Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Самостоятельная работа - История социальной педагогики - файл задание 1.doc


Самостоятельная работа - История социальной педагогики
скачать (202.9 kb.)

Доступные файлы (8):

задание 1.doc81kb.19.06.2010 04:23скачать
Задание 2.doc94kb.19.06.2010 04:24скачать
Задание 3.doc54kb.19.06.2010 04:25скачать
задание 4.doc157kb.19.06.2010 04:26скачать
Задание 5.doc65kb.19.06.2010 04:26скачать
Задание 6.doc151kb.19.06.2010 04:27скачать
Задание 7.doc102kb.19.06.2010 04:27скачать
Задание 8.doc201kb.19.06.2010 04:28скачать

содержание
Загрузка...

задание 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Тема 1. Зарождение социально-педагогической практики воспитания.
1. Раскройте особенности генезиса воспитания в праобщинах формирующихся людей.
Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди.

Воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека — австралопитека и самых древних людей - архантропов и па­леоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек. Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. В пределах этого огромного хронологического интервала условно обозначены основные этапы антропогенеза: от 1,5 миллионов до 300-200 тысяч лет тому назад - эпоха архантропов, и от 300-200 тысяч до 45-35 тысяч лет назад - эпоха палеоантропов-собирателей и охотников, в которую на­чинается постепенное становление человека.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен­ной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности спо­собствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре­менными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благоприятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори­ческой перспективе стало предпосылкой возникновения ус­ловий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В ре­зультате этого детей стали шире привлекать к трудовой дея­тельности. В таком совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко­реньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе­ние детей в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Скорей всего, в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

2. Опишите, что свидетельствует об изменениях содержания педагогического процесса в эпоху разложения первобытно-общинного строя?
В хронологический период, условно 45-35 тысяч лет тому назад, происходит становление нового человека - нео­антропа - как первого этапа становления человека разумно­го - хомо сапиенс.

Экстремальные природные условия во времена сред­него палеолита ускорили раз­витие жизни древних людей: стали создаваться постоянные жилища, наши предки научились добывать и использовать огонь, усложнялись орудия труда, появлялись новые способы обработки камня, постепенно изменялся и характер охоты: люди стали совместно охотиться на круп­ных зверей. Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях людей имело целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию.

Изменения в жизни людей привели к формированию сна­чала общин охотников и рыболовов, а затем - земледель­цев-скотоводов (8-5 тысяч лет до н.э.). Динамика развития родового общества была обусловлена пере­ходом от присваивающих форм хозяйства раннеродовых общин к производящему хозяйству.

Историческая эпоха, начавшаяся около 35 тысяч лет тому назад, завершилась примерно в пятом тысячелетии до н.э., в эпоху нового каменного века, неолита. В этот период сложи­лась материнская родовая организация - матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений постепенное осоз­нание кровного родства по материнской линии послужило основой новых социальных связей и привело к ведущему влиянию женщин на воспитание детей. Об общественной значимости материнства свидетельству­ют обнаруженные археологами в различных регионах мира, изготовленные в эпоху верхнего палеолита статуэтки беремен­ных женщин. В этнографической литературе о народах, сохра­няющих черты древних культур охотников и собирателей, так­же отмечается, что обрядовая функция подобных фигурок отражается до сих пор в охране рожениц и защите детей.

Но специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины. На основе данных археологии и этнографических сопоставле­ний можно предполагать, что в раннеродовых общинах тра­диционная практика включения подрастающих поколений в общий быт общины и подготовка их к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись. Период взросления, по-видимому, был коротким: к 10-12 го­дам подростки приобретали необходимые умения и знания, ко­торые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже во взрослую жизнь.

Необходимость заботы о физическом развитии детей и пе­редачи им опыта хозяйственной деятельности была очевид­ной потребностью в борьбе за существование. Не случайно именно в этом направлении наметился педаго­гический «прорыв» - накопление бытовых средств обучаю­ще воспитательной направленности. Некоторые из них вклю­чались в ритуальные обряды, в систему атрибутов магичес­ких действий. Характерным в этом отношении было использование игрушек-талисманов, фигурок животных и людей, изготовленных из различных материалов, обнаружен­ных, например, в захоронениях подростков эпохи верхнего палеолита на Дону, у с.Костенки. Подобные фигурки встре­чались в археологических раскопках и в других странах мира. Очевидно, что с помощью таких игрушек-та­лисманов дети знакомились с приемами совместной охоты, что можно рассматривать в качестве средства наглядного обу­чения реальным охотничьим действиям.

Динамика социального развития приводила постепенно к упорядоченности воспитания. Именно с этим свя­зана, как установили исследователи-этнографы, попытка осмыслить воспитание в ходе разви­тия «магического образа мысли», обусловленного обрядовы­ми действиями тотемизма. В этом процессе складывались при­емы передачи традиций и практического опыта: подражание повадкам животного-тотема, который наделялся человечес­кими качествами, примеры поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальная имитация, инсценировки предсто­ящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и т.д.

Так наряду с подготовкой к жизни в повседневной прак­тической деятельности возникла передача опыта в ритуаль­но-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли осо­бым пластом в становление воспитания.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подрост­ки наблюдали за поведением старших и, постоянно подра­жая им, приобретали соответствующие умения. Об этом го­ворят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода (маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти и т.д.). Предоставляемые детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявлялись в их играх, кото­рые служили своеобразным средством выработки у них на­выков социального поведения. Включение детей в совмест­ный со взрослыми труд, подражательные детские игры в группах сверстников - все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную вос­питательную среду. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы все­го сообщества. Этому способствовали различные средства, та­кие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, вклю­чавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты - всякого рода табу, устрашения и одобрения. Сказания и леген­ды создавали образ идеального героя, которому надо подра­жать. В них содержались также религиозно-мифические пред­ставления о происхождении мира и среде обитания.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отноше­ний, естественного ритма жизни родового коллектива. Возможно, это объясняет отмечаемые этнографами фак­ты практического отсутствия у первобытных охотников и собирателей физических наказаний детей. Следует заметить, что равная, для всего подрас­тающего поколения, физическая, трудовая и нравственная подготовка была неотделима от примитивного умственно-мировоззренческого воспитания, представляя в совокупнос­ти единый комплекс. Целостный характер повседневной дея­тельности требовал и целостного человека, подготовленно­го ко всем видам деятельности: накопленный человеком опыт изготовления орудий и его знания были столь ограничены, что каждый не только мог, но и должен был ими владеть.

В формирующейся позднепервобытной общине за 8-5 тысяч лет до н.э., наряду с сохранением присваивающего типа хозяйствования, (собирательство, охота) начинают развиваться и производящие формы деятельности (земледелие и животно­водство). С усложнением и изменением хозяйственных и со­циальных связей для общества возникла принципиально но­вая ситуация: зарождается семья. Существенную роль в этом отношении сыграл процесс упорядочения брачных отноше­ний. Запрет браков в пределах одной родственной группы (эк­зогамия) привел к взаимобрачному взаимодействию двух эк­зогамных родов и соответственно к новой организации родо­вого общества. Таким образом, в позднеродовой общине групповая форма брака сменилась так называемым парным браком, который изменил всю организацию родового обще­ства, став зародышем домашне-семейной формы воспитания.

С этого времени в семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики - преимущественно мужскими родственниками со стороны матери, что определялось гос­подством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и начинали воспитываться в общине, в груп­пах своих сверстников. Однако и в сложившейся ранее практической подготовке подростков (в так называемых теперь инициационных группах) в родовом обществе наметились существенные изменения. Это­му предшествовало домашне-семейное воспитание. Новые условия хозяйственной деятельности и социальных связей требовали общественного контроля за результатами подготовки молодого поколения к вступлению в жизнь взрослых. Таковы были импульсы, которые способствовали зарождению процесса институционализации воспитания. В этих условиях ранее возникшие инициации - обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых - стали исторически первым общественным институ­том, имевшим целью преднаме­ренную организацию воспита­ния и обучения. Подготовка к инициациям осуществлялась, как можно предположить, раздельно для мальчиков и девочек, что определя­лось организацией общества. Общинными центрами подготов­ки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи - мужские («дома холостяков») и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делала их своего рода прообразом школы.

В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, зем­ледельцу, воину и т.д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло - плете­ние, ткачество, гончарные работы и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма соци­ально-нравственного воспитания. В связи с этим содержание инициационной процедуры представляло собой совокупность двух частей, связанных с усвоением традиций практических и ритуальных. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая, говоря современным языком, социально-нравственная и волевая готов­ность подростков к вхождению во взрослую жизнь.

В практике проведения инициации складывались и зачат­ки обучающей деятельности. В обучении движениям танца, например, использовалось повторение и запоминание, за ошибки подростков наказы­вали. Так, для фиксации в памяти подростка какого-либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовались бо­левые воздействия - удар, щипок, укол и т.д. Система инициации в своем развитии привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделилась категория лиц, занимающихся специально подготовкой молодежи к этой процедуре. Таким образом, подготовка к инициации истори­чески предваряла последующее возникновение организован­ного обучения, которое возникло веками позже.

Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подро­стков к жизни в обществе оказались в изменявшихся историчес­ких условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы вос­питания. Старая система инициации выполняла совершенно определенную педагогическую функцию: она способствовала преемственности все более усложнявшихся культурно-исто­рических, бытовых и хозяйственных традиций. Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание.

С развитием производящих форм хо­зяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от ис­пользования каменных орудий к производству орудий и оружия из меди (медный век или энеолит – 4-3 тысячи лет до н.э.), затем из бронзы (бронзовый век – 3-2 тысячи лет до н.э.), и в 1-м тысячелетии до н.э. началось приме­нение железа (раннежелезный век). Прогресс хозяйственной деятельности сопровождался дальнейшим раз­делением труда, отделением земледелия от животноводства, возникновением ремесленничества.

На территории от Днепра до Алтая жили в основном ското­водческие племена, на территории Закавказья, Средней Азии, современной Молдовы и Украины, в степях Северного Причер­номорья, Поволжья и юга Сибири - земледельцы.

В родовых общинах постепенно начали формироваться груп­пы людей, занимавшихся специализированными видами тру­да. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т.д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились пред­посылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).

В эпоху неолита, начавшуюся у большинства народов в 8-6-м тысячелетиях до н.э., зарождается древнейший тип письма - пиктографическое. По данным археологии и этнографии, многие народы, обладавшие до прихода европейцев своей пиктографической письменностью (индейцы Северной Америки, многие наро­ды Крайнего Севера, африканские племена, народы Океа­нии и др.), использовали в качестве материала для письма кору, бересту, бамбук, кожу, кость и т.д. Письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возник­новения крупных общностей людей - племен, а затем и их союзов, которые располагались нередко на больших простран­ствах. Усложнение хозяйственной деятельности и социальных отношений порождало потребность в общем средстве зак­репления опыта племен во времени и передачи информации о нем на большие расстояния.

В жизни людей с течением времени происходили суще­ственные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных об­рядов: с одной стороны, сохранялись старые формы иници­ации, которые охватывали всех детей и подростков сообще­ства, с другой стороны, внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений, в связи с чем не все стали получать равный к ним доступ.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Так, на основании данных этнографических источников можно об­наружить, например, что в подобной школе племени маори (Новая Зеландия) еще в XIX в. обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, здесь жрецы учили мифологии, зачат­кам астрономических знаний, религии. Дети знатных ацте­ков и майя (Мексика) с 12 до 15 лет обучались в жреческих домах, где получали начатки научных знаний, связанных с астрономией и окружающим миром. С 15 до 17 лет часть из них проходила специальное военное обучение, другая часть готовилась к исполнению функций жрецов - «наставников народа».

Усиливавшееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обу­чения, которое в условиях концентрации имущества в соб­ственности отдельных семей стало приобретать обществен­ное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социаль­ного слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», по­скольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превраща­лась в центр профессионального ученичества.

Итак, в результате усиления разделения труда и расшире­ния эмпирических знаний усложнялось содержание обуче­ния и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поко­ление начинало приобщаться к начаткам специальных зна­ний. Все это создавало предпосылки для возникновения впос­ледствии школьного обучения и профессионального учени­чества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социаль­ной практики, способствуя этнической консолидации и вы­ступая в роли мощного фактора социального прогресса.
3. Раскройте педагогический смысл идей Конфуция (мини-сочинение).
Педагогический смысл идей Конфуция.

В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из кото­рых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное вли­яние на развитие педагогической мысли в последующем. Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551-479 до н.э.).

Надо заметить, что в период Чуньцю (722-481 годы до н.э.) в Китае, особенно в царстве Лу (современная провинция Шаньдун), было много странствующих учителей, преподававших древние книги. Это были в основном потерявшие место государственные чиновники. Именно из этой среды выдвинулся основатель конфуцианства - Конфуций. Его собственное имя - Кун Фу цзы (Учитель Кун).

В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ уп­равления государством. Особое внимание он обращал на нрав­ственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Кон­фуцию, прочность и жизненность общества покоятся на пра­вильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник - са­новником, отец - отцом, сын - сыном». Правильное вос­питание являлось, по Конфуцию, главным фактором чело­веческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке - это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Но Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» - людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь - людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, осо­бо высокими качествами: благородством, стремлением к ис­тине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образован­ностью нравственному началу.

Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Бе­седы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наи­зусть, начиная со II в. до н.э.

Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Кни­га обрядов», созданном последователями Конфуция, подроб­но изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изло­жены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасте 7-8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассужде­ниям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, уча­щемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозак­лючения, «твердо стоять в науке».

В главе «Записка об учении» сформули­рован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дур­ное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливает­ся, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в раз­влечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни ста­райся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последова­тельности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «если учиться в одиночестве, не имея товари­щей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

Конфуцианский подход к обучению заключается в согласии между учеником и учителем, лег­кости обучения, побуждении к самостоятельным размышле­ниям - т.е. умелом руководстве обучением. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятель­ности учащихся в овладении знаниями, а также умению учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианство - этико-политическое и педагогическое учение мирового масштаба, которое и поныне оказывает сильное воздействие на культуру и другие стороны жизни Китая. Авторитет Конфуция огромен, его рассудительное и практическое учение вписалось в жизнь народа и на много веков определило характер китайской системы образования, а сам он провозглашен «учителем 10 тысяч поколений».

Учение Конфуция пронизано общечеловеческими правилами: чтобы быть счастливым, строй свою жизнь на доброте, трудолюбии, порядочности, почитай старших, традиции, люби семью, народ, страну. Поэтому оно вышло за рамки Китая, получив мировую известность, и сегодня у него множество почитателей в разных странах.


Скачать файл (202.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru