Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Анализ рынка и позиционирование товара - файл курсовая_маркетинг.doc


Анализ рынка и позиционирование товара
скачать (76.2 kb.)

Доступные файлы (1):

курсовая_маркетинг.doc249kb.12.12.2009 23:44скачать

содержание
Загрузка...

курсовая_маркетинг.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание


Содержание 1

Введение 2

I. Анализ рынка и позиционирование товара 4

§1. Методы изучения рынка: цели, задачи и анализ полученных результатов 4

§2. Сегментация рынка и позиционирование на нём 20

II. Тактика позиционирования товара компании «Балтика» 27

§1. Краткая характеристика и история компании. 27

§2. Репозиционирование "Балтикой" своей главной марки 32

Заключение 40

Приложение 42

Tаблица 1. Цели и задачи изучения рынка 42

Таблица 2 “Профиль конкурента”   43

Рис. 1 Примерный вариант диаграммы позиционирования продукции. 44

Рис. 2 Динамика развития компании за двенадцать лет. 45

Рис. 3 Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России 45

Библиография 46

Введение


В современных условиях развития экономики значение маркетинга является очень высоким. На данный момент для производителей прежде всего актуальна тема «Анализ рынка и позиционирование товара». Если все товары и услуги на рынке одинаковы (или имеют незначительные отличия), полноценной победы не добьется ни одна компания. Стратегии многих современных фирм недифференцированы. Компания должна стремиться к значимым и существенным позиционированию и отличительной особенности. За каждой компанией или рыночным предложением должна стоять некая доведенная до сознания целевого рынка особая идея; каждая компания должна придумывать новые свойства, услуги, гарантии, поощрение для преданных потребителей, новые удобства и удовольствия.

Но даже если компания не похожа на другие, ее отличия недолговечны. Хорошие идеи быстро копируются, поэтому компании должны постоянно придумывать новые более значимые характеристики и преимущества товара для привлечения внимания избалованных выбором и склонных к экономии потребителей.

Рост интереса к анализу рынка и позиционированию объясняется следующими причинами:

      1. обострение конкуренции на товарных рынках;

      2. исчерпаемость конкуренции по цене и качеству;

      3. недостаточность знаний потребителей о любых товарах, особенно сложнотехнических.

Цель данной работы – раскрыть сущность понятий «анализ рынка» и «позиционирование товара» и на примере «Балтики» проанализировать применение маркетинговых исследований рынка российскими компаниями. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

  • обозначить методы изучения рынка;

  • рассмотреть стратегии сегментации рынка и позционирование товара на нем

  • раскрыть поставленную цель с практической стороны на примере компании «Балтика»

Объект исследования – пивная продукция компании «Балтика».

Предмет исследования – анализ пивного рынка в РФ и позиционирование «Балтики» на нем.
^

I. Анализ рынка и позиционирование товара

§1. Методы изучения рынка: цели, задачи и анализ полученных результатов


1.1. Смысл и цели изучения рынка

Изучение рынка (маркетинговые исследования) стали использоваться в России в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненном по форме исследовании, скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко сформулированные цели.

Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии,  направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно то,  какую роль играют исследования в повседневной деятельности предприятия, как они используются?

Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и особое внимание в нём должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте. Необходимо понимание также того, каким образом получена эта опытная реальность. Надо быть очень осторожным, чтобы не допускать произвольной трактовки реальности, злоупотребляя значением теории.

Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и Потребителями (Покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором этой маркетинговой системы.

Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:

- анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии;

- поиске критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке.

Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а поиск методов для решения насущных для предприятия проблем. В качестве предпосылки здесь выступает не техника проведения, а получение ответов на вопросы “для чего это нужно?” и “что является проблемой?”.

В последнее время упростилось использование компьютеров, поэтому появилась тенденция видеть всё только с количественной точки зрения. Зачастую считают, что количественный  подход более прогрессивен и точен, однако это не так. Цифры должны использоваться только там, где это необходимо. Главное правильно интерпретировать смысл полученных на основе анализа результатов.  Для этого до начала исследования перед сотрудниками или сторонними организациями, которым поручается осуществлять маркетинговое исследование, должны быть конкретно сформулированы его цели и задачи, а также перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ.

Практически любой анализ рынка должен дать ответ на очень простой вопрос: “Сможем ли мы успешно, т.е. с прибылью обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию?”.

Схема изучения рынка приведена ниже.

Классификация по объектам

Изучение с использованием новых материалов (изучение на месте).

Схема методов опроса:

- метод собеседования;

- метод почтовой рассылки анкет;

- метод телефонного опроса;

- метод оставления анкет для последующего ответа на них.

Схема методов измерения и экспериментов.

Изучение мотивов:

- метод углубленного собеседования;

- метод группового собеседования;

- метод ассоциаций;

- форма списочного изучения;

- повторное проведение определенных изучений.

Изучение с использованием существующих материалов (аналитическое изучение).

Изучение открытых материалов:

- статистика государственных и общественных учреждений;

- статистика;

- отраслевые журналы;

- каталоги, брошюры;

- статьи, технические материалы.

Изучение внутрифирменных материалов:

- показатели сбыта.

Классификация по сферам и задачам

Изучение в отношении продукции:

- изучение позиций торговой марки;

- товарный анализ (размер, форма, цвет, дизайн, упаковка, функции);

- анализ сообщений о неудовлетворенности и жалобах Потребителей;

- изучение серии продукции (много или мало видов продукции в серии);

- изучение новых видов продукции продукции.

Изучение в отношении рынка и Потребителей:

- изучение объемов рынка;

- изучение потенциального спроса;

- изучение особенностей рынка (региональные особенности);

- изучение Потребителей (мотивы приобретения);

- изучение позиций и мнений о предприятии (анализ имиджа предприятия).

Изучение перед запуском в производство (ТЭО):

- изучение рынка сбыта и сбытовой политики;

- изучение каналов сбыта:

- анализ маркетинговых затрат;

- анализ структуры сбыта (на предприятии);

- анализ эффективности  сбыта (сумма продаж единицы продукции);

- анализ рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;

- анализ цены.

Классификация по образцам:

- произвольный отбор образцов;

- отбор региональных образцов (произвольный выбор после разбивки по регионам);

- стратиграфический отбор образцов (произвольный после классификации материнской группы).

1.2. Методы анализа рынка

Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.

Если показатели сбыта плавно растут и нет изменений в выпускаемой продукции и методах сбыта, то достаточно учесть только обобщенные показатели фактической реализации без проведения структурного анализа. Во всех же остальных случаях необходимо выяснение причин, проблем и определение путей их преодоления.

С чего нужно начать? С анализа показателей сбыта, но его изначально необходимо рассматривать в комплексе с анализом внешней информации. Следует отметить, что нет особой необходимости использовать излишне сложные методы математического анализа или проводить большой по объёму многоцелевой анализ. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.

Различают три вида анализа рынка:

I. Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей  и т.д.

Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим способами.

1. Аналитическими таблицами изменений: Cоздается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с выбором сочетаний  факторов и показателей. В сжатой форме описываются: Потребитель и его запросы, продаваемая продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом.

2. Составление карты позиционирования. В соответствии с целями выбираются соответствующие характеристики для откладывания их по вертикальной и горизонтальным осям и определяется место предприятия на рынке по каждой группе продукции.

3. Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.) Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них  с новой точки зрения. В качестве возможных критериев могут быть:

- анализ динамики сбыта в целом за последние несколько лет;

- анализ динамики отдельных элементов (по сферам: по видам продукции, по группам Потребителей, в том числе по конечным, по районам, по каналам сбыта);

- анализ с рассмотрением взаимосвязи причинных факторов ( строится гипотеза о том, что существует ли причинно-следственная связь между фактическими показателями и конкретным фактором, после чего происходит практическая оценка гипотез, рассматриваются не только предметные факторы, но и абстрактные явления и факторы типа “восриимчивость” или “система ценностей”;

- анализ степени вклада по сферам и внутри сфер или выявление тех моментов, на которые особо следует обратить внимание при управлении сбыта на предприятие.

Анализ с использованием временных рядов есть по существу метод , при котором происходит сравнительный анализ данных за долговременный период и выявление тренда в изменении этих показателей с течением времени.

Под трендом понимается тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления во времени.

Существует 3-основных вида тренда: долговременный (долговременные колебания), сезонный (сезонные колебания) и периодический (периодические колебания). Для прогнозирования и создания планов сбыта, наиболее часто используется долговременный  и сезонный тренд.

Используют следующие типичные методы анализа долговременного тренда: метод критериев, метод двух средних, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов и корреляционный анализ.

II. Анализ по классам ABC. Метод разделения важных и не важных данных из огромного объёма сведений о показателях продаж по отдельным видам продукции и отдельным категориям Потребителей.

III. Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками  предприятия и экспертами.

При анализе рынка нет смысла пользоваться всеми методами подряд и без разбору. Необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные.

Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев:

- сумма (объём) продаж в абсолютном выражении;

- маржинальная рентабельность т.е. (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации,  в целом по предприятию/ подразделениям или отдельным группам/видам продукции;

- темпы прироста прибыли;

- окупаемость.

Анализируя рынок в целом, следует понимать, что тенденции рынка невозможно точно определить единичным изучением. За основными показателями следует наблюдать постоянно. При этом, если речь идет о продукции массового потребления, то изучение должно происходить в отношении изменения демографической структуры, географических аспектов, сезонных условий потребления, торговой обстановки в регионе, социально-экономических факторов, поведения потребителей в отношении покупки, стиля жизни, импорта.

Если это продукция производственного назначения, то необходимо учитывать сырьё и материалы, технологические разработки, экономические факторы и т.д.

Нужно помнить о том, что точная оценка ситуации на рынке достигается не только анализом положения и фактических показателей самого предприятия, но и сбором и анализом информации, полученной из других источников, в том числе и из того, что было увидено собственными глазами. Следовательно необходимо в процессе осуществления своей коммерческой деятельности и общения с Потребителями изучать тенденции рынка и запросы Потребителей, а главное претворять результаты изучения в конкретные действия.   

1.3. Виды изучения рынка.

Изучение рынка может быть классифицировано в зависимости от выбранных для этого критериев: способа сбора данных, цели изучения и метода анализа. Рассматривая изучение рынка как средство для достижения маркетинговых целей, выделим лишь следующие основные направления, цели и задачи(см. таблицу 1).

1.4. Основные стадии проведения исследования рынка

С самого начало необходимо определить конкретные и практические цели изучения. Такими целями, в частности, могут быть определение сложившейся конъюнктуры и возможных тенденций её изменения, потенциал рынка для планируемых видов продукции, выявление причин изменения доли продукции предприятия на рынке.

На первом этапе необходимо определить, какие данные надо будет использовать и где их можно получить. Здесь надо быть очень аккуратными и не допускать, чтобы ради хорошей отчетности были использованы подкорректированные данные. Они ни в коем случае не должны быть устаревшими, а методы изучения образцов продукции  находиться в несоответствии с целями исследования.

Следующей стадией является перечисление и упорядочивание проблем, встающих перед достижением поставленных целей и выделение наиболее важных моментов.

После определения целей и проблем необходимо представить, что именно доказывается в результате проведения исследования. Это исследовательская гипотеза, которая будет проверяться в результате исследования и, потому она должна быть построена в форме, допускающей проверку. Для избежания бессмысленных исследований нужна рабочая гипотеза. За счёт построения гипотезы уже осознанные разнообразные факты приобретают смысл. Кроме этого, уже на этапе трактовки полученных результатов по окончании исследований за счёт проведения сопоставления с гипотезой можно избежать произвольных толкований полученных результатов. Условием разработки гипотезы будет структурное построение разнообразных составляющих её факторов. Таким образом, ещё до начала исследований необходимо определить их взаимосвязь.

Для построения гипотезы наиболее часто используется  метод аналогии с другими уже известными примерами и метод парадокса, когда обычная логика производственной сферы буквально выворачивается наизнанку, а причинно-следственные отношения меняются местами. Далее необходимо выбрать метод изучения. Наиболее популярны метод “изучения образцов продукции”, “метод эксперимента” и “метод психологического подхода”.

“Изучение образцов продукции” представляет собой метод, при котором, для того, чтобы узнать особенности какой-либо группы продукции, происходит реальное изучение отдельного образца, выделенного в качестве представителя этой группы в соответствии с определенным правилом. Особенности, демонстрируемые этим образцом, рассматриваются как особенности всей группы. Анализируются: “среднее значение”, “распределение”, “соотношение” и другие статистические показатели.

“Изучение образцов” очень эффективно в тех случаях, когда целью анализа являются определение позиции группы однотипной продукции на рынке. Кроме всего прочего, этот метод достаточно  стандартизован и прост в использовании.

“Метод эксперимента” используется тогда, когда нужно получить более точные результаты относительно конкретного вида продукции в группе аналогичной. Он в основном используется в отношении объектов не статистического характера. Например, выделяется фактор, который по предварительным данным, доминирует в поведении Потребителя. Этот фактор представляется в виде переменной, сознательно изменяется и затем отслеживается реакция на эти изменения Потребителя.

“Метод эксперимента” часто проводится следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу, возрасту, доходу и т. п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем проводится пробная  продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.

Для того, чтобы правильно выбрать метод изучения рынка, необходимо, точно уяснить, что будет изучаться и в отношении каких групп Потребителей будет проводиться изучение. Важно определить для себя глубину или масштаб исследования рынка. Маркетинговые исследования рынка всегда требуют больших расходов и потому, прежде чем проводить исследования рынка в общенациональном масштабе необходимо провести пилотное маркетинговое исследование. В рамках этого исследования проверяются рабочие гипотезы, отрабатывается методика проведения и определяется размер выборки по категориям Потребителей и/или регионам.   

Одной из задач маркетингового исследования является не просто измерение и описание рынка, а получение ответа на вопрос “почему?” в отношении поведения Потребителя и обоснованных предложений о том, “что нужно делать?”.

Однако проблема заключается в том, что поведение Потребителя определяется сложной структурой переплетения различных факторов. Поэтому трудно ожидать моментального получения полезной информации, если Потребителя неожиданно спросить о том, почему он так поступает и, как он повёл бы себя, в том или ином случае. Если вопросы не будут в достаточной степени отточены заранее, полученные данные будут расплывчаты, а их смысл неясен.

Эффективным способом упорядочивания вопросов является продуманная связь между ними. Максимальное внимание должно уделяться и составлению анкеты. В маркетинговых исследованиях понятие “Анкета” имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле “анкета” означает не только вопросник, но и проверочный лист с перечнем контрольных вопросов, вплоть до регистрационного листа, используемого при наблюдениях.

Для повышения степени достоверности результатов опроса создается потребительская панель, под которой понимается совокупность опрашиваемых единиц Потребителей, подвергающихся повторяющимся исследованиям.

В зависимости от характера изучаемой проблемы панели условно подразделяются на общие и специализированные, при этом, последняя может быть и не обязательно репрезентативной. Создание общей панели потребует больших финансовых затрат и вряд ли будет оправдана для предприятия среднего масштаба. Специализированную панель имеет смысл создавать, но только в том случае, если планируется проводить маркетинговые исследования с определенной периодичностью. 

После того, как определены опрашиваемые и методы сбора данных, начинается тиражирование анкет. На этом этапе необходимо продумать и вспомогательные элементы, а именно, уточнить список опрашиваемых, подготовить рекламно-информационные материалы и сувениры, визитные карточки и удостоверения для интервьюеров и другое.

Очень важным является выбор времени для проведения опросов. Это особенно важно, когда спрос на продукцию может иметь сезонный характер. В случае, когда процент возврата анкет ниже ожидаемого, а он обычно не превышает 10-20% от числа разосланных, всегда необходимо выяснять причины такого положения.

При проведении любого опроса всегда необходимо решить проблему заинтересованности анкетируемого в её заполнении. Конечно же, возможно предусмотреть плату за заполнение анкеты. Но вряд ли вам удастся сделать её достаточно привлекательной, чтобы привлечь к её заполнению ответственных сотрудников, владеющих интересующей вас информацией.   

Следовательно, анкета должна быть составлена таким образом, чтобы руководитель торгового подразделения почувствовал, что её заполнение принесёт ему в будущем какую-то выгоду. И это отнюдь не обязательно должны быть какие-то послабления в отношении формы и порядка оплаты или отгрузки продукции. Этого можно добиться и за счет по существу поставленных в анкетах вопросов, и самим регулярным проведением опросов, с сообщением им, что конкретно было сделано предприятием по результатам предыдущего опроса. По собственному опыту знаем, что в этих случаях возврат анкет может порой доходить до 25-30%.   

И ещё, избегайте лобовых вопросов относительно собственной продукции, из-за нежелания отвечать на которые, чтобы не портить отношения с предприятием, она может быть никогда не возвращена.

Подводя итоги исследования необходимо отдавать себе отчёт в том, что числовые значения, полученные результаты всегда будут иметь погрешности. Погрешности  подразделяются “на статистические” (математически предсказуемые) и “не статистические”. Если поставить перед собой задачу получить результаты с высокой степенью точности, то это может потребовать дополнительных и, как правило, неоправданных расходов.

1.5. Составление портретов Потребителя и Конкурента

Составление портретов Потребителя и конкурентов это, по сути, то, с чего начинается собственно маркетинг. При всей, казалось бы, на первый взгляд, однородности группы потенциальных Потребителей, она в то же время может по отдельным параметрам и характеристикам иметь порой существенные отличия. Не зная своего Потребителя, невозможно рассчитывать на коммерческий успех деятельности предприятия на рынке в современных условиях.

Не зная того, над чем в настоящее время работает предприятие-конкурент, какой стратегии на рынке оно следует, невозможно планировать свою деятельность на последующие периоды.

Приступая к составлению портрета Потребителя необходимо, прежде всего, четко определить круг лиц, которые непосредственно являются ими или теми, от кого зависит  принятие решения о покупке нашей продукции. Это в большей степени относится к случаям, когда речь идёт о закупке сложных корпоративных изделий, например, технологических линий или компьютерного оборудования для банков и офисов компаний.

Кто принимает решение о закупке такой продукции? Конечно же, руководитель и значит именно его портрет нам надо изучать в первую очередь. Но, в тоже время, это решение предварительно прорабатывается конкретными техническими специалистами, мнение которых может быть определяющим, а значит надо составить и их портрет.

Составление портрета Потребителя, согласно общим принципам сегментирования рынка, традиционно осуществляется по четырем основным признакам: географическим, демографическим, психографическим (социальный слой, стиль жизни, личные качества), поведенческим (манера приобретения продукции). Степень детализации по каждому признаку зависит от характера продукции.

Составляя портрет Потребителя продукции массового спроса, необходимо особое внимание уделять манерам его поведения в приобретении, в частности, к какому психологическому типу Потребитель, может быть, условно отнесен: приверженец определенной торговой марки, осторожный, новатор, приверженец моды, импульсивный, экономный, рациональный.

Для составления группового портрета Потребителя необходимо будет воспользоваться и данными статистики, и результатами опросов или анкетирований/интервьирований, проведенных непосредственно службой маркетинга или заказанных ею сторонней организации.

Однако портрет Потребителя будет явно неполным, если в базе данных не будет отражено, какую продукцию Потребитель берет у предприятия и какова его доля в объёме отгрузки данного вида продукции, какие виды скидок или бонусов ему предоставлялись, какова была форма оплаты и порядок расчёта с ним и, в конце концов как своевременно он за неё рассчитывался?

Фактически это часть базы данных отдела сбыта, дополненная информацией финансового отдела в части завершения расчетов,  отличающаяся тем, что в ней вводятся дополнительные графы, отражающие степень выполнения им договорных обязательств. Такой подход к созданию портрета Потребителя мы называем историей Потребителя.

Для её характеристики, в частности, в базу данных вводятся несколько дополнительных граф с указанием в них коэффициентов, рассчитываемых по формуле  К=(план-факт)/план,  характеризующих поведение Потребителей: 

- коэффициент, отражающий выполнение Потребителем своих договорных обязательств по приобретению заказанной им продукции по объёму и ассортименту;

- коэффициент, отражающий своевременность расчетов;

- коэффициент, учитывающий сезонный характер поведения Потребителя в отношении приобретения продукции, имеющей ярко выраженный характер   сезонный характер потребления.

Использование перечисленных выше коэффициентов в структуре базы данных даёт возможность группировать Потребителей по различным признакам, выделить наиболее интересующие группы и разрабатывать для них целенаправленную стратегию товародвижения. 

Здесь же хотелось бы остановиться ещё на одном, на наш взгляд, очень важном моменте, непосредственно связанном с историей Потребителя, а именно анализе причин потери (ухода к другому производителю) наиболее значимых Потребителей.

Для чего и как делается такой анализ? Выделите из всех своих Потребителей за последние несколько лет (лучше за период не менее 2-3 лет), группу особо значимых для вас Потребителей и определите динамику изменения их доли в общем объёме реализации за этот временной период. Затем выделите из этой группы тех из них, кто в этот временной период либо перестал быть вашим Потребителем, либо снижение объёма закупок у него имело отчетливую тенденцию. Далее попытайтесь выяснить, чем это было вызвано. Практика проведения подобных исследований показала, что диапазон причин потери достаточно широк и не всегда сводится только к качеству или цене продукции. Достаточно весомую долю имеет организация обслуживания Потребителя, и само отношение к нему сотрудников службы сбыта предприятия. Только проанализировав все причины и разработав комплекс компенсационных мероприятий можно начинать активную кампанию по привлечению новых Потребителей. 

Приступая к созданию портрета Конкурента, в принципе можно ограничиться только выяснением перечня и объёма выпускаемой ими продукции, цен на неё и регионов сбыта. Уже этого может быть достаточно для создания базы данных по конкурентам, которая при оперативном отслеживании в ней информации станет значительным подспорьём в работе службы маркетинга при разработке собственной маркетинговой стратегии. Однако для более глубокого изучения конкурентов можно рекомендовать обратиться к принципам составления “Профиля конкурента” (таблица 2).

Очевидно, что создание базы данных по конкурентам по такому принципу потребует значительных затрат времени и денежных средств, а потому целесообразность её ведения должна определяться в каждом конкретном случае руководителем предприятия.

^

§2. Сегментация рынка и позиционирование на нём


2.1. Разработка стратегии сегментации рынка и выделение целевых сегментов

В основе концепции рыночной сегментации лежат две теоретические посылки: признание гетерогенной природы товарных природы товарных рынков, т.е. рассмотрение рынка не как единого целого, а как сумму отдельных сегментов, отражающих специфические вариации спроса различных категорий Потребителей, дифференциация продукции и методов её сбыта.  

Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты Потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта. 

Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда  учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём. 

Результаты анализа практической деятельности американских компаний показал, что неудачи их рыночной деятельности связаны со следующими причинами:

- Неправильный выбор рыночного сегмента, на который направлялись маркетинговые усилия фирмы.

- Чрезмерная сегментация, которая выливается в чрезмерную дифференциацию продукции, экономически неоправданную.

- Повышенная концентрация на одном рыночном сегменте при игнорировании других, не менее перспективных категорий Потребителей.

Величина доли предприятия на конкретном товарном рынке (рыночная квота предприятия) является важнейшим фактором его коммерческого успеха. Увеличение рыночной доли предприятия сопровождается, как правило, ростом доли её прибыли (рост доли рынка на 10% обеспечивает увеличение нормы прибыли в среднем на 5%). В то же время для разных отраслей промышленности влияние рыночной доли на норму прибыли предприятия неодинаково. Так, в отраслях, производящих предметы длительного пользования, норма прибыли “рыночных лидеров” на 28% выше, чем у предприятий с минимальной долей рынка. Аналогичный показатель для отраслей, производящих предметы первой необходимости. 

Существуют два традиционных подхода к разработке стратегии сегментирования:

- начать с исследования сложившейся конъюнктуры рынка на традиционные виды продукции, выявления фактических и потенциальных Потребителей и различий их отношения к новым видам продукции;

- начать с формирования представления о том, какие переменные характеризуют тот или иной сегмент Потребителей.

Сегмент рынка – это Потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Данные Потребители “вычисляются”  как лица, имеющие, в общем, одинаковую потребность в этой продукции и характеризующиеся примерно одинаковым возрастом, полом, уровнем благосостояния и иными биосоциальными характеристиками. 

Выделение сегментов на рынках продукции производственно-технического назначения может быть основано на масштабах деятельности Потребителя, географическом положении, отраслевой принадлежности, а так же характере деятельности Потребителя, как предприятия (импортёр, производитель, обрабатывающее предприятие и другое) или численности персонала, в пределах некоторой вилки. 

Выбирая тот или иной подход к проведению сегментации, можно руководствоваться следующими критериями:

- важность сегмента для предприятия;

- количественные показатели (ёмкость данного сегмента рынка, рыночная ниша);

- доступность освоения сегмента для предприятия;

- прибыльность продукции;

- защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия);

- возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу.

Рассмотрим наиболее популярные виды сегментации рынка.

Географическая сегментация - способ деления рынка по группам Потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значения для использования продукции.    

Демографическая - способ деления рынка по группам Потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.

Геодемографическая - способ деления рынка по группам Потребителей исходя из статистических данных о численности населения в региональном разрезе.

Психографическая сегментация - способ деления рынка по Потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.

Сегментация по типу поведения - группирование Потребителей по мотивам совершения покупок, интенсивности потребления, отношения к продукции. Здесь традиционно выделяют, прежде всего,  Потребителей с двумя граничными типами поведения:

 - суперконсерваторы люди - выступающие против любых изменений, сохраняющие приверженность своим привычкам  и предпочтениям. Они могут принадлежать к разным слоям  - от высокого до низкого. У них практически отсутствует творческое воображение и эстетическое восприятие. Они составляют обычно от 11 до 15%;

- суперноваторы - люди склонные к риску и эксперименту. Это, как правило, высокооплачиваемая категория Потребителей, но составляющая не более 3% потенциальной ёмкости рынка.

Сегментация по виду продукции - способ деления рынка по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Данный вид является производным от сегментации по группам Потребителей, так как выделение сегментов по отдельным параметрам произведенной продукции представляет собой учёт в иной форме запросов  и предпочтений Потребителей.

Сегментация по фирмам-заказчикам - способ деления рынка средств производства с учётом специфических проблем Заказчика в области закупки средств производства, а также условий оплаты, методов расчета, централизации и децентрализации поставки средств производства.

Сегментация по основным конкурентам - способ деления по производителям аналогичной продукции. В качестве критериев: вид потребностей, удовлетворяемых продукцией конкурентов и организации ими сбытовой деятельности.

Сегментация рынка как потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов Потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации сервисного обслуживания, рекламе и организации продвижения на рынок.   

Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми Потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.

2.2. Стратегия позиционирования продукции на рынке

Эту концепцию справедливо считают одной из главных в планировании и организации маркетинга. Положение любой продукции на рынке можно определить и оно будет либо реальным, либо экспертно-прогнозным. Реальным оно может считаться только тогда, когда его положение определяется исходя из ретроспективного анализа сбыта за определенный период.

Факторами, определяющими положение продукции на рынке, следует считать не только цену и качество продукции, но производительность, дизайн, сервисное обслуживание, имидж предприятия и самой продукции и соотношение этих факторов. При этом позиция одного и того же вида продукции может иметь неодинаковое восприятие Потребителями разных сегментов рынка.

Итак, позиционирование продукции на рынке- это расположение продукции в определенном положении в сознании Потребителей данного вида продукции. Главная задача позиционирования состоит в комплексе усилий, направленных на адаптацию  продукции к требованиям целевых сегментов рынка, с отстройкой её от основных конкурентов за счёт уникальных характеристик продукции или порядка и условий её приобретения, поставки, сервисного обслуживания.

Необходимо всегда помнить, что ошибки в позиционировании продукции на рынке могут привести к полному нивелированию всех остальных маркетинговых усилий. Если в конкурентной борьбе традиционно ставка делалась на методы эффективного распределения денежных средств на маркетинговые мероприятия, то стратегия позиционирования предназначена для выигрыша за счёт повышения эффективности самих маркетинговых усилий.

Основные ошибки, которые допускаются при позиционировании продукции на рынке:

- позиционирование вне рынка;

- позиционирование на рынке в целом, без подразделения его на традиционный и перспективный;

- позиционирование путём прямого противопоставления продукции конкурентов;

- позиционирование с акцентом на уникальность продукции без учёта продукций-аналогов, представленных на рынке с такими же параметрами.

2.3. Технология позиционирования.

Прежде всего, выберите показатели осей координат X и Y.

Делать это надо исходя из главных потребностей целевых Потребителей, например, изменчивость-стабильность, новаторство-традиция и т.д. После чего фактически и строится диаграмма зависимостей между элементами характеристик продукции.

Далее, выставьте по осям вышеуказанной диаграммы результаты опросов групп Потребителей,  отражающие их представления об идеале данного вида продукции, в виде группы точек на диаграмме. Данные группы, в принципе, могут рассматриваться как сегменты рынка. Поэтому возможно, что в результате анализа этой диаграммы может возникнуть потребность в разработке продукции с несколько видоизмененными характеристиками для конкретных групп.

Затем свойства планируемой или производимой продукции переносятся на диаграмму. Тем самым становится ясным, как будет восприниматься планируемая к освоению продукция на рынке вообще или в каждой группе Потребителей. А так же с какой из представленных на рынке видов продукции она войдет в непосредственное конкурентное противодействие.

На последнем этапе, в случае необходимости, осуществляется пересмотр стратегии позиционирования продукции на рынке:

- укрепление позиции продукции на рынке за счёт улучшения качества;

- перепозиционирование продукции на рынке;

- внесение изменений в восприятие продукции Потребителями за счёт формирования новых критериев оценки продукции.

Примерный вариант диаграммы позиционирования продукции представлен на рис. 1.


^

II. Тактика позиционирования товара компании «Балтика»

§1. Краткая характеристика и история компании.


Пивоваренный завод "Балтика" построен по проекту, разработанному институтом "Гипропищепром-2", как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности "Ленпиво".   

Техническое состояние 6 пивоваренных заводов, входивших в это объединение, в связи с длительным сроком эксплуатации (до 200 лет), не позволяло обеспечивать выпуск высококачественного пива и требовало их остановки для проведения капитального ремонта.  

Строительство нового завода началось в 1978 году. Государственное предприятие "Пивоваренный завод "Балтика" было утверждено в 1990 году после завершения строительства.  

Первая партия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров пива. Но это еще было не пиво "Балтика", а широко распространенные сорта "Жигулевское", "Рижское", "Адмиралтейское", "Праздничное".  

В 1992 году началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла его реорганизация в Открытое Акционерное Общество. Акционерами "Балтики" тогда стали 28 юридических и свыше 2-х тысяч физических лиц. Крупнейшим держателем акций "Балтики" на сегодняшний день является компания "Балтик Бевериджиз Холдинг" (Baltic Beverages Holding AB).  

Примерно в это время на предприятии начали осуществлять идею создания собственной торговой марки - "Балтика". С самого начала "Балтика" задумывалась исключительно как пиво высочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуя эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкции и развития предприятия.  

Программа была рассчитана на период с 1993 по 1998 год и предусматривала установку современного европейского оборудования, позволяющего обеспечить высокое качество пива. Программа была завершена досрочно в полном объёме к ноябрю 1996 года. В результате "Балтика" стала крупнейшим российским производителем пива и уверенно удерживает лидерство по сей день.  

В рамках инвестиционной программы были проведены следующие основные работы:  

  • Установка нового оборудования на всех производственных участках  

  • Введение в строй станции водоочистки (вся вода очищается).  

  • Замена всех железных трубопроводов на трубопроводы из нержавеющей стали.  

  • Установка и запуск современных установок фильтрации пива.  

  • Компьютеризация всего производства.   

После осуществления программы "Балтика" стала первым в России пивоваренным заводом, оснащенным самым современным европейским оборудованием. К этому времени предприятие достигло небывалой мощи, какой не достигал ни один пивоваренный завод в истории России. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям, "Балтика" первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг, приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода "Донское пиво" в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года приобретен контрольный пакет акций завода "Тульское пиво". Специалистами "Балтики" была разработана инвестиционная программа, нацеленная на увеличение мощностей этих заводов и на замену устаревшего оборудования.  

Кроме того, с 1998 года "Балтика" создает сеть сбытовых подразделений в регионах. В настоящее время открыто двадцать восемь представительств в крупных городах России. Таким образом прежнее название - ОАО "Пивоваренный завод "Балтика" - потеряло актуальность. Сегодня "Балтика" - уже не один завод.  

Поэтому в 1998 году акционеры утвердили решение Совета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь звучит как ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".  

В 1999 году на территории завода "Балтика" в Санкт-Петербурге закончено строительство автоматизированного склада готовой продукции. Его уникальность заключается в высокой автоматизации и возможности отгрузки продукции в автомобильный и железнодорожный транспорт. Теперь на очереди солодовенный завод, строительство которого завершится в первой половине 2000 года.  
  30 ноября 2000 года состоялось торжественное открытие крупнейшего в России "Солодовенного завода Суффле-Санкт-Петербург". Завод построен французской фирмой "Groupe Soufflet" совместно с "Пивоваренной компанией "Балтика". Стоимость проекта составила $50 млн., предполагаемый срок его окупаемости - 7-10 лет. Около $35 млн. вложила французская фирма, которой принадлежит 70% акций завода, остальную часть вложила "Балтика", доля которой в проекте составляет 30%. Производственная мощность "Солодовенного завода Суффле-Санкт-Петербург" -105 тысяч тонн светлого солода в год. Для сравнения: стандартная солодовня в России имеет мощность 25 тысяч тонн.  

В рамках инвестиционной программы на петербургской площадке Компании был приобретен новый варочный порядок фирмы 'Huppmann' емкостью 9 тонн сырья и производительностью 12 варок в сутки стоимостью $6 млн., осуществлен монтаж 36 дополнительных емкостей для брожения немецкой фирмы 'Ziemann' ($9 млн.) и запуск в апреле 2001 года в эксплуатацию линии розлива пива в банки ($5,7 млн.), а также расширена инфраструктура предприятия.  

В целом инвестиции в "Балтику" с 1993 по 2000 годы составили более 347 млн. долларов. В основном это собственные средства, заработанные Компанией. Объем производства с 1991 по 2000 год увеличился в 38 раз (с 27 до 1013 млн.л). Доля "Пивоваренной компании "Балтика" в российской пивоваренной промышленности составляет 18%, поэтому торговую марку "Балтика" сегодня можно назвать единственным национальным брэндом, поскольку ни одна другая не занимает такой доли российского рынка. Цель Компании - к 2003 году занять 25 % российского рынка пива.  

Сегодня можно с уверенностью говорить об "экономическом феномене "Балтики". Ведь даже в мировой истории немного примеров, когда какая-либо компания за такое короткое время становилась лидером отрасли. А потому можно уверенно назвать "Балтику" национальной гордостью России.

В чем же секрет успеха Компании? Все довольно просто: несмотря на то, что "Балтика" уже сейчас по уровню технологической оснащённости опережает российские и многие зарубежные предприятия, Компания продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о качестве своей продукции: рассматривается вопрос расширения Компании за счет приобретения новых пивоваренных заводов; продолжается модернизация и увеличение мощности дочерних заводов в Ростове-на-Дону и в Туле; продолжается сертификация внедренной Компанией Системы качества на соответствие международному стандарту ISO-9001.   

Официальным признанием качества продукции, торговой марки "Балтика", культуры производства и усилий трудового коллектива явилось присуждение предприятию Премии Правительства Российской Федерации в области качества 1997 года. По итогам массового опроса российских потребителей в 1998, 2000 годах пиво "Балтика", наряду с продукцией ведущих мировых фирм, было названо в числе лучших товаров народного потребления.  

В 2003 году завершена реализация уникального инвестиционного проекта - в январе и апреле была закончено строительство современнейший в пивоваренной отрасли заводов «Балтика-Самара» и «Балтика-Хабаровск», заводы открылись розливом новы пивных марок - «Самара» и «ДВ», названия которых были выбраны в результате проведенных в городах конкурсов среди любителей пива.  

^ Динамика развития компании за двенадцать лет представлена на рис. 2. Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России (рис. 3) имеет тенденцию к постоянному росту в течение прошедших двенадцати лет. В 2002 году продукция «Балтики» уже составила 22,5% процента от всего объема пива, поставляемого на рынок России.  

^

§2. Репозиционирование "Балтикой" своей главной марки


2003 год стал для "Балтики №3" крайне неудачным: продажи марки в мае – сентябре снизились на 8% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Пытаясь репозиционировать один из старейших российских пивных брэндов, питерская компания изменила его упаковку и систему сбыта. Но главное – "№3" стал первым объектом эксперимента по продвижению номерных сортов "Балтики" как самостоятельных брэндов.

Темпы развития российского рынка пива замедляются. В 2003 году он вырос всего на 7,8% против 11% в 2002-м и 14,5% в 2001-м. Маршрут продвижения марки «Балтика» на российском рынке не был извилист. Потребители овациями встретили первое отечественное пиво, которое по качеству могло конкурировать с импортным. Результат: к 1997 году компания стала крупнейшим отечественным производителем пива, захватив почти 11% рынка.

Мечта "Балтики" о всемирной славе, заявленная в одном из рекламных роликов, постепенно сбывается. Питерская компания уже поставляет свое пиво в 35 стран ближнего и дальнего зарубежья. Недавно к числу ее иностранных дистрибуторов – как уверяют в "Балтике", в результате тендера – присоединилась новозеландская фирма Federal Geo, торгующая пивом на южных островах Тихого океана. А шотландский дилер питерских пивоваров – компания CPL открыла в Глазго ресторан под названием Stavka, выбрав "Балтику" в качестве главного напитка заведения. По словам Эндрю Джека, брэнд-менеджера корпорации Scottish & Newcastle (одного из акционеров "Балтики"), "Балтика №3" воспринимается в Великобритании как экзотическая новинка и позиционируется как премиальное пиво – в одном ряду с такими марками, как чешская Pilsner Urquell, сингапурская Tiger и мексиканская Corona. Поэтому для ее продвижения Scottish & Newcastle достаточно спонсировать яркие культурные акции, к примеру, концерта Pet Shop Boys в Лондоне или фестиваля граффити в Ливерпуле.

Зато у себя на родине производителю "Знаменитого пива России" пришлось в буквальном смысле удвоить маркетинговые усилия, чтобы сохранить этот титул.

Продажи "трешки" в мае – сентябре 2005 года на 25% превысили результат прошлогоднего сезона. Среди конкурирующих марок только "Клинское" отличилось большими темпами роста. Директор по маркетингу "Балтики" Андрей Рукавишников уверяет: этот успех обусловлен не тем, что в рекламу марки просто "закачали" больше средств. "Мы увеличили свой бюджет до средней по отрасли нормы отчислений", – поясняет он.

Рост спроса на "трешку" – следствие кардинальных изменений в маркетинговой политике компании. Рекламные приемы "Балтики" с момента появления первых роликов в середине 1990-х были предметом критики и даже насмешек со стороны маркетологов и отраслевых аналитиков. Осмысленной маркетинговой программы у «Балтики» не было - если не считать фирменного синего дирижабля, который парил над Петербургом, и нескольких конных повозок, развозящих по ресторанам дорогих питерских гостиниц кеги с пивом. Решения о рекламных акциях принимались со скрипом. «Если говорить о маркетинговых нововведениях – они рассматриваются на заседаниях художественного совета, куда входят руководители разных подразделений. До заседания худсовета многократно обсуждаем идеи непосредственно в дирекции. Говорим с экспертами. В крупных компаниях нельзя принимать быстрые решения»,- поясняет генеральный директор «Балтики» Таймураз Боллоев.

Результатом заседаний стала в каком-то смысле уникальная рекламная кампания «Знаменитое пиво России». Другие производители выстраивали имидж каждой марки своего пива, выбирали целевую аудиторию для каждого продукта и били рекламой точно в цель, а «Балтика» рекламировалась как «просто пиво». Для конкурентов петербургское пиво стало тем же, что и «Обычный порошок» для Procter&Gamble: есть товар, которым все пользуются по привычке, а мы можем предложить вам что-то новенькое, это стоит попробовать.

В апреле 2003 года компания объявила о корректировке маркетинговой политики. Впервые она рекламирует не титульный бренд, а самостоятельные пивные марки- «Тройку», «Семерку» и «Арсенальное». Пивоварня наконец отказалась от бутылки старого формата, в которую разливали еще «Жигулевское», в пользу бутылки оригинальной формы с высоким горлышком. Затраты на поддержание и строительство новых мощностей сокращаются вдвое, до $160 млн в год. Также вдвое , до $60 млн, вырос бюджет на промоушен – «Балтика» вошла в число крупнейших рекламодателей страны, соседствуя с такими гигантами, как Procter&Gamble, Nestle и Unilever.

Летом более чем в 1000 магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и еще в 30 крупнейших городах России "Балтика" организовала дегустации "трешки", сопровождавшиеся раздачей сувениров – зажигалок, открывалок, футболок и зонтиков с фирменной символикой. Но действительно грандиозной по масштабам и результатам получилась промо-кампания "Нам по пути". Ее призовой фонд составили 20 автомобилей "Шевроле-Нива", 30 000 фотоаппаратов, 500 000 дорожных сумок и 4,5 млн бутылок и банок пива. Любой покупатель "Балтики №3" мог что-нибудь выиграть, обнаружив одну или несколько пробок или баночных "ключей" с определенными символами. Благодаря этой лотерее продажи "трешки" в октябре – месяце традиционного спада на пивном рынке – на 77% превысили продажи октября 2003 года. Московский комбинат "Очаково", разыгравший в декабре 2003-го – марте 2004 года 25 автомобилей "Лада", 2500 CD-плейеров и 25 000 пивных кружек, добился лишь 3% роста сбыта в первом квартале. Участник конкурса должен был собрать шесть этикеток пива "Очаково" и отправить их организаторам вместе с адресом лучшего друга, который таким образом получал шанс выиграть приз. Попытка апеллировать к дружеским чувствам оказалась не слишком удачной по сравнению с "эгоистическим" подходом "Балтики".

Известно, что как бы ни были велики затраты на маркетинг, они не принесут ожидаемого эффекта, если сбыт не налажен должным образом: максимально возможный охват торговых точек, постоянное наличие товара в продаже, выгодные для дистрибуторов и магазинов условия поставок.

Показатель представленности "Балтики №3" в российской рознице – около 95% всех точек, торгующих пивом, – за 2005 год практически не изменился. Но, как отмечает директор по продажам "Балтики" Гавриил Навроцкий, отношения компании с розницей "стали более качественными". Работа компании в период до 2004 года – это хаотичность поставок и нестабильность завоза высоколиквидных позиций, – рассказывает Наталья Провоторова, директор филиала розничной сети "Патэрсон" в Твери. – Сейчас, после смены дистрибутора, поставки по графику, стабильность ассортимента и товарные кредиты под маркетинговые акции".

Реорганизация сбытовой системы "Балтики" началась в 2003 году, проводилась, разумеется, не ради одной "трешки", но напрямую сказалась на ее продажах. В ходе затеянной реформы дистрибуции число региональных представительств «Балтики» увеличилось с 32 до 104. Россию условно поделили на восемь сбытовых регионов, каждый из которых закрепили за определенным количеством дистрибьюторов, а число самих оптовиков было сокращено с 1400 до 220. В обмен на эксклюзивное право продавать «балтийское» пиво распространители должны выполнять план по его закупкам и держать во всех регионах России единую оптовую цену на продукцию «Балтики1».

Пару лет назад питерский дистрибутор "Балтики", что ее собственные торговые структуры "перебивают ему бизнес", предлагая клиентам более низкие цены. "Сейчас всем все понятно, – заверяет Гавриил Навроцкий. – Наши филиалы и партнеры не конкурируют за торговые точки. Мы совместно ставим задачи и под них распределяем ресурсы". По его словам, возможности ценовой конкуренции между дистрибуторами также минимизированы. "В случае несоблюдения рекомендованных оптовых цен дистрибутор может быть оштрафован или даже лишен контракта", – подтверждает Анна Косяченко, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Хэппиленд", ранее возглавлявшая отдел маркетинга московской фирмы "Кромус-Сервис", торгующей пивом. "У нас в городе дистрибуторы "Балтики" подписали соглашение об исключении демпинга", – говорит Рустем Кавсаров, директор филиала "Патэрсон" в Уфе.

Каждый партнер пивоваренной компании с ее помощью (подбор и обучение) сформировал команду торговых представителей и мерчандайзеров, которым было поручено заниматься исключительно продукцией "Балтики". К слову, подобные отделы эксклюзивных продаж еще в 2002 году появились у дистрибуторов ее ближайшего конкурента – холдинга "САН Интербрю". Как утверждает Гавриил Навроцкий, сотрудники сбытовых подразделений и дистрибуторов "Балтики" посещают не менее 100 000 торговых точек за неделю.

"Перед нами ставили довольно жесткие задачи, исполнение которых так же жестко контролировали, – рассказывает Анна Косяченко. – При этом "Балтика" по сравнению с другими поставщиками выплачивала не самые высокие бонусы по результатам. Но мы были заинтересованы в долгосрочных отношениях с этой компанией, благодаря которым можно хорошо зарабатывать на объемах продаж".

За упорное нежелание "сегментировать потребителей" и креатив новых роликов "Балтика" регулярно подвергается обструкции на Интернет-форумах. По мнению Андрея Рукавишникова, самая объективная оценка качества рекламного креатива "Балтики №3" – это объемы продаж: "Разве можно объяснить результаты, которых мы достигли, только тем, что потребители "купились" на призы и подарки?""Новое позиционирование "трешки" как отдельного продукта, креатив рекламных роликов и промо-акций, конечно, сыграли свою роль, но это не идет в сравнение с тем влиянием, которое оказало увеличение медиа-бюджета", – полагает президент рекламной группы Depot WPF Алексей Андреев. Дистрибуторы и менеджеры магазинов указывают, что "Балтика" гораздо больше внимания стала уделять трейд-маркетингу – рекламе и мотивирующим акциям на местах продаж.

"Вообще-то мы следовали классическому принципу четырех "пи", – рассказывает Андрей Рукавишников (согласно концепции американского маркетолога Джерома Маккарти, на продажи любого товара влияют четыре параметра: product – качество и упаковка, place – места и направления продаж, promotion – стимулирование сбыта и price – уровень цен). – Мы улучшили упаковку, рекламу, организацию сбыта и при этом оставили прежними отпускные цены". Впрочем, договориться с ритейлерами о жестких нормах наценки "Балтике" не удалось. "Нам предлагали уменьшить наценку, чтобы увеличить товарооборот, но, сделав свои расчеты, от изменения цен мы отказались", – говорит Наталья Провоторова из тверского "Патэрсона". Зато по сравнению с конкурирующими марками средняя по России розничная цена на бутылку "Балтики №3" с мая по август выросла незначительно, всего на 1,5% (до 14,45 руб.), тогда как, например, "Клинское Светлое" подорожало почти на 3,5% (до 15,15 руб. – данные "Бизнес Аналитики").

Любопытно, что в Великобритании "Балтика №3" продается по цене, почти самой высокой среди импортных марок – 3,5 фунта за бутылку. Для сравнения: бутылка сингапурского Tiger стоит в Глазго 2,5 фунта. По словам Эндрю Джека из Scottish & Newcastle, здесь целевая аудитория "Балтики" – продвинутая молодежь, которая слушает электронную музыку, носит одежду от Diesel и пренебрегает средствами массовой информации. Впечатляющая разница подходов. Переиначив известный афоризм, можно сказать, что маркетинг – великая сила.

^ Как поднимали продажи "Балтики №3":

Проблема: снижение объема продаж летом 2003 года (впервые за 10 лет);

Инструменты: дистрибуция, реклама, промо-акции;

Шаг первый: реорганизация системы сбыта (территориальное деление рынка, формирование собственных команд продавцов в штате дистрибутора);

Шаг второй: репозиционирование марки, индивидуальная рекламная кампания;

Шаг третий: серия промо-акций в магазинах;

Шаг четвертый: запуск серии рекламных роликов "Экспресс", федеральная промо-кампания;

Результат: продажи "Балтики №3" в мае – сентябре выросли на 25% по сравнению с тем же периодом 2003 года.
Как видно по примеру «Балтики», основной целью и задачей этого репозиционирования было увеличение объема потребления «Балтики№3» сегментами потребителей, которые хорошо его знают. Применение правильной стратегии репозиционирования дает хорошие результаты, о чем говорит повышение уровня продаж на 25%. Маркетологи для решения поставленных задач должны уметь использовать весь комплекс маркетинговых инструментов: реорганизовать систему сбыта, проведение рекламных и кампаний и промо-акций, т.к. применение только рекламы, или смена только маркетинговой стратегии, в условиях крупных компаний, может повлечь за собой то, что компания потеряет старые сегменты, так и не сумев завоевать новые.

Заключение


Не смотря на то, что многие отечественные производители не уделяют должного внимания маркетингу в целом и анализу рынка и позиционированию товара в частности, эти понятия весьма важны в сбытовой деятельности любой компании.

Производителям необходимо не только активно проводить маркетинговые исследования рынка, но и формировать такое позиционирование, которое:

  1. конкуренты не смогут повторять;

  2. не захотят повторять;

  3. даже если попытаются повторить, то не добьются успеха.

Любой продукт или организация нуждается в ясной стратегии позиционирования, чтобы его или ее предполагаемое место на рынке могло с достаточной отчетливостью запечатлеться в сознании потребителя. Стратегия требует координации всех маркетинговых атрибутов для поддержки избранной позиции. Потребители выбирают те товары и услуги, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. Поэтому, перед выбором стратегии позиционирования, маркетологи тщательно анализируют основные конкурентные преимущества своих товаров или услуг. Полноценное позиционирование конкретной торговой марки выражается в предложении ценности, т.е. целого ряда преимуществ товара или услуги, на основе которых и строится стратегия позиционирования. Прочную позицию нельзя завоевать пустыми обещаниями. Если компания позиционирует свой товар посредством предложения более высокого качества или большего объема услуг, она затем должна будет предоставить обещанное качество и услуги. Иначе она просто потеряет этих клиентов и вряд ли она сможет завоевать их внимание в будущем.

Компании часто обнаруживают, что гораздо легче выйти на рынок с хорошей стратегией позиционирования, чем реализовать ее. На завоевание определенной позиции или ее смену обычно требуется довольно много времени. Но легко утерять позицию, становление которой заняло много лет. Раз уже компании удалось завоевать требуемую позицию, ей следует приложить все усилия для того, чтобы удержать эту позицию, постоянно совершенствуя свою деятельность и целенаправленно ее рекламируя.


Приложение

^

Tаблица 1. Цели и задачи изучения рынка


Изучение

продукции

Какую продукцию и с какими потребительскими свойствами выпускать? Какую продукцию необходимо улучшить, а какую снять с производства? Как проводить пробный маркетинг?

^ Изучение Потребителей

Составление социально-демографического портрета Потребителя, выявление возможных мотивов приобретения или отказа в приобретении продукции.

^ Изучение ценовой политики

Какую цену установить на продукцию? Какую ценовую политику проводить в отношении Потребителей, дилеров и дистрибьюторов?

^ Изучение организации товародвижения

Какую сбытовую политику проводить? Как организовать/развивать свою собственную дилерскую и агентскую сеть?

^ Изучение рекламной     политики

Какую рекламную политику выбрать и какова должна быть смета расходов на её проведение? Как оценить эффективность осуществленных рекламных акций?

^ Изучение имиджа предприятия

Как создать корпоративный стиль на предприятии? Как сформировать/скорректировать имидж предприятия?

^ Изучение организации работ по маркетингу на предприятии

Распределять ли исследовательские функции по различным производственным отделам или сконцентрировать их в одном месте? Как спроектировать систему рыночной информации и информации по Потребителям и конкурентам?

^ Изучение новых  направлений  деятельности

Осваивать ли новые сферы деятельности? Какие методики разработки стратегий по освоению новых рынков и обеспечения маркетинговыми ресурсами использовать?

^ Изучение направлений глобальной стратегии

Каковы должны быть исследовательская и политика в отношении культурного и ценностного мировоззрения, структуры обращения и системы товародвижения, кадров?

^ Изучение направлений управленческой стратегии

Как распределять управленческие ресурсы? Как вырабатывать технологическую стратегию? Как сегментировать рынок, организовать учёт и прогноз запросов Потребителей и их жизненных ценностей?



^

Таблица 2 “Профиль конкурента”  


Родословная конкурента

Полное название, юридический и физический адреса, банковские реквизиты, контактные телефоны, Ф.И.О. руководителя предприятия, службы маркетинга и коммерческого директора. 

^ Физические характеристики

Количество предприятий (филиалов) и количество сотрудников в них. Какие сегменты рынка обслуживаются им наилучшим образом, а какие удовлетворительно.

^ Уровень заработной платы.

Средний уровень заработной платы управленческого персонала и основных рабочих. Методы стимулирования труда персонала.

^ Финансовые результаты деятельности

Общее финансовое положение (прочное, удовлетворительное, неудовлетворительное). Тенденции деятельности в сфере финансов за последние два-три года.

Ценообразование

Подходы к формированию рыночных цен и возможные ответные действия на ценовую политику других предприятий

^ Положение на рынке

На какой сегмент рынка ориентирована продукция предприятия. Какую уникальную продукцию предлагает или планирует предложить. В чём состоит кратко-, средне- и долгосрочная рыночная стратегия.

^ Предприятие, как поставщик

Качество обслуживания (сильные и слабые стороны), легко ли решаются проблемы Потребителя. Потеря каких категорий Потребителей явилась бы для него наиболее болезненной. Как отзываются о методах, применяемых предприятием в деловых отношениях Потребители (исключительно честные или далеко не безупречные).  

^ Имидж в деловом мире

Общая деловая репутация. Каково мнение о нём в отрасли и у торгующих организаций в интересующих нас регионах.

^ Окольные пути получения информации

Имеются ли на нашем предприятии бывшие сотрудники конкурента, которых необходимо расспросить. Кто из наших Потребителей пользовался и/или продолжает пользоваться продукцией или услугами их. Кто из них может явиться для нас полезным источником информации. Где и какая информация о них была опубликована (в отраслевых изданиях или в популярных у наших Потребителей СМИ).

^ Предстоящий поединок на рынке

Каким образом мы могли бы с выгодой для себя увеличить свою долю на рынке за счёт них. Был ли случай, когда удалось одержать верх над ними на конкретном рынке и, если “Да”, то каким образом это удалось сделать.


^

Рис. 1 Примерный вариант диаграммы позиционирования продукции.




Рис. 2 Динамика развития компании за двенадцать лет.





^

Рис. 3 Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России



Библиография



1. Актуальные пути изучения рынка и пути их решения // Маркетинг-2000-№ 5

2. Андреев А. В. О позиционировании // Внешнеэкономический бюллетень-2002-№ 12

3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001

4. Г.Армстронг, Ф.Котлер, Основы маркетинга, М,2004

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. – М.: Финпресс, 2003

6. В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев Политика и практика маркетинга на предприятии: Уч. М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 2001

7. Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: уч.-Мю: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

8. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. — СПб., 2001

9. Махмутова Г. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов // Маркетинг-2006-№ 1

10. Панкрухин А. П. Маркетинг: уч.-3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005

11. Просветов И., Четыре «пи» для №3 // Компания№341,2004г.

12. Семенов И. Стратегическая сегментация рынка организации // Маркетинг-2004-№ 4

13. Синяева И.М. Управление маркетингом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

14. www.baltika.ru


1 Александр Сазонов, Фаза брожения // Forbes№4, 2004 г.,стр.34



Скачать файл (76.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru