Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Диплом - Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы - файл 1.docx


Диплом - Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы
скачать (649.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx650kb.19.12.2011 10:06скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности

6

    1. Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие

6

      1. Понятие конкуренции

6

      1. Сущность конкурентоспособности

9

      1. Факторы конкурентоспособности

13

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия

15

    1. Стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий

18

^ Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация

27

    1. Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия

27

      1. Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)

27

      1. Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии Х города Москвы

39

    1. Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии

41

      1. Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии

41

      1. Выбор подхода к реализации стратегии для Стоматологии Х города Москвы

47

    1. Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов

47

      1. Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента

47

      1. Российские особенности реализации и оценки стратегии

50

^ Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники

52

    1. Особенности рынка стоматологических услуг

52

    1. Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники

55







      1. Краткое представление Стоматологии Х города Москвы

56

      1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия



58

      1. 

      2. Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия

67

    1. Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники

82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

87
^



ВВЕДЕНИЕ


Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.

Объектом исследования и расчетов выбрана Стоматология Х города Москвы, что явилось одновременно сознательным, и вынужденным шагом. С одной стороны, медицина является первой специальностью автора, поэтому выбор рынка медицинских услуг был логичным, а с другой – на данном предприятии была возможность получить доступ, как к финансовой информации предприятия, так и маркетинговой информации по рынку стоматологии.

Еще одним достоинством темы представлялась ее популярность, выразившаяся, прежде всего, в достаточном количестве литературы, в том числе и современной. Структура работы, обоснованная особенностью темы, предполагает раскрытие не только вопроса конкурентоспособности как таковой, но и многих моментов стратегического менеджмента. К сожалению, в процессе написания работы выяснилось, что, несмотря на достаточное количество учебников и статей по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию, теории конкуренции и конкурентоспособности, в том числе опубликованных в последнее время, их содержание отражает теории в лучшем случае конца двадцатого века и заканчивается примерно на разработках Майкла Портера.

Однако, за последние 20 лет, прошедших с выхода в свет трех трудов профессора Гарвардского университета, многое изменилось, особенно в теории, касающейся конкуренции. И в этом состояла одна из основных сложностей работы – в обработке информации по теории конкуренции, стратегического менеджмента, которая была доступна только на английском языке.

Изучение теории, которую можно найти в свободном доступе в Интернете, привело к нескольким неожиданным открытиям, которые заставили несколько по-другому взглянуть на тему квалификационной работы.

Оказывается, несмотря на долгую историю, теория конкуренции далеко не столь однозначна, кроме того, в ней давно уже существует совершенно новое направление, которое называется соконкуренция, 

разработанное пока на теоретическом уровне, но, тем не менее, имеющее практическое применение. Разработка стратегии в изложении зарубежных авторов легко разделяется на этапы, шаги и различия между стратегическим менеджментом и стратегическим планированием могут быть представлены на одном рисунке. Базовые стратегии Майкла Портера упоминаются не как реальные альтернативы, а как этап истории, и существует несколько видов их модификаций, не говоря уже о других типологиях стратегий.

Конкурентоспособность предприятия является скорее понятием, нежели рассчитываемым десятью способами коэффициентом, по крайней мере, это не является самоцелью и направлением теории. Акцент делается на определении состояния предприятия – как внутреннего, так и по отношению к внешней среде, и принятию решения о направлении развития.

Работа структурирована таким образом, что в первой главе раскрывается понятие конкурентоспобности, дается обзор методов ее оценки и понятие стратегии. Вторая глава посвящена вопросам реализации стратегии, ее оценки, а так же одному из ключевых понятий теории – конкурентным преимуществам. Третья глава является практической, в ней приведены расчеты конкурентоспособности предприятия по российским методикам, а так же сделана попытка разработать стратегию предприятия, и даются практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Цель данной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их реализации и оценке.

Первая задача работы состоит в обновлении знаний по стратегическому менеджменту в соответствии с последними теоретическими разработками, их классификации и представлении в наглядном виде.

Вторая задача – выявление конкретных методик, используемых российскими и зарубежными специалистами для оценки работы предприятия и окружающей среды.

Заключительная задача – обработка полученных фактических данных, данных по рынку, определение возможностей по использованию методик, проведение анализа состояния предприятия и разработка стратегий и рекомендаций.

В целом, задачи, поставленные в квалификационной работе, не всегда могут быть решены квалифицированными командами специалистов, особенно если разработка стратегий и составление рекомендаций выполняется с учетом особенностей работы предприятия и носят практический и выполнимый характер.



Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности.

Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие.

Понятие конкуренции.

Для того, чтобы дать определение конкурентоспособности необходимо сначала раскрыть понятие конкуренция, так как именно теория конкуренции явилась основой для введения термина конкурентоспособности.

Понятие "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание" [9] .

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и доли на рынке.

Впервые теория конкуренции была рассмотрена А.Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», где он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному развитию труда и капитала. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен. Свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция – "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.

Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции были развиты Д. Рикардо. Модель совершенной конкуренции, которой он разработал, поясняет, каким образом "естественные" цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, сформулированный А. Маршаллом, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, конечно, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции большое распространение получил структурный подход к определению конкуренции. 

До этого все внимание уделялось лишь ценовой конкуренции, что сильно ограничивало сущность конкурентной борьбы. Структурная трактовка была раскрыта в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, на котором она происходит. Прежде всего, речь идет о несовершенной конкуренции и ее разновидностях – монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Этот аспект конкуренции стал очень популярен, и фактически являлся олицетворением теории конкуренции.

Третий подход к определению сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает роль, которую конкуренция играет в экономике. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции.

Основные определения термина «конкуренция» приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1.

Основные определения конкуренции
  1   2   3   4   5



Скачать файл (649.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru