Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл 1.doc


Лекции
скачать (1131.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1132kb.19.12.2011 07:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА........................................................................... 8

.1. Возникновение, понятие и признаки государства.......................... 8

Форма государства............................................................................ 12

Функции государства ....................................................................... 16

.4. Право в системе социальных норм и его признаки ..................... 18

.5. Ценность права.................................................................................. 23

.6. Государство и право в обществе переходного периода ............... 24

Вопросы для самопроверки ..............^....................................................... 26

Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ......................................................................................................... 27

2.1. Понятие и признаки норм права..................................................... 27

2.2. Структура норм права, их виды и расположение

в нормативно-правовых актах......................................................... 30

2.3. Юридическая техника...................................................................... 33

2.4. Толкование норм права .................................................................... 39

2.5. Действие нормативно-правовых актов........................................... 43

Вопросы для самопроверки ...................................................................... 48

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

^ СОВРЕМЕННОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА..................................................... 49

3.1. Правовая система и правовая семья .............................................. 49

3.2. Романо-германская правовая семья................................................ 49

3.3. Англо-американская правовая семья ............................................. 50

3.4. Религиозно-традиционная правовая семья.................................... 52

3.5. Международное право как особая система права........................ 55

Вопросы для самопроверки ...................................................................... 57

Лекция 4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ ................................................... 58

4.1. Система источников права в Российской Федерации .................. 58

4.2. Правотворческая практика в Российской Федерации .................. 63

Вопросы для самопроверки ...................................................................... 68

Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА............................. 69

5.1.Общая характеристика системы права .................………….........69

5.2.Предмет и метод правового регулирования .................................. 74

5.3.Публичное и частное право............................................................. 76

5.4. Отрасли российского права (краткая характеристика) ................ 78

5.5. Система права и система законодательства.................................. 87

Вопросы для самопроверки ...................................................................... 91

Лекция 6. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ........................................................................... 92

6.1. Понятие и признаки правонарушения ........................................... 92

6.2. Состав правонарушения .................................................................. 94

6.3. Причины и условия правонарушений ............................................ 97

6.4. Понятие, признаки и функции юридической

ответственности................................................................................ 99

6.5. Принципы юридической ответственности .................................. 101

6.6. Виды юридической ответственности ........................................... 106

Вопросы для самопроверки .................................................................... 109

Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ..................................................... ПО

7.1. Понятие и принципы законности ................................................. ПО

7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок................ 112

7.3. Гарантии законности и правопорядка.......................................... 114

7.4. Правомерное поведение....................................................—.——— Н7

Вопросы для самопроверки .................................................................... 120

Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.......................................... 121

8.1. Условия возникновения и развития правового государства...... 121

8.2. Основные принципы правового государства............................... 125

8.3. Реализация основных принципов правового государства

в Российской Федерации ...........—...—..—................................ 127

Вопросы для самопроверки .................................................................... 133

Лекция 9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА ........ 134

9.1. Общая характеристика Конституции

Российской Федерации ...................................................134

9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации ......... 135

9.3. Теоретические основы конституционного строя

Российской Федерации ............................................. 137

Вопросы для самопроверки ............................................................... 142

Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................... 143

10.1. Теоретические принципы федеративного устройства

России .............................................................................. 143

Ю.2.Практика федеративных отношений в России............................ 147

10.3. Конституционное строение системы органов

государственной власти в Российской Федерации..................... 151

10.4. Практика взаимодействия органов государственной власти

в Российской Федерации ............................................................... 158

Вопросы для самопроверки .................................................................... 160

Лекция 11. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ.

^ ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИ ЛИЦА.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ .............................................................. 161

11.1. Гражданские правоотношения и их субъекты ............................. 161

11.2. Общие положения о праве собственности .................................. 169

Вопросы для самоконтроля.................................................................... 172

Лекция 12. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО............................................................ 173

12.1.Понятие, стороны и исполнение обязательства.......................... 173

12.2. Обеспечение исполнения обязательств ....................................... 175

12.3. Ответственность за нарушение обязательств ............................. 180

12.4.Прекращение обязательств............................................................ 181

12.5.Наследственное право.................................................................... 183

Вопросы для самоконтроля.................................................................... 185

Лекция 13. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ВЗАИМНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ................................................................. 186

13.1.Правовая основа брачно-семейных отношений......................... 186

13.2. Права и обязанности супругов ...................................................... 187

13.3.Права и обязанности родителей ................................................... 189

13.4.Права и обязанности детей ........................................................... 191

13.5. Ответственность по семейному праву ......................................... 193

Вопросы для самоконтроля.................................................................... 194

Лекция 14. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ ........................... 195

14.1.Понятие, содержание и срок трудового договора....................... 195

14.2.Заключение и изменение трудового договора............................. 197

14.3.Прекращение трудового договора................................................. 199

14.4.Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение....... 205

Вопросы для самоконтроля................................................................ 206

Лекция 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ .................................................................... 207

15.[.Административное правонарушение, наказание,

ответственность и их субъекты..................................................... 207

15.2.Виды административных наказаний ............................................ 209

Вопросы для самоконтроля......................................................... 212

Лекция 16. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ...................................................................... 213

16.1.Понятие и категории преступлений ............................................. 213

16.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния ............... 214

16.3. Уголовное наказание ...................................................................... 216

16.4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания ...... 220

Вопросы для само/сон/иродя.................................................................... 222

Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА................... 223 -

17.1.Основные проблемы экологического права................................. 223 ;-

17.2. Система законодательства в области использования

и охраны природной среды ........................................................... 225

17.3.Основные принципы экологического права................................ 226

Вопросы для самоконтроля.................................................................... 229

Лекция 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ................................................... 230

18.1. Информация как объект защиты................................................... 230

18.2. Защита государственной тайны .................................................... 234 '?,

Вопросы для самоконтроля.................................................................... 238

Литература.............................................................................................. 239 ;<

Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1.1. Возникновение, понятие и признаки государства

Государство представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и различными способами. Однако создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.

Возникновение государства — закономерный этап развития человеческого общества, отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность, богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, приспосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности.

Постоянное усложнение социальной системы, какой является общество, привело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обусловленное накоплением излишков в результате разделения труда, было источником недовольства для бедных и в то же время опасности для богатых, что делало невозможным прежнее совместное существование. Возникла потребность в охране нажитого богатства и новой организации управления обществом.

Таким образом, возникновение государства было обусловлено прежде всего социальными факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако наряду с ними на формирование государства повлияли и демографические, психологические, географические, внешние факторы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к оседлому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх человека, стремление защититься от других людей посредством «третьей» силы. Возникновение и развитие государства заметно быстро происходило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость защиты от воинствующих соседей, стремившихся удовлетворить свои потребности захватом новых территорий и порабощением местного населения. Там, где такое порабощение происходило, также появлялась потребность в новом управлении обществом.

Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций, существующих в нем (политических партий, различных объединений). К этим признакам можно отнести следующие.

• Наличие аппарата управления. Он состоит из системы органов, осуществляющих различные функции государства. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению.

В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым относятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и подчиненные им вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения, контрразведка и т.

• Четко определенная территория. Государство осуществляет свою власть на определенной территории, границы которой зафиксированы в правовых документах. Территория государства, за редкими исключениями, имеет административно-территориальное деление

• Постоянное население. На территории государства постоянно проживает определенное количество населения, что достигается не только невозможностью для большинства людей постоянного перемещения в пределах и за пределы территории государства, но и признанием их с рождения, а также в некоторых других случаях, гражданами определенного государства, наделением их состоянием гражданства.

Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

• Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения.Всамом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях, в решении вопросов международного и мирового значения.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства.

• Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например в нормативно-правовых актах. Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны).

• Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющиеся его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируют государство внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно кратко определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую суверенную власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

1.2. Форма государства

Несмотря на наличие у всех государств общих признаков, они имеют различные формы. Под формой государства понимается его устройство и организация власти. Ее содержание составляют правление, государственное устройство и политический режим, каждый из которых имеет свои формы.

• Форма правления — это организация верховной власти государства, порядок образования и полномочия его органов, степень участия населения в их формировании. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. По этому признаку выделяются монархические и республиканские формы правления (монархии и республики).

Монархией называется государство, в котором высшая власть принадлежит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран (Романовы в России) или прийти к власти путем захвата. В дальнейшем власть монарха передается по наследству (преемству).

Другой разновидностью монархической формы правления является конституционная (ограниченная) монархия, которая подразделяется на дуалистическую (сохраняется вся полнота исполнительной власти) парламентарную. (азначенные монархом министры зависят от доверия парламента)Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолютной монархии, поэтому она является более прогрессивной формой правления.

В отличие от монархии при республиканской форме правления высшая государственная власть принадлежит периодически избираемому народом представительному органу, осуществляющему законодательную власть. Установлению республики обычно предшествует монархическая форма правления.

Республики подразделяются на аристократические и демократические, парламентарные и президентские.

В аристократических республиках в выборах представительного органа участвуют только привилегированные (богатые и состоятельные) слои населения, что было характерно для прошлого ряда государств. В демократических республиках в выборах представительного органа участвуют все совершеннолетние граждане.

При парламентарных республиках деятельность должностных лиц исполнительной власти (президента, председателя правительства, министров) контролируется парламентом, который имеет право самостоятельно отстранять их от должности за неисполнение законов.

Президентская республика характеризуется тем, что президент признается главой государства и избирается населением непосредственно. Президент имеет широкие полномочия по формированию правительства, руководит вооруженными силами, может распускать парламент и назначать судей, осуществлять собственное нормотворчество. Досрочное смещение президента с должности крайне затруднено.

• Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами.

По форме устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарные государства (например, Италия) отличаются неделимостью территории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Имеющиеся в унитарных государствах административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены самостоятельной государственной властью.

Федерация — это сложное государство, представляющее собой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы власти, решения которых обязательны на территории всей страны, но и органы власти государств, находящихся в ее составе.

Конфедерация — объединение суверенных государств, которые могут быть как унитарными, так и федеративными. В отличие от федераций конфедерации создаются на время, для достижения определенных целей. Члены конфедерации остаются субъектами международного права, имеют собственное гражданство, систему органов власти. Акты, принимаемыми конфедеративными органами, для вступления в силу должны быть одобрены законодательными органами членов конфедерации.

• Форма политического режима. Политический режим, в отличие от формы правления и государственного устройства, представляет собой менее формализованную и более изменчивую характеристику. Если в законах государств всегда содержится указание на форму правления и государственного устройства (например, федеративное государство с республиканской формой правления в России — ст. 1 Конституции), то указание на форму политического режима может либо отсутствовать, либо меняться исходя из методов осуществления власти и степени выражения государством интересов различных социальных групп без изменения законов. Другими словами, политический режим — это практический характер взаимоотношений органов и должностных лиц государства с гражданами и негосударственными образованиями в обществе.

Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и государственного устройства, кадрового наполнения государственных органов, международной обстановки, уровня государственно-правовых знаний у населения и других факторов, в юридической литературе выделяют много: демократический, тоталитарный, олигархический, полицейский, авторитарный, фашистский и т. п. Однако все они могут быть объединены в две большие группы: демократический и антидемократический.

Демократический режим, т. е. режим народовластия, имеется в том государстве, где действует законно избранный народом парламент, обладающий необходимой полнотой государственной власти для существенного влияния на положение дел в государстве, реально осуществляются закрепленные в законах права всех граждан, общественные объединения имеют равные условия деятельности, укрепляется экономическое положение, идет бескомпромиссная борьба с любыми правонарушениями. Нынешняя же Россия, хотя и провозглашена демократическим государством (ст. 1 Конституции), лишь в самых минимальных масштабах имеет названные демократические ценности. Все остальные политические режимы при всей их специфике едины в том, что в них эти ценности попираются или отрицаются.

1.3. Функции государства

Любое государство выполняет свои функции, т. е. главные направления деятельности, выражающие его сущность и назначение в обществе в конкретно-исторических условиях. В системе функций государства их несколько.

• Экономическая функция. Она отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать законам развитию производительных сил, создавать условия для реализации экономических прав граждан. Государство также непосредственно участвует в экономической деятельности общества.

• Социальная функция. Выполняя ее, государство должно обеспечить провозглашенные им права каждого на жилище, образование, труд и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение. Социальная функция государства ориентирована прежде всего на малоимущие слои населения.

• Политическая функция. Любое государство обеспечивает собственную безопасность. Некоторые государства этой целью оно подавляет оппозиционные политические силы, другие – устанавливает правила создания и деятельности политических общественных объединений (прежде всего партий), выражающих интересы различных социальных групп и национальностей, охраняют свой суверенитет. Политическая функция реализуется государством не только внутри страны, но и в международных отношениях путем установления и осуществления дипломатических отношений, участия или, наоборот, неучастия в поддержании международной безопасности, захвата чужих территорий или обороны от такого захвата и т. п. Политическая функция подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

• Идеологическая функция. Ее не следует сводить только к установлению и пропаганде определенного социального учения. Данная функция подразумевает также участие государства в развитии культуры, образования, науки, проявление того или иного отношения к религии.

• Экологическая функция. Эта функция стала выделяться в самостоятельную недавно. Необходимость ее осуществления обусловлена деятельностью людей, ставящей их жизнь на Земле под угрозу в результате создания и использования оружия массового поражения, истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. В рамках этой функции государство осуществляет меры по уменьшению последствий стихийных бедствий.

1.4. Право в системе социальных норм и его признаки

Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называются социальными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;

являются правилами поведения, соответствующими требованиям времени и обстановки;

— упорядочивают общественные отношения;

представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.

Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.

• Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай». Мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения. У морали и права при возможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать.

• Право и обычаи. Обычаи — это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.

• Право и религиозные нормы. Не случайно ряд библейских заповедей («не убий», «не укради» и т. п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Однако значение таких религиозных норм не следует абсолютизировать.

В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограничения

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих..

• Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, поскольку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов, садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

• Право и технические нормы. Принадлежность технических норм к социальным имеет дискуссионный характер. Технические нормы — это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства.. Однако технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

  • Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером отношений классов и других социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

  • Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм, виновные привлекаются к юридической ответственности.

  • Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.

  • Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов— отраслей, институтов и норм.

  • Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Все они образуют право в совокупности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи.

  • Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

  • Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности.

Таким образом, право — это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

1.5. Ценность права

Право является социальным явлением, поэтому к нему применимо понятие социальной ценности как явления объективной действительности, способного удовлетворить определенные социальные потребности. Следовательно, ценность права должна раскрыть его положительную роль для общества и отдельных личностей. Ценность права проявляется в следующем.

Право упорядочивает общественные отношения, делает их цивилизованными и устойчивыми. Оно оказывает воздействие на поведение людей посредством согласования их разных интересов, ограничивает частные устремления в общих интересах.

Право неотделимо от свободы и выражает масштаб свободы личности в обществе. На основе права можно отделить подлинную свободу от произвола, бесконтрольности и безответственности отдельных людей и их объединений.

Право способно быть выразителем идей справедливости. В демократическом государстве право является критерием справедливого (правильного) распределения материальных и духовных благ, реально закрепляет равенство всех перед законом..

Право в демократическом государстве способствует прогрессивному развитию общества во всех сферах жизни. Только на основе правовых норм государство и негосударственные субъекты могут наладить производство материальных благ в необходимом объеме, обеспечить их наиболее справедливое распределение.

Право, особенно международное, является основой для разрешения межнациональных и международных проблем, эффективным сдерживающим фактором против развязывания войн, создания угрозы мировой безопасности.

Однако не следует преувеличивать ценность права, т. е. заниматься правовым идеализмом. Недостаточно, например, просто принять закон, чтобы те или иные общественные проблемы были решены. Закон должен действовать, и для этого, по крайней мере, на начальном этапе, когда нормы закона только входят в общественную практику, необходима активная деятельность государства. Оно должно обеспечивать действие закона путем подбора исполнителей его норм, изыскания достаточных материальных ресурсов и создания других условий. Игнорирование этого означает недопонимание не только сущности права, но и законов общественного развития. Поэтому правовой идеализм, переоценивающий право, иногда оказывается вреднее правового нигилизма, недооценивающего право и проявляющегося в нарушении его норм.

1.6. Государство и право в обществе переходного периода

Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.

В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.

Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны.

Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти. Государство становится неспособно защитить права большинства граждан, а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.

В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.

Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения.

В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).

Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.

(?) Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы являются главными в возникновении и развитии государства?

2. Каковы основные разновидности политического режима?

3. В чем заключается идеологическая функция государства?

4. Какие социальные нормы являются первичными и почему?

5. Каковы признаки права как вида социальных норм?

6. В чем проявляется ценность права, его недооценка и переоценка?

7. Какова роль государства и права в обществе лереходного периода?
Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

2.1. Понятие и признаки норм права

Сущность и назначение нормы права (правовой нормы) — установление правил поведения, устойчивых взаимосвязей между субъектами права (людьми, государством, организациями и т. п.). Соблюдение норм права является необходимым условием улучшения жизни людей. Нормы права выражают закономерности отношений между различными лицами, следование которым на практике приводит к возникновению необходимых общественных отношений.

Нормы права в РФ обычно закрепляются в нормативно-правовых актах законодательных и исполнительных органов власти. В других государствах нормы права закрепляются также в судебных решениях (прецедентах), нормативных договорах, религиозных текстах, правовых доктринах и обычаях, называемых источниками права.

Все нормы права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих отграничить их от ненормативных правовых предписаний, право-применительных (индивидуальных) актов и других социальных норм (моральных и др.). Эти признаки перечисленны ниже.

• Властность. Этот признак норм права нужно поставить на первое место, поскольку они устанавливаются властью государства. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов, содержит властное веление государства. Государство, установившее такие правовые нормы, заинтересовано в их действии и обязано охранять их от нарушений. Норма, не действующая на практике, не может считаться надлежаще охраняемой государством и, следовательно, установленной в интересах большинства населения страны.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменять их или признавать утратившими силу.

• Формальная определенность (письменная форма). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме.

Письменная форма необходима правовым нормам, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно-правовых актах.

• Нормативность. Норма права потому и называется «нормой», что она должна применяться всеми и всякий раз, когда на практике возникают обстоятельства, на которые она рассчитана.

• Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение кем либо от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, без сбоев, она сама должна отвечать определенным требованиям, а именно:

• не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;

• содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;

обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.

Чем выше степень несоблюдения всех этих требований, тем больше общеобязательные правовые нормы становятся фиктивными.

Действие правовых норм может распространяться не на всех, а лишь на часть субъектов права: пенсионеров, государственных служащих, коммерческие организации, государственные органы и т. п. В таких случаях они становятся общеобязательными для субъектов, прямо указанных в самих нормах.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

От норм права необходимо отличать правовые нормативные предписания, непосредственно не регулирующие общественные отношения, но являющиеся необходимой предпосылкой их действия. Не относятся, например, к нормам права декларативные положения, принципы осуществления той или иной деятельности и т. п.

Это говорит о том, что текст нормативно-правового акта не должен быть перегружен положениями, не являющимися нормами права. Лучше отказаться от закрепления в законе принципов регулирования, которые не получают развития в нормах права. Соотношение принципов и норм

2.2. Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах

Структура правовой нормы — это ее смысловое построение в соответствии с законами логики и сущностью общественных отношений, на регулирование которых она рассчитана. Поэтому норма права в той или иной форме (обязывания, запрещения, дозволения, управомочивания) должна содержать элементы, определяющие:

условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях;

содержание правила поведения участников правоотношения — их права и обязанности;

неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения правовой нормы.

Названные элементы правовой нормы получили соответственно название гипотезы, диспозиции и санкции. Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная часть ее элементов. В ней выражены специфические качества, отличающие право от других социальных норм.

Нормы права весьма разнообразны и поэтому классифицируются по многим критериям. Можно назвать следующие виды правовых норм.

Регулирующие различные виды общественных отношений: имущественные, трудовые и другие отношения, что во многом определяет построение всей системы права.

Императивные и диспозитивные. Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированных в них правил, не допускающая замену предписаний этих норм по усмотрению участвующих в применении лиц иных условий.

Особенностью диспозитивных норм является то, что, свидетельствуя о предоставлении государством гражданам широких прав и свобод, они позволяют участникам правоотношения самим выбирать варианты поведения.

• Материальные и процессуальные. В то время как нормы материального права выражают содержание деятельности государственных органов и других субъектов, определяя их правовое положение, компетенцию и т. д., процессуальные нормы закрепляют порядок, способы, методы осуществления этой деятельности путем установления конкретных организационно-правовых (процессуальных) форм реализации материальных норм (норм материального права).

• Правонаделительные и правоохранительные. Если первые устанавливают права и обязанности, то вторые служат целям их гарантирования, охраны и защиты на случай возможного нарушения.

В связи с тем что общественные отношения, регулируемые нормами права, неодинаковы по своему объему, указанные нормы можно классифицировать на общие, специальные. Общие нормы направлены на регулирование нескольких общественных отношений и могут устанавливать, что они действуют, если нет специальных норм, направленных на регулирование отдельного общественного отношения (например, положения ГК о залоге в отношении залога недвижимости).

Однако норма права не тождественна статье нормативно-правового акта. Поэтому одна правовая норма зачастую содержится в двух и даже более актах. Типичный пример: санкция за нарушение правовых норм, объединены в КоАП РФ, а в законах говорится лишь о том, что за нарушение его положений ответственность устанавливается законодательством.

Актом, содержащим все элементы одной нормы права, является, в частности, ГК. Он, например, определяет договор купли-продажи (гипотезу), устанавливает права и обязанности продавца и покупателя при исполнении договора (диспозицию) и ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение (санкцию).

2.3. Юридическая техника

Юридическая техника— это система правил подготовки наиболее совершенных по форме и содержанию правовых актов.

Все правовые акты — как нормативные, так и ненормативные — должны иметь форму, свидетельствующую об их официальном характере и юридической силе. В зависимости от вида акта (закон, указ, постановление) она несколько различается, но имеет и общие признаки, которые приведены ниже.

• Наименование. В наименовании кратко отражается предмет регулирования или существо вопросов, которые решает данный акт, определяется его тематика.

33

Наименование — главный реквизит акта. Положения, содержащиеся в акте, не должны противоречить его наименованию.

• Подпись. Акт подписывается издавшим его должностным лицом или руководителем органа. Федеральные законы и указы подписываются Президентом. Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства.

• Дата принятия (издания). При официальном опубликовании федерального закона после его наименования указывается дата принятия его Государственной Думой и дата одобрения Советом Федерации (если оно было). Датой издания акта считается дата подписания акта Президентом (для федеральных законов и указов) или Председателем Правительства. Число и год издания указываются арабскими цифрами, месяц издания — словом (например, 3 августа 2002 г.).

• Номер. Номер акта обозначается арабскими цифрами. Номер федерального закона завершается дефисом и буквами «ФЗ», федерального конституционного закона— буквами «ФКЗ». С началом каждого календарного года нумерация актов начинается заново. Не может быть, чтобы два акта одного вида (например, два указа), изданные в один год, имели одинаковый номер.

При отсутствии хотя бы одного из названных реквизитов правовой акт не может считаться официальным документом, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению. Все они, за исключением наименования, после издания акта не могут быть изменены никакими другими актами.

С точки зрения содержания к правовому акту предъявляются следующие требования.

• Соблюдение правил русского языка. Правовые акты в РФ издаются на русском языке, который является государственным языком РФ (ст. 68 Конституции).

• Монологический (от одного лица) способ изложения в письменной форме. Нельзя ставить на один уровень с правовыми актами какие-либо устные заявления, интервью руководителей государства, даже если в них говорится, что «готовится к подписанию» (варианты: «подписан», «дано поручение разработать» и т. д.) соответствующий акт.

• Ясность стиля изложения правового акта. Этого можно достигнуть, если избегать неоправданно длинных предложений, частого использования отсылочных положений, употребления малоизвестных терминов и устаревших слов. Слова в акте должны употребляться в том значении, какое они имеют в момент его издания. Большое значение имеет единство используемых в акте терминов. Одни и те же термины должны использоваться во всем тексте акта, в том числе при внесении в него изменений. Поэтому в последнее время в акты, в основном в федеральные законы, включаются положения об основных используемых ими понятиях.

• Официально-деловой язык акта должен быть «сухим», т. е. точным, лаконичным и строгим. В тексте акта не должно быть образных сравнений, юмора, проявления эмоций.

• Отсутствие противоречий внутри акта. Недопустимо, например, предписывать разными положениями одного и того же акта взаимоисключающие правила поведения.

• Компактность изложения положений акта при всесторонности регулирования ими конкретных общественных отношений. Нужно полностью изложить все необходимые положения акта. Искусственное ограничение выражений текста вызовет недоразумения на практике, приведет к необходимости издавать другие, «разъясняющие», акты.

• Издание по одним и тем же вопросам минимального количества актов. Это облегчает доступ к ним и пользование.

• Четкое разграничение нормативных и ненормативных положений, норм временного и постоянного действия.

• Логическая последовательность изложения текста акта. Общие положения акта всегда должны предшествовать особенным положениям. При этом необходимо избегать как чересчур общих, так и чрезмерно конкретных, казуистических положений.

Текст правового акта подразделяется, как правило, на главы, главы — на статьи (в законах), статьи — на части или пункты, части или пункты — на подпункты или абзацы. Положения актов в табличном виде без нумерации (например, шкала налогов) делятся на позиции. Обычно все части текста правового акта обозначаются родовым понятием «положение».

Статьи правового акта имеют сквозную (независимо от деления на главы) и сплошную (без пропусков в расчете на внесение дополнений) нумерацию. Статьи нумеруются арабскими цифрами, каждая статья может сопровождаться наименованием. Если в акт вносятся изменения, то нумерация статей или пунктов соответственно

В нормативно-правовом акте должны быть также положения о вступлении его в силу.

2.4. Толкование норм права

Вступившая в силу правовая норма применяется в конкретных отношениях в зависимости от того, как она толкуется участниками этих отношений. Толкование — это прежде всего уяснение содержания нормы права, выраженной в ней воли государства. В свою очередь, субъект, уяснивший содержание нормы, может при необходимости давать ей свое толкование, разъясняющее ее смысл. Поэтому толкование норм права — это деятельность, направленная на их уяснение и разъяснение.

Грамотное толкование норм права невозможно без хорошего знания русского языка, внимательного изучения текста толкуемой нормы во взаимосвязи с иными нормами, учета уровня правосознания большинства правоприменителей, предвидения последствий толкования, с тем чтобы не допустить искажения смысла нормы. Поэтому авторы проектов нормативно-правовых актов обязаны предвидеть как можно больше вариантов толкования правовых норм и сформулировать их так, чтобы субъекты толкования не имели оснований выбирать неверные варианты. Неопределенность содержания норм права, напротив, допускает возможность произвольного усмотрения в процессе правоприменения.

Толкование норм права в зависимости от его общеобязательности подразделяется на два вида: официальное, имеющее общеобязательное значение, и неофициальное, имеющие характер пожелания.

Официальное толкование — это разъяснение содержания норм права управомоченным государственным органом или должностным лицом. Например, ст. 125 Конституции наделяет правом толкования Конституционный Суд. Официальное толкование может быть нормативным или казуальным.

Нормативное толкование подлежит применению всякий раз, когда действует истолкованная норма.

В зависимости от органа, который дает нормативное толкование норм права, оно может быть аутентичным и легальным. Аутентичным признается толкование норм права, даваемое тем субъектом, который издал толкуемые нормы права. Такое толкование может осуществляться любым органом, обладающим правотворческой компетенцией. Легальное толкование осуществляется органом, наделенным другим органом правом толкования нормативно-правового акта. Например, во многих законах о налогах содержались положения о том, что разъяснения этих законов даются Государственной налоговой службой.

Казуальное (от слова «казус» — случай) толкование применяется при разрешении конкретного дела и обычно дается судебными органами. Оно может быть использовано при разрешении других дел, если его применение не противоречит существу конкретных общественных отношений. При других обстоятельствах оно будет распространяться только на тот случай, в связи с которым разрешено то или иное дело.

Неофициальное толкование дается в документах, не имеющих общеобязательного значения. Субъектами неофициального толкования являются все люди, применяющие нормы права. Различают три вида неофициального толкования: обыденное, профессиональное и доктриналъное.

Обыденное толкование дается людьми, не обладающими специальными знаниями в области права. Такое толкование без вины толкователя нередко бывает ошибочным, поэтому к нему, особенно если оно дается в средствах массовой информации, нужно относиться очень осторожно, проверяя его посредством профессионального толкования, т.е. на более высоком уровне.

Профессиональное толкование дают либо люди, имеющие юридическое образование, либо работники, имеющие большой опыт практической работы и свойственный ему уровень правовых знаний в соответствующей области (лучше, когда и то и другое совпадает в одном лице). Такое толкование характеризуется систематизированным и относительно глубоким знанием некоторых норм права.

Доктринальное толкование дается юристами, имеющими ученую степень кандидата или доктора юридических наук, в монографиях, комментариях законодательства, экспертных заключениях на законопроекты, лекциях. Такое толкование содержит наиболее основательный анализ правовых явлений, конкретных норм права, разъясняет их применение на научной основе. Разновидностью доктринального толкования в нашей стране является особое мнение судьи Конституционного Суда по конкретному делу.

Толкование норм права как познавательная деятельность осуществляется несколькими способами.

• Грамматический.

• Логический.

• Систематический.

• Исторический.

• Целевой.

Следует сказать и об объеме (результате) толкования норм права, который независимо от способа толкования может быть адекватным, распространительным или ограничительным.

Основной критерий выбора объема толкования — положение ст. 2 Конституции о признании, соблюдении и защите государством, а значит, любым его органом или должностным лицом, прав и законных интересов граждан. Например, если закон о военной службе предусматривает, что призыву на службу подлежат граждане «до» 27 лет, то нельзя расширительно толковать содержащийся в законе предлог «до», призывая в армию граждан, которым пошел 28-й год. В равной мере недопустимо посредством ограничительного толкования рассматривать, например, в качестве ветеранов только ветеранов боевых действий, поскольку это лишает других ветеранов (ветеранов труда и других) полагающихся им льгот.

2.5. Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов определяется по ряду критериев, к которым можно отнести следующие.

Объект действия, т. е. общественные отношения, на которые распространяется акт.

• Время действия. Действие акта во времени продолжается с момента вступления в силу до момента утраты силы.

1. Федеральный закон от 4 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1 (в ред. от 22.10.99). В соответствии с ним на территории России применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации

2. Указ Президента от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1 (в ред. от 13.08.98). В соответствии с ним акты Президента и Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. и только после этого они подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в ведомственном приложении к «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

По общему правилу нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, т. е. применяются только к тем отношениям, которые возникают после введения их в действие. Обратная сила акта — это такое его качество, при котором он предполагается действовавшим в момент возникновения правоотношения и применяется к правам и обязанностям, уже осуществленным в соответствии с прежним законодательством.

Применение акта с обратной силой может происходить только в случаях, прямо им предусмотренных, а также при условии, что он не ухудшает положение граждан до его официального опубликования. Обратную силу можно придавать только акту, направленному на улучшение положения граждан

Действие акта во времени продолжается до момента утраты им силы. Акт может утратить силу по различным причинам.

• Пространство действия. По действию в пространстве акты различаются в зависимости от того, на какую территорию это действие распространяется. Акты могут действовать на всей территории России или лишь на части ее территории. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ.

• Субъекты действия. Выяснить действие нормативно-правовых актов по субъектам — значит определить, кому адресованы их предписания. Обычно действие актов распространяется на всех субъектов.

Действие нормативно-правовых актов по субъектам не следует сводить к действию по кругу физических лиц. Действие актов может касаться самых разных субъектов права: граждан и их отдельных категорий (несовершеннолетних, пенсионеров, государственных служащих и т. д.), юридических лиц и их отдельных видов (государственных предприятий, акционерных обществ и др.), должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, органов местного самоуправления, государственных органов, субъектов Российской Федерации, государства в целом, всего народа.

® Вопросы для самопроверки

1. Каким требованиям должна соответствовать правовая норма?

2. Какая правовая норма является диапозитивной?

3. Чем обусловлена необходимость толкования норм права?

4. Какие существуют виды и способы толкования норм права?

5. В каких случаях нормативно-правовой акт может иметь обратную силу?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1131.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru