Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Создание военных блоков во второй половине 20 века и их влияние экономическое развитие государств - файл 1.docx


Курсовая работа - Создание военных блоков во второй половине 20 века и их влияние экономическое развитие государств
скачать (52.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx53kb.20.12.2011 09:17скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет имени Лобачевского

Экономический факультет

Дисциплина: История экономики

Тема: Создание военных блоков во второй половине 20 века и их влияние экономическое развитие государств.

Выполнила: студентка гр. 21

Бочкова С.В.

Проверил: Иваньковский С.Л.

Нижний Новгород

2010 год



Содержание

Введение 2

  1. Предпосылки создания военных блоков 3

  2. Военный блок НАТО 6

  3. Варшавский Договор 8

  4. Противоборство блоков 9

  5. Влияние блоков на экономическое положение стран 14

5.1. Экономическое развитие США 14

5.2. Экономическое развитие России 17

Заключение 23

Список литературы 24


Введение

Темой работы является «Создание военных блоков во второй половине XX века и их влияние на экономическое развитие стран». Первые и последующие послевоенные десятилетия вошли в историю как период «холодной войны», период острого советско-американского противостояния, не раз приводящего мир на грань войны «горячей». «Холодная война» - закономерный этап советско-американских отношений, сформировавшийся в условиях послевоенной «делёжки» мира, стремлении создать «свою зону влияния» на как можно большей территории, которая представляет экономический и военный интерес.

Образование военных блоков оказало существенное влияние на экономическое развитие противоборствующих стран. Столкновение интересов США и СССР предопределило международную политику на многие годы вперёд. В этом и заключается её актуальность на сегодняшний день.

Целью моей работы является рассмотрение механизма противоборства двух стран – США и СССР, и влияние данных отношений на экономическое развитие стран; а также выявить зависимость экономической политики от направленности «холодной войны».




1.Предпосылки создания военных блоков

После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме.

В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны.

Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы.



Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами.

Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия.

Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумэна, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества – «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.



^ 2.Военный блок НАТО

Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955;Испания в 1982.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран.

Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны.

Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года 5 стран -Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5:

"Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война 

закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает

представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии,

которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.




^ 3.Варшавский Договор

Организация Варшавского договора была основана в 1955 году - через 6 лет после образования НАТО, однако сотрудничество стран соц.лагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 года в Восточной Европе, в некоторых странах соц.лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. После смерти И.В.Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет - орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.



^ 4.Противоборство блоков

Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.

Политика США «с позиции силы» встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в 

Европе на одно или несколько государств – участников Варшавского Договора.

Огромную опасность для мира на Земле таили в себе международные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядерной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря достижению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жестокая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными технологиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзников и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка вьетнамского народа всеми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Однако в эти трудные десятилетия человечество все более четко осознавало, что новая мировая война не является неизбежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить сползание человечества к ядерной катастрофе.

50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хватало их для решения социально-экономических проблем в большинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. Западные страны отклонили эту 

инициативу, однако, первый шаг к потеплению международных отношений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенности ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный процесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу разрядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.

В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень их радикального улучшения.

В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).

Улучшение отношений между двумя сверхдержавами создало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском континенте. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики.

Коалиционное правительство социал-демократов предложило «новую восточную политику», стержнем которой было признание сложившихся в 

Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок развитию процесса укрепления общеевропейской безопасности. Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран – участниц Совещания, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения вооруженных конфликтов. 70–80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом промышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспективные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отношении СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.

Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе политическое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплощаясь в конкретных 

шагах. Реальным подтверждением этому явилось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и двусторонних отношений.

Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматривающее уничтожение двух классов ядерных вооружений при строгом международном контроле. Результатом явилось значительное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подписание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений.

Впоследствии в международных делах возникли новые острые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитическую обстановку, способно подорвать систему договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может осложнить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений.




^ 5. Влияние блоков на экономическое положение стран

5.1.США

После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и людские потери. За годы войны США стали ведущей военной державой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США располагали мощным военным и торговым флотом, имели первоклассную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капиталистическом мире – Германия и Япония – были побеждены, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынками. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше увеличили научно-технический потенциал. Они стали политическим, экономическим и военным лидером западного мира.

Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко использоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и судостроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государства придали экономическому развитию стабильность. Изменилась отраслевая структура экономики США, успешнее решались проблемы занятости населения.



В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США.

Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развивалась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономическим лидером. Американская модель экономического развития в значительной мере использовалась многими странами свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение экономического роста. Расширилось государственно-монополистическое регулирование экономики. После небольшого спада в 1960–1961 г. наступил экономический подъем, продолжавшийся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научно-технической революции, которая создавала новые возможности для развития производства. Качественно менялась структура хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики, преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Ведущее место в экономике заняли энергетика, электронная и химическая промышленность, производство средств автоматизации, средств связи, приборостроение.

Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значительные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокращалась численность занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост числа занятых в непроизводственной сфере.

К началу 70-х годов появились первые признаки изменения экономической конъюнктуры. Замедлились темпы экономического роста. Застой в промышленном производстве сочетался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и падением реальных доходов основной массы населения. Росло недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971 г. Оно приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции с долларом.



Республиканская администрация Р.Никсона приняла решение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получили название «новой экономической политики». Президентским декретом в стране было введено «чрезвычайное положение», компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы, сокращался подоходный налог. Однако в 70-е годы экономика западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973–1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой форме по сравнению с другими развитыми странами.

Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил США, как и другие развитые капиталистические страны, начать долговременную структурную перестройку экономики. Стали быстро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие автоматизированные производства. Широко начала использоваться компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедрение новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в производство биотехнологии. Началось использование методов генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка экономики США продолжается уже более 20 лет.

К началу 80-х годов США подошли с существенно ослабленными внутренними и международными позициями. Хозяйственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначились долговременные негативные тенденции. В 1980 – 1982 г. разразился очередной экономический кризис. В 1982 г. промышленное производство упало по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленности, сельское хозяйство, непроизводственную сферу.



5.2.СССР

Великая Отечественная война нанесла сильнейший удар по народному хозяйству СССР. Число погибших составило 27 млн человек, не считая колоссального количества раненых и искалеченных. Размер прямых потерь, нанесенных войной экономике страны, в 5,5 раза превышал национальный доход предвоенного 1940 г. и исчислялся суммой в 679 млрд руб.

С началом мирной жизни предстояла огромная работа по восстановлению разрушенного войной хозяйства, в том числе по коренному изменению его структуры.

Еще в годы войны советское руководство прилагало усилия, направленные на восстановление разрушенного хозяйства. В 1943 г. Госпланом СССР были разработаны и частично осуществлены краткосрочные и долгосрочные планы восстановления как хозяйства в целом, так и его отдельных отраслей. В 1946 г. Верховным Советом СССР был утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946—1950 гг. Он предусматривал восстановление наиболее пострадавших регионов, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и дальнейший их рост. Приоритетным направлением оставалось развитие тяжелой индустрии и на ее основе остальных отраслей экономики СССР.

Выбор такой стратегии восстановления и развития обусловливался по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, она поддерживалась утвердившимися экономико-политическими взглядами руководства страны, на ведущую роль тяжелой индустрии в развитии народного хозяйства. Во-вторых, выбранная стратегия оправдывалась внешнеполитическими обстоятельствами: начавшейся «холодной войной», резко обострившей политическое противостояние СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции. С этим связывалась обретшая реальные очертания геополитическая задача — формирование и укрепление военно-промышленного потенциала стран Южной и Восточной Европы, Юго-

Восточной Азии (Северная Корея, Китай), оказавшихся в сфере влияния СССР.

В связи с дальнейшим обострением международной обстановки планы корректировались в сторону усиления финансирования тяжелой индустрии — основы оборонного могущества. Руководство СССР изыскивало дополнительные резервы, направляя их на этот стратегический участок. Были достигнуты определенные успехи в области внедрения новой техники, например, освоено серийное производство более 300 видов конструкций станков и кузнечно-прессового оборудования и др.

Преимущественный рост тяжелой индустрии позволил успешно решать стратегическую задачу укрепления обороноспособности страны. В 1946 г. произошел ощутимый спад военного производства, но уже с 1947 г. наблюдался постоянный подъем отдельных отраслей ВПК. Особенно активно развивалось производство авиационной техники, военное судостроение. СССР приступил к созданию новых видов вооружения, прежде всего атомного и водородного оружия, и средств их доставки.

Значительный рост тяжелой индустрии и модернизация ВПК потребовали концентрации ограниченных ресурсов в этом секторе экономики за счет сокращения инвестиций в сельское хозяйство, легкую промышленность и социальную сферу.

Весьма сложное положение, сохранявшееся в социальной сфере, усугублялось расстройством финансовой системы, которая целиком подчинялась решению стратегической задачи — новой индустриальной модернизации СССР. Укреплению финансовой системы способствовала денежная реформа 1947 г., параллельно с которой произошла отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары. Позитивной стороной реформы стало укрепление рубля, существенное сокращение дефицита основных потребительских товаров за счет ощутимого 

уменьшения денежной массы как в виде наличных, так и в особенности безналичных средств на счетах граждан, государственных и особенно кооперативных организаций.

Несмотря на очевидные успехи в послевоенном хозяйственном развитии, нельзя забывать, что они были достигнуты в основном за счет полувоенных, мобилизационных методов использования трудовых ресурсов и перекачки средств из отраслей, ориентированных на производство потребительских благ. Все это способствовало дальнейшему углублению и без того весьма серьезных диспропорций в народном хозяйстве, нарастанию дефицита товаров народного потребления. По мере осуществления консервативной стратегии развития становилась все более очевидной исчерпаемость средств, мобилизуемых на индустриальное строительство из аграрного сектора и социально ориентированных отраслей экономики.

Период «оттепели» характеризуется попытками поиска новых источников, методов и ориентиров дальнейшего хозяйственного развития в рамках сложившейся экономической системы. Попытки коррекции традиционной индустриальной модели прогресса носили сильный отпечаток внутриполитической борьбы в руководстве страны, развернувшейся после смерти Сталина (5 марта 1953).

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков предложил новый курс, направленный на устранение сложившихся диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, на основе социальной переориентации экономической политики государства и прежде всего приоритетного финансирования легкой и пищевой промышленности. В качестве второго по значимости направления провозглашалось возрождение села.

В течение последующих трех лет власть постепенно сосредоточивалась в руках Н.С. Хрущева. Особое внимание новым руководством уделялось 

сельскому хозяйству. Главный упор делался на получение максимально быстрой отдачи от вложений в данный сектор.

Специфика советской модели плановой экономики, модели индустриального императива, в рассматриваемый период еще не вошла в противоречие с общемировой тенденцией развития, продиктованной первым этапом третьей научно-технической революции. Более того, СССР наряду с США оказался лидером в создании и развитии новейших отраслей хозяйства, что являлось на протяжении по крайней мере двух десятилетий (1950—1960) точкой роста в народном хозяйстве страны.

Ряд приоритетных направлений НТР определился еще в ходе войны, а в послевоенный период получил быстрое развитие, прежде всего оборонная промышленность. Используя сохранявшийся потенциал мобилизационной экономики, СССР самостоятельно создал не только новейшие образцы ядерного вооружения, реактивной и космической техники, новые виды синтетических материалов, систем коммуникаций и пр., но и пытался весьма активно внедрять достижения научно-технической революции в народное хозяйство. В стране ускоренными темпами развивались атомная, радиоэлектронная, химическая промышленность, приборостроение. Несмотря на преимущественно оборонную направленность этих отраслей, СССР создал первые атомные электростанции, первым осуществил прорыв в космос, стал пионером в развитии реактивной пассажирской авиации и атомного ледокольного флота и т.д. Однако и здесь негативно сказывалась устаревшая затратная система хозяйствования, не способствовавшая ускоренному, повсеместному внедрению новейших научно-технических и технологических разработок в народное хозяйство.

Лидерство СССР в области научно-технического прогресса вселяло оптимизм, способствовало утверждению здорового морально-психологического климата, который использовался в качестве дополнительного источника мобилизации трудовых ресурсов. Возможно, 

благодаря этим обстоятельствам значительное количество современных исследователей оценивает рассматриваемый период как эпоху «взлета» советской экономики.

К началу 1970-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР, основным направлением которой явились информационные технологии. Инерционность командно-административной системы стала основной причиной слабой восприимчивости народного хозяйства к требованиям нового этапа научно-технической революции, связанного с изобретением микропроцессоров, массовой компьютеризацией и т.п., создававшими условия для ускоренного развития научных и технологических исследований, рационализации систем управления экономикой в целом. СССР в эти годы выходит на первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Но даже в «традиционных» отраслях советская экономика все более отставала в результате слабого внедрения достижений научно-технического прогресса. Например, в 1980 г. не менее трети из отечественных машин и оборудования нуждались в снятии с производства и коренной модернизации. Чуть лучше складывалась ситуация в ВПК. Однако и военные отрасли испытывали на себе негативное влияние все более отстававшей от современных требований структуры народного хозяйства. Развитие передовых с точки зрения научно-технического прогресса отраслей тормозилось падающей эффективностью устаревшего управленческого механизма, общим снижением темпов экономического роста. К началу 1980-х гг. советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но, напротив, снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Деформирующее влияние на состояние экономики СССР продолжало оказывать наращивание военных расходов. Несмотря на установление 

военно-стратегического паритета с США, гонка вооружений продолжалась и в 1970—1980 гг. По западным оценкам, военные расходы СССР составляли около '/4 ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США. На военные нужды прямо или косвенно работало до 80% отечественного машиностроения. Огромные средства расходовались государством на поддержание антиимпериалистических режимов по всему миру.

Затратное, предельно милитаризованное народное хозяйство страны, входившее в период системного кризиса, в 1970 — начале 1980-х гг. оказалось способным произвести позитивный сдвиг в развитии социальной сферы и повышении благосостояния граждан. Немалые средства для обеспечения роста уровня жизни советского народа приносил массированный экспорт нефти и газа. Особенно благоприятная внешняя конъюнктура, выражавшаяся в повышении цен на энергоносители, сложилась в период «нефтяных шоков» 1970-х гг., а также в эпоху «разрядки», способствовавшей расширению внешнеторговой деятельности СССР. Позитивное влияние на развитие рынка потребительских товаров оказывала расширявшаяся кооперация социалистических стран в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако в структуре советского экспорта все более преобладали топливно-энергетические и сырьевые товары, а в импорте — машины и оборудование, что еще раз говорило об отставании хозяйства страны от требований научно-технической революции.

С 1970-х гг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни, стал расти показатель детской смертности. Одним из грозных проявлений системного кризиса стала подавленная инфляция. Эта проблема выдвинулась в качестве основной в период «перестройки» и в первые годы радикальных реформ перехода к рынку.



Заключение

Таким образом, делая выводы можно сказать, что противоборство стран и создание военно-политеческих блоков влияет на развитие экономики положительно, способствуя научно-техническому прогрессу и развитию новых отраслей экономики. Мировые державы за время «холодной войны» совершили гигантский скачок в своем развитии: началось освоение космического пространства, получили ускоренное развитие компьютерные технологии.

Запад выиграл Холодную войну, а Советский союз ее добровольно проиграл. Теперь, распустив Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, сломав "железный занавес" и объединив Германию, разрушив сверхдержаву и запретив коммунизм, Россия в 21 веке может убедиться в том, что не никакая идеология, а только геополитические интересы превалируют в западном политическом мышлении. Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в половине республик бывшего СССР, американские политики все чаще обращаются к риторике времен Холодной войны, демонизируя Россию в глазах мирового сообщества. И все же хочется верить в лучшее – что великие державы Востока и Запада будут не конфликтовать, а сотрудничать, адекватно решая все проблемы за столом переговоров. Думается, что это вполне осуществимо – в наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в мировое сообщество, российские компании выходят на зарубежные рынки, а западные корпорации приходят в Россию и только ядерная война может помешать, к примеру, Гугл и Микрософт заниматься разработками своих высокотехнологичных продуктов, а Форд изготавливать свои автомобили в России. Ну а миллионам простых людей в мире главное – "чтобы не было войны…" - ни горячей, ни холодной.



Список литературы

  1. История России. С древнейших времён до начала XXI века. / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А.Рахматуллин и др.; под ред. А.Н.Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 1263 [1] с.

  2. История мировой экономики. Под. ред. Морозовой А.Н., Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ, 2002.

  3. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002.

  4. История России. XX век. Часть 2 Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К.: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.

  5. Отечественная история: Конспект лекций /Потатуров В.А. -М.; МИЭМП.;

  6. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004.

  7. www.coldwar.ru






Скачать файл (52.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru