Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы к зачету БЖД НовГУ 2010 - файл Контрольные вопросы и ответы к зачету БЖД НовГУ 2010.doc


Вопросы и ответы к зачету БЖД НовГУ 2010
скачать (765.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Контрольные вопросы и ответы к зачету БЖД НовГУ 2010.doc1730kb.10.06.2010 00:55скачать

содержание
Загрузка...

Контрольные вопросы и ответы к зачету БЖД НовГУ 2010.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Контрольные вопросы к зачёту

1. БЖД как наука, ее цели и задачи.

2. Краткие исторические сведения о развитии опасностей.

3. Объект изучения и методы познания в БЖД.

4. Системный анализ безопасности.

5. Опасности. Таксономия, квантификация и идентификация опасностей.

6. "Дерево причин и опасностей".

7. Аксиома о потенциальной опасности.

8. Актуальность проблем БЖД.

9 Понятие о риске. Концепция приемлемого риска. Управление риском.

10. Характеристика человека как элемента "человек - среда". Стресс.

11. Общая характеристика анализаторов. Закон Вебера - Фекнера.

^ 12. Принципы обеспечения безопасности труда.

13. Методы обеспечения безопасности.

14. Средства защиты от опасностей.

15. Эргономические основы БЖД.

16. Понятие об управлении БЖД. Декомпозиция предметной деятельностью.

^ 17. Классификация опасных вредных производственных факторов (ОВПФ).

18. Микроклимат производственных помещений.

19. Нормирование микроклимата.

20. Методы и средства нормализации микроклимата.

^ 21. Освещение производственных помещений. Виды освещения. Нормирование освещенности.

22. Загрязнение воздушной среды производственных помещений.

^ 23. Классификация химических опасностей.

24. Мероприятия по оздоровлению среды.

25. Методы и средства борьбы с вредными химическими веществами.

26. Вентиляция производственных помещений. Классификация, устройство.

^ 27. Санитарно-защитные зоны.

28. Шум. Воздействие на организм. Защита от шума.

29. Вибрация. Воздействие на организм. Защита от вибрации.

30. Инфразвук. Воздействие на организм. Защита от инфразвука.

^ 31. Ультразвук. Воздействие на организм. Защита от ультразвука.

32. Воздействие электрического тока на организм человека.

33. Классификация помещений по эл. опасности.

34. Обеспечение электробезопасности. Способы и средства защиты.

^ 35. Первая помощь при поражении эл. током.

36. Статическое электричество и защита от него.

37. Молниезащита.

38. Электромагнитные поля. (ЭМП). Воздействие на организм человека. Защита от ЭМП.

39. Опасные, вредные факторы при работе на ПЭВМ.

^ 40. Организация рабочего места при работе с ПЭВМ.

41. Профессиональные заболевания при работе на ПЭВМ и их профилактика.

42. Лазерное излучение. Защита от действия лазерного излучения.

43. Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением.

^ 44. Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин.

45. Система законодательных актов и нормативно-техническая документация по охране труда.

46. Организация службы охраны труда на предприятии.

47. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

^ 48. Ответственность за нарушение законов об охране труда.

49. Инструктаж и обучение охране труда.

50. Классификация несчастных случаев.

51. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

^ 52. Причины несчастных случаев. Методы изучения производственного травматизма.

53. Меры по предупреждению несчастных случаев.

54. Причины возникновения профзаболеваний.

^ 55. Пожар и опасные, вредные факторы при пожаре. Общие сведения о процессе горения, взрыве. Причины пожара.

56. Основные показатели пожарной опасности материалов.

57. Возгораемость и огнестойкость строительных конструкций.

^ 58. Противопожарная безопасность: системы предотвращения и пожарной защиты.

59 Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

60. Способы защиты населения в ЧС.

61. Основные направления в решении задач обеспечения безопасности при ЧС.
^ 1. БЖД как наука, ее цели и задачи.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье

человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии;

описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между

характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях

движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).Петров – изобретатель

батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от

электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и

др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин

“техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает

восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы

“Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания

единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель –

выработка общих правил, закономерностей безопасности.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

^ Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

^ 2. Цель, задачи и практическое значение науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

^ Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

- описание жизненного пространства;

- формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

- организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

- разработку и использование средств биозащиты;

- реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

- обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
^ 2. Краткие исторические сведения о развитии опасностей.
3. Объект изучения и методы познания в БЖД.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе "Человек- Среда обитания" негативно действующих на человека и среду обитания. Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла. Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы "Человек - Окружающая среда" и возникает, когда их характеристики не совпадают.

^ Методы обеспечения БЖД:

1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

^ 4. Системный анализ безопасности.

Системный анализ безопасности

Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (например, обеспечение безопасности).

Система - это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определённый результат (цель).

Под компонентами (элементами, составными частями) системы будем понимать не только материальные объекты, но и отношения, связи.

Система управления, где один из элементов - человек-оператор, называется эргатической.

Например, вездеход - это техническая система, а пожар - системное явление, где компонентами являются горючее вещество, окислитель и источник воспламенения.

^ Цель системного анализа опасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления (повторения).

Известно, что реализация потенциальной опасности возможна через "причины". Чаще всего имеется целый ряд причин, способствующих проявлению опасности. Причины обычно связаны и образуют совместно с опасностями цепные структуры. Графическое изображение таких структур напоминает ветвящееся дерево.

Построение "деревьев" считается исключительно эффективным методом расследования и анализа аварий, травм, пожаров и т.п., поскольку построенное "дерево" даёт целостное представление картины исследуемых нежелательных событий. При этом, если мы будем вводить вероятностные характеристики реализации отдельных событий, тогда "дерево" можно существенно упростить, поскольку можно пренебречь мало вероятными событиями (причинами) и появляется возможность расчёта вероятности наступления любого нежелательного события.

Для построения "деревьев" приняты соответствующие обозначения элементов и логических операций.

Например:

И - логическая операция (И) указывает, что выходное событие произойдёт, если все входные события произойдут одновременно;

ИЛИ - логическая операция (ИЛИ) указывает, что для проявления выходного события достаточно свершения любого из входных событий;

А, Б и т.д. - входные события;

- выходное событие.

Пример 1.

Пожар произойдёт, если одновременно произойдут два события (логическая операция И) - появится горючее вещество и источник зажигания.



Рис. 1.2. Схема реализации логической операции "И"

Вероятность реализации события при логической операции (И) можно получить по формуле:

В(пожара) = В(А)·В(Б), (1.1)

где В - вероятности событий входящих (А и Б) и выходящего (пожар).

Пример 2.

Дорожно-транспортное происшествие наступит, если произойдёт любое из событий - правило движения нарушит пешеход или нарушение допустит водитель.



Рис. 1.3. Схема реализации логической операции "ИЛИ"

Вероятность реализации события при логической операции (ИЛИ) можно получить по следующей формуле:

В(ДТП) = В(А) + В(Б) - В(А)· В(Б). (1.2)

Анализ безопасности, выполненный до наступления нежелательных последствий, называется априорным. Цель - предупреждение аварий, катастроф, пожаров и т.п.

Анализ безопасности, выполненный после наступления нежелательных последствий, называется апостериорным. Цель - разработка рекомендаций, направленных на предупреждение (не повторение) подобных событий.

Разработана системная теория надежности, позволяющая количественным образом оценивать надежность системы. Системная методология надежности позволяет осуществлять анализ комплексно, включая индуктивный и дедуктивный методы.

Надежность – это свойство объекта выполнять технологические функции в установленных пределах и во времени.

Для количественной оценки надежности применяют вероятностные методы и величины.

Одно из основных понятий теории надежности – отказ.

Отказ – это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров.

В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в период заданного времени работы. В современных технических системах интенсивность отказов лежит в пределах 10-7 – 10-8 час-1. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой технический ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене.

В целях идентификации опасностей были разработаны многочисленные процедуры и методики анализа систем. К числу методик индуктивного анализа относятся анализ надежности, анализ отказов и их последствий, анализ человеческого фактора в анализе операций и ошибок и «деревья событий».

Дедуктивный анализ оперирует методом «дерева отказов». Все эти методики могут использоваться независимо одна от другой, но в сочетании они представляют собой более ценный аналитический инструмент.

Проблему можно разделить на два главных аспекта:

а) определение и описание типов отказов и сбоев;

б) определение последовательности или комбинации отказов как между собой, так и с «нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению нежелательного события.

После исследования различных отказов и их последствий переходят к поиску предупредительных мероприятий, который базируется непосредственно на данных, полученных на предшествующих стадиях изучения проблемы, и является этапом дополнения этих данных.

^ 5. Опасности. Таксономия, квантификация и идентификация опасностей.

Опасность - центральное понятие, как сферы безопасности жизнедеятельности в техносфере, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных) факторов на определенный объект (предмет) воздействия. При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия и появляется феномен опасности (например, ударная волна, аномальная температура, недостаток кислорода в воздухе, токсичные примеси в воздухе и т.п.).

Опасность - свойство, внутренне присущее сложной технической системе. Она может реализоваться в виде прямого или косвенного ущерба для объекта (предмета) воздействия постепенно или внезапно, и резко в результате отказа системы. Скрытая (потенциальная) опасность для человека реализуется в форме травм, которые происходят при несчастных случаях, авариях, пожарах и пр., для технических систем - в форме разрушений, потери управляемости и т.д., для экологических систем - в виде загрязнений, утрате видового разнообразия и др.

^ Определяющие признаки - возможность непосредственного отрицательного воздействия на объект (предмет) воздействия; возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникнуть аварии, взрывы, пожары, травмы. Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным для отнесения факторов к разделу опасных или вредных.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

^ ТАКСОНОМИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Таксономия - слово греческого происхождения (taxis - расположение по порядку + monos - закон) - определяется в словаре иностранных слов как "теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих обычно иерархическое строение". Таким образом, таксономия в науке - классификация и систематизация сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного зрения в области безопасности деятельности и позволяет познать природу опасностей, дает новые подходы к задачам их описания, введения количественных характеристик и управления ими. Представляется возможным привести примеры имеющихся таксономий:

- по природе происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные;

- производственные опасности: физические, химические, биологические, психофизиологические, организационные;

- по времени проявления отрицательных последствий: импульсивные (в виде кратковременного воздействия, например удар) и кумулятивные (накопление в живом организме и суммирование действия некоторых веществ и ядов);

- по месту локализации в окружающей среде: связанные с атмосферой, гидросферой, литосферой;

- по сфере деятельности человека: бытовые, производственные, спортивные, военные, дорожно-транспортные и т.д.;

- по приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический и т.д.;

- добровольные и принудительные опасности: воздействию опасностей можно подвергаться как добровольно, например, занимаясь горнолыжным спортом, альпинизмом или работая на промышленном предприятии, так и принудительно, находясь вблизи места событий в момент реализации опасностей. Такой подход позволяет выделять опасности производственные и непроизводственные (риск для населения);

- по структуре (строению): простые (электрический ток, повышенная температура) и производные - порожденные взаимодействием простых (пожар, взрыв и т.п.).

- по сосредоточению: сконцентрированные (например, место захоронения токсичных отходов) и рассеянные (например, загрязнение почвы осажденными из атмосферы выбросами тепловых электростанций).

Временной масштаб опасных событий



^ КВАНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Квантификация (лат. quatum - сколько) - количественное выражение, измерение, вводимое для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Опасности характеризуются потенциалом, качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия.

Потенциал проявляется с количественной стороны, например уровень шума, запыленность воздуха, напряжение электрического тока.

Качество отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например частотный состав шума, дисперсность пыли, род электрического тока.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации.

Мерой опасности может выступать и число пострадавших. Известно, например, что каждый добытый 1 млн.т угля в бывшем СССР "стоил" жизни одному шахтеру. В настоящее время в России этот уровень приблизился к двум.

Другой мерой опасности может быть и приносимый ее реализацией ущерб для окружающей среды, который только частично может быть измерен экономически (в основном через затраты на ликвидацию последствий).

Наиболее распространенной оценкой является риск - вероятность потерь при действиях, сопряженных с опасностями. Проблеме риска посвящена отдельная глава.

^ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Методы обнаружения опасностей делятся на:

- инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.

- экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.

- социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.

- регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.

- органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.

^ 6. "Дерево причин и опасностей".

Причинно-следственное поле опасностей

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент, зависит от текущего состояния системы «человек — среда обитания» и образует так называемое «поле опасностей».

Любая опасность реализуется, принося ущерб по какой—то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно—следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины, и т. д., таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры, или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево.

В строящихся “деревьях”, как правило, имеются “ветви” причин и “ветви” опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно—следственных связей.

Построение “деревьев” является исключительно эффективным при выявлении причин нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).

Многочисленный процесс ветвления “дерева” требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения полностью зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Есть несколько методов анализа. Анализ безопасности может осуществляться априорно и апостериорно до и после нежелательных событий. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным.

^ Априорный анализ выбирают такие нежелательные события, какие являются потенциально возможными для данной системы и пытаются определить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.

^ Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель такого анализ – разработка рекомендаций на будущее. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т. е. анализ начинается с заключительного события. Конечная цель всегда одна: предотвращение нежелательных событий.

Пример дерева причин и опасностей для случая производственного травматизма.



^ 7. Аксиома о потенциальной опасности.

Аксиома 1. Любая техническая система потенциально опасна. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере и проявляется при определенных условиях. Ни один вид технической системы при ее функционировании невозможно достичь абсолютной безопасности.

Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания:

Одним из главных понятий безопасности жизне­деятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

Анализ общественной практической деятельнос­ти дает основание для утверждения о том, что лю­бая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Напри­мер, мы не ощущаем до определенного момента уве­личение концентрации СО2 в воздухе. В норме ат­мосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация С02увеличивается. Угле­кислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в це­лом организм человека, пребывающего системати­чески в таких условиях, отреагирует сложными фи­зиологическими процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением арте­риального давления» Это состояние (гипоксия) мо­жет повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может приве­сти к травматизму и т. д.

Потенциальная опасность как явление — это воз­можность воздействия на человека неблагоприят­ных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусмат­ривает количественную оценку негативного воздей­ствия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск опреде­ляется как отношение тех или иных нежелатель­ных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать до­стигнутый уровень безопасности. Для обычных об­щих условий приемлемый риск гибели для человека принимается равным 10~6 в/год т. е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в миро­вой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Аксиома 2. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему "человек - техносфера". Одновременно существует и система "техносфера - природная среда". Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

^ 8. Актуальность проблем БЖД.

Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности (БЖД) вызвана тем, что со-

временный человек живет в мире опасности со стороны природных, антропогенных, тех-

нических, экологических, социальных и др. факторов.

Статистические данные говорят о все нарастающем негативном воздействии на че-

ловека и природную среду опасных и вредных факторов техносферы, свидетельствуют об

актуальности проблем, связанных с обеспечением БЖД и сохранением окружающей сре-

ды на современном этапе развития общества.

^ 9 Понятие о риске. Концепция приемлемого риска. Управление риском.

Риск - количественная оценка опасности, т.е. отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период (обычно год). Знание уровня риска позволяет сделать определённое заключение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейших усилий для повышения безопасности того или иного рода деятельности с учётом экономических, технических и гуманитарных соображений.

Полная безопасность не может быть гарантирована никому, не зависимо от образа жизни. Поэтому современный мир пришел к понятию приемлемого (допустимого) риска, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Во всём мире за приемлемый риск принята величина 10 -6 степени. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Затрачивая большие средства на повышение безопасности, человек наносит ущерб другим сферам экономики, при этом технический риск снижается, но увеличивается социальный.

^ Риск в узком смысле — количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого.

Р Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:

^ ИСК ПРИЕМЛЕМЫЙ - риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из экономических и социальных соображений. Риск эксплуатации промышленного объекта является приемлемым, если его величина настолько незначительна, что ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск.

^ Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям.

Таким образом, приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Пример определения приемлемого риска представлен на рисунке. При увеличении затрат на повышение безопасности технологий и совершенствование оборудования технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу.



Определение приемлемого риска

Зависимость риска от экономической стратегии носит статистический, усредненный характер. Поэтому нужно исходить не из минимального риска (нижней точки суммарной кривой), а из некоторого максимального допустимого уровня, расположенного чуть выше. В промежутке между этими двумя значениями и лежит область, в которой у человека остается свобода выбора.

В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 … 10-6 (1/год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке.

Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Для экосистем максимально приемлемым риском считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным (мотивированным). Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск, – «планируемое повышенное облучение», допускаемое в исключительных случаях для лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий.

немотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

^ Управление риском можно осуществлять инвестируя следующие направления деятельности: - совершенствование технических систем; - подготовка и совершенствование персонала; - ликвидация ЧС и аварий.

В основе управления риском лежит сравнение затрат и полученных выгод от снижения риска.

^ 10. Характеристика человека как элемента "человек - среда". Стресс.

Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система “Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-Окружающая среда”(Ч-ОС).

Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

  • “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль:

  1. объект защиты,

  2. объект обеспечения безопасности,

  3. источник опасности.

Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.

Система защиты. Человек как биологическое существо.

Выделим основные системы защиты:

  1. системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),

  2. иммунная система,

  3. система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз(ис))

    1. система терморегуляции,

    2. система регуляции частоты сердечных сокращений,

    3. - \\ - кровяного давления.

Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:

  1. снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),

  2. развитие заболеваний,

  3. травматизм,

  4. смерть.

Нервная система человека. Анализатор.
Головной мозг спинной мозг



Центральная Периферийная



Нервная система




^ Соматическая Вегетативная

-связь с внешним миром, - внутр. cреда:

-обеспечение движения человека обмен веществ,

кровообращение,

выделения,

размножение.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (765.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru