Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Бабосов Е.М. Практикум по социологии - файл 1.doc


Бабосов Е.М. Практикум по социологии
скачать (11784 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc11784kb.19.12.2011 06:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Реклама MarketGid:
Загрузка...




УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

Автор:

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

почетный директор Института социологии НАН Беларуси

Е. М. Бабосов

Рецензенты: кафедра социологии Белорусского государственного университета

(зав. кафедрой - проф. А.Н. Елсуков), доктор социологических наук А.И. Левко

Рекомендовано к изданию

кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета

Бабосов Е. М.

Б12 Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов ву­зов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 416 с.

ISBN 985-470-083-6

Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются по­нятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.

Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учеб­ных заведений.

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73

ISBN 985-470-083-6

© Бабосов Е. М., 2003

© Оформление. НТОО "ТетраСистемс", 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время в мире учебной литературы все отчетли­вее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три кни­ги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хре­стоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объеди­няются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гу­манитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.

По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой прин­ципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение со­ответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в дан­ной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится об­ширный по содержанию, графическому исполнению и концепту­альной насыщенности блок структурно-логических схем. Это де­лает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напом­ним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информа­ции». Все главы сопровождаются практическими заданиями, вы­полнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровожда­ется тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-

3

скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насы­щенность текста социологического практикума тщательно ото­бранными статистическими материалами, раскрывающими дина­мику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, по­лученными в результате проведенных автором и под его руково­дством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.

Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровож­даются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказыва­ния, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основа­тельнее задумываться над обсуждаемыми проблемами

Выделенные автором наиболее важные вопросы для самокон­троля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазо­на изучаемых концепций, методов, способов социологического ис­следования, расширяют возможности более качественного выпол­нения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.

Предлагаемый читателям социологический практикум адре­суется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и пре­подавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.

Раздел первый

В^ ВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ




Объект, предмет

и функции социологии

Основные положения

  1. Соцпопо! mo можно определить самым кратким образом как
    с не юмашческое, научное изучение общества

  2. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно
    может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, - к
    истории, политологии, юриспруденции, экономической теории ь i .
    Поэтому для правильного понимания специфики социологии неоох-з-
    димо установить, что составляет объект ее исследования и ка^ ее
    предмет.

Как и во всех других науках (физике, химии, биологии и т п ) объ­ект социологии существует объективно, т е вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, зако­номерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, ю человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении за­висит от общества. Именно этими отличительными чертами и опреде­ляется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях лю­дей, объединенных в определенные социальные общности - семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п

3. Если объект социологии находится вне сознания человека, его
тучающего, и не зависит от него, то с предметом социологии дело
обе кип иначе Он возникает в качестве предмета исследования не без
влияния человеческого сознания, а только благодаря ему, когда ис-
следова1ель стремится выделить из интересующего его объекта ка­
кие-то важные для себя его стороны, части или особенности Таким

I

образом, предметом социологии является выделение из многообраз­ных аспектов развития общества определенных социальных общно­стей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно свя­занными полюсами которых являются, с одной стороны, общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой - человек, личность. А это позволяет сделать следующий обобщающий вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

4. Предметом социологии выступают не только и не столько от­
дельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в
процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное
заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные
силы, социокультурные или религиозные объединения и другие соци­
альные общности, накладывающие определенный отпечаток на жиз­
ненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодей­
ствия. Поэтому ключевой, основополагающей категорией социологии
является именно социальная общность.

Социальная общность (семейная, профессиональная, территори­альная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодейст­вие индивидов, которое обусловлено сходством или единством инте­ресов, целей, ценностных ориентации, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокуль­турных и иных условий жизнедеятельности.

  1. Основными источниками знаний социологов об обществе и
    жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение
    реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимо­
    стей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей раз­
    вития общества.

  2. Опираясь на представление об объекте, предмете социологии,
    источниках социологических знаний, можно дать определение социо-
    лошп. Оно таково: социология - это наука об особенностях, тенден­
    циях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях
    рачипчпых социальных общностей и систем, о механизмах и формах
    проявпепия этих закономерностей в действиях личностей, социаль­
    ных групп и общества в целом в совокупности определенных соци­
    альных отношений и в определенных исторических условиях.

  3. Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важ­
    ных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему:

а) изучение социальных фактов;































тать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Поженившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось по­сле брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно свя­зываем с любовью. Любовь «считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга».

Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и от­чужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака се­годня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди бо­гатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих незападных культурах.)

Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как «изначально данное» в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социо­логи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходи­мость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.

Здоровье и болезнь. Обычно, когда мы думаем о здоровье и бо­лезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует боль или испытывает недомогание. Как это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные фак­торы оказывают очень большое влияние и на возникновение и проте­кание болезни, и на то, как мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о «болезни» как о чем-то, порождаемом функциональными расстройствами тела, не разделяется представите­лями других обществ. В некоторых культурах болезнь и даже смерть рассматриваются как результат враждебных заклинаний, а не под­дающихся изучению физических причин. В западной культуре хри-12

стианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, «открывающего врата заблуж­дению».

Как долго человек может прожить, насколько реальна для него yi роча серьезных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социаль­ными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет чспомек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будс! страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстра­ниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболева­ние должно быть признано «достаточно серьезным», чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лини, слабое недомогание, или чья болезнь точно не оп­ределен;!, скорее всего будет признан «симулянтом» — не имеющим реши.но прана ичбепнь ежедневных обязанностей.

^ Другие примеры: преступление и наказание. Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних часах человека, каз­ненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства коро­ля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки ("ii.niii сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произо­шедшем.

Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через чет­верть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторя­ли несколько раз.

После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, ло­шади снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку.

Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно ото­рвали конечности от торса.

До начала современного периода такие наказания не были не­обычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни.

13

В далекие исторические времена казнь была рассчитана на мак­симальное продление периода умирания приговоренного и на сохра­нение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распя­тие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатыва­ли из-под осужденного или когда под ним открывался люк, осужден­ный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем уме­реть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.

Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же зна­менитостями, как в наше время кинозвезды.

Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительны­ми. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы пре­ступления этот человек ни совершил. Наша система наказания осно­вана на тюремном заключении, а не на причинении физической боли; в большинстве западных стран смертная казнь отменена. Почему формы наказания изменились? Почему тюремное заключение заме­нило существовавшие ранее более жестокие формы наказания?

Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто бо­лее жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для со­циолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение на­силия как способ наказания существовало в Европе на протяжении ве-кон. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не ндруг, здесь имели место глубочайшие социальные влия­ния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урба­низироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабри­ках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно бы­ло обеспечить основанными на устрашении старыми способами нака-'шммм, коюрые были пригодны только в маленьких обществах с тесны­ми t шимми и ноГюпьпшм количеством происшествий.

I I

Тюрьмы создавались как часть системы учреждений, в которых люди содержатся в изоляции от внешнего мира, «под замком», для того, чтобы контролировать и дисциплинировать их поведение. Среди тех, кого держали взаперти, были вначале не только преступники, но и бродяги, больные, безработные, слабоумные и сумасшедшие. Тюрьмы не сразу отделились от сумасшедших домов и больниц. Предполагалось, что в тюрьмах преступников «перевоспитывали в добропорядочных граждан». Наказание за преступление стало ориен-троианным на воспитание послушного гражданина, а-не на публич­ную демонстрацию остальным ужасных последствий, которые влечет ча собой дурное поведение. Гуманизация наказания, которую мы на­блюдаем, скорее всего последовала за происходящими переменами, а не вызвала их. Перемены в обращении с преступниками были частью процессов, уничтоживших традиционные порядки, которых люди придерживались на протяжении веков.

^ Ныаоды: сущность социологии. Мы можем обобщить приме­ры, обсужданшиеся до сих пор. В каждом из трех случаев — любовь, t)p;u< и сексуальность, здоровье и болезнь, наказание за преступ-Mi'iinc—- мы увидели, что чувства и эмоции, которые кажутся «есте-сгнепно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию со­циальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего соци­ального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произо­шедшие в последние два века.

Источник: Э. Гидденс. Социология. М, 1999.

Вопросы к тексту

  1. Всегда ли существовала романтическая любовь или она возникла
    в определенных социальных условиях?

  2. Согласны ли Вы с мнением, что любовь, брак и сексуальность тес­
    но связаны друг с другом?

  3. Каким образом здоровье и болезни людей связаны с социальными
    факторами?

  4. Чем обусловлены изменения в отношениях людей к преступлению
    и наказанию?

  5. В какой мере чувства, эмоции и поступки людей подвержены
    влиянию социальных факторов?

  6. Почему социальный опыт людей является основой социологиче­
    ского мировоззрения?

15

2. П. Сорокин. Структурная социология. Социология как особая наука

Хотя социология является наукой генерализирующей, имея де­ло с целостным социокультурным пространством, это еще не означа­ет, что она занимается энциклопедическим исследованием всех соци­альных наук или составляет их философский синтез. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных или сегментарных черт и отношений. Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специаль­ной наукой. Хотя президент или казначей фирмы имеет дело со всей компанией в целом, это не означает, что его работа не является спе­циализированной или что он выполняет работу за всех сотрудников фирмы. По той же причине социология, изучающая целостное социо­культурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.

^ Взаимозависимость между социологией и другими науками.

В своих генерализирующих функциях социология зависит от откры­тий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерали­зующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Фи­зики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каж­дая из этих дисциплин использует другие науки. Ученому немыслимо работать над любой проблемой не апеллируя к открытиям других дисциплин и ученых. Ни одна специальная проблема физики или хи­мии не может быть разрешена без знания этих генерализующих дис­циплин. То же справедливо и в отношении специальных проблем биологии и основных принципов общей биологии. Специальная наука i оология гораздо больше зависит от общей физики, химии и биоло­гии, чем сами эти науки зависят от геологии.

Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят ог генерализующей науки социологии. Социологические теории Ила юна и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюргейма, Тарда, Вебера и Парето. Можно нитровать сотни исторических, экономических, политических, ан-

:

тропологических, психологических, лингвистических и даже синоло­гических на основе социологических выкладок Августина, Аквината, Макиавелли, Гоббса, Гегеля, Спенсера, Конта или Маркса. Возникно­вение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие прин­ципы, интерпритации, изучаемые проблемы, методы и технику иссле­дования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисци-мппны второй половины XIX века строились на гегельянских или кошо-спенсеровский принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интер­претации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских, паретов-ских и шпенглерианских социологических принципов и методов.

Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин на протяжении последних нескольких десятилетий. Их содержание, ме-юды, интерпретации, включая даже те, чьи авторы враждебно отно­сились к социоло! ии, становились все более социологическими и примени к тмиикпонению во всех этих дисциплинах социологических мим же инс1шуциоиальных школ: в юриспруденции и истории (так пли.тлемая социальная история), в экономике и политологии, в ан-iринологии и психологии (социальная психология), в науках, изу­чающих искусство и мораль, религию и даже логику. Подобная «со-циоло1 изация» этих дисциплин является красноречивым свидетельст­вом влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней, то есть 'ло, скорее, взаимозависимость, а не однобокое влияние социо-jioi ии на другие науки.

Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине ка­жется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Здесь так же, как и во всех по­добных рассуждениях «слишком» практичных людей (которые, кстати, по мнению Лаоцзы, являются самыми непрактичными) ошибка совер­шенно очевидна. Математика является, вероятно, самой абстрактной и 1 соретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое зна­чение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дис­циплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика! Общая теоретическая физика, химия и биология гораздо более абстрактны и «непрактичны», чем поваренная книга или инструкция к «шевроле» или другому авто­мобилю. Однако без теоретической физики, химии и биологии ни ав-

17

томобиль, ни хорошая поваренная книга не могут быть произведены на свет. То же верно и в отношении социологии как генерализующей, тео­ретической и абстрактной дисциплины. Ее практическое влияние — благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, — было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, ре­форм и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» комму­нистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рей­ха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени прак­тическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного доста­точно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относи­тельно утилитарной ценности социологии.

Подведем итог: социология — это генерализующая наука о со­циокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Источник: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М, 1992.

Вопросы к тексту

  1. Почему П. Сорокин назвал социологию генерализирующей наукой?

  2. В какой мере, по мнению П. Сорокина, социология зависит от ис­
    тории, экономики, политологии и других общественных дисцип­
    лин, а те, в свою очередь, испытывают влияние социологии?

  3. Что, по Вашему мнению, имел в виду П. Сорокин в своем утвер­
    ждении, согласно которому социология рассматривает социокуль­
    турные явления в их родовых видах и типах?

3. Р. Коллинз. Социология: наука или антинаука?

Социология, подобно многим другим интеллектуальным дис­циплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последователь­ности; она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие

18

условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, — это форму­лировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих социальный мир. Имен­но ли процессы определяют, каким образом конкретные условия по­рождаю! конкретные результаты. Эти обобщенные способы объясне­нии и соскшляют науку.

Социология разделена на большое число специальностей. Вряд mi ')io должно удивлять, поскольку насчитываются многие тысячи исследователей, заинтересованных в возделывании своих собствен­ных участков. А так как социология имеет в виду весь социальный мир (включая его причины и следствия), то налицо огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.

^ Источник: Р Коллинз. Социология: Наука или антинаука //Теория оГщсптм М, 1999. С. 38, 62

] V Вопросы к тексту

1 Какой круг проблем может стать предметом социологии как науки?

  1. В чем состоит главный род деятельности социологии?

  2. 11очему перед социологией существует огромный выбор объектов
    исследования?

ПР~ 1 -4 | Вопросы по теме главы

  1. Каждая наука изучает определенную область окружающей дейст­
    вительности и представляет собой выработку и теоретическую
    систематизацию достоверных знаний об этой действительности.
    Какую сферу действительности изучает социология?

  2. Та часть объективной реальности, которую изучает определенная
    наука, называется ее объектом. Что является объектом социоло­
    гии? Чем отличается объект социологии от объектов естественных
    наук - физики, химии, биологии и т.п.?

  3. Каждая наука из своего объекта выделяет специфическую область
    предметного интереса по отношению к данному объекту. Что со­
    ставляет предмет социологии как науки?

  4. Предмет науки, как правило, многогранен, следовательно, опреде­
    ленным образом структурирован. Каковы структурные формиро­
    вания, изучаемые социологией?

19

  1. Каждая наука имеет определенные источники генерируемых и сис­
    тематизируемых ею знаний. В чем состоят источники социологи­
    ческого знания?

  2. Получив представление об объекте, предмете социологии, об ис­
    точниках социологического знания, можно дать определение дан­
    ной науки. Какие подходы к определению социологии Вы знаете?
    Как определить социологию в качестве самостоятельной науки?

  3. Любая наука возникает и развивается для того, чтобы решать опре­
    деленные задачи, выдвигаемые перед людьми их взаимодействия­
    ми с окружающей природной и социальной действительностью.
    Ответьте, пожалуйста, на вопрос: В чем состоят основные задачи
    социологии?

  4. В процессе решения свойственных данной науке задач она выпол­
    няет определенные функции. Каковы функции социологии? В чем
    конкретно они выражаются?

  5. Объект, предмет, задачи и функции социологии определенным об­
    разом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает
    процесс развертывания социологии как науки.

1-5 Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 1. Объект, предмет и за­
    дачи социологии как науки.

  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. 1. Введение в социологию.

  3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.

  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М, 1995. Гл. 1.

  6. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1994.

  7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

  8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. Разд.: Структур­
    ная социология.

  9. Социология: наука об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горла­
    ча. Харьков, 1996. Введение в социологию.




  1. Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред.
    Г.В. Осипова. М., 1995. Гл. 2.

  2. Фролов С.С. Социология. М, 1996. Разд. 1.

  3. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические ис­
    следования. 1990. № 2.

20




Структура и методология социологии

[~В§ 2.1 _J Основные положения

  1. Современная социология является сложноструктурирован­
    ной системой научного знания, в рамках которой существует множе­
    ство теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концеп­
    ций — марксистская, структурно-функционалистская, этнометодоло-
    гпческая, структурационная и т.п. — не является полностью адекват­
    ной и общепризнанной. Поэтому на рубеже XX—XXI веков предпри­
    нимаются попытки разработки общей социологической метатеории,
    г.е. теории второго порядка, обобщающей основные положения суще-
    стнующих социологических теорий.

  2. ('оцноиотя, как и большинство наук, развивается на двух
    уроииих птн/н/'п'с'кои и теоретическом. Она базируется на кон-
    Kpi'iniiix, эмпирическим путем полученных социальных данных, ле­
    жащих в основе социальной системы общества, его структуры, сис-
    1смно-структурных изменений. Эти данные собираются методами
    )мпирического исследования — наблюдения, изучения документов,
    пи гсрвьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов.

  3. Вследствие большой сложности и многообразия социальной
    дсйстни'юлыюсти, ограниченных возможностей проведения социаль­
    ных опытов (экспериментов) и использования приборов, фиксирую­
    щих тс или иные особенности исследуемых объектов, изучение боль­
    шинства социальных феноменов в социологии осуществляется пре­
    имущественно на теоретическом уровне.

  4. В структуре социологии выделяются общесоциологические
    теории:
    теория общественно-экономических формаций, обоснован­
    ная К. Марксом; выдвинутая М. Вебером теория социального дейст­
    вия; структурно-функциональная теория, развитая Т. Парсонсом и
    Р. Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная
    П. Сорокиным и др.). Наряду с ними функционируют специальные
    социологические теории, такие, в частности, как теории социальных
    взаимодействий, разработанные Г. Зиммелем, П. Сорокиным; теории
    социальных движений, обоснованные Г. Блумером, А. Туреном и др.
    Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, на­
    ходят отраслевые социологические теории, формирующиеся на сты­
    ках социологии с другими науками и изучающие особенности развер­
    тывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его раз-

21

личных сферах - экономическая социология, политическая социоло­гия, социология культуры, социология религии и т.п.

  1. В зависимости от ориентированности социологические ис­
    следования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фун­
    даментальные
    социологические исследования ориентированы на раз­
    работку теоретических концепций, на изучение основных тенденций
    и закономерностей социального развития, проявляющихся в социаль­
    ной стратификации общества, в процессах его изменения и развития,
    в сотрудничестве и соперничестве социальных групп, общностей,
    классов, этносов; в кризисах, конфликтах и войнах; в динамике ос­
    новных подсистем социальной системы - в экономике, политике,
    культуре.

  2. ^ Прикладные социологические исследования ориентированы на
    изучение и регулирование определенных социальных процессов в чет­
    ко очерченных областях общества, - например, изменений в демогра­
    фической или социально-политической ситуации, возникновения и раз­
    вития безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

  3. В социологии также существует дифференциация на макро-
    социологические и микросоциологические исследования. Макросо­
    циология представляет собой уровень социологического исследования
    целых общества, их систем и структур, поведения больших сообществ
    и таких объединений людей, как социальные классы, народы.

  4. Микросоциология - это такой уровень социологических иссле­
    дований, который ориентирован на изучение поведения отдельных лич­
    ностей и их небольших групп "лицом к лицу" в их повседневной жизне­
    деятельности в семье, в производственном коллективе, в компании свер­
    стников, в субкультурной группе и т.п.

  5. Наиболее перспективным в современной социологии являет­
    ся органическое соединение макро- и микросоциологических приемов
    исследования общества. В качестве наиболее удобного объекта такого
    объединения выступает социальная общность, т.е. совокупность со­
    циальных связей и отношений между людьми, взаимодействующих
    между собой в рамках определенных социальных групп (семья, тру­
    довой коллектив, религиозная община) или территорий (население
    города). Необходимость объединения макросоциологического и мик­
    росоциологического подходов в подобных случаях вытекает из того,
    что на развитие и функционирование общности одновременно влияют
    отдельные личности и их целенаправленные действия, а с другой сто­
    роны, — макроэкономические, макрокультурные и макрополитические
    факторы, определяющие ту социальную ситуацию, в которой проис­
    ходит деятельность социальных субъектов - личностей и их групп.

22

  1. Важнейшее место в структуре социологии занимает мето­
    дология,
    представляющая собой систему принципов, методов и стра-
    1егий, используемых для приобретения социологических знаний, их
    интерпретации и практического применения на теоретическом и эм­
    пирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом
    п микросоциологическом уровнях.

  2. Социологическая методология включает в себя совокуп­
    ное и, общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедук­
    ция, обобщение и др.), общенаучных (системный, комплексный, мо­
    делирования, типологизации и др.), специфически социологических
    (сфуктурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросс-
    кулыурный анализ, корреляционно-сравнительный метод, включен­
    ное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и
    др.). Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а
    их совокупность составляет систему методологии социологического
    исследования.

| Щ 2.2 ] Практические задания

1. ^ Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить опре-депемня ключевых понятий, используемых в данной главе

Метатеория — в социологии — теория второго порядка, анали-шрующая и обобщающая основные положения существующих со-цпомо! нческих теорий в теоретических конструкциях более высокого уроним абеф.н ирования.

)мпнрическое социологическое знание — знание о социальных процессах и явлениях, полученное при помощи эмпирических методов псспедования - наблюдения, анализа документов, интервьюирования, ныборочного метода, массового опроса населения и др.

^ Теоретическое социологическое знание — знание об объектах социальной реальности, их целостных системных характеристиках, ценностных качествах, полученное путем применения рационализи-ронанных теоретических средств - понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, обобщения, классификации, типологизации и т.п.

Прикладные социологические исследования — исследования, ориентированные на изучение и регулирование определенных соци­альных процессов (демографических, этнонациональных, производ-с i венных, политических и др.) в четко очерченных областях общест-пепной жизни и имеющие целью решение актуальных задач практи­ческого характера.

Фундаментальное социологическое исследование - изучение основных тенденций и закономерностей развития общества, места и

23

роли в нем личности, социальных общностей, групп и слоев (классов), процессов социальной дифференциации и интеграции, динамики раз­вития социальных систем, их структур и типов, разработка принци­пов, методов и стратегий исследования социальных объектов.

^ Общесоциологическая теория — теоретическая концепция, ис­следующая, описывающая и объясняющая развитие общества в це­лом, его основных систем и структур в их взаимодействиях.

^ Специальная социологическая теория — теоретическая концеп­ция, изучающая и интерпретирующая особенности функционирова­ния определенных социальных общностей в процессах их взаимодей­ствия, например, социология молодежи, этносоциология, социология социальных движений и т.п.

^ Отраслевая социологическая теория — концепция, формирую­щаяся на стыках социологии с другими науками и изучающая особен­ности социальных явлений и процессов, тенденции их развития не в обществе в целом, а в его различных сферах - экономическая социо­логия, социология культуры, социология науки и т.п.

Макросоциология - область социологического знания, ориенти­рованная на изучение крупномасштабных социальных объектов (со­циальных классов, слоев, наций, социальных институтов - государст­ва, культуры, религии и т.п.), протекающих в них процессов и взаи­модействий людей, объединенных в крупные социальные общности и структуры.

Микросоциология - область социологического знания, ориенти­рованная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.

Методология - система принципов, методов и стратегий, ис­пользуемых для получения новых социологических знаний, их интер­претации и практического применения на теоретическом и эмпириче­ском, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.

2. Найдите в тексте Учебного пособия и содержащимся в дан­ном Практикуме словаре ключевых социологических терминов зна­чение следующих терминов, которыми необходимо овладеть, чтобы с применением ключевых понятий раскрыть содержание 2-ой гл.:

Социологическое исследование.

Социологическая теория.

Социальная реальность.

Уровни социологического знания.

Общенаучные методы.

Общефилософские методы.

Специфические социологические методы.

24


















сами и механизмами. И поэтому наилучший подход к построению теории в социологии - это сочетание сенсибилизирующих аналитиче­ских схем, абстрактных формальных суждений и аналитических мо­делей. Вместе они обеспечивают наибольшую творческую синергию.

На более высоком эмпирическом уровне построения теории, суждения среднего ранга, т.е. в сущности, эмпирические обобщения, применяемые к целой содержательной области, могут оказаться по­лезными как один из путей проверки более абстрактных теорий. Та­кие "теории" среднего уровня упорядочивают результаты исследова­ния целых классов эмпирических явлений и, следовательно, обеспе­чивают сводный массив данных, который может пролить свет на не­который теоретический закон или модель. Эмпирические каузальные модели могут выявить действующие во времени процессы, чтобы со­единить соответствующие переменные в теории среднего уровня или простом эмпирическом обобщении. В качестве таковых они могут помочь оценить степень правдоподобия аналитических моделей и абстрактных суждений. Но без абстрактных законов и моделей эти эмпирические подходы не помогут выстроить теорию.

^ Источник. Дж. Тернер. Аналитическое теоретизирование. Теория общества. М, 1999.

? f Вопросы к тексту

1.

Какие свойства социального универсума и отношения между ни-

ми отражаются в теоретической деятельности социологии?

  1. Какую роль в теоретическом освоении общества играют абст­
    рактные понятия?

  2. Какова роль в теоретическом описании социальной действитель­
    ности аналитических моделей?

  3. Каково значение "теорий среднего уровня" в социологии?

Вопросы по теме главы

  1. Чем объясняется множественность теоретических концепций в
    социологии?

  2. В чем заключается сущность эмпирических исследований?

  3. Что представляют из себя теоретические социологические иссле­
    дования?

  4. Какие типы теорий существуют в социологии?

  5. Каковы особенности фундаментальных социологических иссле­
    дований?

  6. На что ориентированы прикладные социологические исследования?

28

  1. Каковы особенности макросоциологических концепций?

  2. В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?

  3. Чем обусловлена необходимость объединение макросоциологиче­
    ских и микросоциологических подходов в социологию?




  1. Что представляет собой методология?

  2. Какие методы включает в себя социологическая методология?

^J-JL-J Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 2. Особенности и уровни
    социологического знания.

  2. Гидденс Э. Социология Гл. 22. Развитие социологической теории.
    М., 1999.

  3. Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследо­
    вании. Мн., 1984.

  4. Осинок Г.В., Кабыща А.В. Структура социологического знания // Социо-
    jioi ия /11од ред. Г.В. Осипова. М, 1996. Гл. 2, 3.

S Осиной I В., Кабыща А.В. Типы социологических теорий // Там же. I и >, 4.

f> ( mcjucp H. Введение в социологию. Разд.: Микросоциологические тео­рии; макросоциологические теории // Социология. М., 1994. Гл. 1.

  1. Фролов С.С. Уровни социологического знания // Социология. М, 1996.
    Гл.2, 3.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999. Гл. 1.
    Некоторые проблемы теории и методологии социологических исследо­
    ваний.

I

Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания

ШГ 3.1 271 Основные положения

1. Выделение общей социологии как фундаментальной социо­логической теории, изучающей наиболее общие свойства и законы развития общества, датируется началом XX века и осуществлено в творчестве Эмиля Дюркгейма. Сходные позиции в понимании общей социологии занимали Георг Зиммелъ, Вильфредо Парето и другие видные социологи.

29

2. Выдающийся русско-американский социолог ^ Питирнм Со­
рокин считал, что общая социология должна быть достаточно абст­
рактной и теоретической генерализующей (т. е. обобщающей) наукой,
изучающей родовые свойства и типы всех социокультурных явлений
в их структурных и динамических аспектах, в их разнообразных и
повторяющихся взаимосвязях.

Известный американский социолог ^ Толкотт Парсонс утвер­ждал, что общая социология изучает институциональный аспект со­циального действия; существующие в социальных системах норма­тивные экспектации (ожидания), коренящиеся в культуре и опреде­ляющие, что надлежит делать людям при тех или иных обстоятельст­вах в свойственных им статусах и ролях.

  1. Обобщая эти и другие, близкие по смыслу, суждения, можно
    сделать следующий вывод. ^ Общая социология есть фундаментальная
    социологическая теория, исследующая субстанциональные, родовые
    особенности и законы развития общества на социетальном уровне
    их проявления, т.е. на уровне их целостности, интегрированности, и
    разрабатывающая методологию таких исследований.

  2. Общая социология выступает в качестве общей теоретиче­
    ской и методологической основы частных социологических теорий,
    которые функционируют в двух видах: а) специальные социологиче­
    ские теории; б) отраслевые социологические теории.

  3. ^ Социальная система - единое целостное образование, охва­
    тившее все общество и состоящее из многих взаимосвязанных компо­
    нентов (отношений, связей, взаимодействий людей, имеющихся в
    обществе норм, структур, организаций, институтов и т.п.), не своди­
    мое к сумме качеств составляющих ее элементов.

  4. ^ Социетальная система (сообщество) — центральное ядро со­
    циальной системы, главная зона интеграции коллективных структур,
    организованных и упорядоченных на основе единых нормативных
    образцов, ключевых ролевых обязательств и позиций индивидов и
    групп.

  5. Объектом общей социологии является общество как единая,
    динамично развивающаяся социальная система, рассматриваемая в ее
    интегративных свойствах и целостности на социетальном уровне. Он
    включает в себя макросоциальные типы и институциональные формы
    межличностных и групповых взаимодействий людей, их социальных
    общностей - социальные процессы, социальные структуры, организа­
    ции и институты, социальные регуляторы человеческого поведения:
    нормы, правила, установления и т. п.

30



  1. Предметом общей социологии является исследование типо­
    логических особенностей и закономерностей развития социетальных
    общностей, свойственных им отношений, взаимодействий и регуля­
    торов, проявляющиеся в действиях личностей, социальных групп,
    организаций и институтов, связанных между собой общим социо­
    культурным пространством.

  2. Существует несколько подходов к исследованию предметной
    области социологии: 1) деятельностный; 2) интеракционистский;
    3) общностный; 4) структурно-функциональный; 5) институциональ­
    ный; 6) структурно-стратификационный; 7) системный; 8) интеграли-
    стский.




  1. Исходными фундаментальными категориями общей социо­
    логии являются: общество, культура, личность.

  2. Общая социология решает целый ряд теоретических задач:
    разработки научной методологии, осуществление фундаментальных
    юорстических исследований, теоретическое осмысление, описание и
    оСн.иак'мие социальных явлений, процессов и событий, теоретическая
    оценка действующих в обществе социальных институтов и организа­
    ции и т.п.

  3. Наряду с функциями, присущими социологии как единой
    науке и рассмотренных в 1-ой гл., общая социология обладает целым
    рядом специфических функций, свойственных только ей. Они таковы:
    методологическая, интеграционная, фильтрационная, типологизи-
    рующая, нормативная.

lJLlZ3 Практические задания

1. Ознакомившись с текстами Учебного пособия и данного
Практикума, определите следующие понятия:

Общая социология. Объект общей социологии. Предмет общей социологии. Родовые признаки. Функции общей социологии. Социальная система. Задачи общей социологии. Социетальная система.

2. Найдите в тексте учебного пособия данного Практикума и
прилагаемого к нему словаря значения важнейших терминов; объяс­
ните их.

31













7. Объясните, почему:

  1. ориентация на решение научных проблем, связанных с раз­
    работкой концептуального аппарата социологии, методов социологи­
    ческого исследования, изучение глубинных тенденций и определяю­
    щих особенностей социальной реальности, закономерностей ее разви­
    тия относятся к сфере фундаментальных исследований;

  2. ориентация на решение актуальных проблем практического
    характера, связанных с изучением и регулированием определенных
    социальных процессов в четко очерченных областях общественной
    жизни, относится к сфере прикладных социологических исследований;

  3. изучение конкретных социальных фактов и явлений отно­
    сится к области эмпирических социологических исследований.

3.3

Работа с текстами

1. Э. Дюркгейм. Социология и социальные науки

Если социология — позитивная наука, то можно быть уверен­ным, что она не заключается в единственной проблеме, а наоборот, содержит в себе различные части, разные науки, которые соответст­вуют различным сторонам социальной жизни.

В действительности существует столько отраслей социологии, столько частных социальных наук, сколько существует разновидно­стей социальных фактов. Методическая классификация социальных фактов была бы пока преждевременной, и, во всяком случае, попытка такого рода здесь предпринята не будет. Но можно указать их глав­ные категории.

Прежде всего уместно исследовать общество в его внешнем ас­пекте. Под этим углом зрения оно выступает как состоящее из массы людей, обладающей известной плотностью, расположенной на терри­тории определенным образом, рассеянной по деревням или сконцен­трированной в городах и т. д.; она занимает более или менее обширную территорию, расположенную тем или иным образом по отношению к морям и территориям соседних народов, в большей или меньшей сте­пени пересекаемую реками, всякого рода путями сообщения, которые более или менее тесно связывают между собой ее обитателей. Эта тер­ритория, ее размеры, конфигурация, состав передвигающегося по ее поверхности населения — все это, естественно, важные факторы соци­альной жизни; это ее субстрат и, подобно тому, как у индивида психи­ческая жизнь варьирует сообразно анатомическому строению мозга, так же и коллективные явления варьируют сообразно строению соци-

34

ального субстрата. Следовательно, должна существовать социальная наука, исследующая его анатомию; и, поскольку эта наука имеет своим объектом внешнюю и материальную форму общества, мы предлагаем назвать ее социальной морфологией. Социальной морфологии не следу­ет, впрочем, ограничиваться описательным анализом; она должна так­же заниматься объяснением. Она должна выяснить, почему население скапливается больше в одних местах, чем в других, в результате чего оно является преимущественно городским или сельским; каковы при­чины, способствующие или препятствующие развитию больших горо­дов и т. п. Мы видим, что даже этой специфической науке предстоит исследовать бесчисленное множество проблем.

Но наряду с субстратом коллективной жизни существует сама эта жизнь. Здесь обнаруживается различие, подобное тому, которое мы наблюдаем в других науках о природе. Наряду с химией, изучаю­щей строение минералов, существует физика, имеющая предметом всякого рода явления, происходящие в телах с таким-то строением. В биологии анатомия (называемая также морфологией) анализирует структуру живых существ, состав их тканей, органов, тогда как фи­зиология изучает функции этих тканей и органов. Точно так же наря­ду с социальной морфологией уместна социальная физиология, кото­рая изучает проявления жизненных сил обществ.

Но социальная физиология сама по себе весьма сложна и вклю­чает в себя множество частных наук, так как социальные явления фи­зиологического порядка очень разнообразны и изменчивы.

Существуют прежде всего религиозные верования, обряды и институты. Религия в действительности представляет собой социаль­ное явление, поскольку она всегда создавалась группой, а именно церковью, и очень часто церковь и политическое сообщество даже сливаются воедино. Вплоть до самого недавнего времени люди были приверженцами таких-то богов уже только благодаря тому, что были гражданами такого-то государства. Во всяком случае, догмы, мифы всегда заключались в таких системах верований, которые были об­щими и обязательными для всех членов данного сообщества. То же самое характерно и для обрядов. Исследование религии, стало быть, относится к социологии: оно составляет объект социологии религии.

Моральные идеи и нравы образуют другую категорию, отлич­ную от предыдущей. Мы увидим в следующем разделе, почему пра­вила морали — это социальные явления; они представляют собой объект социологии морали.

Нет нужды доказывать социальный характер юридических ин­ститутов. Они изучаются юридической социологией. Последняя, впро­чем, тесно связана с социологией морали, так как нравственные

35

идеи — душа права. Авторитет какого-нибудь юридического кодекса создается нравственным идеалом, который он воплощает и выражает в определенных правовых формулах.

Существуют, наконец, экономические институты; институты, относящиеся к производству богатств (крепостничество, аренда, кор­поративный строй, предпринимательство, кооперативный строй, фаб­ричное, мануфактурное, кустарное производство и т. д.); институты, относящиеся к обмену (организация торговли, рынки, биржи и т. д.); институты, относящиеся к распределению (рента, проценты, заработ­ная плата и т. д.). Они образуют предмет экономической социологии. Таковы главные отрасли социологии. Это не значит, однако, что они единственные. Язык, который в некоторых отношениях зависит от органических условий, тем не менее представляет собой социальное явление, так как он также творится группой и содержит в себе ее при­знаки. Язык вообще составляет даже один из характерных элементов облика общества, и родство языков часто не без основания рассмат­ривалось как средство доказательства родства народов. Следователь­но, существует предмет социологического изучения языка, которое, впрочем, уже началось. То же самое можно сказать об эстетике, хотя каждый художник (поэт, оратор, скульптор, живописец и т. д.) нала­гает печать своей собственной личности на создаваемые им произве­дения. Те из них, которые творятся в одной и той же социальной сре­де и в одну и ту же эпоху, в различных формах выражают один и тот же идеал, тесно связанный с характером тех социальных групп, кото­рым эти произведения адресованы.

Правда, некоторые из этих фактов уже изучены давно сформи­рованными дисциплинами; например, экономические факты являются предметом изучения в той совокупности различных исследований, анализов, теорий, которую обычно называют политической экономи­ей. Но, как мы отметили выше, политическая экономия до сих пор осталась гибридным знанием, занимающим промежуточное положе­ние между искусством и наукой; она гораздо меньше занята наблюде­нием промышленной и торговой жизни в том виде, в каком она суще­ствует и существовала, с тем, чтобы познать ее и определить ее зако­ны, чем ее перестройкой, исходя из того, чем она должна быть. Эко­номисты еще плохо осознают, что экономическая реальность так же принудительно навязывается наблюдателю, как и физическая реаль­ность, что она подчинена такой же необходимости и, следовательно, прежде чем реформировать эту реальность, нужно чисто теоретиче­ским образом создать о ней науку. Кроме того, они изучают соответ­ствующие факты так, как если бы они составляли независимое и са­модостаточное целое, которое может объясняться самим собой. Но в

36
действительности экономические факты — это социальные функции, связанные с другими коллективными функциями; и они становятся необъяснимыми, когда их искусственно отрывают от последних. За­работная плата рабочих зависит не только от соотношения спроса и предложения, но и от определенных нравственных концепций; она повышается или понижается в зависимости от нашего представления о минимальном благосостоянии, которого может требовать человече­ское существо, т. е. в конечном счете в зависимости от того, какое представление мы создаем о человеческой личности. Можно было бы привести и множество других примеров. Оказавшись отраслью со­циологии, экономическая наука, естественно, вырвется из этой изоля­ции и одновременно в большей мере проникнется идеей научного де­терминизма. Следовательно, заняв таким образом место и в системе социальных наук, она не ограничится сменой вывески; изменятся и дух ее, и применяемые ею методы.

Из этого анализа мы видим, что социология — далеко не простая наука, которая заключается, как думал Конт, в одной проблеме. Сего­дня социолог уже не может быть энциклопедистом в своей науке; не­обходимо, чтобы каждый ученый сосредоточился на особой катего­рии проблем, если он не хочет довольствоваться весьма общими и туманными взглядами, которые в известной мере могли быть полез­ными, пока социология еще только пыталась нащупать свою область и осознать самое себя, но на которых ныне она не должна больше за­держиваться. Это не значит, тем не менее, что нужна синтетическая наука, которая бы стремилась объединить общие взгляды, вытекаю­щие из всех этих частных наук. Как бы ни отличались друг от друга различные категории социальных фактов, это все же разновидности одного и того же рода, следовательно, есть основания исследовать то, что создает род, что характерно для социального факта in abstracto, и выяснить, не существуют ли весьма общие законы, лишь частными формами которых являются разнообразные законы, установленные специальными науками. Это объект общей социологии так же, как объект общей биологии, состоит в обнаружении наиболее общих свойств и законов жизни. Это философская часть науки. Но поскольку ценность синтеза зависит от ценности анализов, из которых он производится, то продвигать эту аналитическую работу — самая насущная задача социологии.

Ниже представлены основные подразделения социологии.

^ Социальная морфология

Исследование географической основы жизни народов в ее свя­зях с социальной организацией. Исследование народонаселения, его объема, плотности, размещения на территории.

37

^ Социальная физиология

Социология религии. Социология морали. Юридическая социология. Экономическая социология. Лингвистическая социология. Эстетическая социология.

Общая социология

Источник: Э Дюркгейм Социология. Ее предмет, метод, предна­значение. М, 1995. С. 274-279

Вопросы к тексту

  1. С каким из приведенных утверждений Э. Дюркгейма можно, по
    Вашему мнению, согласиться целиком?

  2. Какие суждения, высказанные в приведенном отрывке, представ­
    ляются Вам спорными?

  3. Может быть, в работе Э. Дюркгейма есть положения, с которыми
    нельзя согласиться?

2. П. Сорокин. Структурная социология

Общая и специальная социология. Социология, подобно био­логии, которая делится на общую и специальную (ботаника, зоология и др.), и подобно экономике, которая также состоит из общей и спе­циальной экономики (банковское дело и деньги, траспорт и сельское хозяйство), может быть поделена на общую социологию и специаль­ную. Общая социология изучает а) родовые свойства всех социокуль­турных явлений в их структурных и динамических аспектах, б) по­вторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и космическими явлениями; собственно социокультурные и биологические феномены; различные подклассы социокультурных явлений.

^ Общая структурная социология изучает: а) структуру и со­став родовых социокультурных явлений (подобно изучению структу­ры клетки как явления жизни или атома в физике); б) основные струк­турные типы групп или институтов в соответствии с которыми диф­ференцируется и стратифицируется население, и их взаимоотноше­ния; в) основные структурные типы культурных систем и их взаимо­отношения; г) структуру и типы личности, входящие в состав соци­альных групп и культурных систем.

^ Общая динамическая социология исследует:

а) повторяющиеся социальные процессы, такие, как социаль-

38







Это разграничение социологии является логически более адек­ватным и лучше соответствует тому, чем является социология на самом деле. Определение ее как науки «о культуре», «об обществе», «о чело­веческих отношениях» и т.п. представляется слишком общим. Они не указывают на специфические черты социологии и не отличают ее от других социальных наук, хотя, с другой стороны, значительная часть этих определений прекрасно вписывается в верхнюю таблицу.

Источник: П. Сорокин Человек. Цивилизация Общество. М., 1992. С. 173-174.

I Вопросы к тексту

1

Какие классы социокультурных явлений, согласно П. Сорокину, изучают специальные социологии?

  1. Какие типы социальных явлений и процессов П. Сорокин относил
    к области научных интересов общей структурной социологии?

  2. Что исследует, в понимании П. Сорокина, общая динамическая
    социология?

Вопросы по теме главы

  1. Когда началось выделение общей социологии в системе социоло­
    гических знаний?

  2. Каким образом различные социологи понимают и интерпрети­
    руют общую социологию?

  3. Каково определение общей социологии?

  4. Чем отличается общая социология от специальных и отраслевых
    социологических теорий? На что подразделяются частные социо­
    логические теории?

  5. Что такое социальная система?

  6. Что понимается под социетальным уровнем исследования соци­
    альных объектов?

  7. Что составляет объект общей социологии?

  8. Каков предмет общей социологии?

  9. Какие подходы к предметной области общей социологии Вы знаете?




  1. Каковы три исходных фундаментальных категории общей
    социологии?

  2. Какие теоретические задачи решает общая социология?

  3. Какие функции выполняет общая социология?

40

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 2. Особенности и уровни
    социологического знания.

  2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемст­
    венности и изменении. М, 1961.

  3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  4. История теоретической социологии. В 4 тт. Т.2. Социология XIX века.
    М., 1997.

  5. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. Перспективы.
    Проблемы. Методы. М., 1972.

  6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

  7. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемоло­
    гия. М., 1999. Гл. 3. Социология как общая социальная наука.

  8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

41

Раздел второй

О^ СНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Скачать файл (11784 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru