Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Дипломная работа - методика скростно-силовой подготовки биатлонистов высокой квалификациив подготовительном периоде - файл 1.rtf


Дипломная работа - методика скростно-силовой подготовки биатлонистов высокой квалификациив подготовительном периоде
скачать (1741.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf1742kb.16.11.2011 18:27скачать

содержание

1.rtf

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:




Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П.АСТАФЬЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА


Утверждаю:

Заведующий кафедрой ЗВС

________________Фомин Л.М.

«___» ________________2008г.


МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
БИАТЛОНИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ


В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ


Выпускная квалификационная работа

По специальности-050720-ФК

«Педагог по физической культуре»

Работу выполнил:

Научный руководитель:



Красноярск 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……...………………………………………………………...………...3

Глава 1. Особенности тренировочного процесса биатлонистов……....5

1.1Общая характеристика выносливости...………………………….....................5

      1. Силовой компонент выносливости………………………..….7

      2. Скоростной компонент выносливости………………….……9

      3. Функциональная и биомеханическая экономизация…….....10

      4. Функциональная устойчивость……………………................11

      5. Основы методики воспитания и совершенствования

специальной выносливости в циклических видах

спорта………………………………………………………….12

1.2. Анализ методик ведущих специалистов по развитию скоростной и

силовой выносливости в циклических видах спорта………………15

Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..22 2.1 Цели и задачи исследования ..............................................................................22 2.2 Характеристика методов исследования………………………………………22 2.3 Организация исследования……………………………………………………25

2.4 Развитие скоростно-силовой выносливости биатлонистов высокой квалификации в подготовительный период………………………………………26

2.5 Методика развития скоростно-силовой выносливости в подготовительный период у мужчин в сборной России по биатлону………………………………32

Глава 3. Результаты исследования и анализ полученных данных………36

3.1. Развитие скоростно-силовой выносливости и общей работоспособности у биатлонистов под влиянием экспериментальной методики………………….36

Выводы…………………………………………………………………………...57

Практические рекомендации……………………………………………………59

Библиографический список…………………………………………………………….60

Приложения………………………………………………………………………………63

ВВЕДЕНИЕ


Стремительный рост результатов в биатлоне постоянно меняет многие положения методики тренировки. Практика выдвигает новые варианты построения тренировочного процесса, требует их изучения.

В целом тренировочный процесс развивается при увеличении объема и интенсивности подготовки, а также повышения доли специальных упражнений. Однако практике явно недостает направляющих теоретических идей.

Вопросы развития скоростно-силовой выносливости биатлонистов на современном этапе приобретают все большую актуальность. До последнего времени в теории и методике тренировки биатлонистов считалось, что развитие специальной выносливости осуществляется в достаточной мере при передвижении на лыжах и при выполнении специальных подготовительных упражнений. Такое положение, по-видимому, требует пересмотра, так как скорость передвижения зачастую лимитируется уровнем развития специальной выносливости.

Подготовительный период занимает особое положение в процессе тренировки биатлонистов к основным соревнованиям, является базой для успешного выступления в соревновательном периоде.

В тоже время применение правильной методики развития выносливости, должно играть значительную роль в успешном выступлении на лыжных трассах и в биатлоне.

В связи с актуальностью поставленной проблемы автором выпускной квалификационной работы был организован и проведен педагогический эксперимент, целью которого явилось экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики по повышению скоростно-силовой выносливости у биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде.

^ Объект исследования - соревновательно – тренировочный процесс биатлонистов высокой квалификации в круглогодичном цикле.

Предмет исследования – методика тренировки в подготовительном периоде для повышения скоростно-силовой выносливости биатлонистов.

Согласно поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить состояние вопроса на данный период, сделать анализ методик ведущих специалистов в области подготовки спортсменов циклических видов спорта.

  2. Совершенствовать методику тренировки биатлонистов по специальной выносливости.

  3. Выявить степень эффективности применения разработанной

методики в тренировочном процессе и как будет влиять скоростно-силовая подготовка на спортивный результат.

Гипотеза. Предполагается, что, использование специально подобранных соотношений средств и методов развития специальной выносливости, будет качественно влиять на рост спортивных достижений.

Методы исследования:

  1. Анализ исторических и специальных литературных источников, теоретическое обобщение опыта ведущих специалистов.

  2. Педагогический эксперимент.

  3. Педагогическое наблюдения.

  4. Контрольные испытания.

  5. Методы математической статистики.



Глава 1. Особенности тренировочного процесса биатлонистов


Основными компонентами специальной подготовки биатлонистов является техника стрельбы по мишеням и скоростно-силовая выносливость.

Тренировочный процесс в годичном цикле делится на:


- подготовительный период,

- соревновательный период,

- восстановительный период.

Подготовительный период - самый продолжительный. Он создает прочную функциональную базу для приобретения спортивной формы. Тренировка направлена на подготовку организма биатлониста к эффективной соревновательной деятельности, развиваются специальные физические качества, осуществляется психологическая и тактическая подготовка.

В этом периоде одна из главных задач - развитие специальной выносливости.


^ 1.1. Общая характеристика выносливости


В системе физической подготовки спортсменов выносливость по своей структуре, измерению, методике развития является наиболее многокомпонентным качеством по сравнению с другими двигательными способностями человека.

Высокий уровень выносливости практически необходим во всех видах спорта для сохранения высокой специфической работоспособности в процессе как одиночного старта (забега, игры, схватки, серии и т.д.), так и всего соревнования, продолжающегося в отдельных видах спорта от одного дня до нескольких месяцев, а также для сохранения высокой работоспособности с целью эффективного проведения целостного тренировочного процесса в различных по длительности циклах.

В отдельных видах спорта выносливость измеряют различными показателями, отвечающими специфике двигательных действий:

- объемом выполненного задания: пройденным расстоянием (м, км), выполненной работой (Дж, кг/м), импульсом силы (ньютон/с);

- сохранением необходимой интенсивности двигательного задания: скорости передвижения (м/с), мощности выполнения (Вт), проявления силы (ньютоны);

- временем выполнения задания (часы, мин, с). В то же время все эти показатели, полученные в упражнениях одного типа, соответствуют друг другу и поэтому взаимозаменяемы.

Высокий уровень выносливости в процессе соревновательной и тренировочной деятельности способствует преодолению нравственного утомления.

Выделяют четыре типа утомления (умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое). Их комбинированное действие и адаптация организма спортсмена к определённой соревновательной деятельности и определяют специфичность выносливости, которая проявляется в процессе выполнения тренировочной и соревновательной деятельности.

В практике возникли различные термины, характеризующие выполнимость: соревновательная, тренировочная, силовая, скоростная, стайерская, марафонская, статическая, координационная, эмоциональная и т.д. Каждый из этих терминов фактически отражает специальную выносливость спортсмена к выполнению конкретной деятельности с определёнными временными, мощностными, скоростными, техническими и другими характеристиками, проходящей как в непрерывном, так и в прерывном режимах.

Специальная выносливость спортсмена является сложным по структуре двигательным качеством, состоящим из отдельных компонентов, соотношение которых в различных спортивных дисциплинах специфично.

Поэтому специальная выносливость спортсмена является способностью противостоять утомлению в условиях специфической соревновательной деятельности при максимальной мобилизации функциональных возможностей для достижения результата в избранном виде спорта. Однако, в целях достижения высокой работоспособности, особенно в условиях тренировочной деятельности большой продолжительности, при функционировании всех основных мышечных групп, проявляемом в режиме аэробного энергообеспечения, чаще всего проходящего за счёт использования энергии расщепления жиров, спортсмены должны обладать так называемой общей выносливостью. Она определяется как совокупность функциональных свойств организма, которые составляют, неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Для совершенствования общей выносливости используются: циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме продолжительностью не менее 15-20 минут, пешие переходы, прогулки в горы, спортивные игры, а также использование продолжительных тренировочных занятий с невысокой интенсивностью.

Специальная выносливость спортсмена является сложным по структуре двигательным качеством, состоящим из нескольких компонентов.


^ 1.1.1. Силовой компонент выносливости


Хорошо известно, что специальная выносливость в скоростно-силовых видах спорта, единоборствах, гимнастике, стрельбе в значительной мере связана с высоким уровнем развития мышечной силы, направленной на поддержание устойчивости определенных поз и других двигательных навыков, что связано с повышением сократительных свойств.

В последние годы специалисты также стали предавать большое значение уровню силовых способностей спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости. Повышение мощности рабочего усилия и его сохранение на протяжении всей дистанции связано с увеличением длины шага, формированием рациональной фазовой структуры движений, оптимальным соотношением длины и частоты шагов.

Совершенствование силового компонента специальной выносливости связывают с повышением так называемой "локальной мышечной выносливости", под которой следует понимать одновременное повышение сократительных и окислительных свойств скелетных мышц в том специфическом направлении, в котором оно необходимо для поддержания планируемой интенсивности работы в различных видах спорта и дисциплинах.

В то же время роль силового компонента специальной выносливости в различных видах спорта неодинакова и зависит от внешних условий (водной среды, рельефа местности), продолжительности упражнений и от особенностей соревновательного упражнения.

Эффективность развития силовой выносливости во многом связана с уровнем сократительных и окислительных способностей мышечных волокон, которые в свою очередь зависят от мышечной композиции, гипертрофии миофибрилл, ферментативной активности мышечной ткани, объема митохондрий, капилляризации мышечных волокон.

Окислительные и сократительные способности мышечных волокон могут совершенствоваться однонаправлено при интенсивности нагрузки, не превышающей уровень анаэробного порога. Слишком большие объемы силовых нагрузок и значительные отягощения могут привести к значительной гипертрофии миофибрилл, а, следовательно, к снижению окислительных способностей мышечных волокон. Оптимизация этих двух процессов требует определенного соотношения режимов работы, связанных с повышением аэробных возможностей и силового компонента, и зависит от характера соревновательной деятельности (величины основных рабочих усилий, их продолжительности, индивидуального уровня развития силовых качеств, соотношения типов мышечных волокон).


^ 1.1.2. Скоростной компонент выносливости


Уровень выносливости спортсмена приобретает конкретный смысл лишь с учетом поддержания необходимой скорости движений или передвижения. Поэтому уровень выносливости может быть абсолютным, когда он выражается одинаковыми биологическими или педагогическими показателями, и относительным, когда он соотносится с развитием других качеств, особенно скорости.

Достаточно ясно, что если спортсмен имеет более высокую абсолютную скорость на каком-то коротком эталонном отрезке, то при равном уровне показателей выносливости он будет иметь преимущество в достижении высокого спортивного результата, в особенности в упражнениях длительностью от 30 с до 4-6 мин.

Поэтому для оценки скоростного компонента выносливости в практике часто используют относительные показатели. Наиболее часто рассчитывается "запас скорости", равный разности между средним временем преодоления отрезка при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке [20].

Запас скорости = tn - tk,

где: tn - время преодоления эталонного отрезка дистанции,

tk - лучшее время на эталонном отрезке.

"Индекс выносливости" - разность между временем на данной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы на ней спортсмен, если бы преодолел ее с той скоростью, с которой он проходит короткий (эталонный) отрезок.


^ 1.1.3. Функциональная и биомеханическая экономизация

Экономизация - один из важнейших компонентов выносливости спортсмена. Она характеризует соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм спортсмена стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше подготовленность спортсменов, тем выше экономичность выполняемой ими работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую или биомеханическую, зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую или функциональную, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за
счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если
рассматривать этот процесс еще глубже, то за счет какой доли использования
жиров в качестве субстрата окисления. В соответствии с этими требованиями
выделяют следующие параметры экономизации.

^ Биомеханическая экономизация определяется по наиболее распространенным показателям энергетической, кислородной или пульсовой стоимости одного метра пути, для определения которых делят величину выполненной работы или потребление кислорода или ЧСС на скорость передвижения (м/мин), которые рассчитываются по формулам:

,

,

.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что самая высокая биомеханическая экономизация по различным показателям наблюдается при выполнении работы на уровне скорости или мощности, соответствующих аэробному порогу.

^ Функциональная экономизация определяется по показателям анаэробного порога и связана с повышением доли использования аэробных источников энергии в общей энергопродукции организма в процессе выполняемой работы. Чем выше уровень анаэробного порога, тем более экономично работает организм спортсмена.

По мере нарастания мощности или скорости работы осуществляется постепенный переход от кислородного (более емкого и экономичного энергообеспечения) к анаэробному (менее емкому и менее экономичному). Однако в пределах переходной зоны, границами которой являются аэробный и анаэробный пороги, сохраняется баланс между образованием молочной кислоты и ее устранением в тканях и органах, что является основной биологической предпосылкой для повышения тренировочной скорости или мощности, соответствующей анаэробному порогу в процессе развития выносливости.

Эффективность выполнения аэробной работы зависит от способности организма к мобилизации и использованию свободных жирных кислот [42]. А так как между жировым и углеводным обменом существуют конкурентные взаимоотношения, сглаживание их и увеличение доли энергии, получаемой за счет окисления липидов, является показателем повышающейся экономичности работы.


^ 1.1.4. Функциональная устойчивость


В процессе напряженной подготовки спортсмены высокого класса сталкиваются с целым рядом неблагоприятных сдвигов в организме под действием факторов внешней и внутренней среды. Это связано с выполнением громадных объемов тренировочной нагрузки в течение 5-6 часов в день, 30-40 часов в неделю, проведением высоких по интенсивности тренировочных занятий, вызывающих значительные изменения гомеостаза и накоплением продуктов обмена веществ, выполнением упражнений, связанных с большим риском для здоровья, проведением занятий и напряженных соревнований при неблагоприятных условиях погоды, а также в других регионах, имеющих контрастные климатогеографические условия (высоту над уровнем моря, температуру, влажность воздуха, другой часовой пояс).

При выполнении сложных упражнений человек сталкивается с воздействием на него ускорений, что выражается в смещении различных тканей и жидкостей в организме. Под действием ускорений происходит передислокация крови, что может нарушить процесс кровообращения.

Все эти факторы снижают работоспособность организма, связанную с развивающимся утомлением. Поэтому спортсмен должен обладать как общей, так и специфической резистентностыо, что обеспечит ему более высокий уровень специальной выносливости. В результате тренировки на выносливость повышается функциональная устойчивость и переносимость действия утомления, высоких уровней тепла и влажности, гипоксии, средней степени ускорений, повышается резистентность к ряду специфических заболеваний (анемии, гипертонии) и увеличивается стабильность технико-тактических действий.


^ 1.1.5. Основы методики воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта


Стратегическим направлением воспитания специфической выносливости спортсменов, специализировавшихся в циклических видах с продолжительностью соревновательного упражнения от 1,5 минут до нескольких часов, является построение специального фундамента подготовленности.

И хотя на этапе главных соревнований отдельные показатели, определяющие специальный фундамент, несколько снижаются, суммарная совокупность всех функциональных и двигательных проявлений должна оставаться наивысшей для конкретного спортсмена.

Анализ тренировочных программ выдающихся спортсменов показывает, что для создания необходимого уровня специального фундамента, адекватного планируемым результатам, требуются многие годы, а в макроцикле – несколько месяцев, а для его реализации в спортивные результаты в годичном цикле -только недели, что и определяет соотношение частных объемов тренировочных нагрузок.

Многих выдающихся спортсменов современности в разных циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, объединяют общие особенности – разносторонняя подготовленность, позволяющая с успехом выступать на дистанциях различной продолжительности, относящихся к разным зонам относительной интенсивности, требующим различного вклада энергетических ресурсов организма (Э. Хейден и Г. Ниман - в коньках; Б. Дели, В. Смирнов и В. Егорова - в лыжах; М. Киптануи и Ван-Цюнь-ся - беге; В. Сальников и В. Садовый - плавании; И. Пацайкин и А. Шапоренко - в гребле; В. Екимов и М. Индурайн - в велоспорте и др.). При этом их победы на различных дистанциях проходили с интервалом в несколько дней.

Выдающиеся достижения этих спортсменов можно объяснить одним фактором - наличием высочайшего специального фундамента подготовленности, позволяющего показывать рекордные результаты в широком диапазоне дистанций.

Функциональную систему, соответствующую высокому уровню специального фундамента подготовленности, можно охарактеризовать следующими показателями: высоким уровнем МПК (с отклонением - не более 5% от индивидуального максимума), высокой скоростью передвижения и потреблением кислорода на уровне анаэробного порога в пределах 85-90% от МПК, высокой функциональной и биомеханической экономизацией, сглаживанием противоречий между жировым и углеводным обменом, эффективной спортивной техникой, необходимым уровнем силы мышц, обеспечивающих двигательный акт, и ее утилизацией в соревновательной деятельности.

Большинство компонентов, составляющих специальный фундамент подготовленности у спортсменов высокой квалификации, как внутри одного вида спорта, так и в разных дисциплинах, имеют определенные вариации, что требует при планировании тренировки спортсменов высокой квалификации идти по пути индивидуализации.

Создание специального фундамента подготовленности обеспечивает высокий уровень работоспособности и спортивных результатов на протяжении значительной части годичного цикла (до 6-9 месяцев), и, при условии хорошей эмоциональной устойчивости, а, главное, соответствующей мотивации, позволяет за счет непродолжительной подводящей интенсивной тренировки и серии соревнований на различных дистанциях вывести спортсмена на выдающиеся достижения как на основной, так и на смежных дистанциях.

Основу тренировочных программ, направленных на создание специального фундамента, составляют тренировочные нагрузки на уровне анаэробного порога (3-5 ммоль/л), более 50% от общего годового объема, и упражнения на силовую выносливость, являющиеся адекватным стимулом для развития мышц, выполняющих основную работу в соревновательных упражнениях.

Для развития специальной выносливости применяют соревновательные, специально-подготовительные (тренировочные) и общеподготовительные средства.

Специфические соревновательные и специально-подготовительные упражнения обладают наибольшим тренирующим воздействием, и объем их в многолетнем процессе постепенно увеличивается. В зависимости от климатических условий и материально-технической базы доля таких упражнений в разных видах спорта составляет от 60 до 100%.

Все специфические средства выполняются методами непрерывного упражнения (равномерный и переменный) и методами интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный).

Эти методы можно также комбинировать, что дает возможность обеспечить наиболее полное соответствие их направленности занятий.

Традиционное применение методов тренировки имеет характерные особенности, присущие отдельным видам спорта. Так, одни виды: велоспорт, лыжный спорт, ходьба, бег - используют при воспитании выносливости, особенно в подготовительном периоде, в основном непрерывные методы; другие виды спорта: плавание, коньки - почти круглогодично - интервальные, что обусловлено спецификой использования для тренировки спортивных сооружений.

Силовые упражнения, используемые в тренировке спортсменов в циклических видах, требующих проявления выносливости, следует рассматривать как средства интенсификации работы мышечной системы в специфическом двигательном режиме, эффективно способствующем процессу адаптации к этому режиму и повышению двух главных свойств силовых и окислительных возможностей мышечной ткани.

В многолетнем планировании с возрастом и стажем силовая выносливость становится все более специфичной, с ориентацией не столько на увеличение показателей силы, сколько на реализацию силового потенциала в движении на соревновательной скорости.


^ 1.2. Анализ эффективности средств для развития скоростной и силовой выносливости в циклических видах спорта


Методика тренировки в циклических видах спорта, в том числе и в биатлоне, за историю своего развития значительно обогатилась опытом практики и результатами научных исследований, обосновывающих вопросы тренировочного процесса с учётом использования знаний педагогики, теории физического воспитания, биохимии, физиологии, психологии, спортивной медицины и других смежных наук.

Совершенствование процесса развития выносливости предполагает не только знание ведущих факторов, лежащих в основе этого качества, их взаимосвязей и количественных соотношений в периодах и этапах подготовки, но и выбор наиболее эффективных средств и методов тренировки и их рациональное применение на практике. Правильное решение вопроса о наиболее эффективных средствах и методах тренировки оказывает самое непосредственное влияние на повышение спортивных достижений [1, 7, 16, 40].

Тренеры и спортсмены используют широкий круг средств и методов для развития специальной выносливости в годичном цикле подготовки. Целый ряд работ был посвящен изучению силовой выносливости в циклических видах спорта [6, 7, 10, 17]. Общие методические положения развития этого компонента выносливости реализуются в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от особенностей основной соревновательной деятельности.

Так, для развития силовой выносливости мышц рук и туловища большинством авторов предлагаются упражнения с отягощениями, причём вес применяемых отягощений, по их мнению, различен.

Например, у бегунов на средние и длинные дистанции в подготовительном периоде тренировки хорошие результаты дают подъёмы штанги весом 40-60 кг, выпрыгивания из приседа с гирей, приседания со штангой "до отказа".

Ю.А. Попов считает полезным для развития силовой выносливости использование комплекса статических упражнений при многократном их повторении, прыжковый и силовой бег [23].

В лыжных гонках А.В. Пирог, Р.Н. Дорохов, В.В. Ермаков [27], признают целесообразной, уже со второго спортивного разряда, целенаправленную работу над силовой выносливостью с избирательным воздействием тренировочных средств.

Н.Г. Трушкина в результате детального анализа средств развития и сохранения силовой выносливости в этапе подготовки на снегу рекомендует передвижение по глубокому снегу, в подъём и на равнине одним из лыжных ходов, резиновые амортизаторы [20].

Многие авторы считают, что выполнение специализированного упражнения в искусственно усложнённых условиях, с различного рода дополнительными отягощениями - "тормозами", обеспечивает "перенос" качеств от вспомогательных силовых упражнений к специализируемому. В искусственно усложнённых условиях спортсмен вынужден значительно увеличить прилагаемые усилия, сохраняя в большей или меньшей степени двигательную структуру соревновательного упражнения. Усложнение условий не должно быть чрезмерным, так как это может вызвать значительные нарушения техники и закрепление неправильных навыков.

В.П. Филин и Н.А. Фомин особое внимание в тренировке юношей обращают на развитие силовой выносливости. Это достигается посредством применения специальных комплексов силовых упражнений с небольшими отягощениями. По их мнению необходимо широко использовать с этой целью бег на лыжероллерах и лыжах, а упражнения со штангой надо исключить.

А.А. Михонин также считает, что не следует стремиться к предельным отягощениям при выполнении упражнений, так как такие упражнения, как правило, выполняются в замедленном темпе и направлены, в основном на развитие силы, а не выносливости. Основными выносливости лыжника в бесснежное время года должны стать передвижение на лыжероллерах, имитация лыжных ходов (особенно в гору), многоскоки по опилочной дорожке и песку [20]. От некоторых упражнений, как справедливо отмечает автор, необходимо отказаться вообще, поскольку они, создавая иллюзию развития, на самом деле ничего общего с основным движением по своим биодинамическим характеристикам не имеют. Это, например, упражнения с резиновым амортизатором. Для развития специальных физических качеств и в частности силовой выносливости предлагается использовать различные способы передвижения на лыжах.

По мнению К.С. Дунаева с соавторами [9, 10] наиболее эффективными средствами тренировки на силовую выносливость являются изокинетические и изодинамические упражнения, достаточно полно воспроизводящие по цикловременным, пространственным и динамическим параметрам основное соревновательное упражнение.

По эффективности воздействия упражнения для развития силовой выносливости биатлонистов авторы располагают в следующей последовательности: передвижение на лыжах (лыжероллерах) попеременным бесшажным ходом; передвижение одновременным бесшажным ходом; упражнения на тренажёрах; прыжковая имитация попеременного двухшажного хода с палками.

Ю.В. Верхошанский [6] и М.Я. Набатникова [18, 19] утверждают, что применение упражнений, сходных по структуре и характеру проявления нервно-мышечных усилий с соревновательным упражнением и направленных на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения является в тренировке необходимым.

Для того чтобы оценить сходство тренировочных упражнений с соревновательными обычно сопоставляют их кинематические, динамические, электромиографические, энергетические характеристики [6].

Выбор средств для развития скоростной и силовой выносливости на основе критериев соответствия передвижению на лыжах является одним из основных моментов в подготовке квалифицированных спортсменов.

Физиологически обоснованным для развития скоростной выносливости является пробегание отрезков, меньших, чем основная дистанция, со скоростью выше соревновательной.

По мнению В.Н. Платонова и С.М. Вайцеховского [20] одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки, является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности, суть которых заключается в выполнении упражнений, направленных на развитие скоростных качеств на фоне относительного восстановления, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.

Выбор относительно коротких отрезков, по мнению В.М. Зациорского, вызван стремлением приучить занимающегося к передвижению на более высоких скоростях, чем он в состоянии сделать в данный момент. Поскольку он не может сохранять более высокую скорость длительное время, то дистанцию делают короче. Однако, однократное прохождение такой короткой дистанции оказывает слишком малое воздействие на организм. Поэтому эту дистанцию проходят в тренировке несколько раз, добиваясь большего тренировочного эффекта.

По мнению В.П. Филина и П.А. Фомина, к средствам развития скоростной выносливости у лыжников следует отнести повторное прохождение отрезков дистанции со скоростью 90-100% от максимальной, с отдыхом, обеспечивающим повторное прохождение дистанции без снижения скорости. Длину отрезков подбирают с таким расчётом, чтобы спортсмен мог пройти её с соревновательной скоростью или выше нее на 2-3%. Сумма повторных отрезков составляет от 1/2 до 2/3 соревновательной дистанции.

Таким образом, анализ научно-методической литературы по проблеме совершенствования методики развития специальной выносливости позволил обнаружить тенденцию определённого "сближения" средств подготовки с основным соревновательным упражнением. Использование тренировочных нагрузок, близких к соревновательным способствует эффективному повышению уровня скоростной и силовой выносливости и положительно влияет на спортивно-технический результат.

Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме совершенствования методики развития специальной выносливости показал, что в теории спортивной тренировки существует положение о необходимости соответствия средств подготовки основному соревновательному упражнению. Многие исследователи [9, 20, 26] для определения эффективных средств развития скоростного или силового компонентов специальной выносливости используют принцип моделирования основной соревновательной деятельности. При этом по мнению отдельных специалистов, для развития силовой выносливости необходимо использовать упражнения в усложнённых условиях с различного рода отягощениями, а скоростную выносливость целесообразно совершенствовать в искусственно облегчённых условиях [22, 39]. В большинстве циклических видов спорта в качестве таких средств подготовки используются основное соревновательное, а также специально-подготовительные упражнения [22, 29]. Вместе с тем, в теории и методике спортивной тренировки имеются довольно разноречивые мнения относительно развития такого ведущего физического качества, как специальная выносливость. Среди специалистов нет единого мнения об эффективных средствах и преимущественном развитии основных компонентов данного качества - скоростной и силовой выносливости. Недостаточно освещен вопрос о рациональном соотношении процессов развития физических качеств и формирования двигательных навыков у спортсменов. Так, в биатлоне, имеющиеся рекомендации относятся главным образом к спортсменам высших разрядов, а должного научного обоснования для этапа углубленной спортивной тренировки они не получили.

Исходя из выше изложенного мы предполагаем, что успешное решение вопросов совершенствования специальной выносливости, связанных с преимущественным развитием её скоростного или силового компонентов на различных этапах подготовительного периода подготовки биатлонистов может быть осуществлено на основе дифференцированного применения в тренировочном процессе специально-подготовительных и основных упражнений различной энергетической емкости. При этом скоростную выносливость предполагается развивать в облегчённых условиях посредством экономичных способов передвижения, а силовую - в усложненных, с помощью упражнений повышенной энергетической ёмкости.


  1   2   3   4

Реклама:





Скачать файл (1741.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов