Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция- Прогнозирование,проектирование и моделирование в социальной работе - файл 1.doc


Лекция- Прогнозирование,проектирование и моделирование в социальной работе
скачать (371.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc372kb.19.12.2011 08:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 1.оциальная полипика и социальная деятельность как главные объекты социального прогнозирования, проектирования и моделирования Вопросы

1. Социальная политика: понятие, виды, принципы разработки и реализации.

2. Проблемно-целевая ситуация в социальном прогнозировании и проектировании.

3. Роль прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе.

1 Социальная политика: понятие, виды, принципы разработки и реализации

Политика - это сфера деятельности, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Власть обеспечивает целостность, управляемость и организованность человеческого общества. Центральным субъектом политики, удерживающим власть, является государство.

Политика по своей структуре подразделяется на внутреннюю и внешнюю Внешняя политика обусловлена спецификой проявления и реализации социальных, национальных и государственных интересов на международном уровне. Основное содержание внутренней политики составляют отношения социальных слоев и групп внутри общества.

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.

Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Социальная политика реализуется через различные формы социальной работы и оформляется в социальных программах. Программа - это описание будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанная на достижение определенных результатов в будущем.

В технологии социальной политики и социальной работы на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики и социальной работы лежат два ведущих принципа:

• обоснованность, то есть расчет и обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами:

• реалистичность, то есть ориентация социальной политики и социальной

работы не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое

решение наиболее значимых из них.

После разработки социальной политики и организации социальной работы «включается» механизм ее реализации.

В процессе реализации социальной политики определяющими являются два принципа:

• конкретизация социальной политики в социальных и экономических программах;

• результативность, то есть социальная политика и социальная работа должны привести к достижению положительных результатов.

Наиболее частыми причинами недостаточно эффективной реализации социальной политики государства является ее необоснованность и нереалистичность.

2. Проблемно-целевая ситуация в социальном прогнозировании и проектировании

В ходе разработки и реализации социальной политики и социальной работы могут возникать различные проблемные ситуации.

Нормальная социальная ситуация -- это ситуация, при которой разрыв между действительным и желаемым не мешает нормальному функционированию общества или социальной группы. Однако полное отсутствие разрыва между действительным и желаемым влечет за собой исчезновение стимулов для развития и существования общества.

Проблемная ситуация — это ситуация, содержащая в себе не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека, социальной группы или общества в целом. Актуальность проблемной ситуации определяется значимостью для общества или группы социальной проблемы.

Тот элемент ситуации, который вызвал затруднение, называется проблемой. Основой любой проблемы является противоречие между действительным и желаемым. Спецификой социальной проблемной ситуации является то, что значимость социальных проблем не всегда соответствует их объективным параметрам: общество может не ощущать давления одних проблем и преувеличивать роль других. Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то возникшую ситуацию следует трактовать как псевдопроблемную (ложную) ситуацию.

Процесс развития проблемной ситуации происходит постепенно и носит название назревания проблемной ситуации (См. рис.1).

Если происходит своевременное вмешательство управленческих структур в сферу социальной жизнедеятельности, то процесс назревания проблемной ситуации прерывается, и ситуация превращается вновь в нормальную, но уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие социальных групп и общества в целом.

Бездействие или неэффективность сферы управления приводит к дальнейшему назреванию проблемной ситуации. Следующим уровнем назревания проблемной ситуации является критическая ситуация.

Критическая ситуация характеризуется приостановкой нормального функционирования социального объекта и опасностью возникновения катастрофы. Сложившееся положение и на этом этапе можно нормализовать, но уже ценой непомерно больших затрат сил и средств, чем на предыдущем этапе.

Если нормализации ситуации не происходит, то начинается последняя стадия назревания проблемной ситуации - катастрофическая ситуация, при которой нормализовать положение оказывается очень затруднительно. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта.

Альтернативой катастрофической ситуации является революционная ситуация как реакция общества на критическую ситуацию с целью произвести социальный переворот, способный перевести объект на желательный качественно иной уровень, что позволит ему нормально функционировать и развиваться на более высоком уровне.

Рис 1

Противоречия, лежащие в основе проблемных ситуаций, можно и необходимо разрешать

Решить проблему- это значит:

1)осознать наличие проблемы и тех объективных факторов, которые мешают осуществлению социальной политики и социальной работы;

2) найти принципы,способы, средства, необходимые для «разруливания» сложившейся ситуации с целью достижения нормального

функционирования социальных групп и общества в целом.

3. Роль прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе

Об эффективности осуществления социальной политики можно судить по различным показателям. Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни населения является центральной целью социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу разработки социальных прогнозов, социальных программ, проектов и моделей.

В рамках социального прогнозирования, проектирования и моделирования выделяют три группы факторов, непосредственно влияющих на показатель уровня жизни населения.

Первая группа включает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, предметы домашнего обихода и др.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и поддержания здоровья. Их удовлетворение становится возможным при функционировании системы здравоохранения и осуществлении медицинского обслуживания на должном уровне, при создании условий для активного отдыха и соблюдении правил охраны окружающей среды.

Третья группа факторов охватывает совершенствование и всестороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей в творчестве и самоутверждении.

При социальном прогнозировании, проектировании и моделировании рассчитывается комплекс показателей уровня жизни населения. Основными из них являются:

- коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и отдельных социальных групп;

- состояние здоровья и его изменение по населению в целом и у отдельных социальных групп;

- занятость населения;

- удовлетворение потребности в развитии личности;

- состояние окружающей среды;

- фонд потребления;

- общий объем потребляемых населением благ и услуг;

- сбережения населения.

Прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляются на всех этапах разработки и реализации социальной политики и находятся в особой взаимосвязи с социальной политикой и социальной работой.

Социальная политика и социальная работа являются «полем» для деятельности специалистов в области социального прогнозирования, проектирования и моделирования, то есть дают материал для построения прогнозов, проектов и моделей. В свою очередь, специалисты, работающие в сфере разработки и реализации социальной политики государства, и социальные работники на основе прогнозирования, проектирования и моделирования могут получить информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы и использовать ее для своевременной коррекции их хода и дальнейшего выбора путей и стратегий их осуществления.

Социальное прогнозирование .может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере осуществления социальной работы с определенными категориями граждан, к чему приведет осуществление социальной политики в заданном русле и др.

Модель дает возможность проверить будет ли верен наш прогноз об эффективности внедрения отдельного социального проекта, качества осуществления определенного направления социальной работы или социальной политики в целом.

Проектная деятельность не может осуществляться без прогнозирования, как предвосхищения возможного результата реализации проекта на практике, а точная, выверенная модель будет при этом наглядно демонстрировать работу, разворачивающуюся в ходе реализации проекта, что позволит выявить его положительные стороны и недостатки. Резюме

1. Социальная политика, являющаяся составной частью внутренней политики государства, направлена на создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов граждан государства. Она реализуется через различные направления социальной работы и оформляется в социальных программах. Технология социальной политики включает этапы разработки и реализации. Необходимым условием эффективного осуществления социальной политики является ориентация ее разработки и реализации на принципы обоснованности, реалистичности и результативности.

2. При осуществлении социальной политики и социальной работы могут возникать проблемные ситуации. Проблемную ситуацию следует отличать от нормальной ситуации, при которой разрыв между действительным и желаемым находится на оптимальном уровне, и псевдопроблемной ситуации, когда общество или отдельная социальная группа считает ситуацию проблемной при отсутствии реальных противоречий. В случае отсутствия должного управления социальной политикой может происходить назревание проблемной ситуации вплоть до критической, катастрофической или революционной ситуации. Для нормального функционирования социальных групп и общества в целом необходимо своевременное решение возникающих проблемных ситуаций, что требует от человека осознания проблемы и поиска путей ее разрешения.

3. Социальная политика и социальная работа являются источником получения данных, необходимых для разработки социальных прогнозов, проектов и моделей. Специалисты, работающие в сфере разработки и реализации социальной политики государства, и социальные работники черпают информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы из данных социального прогнозирования, проектирования и моделирования, что необходимо для своевременной коррекции хода и выбора путей и стратегий дальнейшего осуществления социальной политики и социальной работы. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляется на всех этапах разработки и реализации социальной политики и социальной работы. Вопросы для самопроверки

1. Какое место социальная политика занимает в обшей структуре государственной политики?

2. Как соотносятся социальная политика и социальная работа?

3. По каким принципам происходит разработка и реализация социальной политики?

4. По каким критериям осуществляется оценка эффективности осуществления социальной политики государства?

5. Дайте определение понятиям: «нормальная ситуация», «проблемная ситуация», «критическая ситуация», «катастрофическая ситуация», «революционная ситуация».

6. Чем характеризуется назревание проблемной ситуации и ее разрешение?

7. Какую роль играют прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе?

Литература

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие.

- Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 4-е изд., испр.

- ML: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

3. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

4. Плышевский В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. - М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2001.-95 с.

5. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

6. Социальная работа: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.

7. Технологии социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Лкция 2. Основы социального прогнозирования

Вопросы

1. Прогноз и прогнозирование. Принципы и специфика социального прогнозирования.

2. Классификации прогнозов.

3. Проблема надежности прогнозов.

1. Прогноз и прогнозирование. Принципы и специфика

социального прогнозирования

Прогнозом является вероятностное утверждение о будущем с

относительно высокой степенью достоверности. В прогнозе предсказание

перспективы опирается на накопленный опыт и предположения относительно

будущего.

Прогностика - это система научных знаний о теории и практике прогнозирования. Она направлена на:

- изучение особенностей прогнозирования как научного исследования;

- определение принципов и этапов прогнозирования;

- определение методов прогнозирования;

- разработку критериев оценки достоверности прогнозов и др. Прогнозирование - это поэтапный процесс разработки прогноза, это

метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:

• определяется и мотивируется цель вероятностного развития объекта;

• определяются средства и способы достижения этой цели. Прогнозирование следует отличать от понятий «предвидение»,

«интуиция», «гипотеза».

Предвидение - это форма научного познания, заключающаяся в предсказании тех или иных явлений и процессов. Предвидение, в отличие от прогноза, в большей степени опирается на творческое осмысление имеющихся фактов, домысливание неизвестных, но вероятных событий.

Прогнозирование, в свою очередь, основывается на обобщении теоретических и экспериментальных данных, на учете связей и закономерностей явлений. Прогноз опирается на точный расчет вероятности будущих событий.

Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без доказательства. Это специфический интеллектуально-психологический компонент предвидения, своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья мыслительного процесса протекают неосознанно, а осознается только итог мышления - истина.

Гипотеза это научное предположение, истинное значение которого не определено. Она выдвигается для объяснения какого-либо явления и требует теоретического обоснования и проверки на опыте. Необходимым условием научных гипотез является возможность их подтвердить (верифицируемость) или опровергнуть (фальсифицируемость).

Социальное прогнозирование - это специальное исследование вероятностных перспектив развития социальных объектов.

Объектом социального прогнозирования может быть социальное явление, процесс, социальный слой, социальная система и т.д.

Целью социального прогнозирования является подготовка научно-обоснованных предложений о том, в каком направлении желательно развитие социального объекта.

В ходе социального прогнозирования реализуются три ее основные функции:

1 ориентирующая функция, которая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их достижения;

2 нормативная функция, которая означает определение важнейших тенденций социального развития, динамики социальных потребностей и вероятности их удовлетворения;

3 предупредительная функция, которая предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероятностного развития.

Концепция прогнозирования социальных процессов базируется на двух основных методологических принципах,

• признание объективного характера социальных процессов;

« признание превалирующей роли в социальном развитии субъективного ' фактора, то есть разумной целенаправленной деятельности людей, опирающейся на накопленный научный потенциал и определенные нравственно-этические и моральные ценности, способности выбирать, определять ориентиры общественного развития и пути достижения обозначенных целей.

Помимо общих методологических принципов можно выделить частные принципы социального прогнозирования:

принцип системности - учет взаимосвязи всех прогнозируемых показателей объекта, его среды и важных факторов;

принцип согласованности - при выработке прогноза должны учитываться прежний ход развития социального объекта и его настоящее состояние;

принцип вариативности - необходима разработка нескольких прогнозов, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов развития среды;

принцип непрерывности -- необходима корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогноза или изменения внешних факторов;

принцип верифицируемости - необходимость проверки точности, достоверности и обоснованности прогноза;

принцип эффективности — учет возможности достижения поставленных целей.

2. Классификации прогнозов

Можно выделить различные критерии классификации прогнозов,

1. Классификация социальных прогнозов возможна в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделение таких видов прогнозов, как социально-экономические, юридические, социально-политические, социально-культурологические, социологические, научно-технические прогнозы и др.

2. В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

- краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

3. Для практических целей прогнозирования особое значение имеет выделение поискового и нормативного прогноза.

Поисковый прогноз - это предвидение социальной ситуации в определенной точке будущего на основе выявления тенденций функционирования и развития социального явления или процесса в прошлом и настоящем.

Целью поискового прогнозирования является установление перспективной проблемной ситуации.

Суть поискового прогноза заключается в том, чтобы выяснить, что произойдет, какие проблемы возникнут или будут назревать при сохранении существующих тенденций развития, то есть при условии, что в сфере управления никакие решения, способные изменить неблагоприятные тенденции, выработаны не будут.

Нормативный прогноз - это предвидение будущих состояний социального явления при условии, что по отношению к нему будут осуществляться активные действия в соответствии с заранее установленными целями, правилами и параметрами.

Суть нормативного прогноза состоит в оптимизации управленческого решения, то есть в выборе наилучшего варианта решения в соответствии с намеченной целью.

Главное отличие поискового и нормативного прогнозов состоит в том, что в поисковом прогнозе дается оценка вероятного, а в нормативном желательного состояния социального объекта.

3. Проблема надежности прогнозов

Социальные явления и процессы, являясь объектом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными, в той или иной мере, к действительности.

Процесс определения степени достоверности, точности и обоснованности прогноза называется верификацией.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

• глубину и объективность осуществляемого анализа;

• знание конкретных условий социальной среды;

• оперативность, компетентность и быстроту в проведении прогнозного исследования и обработке материалов.

Выделяют следующие виды верификации:

1 разработку прогноза методом, отличным от первоначального;

2 сопоставление прогнозов, полученных из разных источников информации;

3 проверку адекватного прогноза на основе прошлых данных;

4 логическое выведение параллельного прогноза из заранее полученных прогнозов;

5 опрос экспертов - знатоков в той области, в рамках которой делается прогноз;

6 выслушивание и опровержение критических замечаний оппонентов;

7 выявление и учет источников возможных ошибок.

.
Лекция 3. Технология социального прогнозирования

Вопросы

1. Этапы социального прогнозирования.

2. Методы социального прогнозирования.

1. Этапы социального прогнозирования

Алгоритм социального прогнозирования включает в себя 7 этапов (по Бестужеву-Ладе И.В.).

/. ^ Разработка программы исследования (прогнозная ориентация).

Цель: определение и уточнение объекта, предмета, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации исследования. Этап включает ряд операций:

• уточнение задания на прогноз. Формулировку целей и задач, предмета и проблем и рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования;

• сбор предварительной информации по предмету;

• систематизацию собранной информации;

• предварительное обсуждение систематизированной информации, уточнение масштабов, особенностей исследуемого объекта и инструментарий социологического исследования;

• составление краткого проспекта программы исследования;

• обсуждение проспекта программы исследования;

• составление развернутой программы исследования;

• составление приложения к программе на основе краткого обзора специальной литературы по теме;

• обсуждение каждого рабочего документа с целью доработки программы и разработки календарно-тематического плана.

^ 2, Построение исходной (базовой) модели и ее анализ.

Цель: уточнение параметров нововведения, формулирование альтернативных вариантов и их ранжирование (расположение по степени важности).

Ход этого этапа делится на две части.

/ часть. Составление первичного перечня возможных показателей исходной модели.

Показатели содержат индикатумы и индикаторы: индикатум - это носитель показателя, индикатор - это критерий показателя, который несет в себе числовую информацию.

// часть. Минимизация числа показателей исходной модели одним из трех способов:

• замена группы однородных показателей обобщающими индексами;

• агрегация (объединение) групп однородных показателей;

• выделение в каждой группе однородных показателей проблемного показателя.

^ Основные операции:

• анализ модели с целью определения элементов, требующих ее уточнения;

• доработка исходной модели по результатам проведенного анализа;

• индикация модели на основе привлечения количественной информации и построение динамических рядов индикаторов по каждому показателю исходной модели соответственно установленным индикатумам на весь временной период прогноза;

• прогнозная ретроспекция - анализ динамических рядов исходной модели с целью: выявить особенности и тенденции развития объекта исследования в прошлом;

• прогнозный анализ - формулировка предположений о будущем состоянии объекта исследования на основе выявленных в ходе прогнозной ретроспекции тенденций развития исследуемого объекта.

3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ.

Цель: уточнение параметров прогнозного фона.

Прогнозный фон - это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Стандартный прогнозный фон включает в себя семь групп данных:

1) научно-технические и экологические;

2) демографические;

3) экономические;

4) социологические;

5) социокультурные;

6) внутриполитические;

7) внешнеполитические. ^ Операции этапа:

• составление предварительного перечня показателей;

• сведение перечня к состоянию, пригодному для дальнейших операций;

• обсуждение с целью уточнения поученной модели:

• доработка модели прогнозного фона методом системного анализа;

• индикация модели (привлечение количественной информации в имеющейся литературе, данных состояния по аспектам прогнозного фона);

• прогнозная ретроспекция фоновых данных;

• прогнозный анализ фоновых данных, заключающих в себе не только данные периода основания прогноза, как в исходной модели, но и тренды периода упреждения до получения готовых данных.

Тренд - это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию динамических рядов.

Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования.

4. ^ Поисковый прогноз: вариативное непосредственное взвешивание последствий намечаемого нововведения.

Основные операции:

• экстраполяция динамических рядов показателей исходной модели на период упреждения прогноза с целью создания первой ориентирующей поисковой модели;

• вычисление верхней экстремы.

Экстрема - это критическое значение. За верхней экстремой простирается область абсолютно нереального, фантастического, а за нижней - абсолютной невозможности функционирования прогнозируемого объекта, область катастрофического;

• вычисление нижней экстремы;

• вычисление наиболее вероятного тренда (экстраполированной в будущее тенденции) и создание заключительной поисковой модели прогноза;

• обсуждение поисковой модели путем опроса экспертов;

• доработка поисковых моделей прогноза на основе обсуждения.

^ 5. Нормативный прогноз: определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инновация; коррекция данных «взвешивания последствий», полученных в прогнозном поиске. Основные операции:

• определение абсолютного оптимума, т.е. конкретного идеала, без ограничений прогнозного фона и создание первой нормативной модели прогноза;

• выявление критериев оптимума прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования;

• определение относительного оптимума, т.е. конкретного идеала, с учетом ограничений прогнозного фона и создание последней нормативной модели прогноза;

• обсуждение нормативной модели;

• обсуждение и параллельный опрос населения с целью проверки объективности экспертных оценок;

• доработка нормативных моделей прогноза на основе предыдущих обсуждений и сведение их в единую систему.

6. Верификация прогноза: определение степени его достоверности. Основные операции:

• верификация поискового и нормативного прогнозов;

• доработка прогнозов на основе их обсуждения. 7. Выработка рекомендаций для управления.

^ Основные операции:

• составление предварительных рекомендаций;

• обсуждение составленных рекомендаций;

• составление сценария состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с указанием позитивных и негативных последствий;

-написание предварительного отчета об исследовании в 3-х вариантах: краткий (3-5 стр.); развернутый (20-25 стр.), полный (10-15 п.л.);

- обсуждение представленного отчета;

• доработка отчета на основе обсуждения;

• сдача отчета заказчику.

^ 2. Методы социального прогнозирования

Основными методами социального прогнозирования являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Экстраполяция — это перенос или распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления на другую его часть или на явление в целом. Этот способ предвидения исходит из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся в будущем, либо определенные тенденции, наблюдавшиеся в одной области, будут прослеживаться в другой.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть его макет, чертеж, схема и т.д.

В социальной сфере чаще используются мысленные модели.

Работа с моделью позволяет:

1) перенести экспериментирование с реального социального объекта на его аналог и избежать тем самым риска неудачного или опасного для людей управленческого решения;

2) рассмотреть нужное количество возможных вариантов решения и выбрать из них наиболее приемлемый.

^ Метод экспертной оценки может дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов.

Эксперты - это высококвалифицированные специалисты в той или иной области.

Экстраполяция осуществляется на основе распространения выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее, либо из одной области проявления событий в другую.

Метод экспертной оценки призван дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на основе их аналогов - вещественных или мысленных. Вопросы для самопроверки

1. Перечислите и раскройте содержание деятельности на разных этапах социального прогнозирования.

2. Дайте определение основным структурным элементам, которые включает в себя показатель.

3. Раскройте сущность понятий «тренд», «динамический ряд», «верхняя и нижняя экстрема». Какова их роль в разработке социального прогноза?

4. Охарактеризуйте методы, которые могут использоваться при разработке социального прогноза.

Литература

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 4! 6 с.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

3. Основы социальной работы: Учебник для вузов. / Отв. ред. П.Д. Повленок. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003......279 с.

5. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

6. Социальная работа: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.
Лекция 4. Теоретические основы социального проектирования Вопросы

1. Социальное проектирование: понятие, цель, предмет и объект.

2. Условия социального проектирования.

3. Концепции социально-проектной работы.

1 Социальное проектирование: понятие, цель, предмет и объект ^ Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия или системы действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Основная цель социального проектирования - создание социальных проектов.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Необходимость осуществления социального проектирования определяется:

1) общественной потребностью в целенаправленном планомерном, предсказуемом и управляемом развитии социальных объектов:

2) потребностью в создании динамичных социальных систем, которые характеризовались бы внутренней сбалансированностью и гармонией в in ношениях с другими системами:

3) потребностью в реализации социального творчества.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.д., ставящие своей целью организованное и целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объект-то то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом

Социального проектирования является в целом социальная среда, а также

отдельные системы, процессы, организация социальны для этого воздействия.

При социальном проектировании должны быть учтены следующие

Параметры социального объекта:

- многофакторность бытия социального объекта;

- противоречиваость и многовекторность развития социального объекта:

- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов

Любой социальной теории принципиальная неформализуемость);

-важная роль субъективных факторов в формировании социального объекта,

его собственной активности;

- разнообразие факторов, определяющих разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Предметом социального проектирования является создание ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны: новая вещь, новые свойства старой вещи, смена функций, услуга, отрасль производства, отрасль управления и др.

Проект разрабатывается на основе документов и положений, которым руководствуется организация или учреждение.

Документом, юридически закрепляющим основные цели и задачи учреждения или организации, является его устав. На основе устава осуществляется разработка концепции деятельности учреждения и различных документов, в том числе программ и проектов.

Концепция - это описание основного смыла деятельности. Ее определение необходимо для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Концепция выполняет две функции:

Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения.

Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Программа - это описание будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении или организации, о целях, задачах, средствах и путях их реализации. Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат в деятельности учреждения, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.

Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению. Проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма планирования для учреждения, организации.

Между уставом, концепцией, программами и проектами существует определенная связь. Образно отношение между всеми этими понятиями можно представить в виде дерева, где устав - это корни, концепция - ствол, программы -ветви, а листья - это проекты (См. рис. 2),
Рис.2

2. Условия социального .проектирования

Среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия - система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

При проектировании социальных объектов также должен учитываться субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.

Основными требованиями к проекту являются:

ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа;

целостность - общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату;

последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга;

объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта является следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки Возможностей воздействия на нее;

компетентность авторов и персонала - владение персонала технологиями,механизмами, формами и методами реализации проекта;

жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем.

3. Концепции социально-проектной работы

Интерес к социальному проектированию впервые возник за рубежом в странах с рыночной экономикой и быстро возрастал начиная с 50-х годов XX века.

В этот период социальное проектирование развивалось в тесной связи с социальной инженерией и социальной утопией, которые составляют два полюса социологического понимания социально-проектной деятельности. Социальная инженерия основывается на эмпирическом знании и стоит на грани с технологией. Социальная утопия находится за гранью эмпирических знаний и находится в тесной связи с философией и художественным творчеством.

Термин «социальная инженерия» появился в 20-е года XX века. (Роско Паунд) и означает «постепенные, частные социальные преобразования». Теория и практика социальной инженерии того времени исходили из задач совершенствования управленческого процесса на базе социологического знания. Разрабатывались такие сферы применения социальной инженерии, как проектирование правил рационального воздействия на социальные процессы, определение этапов таких воздействий, эффективности социальных преобразований.

В 60-е года XX века за рубежом начала происходить переориентация практической направленности социальной инженерии на сглаживание конфликтов на производстве. Данная деятельность опиралась на идеи «человеческой инженерии» - социологической концепции, в рамках которой разрабатывались подходы к обеспечению безопасности труда и эффективности системы «человек-машина». Специалисты в области социальной инженерии стали заниматься вопросами удовлетворенности зарплатой, условиями и организацией труда, на основании которых готовились отчеты с рекомендациями для менеджеров по улучшению политики в сфере трудовых отношений.

В России еще в 20-е года XX века формировался другой подход к социальной инженерии. Централизованность управления экономикой вызвала необходимость повсеместного планирования, в том числе и в социальной сфере. В планировании виделся путь к рационализации действий, экономии ресурсов, повышению эффективности труда. Это, в частности, проявилось в теории и практике научной организации труда (НОТ), разработанной А.К. Гастевым. Его концепция базировалась наследующих принципах:

1) для развития организации труда необходимы техника и технологии, для применения которых необходим новый тип работника;

2) в условиях поточно-массового производства каждый станок должен стать исследовательской лабораторией для поиска всего нового, рационального и экономного;

3) культура труда должна основываться на аналитизме, учете массовых величии, нормировке, привносимых машинной работой.

В те же годы российский специалист Н.А. Витке предложил развивать социальную инженерию как деятельность по совершенствованию организации производства, которая строится на учете социальных факторов и направлена на улучшение условий труда. Этапы такой деятельности включали: разработку социально-технического проекта, внедрение практических рекомендаций, эксплуатацию внедренной системы в условиях нормальной работы предприятия. Однако в 1955 году российский академик B.C. Немчинов сформулировал позицию, которая показала чуждость социальной инженерии советской действительности. Поэтому, в 50-е гг. и в дальнейшем сохранялось представление о социальной инженерии как о концепции «враждебной западной социологии».

В настоящее время термин «социальная инженерия» используется в двух смыслах:

1) деятельность по проектированию, созданию и изменению социальных структур и институтов;

2) комплекс прикладных методов социальных дисциплин, составляющих инструментарий этой деятельности.

Огромное влияние на становление социального проектирования оказала социальная утопия, полярная, по отношению к социальной инженерии, теория.

Исходя из книги «Утопия» английского философа Томаса Мора, под утопией понимается место, в котором становится возможной идеальная социальная организация.

Go времен Платона и Сократа философы и мыслители конструировали идеальную общественную организацию, ставили преграды несправедливости, господствовавшей в реальной жизни путем введения равенства и рационализации общественной жизни.

Утопическое мышление - вовсе не рудимент социальной философии и социологии. Утопизм (в обновленных формах) - живое явление и нашего времени. Мышление утопиями следует осознать как важнейшее условие социального проектирования в макросоциальной масштабе. Утопии несут в себе следы социальной реальности и меняются под воздействием социальных изменений. В этих новых модификациях они оказываются напрямую свянными с социально-проектной деятельностью.

Ценностный подход к проектированию ведет к расширению проектной проблематики и многообразию ее обоснований. В этой связи проектное мышление все теснее смыкается с антиутопиями и дистопиями.

Антиутопия- это идеально организованное общество, воспринимаемое как враждебное человеку,

Дистопия выводит негативный образ будущего из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологический, психической деградации человека под воздействием

Наркотиков.

Современные концепции социально-проектной деятельности (T.М.

Дридзе)

I ^ Концепция объектно-ориентированного подхода к социально-проектной деятельности.

Социальный проект, с позиций этого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также и социальные связи и отношения.

2. ^ Проблемно-ориентированный подход рассматривает социально-проектную деятельность как специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Для проблемно-ориентированного подхода характерным является:

1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;

2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;

3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой,

прогнозной)ориентации.

3. ^ Субъектно-ориентированный (тезаурол огический) подход связан с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанной на различии и сходстве тезаурусов людей.

Тезаурус представляет собой систему знаний и установок человека в той или иной области жизнедеятельности. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены тезаурусом инициатора проектирования.

Резюме

1. Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия или системы действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Главная цель социального проектирования - создание ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

2. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среду, действия, веши, деятельность, средства и т.п. Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. При проектировании социальных объектов должен учитываться субъективный фактор. Он определяет специфику социального проектирования и требования к социально-проектной деятельности.

3. На становление социального проектирования большое влияние оказали две противоположные по своей направленности теории: социальная инженерия

Лекция 5. Социальный проект. Технология социального проектирования

Вопросы

1. Сущность и виды социальных проектов.

2. Понятия конструирования, реконструирования и деконструирования.

3. Алгоритм работы над проектом.

J. Сущность и виды социальных проектов

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Проекты можно классифицировать по пяти различным критериям:

- по характеру проектируемых изменений;

- по направлениям деятельности;

- по особенностям финансирования;

- по масштабам;

- по срокам реализации.

По характеру проектируемых изменений выделяются инновационные и поддерживающие социальные проекты.

Задача инновационных проектов - внедрение принципиально новых разработок.

Поддерживающие проекты (реанимационные или реставрационные) решают задачи сохранения, рационального использования и обогащения социальных объектов.

По направлениям деятельности можно выделить образовательные, научно-технические, культурные и т.д.

По особенностям финансирования выделяются инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, субсидируемые, благотворительные проекты.

Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить коммерческое предприятие, государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления или сам инициатор проекта.

Спонсоринг - это вклад собственности в дело с целью рекламы или презентации.

Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит, специфика которого состоит в получение финансовых средств под условие предоставления гарантий кредитному учреждению.

К кредитным принципиально близки проекты, осуществляемые с применением лизинга - долгосрочной аренды средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т. д.), предполагающего возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.

Значительная часть проектов финансируются из бюджета в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органам власти и местного самоуправления и негосударственным организациям.

Субсидия (дотация) представляет собой государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т. д.

Аналогичный механизм имеется у многих международных организаций (ООН и ее специализированные органы), фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), профессиональных ассоциаций (ассоциации социальных работников, ассоциации практических психологов и др.). Чаще всего такие средства имеют форму грантов. Грант представляет собой фиксированную денежную сумму, передающуюся безвозмездно грантополучателю под условие выполнения работ (предоставления услуг).

Финансирование благотворительных проектов имеет форму меценатства. когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач.

Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников.

В зависимости от масштаба принято выделять микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

Оценка масштаба основывается на нескольких показателях:

- насколько велико число людей (групп, организаций и т. д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;

- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта. Микропроект - это чаще всего форма представления индивидуальной

инициативы, получающей признание окружающих.

^ Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

По срокам реализации выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные социальные проекты:

- краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно около 1-2 лет;

- среднесрочные проекты осуществляются за 3--5 лет;

- долгосрочные проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Кроме рассмотренных видов проектов выделяются также псевдопроекты. Псевдопроект - видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте.

Выделяется две разновидности псевдопроектов - проекты-фикции и к ваз и проекты.

Проекты-фикции используют проектную форму как камуфляж.

Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является.

2. Понятия конструирования, реконструирования и деконструирования

С разработкой социального проекта неотъемлемо связанны процессы конструирования, реконструирования и деконструирования.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта.

Термин реконструирование используется в нескольких смыслах:

1) коренное переустройство, или перестройка какого-либо объекта;

2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, чертежам, схемам и т.д.

Деконструирование это построение проекта, в котором определяются процедуры демонтажа объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования.

3. Алгоритм работы над проектом

Разработка проекта осуществляется по четкому алгоритму.

Алгоритм — это система строго определенных операций, последовательное выполнение которых приводит к решению поставленной задачи (См. рис. 3).

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта состоит из двух частей:

- работа над проектом как текстом;

- осуществление проекта на практике. Жизненный цикл проекта состоит из этапов:

• разработка концепции проекта.

• оценка жизнеспособности проекта.

• планирование проекта.

• составление бюджета.

• представление и зашита проекта.

• реализация проекта.

» контроль за реализацией проекта

• завершение работ и ликвидация проекта.


РИСУНОК
Лекция 6. Основы текстового описания проекта

Вопросы

1. Понятие и структура тестового описания проекта.

2. Целеполагание в проектной деятельности.

3. Обоснование проекта.

4. Планирование проекта. Составление бюджета.

5. Оценка жизнеспособности проекта.

  1   2   3



Скачать файл (371.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru