Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по мировой экономике - файл 1.doc


Лекции по мировой экономике
скачать (139 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.20.12.2011 09:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ТЕМА №1 Современное мировое хозяйство: его формы и структура

Мировая экономика-совокупность экономик стран мира в их взаимодействии; это совокупность нац. экономик, взаимосвязанных международными экономическими отношениями, процессами хозяйственной интернационализации международного разделения труда.

Мировое хозяйство-совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства.

МЭ характеризуется множественностью составляющих её элементов. К ним относят: а)иерархичность; б)многоуровневость; в)структурность.

Основная цель МЭ - удовлетворение потребностей населения мира.

МХ представляет собой сложную экономическую систему. Её субъектами выступают: а) транснациональные компании(ТНК); б) нац. хозяйства; в)международные интеграционные объединения.

Основные элементы мировой экономической системы:1.нац. хозяйства, их сектора, отрасли и предприятия, иные хозяйственные субъекты; 2.региональные территориально-производственные комплексы; 3.нац. международные рынки товаров и услуг; 4.международные экономические отношения(МЭО).

МЭО - экономические взаимосвязи между странами по поводу производства, обмена, распределения и потребления необходимых им благ.

Основные формы МЭО:1.международная торговля товарами и услугами; 2.международная миграция капитала и международного кредита; 3.международная миграция рабочей силы; 4.международный научно-технический обмен; 5.международные валютно-кредитные отношения.

Основные уровни отношений между отдельными элементами МХ:1.международный (отношения между государствами. Регулируется международными правилами и нормами); 2.транснациональный (отношения потоков, выходящих за пределы нац. границ. В эту сеть потоков включается неформальная деятельность: наркотики, оружие, торговля людьми, подпольная миграция.)

Существует классификация, которая подразделяет государства на: промышленно развитые страны(28), развивающиеся страны(128) и страны с переходной экономикой(28).

Роль развитых стран в МЭ: принято их разделять на 4 группы: 1.страны большой 7(с 2004г.+1)-США,Япония,ФРГ,Канада,Франция,Италия,Великобритания;2.Небольшие страны высокоразвитой Европы - Швейцария, Австрия, Бельгия и т.д.;3.страны «переселенческого капитализма»-Австралия, Новая Зеландия,ЮАР,Израиль;4.средне-развитые страны западной Европы- Испания, Португалия, Греция.

Роль развивающихся стран в МЭ: Классификация: 1.Новые индустриальные страны - Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили; 2.страны экспортёры нефти- Катар, Кувейт, Бахрейн, Аравия, Ливия; 3.средний уровень экономического развития- Гватемала, Парагвай, Тунис, Колумбия; 4.Крупные РС - Китай, Индия, Пакистан; 5.Государства концессионного развития - Барбадос, Ямайка, Тринидад и Тобаго; 6.Зависимые территории - Бермуды, Гватемала, Пуэрто-Рико, Виргинские острова; 7.Наименее развитые развивающиеся страны - Афганистан, Бангладеш, Сомали, Чад.

Критерии выделения подсистем МХ: 1.Уровень экономического развития, который характеризуется объёмом ВВП на душу населения. Развитие каждой страны определяется: а) уровнем индустриализации и структурой производства, которые являются важными факторами роста НД; б) уровнем применения информационной техники и технологии; в) объёмом сырья и энергии на единицу продукции. Классификация по уровню доходов составляет мировой банк, критерием при этом является ВВП на душу населения по текущему валютному курсу.

Уровни доходов: 1.страны с низким уд - индия, Армения, Молдова, Киргизия, Таджикистан, Туркмения; 2.страны с низкими средними уд - Китай, Россия; 3.страны с высокими средними доходами; 4.страны с высокими доходами. 2.Социальная сфера экономики, в рамках которой развиваются отдельные страны и группы. В её основе лежат: 1.Характер и формы реализации собственности;2.Отраслевая структура экономики.

3. Тип экономического роста; 4. Уровень и характер внешнеэкономической связи. К основным показателям характеризующим уровень внешнеэкономической связи относят: а) экспортные и импортные квоты товаров и услуг; б) товарная структура внешней торговли; в) характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы; г)степень открытости экономики достигается: 1)Тенденциями действующими в мировой экономике; 2)Сравнительными преимуществами страны в международном разделении труда; 3)Участием в различных формах мира хозяйственной связи(международная торговля и инвестирование); 4)Деятельностью экономических агентов, которые могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капитала; 5)Допуском иностранных хозяйствующих субъектов в большинство отраслей экономики. Россия принадлежит к группе стран с относительно открытой экономикой;5. величина экономического потенциала, которая зависит от : а) уровня и масштабов производственных сил; б) численности населения; в) размеров территории; г) наделённости природными ресурсами.

^ Основные показатели развития МХ:1. мировой валовой продукт выражает общий объем конечных товаров и услуг, произведенный на территории всех стран мира, независимо от нац. принадлежности действующих там предприятий за определённый период времени, обычно за год. Подсчёт ВМП производится в единой валюте - $ США по текущим и неизменным курсам. 2.ВВП каждой страны - обобщенный экономический показатель, включающий товары и услуги, производимые непосредственно внутри страны и только с применением факторов производства данной страны. Подсчёт осуществляется на основе СНС.

В качестве количественных индикаторов степени открытости нац. экономики применяют: 1)Экспортная квота-отношение объема экспорта страны за год к объему годового ВНП; 2)Импортная квота-отношение годового объема импорта страны за год к объему годового ВНП; 3)Чистый экспорт-разница между годовым объемом экспорта и импорта; 4) Внешне торговая квота-отношение внешнеторгового оборота страны за год к ВНП; 5)Внешнеторговый оборот-сумма объёмов импорта и экспорта в стоимостном выражении.
^ ТЕМА №2 Международное разделение труда

Международное разделение труда - высшая ступень развития общественно-территориального разделения труда между странами, которая опирается на устойчивую, экономическивыгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет в взаимному обмену ресурсами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.

^ Развитие МРТ обусловлено:1) природно-географическими различиями( а.природно-климатические условия, б. природные ресурсы, в. Величина территории, г. Численность населения, д. экономико-географич. Положение.) 2) Социально-экономические условия(а. особенности исторического развития, производственных традиций и традиц. Внешних связей. ; б.достигнутый уровень экономики и научно-технического развития;в. Социальный тип и механизм развития нац. Производства;г. Соц. Природа и механизм организации внешнеэкономических отношений) 3)технический прогресс

Любая страна, участвующая в МРТ стремится получить:1) разность, между интернациональной и национальной стоймостью экспортируемых товаров и услуг. 2) экономию внутренних затрат, путем отказа от нац. Производства товаров и услуг, за счет более дешевого импорта

^ Выделяют 3 вида МРТ: 1)Общее разделение труда – связано со специализацией каждой страны в крупных отраслях производства(доб-й,обраб-й,с/х) 2)частное разделение труда – в основе специализация стран на производстве готовых изделий. Разд-е между равными партнерами 3)единичное разделение труда,связано с единичной специализацией.

Факторы, определяющие необходимость международной торговли:1) особенность, занимаемой страной территорией; ^ 2)различные природно-климатические условия стран; 3) неравномерность развития разл-х областей народного хаз-ва; 4) максимальное расширение размеров пр-в, с целью минимизации средних издержек.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на межд. Разделение труда и др. факторов пр-ва.

^ Основные черты мирового Р:1)он является категорией тов. Производства, вышедшего в поискх сбыта своей продукции за нац. Рамками 2) он проявляется в межгос. Перемещения товаров, наход-ся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения. 3) он оптимизирует прим-е факторов пр-ва, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены более эффективно. 4)он выполнял санирующую роль,т.е выбраковывает из межд. Обмена тов, кот. Не в состояние обеспечить межд. Стандарт качества при конкурентных ценах.

^ МТ: импорт, экспорт

Особенности современного МР:1) Бездефецитен.чпрос превышает, он хар-ся достаточной ценовой эластичностью. 2)Быстра обновляемость тов. Ассортимента и услуг 3) неравномерность показателя внешнеторг. Оборота по отд-м странам. 4) нарастание в общем объеме доли промежутчных товаров,за счет соотвю сокращения доли конечных изделий.
ТЕМА №3 Тарифные методы регулирования международной торговли

Цель таможенного тарифа:

  • Ограничение свободной торговли

  • Получение дополнительных финансовых средств

  • Регулирование внешнеторговых потоков

  • Защита отечественных производителей

Тариф-налог или таможенная пошлина взимаемая с товара, который пересекает гос. границу.

К наиболее традиционным и активно применяемыми мерами гос. регулирования экспортно-импортных операций относят таможенные пошлины.

^ Таможенные пошлины подразделяются:

  • Импортные- налогообложения ввозимых в страну товаров. Являются главным средством национального протекционизма.

  • Экспортные- налог взимаемый с экспортируемых товаров, ввозимых в страну с целью: *увеличение валового дохода

*создание дефицита этого товара на мировых рынках, увеличив тем самым цену на данный товар на миром рынке.

  • Транзитные- взимаемые с товаров пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне не желательные

Любой налог может взиматься в одной из следующих форм:

  • Адвалорная пошлина- пошлина, определяемая законом как фиксированный % от стоимости импортируемого(экспортируемого) товара с учетом или без транспортных расходов.

  • Специфическая пошлина- налог определяемая как фиксированная сумма денег на каждую экспортируемую или импортируемую единицы товара, единицу измерения.

  • Смешанная пошлина- предоставляет собой объединение адвалорной и специфической пошлины.

Различия между адвалорной и специфической пошлинами:

  • Для недорогого импортируемого товара адвалорная пошлина более обоснована чем специфическая.

  • Уровень защиты обеспеченности при помощи специфического тарифа снижается в период инфляции(рост цен) и увеличение в период дефляции(падение цен) оставаясь постоянной в том или ином случае при адвалорной пошлины

  • Специфическая пошлина очень проста в применении, тогда как адвалорная может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара.

Методы определения таможенной стоимости товара:

  1. с цены указанной в товаросопроводительных документах

  2. с цены по которой аналогичный товар продается на мировом(внутреннем) рынке.

Влияние тарифа на экономику малой страны (изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен):

  1. тариф на возимый в страну товар увеличивает цену этих товаров на внутреннем рынке

  2. объем выпуска отечественных товаров конкурирующей отрасли увеличивается, а объем спроса на импортируемые товары в стране- уменьшаются.

  3. Снижается объем импорта т.к. сокращается разница между внутреннем объемом спроса и внутреннем объемом производства.

  4. Сборы от таможенной пошлины поступают в государственный бюджет и происходит перераспределение доходов от потребителя к производителю.

Введение тарифа влечет за собой увеличение цены на защиту продукции и сопровождается эффектами(последствиями):

  • ^ Потребительский эффект, возникает из-за того, что уменьшение потребления товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

  • Производственный эффект- при повышении цены на товар в результате введения таможенной пошлины для отечественного производителя становиться выгодным увеличение его объема

  • Торговый эффект введенного тарифа сопровождается сокращением объема импорта, что и наносит торговый ущерб при введения тарифа

  • Эффект дохода- представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной

  • Эффект перераспределения- представляет собой перераспределение доходов от потребителя к производителю продукции, конкурирующей с импортом.

Основные цели экспортного тарифа:

  • Увеличение доходов государства

  • Улучшение условий торговли своей страны

  • Увеличение объема потребления в стране экспортируемой продукции



ТЕМА №4 Плюсы и минусы тарифа

Аргументы в защиту тарифа

  • Необходимость защиты молодых отрослей

  • Одним из основных источником пополнения гос.бюджета является тариф

  • Введение тарифа компенсирует дешевизну иностранной рабочей силы

  • Введение тарифа являеться средством борьбы с демпингом и его последствиям

  • Тариф являеться средством ослабления страны от экспорта не перспективных товаров

  • Возможность улучшений условий торговли на основе приминения выгодного монопольного положения страны на мировом рынке

  • Общий выйгрыш от таможенного союза привышает убытки страны не состоящей в нем

  • Стремление гос-ва к достижению не экономических(политических,культурных,социальных)целей.


Недостатки тарифа

  • Влияние тарифа на мировой объем производства

  • Введение пошлины не допускает оптимального распределения товаров между странами

  • Снижение уровня жизни населения в стране

  • Экспортные пошлины вводимые страной ведут к сокращению объема экспорта и валютных поступлений

  • Сокращение уровня занятости в экспортно производственных отрослях

  • Введение тарифов,особенно в одностороннем порядке,подрывает стабильность международной торговли и международной экономики в целом.



ТЕМА №5 Нетарифные барьеры мировой торговли

Нетарифные методы торговой политики могут быть классифицированы на:

  • Количественные

  • Финансовые

Административная форма гос. регулирования внешнеторгового оборота, который представляет определенную номенклатуру и количество товаров разрешенных к экспорту или импорту называется количественными ограничениями.

Они включают в себя:

  • Квотирование

  • Лицензирование

  • «добровольно» ограничение экспорта

Наибольшее распространение имеют импортные квоты или количественные ограничения объема иностранной продукции разрешенной к ввозу страны за определенный срок.

^ Преимущества импортных квот перед тарифными ограничениями:

  • Они позволяют национальным производителям сохранить за собой определенную долю рынка без угрозы противоборства в ценовой конкуренции

  • Жестко фиксированы объем импорта на макроуровне они дают возможность проигнорировать величину расходов страны.

  • Квоты предоставляются производству большую гибкость и власть при осуществлении внешнеэкономической политики. Тогда как повышение ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями

  • Квотирование импорта предпочитает нуждающихся защите отросли отечественной экономики т.к. им легче добиться введения квоты, чем введения или увеличения тарифа

Импортные пошлины и импортные квоты различаются:

  • В интерпретации эффекта дохода

  • Одной из отличительных черт квотирования является не рыночный, административный характер подобного регулирования внешней торговли, в то время как при использовании таможенных пошлин действие рыночного механизма лишь корректируется

  • Импортная квота обходится экономической системе дороже, чем эквивалентный тариф, если она становиться монополизацией внутреннего рынка

  • Квота дает возможность доминировать отечественно фирме при не эластичной кривой спроса получать монопольные прибыли за счет установления высоких цен

  • Разная сила ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывает на объем импорта в условии изменения спроса или предложения товара.

Основными способами импортного лицензирования выступают:

  • Аукцион на конкурентной основе

  • Система явных предпочтений

«Добровольное» ограничение экспорта: в некоторых случаях импортируемая страна принимает»аргумент» введения импортной пошлины или квоты, «убеждает» зарубежных партнеров «добровольно» сократить объем экспорта. Добровольное ограничение не всегда срабатывает, экспортируемые страны зачастую находят обходные пути:

  • Переключение на категорию товаров, не подвергающихся ограничению

  • Образование предприятий за границей

В практике международного товарооборота достаточно широко применяются методы, которые условно обобщаются в группу финансовых: *субсидии; *демпинг.

Субсидии- денежные выплаты из госбюджет направленные на поддержку отечественных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут предосталяться, как производителям товаров конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые поставляются на экспорт. В 1-м случае они называются внутренние, а во 2-м-экспотрные.

Демпинг- международная дискриминация в ценах, при которой экспортируемая фирма продает свой товар на каком-либо 1-м зарубежном рынке дешевле, чем на другом(обычно отечественном). Главная цель демпинга- вытеснение конкурента с данного рынка.

^ Типы демпинга:

  • Устойчивый- объясняется объективными различиями между разными рынками.

  • Преднамеренный демпинг- имеет своей целью уничтожение конкурентов с целью обеспечения своей монопольной власти на рынке с последующим значительном увеличении цены, которая компенсирует все затраты и обеспечивает максимизацию прибыли в долгосрочном периоде

  • ^ Случайный демпинг- связан со бытом случайно возникшего излишка продукции вызванного не предвиденными изменениями конъюнктуры рынка или оибками при планировании

В условии устойчивого демпинга максимизация прибыли может быть осуществлена с учетом следующих предпосылок:

  • Для любого фиксированного объема выпуска общий доход фирмы максимизируется, когда предельный доход населения проданной на внутреннем рынке единицы продукции = предельному доходу от последней проданной в иностранном секторе единицы продукции

  • Для переменного выпуска прибыль фирмы максимизируется, когда общий предельный доход = предельным затратам последней произведенной на фирме единицы продукции.

При обеспечении этих условий фирма может обогатится за счет своих потребителей на внутреннем рынке.

В настоящее время производство отдельных стран прибегают к использованию некоторых видов скрытого протекционизма, которым позволяют в одностороннем порядке ограничивать экспорт и импорт продукции:

  1. Технические (административные) барьеры. К наиболее распространенным барьерам относятся следующие требования:

    1. Соблюдение национально технических стандартов

    2. Получение на импортируемые товары сертификатов качества

    3. Специфическая упаковка и маркировка ввозимой в страну продукции

    4. Соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм и требований

    5. Выполнение определенных мероприятий по охране окружающей среды

    6. Соблюдение усложненных таможенных формальностей

    7. Защита потребителей

  2. Политика государственных закупок. Результатом всей политики правительства страны будет снижение объема импортируемой продукции и следовательно эффективность кА национальной, так и мировой экономики

  3. ^ Внутренние налоги и сборы. Главная цель: повышение внутренней цены импорта и снижение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке страны.



^ ТЕМА №6 Международная экономическая интеграция

Экономическая интеграция-процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к либерализации МЭО; находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.

В либерализации мира хозяйственных отношений и МТ выделяют 3 основных подхода: а) международный, который реализуется посредством проведения международных конференций под эгидой ВТО. Целью проведения является сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру; б) транснациональный, реализуется через производственно-экономическую деятельность ТНК; в) региональный, предполагает достижение соглашений между небольшим количеством государств, целью которых является установление между собой режима свободной торговли при сохранении торговых ограничений с остальными странами мира.

Предпочтительные торговые соглашения могут быть реализованы в виде следующих структурных образований: а) преференциальный торговый клуб (ПТК); б) зона свободной торговли (ЗСТ); в) таможенный союз (ТЗ); г) общий рынок (ОР); д) полный экономический союз (ПЭЗ). 1.ПТК-две или более страны образуют его, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров(кроме капитала) для каждого участника клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего основного мира; 2. ЗСТ - две или более страны образуют ее, если они упраздняют между собой все торговые барьеры, но сохраняют каждая свои торговые барьеры по отношению к третьим странам. В такой зоне таможенный контроль должен быть сохранён. ЕАСТ; 3.ТС-две или более страны образуют ТС, если они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми товарами, а также учреждают единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым необходимость содержать таможенную службу на внутренних границах. ЕЭС; 4.ОР - две или более страны образуют ОР, если они создают ТС и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой. ЕЭС+ЕОР=ЕС (европейское сообщество); 5. ПЭС - две или более страны образуют ЭС, если они создают ОР и унифицируют свою экономическую политику, включая денежную, налоговую и социальную, политику в отношении торговли, движении рабочей силы и капитала. Бенилюкс. Экономический союз является высшей формой экономической интеграции.

^ Существует два основных направления по которым, может осуществляется рассмотрение последствия вступления страны в интеграционный союз: статистический и динамический анализы. В рамках статистического выделяют два варианта вступления страны в торгово-интеграционную группировку: а) потокообразующий эффект (эффект создания торговли) - означает переключение спроса страны и соответственно потребления от отечественного производителя с более высокими издержками, к зарубежному с менее высокими издержками; б) потокоотталкивающий эффект (эффект отклонения торговли)- означает переключение спроса и соответственно потребления производителя за пределом союза, имеющего более низкие издержки, к производителю имеющему более высокие издержки, но являющимся членом этого союза.

^ Положительные аспекты динамического эффекта торгово-экономического союза: 1. Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получить соответствующий эффект увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по следующим причинам: а) более полное использование заводских мощностей; б) повышение уровня квалификации труда работников и управленческого капитала.; 2. улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц союза; 3. Позиция каждой страны, входящей в интеграционную группировку, является более предпочтительной по сравнению с положением отдельной страны-аутсайдера; 4. присоединение к торгово-экономическим союзам ведёт к возрастанию конкуренции между странами; 5. образование торгово-экономических союзов сопровождается существенным увеличением объёмов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов.

^ Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу: 1. при определённом стечении обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределённых в пользу более сильных в экономическом отношении стран, в том числе членов союза. В этом случае страна превращается в отсталый регион; 2. если интеграция способствует установлению более широкое распространение оптимального сговора, влекущего за собой рост цен на соответствующую продукцию. Одновременно может возрасти количество объединений, что повлечёт за собой усиление господства монополии; 3. в ряде случаев может возникнуть эффект потери от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний.

Основные региональные интеграционные структуры: 1. Экономические группировки в Европе. а) Наиболее полно и последовательно идеи экономической интеграции были реализованы в ходе формирования европейских сообществ. Первоначально членами этих государств были Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ. В 1951 они создали «европейское объединение угля и стали». В 1957 – «Европейское сообщество по атомной энергии» и «Европейское экономическое сообщество». В 1967 эти 3 организации объединились в единую интеграционную группировку под названием ЕС. На сегодняшний момент в ЕС входит 27 государств. Руководящим(законодательным) органом является Совет Министров ЕС, состоящий из 27 членов, обладающих правом голоса принимать важнейшие решения и заключать договора от имени этой организации. Исполнительным органом является комиссия Евросоюза - наднациональный орган с местом нахождения в Брюсселе. Возросла роль Европарламента, который контролирует финансы сообщества, имеет право «вето» при обсуждении бюджета. Важнейшим органом Евросоюза является Суд, обеспечивающий единое толкование правил и норм, принятых в сообществе, а также регулирует различные споры и претензии, в том числе и от иностранных юр.лиц. текущий контроль над доходами и расходами различных структур ЕС осуществляет счётная палата ЕС. В 1979 была создана Европейская валютная система. В 1995 была введена единая европейская валюта - евро. С мая 1998 12 государств вошли в зону евровалюты: Австрия, Бельгия, германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. В 1998 открылся Европейский центральный банк во Франции. б) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Региональная экономическая группировка с сохранением суверенных прав государств-членов и отсутствии наднациональных институтов. Первоначально в ЕАСТ вошли -Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция. Помимо стран, входящих в ЕС, в ЕАСТ входят Исландия и Лихтенштейн. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, но товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри союза.

^ 2. североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). В январе 1988 президенты США и Канады подписали соглашение о свободной торговле, по которому был создан обширный свободный рынок. В рамках этого соглашения были рассмотрены следующие вопросы: а) тарифы; б) правительственные поставки; в) энергетика; г) с/х; д) инвестиции; е) механизм урегулирования конфликтов. Существующая экономическая интеграция между США и Канадой перестала удовлетворять США и в 1994 в НАФТА вступила Мексика. На долю этих стран приходится около 20% объема мировой торговли.

^ 3. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Возникла в 1967. В ассоциацию входит 1 из 4 «азиатских драконов» - Сингапур, а также новые индустриальные страны «новой волны» как Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины. Влияющие на успех факторы в рамках АСЕАН: а) бурный экономический рост большинства стран региона; б) сопоставимость уровней их развития; в) отрегулированная форма сотрудничества.

^ 4. азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)- межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 по предложению Австралии, с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. АТЭС - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Сингапур, США, Япония, Тайвань, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. Формально АТЭС имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные: а) правила ведения торговли; б)инвестиционная и финансовая деятельность; в) проводятся встречи министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях экономической политики. Ряд условий и особенностей развития азиатско-тихоокеанского региона: 1. интеграционные процессы в организациях АТЕС идут в предыдущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; 2. процесс интеграции охватывает все страны на существенно разном уровне экономического, культурного и социально-политического развития; 3. интеграция в масштабе азиатско-тихоокеанского региона включает субрегиональные экономические союзы, т.е. допускает разные уровни интеграции по степени либерализации внешней торговли; 4. идеология тихоокеанского «открытого регионализма» рассматривает региональную интеграцию, как элемент экономического глобализма. Концепция открытого регионализма предполагает: а) внутри тихоокеанского региона снижение ограничений на движение товаров, капиталов, рабочей силы; б) применяются обязательства по отказу от политики протекционизма; в) стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

^ 5. МЕРКОСУР - южно-американский общий рынок. Меркосур в составе Бразилии, Аргентины, Парагвая, Уругвая относят к крупнейшим торгово-политическим союзам Латинской Америки. В 1991 заключён договор, который предусматривал: а) отмену всех видов пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между этими странами; б) установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран; в) свободное движение капитала и рабочей силы; г) координация политики в области промышленности, с/х, транспорта и связи; д) согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: совет общего рынка, группа общего рынка( исполнительный орган, функционирует на постоянной основе), 10 технических комиссий, подчиняющихся группе ОР(в их функции входят следующие вопросы: внешней торговли, таможенного регулирования, валютно-финансовой и макроэкономической политики, с/х и энергетики)

6. СНГ. После развала СС в состав СНГ вошли все республики, кроме Прибалтики. Основные предпосылки интеграции в рамках СНГ: 1. на долю России приходится значительная часть внешнеэкономических связей бывших союзных республик; 2. быстрая переориентация бывших союзных республик на запад невозможна; 3. между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования. Решение о создании СНГ было принято одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 27 декабря 1991. В уставе определены цели содружества: 1. способствовать интеграции в СНГ, экономических, политических и гуманитарных областях; 2.Поддерживать и развивать контакты, сотрудничества между людьми, государственными институтами и предприятиями стран СНГ. В соответствии с уставом возникла разветвлённая структура органов содружества: совет глав государств, совет глав правительств, совет МИДов, совет командующих погранвойсками, межпарламентская ассамблея. В 1996 был заключён договор о союзе Белоруссии и России, в котором предусмотрено: а) отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле; б) сближение налогообложения; в) признание дипломов, полученных в обоих странах; г) уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве; д) сближение норм социального обеспечения. С 1995 начал формироваться таможенный союз (ТС), в который вошли Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия. Главная цель ТС - создание единого таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. Тс был дополнен в 1996 союзом 4х: Россия, Казахстан, Киргизия, Беларусь, который охватывал сотрудничество в национальной и гуманитарной областях. В 2000 Белоруссия, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан вступили в ЕврАзЭс. Органы управления ЕврАзЭс: межгосударственный совет, интеграционный комитет, межпарламентская ассамблея, судебное сообщество. Государства, входящие в ЕврАзЭс остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.
^ ТЕМА №7

Валютный курс – “цена” денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах др. стран. Котировка – установление курсов нац. валют, в соотв-е со сложившейся практикой и законодательными органами:1)прямая котировка(1 иностранной валюты приравнивается в определенному кол-ву нац в. 2)Обратная(1 нац вал к опред-му кол-ву иностр-й валюты)

Кросс-курс – соотношение между двумя валютами, которые устанавливаются из их курса по отношению к третьей стране (€/$=1rub).

При совершение сделок по купле-продаже валюты исп-ся:^ 1) Cпот-курс ( цена 1 иностранной валюты выраженная в единицах др. страны, установленная на момент заключения сделки, немедленная оплата 2)форвардный – цена по которой иностранная валют продается или покупается при условие поставки ее на определенную дату в будущем.

1)курс покупателя 2) курс продавца 1-2=спред(маржа)= доход банка

Конвертируемость – возможность свободно обменивать нац. валюту на иностранную по действующему курсу, а так же оплачивать иностранные товары и услуги нац. валютой, как внутри страны, так и за ее пределами: 1) свободно-конвертируемые валюты(31) 2)частично конвертируемые (20) 3) неконвертируемые.

Резервная валюта- резервные средства для международных расчетов, которые хранит ЦБ других стран: 1)$ CША,2)3)Японская Йена 4 ) английский фунт стерлинга

Плавающий – без вмешательств государства (понижение цены равновесия валюты наз. Обесценением, повышение – удорожание); фиксированный – с вмешательством.(девальвация, ревальвация)

На валютные курсы влияют:^ 1) объем денежной масс( стоимость валюты те меньше, чем больше ее находится в обращение; для повышения курса правительство провидит: увеличивает норму банковского резервирования, повышает учетную ставку %, продает гос облигации) 2)объм ВНП( спрос на деньги в результате различных сделок зависит от годового объема такого рода сделок и связан с уровнем произведенного ВНП) 3)колебания циклического характера ( рост экономики за границей будет приводить к увеличению экспорта из страны, это потребует дополнительной нац. валюты, сл-но спрос на нее возрастет курс вырастет. 4) различия в %-х ставках и переливы капитала ( если государство ужесточает денежную политику, то %-е ставки в стране будут тенденцию роста относительно % ставок на капитал в остальном мире) 5)ожидания относительно будущей динамики (влияет – ожидаемые изменения денежной массы, ожидания правительств-я политика в отношение частного сектора, ожидаемые последствия правительственных интеграций на валютном рынке.

^ Международная валютная система- совокупность правил, инструкций и соглашений между странами мирового хозяйства. Основные цели: 1)обеспечение эффективного разделения труда между различными экономическими системами эк-го хозяйства 2) максимизация общего V мирового производства и уровня занятости населения. 3) оптимизация уровня благосостояния, как различных стран, так и различных групп населения внутри страны.

Валютная система прошла три этапа:

-) Система золотого стандарта (1867-194). Основные черты:^ 1)каждая 1 приравнивалась к опредленному весу золота 2)в соответствие с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты, т.е валютные курсы, взаимные цены валют. 3) конвертируемость в стране и за пределами 4)свободный экспорт и импорт золота 5)поддержания жесткого соотношения между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег.

-)Бреттон-вудская (1944-1976): Функции 1) функция окончательных денежных расчетов между странами сохранилась за $. ^ 2) американский $ становится резервной валютой 3)1$ = 1 тройская унция 4)курсовое соотношение валют и конвертируемость стала осуществляться на основе фиксированных паритетов. 5) каждая страна могла повышать или понижать курс своей нац валюту. Колебания не более +=1 6) были созданы международный валютный фонд и международный банк реконструкции и развития ( МВФ И МБРР)

-)Ямайская систем плавающих валютных курсов: 1)золото стало обычным товаром. каждая страна имеет золотой запас.2) валютные отношения стали основываться не на одной, на нескольких ключевых валютах. 3) валютные отношения между странами стали складываться на плавающих курсах и нац денежных единицах 4)введены коллективные мировые деньги –СПЗ – специальное право заимствования. 5) усилена роль МВФ

^ Основные тенденции функционирования МВФ:1) полный отказ от моновалютной системы ВС и образование нескольких мировых валютных полюсов 2)отход от ориентации на свободные неограничительное плаванье нац. валюты 3) перенос центра тяжести в области межгос. валютно-фин-го регулирования с чисто денежно-кредитных рычагов на макроэкономические меры координации экономической политики различных стран. 4) либерализация валютных отношений с целью обеспечения тотальной конвертируемости валют.

Основные ф-и МВР: 1) своевременное осуществление межгосударственных расчетов 2) страхование валютных курсов ^ 3) взаимосвязь с кредитными и финансовыми рынками 4) расширение валютных резервов банков 5) рыночное гос. Регулирование валютных курсов 6) получение спекулятивной прибыли его участниками в виде разницы курсов валют 7) проведение валютной политики, направленной на гос регулирование эк-ки и согласованной политики в рамках мирового хозяйства

Среди участников сделок на валютных рынках выделяют 4 уровня: ^ 1) туристы, экспортеры., импортеры инвесторы – исп-ют и предлагают иностранную валюту 2)коммерческие банки (расчетные палаты между теми, кто использует и теми, кто предлагает иностранную валюту. 3)валютные брокеры – выравнивают поступления и расходы иностранной валюты с коммерч. банками 4) высший уровень – ЦБ страны

Валютные операции могут осуществляться: ^ 1) на организованном валютном рынке 2) не на организованном в.р (90%). Все валютные операции классифицируются:1) купля – валютный дилинг 2)о КБ по привлечению и размещению валютных средств – депозитно-кредитные в.о. 3) обслуживание международных внешнеторговых расчетов в формах, приняты в межд-й практике 4) обслуживание владельцев кредитных карточек и др не торговые сделки

^ Дилинговые межвалютные обмены: 1)арбитраж – спекулятивные опреции, предпринимаемые с целью получения прибыли, покупая валюту в финансовом центре , где она дешевле и продавая, где дороже обеспечивается поддержание обменных курсов между соот-ми валютами 2)СПОТ – расчет наличными, кот. Лежат в основе множества других валютных сделок и внешней торговли. Немедленность опалты 3)срочная валютная сделка – стороны договариваются о поставке обусловленной суммы через определенный скрок после заключения сделки по курсу на тот день. *форвардные и фьючерские) 4)опционная сделка опцион – соглашение сторон по которому одна за специальное денежное овзнаграждение противоположной стране поручает продавать или покупать валюту в течение определенного срока в будущем, а другая страна обязуется реализовать это право (американский опцион и европейский) 5)СВОП – соглашение между странами об обмене денежными потоками на протяжение периода времени в будущем. Это дает возможность – получать без валютного риска необходимую валюту, компенсировать временный отлив капитала из страны, регулировать структуру валютных резервов.


Скачать файл (139 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru