Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалки по методике преподавания психологии - файл 1.docx


Шпаргалки по методике преподавания психологии
скачать (77.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx78kb.16.11.2011 18:39скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1 Хар-ка МПП как самостоят обл. психо-пед знания:предмет, цели задачи.

Психология сравнительно новая наука, имеющая ряд особен

ностей: наука о самых сложных явлениях,ко

торые известны человечеству; в ней сливают

ся объект и субъект познания;Особенность психологии в ее уникальных практических следствиях;Психология - одна из перспективных наук. Кроме того, имеет обширные связи с разными областями науки.Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры. Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны.Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины.Цели психологии в области профессиональных умений бу

дущих педагогов (умение решать психологические задачи в сис

теме учебно-методических и воспитательных задач педагогиче

ской деятельности):диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития по

знавательной деятельности; анализ направлений совершенствования целей, содержа

ния, методов и средств обучения конкретному предмету; диагностика личности и коллектива учащихся и состав

ление психологических характеристик; анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления ;анализ учебных взаимодействий и межличностных взаи

моотношений. ^ Цели обучения психологии в области развития личности сту

дентов: развитие научного мировоззрения и ценностных ориен

таций будущего педагога; развитие самосознания и самоорганизации личности сту

дентов;развитие психолого-педагогического творческого мыш

ления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогиче

ского такта; ^ Задачи МПП: рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности; раскрытие псих. механизмов усвоения знаний, умений, навыков; раскрытие методов, средств и форм обучения психологии; изучение деятельности преподавателя и студента в процессе изучения психологии

13 Особенности преподавания теоретической и прикладной психологии

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели - научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций. Применительно к психологии это означает, что студенту её нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности её проявления в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике. Деятельность же преподавателя имеет свою специфическую, отличную от студенческой, цель. Цель изучения студентом психи цель преподавания в результате обучения : в формировании у него умения практически руководствоваться научными псих знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, предполагает формирование умения мыслить психологически. Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а прикладную псих - практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология - явления общественной жизни, факты группового поведения; педагогическая психология - факты, связанные с условиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология - психологические причины улучшения или ухудшения здоровья. Так, задача у прикладной психологии тоже является объяснительной, но объяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся к компетенции каждой прикладной отрасли психологии. Когда прикладная психология применяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых новообразований, то такое её применение является уже не только объяснением, а становится применением. Таким образом, прикладная психология находит практическое применение двояким образом: для объяснения конкретных психологических явлений (теоретическая часть прикладной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника). Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии - пед, возр, мед и т.д., находит применение для объяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования, а в своей практической части (психотехнике) - применение для преобразования психики. Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приёмов.

16 характеристика процесса обучения как системы

Лат слово "процессус" означает "движение вперед". Пед процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами пед процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В кач-тве систем, в к-х протекает пед процесс, выступают, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая из этих систем фун-ет в опред-х внеш усл-х: природно-географических, общественных, производственных, культурных и др. е. Стр-а системы: Рез-ат процесса нах-ся в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика. Компоненты сис-мы, в к-й протекает пед процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам пед процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, хар-ет достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. К внешним закономерностям процесса обучения относятся:социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения (; воспитывающий и развивающий характер последнего; обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся: зав-ть его разв-я от способа разрешения основного противоречия м/у познават-ми и практ-ми задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; отношение м/у взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; подчинённость результативности обучения способами управления процессом последнего и активности самого ученика; задачная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку.


14 Сравнительный анализ трад и инн стратегий психологического образования

Единица управления - трад: Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познавательной ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов педагога; инн: Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности учеников; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем Цели- трад: Усвоение предметно-дисциплинарных знаний ; инн: Развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучаемого в процессе усвоения знаний.Ролевые позиции преподавателя и стиль руководства- трад: Предметно-ориентированная позиция, преобладает функция информационно-контролирующая. Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива обучаемых чаще подавляется, чем поощряется; инн: Личностно-ориентированная позиция, преобладают организационная и стимулирующая функции. Стиль демократический, поощряющий, инициатива обучаемых поддерживается Мотивационно-смысловые установки преподавателя- трад: Анонимность, закрытость личности, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых; инн: Открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений Характер организации учебно-познавательной деятельности- трад: Преобладают репродуктивные задания, действия по образцу, упражнения в заданных способах решения. Тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности. Система заданий строится в логике извне заданных целей, не стимулируя самостоятельность целеобразования и поиск способов решения. Инн: На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым тех или иных репродуктивных задач. Формирование смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результатов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмысленность системы осваиваемых действий. Задания побуждают к самоорганизации системы познавательной деятельности, к выдвижению новых целей, к 'смене смысловых установок. Формы взаимодействий- трад: Заданные учителем цели и планы их достижения определяют исполнительный стиль индивидуальной учебной работы обучаемых. Ведущая форма учебных взаимодействий — подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных взаимодействий. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения, неизбежное усиление враждебности и отчужденности между педагогом и обучаемыми; инн: Цели и задачи разрабатываются и принимаются совместно педагогом и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе освоения нового опыта ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучаемого. Освоение различных позиций и ролей личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (соучастника, партнера, руководителя, помощника) Формы отношений- трад: Соперничество преобладает над сотрудничеством; Инн: Многообразие, динамика становления и развития внутрии межгрупповых деловых и межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста уровня взаимодействий. Сотрудничество вытесняет соперничество, Контроль и оценка- трад: Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ригидностью и ситуативностью. Поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку. Мотивация осуществляется за счет "ожидания приговора" - оценки учителя. Страх перед наказанием плохой оценкой - ведущая эмоциональная составляющая учения; Инн: Преобладает самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Преобладает самооценка в группах обучаемых, устремленных к социально и личностно значимым целям и заинтересованных достижением продуктивного результата. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых- трад: Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Внутренний психологический отход от , ситуации учения; инн: Усиление, амплификация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества. Обогащение мотивов учения, познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, интеллектуального сотрудничества, продуктивных взаимодействий, самоактуализации, утверждение достоинства личности


19 классификация методов обучения психологии

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач;по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский; по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический. Классификация методов обучения в педагогике характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый. По средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические. В зависимости от основных дидактических задач выделяют: 1) методы приобретения новых знаний; 2) ме

тоды формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы. предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным классификация включает в себя пять методов:А)Репродуктивные методы обучения: 1.Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-ре

цептивный) – состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Обучаемые смотрят, слушают, наблюдают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. 2.Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а учащийся их выполняет. Методы первой группы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами. Б) Продуктивные методы обучения Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении учебной проблемы можно выделить 4 главных этапа:1.создание проблемной ситуации;2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемных задач;3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; 4. проверка решения проблемы

20 Психолого-педагогическая хар-ка программированного обучения

Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением. Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу. В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Скиннера, обучаемый учится в первую очередь выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого. 2. Разветвленная программа программированного обучения, основоположником которой является американский педагог Н. Крау-дер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме. Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано немало других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы. Многочисленные системы программированного обучения не имели первоначально особого психологического обоснования и разрабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программированного обучения до сих пор не создана.


21 Психолого-педагогическая хар-ка проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение. Особенности методики: В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.


31 практические методы обучения психологии

Практические методы- практичдеят-ть уч-ся, напр на усвоение ЗУН. В препод псих к ним относятся: 1) лаб раб, моделир-е, псих-е эксперименты а)демонстрация на практике опред псих закономерностей б) освоение методики псих эксперимента 2)вып-е п/д заданий , в частности тестов( освоение методик и самопознанияа)а) сложные проф тесты(MMPI)б) относ-но прост ые псих-е тесты(айзенк)в)для прикладных целей( опред-е стиля рук-ва)г) развлекательные( не для психологов) 3) реш псих задач( закрепление теорет знан и примен их на практике) 4) упражнния ( дают возм-тьформ-я умений и навыков исслед-й работы)5)гр. Дискуссия 6) дидактич и деловые игры (направлены на освоение комм-х или проф-х умений)

7 псих как наука и как уч предмет

Наука- деят-ть по пр-ву знанийи форма систематизации знаний Учебный предмет- система знаний и сис-ма видов учебно- познават-й деят-ти по усвоению этих знаний. Т.о научная дисциплина- сис-ма знаний, ориентированная на исследователей,а уч дисциплина ориентированная наобучающегося. Стр-ра научн и учеб дисциплин может совпадать, а может и нет.Уч дисциплина м.б. отражением научных знаний, накопленных в разных науках. Уч дисциплина включает в себя 2 компонента: 1) сис-му знаний 2) с-му уч-познав-й деят-ти, напр на их усвоение. При их разраб-ке уч-ся1) слож-ся с-ма знан в рамках соотв научн дисц ( зрелость науки, работоспособность, может ли она претендовать на науч дисц)2)приверженность преподавателя опред-й научн и методологич-й концепции(препод имеет право прид-ся опред-й концепции,но раскрыть он должен все) 3) уровень, тип и цели образоват программ( а) преподается ли эта дисциплина в нач, осн, ср , высш школе? б) преподается ли она в общеобразоват учр или профес уч зав в) преп-ся ли она будущим псих-гам, педаг, и др. спец4) интересы обучающихся(должны учитываться) 5) знания и спос-ти обучающихся( ур-нь сложности и база студентов) 6)формы и функции акт-ти обучающихся( форма в к-й будет преподноситься материал с учетом целесообразности выбора()


11 Цели и содержание обучения псих в ср уч зав-х

В ср уч зав –псих как уч предмет. В США яв-я наиболее популярным куросом по выбору.Вроссии это кол-во тоже знач-но выросло и не только среди старших школьников. Псих в ср уч зав рассматр-с не как обзор акад-й дисцип, а как курс псих самопознания и самопомощи. минусы: учитель ведет курс в силу соб-х представ , интересов и пристрастий школьников. В Рос школах 2 типа обучения:1) предметно-ориентированный( прогр опред-ся перечень знаний, к-ми должны овл учашиеся. Методы рассказ, обсужд, практ упр, просто урок,есть оценка, поощряется разв-й аспект. 2) Личносто-ориентированный( си-ма знаний направ на развитие уч-ся, формир-е практ псих умений и личн-е разв-е уч-ся. Методы: Обсужд, практ упр и игры! Не имеет оценки


42 Внеклассная работа по псих в школе и вузе

Внекла-я работа может носить как учебный(Расширение знаний) , так и внеучебный ( псих сопровождение) характер. Формы: индив( консультации) групп( сис-е зане с пост кол-м уч-ся) в вузах это научн исл деят-тьмассовая( эпизодическая) в рамках боль шой аудитории( лекции(в строгой посл-ти выступ-х раскрывается целая тема) бес, вечера, конфер-и , конкурсы,игры(ЧГК)




22 Классификация учебных задач по психологии как средства управления развитием познавательной деятельности учащегося

классификация Диленгеровой – по когнитивным характеристикам: на воспроизведение знаний, простые и сложные мыслительный операции , предполагающие обобщение знаний, на продуктивное мышление. 2 классификация Бала – по познавательным операциям, перцептивные , мыслительные (сравнение анализ), образные (описать представить), мнемические (запомнить), коммуникативные (установить контакт). По целям проф обучения: задачи, целью которой явл овладение учебной информацией, на овладение проф знаниями и умениями, каждая группа задач содержит: прямые вопросы, требующие знаний материала, косвенные вопросы, труб размышления. Задачи на интерпретацию псих фактов, сравнительный анализ. 3. Проблема, которая требует продуктивного мышления. В процессе преподаания псих целесообразно использовать все виды задач. Содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно распредмечено и структурировано в системе учебных заданий. Чем менее формализуем предмет, тем большие трудности для проектирования учебных заданий он представляет. Процесс распредмечивания и структурирования психологических знаний в систему учебно-познавательных задач является одной из сложнейших задач. Не случайно методика изучения психологии располагает малым выбором задачников, сборников упражнений и заданий. Как показывают исследования, преподаватели часто ограничиваются достаточно узким выбором из всего возможного спектра задач. В задачниках, упражнениях преобладают задачи, создающие психологическую нагрузку преимущественно на восприятие, память (процессы запоминания, воспроизведения), на простейшие мыслительные действия (упорядочение, сравнение, классификация, обобщение), которые выполняются по образцу. Весь остальной спектр психологически более сложных видов интеллектуальной деятельности не становится предметом освоения. Поэтому одна из проблем методики структурирования предметного содержания психологии – это проблема выбора и построения задач и упражнений, включающих весь спектр видов интеллектуальной деятельности, что и определяет «пространство интеллектуального развития обучаемых». Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых заданий. Методика преподавания так же, как и педагогическая психология, строит свои исследовательские и обучающие программы применительно к процессу формирования понятийного, словесно-логического мышления. В последнее время в связи с развитием исследований творчества усилилась ориентация методов обучения в вузе на культивирование форм образного, а не только логического мышления. Обучение психологии предполагает особые способы обучения, связанные с формированием различных видов познавательной деятельности и форм мышления.

2 Основные тенденции современного психологического образования в мире

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века. Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования Вторая система - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Четвертая тенденция соотносится, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…». Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента». Интерес студентов к псих образ возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы. Псих наиб часто выбираемадля изучения в вузах. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения. Необходимость психологического образования осознают как студ, так и рук-ли образ-х программ. Выбор студентами псих для изучения в вузах и школах определяется, с одной стороны, руководи

телями(разработчики образ прогр предлагают прог, в к-й предписано изучение определенных псих-х и не псих-х курсов), с др стор, самими студентами( студ предл-ся курсы, из к-х они выбирают предст-е для них образ-й или проф-й интерес). Влияние этих двух факторов в разных странах и в рамках разных учебных программ различно. Так, например, в России доминирует первый фак

тор, а в США — второй; в прогр профо образов — пер

вый фактор, в прогр общего псих образов— второй.

5 Межпредметные связи МПП и специфика их исследования

Методика преподавания психологии является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содер

жание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания/// етодика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин, исследующих закономерности обучения. Педагогика включает в себя 2 раздела: 1. Дидактика – теория обучения, 2. Теория воспитания. Основные задачи дидактики: Разработка проблем: чему учить и как учить.Разработка проблем: когда, где, кого и зачем учить.Основные категории дидактики: Преподавание – это деятельность тех, кто обучает. Учение – деятельность тех, кто обучается. Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Это преподавание и учение, взятые вместе. Обучение выполняет 3 функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Образование – это результат обучения. Это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Др, известныекатегории дидактики:знания – совокупность представлений, понятий, идей, теорий, в которых выражается теоретическое овладение предметом ;умения – совокупность приемов, способов действия;навыки – автоматизированные способы действий, закрепившиеся в результате упражнений;цель – то, к чему стремится обучении;содержание (обучения, образования) – это система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучении;средства – предметная поддержка обучен;метод – путь достижения цели и задач обучения;результаты – это следствие учебного процесса;форма – способ существования учебного процесса;организация – упорядочение дидактического процесса По ширине охвата изучаемой действительности дидактика делится: А) на общую Б) и частную, к которой относится и методика преподавания психологии, так как изучает закономерности протекания учебного процесса, содержание, формы и методы преподавания учебного предмета.

26 Школьный урокпсихологии:сущность, функции, нормативное сопровождение, структура, типология

Учебная работа разделяется на классную, домашнюю и внеклассную. Вне

классная работа может носить как учебный, так и внеучебный характер. В школах, гимназиях, лицеях традиционно используется такой вид классной работы, как урок.. Типичный урок включает определенные формы учебной деятельности: про

верку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового ма

териала, постановку домашнего задания. Существуют, однако, разные типы уро

ков, которые предполагают другие виды учебной деятельности. В последнее время в школах и гимназиях используются разные формы проведения урока, включая, например, лекционные, семинарские формы и т. д. Однако с терминологической точки зрения урок — это основная единица учебных занятий. Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факуль

тативных занятий. Факультативное занятие — это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определя

ется учебным планом школы. Факультативный предмет предполагает оценку ус

военных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов. При проведении уроков по психологии преподаватель может давать учащимся домашние задания разного типа; более подробно мы остановимся на этом ниже. Однако далеко не всегда есть необходимость в использовании домашних заданий при изучении психологии в общеобразовательной школе. В средних специальных заведениях используются различные формы само

стоятельной учебной работы, такие как производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой и дипломной работы. Внеклассные занятия по психологии могут иметь как обучающую и развиваю

щую, так и воспитывающую функцию. Они не являются обязательными для посе

щения и не предполагают обязательную оценку знаний. Многие практически ори

ентированные уроки психологии и психологические тренинги могут проводиться в виде таких внеклассных занятий.


^ 18.Классификация форм обучения психологии и детальная характеристика одной из форм по выбору студента.

В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы. Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима; Очно-заочная (вечерняя) форма; Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят: лекции, семинары, просеминары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую; дипломную практики и др. Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя. Методические аспекты подготовки и проведения лекции:.В начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лекции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать внимание на наиболее важных его аспектах. Постановка интригующего вопроса или описание яркого примера привлекут внимание студентов. Такое введение не должно занимать больше пяти минут. Разумеется, материал лекции должен давать обоснованный ответ на поставленный вопрос. Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса. Этому способствует правильно выбранный стиль изложения лекции, постановка вопросов по содержанию лекции, Постановка вопросов по содержанию лекции.В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей занятия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же ответы на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции. К сожалению, на это у преподавателя часто не хватает времени.




^ 38.Семинар в процессе обучения психологии: сущность, функции, нормативное сопровождение, структура, типология

Семинар в переводе с латинского "рассадник" - групповая форма обучения, используется для изучения сложных тем, углубляет и расширяет теорию. Виды семинаров: семинар - беседа; развернутая эвристическая беседа; тематический; реферативный;с докладом; семинар-практикум; монографический семинар; проблемный семинар. Структура семинара: 1) Введение - организационные вопросы, тема, цели, установка на активную работу, порядок выступлений, регламент. 2)Основная часть - организовать выступления слушателей, пре

подаватель осуществляет руководство методами проведения семинара и применяет различные методи

ческие приемы и средства для поддержания активности.3)Итог - заключение, преподаватель подводит итог, дает оценку прошедшему семинару, в какой степени достигнуты цели; дает задания к следующему семинару, указания на доработку. Методические приемы: включение противоречий между новыми фактами и прежними, между разными аспектами описания одного и того же явления; перестройка смысла хорошо известных фактов, за счет введения их в новый контекст; конкретизация решения проблемы; изменение позиции лектора по отношению к аудитории;изменение позиции аудитории. Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организо

вывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература. Важно учитывать сложность литературы и ее объем. Составляется план с методическими указаниями, готовятся раздаточные и наглядные материалы. Работа со слушателями.



10.Цели и содержание последипломного психологического образования.

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, к-е направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последипломное психологическое образование может осуществляться на базе любого высшего образования. Учебный план основной образовательной программы послевузовского образования разрабатывается учебным заведением или научной организацией на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры, целей подготовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, и паспортов научных специальностей. Содержание основной образовательной программы обычно включает в себя:1) изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта);2) прохождение педагогической практики;3) научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы. Учитывая тот факт, что основной задачей послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров, в цикл образовательно-профессиональных дисциплин включаются педагогические и психологические дисциплины.Программы последипломного образования практических психологов. В качестве обучающих программ последипломного образования практических психологов обычно выступают курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии. Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются структурными подразделениями вузов самостоятельно на основе установленных требований к содержанию программ обучения по согласованию с заказчиком. Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования. Например, для студентов разных профессиональных направлений, а также для специалистов, желающих работать в качестве преподавателей соответствующих дисциплин в высших и средних учебных заведениях, организуется дополнительная профессиональная подготовка для получения квалификации «Преподаватель». Психолого-педагогические дисциплины занимают значительную часть программы — 280 из 800 учебных часов теоретической подготовки




^ 36.Лекция по психологии: сущность, функции, нормативное сопровождение, структура, типология.

Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя. Методические аспекты подготовки и проведения лекции:.В начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лекции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать внимание на наиболее важных его аспектах. Постановка интригующего вопроса или описание яркого примера привлекут внимание студентов. Такое введение не должно занимать больше пяти минут. Разумеется, материал лекции должен давать обоснованный ответ на поставленный вопрос. Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса. Этому способствует правильно выбранный стиль изложения лекции, постановка вопросов по содержанию лекции, Постановка вопросов по содержанию лекции.В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей занятия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же ответы на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции. К сожалению, на это у преподавателя часто не хватает времени.


40. Разработка урока по психологии

урок является традиционным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися ЗУН С т.з. учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С т. з.я учащегося — это усвоение научного, практического и социального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается: Øв подборе информационного материала для использования на занятии; Ø в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися; Ø в выборе способов объяснения этих знаний; Ø в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей; Ø в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний; Ø в разработке развивающих видов активности учащихся; Ø в распределении заданий для классной и самостоятельной работы. Ø Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: Ø психические явления; Ø понятия; Ø закономерные связи психических явлений; Ø психологические факты. Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний.В качестве источников при подготовке к урокам используются те учебные пособия, научные и научно-популярные книги, которые перечислены в программе. Помимо этого могут использоваться также статьи в научных и научно-популярных журналах (которые обычно в программе не указываются).


^ 39.Практические и лабораторные занятия по психологии сущность, функции, нормативное сопровождение, структура, типология

Цель - контроль за усвоением знаний и отработка практических навыков умения решать задачи и применять теорию на практике Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии:1) закрепление теоретических знаний на практике;2) усвоение умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психологической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практических задач; 5) самопознание учащегося или студента;6) саморазвитие учащегося или студента. Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности).Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются: 1) демонстрационный эксперимент;2) индивидуальные задания;3) групповые задания;4) эксперимент в парах (подгруппах);5) решение психологических задач;6) групповая дискуссия;7) деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

^ 44.Требования к личности преподавателя психологии. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те ил другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Прежде всего отмечаются «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». 1) Быть разнлсторонне развитым,эрудированным,2)хорошо знать предмет 3)уметь сам-но подбирать уч материал,4)опр-ть оптимальные ср-ва и эффект методы обучени5)уметь объясн дост языком 6) уметь создать мотивацию,7) требов-ть8)коммуник и организаторск спос-ти 9) логика и боьш словарн запас 10) ораторское мастерство и артистизм 11)набл-ть и умение понять студента12) спос-ть к рефлексии своей препод деят-ти


^ 12 Учебные дисциплины по псих и особенности их преподавания

Все уч дисц по псих можно разделить на три группы:1) пред-центр-е:а)фундоментальные (общая, дифф-я , соц-я, псих развит.д)б) прикладные( клинич, педагогич)2) Проблемно-центрированая( писх девиант пов-я,конфл-ия) 3) метод-и-центрированные ( эксп псих,п/д,мат методы) Осн программы высшего проф образ России 1) дисциплфунд-й псих 2) методология и методыв исследованияч( ОПП)3) дисципл прикладной псих( пед псих)4) прак-я псих ( п/д,спец псих, психокоррекция) 5)пед-е дисципл


8. Цели и содержание базового психологического образования.

Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются. «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности»-Ляудис.10 основных целей, которые разделяются на две категории: 1. Знания, умения и ценности, согласующиеся с психологией как наукой и сферой практической деятельности. Эта категория целей определяет отличительные особенности психологического образования. 2. Знания, умения и ценности, согласующиеся с общим образованием, которые далее развиваются в сфере психологии. Эта категория целей относится к деятельности, которая обычно является частью общей образовательной программы.. Каждая из категорий включает 5 целей:Цель1. Теория и содержание психологии. Студенты должны продемонстрировать знакомство с основными концепциями, теоретическими перспективами, эмпирическими данными и историческими тенденциями психологии.Цель2. Исследовательские методы в психологии. Студенты должны понимать и уметь применять основные исследовательские методы в психологии, включая исследовательский проект, анализ данных и интерпретацию.Цель3. Умения критического мышления в психологии. Студенты должны уметь использовать метод критического и творческого мышления, постановки вопросов и научный подход к решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами Цель4. Приложение психологии. Студенты должны понимать и уметь применять психологические принципы к личным, социальным и организационным проблемам. Цель5. Ценности в психологии. Студенты должны понимать основания тех или иных действий, быть терпимыми к неопределенности, действовать в соответствии с правилами этики и понимать другие ценности, которые лежат в основе психологт как дисциплины. Знания, умения и ценности общего образования, которые в дальнейшем находят свое развитие в сфере психологии. Цель6. Информационная и технологическая грамотность. Студенты должны продемонстрировать компетентность в информационной сфере и способность использовать компьютеры и другие технологии в различных целях. Цель7. Коммуникативные умения. Студенты должны быть способны к эффективному общению в разных аспектах и формах. Цель8. Социокультурное и международное сознание. Студенты должны осознаний, и понимать сложность социокультурного и международного многообразия. Цель9. Личное развитие. Студенты должны добиться понимания своих психических процессов, собственного поведения, а также поведения других людей и научиться применять эффективные стратегии для управления собой и самосовершенствования. Цель10. Профессиональное планирование и развитие. В результате обучения студенты должны получить реалистические представления о том, как они могут применить свои психологические знания, умения и ценности в профессиональной сфере в самых различных ситуациях.




32 Методы контроля и оценки знаний по психологии.

Пед. контроль - это система проверки результатов обучения и воспитания. С псих. точки зрения контроль за учебной деятельностью - это самоконтроль. Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Данная информация обрабатывается и анализируется, в результате чего делаются выводы о корректировке процесса обучения,о продвижении учащихся на следующую ступень обучения, об эффективности работы учителей и ВУЗа .Принципы контроля:1)объективность - критериев,систематичность, наглядность, всесторонность, 2)разнообразие форм контроля, ифференцированный подход, индивидуальный характер контроля. Виды контроля:1.предварительный (исходный уровень знаний студента):2.текущий (в процессе обучения);3.тематический (после темы или раздела);4.рубежный (зачёт или курсовая);5.итоговый контроль (экзамен в устной или письменнойформе(диплом)).Формы контроля:1.наблюдение - в процессе ежедневной работы. Результаты официально не фиксируются, но учитываются при итоговой оценке;2.устный контроль - это оценка ответов на семинарах, зачётах, коллоквиумах. экзаменах. Бывает индивидуальный,групповой,фронтальный;3.комбинированный опрос; 4. письменный контроль - экономичен, объективен и очень эффективен. Можно проводить с помощью дидактических карточек или использовать ТО; 5.практический контроль -цель - проверить практические умения. Проведение эксперимента, решение проблемных ситуаций и задач, отчёты по пед. и псих. практике, курсовые, дипломные. 6. дидактические тесты - возникли на основе псих. тестирования и программированного обучения, это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, в результате чего определяется степень усвоения:1) тесты на умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний; 2)умение дать самостоятельную критическую оценку на основе знаний; 3) умение решать новые проблемные ситуации.


6 Учебные планы и программы по психологии.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя: 1. Перечень учебных дисциплин. Псих как предметная обл в разной степени представлена в разных учебных планах.. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета2. В уч плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. 3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах.4. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. 5. В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы).На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в к-й описываются значимость дисциплины в рамках обр программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.Существует три способа построения учебных программ: линейный способ- отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. +:экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. -: на разных ступенях обучения студенты не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Такое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. спиральный способе. Хар-й особенностью этого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний Разработка учебных программ спирального типа в настоящее время становий ся все более актуальной в психологии.




23 Учебная ситуация: характеристика, принципы проектирования и реализации

структура учебной ситуации Можно выделить пять наиболее значимых переменных в структуре учебной ситуации.1. Смыслы и цели включения участников в образовательную си

туацию. 2. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализованное в целях его усвоения. Характер структуриро

вания этого содержания определяет программу осваиваемых студента

ми деятельностей, действий, операций и формирующиеся у них виды познавательной деятельности. 3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учеб

ных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной дея

тельности и переход от одного уровня и этапа усвоения к другому.4. Система учебных взаимодействий преподавателя и студентов и взаимодействий между студентами (включающая определенные цели, способы, средства, процедуры взаимодействия) как форма социальной регуляции ситуации развития личности в процессе обучения 5. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения. Единицей управляющих воз

действий не могут быть отдельные составляющие учебного процесса, так же как единицами управления не являются отдельные его участники -студенты, преподаватель. Единицей и предметом управления является целостная учебная ситуация, взятая в сопряженной динамике всех ее переменных.




^ 28.Методы проблемного обучения психологии.

Проблемные формы овладения учебным материалом. В сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно правильный ответ они находят с помощью учителя. Однако желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придаёт познавательной деятельности творческий характер. Проблемные методы обучения так называются не потому, что все другие не включают проблем. Всякое обучение носит проблемный характер. Однако учебная проблемная может не переживаться учеником как познавательная задача, которую он сам должен разрешить. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности. Усвоение материала в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика. Однако учителю нужно помнить, что ученики не могут сами всё открыть и выучить. Под руководством учителя они формулируют выводы, положения правила. Поэтому объяснение учителя не теряет своего значения и при проблемных методах обучения

29.Методы интерактивного обучения психологии.

Интерактивным называется такое обучение, которое основа

но на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодей

ствий.При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная соседом мысль спо

собна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены сле

дующие: 1) эвристическая беседа(ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов.), 2) метод дискуссии(специально запрограммированное свобод

ное обсуждение теоретических вопросов учебной программы,), 3) «мозговая ата

ка»( поиск ответа посредством интенсивных высказы

ваний всевозможных приходящих в голову идей,нужных и ненужных ассоциаций), 4) метод «круглого стола»( рас

смотрение проблем в разных научных аспектах, с участием специали

стов разного профиля), 5) метод «деловой игры»( учебное моделирование ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, для чтобы обучить студ-в выполнять соответ

ствующие профессиональные функции), 6) кон

курсы практических работ с их обсуждением;тренинг. метод практического занятия в уч группах для моде

лирования ситуаций межличностного взаимодействия в процес

се деятельности.

^ 30.Методы программированного обучения психологии

в 50-х годах в США (Б. Ф. Скиннер). Предполагалось перестроить традиционное обучение за счет уточнения целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения учебных действий учащихся и придания этим действиям характера четких операций, доступных управлению принципы программирования, предложенные Скиннером, когда учебная информация, разбитая на мелкие фрагменты, шаг за шагом вводилась в сознание с немедленным подкреплением успешного запоминания этих мелких порций материала. Такой порядок преподнесения учебного материала, исключающий незапоминание (т. е. невозможность не запомнить), имел один очень серьезный недостаток: он не обеспечивал развития мышления. «для развития программированного обучения необходима такая теория обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Этим требованиям удовлетворяет только одна теория — теория поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая в начале 50-х годов нашего столетия П. Я. Гальпериным»


^ 27.0бъяснительно-иллюстративные методы обучения психологии.

По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

находят применение в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.).Структуру объяснительно-иллюстративных методов можно разделить на две основные части: теоретическую и иллюстративную. Первая заключается в системе теоретических положений, сведений, доказательств, которые сообщаются учащимся в соответствии с учебной программой. Вторая сторона представляет собой систему фактов, описаний, разъяснений, как словесных, так и с помощью наглядных пособий. Иллюстративный фактический материал позволяет связать объяснение с личным опытом ученика, делает объяснение доступным. Правильное соотношение теоретической и иллюстративной частей сосредотачивает внимание учащихся на теоретическом аспекте как главном и на фактическом материале как средстве усвоения главного


^ 34.Выбор и проектирование методов и приемов обучения в учебном курсе психологии.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:1. Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово).2. Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).3. Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися). Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную. Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная(отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов), символическая(изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков) и текстовая(написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат).Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно


.

^ 37. Типы лекций: их использование в курсе психологии

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применяемый к любой лекции. Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначе

нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин. В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение по

казывает, что материал, изложенный системно, лучше запомина

ется, допускает большее число ассоциативных связей. В лекции следует рассматривать также особо трудные вопро

сы экзаменационных билетов. ^ Проблемная лекция. На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побу

дить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом под

водя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как ре

зультат поиска новых возможностей реализации принципа на

глядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному вос

приятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. ^ Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции является продол

жением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя спе

циалистами. ^ Лекция с заранее запланированными ошибками. Данная лекция призвана: активизировать внимание студентов; развивать их мыслительную деятельность; формировать умение выступать в роли экспертов. Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенче

ского характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, кото

рые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отме

чать ошибки, фиксировать и называть их в конце.


33 Разработка учебного курса по психологии

Научн псих: Цель-поиск новых псих зн о внутр мире и мех-х поведения людей. Важн сост часть курса- Эмпир научн факты, получаемые опытным путем.+:рацион-ть, осозн-ть,логика,сист-ть , научн язык. Практич псих: Цель- разработка способов псих помощи людям . +:опыт и эффектитвность Технология разработки: выбор уч пособий>отбор содержания курса>постановка уч целей >разработка рабочей программы курса>подготовка тематического плана занятий >разработка формата курса >разработка критериев ЗУН >планирование отдельных учебных занятий> разработка опросного листа для оценки курса студентами При разработке важно учитывать: 1 Определение названия курса, аудиторию, кол-во часов.2.0предеяить предмет курса, цели и задачи. 3.Необходимость и возможность реализации — объяснительная записка, в ней — цель, задачи, для кого, ЗУН которыми должен овладеть уч-к 4.Структура курса: "Примерный тематический план". В графах: Разделы, темы, кол-во лаб, практ, лекц, и самост часов. Учитывать повторение изученного, использовать межпредметные связи .5 Содержание курса: основные положения, понятия, тезисы т.е. то что рассматривается в данной теме. 6.Методические приемы для разработки каждой темы (дискуссии, проблемные ситуации, задачи, упраж, тренинга, наглядность, вопросы. 7.Общий список литературы.8 Форма отчетности.9.Программа может содержать темы курс работ, контрольные. 10.Можно вынести темы для самостоятельного обучения, для практических исследований. 11.Если есть доп. занятия -темы факультативных занятий.




^ 41. Организация самостоятельной работы студентов по психологии.

Обучение психологии включает также самостоятельную работу студентов и учащих. Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:

1) закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудиторной или классной работы;2) расширение и углубление знаний по отдельным темам;3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач; i) освоение умений психологического исследования;5) освоение умений практической психологической работы;6) освоение умений самопознания и саморазвития. Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции.Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;расширение и углубление знаний по теме занятия.Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения лабораторной работы или практического задания.


Скачать файл (77.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru