Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по информатике - файл Лекция 1 Информатика и информация [21].doc


Лекции по информатике
скачать (1023.6 kb.)

Доступные файлы (9):

Лекция 1 Информатика и информация [21].doc359kb.03.02.2009 19:17скачать
Лекция 2 Технические средства обработки информации [18].doc435kb.03.09.2008 19:50скачать
Лекция 3 Устройства вывода информации [12].doc655kb.03.09.2008 19:51скачать
Лекция 4 Программное обеспечение [15].doc309kb.03.09.2008 19:57скачать
Лекция 5 Информационные технологии [14].doc755kb.03.09.2008 11:35скачать
Лекция 6 Алгоритмизация и программирование [11].doc194kb.03.09.2008 11:39скачать
Лекция 7 Основы компьютерных сетей и Интернет[26].doc419kb.03.09.2008 20:03скачать
Лекция 8 Основные принципы информационной безопасности [17].doc214kb.03.09.2008 15:51скачать
практическая работа ИНФОРМАЦИЯ студентам.doc964kb.26.01.2009 11:38скачать

содержание
Загрузка...

Лекция 1 Информатика и информация [21].doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекция 1: Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация.

Лекция № 1: Информатика и информация.

Понятие информация


Понятие информация является базовым в курсе информатики. В переводе с латинского оно означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.

Термин "информатика" образован из двух слов: информация и автоматика. Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

  • программное обеспечение средств вычислительной техники;

  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами - интерфейсом пользователя.

Основной задачей информатики как науки - является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эффективные технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технологические исследования.

Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности.

В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);

  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);

  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);

  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);

  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым вопросом есть эффективность.

Для аппаратных средств под эффективностью понимают соотношение производительности оснащение к его стоимости.

Для программного обеспечения под эффективностью принято понимать производительность работающих с ним пользователей.

В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, созданного программистами за единицу времени.

В информатике всё ориентированное на эффективность. Вопрос как осуществить ту или другую операцию, для информатики важный, но не основной. Основным есть вопрос как совершить данную операцию эффективно.
^

Виды и свойства информации


По способу восприятия информацию разделяют на следующие виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Такое деление основывается на чувствах, с помощью которых информация воспринимается человеком: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание соответственно. Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% - на вкус, обоняние и осязание.

^ При качественной оценке получаемой информации говорят о следующих ее свойствах:

  • полезность или релевантность (соответствие запросам потребителя);

  • достоверность (истинность положения дел, отсутствие скрытых ошибок);

  • полнота (достаточно для понимания и принятия решения);

  • актуальность или своевременность (важность для настоящего времени);

  • доступность (возможность ее получения данным потребителем);

  • защищенность (невозможность несанкционированного использования или изменения);

  • эргономичность (удобство формы или объема с точки зрения данного потребителя);

  • объективность (не зависит от чьего-либо мнения);

  • понятность (понятно выражена).

Иногда выделяют такие свойства информации как достоверность, полнота, ценность, ясность. Все названные свойства определяются относительно некоторого исполнителя (получателя информации).

Достоверность (Д) - мера оценки легитимности источника информации.

Ясность (Я) - мера правильной интерпретации информации исполнителем.

Полнота (П) - мера соответствия полученной (требуемой) информации запрошенной (количественная интерпретация).

Ценность (Ц) - мера соответствия полученной информации запрошенной (требуемой) (качественная интерпретация).
^

Информационные процессы


  1. Прием (чтение книги, газеты или просмотр и прослушивание телевизора (радио), подготовка к экзамену);

  2. Хранение (мы помним о том, что мы прочитали из книги);

  3. Передача (Трансляция) (мы можем пересказать содержание книги своему знакомому);

  4. Обработка (прочитав книгу, мы можем обработать полученную информацию и сделать для себя некоторые выводы);

  5. Использование (Получив информацию о том, что идет дождь, мы взяли зонт).

Мы установили, что над информацией можно осуществлять различные действия. Одним из этих действий является передача информации. Раскроем его более подробно.
^

Передача информации


Самая простейшая схема передачи информации выглядит следующим образом:

Источник  канал связи  приемник


Например, доска – носитель, лектор – источник данных, канал – воздушная среда.

Источником и приемником информации может быть все что угодно. Например, человек, компьютер, измерительные приборы и т.д. и т.п.

^ Для существования информации обязателен какой-либо материальный объект передающий или хранящий ее. Такой объект называют носителем.

Носители бывают: а) кратковременные (ток, звуковые волны, оперативная память)

б) долговременные (бумага, ткань, жесткий диск)

^ Важными характеристиками носителей являются:

  1. разрешающая способность носителя (максимальный объем данных передаваемых с помощью носителя);

  2. динамический диапазон (логарифм отношения интенсивности амплитуд максимального и минимального регистрирующего сигнала), (отношения напряжений, токов и т.п.), (Доступность зависит от источника и носителя) (азбука для слепых, азбука Морзе, язык жестов: есть определенные знаки, практикующиеся как речь; этому можно научиться)


^ Среда, по которой носитель перемещается в пространстве от источника к потребителю (воздух, вода, электропровод) называется каналом связи.

Основная характеристика канала - пропускная способность, т.е. максимальное количество (объем) информации, проходящее по нему в единицу времени.

Следует отметить, что эта среда далеко не всегда представляет собой нечто однородное. В качестве примера можно проследить, как телеграмма попадает от отправителя к адресату: бланк, заполненный на почте от руки; телеграфное сообщение в виде электрических сигналов, передаваемых по проводам; бумажная лента с напечатанным на ней текстом; бланк с наклеенными на него кусками этой ленты; почтальон, который приносит адресату этот бланк.

От источника к потребителю информация передается в форме, сообщений.

В человеческом обществе первоначально сообщения передавались с помощью жестов и звуков.

На ранних этапах развития человек фиксировал свои сообщения с помощью зарубок, узелков, знаков, рисунков. Позднее возникла письменность. Книги, газеты и письма относятся к самым старым и до сих пор не устаревшим средствам передачи сообщений. Запись сообщений на долговременном носителе информации, в качестве которого во всех этих случаях выступает бумага, обеспечивает хранение информации и ее передачу.

По мере развития техники человечество начало использовать различные физические устройства, предназначенные как для случайной, так и для регулярной связи. Примерами таких устройств связи служат телефон, радио, телевидение, компьютерные коммуникации.
^

Формы представления информации.


Многообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления: символьной, текстовой, графической, музыкальной и др.

  • Символьная - основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Является наиболее простой. На практике применяется для передачи несложных сигналов о различных событиях. Например, зеленый сигнал уличного светофора сообщает о том, что разрешено движение людей и транспорта, красный - запрещает. (дорожные знаки, товарные символы). Символьная информация значима, прежде всего, по своим информационным качествам, при этом порядок расположения знаков относительно друг друга роли не играет.

  • Текстовая - является более сложной формой. Здесь также используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако, информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании. Так, слова «кот» и «ток» состоят из одинаковых букв, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и письменному отображению речи человека, текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется. (русский, латинский, китайский алфавиты. Римская, арабская нумерация)

  • Графическая – самая емкая и сложная форма, в которой могут быть представлены виды природы, фотографии, чертежи, схемы, рисунки, картины, кадры фильмов и т.д. (фото, схемы, графики)

  • Звуковая информация – звуки и их сочетания (аккорды записанные с помощью нот)
^

Дискретная и аналоговая информация.


Если вспомнить процессы, протекающие в реальном мире, можно отметить, что их характеристики непрерывны. Они имеют форму непрерывно изменяющихся во времени кривых линий. Например, температура в любой момент времени всегда имеет определенное значение. Подобные характеристики описывают непрерывными аналоговыми сигналами, изменяющимися во времени или в пространстве от точки к точке.

Сигнал называется аналоговым, если параметр сигнала непрерывно изменяется во времени от точки к точке.

В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и называются дискретными. Вид такого сигнала представляет собой скачкообразное изменение с одного уровня на другой.

Сигнал называется дискретным, если параметр сигнала имеет конечное число значений и существенен в конечном числе моментов времени.

Сравнивая аналоговую и дискретную формы сигналов, следует отметить одно важное их отличие.

^ Отличие между аналоговыми и дискретными сигналами

Непрерывный сигнал, изменяясь, принимает огромное множество информационных значений. Дискретный сигнал имеет только два информационных значения, которые можно условно обозначить цифрами 0 и 1.

На рис 1.2 приведены формы аналоговых и дискретных сигналов.



Рис. 1.2. Формы сигналов
Это отличие дает дискретным сигналам по сравнению с непрерывными сигналами большие преимущества.
Преимущества дискретных сигналов

  1. Первое из них заключается в том, что в каждом дискретном сигнале можно исправить появляющиеся ошибки. Если пришел дискретный сигнал, величина которого близка к 1, то легко догадаться, что это - сигнал 1, в который вкралась ошибка. Непрерывный же сигнал принимает всевозможные значения. Поэтому при появлении сигнала, похожего на 1, нельзя узнать, пришел ли новый сигнал либо это сигнал 1, в который вкралась ошибка.

  2. Второе важное преимущество заключается в том, что любой аналоговый сигнал может быть с той или иной степенью точности преобразован в дискретный. Для этого применяются специальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП). В свою очередь, дискретный сигнал вновь может быть преобразован к аналоговому виду с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Таким образом, любой физический процесс может быть представлен посредством дискретных сигналов либо смоделирован с их помощью.

  3. Третье важное преимущество дискретного сигнала заключается в том, что аппаратура для приема, обработки и передачи дискретного сигнала может быть устроена значительно проще, чем для аналогового.

Таким образом, можно сделать вывод, что дискретная форма сигнала является наилучшей основой всех видов информационной техники.
^

Знаки, наборы знаков и алфавиты


Таким образом можно приди к следующим выводам:

  • любое дискретное сообщение может быть записано в виде последовательности определенных знаков;

  • знак - это элемент некоторого конечного множества отличимых друг от друга объектов - набора знаков;

  • набор знаков, в котором определен линейный порядок знаков, называется алфавитом.

Примерами алфавитов могут быть:

  • Алфавит десятичных цифр (0-9)

  • Латинские буквы (26)

  • Кириллица (33)

  • Ноты (7)

Особое значение имеют наборы, состоящие из двух знаков. Такие наборы называются двоичными наборами, а сами знаки - двоичными знаками. Вместо термина «двоичный знак» часто употребляют сокращение БИТ (от анг­лийского Binary digit - двоичная цифра).

Наборы алфавитов, состоящие из двух знаков называются двоичными, а сами знаки – двоичными знаками.

Примерами двоичных наборов являются:

  • пара цветов (красный, зеленый);

  • пара яркостей (светлый, темный);

  • пара состояний (включено, выключено);

  • пара состояний (намагничено, размагничено);

  • пара цифр (0, 1);

  • пара ответов (да, нет) и т.д.
^

Системы счисления


СС – знаковая система, в которой числа записываются с помощью цифр по определенным правилам.

Позиционные СС – количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Непозиционные – не зависит.
^

Непозиционные СС. (Римская СС.)


В качестве цифр в ней используются латинские буквы:

I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000)

Для записи числа в РСС существуют определенные правила:

^ Правила записи чисел в римской СС:

  1. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (VI-6).

  2. Если меньшая перед большей, то она вычитается. (XL-40; 50-10=40) и не может повторяться второй раз (XXL – нельзя) (китайская маркировка размеров одежды вообще не может быть отнесена ни к какой системе счисления).

  3. цифры M, C, X, I могут повторяться в записи не более трех раз подряд.

  4. цифры D, L, V используются в записи числа только один раз.

Самое большое число в РСС 3999 = MMMCMXCIX

Например, число 2005 можно записать как ММV, где M-1000, V-5.

Почему данная СС называется непозиционной? Число три в РСС записывается как – III, т.е. состоит из трех цифр I, каждая из которых, независимо от места ее положения в записи числа = 1. В позиционных же СС каждое число занимает определенную позицию (единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.). (Например, 333)
^

Позиционные СС.


Первая ПСС была придумана еще в древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была 60-ричной, то есть в ней использовалось 60 цифр (1 час – 60 минут, 1 минута – 60 секунд). Мы используем ее до сих пор при измерении времени. В 19 веке получила свое распространение 12-ричная СС (12 часов, 12 месяцев). До сих пор мы часто употребляем дюжину.

^ Наиболее распространенные сегодня СС.

Название СС

Основание


Алфавит СС

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A=10, B=11, C=12, D=13, E=14, F=15
^

Десятичная СС.


Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается в нем 3 раза, причем первая с права означает 5 единиц, вторая – 5 десятков и третья 5 сотен. Позиция цифры в числе называется разрядом.

Разряд – позиция цифры в числе. Разряд числа возрастает справа налево от младших разрядов к старшим.

В СС10 существует две формы представления числа:

  1. Свернутая форма числа – 555.

  2. Развернутая форма, где каждой цифре числа присваивается разряд с права на лево.

Развернутое число в позиционной системе записывается в виде суммы числового ряда степеней основания.

Развернутая форма. – 555 = 5*102 + 5*101 + 5*100

^ Развернутую форму числа можно применить к любой СС.

Если число будет содержать дробную часть, то развернутая форма будет выглядеть следующим образом:

55,55 = 5*101+5*100+5*10 -1+5*10 –2

Проверка (50 + 5 + 0,5+ 0,05 = 55,55)

В общем случае запись любого 10-го числа А10 выглядит так:

А10 = а n -1 * 10 n -1 + … + а0 * 100 + а -1 * 10 -1 + … + а m * 10 - m
^

Двоичная СС.


101 = 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20

А2 = а n -1 * 2n -1 + … + а0 * 20 + а -1 * 2 -1 + … + а m * 2 - m
^

Позиционная СС с произвольным основанием


Аq = а n -1 * q n -1 + … + а0 * q0 + а -1 * q -1 + … + а m * q - m
^

Перевод числа из СС2, СС8 и СС16 в СС10.

Разряд числа возрастает справа на лево


Из 2 >10:

10112 = 130211102=1*23+0*22+1*21+1*20=8+0+2+1=1110

11110012 = 161514130201102 = 1*26+1*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*20 = 64+32+16+8+0+1 = 12110

00010012 = 060504130201102 = 0*26 + 0*25 +0*24 +1*23 +0*22 +0*21 +1*20 = 0 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 1= 910

Из 8 >10:

2458 = 2241508 =2*82+4*81+5*80=128+32+5=16510

5558 = 5251508 =5*82+5*81+5*80 = 320+40+5=36510

10248 = 130221408 = 1*83+0*82+2*81+4*80 = 512+0+16+4=53210

Из 16 >10:

9АВ16= 92101110= 9*162+10+161+11*160=2304+160+11=247510

1A16 = 11100 = 1*161+10*160 = 16+10=2610

BF16 = 111150 = 11*161 + 15*160 = 176 + 15 = 19110
^

Перевод числа из СС10 в СС8, СС16 и СС2.


Целое десятичное число переводится в любую СС делением на основание СС в которую переводится число до тех пор, пока не получиться частное меньшее делителя, то есть меньше 2. Результат составляется из остатков от деления, записанных с права на лево.

Из 10 > 2

1) 5 2) 250 3) 1024

5|2

4|2|2

1 2|1

0

Ответ: с права на лево 1012

250|2

250|125|2

0 124|62|2

1 62|31|2

0 30|15|2

1 14|7|2

1 6|3|2

1 2|1

1

Ответ: с права на лево 111110102

1024|2

1024|512|2

0 512|256|2

0 256|128|2

0 128|64|2

0 64|32|2

0 32|16|2

0 16|8|2

0 8|4|2

0 4|2|2

0 2|1

0

Ответ: 100000000002

Из 10 > 8

1) 5 2) 250 3) 1024

5|8

5

Ответ: с права на лево 58

250|8

248|31|8

2 24|3

7

Ответ: с права на лево 3728

1024|8

1024|128|8

0 128|16|8

0 16|2

0

Ответ: 20008

Из 10 > 16

1) 5 2) 250 3) 1024

5|16

5

Ответ: с права на лево 516

250|16

240|15|16

10

Ответ: с права на лево FA16

1024|16

1024|64|16

0 64|4

0

Ответ: 40016
^

Двоичная арифметика


Все операции над числами в 2-ой СС, точно также как и в 10-ой, проводятся поразрядно.

Изначально рассмотрим пример простого десятичного сложения.

+589

248

837

Суммируем единицы 9+8=17. Разряд единиц переполнен, поэтому 7 оставляем в разряде единиц и переносим в разряд десятков 1, затем суммируем десятки – 8+4+1 = 13 десятков, 3 оставляем в разряде десятков, а 1 вновь переносим теперь уже в разряд сотен и т.д. 5+2+1=8.
^

Двоичное сложение


Таким же образом при сложении чисел двоичной системы, при переполнении разряда мы переносим в старший разряд 1.

frame1^ Основные правила сложения двоичной системы:

+ 011010

10111

110001

+ 11111

10110

100101
^

Двоичное умножение

Основные правила умножения

frame2

*101

11

101

101

1111

*011010

0110

000000

011010

011010

000000

010011100

^ Основные правила вычитания двоичной системы:

0-0=0; 1-1=0; 1-0 = 1; 10-01=01

Вычитание аналогично десятичной системе. Если в уменьшаемом числе цифра разряда меньше чем цифра разряда вычитаемого, необходимо делать заем (занимать) единички из старшего разряда.

11 11

-11001

1111

1010

11 11 11

- 1010011

11001

0111010

Единичка из второго разряда равна 11 из первого разряда, так как 1+1=10

Преимущества 2-ой СС с технической точки зрения организации работы ПК бесспорны. Однако может возникнуть вопрос о том, зачем нужны другие СС. Чтобы ответить на него возьмем любое десятичное число и переведем его в другие СС с основаниями кратными двойке:

25510 = 111111112 = 33334 = 3778 = FF16

Хорошо видно, что чем меньше основание СС, тем больше разрядов требуется для его записи, т.е. тем самым мы проигрываем в компактности записи чисел и их наглядности. Поэтому, наряду с 2-ой и 10-ой СС, в вычислительной технике применяют также запись чисел в 8-ой и 16-ой СС. Поскольку их основания кратны двойке, то они органично связаны с 2-ой СС и преобразуются в эту СС наиболее быстро и просто (по сути, они являются компактными видами записи двоичных чисел). Все другие СС-я представляют для вычислительной техники чисто теоретический интерес.

Естественно, при работе с ПК Вам предстоит встретиться не только с 2-ой и 10-ой СС, но и с 8-ой и 16-ой. Поэтому необходимо знать, как осуществляется перевод числа из 2-ой СС в 8-ю и 16-ю СС.
^

Перевод числа из СС2 в СС8.


Для перевода числа из СС2 в СС8, число разбивается на триады справа на лево. Если в последней триаде не хватает цифр, то она дополняется нулями. Результат записывается с лева на право.

Триада, т.е. для кодирования одной 8-ой цифры используется три 2-х числа.

8

0

1

2

3

4

5

6

7

2

000

001

010

011

100

101

110

111




^ Пример: 100110111002

 триады

0104.0113.0112.1001 2 = 23348

2 3 3 4

 ответ

11110110012

 триады

0014.1113.0112.0011 2 = 17318

1 7 3 1

 ответ

0010011012

 триады

0013.0012.1011 2 = 1158

1 1 5

 ответ

111111102

 триады

0113.1112.1101 2 = 3768

3 7 6

 ответ
^

Перевод числа из СС2 в СС16.


Для кодирования одной 16-ой цифры требуется четыре двоичных числа, которые называются тетрадами.

16

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

2

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111




Пример: 100110111002

 тетрады

01003.11012.11001 2 = 4DC16

4 D C

 ответ

11110110012

 триады

001131101210011 2 = 3D98

3 D 9

 ответ

0010011012

 тетрады

00003.01002.11011 2 = 04D8

0 4 D

 ответ

111111102

 тетрады

11112.11101 2 = FE8

F E

 ответ



^

Коды и кодирование дискретных сообщений


С помощью отдельных знаков, наборов знаков и алфавитов (наборов знаков с линейным порядком) можно записывать дискретные сообщения. Поскольку аналоговая информация непрерывна, записать ее с помощью вышеперечисленных понятий нельзя.

Пусть имеется предложение некоторого естественного языка, тогда его можно рассматривать как последовательность знаков, по крайней мере, тремя различными способами:

а) как последовательность букв, цифр и знаков препинания;

б) как последовательность слов, которые в другом контексте могут сами рассматриваться как знаки (например, в стенографии);

в) все предложение целиком можно рассматривать как знак (например, при переводе пословицы на другой язык она не переводится дословно, а подбирается аналогичная по смыслу).

^ Таким образом, можно констатировать следующее:

дискретные сообщения представляют собой последовательности знаков (конечных или бесконечных). При этом их обычно разбивают на конечные последовательности знаков, называемые словами.

На более высоком уровне каждое слово может снова рассматриваться как знак, при этом соответственно набор знаков будет шире первоначального (алфавит - 33 буквы, слов - 150 тысяч).

^ Сформулируем ряд определений.

В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования, поэтому:

Кодом называется правило, описывающее отображение одного набора знаков в другой набор знаков (или слов). Кодом также называют и множество образов, то есть конкретных графических изображений знаков.

 Если каждый образ при кодировании является отдельным знаком (но не словом!), то такое отображение называют шифровкой, а образы - шифрами.

 Процесс возврата этого отображения к первоначальному виду, если оно однозначно, называется декодированием, или дешифровкой.

Схематично процессы шифровки и дешифровки сообщения изображены на рисунке, где в качестве примера приведена буква «Е», являющаяся образом (то есть отдельным знаком алфавита), представленная соответствующим шифром - шерлок-холмсовским «пляшущим человечком».

^ Нас, прежде всего, будут интересовать технические коды, так как в ПК информация представлена в двоичном коде, алфавит которого состоит из двух цифр 0 и 1.

То есть, чтобы вывести на монитор или записать на жесткий диск какую либо информацию (текстовую, звуковую или графическую) эта информация должна быть закодирована с помощью двоичного алфавита.
^

Технология кодирования и измерения количества информации


Единицы измерения информации

Часто приходится слышать, что сообщение или несет мало информации или, наоборот, содержит исчерпывающую информацию. При этом разные люди, получившие одно и то же сообщение (например, прочитав статью в газете), по-разному оценивают количество информации, содержащейся в нем. Это происходит оттого, что знания людей об этих событиях (явлениях) до получения сообщения были различными. Поэтому те, кто знал об этом мало, сочтут, что получили много информации, те же, кто знал больше, чем написано в статье, скажут, что информации не получили вовсе. Количество информации в сообщении, таким образом, зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя.

Однако иногда возникает ситуация, когда людям сообщают много новых для них сведений (например, на лекции), а информации при этом они практически не получают (в этом нетрудно убедиться во время опроса или контрольной работы). Происходит это оттого, что сама тема в данный момент слушателям не представляется интересной.

За единицу измерения информации приняты следующие величины:

1 бит – может принимать только два значения 0 или1

1 байт = 8 бит = 23

1 Килобайт = 1024 байт = 210

1 Мегабайт = 1024 Килобайт = 220

1 Гигабайт = 1024 Мегабайт = 230

В одном байте можно записать только один-единственный символ (букву, цифру или любой другой знак), в одном Кбайте - примерно полстраницы машинописного текста (включая пробелы между словами), в одном Мбайте - примерно 500 страниц текста, в одном Гбайте - небольшую библиотеку, в одном Тбайте - очень приличную библиотеку.

Если подбросить монету и проследить, какой стороной она упадет, то мы получим определенную информацию. Обе стороны монеты "равноправны", поэтому одинаково вероятно, что выпадет как одна, так и другая сторона. В таких случаях говорят, что событие несет информацию в 1 бит. Если положить в мешок два шарика разного цвета, то, вытащив вслепую один шар, мы также получим информацию о цвете шара в 1 бит. Единица измерения информации называется бит (bit) - сокращение от английских слов binary digit, что означает двоичная цифра.

Рассмотрим, как можно подсчитать количество информации в сообщении, используя формулу Хартли.

Пусть в некотором сообщении содержатся сведения о том, что произошло одно из N равновероятных событий. Тогда количество информации х, заключенное в этом сообщении, и число событий N связаны формулой: 2x = N. Решение такого уравнения с неизвестной х имеет вид: x=log2N. То есть именно такое количество информации необходимо для устранения неопределенности из N равнозначных вариантов.

Эта формула носит название формулы Хартли. Получена она в 1928 г. американским инженером Р. Хартли.

Если N равно целой степени двойки (2, 4, 8, 16 и т.д.), то вычисления легко произвести "в уме". В противном случае количество информации становится нецелой величиной, и для решения задачи придется воспользоваться таблицей логарифмов либо определять значение логарифма приблизительно (ближайшее целое число, большее ).

Для того чтобы вычислить количество информации полученной после броска монеты кроме формулы Хартли можно использовать формулу Шеннона: K= 2n

Где ^ K - количество возможной информации,

n – количество полученной информации.

K = 2n =2, n = 1 бит

Задача1: Сколько бит потребуется для кодирования больших и маленьких букв латинского алфавита.

В общей сложности количество букв составит 52 буквы.

К=2n=52, 25=32, 26=64, т.е. 25<52<26. Выбираем большее значение. Следовательно n=6 бит.

Задача 1.1

Сколько бит потребуется для кодирования 4-хзначных номеров автомобилей.

1) Определяем количество бит для кодирования одной цифры в 4-хзначном числе. К=2n=4, 22=4, т.е. 1 цифра кодируется двумя битами. (2 бита).

2) Определяем количество бит для кодирования всего 4-хзначного числа. 4*2=8 бит. Следовательно, для кодирования 4-хзначных номеров автомобилей требуется 8 бит.
^

Кодирование текстового сообщения


Как кодируется текстовое сообщение? Каждому символу ставится в соответствие двоичное число, причем таким образом, что чем дальше символ расположен от начала алфавита, тем больше значение двоичного числа, которое является кодом данного символа. Сколько разрядов (бит) требуется, чтобы закодировать все буквы, знаки препинания, математические и специальные символы? Легко подсчитать:

кириллица (большие и малые буквы)

66

латинские (большие и малые буквы)

52

цифры

10

знаки препинания (.,:;'»!?-)

9

знаки матем. операций (+ - */^)

5

графические символы

114

ИТОГО

256

Таким образом, с помощью клавиатуры можно ввести 256 символов (цифры, буквы русского и латинского алфавита, знаки препинания, математические символы и спецсимволы). Если здесь применить формулу измерения количества информации, то можно выяснить сколько бит потребуется для кодирования одного символа.

К=2n=256, n=8 бит.

Следовательно, для того, чтобы закодировать слово МАМА потребуется 32 бита или 4 байта. 10001100 10000000 10001100 10000000

Именно в такой форме данное текстовое сообщение и будет закодировано компьютером.

Задача2: Сколько бит информации потребуется для кодирования следующего предложения: ^ С новым годом = 14 байт или 112 бит.

Задача3: Сколько байт потребуется для хранения информации, содержащейся на двух страницах учебника по информатике, если каждая страница содержит 32 строки по 48 символов в строке, а информация о форматировании текста составляет 20 % от размера текста.

Решение:

1. Количество байт информации на двух страницах составляет 32*48*2=3072 байта.

2. Информация о форматировании текста составляет: 3072*0,2=614,4 байта.

Ответ: Для хранения информации потребуется 3072+614,4=3686,4 байта.

Задача4: Сколько целых страниц машинописного текста можно записать на магнитную дискету если:

Емкость дискеты: 1.44 Мб;

Строк на странице: 32;

Символов в строке: 48.

Решение:

1. Количество байт информации на одной странице составит: 32*48=1536 байт.

2. Переводим емкость дискеты в байты: 1.44*1024*1024=1509949,4 байта

Ответ: количество целых страниц текста составит: 1509949,4\1536=983,04=983 страницы.
^

Виды компьютерной графики


Под компьютерной (машинной) графикой понимается совокупность методов и приемов преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные. Под графическим представлением понимается изображение либо комплекс изображений (чертеж).

Изображение может быть черно-белым или цветным с эффектом освещенности (наличие теней, бликов, полутонов) либо без него.

Различают всего три вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий.

Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели сканируют иллюстрации, подготовленные художником на бумаге, или фотографии. В последнее время для ввода растровых изображений в компьютер нашли широкое применение цифровые фото- и видеокамеры.

Большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку.

Программные средства для работы с векторной графикой наоборот предназначены, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах.

Программные средства для работы с фрактальной графикой предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчетов.

Фрактальную графику редко применяют для создания печатных или электронных документов, но ее часто используют в развлекательных программах
^

Растровая графика


Растр (по-английски bitmap массив битов) это просто совокупность битов, расположенных на сетчатом поле.

Как известно, бит единица информации в компьютере, обозначающая ячейку памяти, которая может находиться во включенном (1) или выключенном (0) состоянии. Эти состояния можно отождествить с черным и белым цветом, т.е. соединив несколько битов, можно создать изображение из черных и белых точек. Таким образом растровое изображение напоминает лист клетчатой бумаги, на котором каждая клеточка закрашена черным или белым цветом, формируя при этом рисунок.

Основным термином растровой графики является пиксел. Пиксел (Pixel - сокращение от Picture Element - элемент изображения) отдельный элемент растрового изображения.

Из таких элементов (кирпичиков) собирается растровое изображение. Для обозначения количества пикселов в матрице рисунков по горизонтали и по вертикали используется коэффициент прямоугольности изображения. Этот коэффициент часто называют размером изображения и записывают в виде 800Х600 (800 пиксел по горизонтали и 600 строк по вертикали). Произведение этих двух чисел дает общее количество пиксел изображения. Так изображение с коэффициентом прямоугольности 800 600 состоит из 480000 пиксел.

Цвет каждого пиксела растрового изображения черный, белый или любой из спектра запоминается в компьютере с помощью комбинации битов. Очевидно, что чем больше битов для этого используется, тем больше оттенков цветов можно получить.

Число битов, используемых компьютером для каждого пиксела, называется битовой глубиной.

Размеры изображения и расположение пикселов в нем вот две основные характеристики, которые файл растрового изображения должен сохранить, чтобы создать картинку.

Следует помнить, что пиксел сам по себе не обладает никаким размером. Он всего лишь область памяти компьютера, хранящая информацию о цвете. Поэтому коэффициент прямоугольности изображения не соответствует никакой размерности. Размеры изображения хранятся отдельно, пикселы запоминаются один за другим, обычно как один большой блок данных. Таким образом, компьютер не сохраняет отдельные позиции для каждого пиксела, он всего лишь воссоздает сетку по размерам, заданным коэффициентом прямоугольности, а затем заполняет ее пиксел за пикселом.

Например: Коэффициент прямоугольности = 10 10 пиксел

Запись графического изображения происходит следующим образом:



























































































Первые 10 ячеек

Вторые 10 ячеек

Третьи 10 ячеек и т.д.




Воссоздание графического изображения:



Так как пикселы не имеют собственных размеров, они приобретают их при выводе изображения на некоторое устройство монитор, принтер. Для того чтобы помнить действительные размеры (например, в дюймах) растрового рисунка, файлы растровой графики иногда хранят разрешающую способность растра.

Разрешающая способность это число элементов в заданной области, задается, как правило, в пикселах на дюйм (пиксел/д).

Если имеется изображение размером 72 72 пиксел и разрешающая способность растра 72 пиксел/д, то растровое изображение будет занимать один квадратный дюйм.

Растровые изображения содержат большое количество пикселов, каждый из которых занимает определенную часть памяти. Например, отсканированное с фотографии цветное изображение может занимать десятки и сотни Мбайт. Наибольшее влияние на количество памяти, занимаемой растровым изображением, оказывают три фактора:

  • размер изображения (коэффициент прямоугольности);

  • битовая глубина изображения;

  • формат файла, используемый для хранения изображения.

Очевидно, что, чем больше размер и битовая глубина изображения, тем больше размер файла. Следует заметить, что разрешающая способность изображения на величину файла никак не влияет. Она оказывает эффект только при сканировании изображения и то лишь потому, что определяет, сколько пикселов будет создаваться.
^

Достоинства растровой графики:


  1. Растровые изображения выглядят вполне реалистично. Это связано со свойствами человеческого глаза: он приспособлен для восприятия реального мира как огромного набора дискретных элементов, образующих предметы.

  2. Легко управлять выводом изображения на устройства представляющие изображения в виде совокупности точек принтеры, фотонаборные автоматы.
^

Недостатки растровой графики:


  1. Большой объем памяти, требуемый для хранения изображения хорошего качества.

  2. Трудности редактирования изображений. Так как сами изображения занимают много памяти компьютера, то, очевидно, и для их редактирования потребуется так же много памяти. Кроме того, применение фильтров специальных эффектов к таким изображениям может занять от нескольких минут до часа в зависимости от используемого оборудования.
^

Векторная графика


В отличии от растровой графики, в которой для создания изображений используются большие массивы отдельных точек, в векторной графике изображения строятся с помощью математических описаний объектов, например окружностей, линий.

Разумеется, в растровой графике тоже существуют линии, но там они рассматриваются как комбинации точек. Чем длиннее растровая линия, тем больше памяти она занимает. В векторной графике объем памяти, занимаемый линией, не зависит от размеров линии, поскольку линия представляется в виде формулы, а точнее говоря, в виде нескольких параметров. Что бы мы ни делали с этой линией, меняются только ее параметры, хранящиеся в ячейках памяти. Количество же ячеек остается неизменным для любой линии.

В основе векторной графики лежат математические представления о свойствах геометрических фигур.

Как мы сказали выше, простейшим объектом векторной графики является линия. Поэтому в основе векторной графики лежит прежде всего математическое представление линии.

Ключевым моментом векторной графики является то, что она использует комбинацию компьютерных команд и математических формул для описания объектов. Векторную графику называют объектно-ориентированной или чертежной графикой.

Простые объекты двумерной графики дуги, линии, эллипсы, окружности, трехмерной графики сферы, кубы и т.п. называются примитивами и используются для создания более сложных объектов. В векторной графике изображения создаются путем комбинации различных объектов.

^ Все объекты имеют атрибуты (свойства). К этим свойствам относятся:

форма линии, ее толщина, цвет, характер линии (сплошная, пунктирная и т. п.). Замкнутые линии имеют свойство заполнения. Внутренняя область замкнутого контура может быть заполнена цветом, текстурой.

Файлы векторной графики могут содержать несколько различных элементов:

  1. наборы векторных команд для создания изображения;

  2. таблицы информации о цвете рисунка;

  3. данные о шрифтах, которые могут быть использованы на рисунке и т.д.
^

Достоинства векторной графики:


  1. Она использует все преимущества разрешающей способности любого устройства вывода, что позволяет изменять размеры векторного рисунка без потерь его качества.

  2. Векторная графика позволяет редактировать отдельные части рисунка, не оказывая влияния на остальные (в растровых изображениях пришлось бы редактировать каждый пиксел).

  3. Векторные изображения, не содержащие растровых объектов, занимают в памяти компьютера относительно небольшое место (в 10 - 1000 раз меньше, чем его растровый аналог).
^

Недостатки векторной графики:


  1. Рисунки часто выглядят достаточно искусственно, так как основным компонентом векторного рисунка является прямая линия, а она в природе встречается достаточно редко. Поэтому до недавнего времени векторная графика использовалась только для технических иллюстраций, чертежей.

  2. Возможны проблемы при печати, как правило, сложных рисунков на отдельных типах принтеров из-за того что не все команды могут ими правильно интерпретироваться.
^

Кодирование графической информации


Можно ли закодировать графическую информацию с помощью двоичных кодов?

Графическая информация может быть представлена в аналоговой и дискретной форме.

При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, которые изменяются непрерывно. При дискретном (растровом) представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.

^ Примером аналогового представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного – изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из точек разного цвета (растровая графика).

^ Как осуществляется дискретизация графического изображения?

На первом этапе вертикальными и горизонтальными линиями делят рассматриваемое изображение на клетки одинакового размера. Чем больше при этом получилось клеток, тем меньше будет размер каждой клетки ( она начинает превращаться в «точку») и тем точнее будет передана информация о рассматриваемой картине.

На втором этапе записывают в двоичном виде информацию о каждой из клеток, которая должна содержать следующие сведения: номер клетки и ее цвет.

^ Таким образом, применение способа построения по точкам фактически преобразует графическое изображение, представленное в аналоговой форме, в дискретную форму, доступную для дальнейшей обработки компьютером.

В процессе кодирования изображения производиться его пространственная дискретизация, которую можно сравнить с мозаикой. Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки) и каждому фрагменту присваивается значение его цвета.

^ Качество кодирования изображения зависит от двух параметров.

  1. Размер точки. Чем меньше размер, тем выше качество.

  2. Количество цветов. Чем больше цветов, тем более качественно изображение.

Способы кодирования графической информации

  1. С учетом номера клетки;

  2. Без учета номера клетки, так как номера клеток идут по порядку. Наиболее экономичный способ.
^

1 Способ с учетом номера клетки (точки)


Задача: Каждая точка в простейшей цифровой фотографии размером 640x480 точек может быть изображена одним из 65000 цветов. При записи фотографии в файл на диск алгоритм сжатия позволяет уменьшить ее размер до 65 %. Определите, сколько килобайт будет занимать этот файл.

Решение:

  1. Определим общее количество точек составляющих рисунок P:

Р=640*480=307200 точек

  1. Определим количество информации требуемой для кодирования номера одной точки рисунка. Здесь используется формула K= 2n

K= 2n =307200; т.к. 218=262144 и 219=524288 то n=19 бит

  1. Определим количество информации требуемой для кодирования цвета n’. Здесь используется формула K= 2n

K= 2n =65000; т.к. 215=32768 и 216=65536 то n’=16 бит

  1. Определяем размер графического файла без сохранения на диск R’:

R’=P*(n+n’)=307200*(19+16)=10752000 бит.

Так как от нас требуется вычислить размер графического файла в килобайтах то переводим полученный результат в килобайты.

R’=(10752000\8)\1024=1312,5 Кб.

  1. Определяем размер графического файла записанного на диск с учетом алгоритмов сжатия.

R=(1312,5*65)\100=853,125 Кб.

Ответ: Графический файл, сохраненный на диск, будет занимать 853,125 Кб.
^

2 Способ без учета номера клетки (точки)


Считается, что клетки идут по порядку, поэтому их можно не учитывать.

Решение:

  1. Определим общее количество точек составляющих рисунок P:

Р=640*480=307200 точек

  1. Определим количество информации требуемой для кодирования цвета. Здесь используется формула K= 2n

K= 2n =65000; т.к. 215=32768 и 216=65536 то n’=16 бит

  1. Определяем размер графического файла без сохранения на диск R’:

R’=P*C=307200*16=4915200 бит.

Так как от нас требуется вычислить размер графического файла в килобайтах то переводим полученный результат в килобайты.

R’=(4915200\8)\1024=600 Кб.

  1. Определяем размер графического файла записанного на диск с учетом алгоритмов сжатия.

R=(600*65)\100=390 Кб.

Ответ: Графический файл, сохраненный на диск, будет занимать 390 Кб






Скачать файл (1023.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru