Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовой проект - Особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении всемирной истории в 10-м классе - файл 1.docx


Курсовой проект - Особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении всемирной истории в 10-м классе
скачать (59.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx60kb.19.12.2011 08:25скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание.

Введение………………………………………………………………………3 - 6

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Характеристика основных познавательных процессов………………7 - 12

1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся……………...13 - 15

1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………….16 - 27

Глава 2. Практическая часть……………………………………………….28 - 33

Заключение …………………………………………………………………34 - 35

Литература………………………………………………………………………36



Введение

Современными историками образования опыт школы 30 – 40-х гг. XX в. Характеризуется как «бездетная педагогика» со свойственным ей отношением к ребенку как к «материалу», а к образованию и воспитанию – как к «вооружению знаниями» и «выработке» определенных качеств – заданных параметров личности. Не удивительно, что в теоретических работах и поурочных рекомендациях тех лет отсутствуют проблемы изучения возрастных особенностей учащихся в обучении, стимуляции и развития их познавательной инициативы, поощрения индивидуального подхода к ученикам и т. п.

Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.

Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Усугубляет потребность в психологических исследованиях переход на концентрическую структуру образования, когда исторические факты, изучавшиеся ранее в старших классах, «спущены» в программы и учебники младших школьников, а в полной средней школе требуется организовать профилированное 

обучение. Однако на деле современные поурочные пособия вновь напоминают времена «бездетной педагогики» - главное внимание в них уделяется содержанию и методике проведения занятий, но ничего не говорится о возрастных познавательных возможностях школьников.

Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и оказывают устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной работы. В частности, под их воздействием определяется уровень изложения школьных учебников, обрабатывается материал конкретных уроков, готовятся варианты познавательных заданий и т.д. В соответствии с познавательными возможностями учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока. В таком соотнесении особенно нуждается развивающая часть целевой установки, «поскольку правильно определить ее можно, только хорошо зная достигнутый уровень развития познавательных возможностей учащихся. Она указывает на необходимость усложнения или возможного упрощения изучаемого, особенно теоретического материала; на целесообразность усиления сложности его изучения в интересах успешного развития хорошо подготовленных учащихся и на уменьшение этой сложности в интересах слабо подготовленных учеников ( Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – С. 42). Познавательные особенности школьников определяют также актуальность развития на уроках тех или иных процессов восприятия исторического прошлого, его анализа и оценки, формирования и совершенствования мотивов изучения истории и т.д. От них не в малой степени зависит также выбор оптимальных форм, приемов и средств учебной работы, характер организуемой на занятии познавательной деятельности школьников, общие и индивидуальные результаты обучения. «Правильно примененные приемы и средства учения в состоянии помочь слабым ученикам лучше разобраться в сложном теоретическом материале и полноценно в меру своих сил усвоить его. Хорошо успевающих учащихся 

они могут организовать на перестройку и углубленное осмысление теоретического материала, усвоение его в неизменном или преобразованном виде либо поставить их перед необходимостью провести самостоятельный творческий поиск существенного, найти и глубоко усвоить его без значительной помощи учителя» (Гора П.В. Указ. соч. – С. 42).

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.

Цель исследования: выявить особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении истории, а также эффективного применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • 

  • Дать характеристику основным познавательным процессам в изучении истории (воображение, память, восприятие, мышление).

  • Рассмотреть принципы и методы активизации познавательной деятельности.

  • Применение на практике приемов управления познавательной деятельностью учащихся:

Объектом исследования является методика преподавания истории.

Предмет исследования: организация познавательной деятельности учащихся при изучении истории в 10-м классе.

В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, анализ теоретического материала, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.



1.1. Характеристика основных познавательных процессов.

В комплексе познавательных процессов, необходимых для успешного обучения истории прежде всего выделяют особенности восприятия, воображения, памяти, мышления учащихся, характер их учебной мотивации.

Восприятие – осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе активного его отражения. Очевидно, что в обучении истории ведущими анализаторами процесса восприятия выступают зрительный и слуховой. Отсюда специфика педагогических требований к организации восприятия школьниками учебного материала:

1) Нужно точно установить цели и задачи восприятия. В начале объяснения, любого занятия точно укажите, на что обратить внимание, что следует запомнить, знать.

2) Аудитория должна быть подготовлена к восприятию материала. Учитель должен быть уверен, что его ученики понимают термины, формулы, чертежи, схемы, знают предшествующий материал, иначе восприятие невозможно.

3) Чтобы восприятие было продуктивным, необходимо излагать его по частям, расчленить по смысловым признакам, этапам, четко выделять главное существенное.

4) Восприятие выигрывает, если подключены различные анализаторы, если ученик слышит речь учителя, видит картину, предмет, фрагмент, действует – решает задачи, выполняет упражнения, проводит эксперимент ( на уроках истории дополнительные – кожные и мышечные – анализаторы можно активизировать с помощью муляжей, макетов, объемных и динамичных наглядных пособий).



5) Восприятие усиливается, если предполагается последующая отчетность, т.е. ученик знает, что он обязан по этому материалу отвечать.

Характерно, что в одних и тех же условиях обучения школьники по разному воспроизводят историческую информацию, обнаруживая различные типы восприятия. Так, например, в рассказе учителя или на рисунке одни учащиеся быстро вычленяют детали, уточняют подробности, но не в состоянии охватить исторический факт целостно, увидеть в нем главное, объяснить его. Им свойствен аналитический тип восприятия. Другие ребята, наоборот, имеют склонность к обобщенному восприятию явлений, легко воссоздают целостный образ, выделяют главные черты исторических фактов, но не придают значения деталям, специфическим атрибутам. Это – признаки синтетического типа восприятия. Если школьнику, слушая рассказ учителя, не удается одновременно анализировать его и формулировать теоретические выводы, то, возможно, причина поверхностного пересказа в эмоциональном типе восприятия. Наиболее продуктивным является аналитико-синтетический тип восприятия, который можно формировать на уроках истории с помощью специально подобранных заданий, а убедить в его полезности примерами Петра Первого, А.В. Суворова, Наполеона и других «гениев целого и деталей».

Воображение – сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых восприятий и знаний. Воображение бывает трех видов: репродуктивное (воссоздающее), творческое и фантастическое. В изучении прошлого особое значение имеют способности школьников по описанию в учебнике или рассказу учителя, по картинке или чертежу представить себе исторические предметы, обстановку, место действия или участников событий, т. е. способности к творческому воображению. Не меньшую ценность имеет способность к творческому воображению: реконструировать исторический факт по фрагменту археологического памятника, обрывку драматического разговора, яркой 

метафоре и т. п. В практике любого учителя достаточно курьезов с сочинениями на историческую тему, когда школьники пускаются в фантастическое повествование, напрочь оторванные от реалий своего времени и пространства. И если в каких-то ситуациях богатое фантастическое воображение весьма кстати, то в работах на образную реконструкцию прошлого от ребят требуется умение корректно применять исторические знания в новой нестандартной ситуации. Другой чертой некоторых ученических заданий является модернизация, т.е. перенос в прошлое более поздних по времени появления предметов быта, одежды, оружия и т. п. или объяснение исторических событий с позиции современных ценностей, мотивов, представлений. Особенности воображения также диагностируются и развиваются в специально организованных заданиях.

Одним детям для творческого повествования достаточно опорных слов и словосочетаний, серии репродукций. Например: «Составьте рассказ об одном учебном дне в греческой школе, использую слова: грамматист, риторика, арифметика, буквенная трагедия и т.д.».

Этих школьников отличает вербальное воображение. Для других учеников толчком к творчеству может служить яркий символ исторического факта, и они легко справятся с заданием: «Рождение ребенка было всегда большим, радостным и счастливым событием в греческих семьях. При рождении дочери на дверь вешали шерстяную повязку, а если появлялся мальчик - оливковую ветвь (символ гражданской доблести). Составьте рассказ об этом торжественном дне». В данном случае задание рассчитано на способность к невербальному воображению.

Память можно охарактеризовать как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. В «школе учебы» этот познавательный процесс был основополагающим. Современное обучение истории нацелено прежде всего 

на воспитание и личностное развитие ученика, роль памяти в нем существенно изменилась, но пренебрегать ею невозможно.

По времени сохранения материала память, как известно, делится на кратковременную оперативную и долговременную. Учитывать ее разновидности необходимо при структурировании исторического материала, при проведении повторительно-обобщающих занятий, в составлении тестов и экзаменационных билетов и т.д. По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору выделяют слуховой, зрительный, словесно-логический и другие виды памяти. Они активно используются школьниками для занятий историей и объясняют своеобразие их ответов. «При изучении материала о жилище древних римлян и греков школьники с образной памятью в первую очередь обращают свое внимание на красоту античного дома (мозаичные и каменные полы, расписанные стены, черепичные крыши, мраморные колонны, фонтаны, статуи, бассейны). Дети с преобладанием смысловой памяти, напротив, отмечают удобства, рациональность античного жилища (планировка, освещение, функциональная роль отдельных помещений). Школьники с преобладанием механической памяти запоминают необычное в античном доме (по сравнению с современными жилищами).

Немалую роль в полноценном усвоении и воспроизведении информации может играть эмоциональная память. Если новый исторический факт в изложении учителя или другого источника вызвал в учениках сильные эмоциональные переживания, задел их за живое, то он надолго отложится в их памяти. В обучении истории важно задействовать также возможности произвольной и непроизвольной памяти.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. 

Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. В связи с обучением истории здесь уместно напомнить о равноценной значимости эмпирического и теоретического путей познания прошлого и необоснованности их противопоставления, подмены одного другим.

В психологии выделяют основные виды мышления: теоретическое образное, теоретическое понятийное, наглядно-образное и наглядно-действенное.

Способы мышления, в свою очередь, делятся на критический и творческий. В прежние годы в методике обучения истории больше внимания уделялось формированию у школьников способности к творческому мышлению, которое сводилось к умениям анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты и на этой основе делать обобщающие выводы, вырабатывать оригинальные идеи. Сегодня в условиях идеологического плюрализма и многокультурного образования актуальна задача формирования у школьников способности к критическому мышлению, понимаемому не только как «выявление недостатков в суждении других людей». Современная педагогика трактует его как «один из способов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется следующими умениями:

  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;

  • отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

  • определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;

  • 

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

  • выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт или «подлить масло в огонь»;

  • делать выводы о том, чьи ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в утверждениях;

  • быть честным в своих рассуждениях.





^ 1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной 

учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.



В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • заниматься обучением отстающих;

  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.



^ 1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

^ 1. Принцип проблемности.

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной 

познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания истории требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

^ 2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

^ 3. Принцип взаимообучения.

Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые 

явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

^ 4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

^ 5.Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

^ 6.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления 

к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

^ 7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

^ Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.



Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • 

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для 

объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным учащимся.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

^ Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых 

заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

^ Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.



а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к 

активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

^ Приемы активизации познавательной деятельности.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.



В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.



В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.



Раздел 2. Практическая часть.

Применение активного метода обучения на примере урока истории в 10 классе.

Рассмотрим главу «Цивилизации античности» в учебнике за 10 класс, параграф 10.

Тема урока: «Культура греческого полиса».

Форма урока: комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний и овладение новыми

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, работа с наглядным материалом и учебником.

Цель урока: активизация знаний о греческом искусстве, его особенностях на примере изучения религиозно – мифологического и философского понимания мира.

Задачи урока:

Образовательные: - определить связь культуры с общественным порядком в Греции;

- закрепить знания о значении архитектуры и скульптуры в создании классического греческого стиля.

- изучить быт и нравы древних греков.

Развивающие: - создать условия для развития воображения и логического мышления учащихся;

- развивать внимание и память учащихся;

- развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию по данной теме.

Воспитательные: - воспитать добросовестное и ответственное отношение к учебной деятельности;

- воспитать серьезное отношение к искусству;

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: доска, учебник, наглядное пособие
Этапы урока:

1. Организационный момент;

2. Объяснение нового материала;

3. Первичное закрепление нового материала;

4. Подведение итогов;

5. Домашнее задание;

6. Рефлексия.
План изложения нового материала:

1. Религиозно – мифологическое восприятие мира.

2. Природа и общество глазами философов.

3. Архитектура и скульптура.

4. Быт и нравы древних греков.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент. (2-3 мин.)

Приветствие учеников. Постановка целей и задач урока.

Приветствие учителя.

^ 2.

Объяснение нового материала. (20-25 мин.)

Тема: Культура греческого полиса.

Греческая культура может быть понята только в связи с общественным порядком, которая определяется классическим рабством. Политическая основа греческой культуры была полисная система с демократической формой правления и суверенитетом народа.

^ Вспомните: Что такое демократия и суверенитет?

Как вы понимаете высказывание: «Человек – мера всех вещей».

Грекам было свойственно новое понимание роли человека. Это означало понимание человека как самостоятельной ценности.

^ 1.Религиозно-мифологическое восприятие мира. Религия и мифология отразили представление древних греков о системности и развитии мира. Представление системности легло в основу порядка мира, которое дал Гесиод в своем произведении «Теогония».

Другое гесиодовское произведение «Труды и дни» содержит идею исторического развития общества.

На религиозное восприятие древних греков 

решающее влияние оказал рационализм, который основывался на вере в могущество человеческого разума.

^ 2. Природа и общество глазами философов.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен искали первоосновы мира.

Во второй половине пятого века до нашей эры появились софисты, которые отрицали вечное истины и принятые нормы поведения.

Левкипп и Демокрит были создателями атомистической теории создания мира. Движение рассматривалось ими как основное свойство материи. Сократ и Платон создали философскую систему, заложившую основу идеализма. По Платону, божественный разум создал идеальный мир.

Аристотель считал, что основой мира является материальное начало, но его развитие должно получить первый толчок со стороны божественного разума.

Запишите в тетради основных представителей греческой философии.

^ 3. Архитектура и скульптура.

Значение греческого искусства, в частности архитектуры и скульптуры, заключается, прежде всего, в создании своего классического стиля. Его основные черты – порядок и форма, пропорциональность частей и единство целого, гармония разума и чувств, совершенство, простота и 

возвышенность. Образцом древнегреческой архитектуры стали Парфенон и другие сооружения афинского Акрополя. По словам Плутарха, «рука времени вовсе не касается их, как будто в них содержится вечно живой дух и нетленная душа».

Удивительно совершенных форм в классическую (полисную) эпоху достигла скульптура. Главное состояло в том, что скульптурный образ совершенствовался за счет содержания и формы. Такой была общая направленность трех выдающихся скульпторов: Мирона, Фидия и Поликлета.

На странице 93 мы можем ознакомиться со скульптурой Фидия «Афина Варвакейон». Обратите внимание!

^ 4. Быт и нравы древних греков.

Афиняне основное время проводили на рыночной пощади, в Народном собрании, суде, на празднествах, атлетических соревнованиях, в театре. Дома они, главным образом, отдыхали. Принцип прямой демократии обязывал каждого принимать участие в политической жизни общества. А свобода и равноправие делали это участие активным в повседневной жизни. Наиболее характерными чертами греческой жизни были: красота, здоровье, сила, богатство, соревновательность, приключения. Манеры поведения греков были не замысловаты. Особая учтивость касалась лишь высшего общества.

Культура классического (полисного) периода стала духовным наследием мировой цивилизации. Многие 

из ее достижений в области политики, философии, литературы стали основой для развития культуры последующих поколений.



Записывают новую тему урока.

Дают определения понятиям.

Ученики записывают иформацию.

Изучают рисунок.



3.

Первичное закрепление материала. (5-10 мин.)

Учащимся предлагаются карточки с вопросами для размышлений.

1. Чем отличается религиозно-мифологическое восприятие мира от философского?

2. Почему соревновательный дух греческой культуры не разрушал общество, а укреплял его?

Ученики размышляют над вопросами и отвечают.

4.

Подведение итогов. (2-3 мин)

Учащимся задается вопрос: в чем заключается эстетическая и духовная ценность древнегреческого искусства для мировой культуры?

Отвечают на вопрос.

5.

Домашнее задание. (2-3 мин.)

Домашнее задание написано на доске, учитель акцентирует на нем внимание ребят.

Записывают задание в дневник.

^ 6.

Рефлексия. (2-3 мин)



Заключение

Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и оказывают устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной работы. В частности, под их воздействием определяется уровень изложения школьных учебников, обрабатывается материал конкретных уроков, готовятся варианты познавательных заданий и т.д. В соответствии с познавательными возможностями учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока. В таком соотнесении особенно нуждается развивающая часть целевой установки, «поскольку правильно определить ее можно, только хорошо зная достигнутый уровень развития познавательных возможностей учащихся.

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с 

учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.




Литература

  1. Всемирная история. История Беларуси. Учебные программы для V – XI классов общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения. – Мн.: НИО, 2008.

  2. Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. Учебник для 10 класса/ под ред. В.С. Кошелева – Мн.: Народная асвета,2000.

  3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: 1988.

  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991.

  5. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин- тов.– М.: Просвещение, 1984.

  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  7. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 1988.

  8. В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.

  9. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

  10. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991.

  11. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Мн.: 1979.

  12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:1982.






Скачать файл (59.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru