Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Цель в процессе принятия решения - файл 1.docx


Контрольная работа - Цель в процессе принятия решения
скачать (36.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx37kb.19.12.2011 10:06скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра менеджмента


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Управленческие решения


Бишкек 2011



ВАРИАНТ 3: ЦЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

  1. Цель как основа разработки и принятия управленческого решения и важнейшее условие обеспечения его качества:

  • понятие и функции цели в процессе выработки решения;


Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность. Существуют различные определения понятия цели.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.

Цель указывает общее «направление», в котором мы должны двигаться для достижения лучшего результата.

Цель описывает желаемый конечный результат деятельности. Она выделяет ядро, главные характеристики проблемной ситуации и описывает новое, устойчивое состояние управляемого процесса.

Различные определения понятия «цель» можно было бы продолжить. Однако и приведенного выше уже достаточно, чтобы выделить то общее, что содержится в них и наиболее адекватно характеризует цель.

^ Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремиться организация.

Цели организации бывают различных видов, например стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития, а тактические – при решении оперативных задач управления.

Естественно, что при формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения её стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.

Цели бывают траекторные и точечные. Траекторные (их еще называют направляющими) определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формируются, как стремление достичь вполне конкретного результата.

Существуют так же цели истинные и цели мнимые.

Процесс определения цели решения отражает понимание сложившейся ситуации и преобразует видение менеджера в конкретные результаты. Цели решения выражают управленческое обязательство достижения определенных результатов в установленных рамках. Они указывают сколько, какого вида действий должно быть совершено и в какое время.

Постановка цели является сложной и ответственной задачей и не всегда первичной. Порой ситуация может складываться таким образом, что наличие фактов привлекает внимание менеджера к сложившейся ситуации, но имеющейся информации для формулирования цели решения недостаточно, т.к. неизвестны причины, породившие проблему.

Определение целей решения вызывают трудность, связанную с тем, что в большинстве случаев решения могут иметь значительное количество целей. При 

определении целей следует учитывать весь их спектр, т.к. большое количество целей способно усложнить решение. В этом случае следует:

  • выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей.

  • определить критерии выбора или набор критериев;

  • определить реальность их достижения и не отвечающие установленному критерию цели исключить.

Постановка цели решения отражает понимание сложившейся ситуации.

Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров и решение имеют как сходные признаки, так и отличительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними.

^

Таблица 1. Взаимосвязь целей и решений





Признаки сходства целей и решений

Признаки различий целей и решений

Признаки взаимосвязи целей и решений

Направленность на позитивные изменения объекта управления

Ориентация на миссию предприятия
Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления

Ресурсное обеспечение

Временные пределы реализации

Присутствие фактора риска


Ответственность за выбор целей и реализацию решений

Постановка цели – первооснова организации предприятия
Многовариантность решений и однозначность цели
Эффективность целей – ожидаемая в решениях – реальна
Риск в целях предельно элиминирован
Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений
Финансирование целей ориентировочно, решений – реально
Выбор цели – творческое дело человека;

выбор решения – возможен с применением человеко-машинной системы
Задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает кардинально различно

Цель – начальный этап выработки решения

Цель – основа контроля за исполнением решения
Цель без решений бесплодна


Решения – механизм реализации целей
Цель определяет выбор варианта решения

Цели определяют критерии оценки эффективности решений



  • ^

    требования, предъявляемые к цели управленческого решения:


  • полнота, т.е. охват всего перечня целей и оценка их приоритетности;

  • наличие критериев;

  • 

  • достижимость, т.е. реальность достижения цели в определенные сроки в соответствии с имеющимися ресурсами;

  • измеримость продвижения цели, если не предусмотреть способ измерения степени достижения цели, то нельзя будет эффективно внедрять решение и контролировать;

  • конкретность цели означает ясность управляющих воздействий на каждом этапе деятельности;

  • согласованность, т.к. цели организации не должны противоречить друг другу.
  • ^

    *** понятие критерия и его значение в процессе обоснования и принятия управленческого решения;


Критерий (от греч. kriterion) - средство для суждения; признак, на основании которого производиться оценка; мерило суждения.

Для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные организацией при управлении объектом. Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимы критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Оценить последнее можно с помощью соответствующего критерия, являющегося частью сформированной оценочной системы.

Оценочная система включает следующие составляющие:

  • перечень критериев, характеризующих объект управления;

  • оценку сравнительной важности критериев;

  • шкалы для оценки проектов по критериям;

  • принципы выбора.

Критерий должен быть средством отражения предпочтения ЛПР по отношению к возможным альтернативам.

Любой критерий, с одной стороны, должен адекватно отражать степень достижения цели, а с другой – быть измеримым. В частности, это может быть количественный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности организации; это может быть критерий, позволяющий использовать для получения количественной оценки качественную оценку состояния объекта, информация, позволяющая проранжировать состояния объекта по предпочтительности. В то же время критерий должен позволять оценивать именно степень достижения цели, к которой стремиться организация.

Критерий, предназначенный для оценки целей принятия решений, должен обладать рядом свойств, оправдывающих его использование:

  1. Полнота. Критерий должен обеспечивать адекватную оценку объекта экспертизы либо оценку степени достижения цели, стоящей перед ЛПР.

  2. ^ Действенность (оперативность). Поскольку критерий предназначен для оценок объектов при принятии решений, он должен однозначно пониматься как экспертами, так и ЛПР и способствовать выработке и принятию эффективных решений.

  3. Разложимость. Принцип разложимости отражает тот факт, что эксперту либо ЛПР удобнее работать с небольшим числом критериев, если анализируемая ситуация такова, что она должна оцениваться с помощью многих критериев.

  4. 

  5. Неизбыточность. Избыточность возникает при одновременном рассмотрении критериев, характеризующих получаемые результаты, и средств их достижения, либо одновременного рассмотрения, как входных характеристик системы, так и выходных.

  6. ^ Минимальная размерность. В набор для оценки анализируемой ситуации целесообразно включать лишь те критерии, без которых оценка не возможна.

Таким образом, чтобы цели, сформированные организацией, были измеримы, необходим набор критериев, а для каждого критерия – соответствующая ему шкала определения степени достижения каждой цели. Только при наличии комплекса критериев, шкал и коэффициентов, позволяющих оценить сравнительную важность различных целей, а значит, и соответствующих им критериев, можно эффективно осуществлять процесс управления.
  • ^

    *** понятие однокритериального и многокритериального решений, их основные характеристики.


По количеству целей различают одноцелевые и многоцелевые задачи принятия решений. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми. В этих задачах возникает проблема согласования противоречивых целей при выборе решений.

По количеству критериев решения (также как в случае с целями) могут быть однокритериальные и многокритериальные. В условиях многокритериальности возникает проблема соизмерения совокупного учета разных критериев, т.к. они могут иметь не только количественные, но и качественные характеристики.
  1. Методы и приемы, используемые в процессе постановки и обоснования цели решения организационной задачи: перечислить основные методы и дать их краткую характеристику;

  • *** дать более подробное описание одного из методов по следующей схеме: назначение (цель) метода - порядок организации проведения - сильные и слабые стороны данного метода.


Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих не развитие ситуации.

При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, цели, к достижению которых стремиться организация, необходимо представлять четко. Разработаны и используются методы формирования деревьев целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.

Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку опыт показывает, что при реальном управлении приходится осуществлять выбор. Нельзя неоправданно распылять силы, ресурсы, которые затрачиваются при функционировании организации, как правило, ограничены. Важно при определении целей организации четко представлять возможные пути их достижения.

Основной метод структуризации системы целей – метод построения дерева целей, базирующийся на принципах дедуктивной логики. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели. К сожалению, надо признать, что пока нет достаточно четких правил, согласно 

которым разработчики, осуществляющие целеполагание по отношению к одному и тому же объекту, приходили бы к полному единству результатов.

Название «дерево целей» возникло потому, что процесс формирования целей напоминает собой перевернутое дерево. Ствол – это главная (генеральная) цель. Каждая ветвь, отходящая от ствола, - цель второго порядка. Ветвь, отходящая от главной ветви, - цель третьего порядка и т.д. На конечных уровнях древа целей даются исчерпывающие ответы на вопросы о том, кто, что и в какие сроки должен сделать, чтобы проблема была решена.


Генеральная цель

Цели 1-го уровня

Цели 2-го уровня
Цели более низких уровней


Рис. 1. Структуризация целей
В целеполагании всегда возникает задача: свести множество возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную – приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив.

Термин «дерево целей» заимствован из математической дисциплины – топологии, изучающей свойства сложных геометрических фигур. Топология соприкасается с теорией графов.

Граф – геометрическая фигура (круг, четырехугольник и т.д.). Древо целей – это своего рода граф, все узлы которого соединяются друг с другом ребрами (дугами) особым образом. Узлы (вершины) – это целевые показатели, характеризующие желаемое развитие системного объекта, а ребра – работы, которые должны быть выполнены для достижения вышестоящей цели.

Все целевые показатели в дереве упорядочиваются по уровням, т.е. дерево является иерархической структурой организации управленческого процесса.

С помощью дерева целей сложные решения иерархически расчленяются на элементы, причем цели становятся более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. При построении дерева целей должны соблюдаться:

  • соподчиненность, полнота, согласованность и непротиворечивость целей в дереве;

  • определенность, обеспечиваемая возможностью оценки достижения целей в количественной форме;

  • конкретность цели, т.е. цели должны выражаться в конкретных показателях;

  • 

  • реальность, т.е. имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения цели в определенные сроки;

  • комплексность, обеспечивающая единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований.

Цель должна излагаться однозначно, формулироваться набором ключевых слов в терминах событий.

Для того чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении – от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня. При таком подходе может быть использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня более общего характера. Распространенным методом построения (структуризации) системы целей является метод мозгового штурма.

Литература:


  • Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 20002.

  • Вертакова Ю. В., Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие ; под общ. ред. проф. Кузьбожева Э. Н. – М.: КНОРУС, 2005.

  • Соколова Л. Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009.

  • Урубков А. Р., Федотов И. В. Методы и модели оптимизации управленческих решений: учеб. пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.





Скачать файл (36.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru