Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Финансовый менеджмент - файл 1.docx


Лекции - Финансовый менеджмент
скачать (1677.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1678kb.20.12.2011 10:02скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция № 1

Тема: Содержание финансового менеджмента


    1. Понятие и функции финансов

    2. Цель, функции и инструменты финансового менеджмента

    3. Стратегия и тактика финансового менеджмента.




    1. Понятие и функции финансов


Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы это часть денежных отношений, но не все денежные отношения являются финансовыми.

Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

^ Функции финансов

  • Распределительная – распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и группами населения.

  • Контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Нацелена на повышение рационального и бережного расходования финансовых ресурсов, появляется через деятельность финансовых органов.

  • Регулирующая – связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Проявляется в финансовом и бюджетном планировании и государственном регулировании рынка ценных бумаг.




    1. Цель, функции и инструменты финансового менеджмента


В условиях рыночной экономики возрастает роль системы эффективного управления финансовыми ресурсами предприятия с целью получения наибольшего дохода. Именно финансовый менеджмент призван обеспечить функционирование системы эффективного управления финансовыми ресурсами на предприятии.

^ Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Проблемами регулирования финансовых процессов на предприятии занимается финансовый отдел или финансовый менеджер.

^ Финансовый менеджер – работник предприятия, часто входящий в состав высшего управленческого персонала фирмы, контролирующий денежные потоки предприятия, несущий ответственность за постановку проблем финансового характера и принятие финансовых решений.

Как наука финансовый менеджмент сформировался в 19 в. Основным в финансовом менеджменте является регулирование финансовых потоков предприятия которые на прямую зависят от типа экономической системы, типа бизнеса, размеров предприятия, его организационной структуры управления и т.д. Поэтому теории финансового менеджмента постоянно дополняются перерабатываются из-за эволюционных изменений в экономических формациях.

Цели финансового менеджмента:

    • Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

    • Избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

    • Лидерство в борьбе с конкурентами;

    • Максимизация рыночной стоимости фирмы;

    • Устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы;

    • Рост объемов производства и реализации;

    • Максимизация прибыли;

    • Минимизация расходов;

    • Обеспечение рентабельности деятельности.


Объект управления финансового менеджмента – это совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.



Субъект управления финансового менеджмента – это специальная группа людей (фин. дирекция, фин. менеджер), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

^ Функции финансового менеджмента.

Типы функций:

  • Функция объекта управления – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, организация финансовой работы.

  • Функция субъекта управления – это общий вид деятельности, отношения людей в хозяйственном процессе и финансовой работе.

Виды функций:

  • Планирование – весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и по воплощению их в жизнь.

  • Прогнозирование – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его отдельных частей.

  • Организация – объединение людей, совместно реализующих финансовую программу на базе определенных правил и процедур.

  • Регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае отклонения от заданных параметров.

  • Координация – согласованность всех звеньев системы управления.

  • Стимулирование – побуждение работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда.

  • Контроль – проверка организации финансовой работы.


^ Финансовые ресурсы предприятия

Рисунок 1 Финансовые ресурсы предприятия и их изменения
Финансовые инструменты – любые контракты, по которым происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия.

^ Виды финансовых инструментов:

  • Первичные – кредиты, займы, облигации, другие долговые и долевые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям.

  • Вторичные или производные (деривативы) – финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валютные свопы.




    1. Стратегия и тактика финансового менеджмента.


Планирование – процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления

^ Анализ Планирование Организация Учет Контроль Регулирование Анализ

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

^ Стратегический план – подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.



Лекция № 2

Тема: Базовые концепции и показатели финансового менеджмента
2.1 Концепции финансового менеджмента

2.2 Финансовые инструменты

2.3 Показатели финансового менеджмента
2.1 Концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

^ Концепции финансового менеджмента

  • Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Одним из основных разделов работы финансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов.

  • Концепция временной ценности

Является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, как раз отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия - риск неполучения ожидаемой суммы - также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично.

Третья причина - оборачиваемость - заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

  • Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

  • Концепция стоимости капитала.

Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, за банковский кредит нужно платить проценты, причем соответствующие расходы могут иметь и стохастическую 

природу (например, стоимость источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

  • Концепция эффективности рынка.

В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.

  • Концепция асимметричной информации

Тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.

Однако гипертрофированная информационная асимметрия также противопоказана рынку.

  • Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе - рассчитано на перспективу.

  • Концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost).

Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно осуществлять транспортировку произведенной продукции собственным транспортом, а можно прибегнуть к услугам специализированных организаций. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых чаще всего в виде относительных показателей.

  • Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Смысл ее в том, что компания однажды возникнув, будет существовать вечно. Связано это с стратегическим планированием и прогнозно-аналитической работой финансистов и бухгалтеров.


2.2 Финансовые инструменты
Финансовый инструмент - одна из новых экономических категорий, пришедших к нам с Запада с началом построения основ рыночной экономики. Сейчас эта категория активно используется не только в отечественной монографической литературе, но и в ряде нормативных документов.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». Изначально было распространено достаточно упрощенное определение, согласно которому выделялись три основные категории финансовых инструментов:

  • денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта),

  • кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты)

  • способы участия в уставном капитале (акции и паи).

По мере развития рынков капитала и появления новых видов финансовых активов, обязательств и операций с ними (форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) терминология все более уточнялась, появилась необходимость отграничения собственно инструментов от тех предметов, с которыми этими инструментами манипулируют или которые лежат в основе того или иного инструмента, т.е. от финансовых активов и обязательств. Возникло даже новое направление, получившее название финансового инжиниринга (financial engineering), в рамках которого как раз и дается систематизированное описание традиционных и новых финансовых инструментов [Smith С. W.].

В настоящее время, вероятно, одно из наиболее общих и развернутых определений этой категории приведено в международном стандарте бухгалтерского учета IAS 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление».



Согласно стандарту под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия.

К финансовым активам относятся:

  • денежные средства;

  • контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

  • контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

  • акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

  • выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

  • обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Как следует из приведенного определения, можно выделить две видовые характеристики, позволяющие квалифицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент:

а) в основе операции должны лежать финансовые активы и обязательства;

б) операция должна иметь форму договора (контракта).

В частности, производственные запасы, материальные и нематериальные активы, расходы будущих периодов, полученные авансы и т.п. не подпадают под определение финансовых активов, а потому хотя владение ими потенциально может привести к притоку денежных средств, права получить в будущем некие финансовые активы не возникает. Что касается второй характеристики, то, например, взаимоотношения с государством по поводу задолженности по налогам не могут рассматриваться как финансовый инструмент, поскольку эти взаимоотношения не носят контрактного характера.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные, к которым относятся кредиты и займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и вторичные, или производные (иногда в специальной литературе их называют деривативами), к которым относятся финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

В основе многих финансовых инструментов, а также финансовых операций, в частности связанных с мобилизацией источников финансирования, лежат ценные бумаги; более того, большинство финансовых инструментов представляют собой ценные бумаги, торговля которыми осуществляется на срочном рынке.
2.3 Показатели финансового менеджмента
Целью финансового менеджмента является регулирование денежных потоков во времени, поэтому вводятся следующие основные понятия:

^ PV – первоначальная сумма;

FV – будущая сумма;

t – время.

Использование денежных средств, особенно привлеченных, всегда связано с некими расходами (процент по кредиту, доля в доходе для инвесторов и т.д.), поэтому вводится понятие ставки.

Ставки выражаются или в %, или в долях и рассчитываются по формулам:

  1. темп прироста (процентная ставка);

  2. темп снижения (учетная ставка);

Процесс в котором заданы исходная сумма и ставка называется процессом наращения, искомая величина – наращенной суммой, а используемая ставка – ставкой наращения.

^ Настоящее Будущее

FV=PV+PV*rt


Процесс в котором заданы ожидаемая в будущем к получению сумма и ставка, называется процессом дисконтирования, искомая величина – приведенной суммой, а используемая в операции ставка – ставкой дисконтирования.

^ Настоящее Будущее

PV=FV*(1-dt)
Простой и сложный процент
Схема простых процентов предполагает неизменность базы начисления:

P*(1+n*r)

В сложных процентах очередной годовой доход исчисляется не с исходной суммы, а с общей суммы, включающей ранее начисленные проценты.

P*(1+r)^n

В случае ежегодного начисления процентов, для лица предоставляющего кредит:

  1. выгодней простой процент, если срок ссуды меньше года;

  2. выгодней сложный процент, если срок ссуды больше года;

  3. обе схемы дают одинаковый результат при сроке в 1 год.


Промежуточная процентная ставка
P*(1+ t/T*r)

t – продолжительность финансовой операции в днях;

T – количество дней в году;

Формулу можно записать следующим образом: P*(1+t*r/T), т.е. дробь r/T представляет собой дневную ставку, а произведение t*r/T – ставку за t дней.

Определяя продолжительность финансовой операции, принято день выдачи и день гашения ссуды считать за один день

Размер промежуточной процентной ставки может быть различным:

  1. точный % определяется исходя из точного числа дней в году (365-366дн.);

  2. обыкновенный % определяется исходя из приблизительного числа дней (360дн.).

Расчет % может выполняться 3 способами:

  1. обыкновенный % с точным числом дней (Бельгия, Франция);

  2. обыкновенный % с приближенным числом дней (Германия, Дания, Швеция);

  3. точный % с точным числом дней (Великобритания, США).


Внутригодовые процентные начисления
Fn=P*((1+r/m)^(n*m));

r - годовая ставка;

m – количество начислений в году;

n – количество лет.
Начисление процентов за дробное число лет


  1. по схеме сложных % Fn=P*((1+r)^(w+f))

  2. по смешанной схеме(используется схема сложных процентов для целого числа лет и схема простых процентов для дробной части года) Fn=P*((1+r)^(w))*(1+r*f)

w – целое число лет;

f – дробная часть года.

Возможны финансовые контракты, в которых начисление процентов осуществляется по внутригодовым периодам, а продолжительность общего периода действия контракта не равна целому числу периодов. В этом случае также возможно использование двух схем:

  1. по схеме сложных % Fn=P*((1+r/m)^(w+f))

  2. по смешанной схеме(используется схема сложных процентов для целого числа лет и схема простых процентов для дробной части года) Fn=P*((1+r/m)^(w))*(1+r/m*f)



m – количество начислений в году
Показатели эффективности управления активами предприятия.
Баланс – характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия и их источники.

^ Актив – это ресурсы предприятия в денежной оценке по их составу и размещению.

Пассив – это источники финансирования ресурсов.

Предприятие (дело, бизнес) это форма осуществления деятельности, нацеленной на увеличение стоимости вложенного имущества в интересах собственников этого имущества. Стоимость имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие, формирует собственный капитал этого предприятия.

Специфика деятельности большинства отраслей бизнеса обусловливает необходимость разделения совокупных активов предприятия на две части: длительно эксплуатируемые (свыше 1 года) и приобретаемые на срок до 1 года. В первом случае говорят о внеоборотных активах или основном капитале предприятия (в его состав входят – основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения).

Другой вид активов называется оборотными средствами или оборотными активами (синонимы – текущие активы, оборотный капитал). Данные активы обеспечивают текущие потребности предприятия в сырье, материалах, товарах и т.п. и достаточно быстро завершают свой финансовый кругооборот, трансформируясь из денежной в материальную форму и обратно в деньги.

После создания предприятия может оказаться, что его собственного капитала недостаточно для покрытия потребностей в основных фондах и оборотных активах. В этом случае предприятие имеет право выступать от своего лица в качестве заемщика необходимых ему ресурсов.

Структура заемного капитала неоднородна. Для финансов имеет принципиальное значение срок, на который привлекаются ресурсы.

Долгосрочные источники являются полноценным инвестиционным ресурсом, который может быть вложен в масштабные проекты, способные окупить затраты к моменту погашения задолженности. В финансовой практике они называются долгосрочным заемным капиталом или долгосрочными пассивами. Сумма собственного и долгосрочного заемного капиталов называется постоянным или долгосрочным капиталом.

Краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) обычно привлекаются для покрытия дополнительной потребности в оборотных средствах.

Краткосрочные заимствования подразделяются на процентные (например, банковские ссуды) и беспроцентные (кредиторская задолженность поставщикам, рабочим и служащим, бюджету и т.п.). Общая сумма краткосрочных обязательств называется краткосрочными пассивами, краткосрочным заемным капиталом или просто краткосрочным капиталом. В сумме с долгосрочным заемным капиталом данные источники образуют пассивы предприятия или его заемный капитал.
Основные показатели, используемые в теории и практике финансового менеджмента:

  • экономическая рентабельность активов (ЭР), или экономическая рентабельность всего капитала.

ЭР = (НРЭИ / Актив) *100%

  • Добавленная стоимость (ДС) – стоимость продукции (работ, услуг) за минусом потребленных сырья, материалов и услуг других организаций.

  • БРЭИ – брутто-результат эксплуатации инвестиций, является основным промежуточным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия и показывает достаточность средств на покрытие амортизационных отчислений, издержек по заемным средствам, и КПН.

^ ДС – НДС – расходы по оплате труда – социальный налог – пенсионные взносы – все налоги кроме КПН = БРЭИ

  • НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций или прибыль предприятия до уплаты % за кредит и налога на прибыль.

БРЭИ – амортизационные отчисления = НРЭИ

  • Оборот предприятия = выручка от реализации + внериализационные расходы

  • КМ – коммерческая маржа, показывает какой результат эксплуатации, дают каждые 100 тенге оборота (выр. в %). Ее еще называют экономической рентабельностью оборота, рентабельностью продаж, рентабельностью реализованной продукции.

  • КТ – коэффициент трансформации, показывает сколько тенге оборота снимается с каждого тенге актива, еще называют оборачиваемостью активов.

ЭР = КМ * 100 * КТ

  • 

  • Чистая рентабельность активов = прибыль после уплаты налога / актив




Лекция № 3

Тема: Риск и доходность. Управление корпоративными рисками.
3.1 Понятие и виды рисков

3.2 Методы управления рисками

3.3 Анализ риска
3.1 Понятие и виды рисков
Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т.п.

Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли, но более высокий ожидаемый доход сопряжен с более высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала.

Риск - представляет собой возможность наступления нежелательного события.

Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

  • риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

  • риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

  • риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

  • риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

  • риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

  • риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

  • ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в размере цены на реализуемую продукцию на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2—3%. При рентабельности продукции, составляющей 10—12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5—10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;

  • риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит.

Процентный риск -опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.



Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:

  • риск, связанный с техническими нововведениями;

  • риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;

  • риск, определяемый «молодостью предприятия».

Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.

Динамический риск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск - это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск - в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной - суммой убытков и потерь и относительной величиной - степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. Оба показателя необходимы и несут соответствующую информацию - абсолютного и относительного риска.

^ Факторы риска

Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.

К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иные к риску безразличны. От поведения кон

кретных людей зависит и выбор рисковой стратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, не расположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно имеет место невысокий доход (прибыль) предприятия. Руководитель, нейтрально относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки. Расположенные к риску руководители готовы рисковать в надежде получить большую прибыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизации результата.


    1. Методы управления рисками


Управление рисками может осуществляться с различных позиций:

  • Прямое директивное управление рисками - подход к управлению рисками, в рамках которого при проведении отдельной операции оценка предполагается рисков доводится до высшего руководства организации, которое принимает окончательное решение о целесообразности проведения операции. Такой подход эффективен при небольшом количестве проводимых операций, т.е. либо в небольшой организации, либо при проведении крупных операций (например, коммерческое кредитование в банке) в средних и крупных организациях.

  • 

  • ограничение рисков за счёт лимитирования операций- т.е. ограничение количественных характеристик отдельных групп операций, выделенных или по их типу или по лицам, несущим ответственность за операции;

  • ограничение рисков за счёт механизмов оценки эффективности с учетом риска.


3.3 Анализ риска
Риск, которому подвергается предприятие, — это вероятная угроза разорения или несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии риска.

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

  • потери от риска независимы друг от друга;

  • потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;

  • максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Общая схема проведения анализа риска представлена на рис. 1.
Рисунок 1 Блок схема анализа риска
Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:

Количественно риск может быть охарактеризован как некий показатель, измеряющий вариабельность дохода или доходности. Для цели измерения уровня риска можно использовать ряд статистических коэффициентов, 

в частности: размах вариации, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, называемое иногда стандартным, и коэффициент вариации. Дадим краткую характеристику этим показателям.

^ Размахом вариации называется разность между максимальным и минимальным значениями признака данного ряда:

R= Xтах - Хmin.

Этот показатель имеет много недостатков, выделим без комментариев лишь три из них. Во-первых, он дает грубую оценку степени вариации значений признака. Во-вторых, он является абсолютным показателем и потому его применение в сравнительном анализе весьма ограниченно. В-третьих, его величина слишком зависит от крайних значений ранжированного ряда.

Дисперсия является средним квадратом отклонений значений признака от его средней и рассчитывается по формуле

^ Среднее квадратическое отклонение показывает среднее отклонение значений варьирующего признака относительно центра распределения, в данном случае средней арифметической. Этот показатель рассчитывается по формуле
Все вышеприведенные показатели обладают одним общим недостатком - это абсолютные показатели, значение которых существенно зависит от абсолютных значений исходного признака ряда. Поэтому большее применение имеет коэффициент вариации, рассчитываемый по формуле
В отношении оценки риска финансовых активов необходимо сделать три замечания. Во-первых, как отмечалось выше, количественно риск может оцениваться вариабельностью либо дохода, либо доходности. Поскольку доход в абсолютной оценке может существенно варьировать при сравнительном анализе различных финансовых активов, то принято в качестве базисного показателя, характеризующего результативность операции с финансовым активом, использовать не доход, а доходность. Очевидно, что, вложив ту или иною сумму денежных средств в акции, можно получать разный доход по абсолютной величине, однако доходность не зависит от размера инвестиции и потому сопоставима в пространственно-временном разрезе.

Во-вторых, основными показателями оценки риска на рынке капитала являются дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Распространенность и пригодность в сравнительном анализе этих статистик в данном случае объясняется тем обстоятельством, что базисным показателем при расчетах является доходность, т.е. относительный показатель, сопоставимый как в динамике, так и по различным видам активов. Поэтому независимо от анализируемых активов соответствующие им показатели доходности и дисперсии однопорядковы, и нет острой необходимости применять в оценке коэффициент вариации.

В-третьих, приведенные формулы рассчитаны на дискретные ряды В приложении к финансовым активам они могут применяться в ретроспективном анализе. Однако, как уже неоднократно подчеркивалось, при работе на рынке капитала гораздо более ценен перспективный анализ, в рамках которого большинство величин, представляющих интерес для инвестора, оценивается в вероятностных терминах.

Необходимо отметить еще одну очень важную особенность анализа риска и доходности. Как и любая вероятностная категория, риск может быть оценен по-разному. Однако речь должна идти не только и не столько о различии в алгоритмах и критериях оценки, приведенных выше, сколько о том, рассматривается ли данный финансовый актив изолированно или как составная часть набора активов.

При рассмотрении актива изолированно никаких особых проблем теоретического характера в принципе не возникает, а его рисковость может быть измерена с помощью одной из рассмотренных выше статистик. Тем не менее, как и в любом перспективном анализе, инвестор в этом случае сталкивается с одной проблемой, а именно с проблемой оценки ожидаемых значений исходных параметров. В частности, какой бы мерой инвестор ни пользовался, ему необходимо оценить ожидаемую доходность актива. Чаще всего делают три оценки: пессимистическую (kp), наиболее вероятную (kml) и оптимистическую (k0). Безусловно, число исходов может быть увеличено, однако степень разумной достоверности ожидаемых значений доходности и вероятностей их осуществления при этом, естественно, снизится.

Если ограничиваются тремя оценками, то наиболее общей мерой риска, ассоциируемого с данным активом, может служить размах вариации ожидаемой доходности, рассчитываемый по формуле

Пример

Предпринимателю необходимо выбрать лучший из двух альтернативных финансовых активов, если имеются следующие их характеристики:

Показатель

Вариант А

Вариант В

Цена ценной бумаги, руб.

12

18

Доходность (экспертная оценка), % :

пессимистическая


14


13

наиболее вероятная

16

17

оптимистическая

18

21

Размах вариации доходности, %

4

8

Из представленных расчетов видно, что оба финансовых актива имеют примерно одинаковую наиболее вероятную доходность, однако второй из них может считаться в два раза более рисковым. Отметим, что, если бы был выбран какой-то другой критерий оценки риска, его степень могла бы быть другой.

Можно рассчитать и другие меры риска, основанные на построении вероятностного распределения значений доходности и исчислении стандартного отклонения от средней доходности и коэффициента вариации, которые и рассматриваются как степень риска, ассоциируемого с данным активом. Таким образом, чем выше коэффициент вариации, тем более рисковым является данный вид актива. Последовательность аналитических процедур в этом случае такова:

  1. делаются прогнозные оценки значений доходности (ki) и вероятностей их осуществления (рi), i = 1, ... n, где n — число исходов;

  2. рассчитывается наиболее вероятная доходность (kml) по формуле




  1. рассчитывается стандартное отклонение (Ϭ) по формуле




  1. рассчитывается коэффициент вариации (V) по формуле



Пример

В условиях предыдущего примера оценить риск каждого из альтернативных финансовых инструментов, если в обоих случаях вероятность наиболее вероятной доходности составляет 60%, а вероятности пессимистической и оптимистической оценок равны и составляют 20%.

Вариант А:
Вариант В:



Лекция № 4

  1   2   3   4   5



Скачать файл (1677.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru