо приобретает от своего имени права и обязанности, оно должно нести связанные с ними обязатель­ства и ответственность.

^ Второй вид субъектов хозяйствования — физические лица, осу­ществляющие хозяйственную деятельность без образования юри­дического лица, и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

^ Третий вид субъектов хозяйствования — обособленные под­разделения и структурные единицы хозяйственных организаций, образованные ими для осуществления хозяйственной деятельно­сти. В их числе — филиалы и представительства хозяйственных организаций. Филиал — это обособленное подразделение юриди­ческого лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защитs интересов юридического лица.

Возникновение и деятельность юридических лиц — субъек­тов хозяйствования любой организационно-правовой формы не­возможны без учредительных документов.

Согласно п.З Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением КVE от 25.05.98 г. № 740, среди необходимых документов для регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица названо решение собственника имущества или уполно­моченного им органа о создании юридического лица (кро­ме частного предприятия). Если собственников или уполномо­ченных им органов два и более, таким решением является учре­дительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом.

Возникновение и осуществление деятельности субъекта пред­принимательства — юридического лица любой организационно-правовой формы невозможно без учредительных документов.

Ст. 8 ЗУ «О предпринимательстве» называет два вида учредительных документов: устав и уч­редительный договор - т.е. решение одного или не­скольких собственников либо уполномоченного им органов о создании субъекта предпринимательской деятельности).

Содержание устава предприятия определяется ст. 9 ЗУ «О предприятиях в Украине». В уставе предприятия определяются:

  • собственник и наименование предприятия,

  • его местонахождение,

  • предмет и цели деятельности,

  • его органы управления, порядок их формирования,

  • компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов,

  • порядок образования имущества предпри­ятия,

  • условия реорганизации и прекращения деятельности предпри­ятия.

Специальные требования к учредительным документам хо­зяйственных обществ содержатся в ст. 4 ЗУ «О хо­зяйственных обществах». Учредительные документы хозяйствен­ных обществ должны содержать сведения:

  • о виде общества,

  • пред­мете и целях его деятельности,

  • составе учредителей и участников,

  • наименовании и местонахождении,

  • размере и порядке образования уставного фонда,

  • порядке распределения доходов и убытков,

  • со­ставе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо еди­ногласие или квалифицированное большинство голосов,

  • порядке внесения изменений в учредительные документы,

  • порядке ликви­дации и реорганизации общества.

Устав акционерного общества, кроме вышеуказанных сведе­ний, должен содержать сведения:

  • о видах выпускаемых акций, их номинальной стоимости,

  • соотношении акций различных видов,

  • количестве акций, покупаемых учредителями,

  • последствиях невыпол­нения обязательств по выкупу акций (ст. 37 ЗУ «О хозяйствен­ных обществах»).

Учредительный договор используется тогда, когда деятельность двух и более физических и/ или юридических лиц направлена на спе­циальную цель — создание нового юридического лица, как прави­ло, субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, учредительный договор служит для определе­ния порядка и условий согласованной деятельности учредителей.

Прежде всего, он используется при создании коммерческих юри­дических лиц, которые ставят своей основной целью получение прибыли. Например, он необходим при создании хозяйственных обществ. Учредительный договор требует­ся и при создании договорных хозяйственных объединений (ас­социаций и корпораций), учреждаемых коммерческими юридиче­скими лицами. Вместе с тем не исключается возможность исполь­зования этого договора и при создании некоммерческих юридических лиц.

В тех случаях, когда учредительный договор необходим, его роль как учредительного документа субъекта предпринимательской дея­тельности может быть двоякой. В одних случаях законодательство определяет учредительный договор в качестве единственного уч­редительного документа вновь создаваемого юридического лица (например, полного и коммандитного общества). Тогда в договоре должны определяться все те вопросы, которые обычно включают­ся в содержание устава.

В других случаях (их большинство) закон требует наличия двух учредительных документов юридического лица — не только учредительного договора, но и устава (например, при создании АО, ООО, ОДО, ассоциаций и корпораций). Необходимо подчерк­нуть, что это самостоятельные документы и нельзя расценивать ус­тав как часть договора или наоборот.

В таких случаях вполне оправданно, что содержание одного из двух учредительных документов может частично дублировать содер­жание другого. Обычно, например, как в уставе, так и в учредитель­ном договоре определяется порядок распределения между участни­ками прибылей и убытков, управления деятельностью созданного ими юридического лица, выхода учредителей из его состава. Вместе с тем представляется ошибочным стремление полностью продублировать содержание устава и учредительного договора, как это нередко бы­вает в практике, когда учредительный договор оказывается пример­ной «копией» устава (с небольшими отступлениями).

В учредительном договоре необходимо, прежде всего, определить:

  • конкретные обязанности учредителей и порядок их совместной дея­тельности по созданию юридического лица,

  • условия передачи в его собственность их имущества и участия в его деятельности,

  • условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков,

  • управления деятельностью юридического лица,

  • выхода учредите­лей из его состава.

Возникает вопрос о временных границах действия учредитель­ного договора. С какого момента начинает действовать учредитель­ный договор? Действует ли он до регистрации создаваемого учре­дителями юридического лица? Поскольку учредительный договор заключается его участниками, то он вступает в силу с момента под­писания учредителями. Поэтому участники договора могут быть связаны определенными обязанностями еще до момента регистра­ции юридического лица.

^ Содержании учредительного договора могут опре­деляться две основные группы взаимных обязанностей:

во-первых, обязанности организационного характера (обязанности осуществлять согласованные действия по созданию юридического лица и его регистрации);

во-вторых, обязанности имущественного харак­тера (по передаче в собственность создаваемого учредителями юри­дического лица установленных взносов (вкладов).

Вкладами учредителей хозяйственного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и иные материальные ценно­сти, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудовани­ем, а также иные имущественные права (в том числе на интеллек­туальную собственность), денежные средства, в том числе в ино­странной валюте. Порядок оценки вкладов определяется в учре­дительных документах общества, если иное не предусмотрено за­конодательством Украины (ст. 13 ЗУ «О хозяйст­венных обществах»).

В учредительном договоре должны быть определены не толь­ко размеры, но и срок, порядок внесения учредителями вкладов, при этом следует учитывать установленные законодательством требования.

Например, в соответствии со ст. 52 ЗУ «О хо­зяйственных обществах» при создании общества с ограниченной ответственностью каждый из участников обязан внести не менее 30% указанного в учредительных документах вклада, что подтвер­ждается документами, выданными банковским учреждением. Уча­стник обязан полностью внести свой вклад не позднее года после регистрации общества. В случае невыполнения этого обязательст­ва в установленный срок участник, если иное не предусмотрено уч­редительными документами, уплачивает за время просрочки 10% годовых из недовнесенной суммы.

Эти нормы дают возможность учредителям в договоре опреде­лить более краткие сроки (обычно 3 или 6 месяцев) для полного внесения вкладов в уставный фонд общества, но в пределах годич­ного периода.

Представляется необходимым фиксирование в учредительном договоре не только обязанностей, но и прав учредителей. Это, в ча­стности, право на:

  • участие в управлении юридическим лицом;

  • на по­лучение соответствующей части его прибыли (дохода) и части иму­щества, оставшегося в случае его ликвидации после удовлетворе­ния претензий кредиторов;

  • на полную информацию о деятельно­сти созданного ими юридического лица,

  • право на выход из числа его участников с выделением соответствующей доли (вклада) из его имущества и др.

^ 4. Некоммерческая хозяйственная деятельность — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение эко­номических, социальных и других результатов без цели полу­чения прибыли.

Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществля­ется субъектами хозяйствования государственного или комму­нального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых запрещается предпринимательство, на основе решения соответ­ствующего органа государственной власти либо органа местно­го самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятель­ность может осуществляться также другими субъектами хозяй­ствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается законом.

Не могут осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Формальным основным критерием разграни­чения хозяйственной коммерческой деятельности (предпринима­тельство) и некоммерческой хозяйственной деятельности являет­ся наличие цели получения прибыли. Однако необходимо также учитывать и то обстоятельство, что отсутствие цели получения прибыли автоматически не означает ее фактического неполуче­ния некоммерческими субъектами хозяйствования. В таком слу­чае дополнительным отличительным критерием для этих субъектов хозяйствования является порядок распределения полученной прибыли и ее расходование.

Например, в соответствии со ст. 1 ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. торгово-про­мышленная палата является негосударственной неприбыльной самоуправляющейся организацией, которая объединяет юридичес­ких лиц, созданных и действующих в соответствии с законода­тельством Украины, и граждан Украины, зарегистрированных как предприниматели, и их объединения. Торгово-промышленная па­лата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том объеме, в котором это необходимо для выполнения ее ус­тавных заданий. Полученная ею прибыль не распределяется между членами торгово-промышленной палаты, а направляется на выполнение ее уставных задач.

По общему правилу, некоммерческим субъектам хозяйствова­ния запрещается распределять чистую прибыль от хозяйствен­ной деятельности между отдельными лицами (учредителями, чле­нами, должностными лицами, директорами, а также другими тес­но связанными с ними физическими и юридическими лицами), которые в силу своего положения могут воспользоваться ею с целью личного обогащения. Однако здесь могут быть в соответ­ствии с законами отдельные исключения, например, в отношении благотворительных пожертвований бедным, относительно спра­ведливого вознаграждения за оказанные организацией услуги, деятельности кредитных союзов.

Организационно-правовые формы осуществления хозяйствен­ной деятельности определяются собственником имущества, выде­ленного для этой цели, соответствующим органом управления либо органом местного самоуправления в соответствии с Хозяйствен­ным кодексом и специальными законами. Законодательство пре­дусматривает многообразие организационных форм субъектов некоммерческой хозяйственной деятельности.

Они могут образовы­ваться в форме:

  • объединения граждан;

  • общественной организации;

  • неприбыльной организации;

  • членской благотворительной органи­зации;

  • благотворительного фонда и других благотворительных организаций (фундации, миссии, лиги и т.п.).

Конкретная организационно-правовая форма некоммерчес­кого субъекта хозяйствования определяется законом и зависит от вида некоммерческого хозяйствования, целей деятельности, право­вого режима имущества субъекта хозяйствования.

Некоммерческая хозяйственная де­ятельность может осуществляться субъектами хозяйствования на основе права собственности или права оперативного управления.

Общие положения относительно порядка создания, государ­ственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, закреплены в ХК. Однако особенности создания, регистрации, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм некоммерческой хозяйственной деятель­ности установлены также специальными Законами и иными подзаконными актами. Например:

ЗУ «О торгово-про­мышленных палатах в Украине» от 02.12.97г.;

Положением о порядке государственной регистрации торгово-промышленных палат, ут­вержденном приказом Министерства юстиции Украины от 08.06.98 г. № 35/5;

ЗУ «О благотворительно­сти и благотворительных организациях» от 16.09.97 г.;

Положением о порядке государ­ственной регистрации благотворительных организаций, утвержденном Постановлением КМУ от 30.03.98 г. № 382;

ЗУ «Об объ­единениях граждан» от 16.06.92 г.;

Положе­нием о порядке легализации объединений граждан утверждено По­становлением КМУ от 26.02.93 г. №140.

С учетом того, что некоммерческое хозяйствование явля­ется разновидностью хозяйственной деятельности, данная деятельность субъектов хозяйствова­ния должна осуществляться в соответствии с общими правовы­ми требованиями к занятию ею субъектами хозяйственной деятельности. Многообразие организационно-правовых форм не­коммерческой хозяйственной деятельности влечет установление ряда особенностей для соответствующих субъектов хозяйство­вания. Специфика деятельности таких субъектов определяется как ХК, так и специальным законодательством о некоммерческих (неприбыльных) органи­зациях — субъектах некоммерческого хозяйствования, осуще­ствляющих неприбыльную хозяйственную деятельность .

Хозяйственный кодекс устанавливает специальные правила по регулированию деятельности торгово-промышленных палат и организаций работодателей (ст. 21 ХК), казенных предприятий (ст.ст. 76, 77 ХК), коммунальных некоммерческих предприятий (ст. 78 ХК), кооперативов (за исключением производственных кооперативов) (глава 10 ХК, ст. 112 ХК), кредитных союзов (ст. 130 ХК), благотворительных органи­заций (ст. 131 ХК), товарных бирж (ст. 279 ХК) и ряда других субъектов хозяйствования.

Налоговое законодательство, например, определяет для непри­быльных учреждений и организаций в ряде случаев особый меха­низм налогообложения. Он распространяется, в частности, на уп­лату налога на прибыль такими учреждениями и организациями в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. (в редакции от 22.05.97 г.).

Кроме того, в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» доходы или имущество неприбыльных организаций, не подлежат распределению между их учредителями или участниками и не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного учредителя или участника такой неприбыльной организации, ее должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Реклама:





Скачать файл (162.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru