Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалка по социальной работе - файл 1.doc


Шпаргалка по социальной работе
скачать (417.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc418kb.20.12.2011 08:10скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Актуальность проблемы социальной работы в современных условиях

Тоталитарное гос-во во второй половине 80-х годов впервые публично обнажило свои язвы, опубликовав статистические данные о масштабах и тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма». А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира решительно встала на путь построения рыночных отношений все негативные тенденции прошлых лет не только углубились, но появились и новые: безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнациональных конфликтов.

На протяжении уже 9 лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Сущностные содержание соц раб включ в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ; 3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. Становление соц раб как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.
^ 3.Понятие социальной работы, объект и предмет

Соц работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. Объект – люди, нуждающиеся в помощи и немогущие без нее обойтись. Это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Классификация объектов соц.раб: 1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы). Предмет – трудные жизненные ситуации, в которых находиться человек. Соц работа имеет дело с конкретными соц ситуациями, а соц ситуации являются предметом соц работы.

^ 4.Основные понятия, категории и закономерности социальной работы

Понятия теории соц раб можно свести в следующие группы: 1) понятия, отражающие сущностные аспект; 2) понятия, отражающие технологический аспект; 3) понятия, характеризующие качественное состояние соц работы. Подходы к категориям соц работы: 1) По преимуществу: а) категории, не являющиеся специфическими для теории соц работы, т к обозначенные ими явления или процессы изучаются другими науками, б) категории, относящиеся к теории соц работы по преимуществу, но используемые другими отраслями знаний ( соц реабилитация), в) категории, являющиеся собственно категориями соц работы (соц работа, соц обслуживание). 2) По содержанию: а) понятия, отражающие специфику организации соц работы – в различных сферах соц практики (здравоохранение, образование, производственная сфера, воинская среда), - с различными группами населения, - в особых ситуациях; б) понятия, отражающие различные аспекты организаций – экологический аспект, - менеджмент соц работы, - экономика соц служб. Закономерности – занимают центральное место в структуре науки и выражают прочные, повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в соц работе. Например: 1) взаимосвязь соц политики гос-ва и содержанием соц работы в обществе; 2) взаимосвязь между целями соц развития и уровнем развития соц работы; 3) в соц работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. А следовательно анализу подлежат 2 уровня соц работы с присущей ей закономерностью: а) организационно-управленческий и б) контактный. 4) зависимость эффективности соц защиты от структурной полноты и завершенности системы органов соц управления.
^ 5.Основные принципы социальной работы

1)Общефилософские,кот.лежат в основе всех наук об общ-ве и чел-ке и механоизмов их взаимодействия: а)детерминизма(определяющее,порождающее), б) принцип отражения(как видим действительность), в) развития(смотрим как все развиваетс),г) историзма,д)принцип единства сознания и дея-ти ;

^ 2)Соц-политические принципы: выражения требований, обусловленных зависимостью содержания и направленности соц работы от соц политики гос-ва.:а) приоритетности, б) приоритет соц защиты;в)справедливости;г)принцип со.политики;д)солидарности;г)принцип с учетом региональных особенностей;

3)Организационные: а) соц-психолог компитентность кадров, б) принцип контроля и проверки исполнения, в) принцип функциональной определенности, г) единство прав и обязанностей, д) принцип стимулирования;

^ 4)Психолого-педагогические принципы: они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц служб:а) индивидуальный подход, б) комплексный подход, в) целенаправленность, адрессность соц работы.

5)Специвфические:-принцип универсальности; - принцип охраны соц правопорядка, - принцип соц реагирования, - принцип профилактической направленности, - принцип клиентоцентризма,т.е признание приоритета прав клиента во всех случаях,где это не противоречит правам др.людей; - принцип опоры на собственные силы, - принцип максимизации соц ресурсов, - принцип конфиденциальности, - принцип толерантности.


^ 6.Функции социальной работы.

1) Нравственно-гуманистическая; 2) Информационно-коммуникативная – сбор информации, данных; 3) Аналитико-прогнозная – оценка, анализ информации, разработка программ; 4) Организационно-методическая – создание учреждения, центры, приюты; 5) Рекламно-пропагандистская; 6) Регуляционно-профилактическая – не допускать развитие негативных условий (беспризорности, инвалидности); 7) аффектно-коммуникационная – регулирует уровни эмоциональной напряженности в обществе; 8) Социо-защитная; 9) Социо-реабилитационная – восстановление утраченных: статуса, здоровья; 10) Социо-интегративная – объединение различных областей знаний на решение проблем соц. сферы. Содержание соц. Работы вытекает из её основных функций.
^ 7.Методы теории социальной работы.

Метод – это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций, практического или теоретического освоения действительности. Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая как: 1) Способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих аспекты жизнедеятельности чел-ка и соц практики; 2) Определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта или субъекта. Методы профессиональной соц работы многообразны и классифицируются:

1.Общелогические(анализ.синтез,обобщение,срвавнение,моделирование,проектирование),

2.Математическая статистика(на ровне исследовательских)

3.Общенаучные(анализ литературных источников,наблюдение,эксперимент,метод экспертных оценок,обобщение опыта),а также к общенаучным можно отнести след методы:-Диалектика - теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности;-Анализа – новое знание не образуется, но идет осмысление старого но уже в другой интерпретации;-Синтеза;-индукции; -Дедукции;-Абстракции;-Моделирования;-Сравнения.

4.Социологические(анкетир,социометрия,интервью)

5.Исторические.
^ 8.Методы практики социальной работы.

Метод – это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций, практического или теоретического освоения действительности.

Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая как: 1) Способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих аспекты жизнедеятельности чел-ка и соц практики; 2) Определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

^ Выделяют след подгруппы:1)Социально-экономические методы (пенсии, льготы, компенсации);

2)Организационно-распорядительные методы – ориентированы на мотивы поведения людей, чувство долга, ответственности, закрепленные права полномочий, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов соц защиты, соц служб их обязанностей.

3)педагогические методы направлены на оказание помощи человеку в процессе социализации и социальном ориентировании на различных этапах его жизнедеятельности(а) методы формирования сознания личности(рассказ, беседа,лекция)б)методы организации познавательной практической деятельности и поведения(поручения, задания, упражнения) в)методы стимулирования деятельности и поведения индивида (поощрение, порицание);

4)социально-медицинские методы напр на сохранение здоровья человека, базируются на генетических требованиях;

5) социально психологические методы (а)методы психологического исследования ориентированные на специфику объекта: анкетный опрос, социометрия, референтометрия, коммуникометрия; б)методы направленные на оптимизацию улучшение отношения в группе: групповая дискуссия, деловая игра, метод модификации соц поведения, социально-психологический тренинг)

6)психологические методы: наблюдение, эксперимент, метод психологической диагностики, психо-генетические методы, лонгетюдные методы, исследование жизненного пути, методы психологической помощи(психокорреляция, психотерапия, реабилитация)
^ 9.Социальная работа как наука.

Теория социальной работы - наука о закономерностях и принципах функционирования, развития, регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите её прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую её соц среду. Предметом исследования теории социальной науки является многообразные, возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимодействия, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны социальных служб, организаторов и специалистов социальной работы.

Объектом явл соц сфера, соц отношения.

Соц раб как наука это вид чел-ой дея-ти, функция кот состоит в выработке и систематизации знаний о социальной сфере.Важнейшая задача СР как науки – анализ существующих форм и методов соц раб и разработка оптим методов и технологий, разрешение соц проблем разл объектов.

^ Понятийный аппарат науки – это совокупность понятий категорий, терминов, кот позволяют в общественной форме отразить явления изучаемые данной наукой

Понятие категорий социальной науки делятся на 3 группы: 1)категории, не являющиеся специфическими для теории соц раб, тк обозначаемые ими явления или процессы изучаются также другими науками; 2)категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые другими отраслями знания; 3)категории, являющиеся категориями социальной работы.

Соц работа как наука включает: 1) объект, 2) предмет, 3) понятия, категории, 4) функции, 5) принципы, 6) методы, 7) закономерности.
^ 10. Социальная работа как учебная дисциплина

Теория соц работы как учебной дисциплины – систематизирование, изложение с учебными целями основ научной теории соц работы, применительно к профилю учебного заведения. Основная задача теории соц работы как учебной дисциплины - донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.

Обучение ведется на основе гос-го стандарта. В соответствие с требованиями специалист должен: 1) знать теоретические и методологические основы соц работы, ее исторические нормы, отечественный и зарубежный опыт.

2)иметь навыки соц психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения.

3)уметь проводить конкретные соц исследования прогнозировать развитие соц процессов и учитывать их результаты в организации соц работы.

4)обладать организац способностями, общей культурой, педагогич склонностями, быть общительным

5)требуется высокая юридическая подготовленность, медико-психологическая компитентность, иметь высокие нравственные качества.
^ 11.Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

Соц.работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения.

Соц.работа-это проф.дея-ть в соц.сфере, направленная на содействие людям, соц.группам в решении соц.проблем, прежде всего по преодолению личностных и соц.трудностей по средствам поддержки, защиты,обслуживания, коррекции и реабилитации. Как вид дея-ти соц.раб. имеет свою стр-ру.Основные компоненты деятельности: 1) Субъект(гос-во,министрества,комитет управления,соц.службы,обществ.орг-ции,церковь); 2) Управление (включ.анализ и оценку состояния объекта,планирования, выработкуи принятие решений, координацию и организацию матер.-технич обеспечение,подбор,подготовка и воспитьание кадров, учет и контроль); 3) Содержание – включает цель, задачи и функции (цель – содействие человеку); 4) Средства (это все предметы, орудия,приспособления,действия,финансовые ресурсы,законодат.база с помощью кот достигаются цели дея-ти – финансы, оборудование, здания); 5) Объект с.р-индивиды, семьи, группы, общности,находящиеся в трудной жизненной ситуации-(ситуация, котор.нарушает жизнедея-ть чел-ка(старость,инвалидность,сиротство)и кот.он самостоятельно не может преодолеть).

Классификация объектов соц.раб.:1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы, правонарушения,суицид,проституция); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы).

Осн.функции(Нравственно-гуманистическая;Информационно-коммуникативная – сбор информации, данных; Аналитико-прогнозная – оценка, анализ информации, разработка программ; Организационно-методическая – создание учреждения, центры, приюты; Рекламно-пропагандистская;Регуляционно-профилактическая – не допускать развитие негативных условий (беспризорности, инвалидности); аффектно-коммуникационная – регулирует уровни эмоциональной напряженности в обществе;Социо-защитная;Социо-реабилитационная – восстановление утраченных: статуса, здоровья; Социо-интегративная – объединение различных областей знаний на решение проблемм соц сферы. Соц работа как деятельность имеет 5 аспектов: 1) Географический – вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ, т е страна – регион – муниципальный уровень – учреждения; 2) Политический – каждая страна имеет свою политическую систему, которая определяет условия осуществления политической деятельности и соц политику; 3) Соц-экономический – включает: - условия жизни, - доступ к трудовой деятельности, здравоохранению, систему соц обеспечения и обслуживания; 4) Культурный: - традиции, - убеждения, - культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран; 5) Духовный – в любом обществе, где проводится соц работа существует своя система ценностей.
^ 12.Социально-ориентированные модели социальной работы.

Социально-ориентированные модели – это совокупность теоретических концепций соц работы, в основе которой находятся познание, закономерности соц развития, структурирование общества, взаимодействие его соц институтов. К ней относ.:1) Радикальное направление в соц работе(соц-радикальная модель): в ее основе лежат модели: - защиты, - наделениями полномочиями, она развивается как часть движения за права человека. Внимание на экономических и политических факторах, как причинах дисфункции клиента. Они предпочитают политические и организационные методы. Они связаны с крупными общественными движениями, профсоюзами и партиями. 2) Марксистская модель: ориентирована на понимание деятельности соц работника, как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Соц работа в этой модели рассматривалась и развивалась на структурном уровне. 3) Виталистская модель – опирается на формирующуюся соц концепцию жизненных сил человека. При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и соц субъективности личности во всех сферах, как совокупность био-физиологических, психических и соц возможностей индивида. 4) Культурологическая модель – человек рассматривается как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обуславливает его развитие и характерные для него проблемы. Существенное значение здесь приобретает: - региональный, - поселенческий, - нац-культурный – контекст жизни человека.
^ 13.Психолого-ориентированные модели социальной работы.

Психолого-ориентированные модели – это совокупность теоретических концепций соц работы, в основе которых находится познание, закономерности психологического статуса, развития чел-ка.

К ней относ.: 1) Экзистенциальная модель – связана со смыслом жизни чел-ка, при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает, интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой соц статус. Соц.раб используя эту уделяют внимание рассмотрению специфики поведения, в первичных группах, непосредственном окружении клиента,особенно при девиантном поведении Важной является работа по переосмыслению смысла жизни. 2) Гуманистическая модель – на основе самопознания, понимания значимости своей личности, понять себя и характер влияния окружающего мира. В рамках этой модели соц работник старается убедить клиента в своей искренности, заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему. Используются методики: - активного слушания, - эмпатия (сочувствие), - партнерский стиль отношений. Существенная черта данной модели – недерективный подход к решению проблем клиента. Основатель – К. Роджерс: теория клиентоцентризма. Маслоу (самореализация). 3) Бихевеористский подход –основополагающим явл.постулат об ответной(стимул-реакция)обусовленности поведения индивид и соц.обучения как одного из способов формир.и реализации поведенческих реакции,а также поведение чел-ка определяется воздействиями окружающей среды, которое контролирует его путем различного рода стимуляций. Идеи бихевиоризма полезны для решения: - детских проблем, - отношений детей и родителей, - применение метода стимула реакции. 4) Психо-аналитическое направление- Фрейд, Юнг, Адлер (индивидуальная психология). 5) Транзактный анализ – Берн. 3 компонента: - родитель, - взрослый, - ребенок.
^ 14.Комплексно-ориентированные модели социальной работы

Комплексно-ориентированные модели – это совокупность теоретических концепций соц работы, ориентирующиеся на целостное видение проблем защиты жизненных сил человека как био-социального существа. 1) Ролевая теория – основатель Морено. Каждый человек играет определенные роли. Представление о личностных ролях, используемые в ролевой модели соц работы предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами воспроизводимые индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает: проблемы клиента, связанные с вопросами о том как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а так же того, как чел-к формирует свои представления о собственной роли в жизни. Наиболее распр.технологии испльз.при раб. с ролевой теорией:групповая дискуссия,перемена ролей, групповая поведенческая терапия. 2) Социально-педагогическая модель – основу составляет положение о том, что воспитание – это часть процесса соц становления человека, сознательное, целенаправленное воздействие на индивида, соц группу со стороны субъектов восп. деятельности, ставящих своей целью, выработку у воспитуемых определенных соц качеств.На процесс соц.становления чел-ка,формир.его личности вляют разнообразные соц.факторы под воздействием кот. в отдельных случаях могут сформир.неадекватные данному общ-ву соц.качества личности,приводящие в последующем к разному роду конфликтам.3) Когнетивная модель – выявляется возможности регуляции соц поведения клиента путем обучения его отработки механизмов своих поступков, адекватным соц условиям, конкретные ситуации, в которых он оказался. Для этого соц работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки, предубеждения, которые обуславливают его соц действия по отношению к себе и окружающим. Одной из методик является объяснение,основу кот.составляет рациональный контроль за поведением клиента. Чаще всего применяют по месту жительства.
^ 15.Индивидуальный метод социальной работы.

Индивидуальный – предст.собой помощь субъекту,путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматрив.не только планиров.помощи,но и проведение необход.процедур для выявления оптимального взаимодействия. Этот метод использ.соц работниками для помощи индивидам и семьям для помощи в решениях психологических, межличностных проблем, путем личного взаимодействия с клиентом. Соц работник должен: - установить первичную связь, определить потребности клиентов в соц услугах, - изучить и уяснить проблему, - мотивировать необходимость соц помощи, - концептуализировать проблему, - определить и исследовать предполагаемое решение, - выбрать стратегическое направление, - реализовать решение проблемы.
^ 16.Групповой метод социальной работы

Метод соц работы с группой – использ с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физиологического и духовного потенциала, формирования соц поведения. Метод соц раб с группой предполагает раб как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой дея-ти, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Может проводится с объединенными группами (семьями), имеющие схожие проблемы или однородные задачи. Групповая работа уместна в том случае если имеется круг людей имеющих сложные проблемы и задачи кот касаются: жизненной позиции, состояния здоровья, возраста, пола, соц положения, целевой направленности, трудовых навыков, культурно-досуговых интересов, индивидуально-психологических хар-к, культуры и образования.Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:• групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
• деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
• модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;• социально-психологический тренинг — активные методы групповой псих-кой раб с целью развития коммуникабельности.
^ 17.Общий метод социальной работы

Методы соц рабв общине (социальная работа в микросоциальной среде).

Соц община – относительно устойчивая совокупность, характеризуется более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, соц норм, ценностная система и интересов. Социальная общность – это форма совместной жизнедея-ти людей, человеческого общежития, кот складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного хар-ра чел-кой жизнедея-сти.  Соц раб в общине – это профессиональная помощь индивидам, группам, проживающим на одной территории и имеющих общие проблемы. Осн методы раб: - соц диагностика, - соц прогнозирование, - соц планирование, - соц-терапевтич работа, - развития сис-мы территориального самоуправления, - благотворительные акции, - практическая соц работа. Главная цель соц раб в общине —добиваться кооперации и создания организационной базы для деят-ти региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.
Соц раб в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Разрабатывая и внедряя методы соц раб в общине, необходимо учитывать изменения, связанные с инновационными процессами, происходящими в нашем общ-ве. При этом одной из главных задач явл внедрение наукоемких соц-ых инноваций, соединение науки и практики, объединение гуманитарных и технических знаний. Повышение качества самого социального пространства, постоянное обновление методов, расширение их функциональности должны осуществляться с учетом накопленного опыта.

^ 18.Социальная работа и философия

Философия— наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеч дея-ти, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают дея-ть, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Учение о человеке явл философским введением в теорию соц раб. В философском обосновании нуждаются многие важные темы, связанные со спецификой этой дисциплины: индивидуальное и общественное здоровье и нездоровье, девиантное и деликвентное поведение, жизнь, смерть, умирание, личное и общ-ое бессмертие, самоуб Философ выступает методологической основой соц раб, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Она определяет подходы в отношениях к чел-ку др людей и их объединений и отношение самого чел-ка к ним, к своему существованию, формам жизнедея-ти и защиты. Большое знач для понимания проблем соц раб имеет соц философия. Соц философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общ-во и какое место занимает в нём чел-к. Для соц раб актуальны такие универсальные социокультурные категории: чел-к, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д.

Аппарат философии соц раб содержит универсальные категории культуры и формы мышления: чел-к, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.
^ 19.Социальная работа и политические науки.

Политология– наука, изучающая политику, политические отнош и власть в общ-ве. Объект– общ-во и большие соц группы. Предмет – власть, политические отношения, политика. Методы изучения политической науки: исторический; метод сравнения(раскрытия общих черт путем сравнивания разных стран, разных эпох); метод моделирования; бехевеористский метод(изуч-ся политическое поведение). Политология использует разнообразные методы исследования политической жизни общ-ва. Прежде можно выделить общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный.

^ Соц политика – это дея-ть, направленная на управление социальным развитием общ-ва, на обеспечение, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общ-ва. Базовыми целями соц политики являются: - достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих полит-их сил и соц сис-мы. - соц политика призвана решать противоречия м/д текущими и перспективными интересами общ-ва, м/д несовпадающими или расходящимися интересами его классов, соц слоев и групп. Т.о. при разработке соц политики встает вопрос о социальных приоритетах. Основные направления соц политики, отражающие ее специфику: 1.Политика доходов населения, т.е. жизненный уровень, потребительская корзина и т.д. 2.Политика в сфере труда и трудовых отношений,включ.в себя оплату труда, страхование.. 3.Соц поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, вопросы соц гарантий, соц обеспечения и др. 4.Основные направления развития отраслей соц сферы, вопросы охраны здоровья, образования, науки, культуры и т.д. 5.Социоэкологическое направление. (взаимоотнош чел-ка и природы) 6.Политика в области современной инфраструктуры – жилье, транспорт, дороги, торгово-бытовое обслуживание. 7.Миграционная политика(вынужденная миграция). 8.Политика в отношении отдельных категорий населения. Субъекты социальной политики:-Государство (социальное государство), -Органы местного самоуправления,-Внебюджетные фонды, -Общественные, религиозные, благотворительные организации (НКО – некоммерческие организации), -Коммерческие структуры, -Профессиональные работники, -Добровольцы, волонтеры,-граждане.

Объектом соц политики явл практически все население страны с акцентом на социально незащищенные группы населения.

Соц безопасность>социальное государство > социальная политика >социальная работа

Т.е соц политика – это стержень, ориентир социальной работы, а соц работа – это способ реализации соц политики.Соц политика формируется и реализуется на различных уровнях: На политическом, На законодательном, На программно-целевом., На организационно-управленческом. Суть взаимодействия соц политики и соц работы в том, что социальная политика влияет на социальную работу, но и социальная работы влияет на соц политику, они тесно взаимосвязаны м/д собой. Соцполитика - более широкое понятие, определяющая сторона соц раб. Посредством соц раб изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет функцию локатора, который определяет на основе соц. индикаторов реальные последствия соц. политики, ее эффективности. Социальная работа направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности, на содействие самопомощи.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (417.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru