Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Конституционному праву РФ - файл 1.docx


Лекции по Конституционному праву РФ
скачать (124.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx125kb.20.12.2011 09:45скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
КП как отрасль рос.права

  1. Понятие отрасли КП и ее место в сис-ме права РФ

  2. Предмет отрасли КП: понятие, сод-е, особенности

  3. КПнормы: понятие и особенности

  4. КПинституты: понятие, виды. Сис-ма отрасли КП

  5. Ист-ки КП: понятие, виды


Лучин В.О. «Конст.нормы и конст.правоотн-я», М., 2003

Кутафин О.Е. «Предмет КП РФ», М., 2008

Зорькин В.Д. «Конституция в 21 веке»
1. Отрасль КП – наименование появ-сь недавно, сер.90х гг. ХХ в.

Гос.образоват.стандарт по юриспруденции до сих пор использует двойное наименование отрасли – конст. (гос.) право России. Измен-е наимен-я обсуждалось в нач.90х гг., связано с изменением предмета прав.регулирования, кот. расширился, т.к. отрасль начала вкл. нормы, регулирующие не только деят-ть гос-ва и его органов, но и права человека, развитие гр.об-ва. Однако не все выразили согласие переименовать: в целом ряде вузов (Саратов, Новосибирск) даже наименование кафедр, а не только предмета прежнее. Боль-во вузов и преподавателей согласились с предложением о переименовании отрасли не только из-за изменения его предмета, но и акцентирования внимания на изменение роли К. в России
^ 2. Как любая отрасль КП вкл. опр.правила, нормы, кот.обладают опр.особ-ми, обусловленные предметом прав.регулирования.
Отрасль КП – совокупность КПнорм, регулирующих базовые, основополагающие обществ.отн-я в самых разных сферах об-ва и гос-ва. Отрасль КП не заменяет др.отрасли, т.к. рег-т базовые, основополагающие отн-я (К РФ закрепляет право ч.с. (ст.8) и равенство всех форм собственности, что развивает не только ГП, но и коммерческое., предпринимательское право, т.е. отрасли права, кот. не могли появ-ся в СССР; ст.2 К РФ – высшая ценность – ч-к и его права, ст.20 – гос-во в кач-ве гарантии права на жизнь при сохранении см.казни уст-т: 1.основания для его применения – прест-е против жизни, 2.особенная процедура участия присяж.заседателей + КС рекомендует не применять см.казнь, т.е. прояв-е его «законодат.инициативы»)
КП – ведущая отрасль права, именно в КП созд-ся такие прав.механизмы, кот. позволяют разв-ся другим отраслям, это обусловлено тем, что гл.ист-к отрасли – Конституция, нормы кот. регулируют самый широкий спектр отн-й (например, право св-ды тв-ва, труд свободен (ст.37) – составляют фундамент для развития др.отраслей)
Традиционно предмет КП – сферы обществ.отн-й, подлежащие прав. регулированию нормами КП и включающие отношения

  • в сфере организации гос.власти;

  • в сфере прав и св-д ч-ка и гр-на;

  • в сфере гарантий этих прав и свобод;

  • в сфере реализации права на м.с. и его гарантии;

  • в сис-ме отношений между фед.центром и регионами (суб-ми);

  • в сфере полит.режима и реализации св-ды мнений и права на объединения

Козлова: предмет КП – обществ.отн-я, определяющие полит. и организац. единство страны, стабильность


Безусловно, при всех определениях предмета КП авторы исх-т из того, что это обществ.отн-я, кот. и опр-т сод-е норм. Но и у самих обществ.отн-й есть сод-е (произв-во – эк.отн-я). Сод-е предмета обусловлено многообразием сфер обществ.отн-й.

Особенности предмета отрасли КП:

  • широта предмета;

  • базовость обществ.отн-й;

  • мобильность (подвижность) предмета, имея ввиду нынешний период развития страны, об-ва, гос-ва – период реформирования (модернизации); многие измен-я обусловлены переходом рос.об-ва от индустр. к постиндустр., что порождает новые обществ.отн-я

Предмет конст.регулирования делится на 2 сферы:

  1. Относящиеся к гос.праву

  • властеотн-я,

  • реализация народовластия (выборы, реф-мы),

  • отн-я по поводу деят-ти высш.органов вл. (выборы Пр-та),

  • отн-я по орг-ции терр-ии по полит. устройству,

  • отн-я в сфере гос.устройства,

  • отн-я по поводу статуса субъекта,

  • отн-я по поводу м.с., когда реал-ся КП на м.с.,

  • отн-я по поводу суверенитета

  1. Права и св-ды ч-ка и гр-на, отн-я в сфере гр.об-ва, кот. строятся на основе приоритета ч-ка и его прав по отн-ю к гос-ву (ст.2)


В КП предмет опр-т и выбор метода. Сфера властеотн-й, в силу особой опасности принятия реш-й в данной сфере, рег-ся императивными нормами, т.е. безусловное подчинение правилу, кот. закреплено законом – база прав.гос-ва. Отн-я в сфере гр.об-ва рег-ся преимущественно диспозитивным методом, т.е. св-да выбора варианта поведения. И в той, и в другой сфере могут исп-ся оба метода. Способы прав.рег-я мало отлич-ся от др.отраслей, исп-ся и управомочивание, и запреты, и поощрения, и обязывания. Выбор метода прав.рег-я обусловлен не только предметом, но и задачей, кот. ставит законодатель – одна и та же сфера общ.отн-й в процессе своего разв-я может потребовать применение разных методов, что должно служить качеству и эффективности прав.рег-я
3. Нормы КП – устан. либо санкционируемые гос-м общеобязат.правила поведения, охраняемые силой гос.принуждения (позитивистский подход), т.к. нет ни прав. обычая, ни традиции, ни суд.прецедента

Признаки нормативности правила:

  • Общеобязательность

  • Неопр-ть круга участников правоотн-я (широта)

  • Многократность применения

  • Это правило санкционировано гос-м

  • Охран-ся гос-м, в т.ч. возможностью применения гос.принуждения

Нормы КП обладают особенностями, кот. прежде всего связаны с предметом прав.рег-я или сод-м норм – обществ.отн-я, на кот.направлены регулир.воздействие этих норм:

  • Базовый, учредит.хар-р этих норм (учреждает гос.строй, полит.режим, сис-му органов гос.вл., право на м.с., основы гр.об-ва);

  • Особ-ть структуры КПнорм (нормы КП не имеют санкций, однако по мере разв-я отрасли форм-ся нормы охранит.хар-ра, поэтому говорить только об отсылочном способе защиты отраслевых норм с помощью санкций др.отраслей сейчас некорректно). Многие ученые отмечают постеп.форм-е в отрасли КП самост.института КП ответственности и справедливым явл. констатация двух

  • звенного хар-ра отрасл.норм применительно к К РФ, К и Уставам суб-в РФ, где нормы имеют однозвенный или двухзвенный хар-р

  • Некот.нормы КП не способны породить правоотн-я, в силу своего назн-я и хар-ра КП отрасль сод-т много норм-принципов, норм-целей, норм-задач, деклараций, норм-дефиниций, общих указаний гос-ву (ст.2)

  • В зависимости от метода прав.рег-я м.б. императивными и диспозитивными

  • По способу прав.рег-я – управомочивающие, обязывающие, запрещающие, ?поощряющие (кандидат стан-ся депутатом при получении боль-ва голосов)

  • По кругу суб-в – регулирование большого круга участников (гр-не РФ) и небольшого (субъекты РФ)

  • Осн.правовые ист-ки конст.норм занимают верх.ступень в иерархии источников норм.актов


^ 4. Как любая отрасль КП имеет свою сис-му. В основе систематизации отраслей лежит признание нормы как гл.элемента сис-мы – они образуют отрасль, но наличие норм не означает, что отрасль сформирована, т.к. следует иметь ввиду системность предмета прав.рег-я. Нормы могут объед-ся в прав.институты (возникают, когда форм-ся некот.кол-во норм, направленных на регулирование системно связанных обществ.отн-й – по близости отн-й, по сод-ю, по кругу участников, по постан.целям в рез-те осущ-я обществ.отн-й). Проф. Ю.А.Тихомиров 10 лет назад высказался, что в отрасли КП можно выделить подинституты. След.стадия – подотрасль (объединение прав. институтов), например, избирательное право

Традиционно в отрасли КП принято выделять:




- институт основ конст.строя

- институт основ прав.статуса личности

- институт гр-ва

- институт федерализма

- институт През-та (президентства)



- институт парламентаризма

- институт суд.вл.

- институт исп.вл.

- институт мест.самоупр-я

- институт охраны Конституции




Внутри них можно говорить о формировании др.институтов:

- институт народовластия - референдум и изб.право;

- институт федерализма – форм-ние новых суб-в, разграничение полномочий;

- институт гр-ва – институт общего и упрощенного порядка приобретения гр-ва
Наличие нормы еще не означает, что возникнут правоотн-я, необх-мо совершение юр.факта - действия (волевые хар-ки суб-та)/события с опр.участниками

КПотн-я – отн-я, урегулированные нормами КП, возникающие в результате юр.факта, совершаемые участниками правоотн-я (суб-ми права), в рез-те кот. возникают субъект.права и юр.обязанности

Особенности КПотн-й:

  • Особенность предмета прав.рег-я

  • Особенность метода прав.воздействия

  • Широта круга суб-в правоотн-й, многообразие вид.состава

Субъекты КПотн-й принято группировать по различным основаниям:

- по виду деят-ти: гос.упр-е – органы гос.вл. и суб-в; органы м.с.;

- по террит.признаку: РФ, субъект РФ, муницип.обр-е;

- при признаку самоупр-я и добровольности созд-я: обществ.объед-я, коммерч.объед-ния;

- по признаку взаимоотн-я с гос-м с т.з. регистрации: зарег. и незарег.обществ.объед-я

^ Субъекты КП – физ. (гр-не, иностранцы, лица без гр-ва) и юр.лица



Только в КП субъект правоотн-я – народ, кот.поним-ся в 2х знач-х: многонациональный народ РФ как источник власти (ст.3) и народ в связи с реализацией права на самоопр-е (ст.5)

Население – лица, проживающие на опр.территории и имеющие право на мест.самоупр-е

Иногда в кач-ве суб-в КП выделяют послов и посланников др.гос-в, глав др.гос-в, т.к. их пребывание в РФ и взаимодействие с главой РФ, иными лицами осущ-ся на основе норм КП

^ Гл.субъект КПотн-й – человек (в статусе гр-на или без); не только индивидуально, но и через свои добровольные объединения (полит.партии, обществ.орг-ии, собрания избирателей)

В связи с ?ми реабилитации лиц, пострадавших в годы сталин.репрессий, встал ? о возможности рассм-я в кач-ве суб-та правоотн-я умерших, кот. уже не могут отстаивать свое доброе имя. Фактически зак-м с аналогич.названием эта категория лиц может рассм-ся как субъект правоотн-й, т.к. и они после см. имеют право на достоинство личности, доброе имя

  • 2 вида этих отн-й:

  1. В виде прав.состояния (харак-ся устойчивостью правоотн-я, определенностью суб-в правоотн-я, четким прописыванием прав и обязанностей)

  2. В виде прав.режима (харак-ся ограниченностью во времени (врем.правоотн-е), по кругу участников, по территории (режим ЧП, режим избират.кампании))

  • Преобладание КПотн-й постоянного хар-ра (права ч-ка, прав.состояние в гр-ве), хотя есть не мало сфер, где устан-ся врем.режим (избират.кампания)


^ 5.Источники КП РФ всегда писаные (нет ни прав.об., ни традиции, ни прецедента)

Ист-к (форма) права – способ, с помощью кот. осущ-ся придание правилу юр.силы и доведение его до субъекта права

^ Особ-ти источников КП:

  • Их перечень закреплен в К РФ

Ст.76 К РФ – ист-ки КП и их иерархия в зак-ве

По предметам ведения РФ – ФКЗ и ФЗ

По предметам совмест.ведения РФ и суб-в РФ – ФЗ, принимаемые в соотв-ии с ними з-ны, иные нпа суб-в РФ

Ст.15 – место К в этой иерархии

К РФ имеет высш.юр.силу, прямое действие и примен-ся на всей терр-ии РФ

Согласно К., з-ны в РФ приним-ся на уровне федерации – ФКЗ и ФЗ. Разница – предмет прав.рег-я: ФКЗ приним-ся только по тем ?м, кот. прямо предусмотрены К. (всего 14 ст.), однако кол-во ФКЗ м.б. и есть больше, например, К. предусматривает, что суд.сис-ма РФ рег-ся ФКЗ и прямо устан-т (ст.125-127), что деят-ть КС, ВС, ВАС регул-ся ФКЗ, но помимо законов об этих судах – ФКЗ «О суд.сис-ме», ФКЗ «О воен.судах», ФКЗ «О дисциплинарном присутствии» от 9 нояб.2009. Вместе с тем некот.ФКЗ не приняты до сих пор – ФКЗ «О ВС РФ», ФКЗ «О конст.собрании» (ст.135), ФКЗ «Об изменении статуса суб-та» (ст.66.5)

ФКЗ обладает более высокою юр.силой, чем обыч.ФЗ, т.к. предмет прав.рег-я и порядок принятия ФКЗ особый. ФКЗ приним-ся квалиф. большинством в 2/3 ГД и одобряется 3/4 СФ. На ФКЗ не распр-ся отлагательное вето Президента

  • Сама К. – ист-к КП

К РФ – первое место среди всех источников любых отраслей, основа нац.-прав.сис-мы, верх-во, высш.юр.сила
По поводу норм МП (общепризнанные принципы и нормы, международ.дог-ры РФ) – ст.15.4 имеют приоритет только в том случае, если создают более выгодный, комфортный для суб-та правоотн-я вариант поведения и если они соответ-т К РФ, что 

проверяется Конст.Судом РФ и дается закл-е по запросу ГД, кот. осущ-т ратификацию мд
Ст. 5 КРФ – предусмотрено право суб-в принимать собств.^ К. или Уставы и з-ны суб-в. В иерархии источников КП они стоят по общ.правилу ниже ФЗ. Однако К предусматривает, что принятие ФЗ и законов суб-в осущ-ся на основе разграничение предметов ведения. Это значит, что обществ.отн-я могут рег-ся:

  • ст.71 – искл-но ФЗ

  • ст.72 – ФЗ и зак-ми суб-в

  • ст.73,76.4 – з-ми суб-в по предметам ведения. В этом случае, согласно ст.76.6, з-ны суб-в на своей терр-ии (по предметам своего ведения, где они обладают всей полнотой гос.власти) обладают более высокой силой, чем ФЗ (ст.77.1 – право суб-в самост-но опр-ть сис-му и наименование органов гос.вл.субъекта: Ив.обл. – Ив.обл.Дума, до этого - Законодат.Собр-е Ив.обл.)


К ист-м КП относят иные – подзаконные прав.акты – акты, принимаемые органами гос.вл. суб-в в связи с реализацией компетенции этих органов. Относительно компетенции и актов органов гос.вл. фед.уровня учит-ся установления К., где прямо закреп-ся форма акта, кот. принимает орган гос.вл.

^ Президент РФ (ст.90) принимает указы и распоряжения, кот. должны соответ-ть фед.Конституции, ФЗ. Может ли Президент принять акт без принятия ФЗ (опережающее нормативное правовое рег-е)? Гл.6 – Прав-во РФ – акты Прав-ва могут иметь разный хар-р: на уст-е Пр-та в К. – Прт-т может принимать нормативные указы, м.б. указы и ненормативного хар-ра. Авакьян предлагает норм.указы относить к ист-м КП, а ненорм. – не относить (акты индивид.применения, реализуемые в рамках АПотн-й). Баглай – все реш-я Пр-та – ист-к права, в т.ч. и распоряжения, кот. всегда носят индивид.хар-р, орг.обеспечение деят-ти Пр-та (процедура формирования Аппарата Пр-та). Нормативные указы Пр-та м.б. оспорены в КС, ненорм. – в судах общ.юрисдикции)

^ Прав-во РФ наделено правом принимать постановления и распоряжения. В К указано (ст.116), что если эти постан-я не соответ-т фед.К., ФКЗ, ФЗ и норм.указам Пр-та, то они подлежат отмене реш-м През-та. Постан-я и распоряжения Прав-ва приним-ся в соответствии с К., ФКЗ и норм.указам Пр-та и во исполнение К., ФКЗ, ФЗ, норм.указам Пр-та (т.к. Прав-во – исп.орган)
Одна из проблем отрасли и науки КП - ? об отнесении к ист-м КП суд.реш-й, в т.ч. реш-й КС. В науке КП и правоприменит.деят-ти уже фактически не оспаривается признание реш-й КС о толковании К. ист-ми права, т.к. эти реш-я не только устанавливают единообразное понимание конст.норм, но и нередко восполняет пробел в конст.регулировании. ст.107 – преодоление вето Пр-та – деп-ты ГД и члены СФ 2/3 от общего числа – восполнен текстуальный пробел: 2/3 от общего состава каждой из палат

Многие реш-я КС не исп-ся – нет.суд.приставов

К. не относит суд.прецедент к ист-м права, суд.реш-я можно рассм-ть как ист-ки науки и учеб.дисциплины КП, но не отрасли
В К. закреп-ся акты палат ФС – постановления и распоряжения ГД и СФ – подзаконные акты, причем постан-я приним-ся по ?м осущ-я полномочий палат (постн-е ГД об амнистии), а распоряжение обесп-т реш-е организационных ?ов (орг-я деят-ти Апп-та ГД)

Многие органы гос.вл. имеют такой ист-к, в кот. закреп-ся правила, обеспечивающие регламентацию деят-ти органов (реш-е орг.?ов, порядка и процедуры работы этих органов), к кот.относят Регламенты. Они не явл. на, являясь прав.актами – осущ-т 

прав.рег-е, рег-т огранич.круг обществ.отн-й, связанных с деят-ю данного органа. Однако Регламенты явл. ист-м КП (Регламент Прав-ва, Р-т ГД, Р-т СФ, Р-т КС – восполняет процесс.нормы з-на о КС)
К ист-м КП отн-ся подзак.акты, принимаемые на уровне суб-в (прав.акты органов гос.вл. Ив.обл., должностных лиц Ив.обл., органов и должн.лиц местного самоупр-я: постановления Ив.обл.думы, Регламент Ив.обл.думы, указы и распоряжения Губернатора, постан-я и распоряжения Прав-ва), а также муницип.прав.акты, т.е. акты, принимаемы органами м.с..
В соответствии со ст.3 К РФ народ наделен правом напрямую принимать властные реш-я на выборах и референдуме путем голосования, оформ-ся в итог.постановлениях комиссии, организующей выборы – ЦИК: выборы Пр-та, деп-в ГД; ИК суб-в: выборы деп-в зак.органов суб-в; Муницип.ИК: выборы в органы м.с. В науке КП неоднозначна оценка реш-й ИК по итогам выборов с т.з. отнесения их к ист-м КП. Есть мнение, что они не явл. ист-ми права. Проф.Виденеев (ист-к права), проф.Князев считают, что реш-я комиссии об окончат.итогах голосования м.б. отнесены к источникам КП, поскольку они завершают процедуру формирования выбор.органов вл. Т.о., Указ Пр-та о назначении выб-в в ГД не индивид.реш-е, а нормативное. Особое мнение по оценке реш-й ИК по итогам выборов высказывается проф.Козловой, кот. считает, что постановления Комиссии нельзя рассм-ть как юр.факт завершения формирования выбор.органа власти и считает, что необходимо ввести процедуру легитимации путем формирования мандатное комиссии, кот. проверила бы законность получения депутат.мандата и подтвердила бы право признанного избранным кандидата занять место в выбор.органе
Lexrussica – №2 – 2008




Наука КП РФ

  1. Понятие и предмет науки КП. Методы науч.познания

  2. Задачи науки КП РФ

  3. Становление и разв-е науки КП РФ

  4. Совр.состояние науки КП


Богданова Н.А. Сис-ма науки КП России – Автореферат (Рос.гос.библиотека)
1. Наука КПотраслевая наука, а ее осн.предмет – отрасль КП и все, что с нею связано. В юриспруденции выделяют

общетеоретич. (теоретикоправ.),

отраслевые,

спец. (правоведение – разные аспекты права, его разв-я),

отраслевые спец. (в УП - криминалистика),

прикладные (суд.медицина) науки
^ Наука – совокупность теоретич. (доктринальных) знаний, идей, концепций, представлений в опр.сфере человеч. деят-ти
Предмет отрасли – не только нормы КП, но и общ.отн-я, подлежащие КП регулированию, прав.док-ты, прекратившие свое действие. В связи с этим исслед-ся в кач-ве предмета ист.условия и предпосылки развития отрасли, а также развитие обществ.отн-й и отрасл.норм в связи с процессами глобализации, т.е. предмет науки сейчас расширяется, т.к. Р. включена в глобализац.пространство и явл. частником различных общ.отнй в связи с процессами глобализации (нормами КП рег-ся отн-я, кот. ранее не сущ-ли, - экстремизм)
Наука КП использует широкий спектр методов науч.познания:

  1. Всеобщие (диалектич.)

  2. ^ Специальные (сравнительно-прав., формальнологич. – для понимания нормы, толкование Конституции)

Широко исп-ся историч.метод, методы, характерные для логики (анализ, синтез, дедукция, индукция). Часто в юр.науках исп-т категорию системный метод познания: некот. авторы рассм-т как самост.метод комплекс.исслед-я предмета, другие – связывают с использованием совокупности методов

Многие авторы в своих науч.исслед-х исп-т т.н. межотраслевой подход при исслед-ии КП явл-й (д.ю.н. проф. Добрынин – работы о проблемах федерализма; предлагает для исслед-я КП явл-й исп-ть методы математич.моделирования и методы синергетики – объединение Коми-Пермяц.авт.округа и Перм.области в новый субъект – момент фрустрации; бифуркация – начало нового цикла (куда двиг-ся), во вновь обр.суб-х бифуркация может привести и к + и к - результатам)
^ 2. Наука КП, безусловно, испытывает подъем. Ежегодно защищается сотни диссертаций. Осн.задачи науки КПразвитие теории КП, прежде всего форм-е и введение в науч.оборот новых категорий: многие юр.категории (т.е. уже закрепленные в нпа) не имеют дефиниций, кот. бы закреп-сь также юридически (отсутствие дефиниции «народ»: ст.3 – гр-не; ст.5 – этнич. и нац.группы). След.задачаразв-е теории федерализма, кот. обусловлена процессами федерализации – обр-е новых суб-в, формир-е органов вл. во вновь обр.суб-х, реш-е ?а о судьбе народов, населяющих новые субъекты, кот. раньше имели свое состояние в кач-ве суб-в. Важнейшая задача – разработка теории прав и св-д ч-ка и гр-на. В кач-ве одной из новаторских работ – Эбзеев Б.С. «Гос-во, об-во, личность: взаимные права и обязанности» - ? права, 

св-ды не м.б. реализованы без связки с обязанностями и ответственностью (ст.53 – защита от незак.действий со ст.гос.органов: обяз-ть гос-ва - возмещение морал. и мат.вреда). Задача – развитие теории конституционализма (проблемы народовластия, суверенитета, полит.режима). Авакьян разработал теорию разв-я К. Некот.авторы не за изменение К., а за трансформирование ее понимания, толкования. Задача – исслед-е таких прав.институтов как парламентаризм, президент.вл., суд.вл.
^ 3. Развитие науки КП. Наука КП как самост.отрасль знания стала форм-ся во 2ой пол.19 в. – государствоведение, гос.-прав.наука, наука о гос-ве. С 90х гг 19 в. во всех юр.вузах были сформированы гос.-прав.кафедры и читались курсы гос.права (Харьковский гос.университет – Палиенко, С.-Пб. – Градовский, МГУ – Алексеев – курсы «Гос.право России»)
Наука КП (гос.права) в монарх.Р. в кач-ве одной из задач видела разработку теории Конституции, что связано с работой в нач.20 в. над Сводом Основных Законов Гос-ва Российского (были приняты 23 апреля 1906 г.). Безусловно, науч.сооб-во воспринимало их как первую Конституцию (имела признак К. – высшую силу; оценка учеными была разная: критика за слабый парламент, «+» - закрепление прав.ч-ка)
^ В советский период несмотря на то, что сов.вл. формировала прав.сис-му заново не произошло прерывности науч.знаний в юриспруденции – не все профессоры иммигрировали (Чичерин, Алексеев, Бердяев). Русская гос.-прав.наука продолжала развиваться за пределами Р. (Бердяев, Ильин, Милюков – оценка сов.Р., ее перспективы)
^ В советское время сформ-сь собств.науч.школы:

проф.Барабашев - ?ы гос.строительства,

проф.Воеводин – юр.статус личности,

проф.Златопольский – федерализм,

проф.Котак – изб.право, референдум,

проф.Лепешкин – учебник «Сов.гос.право»

проф.Мишин – учебник «МП гос.право» 9 изданий
В сов.время начинали свою деятельность:

Витрук – права личности, кп статус личности («Общеправ.статус личности», М., 2009)

Авакьян – теория К. («Конституция РФ: происхождение, эволюция, современность», М., 1997 (2000))

Кутафин – теория КП («Предмет КП России», 2005; «Рос.гр-во», 2006; «Субъекты КП как юр. и приравненные к ним лица», 2008; «Рос.конституционализм», 2008; учебник КП, 2009)

Козлова – парламент.право, теория КП, гос.строительство

Шугрина – теория и практика м.с.

Эбзеев, ныне Президент Карачаево-Черкесс.реп-ки – проблемы гос.строительства и прав ч-ка

Лучин – проблемы народовластия и реализации К.
^ 4. Совр.наука КП не только бурно разв-ся, но и осваивает новые направления. Сейчас не принято говорить о науч.школах, что неправильно, т.к. есть авторы, сформировавшие продолжателей по проблемам, кот. занимали ведущих ученых – можно назвать как науч.школу исслед-я, кот. проводятся на кафедре КП МГУ, направленные на изучение практики конст.строительства в Р. Авакьян рук-ся кандидат. и док

тор.диссертациями на ?ы, связанные с К. в сфере организации деят-ти органов гос.вл. и анализе кач-ва и эффект-ти отрасли КП, разрабатывает категорию КП дефектология (Лучин). Итог работы – конференция 2007 «Пробелы в КП» изд-во МГУ, 2008. К науч.направлению отн-ся деят-ть кафедры КП Нижегород.университета МВД (проф.Баранов) – проблемы юр.техники, журнал «Юр.техника».
^ Совр.наука КП ориентирована не только на разработку теории, но имеет и приклад.науч.исслед-я в сфере изб.права, федератив.сроительства (работы Кондрашева)



Общие вопросы теории и истории Конституции РФ

  1. Понятие Конституции. Происх-е К.

  2. Общая характеристика конст.идей досов.периода

  3. Ист-я сов.конституций

  4. Причины и предпосылки изменения конст.зак-ва в конце 80х-нач.90х гг. 20 в.


Конституции Сов.периода

Осн.законы гос-ва Российского

История констуция России/под ред. Ромашова, С.-Пб., 2010

Зорькин «Россия и Конституция в 21 веке»

Авакьян «Конституция: природа, эволюция»

Материалы международ.конференции к 15-летию К РФ – МГЮА (интернет), 2009
Сам термин «конституция» для рос. гос.-прав.практики был долгое время не характерен – многие конст.проекты имели др.название (Устав.грамота, Устав. положения, Конст.предположения), только в к.19-нач.20 в. с развитием гос.-прав. науки и полит.практики категория Конституция получила широкое распространение.
Впервые термин «конституция» был употреблен в Рим.империи в разных сочетаниях. Наиболее употребляемое – lex constituire (закон учреждающий) и lex fundamentals (закон основной). Часто употреблялись вместе относительно актов, кот. действовали на всей территории страны и распространялись на широкий круг суб-в, включая госюорганы и должн.лица – рук-ся им д.б. не только гр-не, но и гос-во
Буржуаз.революции боролись с 1.раздроб.территориями, 2.абсолют.монархиями. Англ.просветители, обращаясь к РП, реципировали отдельные нормы и категории. В Англии конституциями называли акты, кот. ходили в отд.графствах. Когда встал ? о названии прав.акта, кот. бы 1 и 2 выбрали Конституция, т.е. закон, кот. изначально направлен на всю территорию и ограничение гос-ва
Чтобы подчеркнуть особую юр.силу акта, в эпоху бурж.рев-й использовали ^ 2ое название – Основной закон (европейско-правовая практика)

Кант, Гегель: отличит.черта Конституции, Осн.з-на, - высшая по юр.силе, все подчиняются, действие на всей территории
Важный ? в эпоху раннебуржуаз.рев-й – предмет конст.регулирования (что закреплять? какие обществ.отн-я д.б. урегулированы?) – гос.строй, полит.режим, фп, фгу, права и св-ды ч-ка. Все раннебуржуаз.конституции в качестве основной концепции (идеологии) закрепляли в сфере прав ч-ка – естественно-прав.конституция, эк.деятельность – либерализм. Раннебуржуаз.конституции (17-18 вв, 19 в) - конституции первого поколения. В большинстве евр.стран в 19-20 вв. были приняты Конституции, они не отличались по предмету прав.рег-я, по конст.доктрине (приоритет интересов гос-ва), лишь те права, кот. прямо указаны в Конституции
В России проблема определения предмета КПрег-я – главный ?. Известно, что Россия до 1861 года была гос-м с крепостным правом, поэтому классический предмет был не вполне приемлем, говорить о правах ч-ка не приходилось. Весь 19 в. и все конст.проекты в качестве первой задачи ставили отмену креп.права (проекты Пестеля, Муравьева), вторая задача – система гос.управления, т.к. абсолют.монархия сосредотачивала все функции в своих руках. Уже в нач.19 в. осознавалась порочность такой практики и неэффективность абсолютизма, поэтому Александр I начал работу реформированию гос.упр-я – деят-ть комиссии во гл. со Сперанским, заслуга которой состояла в разработке конст.проекта по предложению создания 

Гос.Совета как органа, содействующего реализации функций главы гос-ва; идея разделения властей – в рамках первого органа при царе – Гос.Совета – д.б. созданы 3 структуры – Гос.Дума (содействие в разработке и принятии нпа), мин-ва (реализация царских законов и указов), Сенат (суд.орган). Гос.Совет просуществовал до февраля 1917 г., претерпев некот.изменения: после реформ Николая II (Манифест 17 окт., Указы о созыве Гос.Думы, Осн.Законы гос-ва Российского) Гос.Совет стал как бы второй палатой в системе органов законодательной функции, Гос.Дума стала самост. законодат.органом, а Гос.Совет одобрял решения Гос.Думы. В начале 20 в. Николай II не решался дать наименование «Конституция» Основным законам, поэтому было использовано 2ое название – «Основные законы», что позволило современникам оценивать их как Российскую Конституцию. Юридически это так же оправдано, т.к. предмет прав.рег-я – те же обществ.отн-я, кот. рег-сь буржуаз. конституциями. Сейчас высказывается мнение, что Осн.Законы 1906 г. с т.з. благоприятных юр.последствий более приемлемы и комфортны для ч-ка, чем нормы нынешней Конституции, если бы они были реализованы (св-да мысли, слова, собраний, полит.партий)

Для совр.прав.науки актуально изучение теории и практики конституционализма досов.периода.

Конституционализм – сис-ма идей, представлений, концепций о Конституции, способах и формах ее реализации и практики правоприменения в конкр.жизненных обстоятельствах
^ В зап.прав.традиции (Германия, см.монографию Баева В.Г. «Герм. конституционализм 18-первой трети 20 вв» Тамбов, 2007) конституционализм – совокупность конст.теории, конст.актов и деятельности органов, создающихся на основе Конституции
^ В советское время было принято 4 конституции как конституции России и 3 конституции как конституции СССР. Относительно оценки этих конституций с точки зрения разграничения их на поколения, сов.конституции – конституции первого поколения: не смотря на широкое закрепление прав ч-ка, на первом месте – гос-во и его интересы

Наиболее интересная – первая конституция, учредившая новое советское гос-во, новый соц.строй, новые основы эк.системы; интересна с т.з. юр.техники: больше напоминала декларацию о намерениях и ориентировалась не на фактические, а на будущие обществ.отн-я (мировая социалист.революция). Вместе с тем Конституция имела функцию нпа, т.к. закрепила сложившийся переход власти к др.соц.слою (буржуазия → пролетариат), новую систему полит.отн-й, кот. еще ориентировалась на сотрудничество с иными полит.силами, поддерживающими сов.власть юридически и политически (до восстания в Кронштадте в августе 1921 г. во всех органах власти были представители ПСР, т.е. двухпарт.полит.сис-ма). Первая российская конституция заложила основы гос.устройства как сложного федеративного гос-ва, причем федератив.отн-я строились на признании конституционно права народов на самоопределение, в т.ч. путем выбора своей формы государственности. Федерация строилась на национально-террит.принципу. Конституция закрепила полит.режим, кот. просуществовал до начала 90х гг.

^ Все советские конституции восприняли идеи первой Конституции 1918 г. Изменения сов.конституций происходили в части перечня органов гос.вл., их наименования и функций.

В Конституции СССР 1936 г. исчез в качестве высшего органа власти Съезд Советов, но в 1989 г. Съезды были восстановлены



Все сов.конституции харак-ся идеологич.направленностью на марксизм – отказ от част.собственности, гегемония пролетариата, сов.практика внедрила компонент социалист.строя – однопартийность.

По сов.конституциям – ^ Р. – федератив.гос-во, по способу внесения поправок - мягкие. Изменения касались прежде всего организации полит.власти, перечня суб-в федерации (30-е-нач.40-х – ликвидация Республики поволжских немцев, Чеченской республики). Процедура внесения изменения проста – Президиумом Верх.Совета (ВЦИК в 20-30х гг)
Все сов.конституции принято считать фиктивными, т.е. 1) они ориентированы на построение коммунизма (обществ.отн-я, кот. не существовало) и 2) имели непрямое действие, реализовывались лишь те права, кот. гос-во считало возможными в данном случае. Для сов.конституций характерен приоритет прав социально-эк.сферы, в полит.сфере больше проблем - требование иных технологий (всеобщее изб. право при тайном голосовании, а в бюллетене всего один кандидат)




История создания Конституции РФ

  1. Порядок создания Конституции РФ (Конст.комиссия, проекты)

  2. Конст.совещание. Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года


С 1989 года происходят видоизменения К РСФСР 1978 года ввиду ее несоответствия складывающимся общественным отношениям, встает проблема принятия новой конституции. В 1991 году РСФСР перестает существовать, возникает РФ
I съезд народ.депутатов РСФСР (16 июня 1990) принял постановление об образовании ^ Конституционной комиссии. Первоначально предполагалось включить в нее представителей общественности и ученых, но было решено включить только народ.депутатов (102 ч-ка)

^ Председатель Конст.комиссии – председатель Верховного Совета, Ельцин

Заместитель Пред-ля – Хасбулатов

Секретарь – Румянцев (выполнил всю практич.работу)

+ эксперты (ученые-юристы) и практики
Положение о Конст.комиссии

Конст.комиссия – постоянно действующий орган

Задачи:

  1. Подготовка проекта новой Конституции

  2. Проведение конст.реформы

  3. Подготовка измен-й и доп-й в действ. Конституцию РСФСР


Параллельно велась работа обществ.движениями, группами специалистов, кот. опубликовали свой проект:

Осень, 1990 – депутаты-коммунисты (как Конституция РСФСР)

1992 – проект народ.депутата Слободина (коммунист)
Нач.90-х гг - ? социалист.модель об-ва или др.
^ Проект Конст.комиссии (осень, 1990) – первоначал.вариант, прошедший эволюцию (измен-я, доп-я)

Структура:

Преамбула (ввод.часть)

Раздел I. Основы конст.строя России

Раздел II. Осн.права и св-ды и обязанности ч-ка и гр-на

  1. Общие положения



  2. … главы по видам

  3. … прав



  4. Гарантии прав и св-д

  5. Осн.обязанности

Особенности проекта:

– раздел III «Гражданское об-во»

– на структуру и сод-е проекта влияла концепция Конституции и противостояние различных полит.групп

В Преамбуле проекта – Конституцию принимает многанац.народ

Эк.основа – ст. «Рыноч.хоз-во»: отменена → «Многообразие эк.деят-ти»

Полит.основа – ст. 5 «Полит. и идеологич.многообразие»
1992, март – проект одобрен всеми членами Конст.комиссии



VI съезд народ.депутатов РФ (18 апреля 1992) – постановление: принято более 2/3 голосов, одобрение общей концепции проекта конст.реформ, положенной в основу Конституции, но Конституция не принята

VII съезд народ.депутатов РФ (декабрь, 1992) – противостояние депутатов и президента; съезд выразил недоверие Прав-ву во главе с Президентом Ельциным. Президент не согласился с этим реш-м и обратился к гр-м России и ко всем избирателям России, обвиняя съезд в том, что зак.власть тормозит реформы и берет чрезмерные ф-ии. Ельцин потребовал референдума – «Кому вы поручаете вывод страны из кризиса?». Съезд принимает Постановление о стабилизации конст.строя РФ

11 апреля 1993 – проведение всерос.референдума о доверии той или иной ветви власти. Конкретное предпочтение никому отдано не было

IX съезд народ.депутатов РФ - ? об отрешении Президента от должности. Тайное голосование (из 1033 депутатов – 900: 617 бюллетеней – за отрешение; 268 – против; необходимо было 2/3 (689 депутатов))
Президент не соглашался с проектами Конституции, предлагал общественности свой проект, кот. был опубликован в большинстве газет

^ Особенности президентского проекта:

- сильный Президент – глава гос-ва, гарант К. и прав и св-д гр-н

- Президент назначает на высшие гос.должности

- ГД – более скромная роль

- правосудие: обр-е Высш.Суд.Присутствия (Пред-ли КС, ВС, ВАС + 1ые заместителей Председателей + 3 фед.судьи, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента)
В результате побеждает Президент силовыми методами

20 мая 1993 – Указ Президента: Парламент распускается, вся полнота вл.у Ельцина

Созыв Конст.Совещания и завершение подготовки проекта Конституции. Предусмотрено, что в КС участвует по 4 представителя от субъекта + 2 пред-ля от исп. и зак.органа (общая численность – 250)

2 июня 1993 – Указ Президента о порядке работы Конст.Совещания

В процессе работы Совещания участники разбились на 5 групп:

  1. Пред-ли фед.органов гос.вл.

  2. Пред-ли органов гос.вл.суб-в

  3. Пред-ли органов м.с.

  4. Пред-ли полит.партий, профсоюзов и др.обществ.орг-й

  5. Предли товаропроизводителей и предпринимателей

2 палаты КС: гос.палата + обществ.палата

Проект Конст.Совещания

- вкл-но равноправие суб-в

- усиление роли Думы

Проект был направлен в суб-ты РФ для обсуждения, всеми суб-ми одобрен не был

Указ Президента № 1400 о поэтап.конст.реф-ме в РФ: Конституция, зак-во РФ не должно противоречить Указу Президента (неконституционный указ)

Положение о выборах в ГД: выборы назначены на 12 дек.1993 года + образована ЦИК

У Ельцина вся полнота власти

11 окт. 1993 – Указ Президента: обр-е Обществ.палаты и Гос.палаты

15 окт. 1993 – Указ о проведении всенарод.голосования по проекту Конституции РФ, назначенное на 12 дек.1993 года (в бюллетене ?: «Принимаете ли вы Конституцию РФ?» - «Да»/«Нет»

Проект К. официально опубликован в Рос.газете, массовый тираж изд-ва «Юр.лит-ра», Рос.вести – за месяц до референдума



На референдуме (12 декабря 1993) получила требуемое большинство (58 млн 87 тыс. изб-й – 55%, «за» - 32 млн 937 тыс. (58%), «против» - 23 млн 431 тыс. (42%)

25 декабря 1993 – вступление в силу Конституции РФ
^ Альтернативные проекты

Проект рабочей группы под руководством Шахрая (адм-я Президента) 1992 года – инициативный документ авторов (от Ельцина) – за сильную президент.власть

Структура:

Раздел I «Гражданин»

Глава 1. Осн.принципы

^ Глава 2. Личные права и св-ды

Глава 3. Соц.-эк.права и св-ды

Глава 4. Полит.права и св-ды. Гарантии

Раздел II «Гос-во»

Глава 6. Основы конст.строя

Раздел III «Власть»

^ Глава 10. Законодат.власть
- нет раздела о гр.об-ве

- не нашлось места для статей, дающих определение рос.гос-ва

- «+» - ст.44, не допускающая беспредела властей «Гос-во в лице органов гос.вл. не вмешивается в дела гр-на и об-ва, кроме как в рамках, определенных Конституцией»

- зак.власть – Парламент РФ, 2 палаты: Фед.Собрание (формируется субъектами, по 2 представителя, на 3 года) + Народ.Собрание (450 депутатов, формируется всеобщим избират.правом на 4 года, каждые 2 года обновление на ½). Обозначены полномочия каждой из палат и полномочия, осуществляемые совместно

- не предусматривает существование Федерального Прав-ва как отдельной от Президента структуры (американская модель)

- Президент сильнее, чем в проекте Конст.комиссии

- суд.сис-ма: 2 вида судов – КС + сис-ма ВС (в проекте Конст.комиссии – КС не просто орган конст.правосудия, но и высший орган по защите конст.строя). Важная роль ВС не только в делах правосудия, но и по надзору (лишение полномочий депутатов, отстранение от должности Президента, вице-Президента
^ Проект рос.движения демократ.реформ (Собчак, мэр С.-Пб.; Попов, мэр Москвы)

1992 – по реш-ю политсовета РДДР

Актив.участие в разработке принимали С.Алексеев, член-корреспондент РАН, бывш.депутат; С.Хохлов
Структура:

Преамбула (ввод.часть)

Гл. 1. Гр-не России
- отделение основ.прав и св-д от прав и обязанностей гр-на

- утв-е должности Народ.защитника (Уполномоч. по правам ч-ка), назначаемого Фед.Законодат.собранием

- ФГУ: федератив.гос-во (респ-ки, губернии, авт.нац.сооб-ва, входящие в авт.округа и нац.области). Неравенства статуса респ-ки и губернии: фед.органы не вправе издавать законы и др.акты по ?м, относящимся к ведению республик; при возникновении спора обр-ся Согласит.комиссия, результаты работы кот. передаются в ВС, кот. и решает спор

- Президент изб-ся всем населением на 5 лет, возраст – 35-65 лет



- Фед.Законодат.Собрание (парламент) состоит из 2х палат: Сената (сенаторы – по 2 от субъекта) и Гос.Думы (200 депутатов, избир-ся прямыми выборами на 5 лет)

- совместное заседание ФЗС по ?м: фед.бюджета, ратификации мд, ?м войны и мира, уст-е ЧП, введение воен.положения

- Совет министров в своем составе образует Гос.Совет, кот. явл. консультативным адм.органом (экспертиза ГС → подписание постановления, распоряжения)

- Прокуратура обр-ся при ВС

- КС не было, ф-ии КС выполняет ВС
^ Проект депутатов-коммунистов

- Парламент – влият.орган власти (опр-т внутр. и внеш.политику, назн-т Прав-во, ?ы войны и мира)

- Президента нет, ф-ии Президента выполняет Президиум Верх.Совета



Конституция РФ

  1. Понятие и сод-е, сис-ма рос.конституции

  2. Форма и структура

  3. Принципы

  4. Функции


1. Конституция РФ 1993 года не имеет двойного наименования – Конституция (Основной закон), поэтому в доктрине КП встречается два вида определений:

  1. Конституция опр-ся через категорию основной закон (Лазарев)

  2. Конституция опр-ся через указания на ее юр.св-ва и предмет конст.регулирования (Баглай, Кутафин, Кокотов, Арановский, боль-во ученых)


Конституция РФ – нормативный правовой акт (ст.15.3), обладающий особыми юр.свойствами –

- верховенством (ст.4),

- высшей юр.силой (ст.15),

- действующий на всей территории РФ (ст.4.2)

- напрямую (ст.15.1) и

- закрепляющий сис-му обществ.отн-й по поводу формирования и функционирования гос.строя (1), прав и св-д ч-ка и гр-на (2), гос.устройства (3), сис-му органов гос.вл.(4) и права на м.с. (5), гарантии реализации прав, св-д, зак.интересов личности
Конституция – сложный нпа, поэтому в науке при ее характеристике принято исходить из того, что она нуждается в систем.подходе к анализу содержащихся в ней норм. Как любой норм.акт сод-е Конституции определяют обществ.отн-я, поэтому систематизация конст.норм обусловлена системностью и иерархией обществ.отн-й. По общему правилу, Конституция закрепляет основополагающие сферы обществ.отн-й – фундамент обществ.развития (право част.собств-ти – рыноч.отн-я; ст.30 – право на объединение, но не конкретизировано, если бы не было, то любое обществ.начинание контролировалось бы со стороны гос-ва, как в СССР)

Важным при формировании Конституции явл. ? о формал. (в тексте) закреплении и расположении норм в прав.док-те. Относительно Конституции исп-ся принцип - сначала закреп-ся нормы, кот. регулируют ту часть обществ.отн-й, кот.важны для развития обва и гос-ва – Основы конст.строя. Сис-ма К. обусловлена иерархией обществ.отн-й, нормы К. распр-ся в соответствии с этой иерархией. Сис-ма Конституции обусловлена тем, что все ее элементы взаимосвязаны: фундамент – 1 глава, понимание смысла конст.нормы обусловлено тем прав.смыслом, кот. закреплен в Основах конст.строя (Витрук) (Есть народовластие? А что есть народ (Лучин)? Это все или только актив.гр-не (Четвернин)?)

Конституция практически не сод-т процесс.норм – многие говорят о принятии ФЗ (О през-те, О Гос.Думе…), но главное, чтобы соответ-ли Конституции
К РФ яал. нпа, в общую характеристику кот. входит указание на ее юр.свойства:

  1. Верховенство Конституции – действует на всей территории РФ, в соответствии с ней приним-ся все иные нпа и реш-я органов и должн.лиц (ст.15.1 – акцент на непротиворечие Конституции – в науч.лит-ре есть разные мнения: 1. Непротиворечить = соответствовать; 2. Непротиворечить более глубокий смысл, не ограничивающийся формальным сод-м нормы, т.е. должно учитываться и непротиворечие смыслу и духу конст.положений)

  2. Высшая юр.сила – к.п., качается ?а о соотношении норм, т.е. иерархия с т.з. приоритета норм. В случае коллизии конст.нормы имеют приоритет (нормы мд 

  3. ст.55.1 – если не противоречат Конституции, создают более льготные доя ч-ка режим реализации его прав) – Поленин, Витрук, Зорькин

  4. Прямое действие – в советских конст-х такого не было; и правоприменитель (суд), и ч-к может напрямую обращаться к Конституции РФ

  5. ^ Не просто действует на территории РФ, но и обеспечивает единство прав.пространства – консолидирует прав.сис-му РФ, опр-т ее специфику. Именно в К. закреп-ся перечень осн.источников рос.права и порядок их принятия


^ 2. По форме явл. писаным прав.документом. Форма – способ формального закрепления текста прав.док-та. Явл. единым нпа – ФКЗ не явл. частью Конституции, а явл. способом ее реализации, поправки вносятся в текст Конституции не составляют отдельного док-та (ФЗ «О поправках» - способ измен-я текста Конституции)

К РФ в соответствии с системой норм структурирована по признаку общности конст.норм, обществ.отн-й. Структура:

Глава 1. Основы конст.строя

Глава 2. Права и св-ды ч-ка и гр-на

Глава 3. Фед.устройство

Глава 4. Президент РФ

Глава 5. Федеральное собрание

Глава 6. Прав-во РФ

Глава 7. Суд.власть (намеренно названа «Суд.власть» в отличие от глав 5 и 6, т.к. традиционно не было восприятия суда как власти, воспринимался как карательная машина; ст.58 – суд.защита, до этого – право на обращение в суд: восстановительный характер правосудия)

^ Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Поправки и пересмотр Конституции

  1   2   3



Скачать файл (124.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru