Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции экологическое право - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции экологическое право
скачать (632.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc633kb.20.12.2011 09:02скачать

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
§ 1.1 История возникновения, развития экологического законодательства и формирования экологического права

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем этапам: до 1917 г.; в советский период и на современном этапе.

Первый этап. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась, прежде всего, через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. («Засека» – преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, отсечение кисти левой руки. При наказании принимался во внимание факт повторности нарушения. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

С XVII в. охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом.

В XVII в. в России появилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались и способы добычи, и размеры добываемых видов, например, рыб.

В XVII в., когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы.

В XVII же в. было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными.

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке.

Второй этап. Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Вплоть до 1970-х гг. в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 1920-х гг. был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924 г.), декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.), декрет СНК РСФСР

«Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» (1919 г.) и др.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то они находились в исключительной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Однако в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем фрагментарно, в общем виде.

Это объясняется отчасти тем, что в конце 1960-х и начале 1970-х гг., во время его разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

В начале 1960-х гг. в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение его положений.

В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Наряду с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоре-сурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 1980-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Оно давало ряд существенных директив. Основные из них:

1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга);

2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);

3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды – эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

Третий этап. Новые подходы к развитию экологического права получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.
§ 1.2 Предмет и метод экологического права

Определение круга общественных отношений, составляющих предмет экологического права, в настоящее время является одной из острых проблем. Связано это, прежде всего, с определением понятия экологического права как отрасли и его места в системе российского права.

Так, ^ С.А. Боголюбов полагает, что предмет экологического права - регулируемые им общественные отношения. Он подразделяется на три составные части, в которых группируются отличительные друг от друга правовые нормы, в частности:

1) природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды;

2) природоресурсное право – отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

3) нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

По мнению других юристов-экологов (например, Ю.В. Трунцевского, Н.Е. Саввича) предмет экологического права - это экологические правоотношения, урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

Б.В. Ерофеев считает, что предмет экологического права -это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, восстановления, улучшения эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

М.М. Бринчук предлагает под предметом права окружающей среды понимать общественные отношения собственности на природные объекты и ресурсы, по природопользованию, по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В юридической литературе высказана точка зрения, в соответствии с которой экологическое право отождествляется с природоохранительным правом. В этом аспекте под предметом отрасли понимаются общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального их использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий антропогенной деятельности, по охране физических и юридических лиц.

Основное содержание существующей дискуссии сводится к следующему: во-первых, какой термин должен использоваться для обозначения экологического права – природоохранное право, право окружающей среды или собственно экологическое; во-вторых, включаются ли в предмет экологического права, наряду с отношениями по охране окружающей среды и ее компонентов (узкий подход), отношения по их использованию, а также связные с обеспечением экологической безопасности, экологического правопорядка (широкий подход).

Говорить о том, что экологическое право, с выделением из его предмета отношений по рациональному ресурсопользованию, представляет собой природоохранное право вполне оправдано. В свое время И.Б. Калинин обращал внимание на то, что включение в предмет экологического права отношений по недро-, водо-, лесопользованию объединяет две разнородные группы общественных отношений, что в итоге порождает внутренне противоречивый предмет отрасли, в данном случае отношения связаны с извлечением, изъятием природных ресурсов из естественной среды.

Однако, при различных видах воздействия на окружающую среду, природные объекты и т.д. имеет место их использование, но представляющее собой качественно иную сферу деятельности, не связанную с изъятием компонентов природы из естественной среды.

В связи с этим, целесообразно предмет экологического права определять как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу:

1) охраны и использования окружающей среды;

2) охраны и использования природных и природно-антропогенных объектов;

3) охраны природных ресурсов;

4) обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Отношения по поводу охраны и использования окружающей среды складываются по поводу ее сохранения, восстановления и рационального использования, предотвращения негативного воздействия со стороны хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

Вторая группа отношений складывается по поводу охраны и использования естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства; природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.

Отношения по охране природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира) характеризуются тем, что обеспечивают сохранение и исключение негативного воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Охрана жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их последствий призвана обеспечить безопасность отдельных граждан и общества в целом, причем основная роль в этом принадлежит нормам экологического права РФ.

Метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или, другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды, защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для выделения той или другой совокупности правовых норм в качестве отрасли права метод правового регулирования по объективным причинам не является столь значимым как предмет. В науке права признается два метода – административно-правовой (императивный, публично-правовой) и гражданско-правовой (диспозитивный, частно-правовой), хотя в системе российского права выделено примерно 15 отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен предмету, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и право окружающей среды. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В праве окружающей среды административно-правовой метод опосредуется в специфических формах– нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

Характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применен и тот, и другой метод. К примеру, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию.

§ 1.3 Функции экологического права

В современный период стало очевидно, что мировое сообщество стоит на пороге экологического кризиса. Россия не стала исключением. Кризис вызван антропогенным воздействием человека на окружающую природную среду в целом и отдельные экосистемы.

Достижение гармоничных отношений общества и природы является основной целью экологического права России. Наряду с самостоятельным предметом правового регулирования, методом воздействия, системой отрасли и принципами, экологическому праву присущи функциональные направления правового воздействия на экологические отношения.

Для современной теории права превалирующим является то, что функции права представляют собой основные, ведущие направления правового воздействия на общественные отношения, являющиеся предметом той или иной отрасли права. Например, Г.П. Серов предлагает рассматривать в качестве одной из функций права - экологическую. «Ее цель состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования».

Общетеоретический анализ функций в правовой науке позволяет сделать вывод о том, что понятие и содержание функции права во многом зависит от его структуры, целей, задач. Всякая попытка исследовать эту проблему без обращения к изучению конкретного содержания правового регулирования на уровне отрасли будет малоэффективной.

Для каждой отрасли Российского права характерно наличие общеправовых и специальных функций. В условиях формирования рыночных отношений необходима система экологического права, которая бы не опровергла сама себя в силу внутренних противоречий. Системный подход к структуре экологического права предопределен в известной мере выявлением ее функций. Функциональный критерий представляет одну из ее основных характеристик наряду с предметом, методом, системой и отраслевыми принципами.

Функции экологического права должны подчеркивать его специфику, проявлять свойства присущие только данной отрасли. Но это не значит, что необходимо забыть об общих функциональных направлениях правового регулирования. Необходимо разумное сочетание общих, присущих всем отраслям права, и специальных (характерных только для экологического права) направлений воздействия на экологические общественные отношения. Отрасль экологического права является составной частью системы российского права, которая по сравнению с другими имеет свою специфику. Функции отрасли права, регулирующей экологические отношения, могут конкретизировать общие функции в той или иной степени, превнося специфику, свойственную для регулирования отношений, входящих в предмет экологического права. Совокупность общих и специальных функций, присущих отрасли, не должна представлять собой простую сумма-тивность. Общие составляют остов, «каркас», на котором базируются специальные функции, имея свое содержание и особенности.

Функции экологического права призваны выразить общие закономерности и свойства отрасли, которые проявляются в институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет экологического права.

Выделение видов функций экологического права зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли права на общественные отношения, входящие в ее предмет, от выбора критерия их разграничения.

Функции экологического права должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению. Это, видимо, обусловлено их общими целями, задачами в правовом регулировании экологических отношений. Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов экологического права, с целью гармонизации отношений общества и природы.

Экологическому праву России свойственно наличие двух видов функций - общеправовых и специальных, присущих только ему. К общеправовым относятся - регулятивная и охранительная функции. К специальным функциям экологического права РФ можно отнести функцию восстановительную, воспитательную, организационную и образовательную. Безусловно, выделенные функции тесно связаны между собою, их нельзя не только противопоставлять друг другу, но проводить четкую грань.

Воспитательная функция экологического права реализуется посредством обеспечения эколого-правовыми нормами процессов, связанных с сохранением природной и естественной среды обитания человека, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлением и улучшением качества окружающей природной среды.

Восстановительная функция реализуется в большинстве норм, содержащихся в источниках экологического права России. В современных условиях восстановление качества окружающей среды становится глобальной проблемой человечества. Основным направлением в области охраны природы, в том числе и на мировом уровне, является ее использование с учетом интересов будущих и настоящих поколений. Поэтому выглядит обоснованным, что основной «блок» эколого-правовых норм опосредуют восстановление, сохранение и улучшение качества среды жизнеобеспечения.

Воспитательная функция экологического права является одним из составных направлений правового воздействия на экологические общественные отношения. Экологическое право, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представления, опосредует экологическое воспитание. Развивается чувство бережного отношения к природе.

Воспитательная функция неразрывно связана с образовательной. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды, способствует подготовке специалистов, получению знаний в сфере экологопользования. Содержание образовательной функции сводится к тому, что нормы экологического права опосредуют образовательный и информационный процессы. Получаемые навыки, опыт обеспечивают повышение экологической культуры и знаний.

Организационная функция является самостоятельным направлением воздействия экологического права на общественные отношения, входящие в предмет этой отрасли. Реализуется в нормах, регламентирующих деятельность органов управления в сфере охраны окружающей природной среды, порядок участия общественности в решении вопросов, связанных с воздействием на природу, порядок экологического лицензирования и проведение экологической экспертизы. Происходит упорядочение действий, опосредование процессов, определение порядка и форм взаимодействия субъектов экологического права России.

§ 1.4 Система и структура экологического права России

Система представляет собой композиционное множество, состоящее из относительно самостоятельных элементов, которые находятся в определенных связях друг с другом, образуя тем самым известную целостность, единство. Экологическое право России - это разновидность правовой системы Российской Федерации. Она характеризуется особыми чертами (признаками), которые позволяют ее выделить из ряда других составных частей российского права.

Главный системообразующий признак (фактор) экологического права можно сформулировать как наличие объективно обусловленного предмета правового регулирования, что позволяет по крайне мере ставить вопрос о существовании и объективно обусловленной системы экологического права.

Роль науки экологического права состоит не в том, чтобы механически переносить систему экологического законодательства, в ряде случаев субъективно определенную законодателем, на систему экологического права, а, напротив, в том, чтобы открыть, правильно формулировать эту систему, подсказать законодателю в необходимых случаях не предпринимать попыток привнести в нее что-то чуждое, противоречивое, а следовательно, и мешающее самому законодателю эффективно работать.

В науке, практике, законодательной деятельности различают три составных части экологического права: 1) общую, 2) особенную, 3) специальную.

В общую часть экологического права входят институты, нормы которых распространяются (регулируют) на все или большинство общественных отношений, входящих в предмет этой отрасли, к ним относятся:

1. Основные исходные положения экологического права (нормы - принципы; нормы - цели (задачи); нормы - дефиниции общего характера; нормы, определяющие предмет, сферу действия экологического права и т.п.).

2. Источники. Нормативно-правовые акты экологического права.

3. Объекты и субъекты экологического права.

4. Право собственности на природные ресурсы.

5. Правовые формы использования природных ресурсов.

6. Экологическое управление. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды (данный институт является сложным, так как включает ряд простых (субинститутов), в частности: а) экологический контроль, б) государственный экологический мониторинг, в) экологическая экспертиза, г) нормирование качества окружающей среды, д) экологическая сертификация).

7. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды.

8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права включает институты, нормы которых распространяются на отдельный вид отношений, входящих в предмет этой отрасли:

1. Правовое регулирование охраны природных ресурсов.

2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха.

3. Правовое регулирование охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах.

4. Правовое регулирование охраны окружающей среды в процессе осуществления промышленной и иной хозяйственной деятельности.

5. Правовое регулирование охраны окружающей среды в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

6. Правовой режим природно-заповедного фонда РФ.

7. Правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия.

В специальную часть входит международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.

§ 1.5 Принципы экологического права Российской Федерации

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений – органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные формирования, граждане.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Отраслевые принципы могут быть выражены в специальных нормах-принципах или выведены из анализа правовых норм. Так, основные принципы охраны окружающей среды определены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Одновременно в юридической литературе их предлагается считать принципами экологического права. Этим Законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде - любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах, то есть любое лицо обязано платить за отрицательное воздействие осуществляемой им деятельности на окружающую среду. Основан на идее создания условий экономической заинтересованности загрязнителя оплатить проведение превентивных природоохранных мер;

7) независимость контроля в области охраны окружающей среды;

8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10) обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с которым должно быть обеспечено экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;

12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Это проявляется в создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраны окружающей среды, в частности, в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений, экологического контроля;

23) международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются и его принципы. Анализ действующего природоохранного законодательства России позволяет выделить ряд других принципов.

Формируемое экологическое законодательство и право основывается на следующих принципах:

а) охрана жизни и здоровья человека. По существу, это принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздействие неблагоприятных факторов окружающей природной среды на здоровье человека;

б) гуманность. В соответствии с этим принципом законодательство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он вытекает также из ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности;

г) сохранение и защита экологического равновесия в природе как важнейшего компонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечивается посредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда, восстановления нарушенного состояния природной среды;

д) экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Реализуется посредством установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование, оценка воздействия пла-нирумой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования;

е) гармонизация российского законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных государств. Одним из ее проявлений является участие Российской Федерации в международных договорах в области охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

§ 1.6 Соотношение экологического права России с другими отраслями права

Для раскрытия вопроса о соотношении одного явления с другим необходимо рассмотреть существующие между ними сходство и отличие. Поскольку самостоятельность той или иной отрасли права в целом определяют три элемента - предмет, метод правового регулирования и нормативно-правовая база, то и соотношение отраслей права следует проводить, прежде всего, по этим элементам. Необходимо учитывать и то, что все отрасли российской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны между собой, и порой весьма трудно провести между ними четкую границу.

Вопрос о соотношении экологического и природоресурсного права решался двумя способами: а) природоресурсное право включало в себя экологическое; б) природоресурсное право поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды.

В экологическое право большинством авторов предлагается включить в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное, воздушное и др. отрасли права. В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Б.В. Ерофеев справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них. Однако он сделал вывод, что объективной потребностью общественного развития является скорейшее преобразование природоресурсного законодательства в экологическое.

Природоресурсное законодательство ставит своими задачами регулирование отношений по рациональному использованию и охране соответствующих природных ресурсов.

Необходимость уменьшения вредного воздействия на окружающую среду в результате поиска и добычи природных ресурсов, а также в ходе иной деятельности человека, не связанной с их извлечением, зачастую приводит к отождествлению понятий рационального использования и охраны природных ресурсов. В литературе можно встретить и утверждения о том, что рациональное использование природных ресурсов включает в себя не только их потребление, но и консервацию, а также воспроизводство. Между тем это не только не сходные, но напротив, взаимно исключающие друг друга виды деятельности.

Рациональное использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе, и состоянию природной среды.

Действующее российское законодательство не раскрывает понятия «рациональное использование», но в ряде нормативных актов можно встретить определение терминов «использование» и «охрана».

В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение их полезных свойств.

Рациональность в использовании природных ресурсов заключается в применении технологий, приносящих наименьший вред, а также в добыче ресурсов в объемах, не приводящих к необратимым явлениям в окружающей среде.

Цели любой деятельности, направленной на извлечение природных ресурсов, находятся в прямом и непримиримом противоречии с целями охраны природы. Следовательно, рациональное использование природных ресурсов не может являться ни составной частью охраны природы, ни охватывать ее.

Связи общества и природы, при реализации которых человек оказывает влияние на окружающую среду, многогранны. Среди них можно выделить две большие группы отношений: а) по воздействию на природные ресурсы с целью их извлечения из природной среды для последующего потребления; б) связанные с иным воздействием на природу.

Последние действительно являются предметом экологического права. В отличие от них отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования в ходе поиска, разведки и добычи природных ресурсов должны составлять предмет природоресурсного права.

Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей среды в целом. Это свидетельствует о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды в ходе разведки, добычи природных ресурсов и тесной связи природоресурсного и экологического права, о проявлении общей тенденции экологизации законодательства.

Неразрывная связь экологического права с земельным правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований (например, субъект, использующий земельный участок, обязан применять природоохранные технологии, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности), так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю). Различие между земельным и экологическим правом можно обнаружить в том, что земельное право в основном регулирует имущественные, экономические отношения.

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно экологическое право и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере экологического управления, и которым свойственен императивный метод правового воздействия. Но «управленческие» отношения, регулируемые экологическим правом, и административные отношения имеют и отличия. Предметом административного права являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В отличие от административного права экологическое право определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны окружающей среды, природных объектов и т.д., а также специфических функций управления.
  1   2   3   4



Скачать файл (632.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru