Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по антикризисному управлению - файл 1.doc


Лекции по антикризисному управлению
скачать (170.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc171kb.20.12.2011 10:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тексты лекций

Кафедра финансового менеджмента


Москва 2007

Тема 1. Кризисные явления в экономики организации



В настоящее время еще не установилось общепризнанного понятия «кризиса». Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания этой категории обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, т.е. формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов. Под кризисом в управление предприятием можно понимать крайнее обострение противоречий развития организации; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономических, финансовых и других систем предприятия; переломный момент в процессах изменения.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные явления. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, вторые – с рисковой стратегией маркетинга фирмы, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В управление предприятием в кризисной ситуации необходим четкий набор признаков и показателей такого развития, методология их расчета и использования в анализе. Признаки возникновения кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

Исследование причин, обусловливающих процесс антикризисного управления, позволяет предложить следующую классификацию факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия:

  1. внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

  2. внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

Указанные факторы не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий обусловлены непродуманностью менеджмента или его ошибками. В этих условиях повышается значимость диагностики в выявлении и распознавании приближающегося кризиса.
Методология и система показателей, отражающие основные признаки кризиса, связана с организацией антикризисного управления, с распознаванием и преодолением кризисных явлений. Возможность снижения остроты кризиса позволяет его классификация и понимания характера, тем самым обеспечивая безболезненное протекание процесса восстановления предприятия.

Наряду с типологией кризисных явлений необходимо различать факторы, симптомы и причины возникновения кризиса. Симптомы – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, по которым можно установить причины кризиса. Причины кризиса – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. Факторы кризиса – события или зафиксированное состояние, или установившаяся тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

В результате жизнедеятельности организации происходит изменение тенденции ее развития. Периоды изменения тенденций развития предприятия в результате исчерпания внутреннего потенциала или под воздействием внешних факторов являются переходными периодами, которые могут перерасти в кризисы. В связи с этим необходимо опираться на классификацию переходных периодов, связанных с изменением тенденции при описании жизнедеятельности циклическими моделями. В развитие организации существует множество циклов, которые переплетаются, накладываются или расходятся различными своими фазами. В настоящее время существуют различные подходы к выделению циклов развития предприятия.

В процессе управления циклическим развитием предприятия исследуется управленческий риск, имеющий информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Понятие «риск» предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при действиях, обремененных риском. Содержание процесса управления риском заключается в функциях и средствах управления. Основные стадии:

  • Информационный анализ (мониторинг внутренней и внешней среды, выявление источников риска, корректировка факторов);

  • Диагностика ситуации (использование различных методов по оценки риска);

  • Разработка вариантов решений (сравнительная оценка уровня риска, определение потерь, связанных с риском);

  • Принятие решения (обоснование параметров допустимого риска, разработка системы ответственности);

  • Организация и реализация (планирование, регулирование, контроль).

Но, приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, следует установить с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления.

Риск имеет место, если действие приводит к набору альтернатив, причем вероятность осуществления каждой из них известна. В кризисных условиях у предприятия велика вероятность оказаться банкротом. Согласно Федеральному закону о несостоятельности (банкротстве) от 08 января 1998г это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Рассматриваемый закон устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрение дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т.д. В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.

В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:

  • Принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;

  • При выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника и проведение санации;

  • Признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами: реальное, техническое, умышленное, фиктивное. Условия и порядок признания предприятия банкротом основывается на определенных законодательных процедурах:

  1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности предприятия;

  2. Судебное разбирательство по делу о настоятельности предприятия, целью которого является установление реальных причин банкротства предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствия реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в предстоящем периоде;

  3. Принятия арбитражным судом решения по делу о несостоятельности предприятия.

Основной целью антикризисного финансового управления является разработка и реализация мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановления достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающее его выход из кризисного состояния.

^ Тема 2. Механизм антикризисного управления организацией
Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

В классическом понимании под антикризисным управлением понимается комплекс специальных (как правило, подготовленных заранее) действий компании в случае возникновения существенного и внезапного изменения условий ее деятельности.

Процессы антикризисного управления можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые – когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направление и характер.

Управление предприятием в определенной мере всегда должно быть антикризисным. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, а также знанием циклического характера развития предприятия. Это позволяет предвидеть ситуацию. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития фирмы, когда возникновение кризиса заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления.

Суть антикризисного управления выражается в следующихем: положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

  • к кризисам можно и необходимо готовиться;

  • кризисы можно смягчать;

  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Механизм управления кризисными ситуациями проявляется в его системе и процессах. Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами: гибкостью и адаптивностью, степенью неформального управления, степенью централизма. Антикризисному управлению присущи усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и эффективно использовать свой потенциал; поиск наиболее приемлемых решений, диверсификация управления.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, реализация инновационных программ;

  • осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

  • повышенная чувствительность к фактору времени;

  • усиление внимания к оценкам и выбора выбору альтернатив;

  • использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Под механизмом возникновения кризисов следует понимать цепь последовательных взаимосвязанных явлений, под влиянием которых начинается процесс следования одного за другим в определенной последовательности взаимосвязанных экономических явленийсобытий, в конце которого наступает завершающее явление кризисного состояния. Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из основных элементов: диагностика финансового состояния, оценка бизнес-а предприятия, маркетинг, организационно-производственный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, антикризисная инвестиционная политика, антикризисное бизнес-планириваниепланирование, организация ликвидации предприятия (при необходимости).

Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. К основным факторам, влияющим на эффективность антикризисного управления можно отнести: профессионализм антикризисного управленияуправляющих, методология разработки рискованных решений, научный анализ ситуации, прогнозирование тенденций, корпоративность, система мониторинга, человеческий фактор.

Отличительной особенностью антикризисного управления является сочетание стратегического и тактического управления, позволяющих позволяющее на всех стадиях развития кризисного состояния выявлять и регулировать взаимосвязь между риском и прибылью предприятия. Кризисы могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Краткосрочные кризисные ситуации могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятия в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. В таком случае решающее значение имеет стратегия управления, где главное место уделяется проблемам выхода из кризиса.

Понятие антикризисное управление первоначально было связано с проведением финансового оздоровления государственных предприятий, имевших задолженность по денежным обязательствам перед своими контрагентами. В целях государственного регулирования банкротства при Госкомимуществе было образовано Федеральное управление по делам несостоятельности, которое стало ответственным за проведение антикризисной политики и подготовке подготовку антикризисных управляющих. В 1997 году оно было переименовано в Федеральную службу по делам о несостоятельности (ФСДН). Органы государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности. Они создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной властей.

Государство формирует правовую и регулирующую основу для развития рынка. Тем самым защищает и охраняет права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействует эффективной предпринимательской деятельности и сохранению окружающей среды. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики. Для оздоровления и поддержки достаточной экономической самостоятельности предприятий ФСДН предстоит решить следующие задачи:

  • Правовое и методическое обеспечение по процедуре несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению. Решение этой задачи связано с законотворчеством.

  • Финансовая экспертиза деятельности организаций. Решение этой задачи предполагает создание технологии финансово-экономической экспертизы и внедрения системы экономического мониторинга.

  • Разработка предложений по финансовому оздоровлению предприятий, в т.ч. по реструктуризации их задолженности. Решение этой задачи предусматривает разработку технологии организационно-правововых и финансово-экономических профилактических мероприятий, создания создание единой системы финансово-экономического контроля и анализа.

  • Разработка проектов реструктуризации предприятий, включая привлечение инвестиций. Решение этой задачи предполагает создание проектов реструктуризации с последующим их тиражированием применительно к различным ситуациям.

Антикризисное управление должно базироваться как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с антикризисными процедурами.
^ Тема 3. Диагностика кризисов в процессе управления организации
Диагностика состояния предприятия – учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах его работы. Цель диагностики установить поставить диагноз объекта объекту исследования и на перспективу. Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на слаженную отлаживание работы работу всех составляющих элементов системы и выбор способы способов их реализации этих мер. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта, с учетом влияния на них различных факторов в тот иди или иной момент времени факторов.

Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностики на моделях. К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Под экспертной диагностикой понимают средства диагноза, основанные на обобщающих оценках и информации, данными экспертами. Линейное программирование – математическая модель исследования, где основой является использование лучшей комбинации ресурсов и действий. Динамическое программирование – вычислительный метод, который проходит несколько этапов: математическое моделирование, решение управленческой задачи на основе оптимально построенной модели, анализ и обобщение результатов.

В зависимости от целей и методов осуществления диагностика предприятия подразделяется на две основные системы: экспресс-диагностика и фундаментальная диагностика.

Экспресс-диагностика банкротства характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. Экспресс-диагностика банкротства осуществляется по следующим основным этапам:

  • Определение объектов наблюдения «кризисного поля», реализующего угрозу банкротства. К основным объектам относятся: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, структура капитала, состав финансовых обязательств по срочности погашения, состав активов, состав текущих затрат, уровень концентрации финансовых операций в зонах повышенного риска.

  • Формирование системы индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия, которая формируется по каждому объекту наблюдения. В процессе формирования все показатели подразделяются на объемные (абсолютные) и структурные (относительные).

  • Анализ отдельных сторон кризисного финансового развития предприятия, осуществляемый стандартными методами. Основу такого анализа составляет сравнение фактических показателей-индикаторов с плановыми (нормативными) и выявление размеров отклонений в динамике. В процессе анализа используются следующие стандартные методы: горизонтальный (трендовый), вертикальный (структурный), сравнительный, анализ финансовых коэффициентов, анализ рисков, интегральный анализ.

  • Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия. Здесь использую три принципиальных характеристики: легкий финансовый кризис, глобокий глубокий финансовый кризис, финансовая катастрофа

Система экспресс-диагностики банкротства обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития и позволяет принять оперативные меры по их нейтрализации.

Фундаментальная диагностика банкротства характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, осуществляемой на основе методов факторного анализа и прогнозирования. Она осуществляется по следующим основным этапам:

  • 1. Систематизация основных факторов, обуславливающих обусловивших кризисное финансовое развитие предприятиея. Эти факторы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся общеэкономические, рыночные и прочие, такие как политическая нестабильность, негативнее демографические тенденции, стихийные бедствия. К внутренним факторам относятся факторы, связанные с операционной, инвестиционной и финансовой деятельностями предприятия.

  • 2. Проведение комплексного фундаментального анализа с использованием специальных методов оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие. Здесь используются такие методы финансового анализа, как корреляционный анализ, комплексный анализ финансовых коэффициентов, СВОТ-анализ.

  • 3.Прогнозирование развития кризисного финансового состояния предприятия под негативным воздействием отдельных факторов. Такой прогноз осуществляется на основе разработки специальных многофакторных регрессионных моделей и других методов фундаментального анализа.

  • 4.Прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала. Данный этап предполагает снижение уровня финансовых рисков за счет снижения текущих затрат и общей суммы финансовых обязательств, обеспечения роста чистого денежного потока, положительному положительного изменению изменения финансовых показателей.

  • 5.Окончательное определение масштабов кризисного состояние состояния предприятия. Идентификация масштабов кризисного финансового состояния должна включать аналитические и прогнозные результаты фундаментальной диагностики банкротства и подразделять предлагать возможные направления восстановления финансового равновесия предприятия.

Фундаментальная диагностика банкротства позволяет получить наиболее развернутую картину кризисного состояния и конкретизировать формы и методы предстоящего оздоровления.

^ Тема 4. Комплексный анализ экономического состояния неплатежеспособного предприятия
Французский экономист Ж.-П. Тибо Тибо предложил проводить комплексную диагностику по следующей схеме:

  1. экономическая диагностика;

  2. функциональная диагностика;

  3. техническая диагностика;

  4. социальная диагностика;

  5. диагностика функции «управление-финансы»;

  6. диагностика менеджмента и организации;

  7. диагностика внешней среды;

  8. стратегическая диагностика.

Экономическая диагностика – это анализ производственного и финансового потенциала предприятия, себестоимости выпущенной продукции. Функциональная диагностика определяет состояние коммерческих и снабженческих служб. На первом этапе функциональной диагностики производится анализ результатов деятельности коммерческой службы и окружающая внешняя среда. На втором этапе изучается политика предприятия в области маркетинга, анализируется качество продукции, ассортимент, цена. На третьем этапе анализируются средства маркетинговых служб, квалификация ее их работников и организация ее их деятельности. На четвертом этапе проводится аудит методов управления и контроля, а также технического потенциала. Цель социальной диагностики – изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений. Цель диагностики функции «управление-финансы» - измерить качество финансовой политики и эффективность методов управления. Цель диагностики менеджмента и организации – оценка достижений руководства предприятия (анализ и оценка результатов работы аппарата управления, анализ культуры и стиля руководства). Диагностика внешней среды – это изучение ее в экономическом, социально-культурном, административном, финансовом и политическом направлениях. Заключительный этап диагностики предприятия - диагностика стратегии, на которой котором исследуются элементы стратегии, концепции и модели стратегического анализа, прогнозируется финансово-коммерческая деятельность и возможное банкротство предприятия.

Комплексный анализ состояния предприятия подразделяется на технико-экономический и финансово-экономический. Технико-экономический метод рассматривается по следующим направлениям: оценка и анализ маркетинговой стратегии, анализ состояния производства и реализации продуктовтоваров, анализ конкурентоспособности продуктовтоваров, анализ и оценка производственного потенциала.

Оценка маркетинговой стратегии предприятия предусматривает:

  • измерение занимаемых сегментов на рынке производства продукции за несколько лет и их сравнение;

  • анализ изменения объемов продаж за исследуемый исследуемые периоды и их сравнение;

  • определение тенденций направления движения запасов готовой продукции со складом складов предприятия;

  • определение валовой прибыли.

Анализ состояния производства и реализации продукции производится по следующим показателям. Анализ динамики изменения объемов производства и реализации продукции и оценка уровня оплаты реализованной продукции. Индексы изменения объемов производства Jп и реализации продукции Jр отчетного года сравниваются с аналогичными величинами прошлого года. Если Jп и Jр меньше индекса инфляции Jинф, то можно сделать вывод о спаде производства. Превышение объемов товарного производства над объемом реализованной продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Уровень оплаты реализованной продукции характеризует состояние расчетов с потребителямипокупателями:
Копл = Попл / Пот, где Попл – стоимость оплаченной продукции, пот – стоимость отгруженной продукции
Нормальное состояние характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции. и установление Нарушение этого соотношение соотношения их отклонений могут может быть основными основной причинами причиной неплатежеспособности предприятия. Увеличение дебиторской задолженности свидетельствует об изъятии денежных средств из оборотного капитала, что также может привести к неплатежеспособности предприятия.

Анализ состава и структуры выпуска продукции производится в целях направлении выявления прибыльности каждой единицы номенклатуры наименования и определения нерентабельной продукции, что выпуск которой приводит к снижении снижению прибыли и, следовательно, к неплатежеспособности. Оценка состава выпуска продукции производится по следующим направлениямдля: определение определения удельного веса продукции, выпущенному выпущенной по государственного государственному и муниципальному заказу; и для анализ определения удельного веса отдельных видов продукции. Неравномерное выполнение плана приводит к изменению структуры выпуска, что влияет на все финансовые показатели.

Анализ конкурентоспособности продукции производится по измерению емкости рынка по конкретному товару:

Аi = Bi + Ci + Иi – Эi + (-)Мi – Экi + Икi,

где Аi – общая емкость рынка по товару;

Вi – национальное производство товара;

Сi – остаток товара на складе;

И,Э – соответственно импорт и экспорт;

Мi – изменение остатков товара на складе.

Откуда, доля предприятия на рынке рассчитывается как отношение среднегодового объема производства конкретного товара на конкретном предприятии к общей емкости рынка.

К сравнительным показателям относят: показатели, характеризующие качество товара, соответствие товарному стандарту, назначение, производительность, надежность, безопасность, ремонтопригодность, высокотехнологичность и т. д.; нормированные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту. К экономическим показателям относят: отпускные цены, себестоимость, затраты на эксплуатацию, затраты на установку, консультации и т.пдр. К маркетинговым параметрам относят: имидж предприятия, организацию технического обслуживания, условия оплаты, сроки поставки, систему система скидок, качество обслуживания, организация каналов продвижение продвижения товара на рынок, эффективность рекламной компании.

Оценка производственного потенциала предприятия включает анализ и оценку основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов. Анализ и оценка основных фондов предполагает определение их состояние и движение и характеризуется следующими показателями: коэффициент износа основных фондов, характеризующий долю их стоимости, списанную на затраты в предшествующих периодах, коэффициент обновления основных фондов, коэффициент выбытия основных фондов, фондоотдача.

Рациональное и эффективное использование оборотных средств способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств, который определяется как отношение прибыли от реализации к остаткам оборотных средств. Важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости (длительность одного полного кругооборота средств). Ускорение оборачиваемости средств и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяет предприятию направлять их по своему усмотрению на развитие и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Оценка трудовых ресурсов состоит из анализа динамики численности и структуры персонала, соотношение темпов изменения заработной платы, анализ средней выработки на одного работника и т.д. сСнижение числа численности персонала – один из индикаторов кризиса предприятия. Причиной этого может быть большая задолженность по заработной плате и низкий ее уровень.

Анализ технико-экономического состояния помогает определить как степень его несостоятельности, так и выявления скрытых стадий банкротства, проявляющийся в затоваривании готовой продукции и ухудшении структуры баланса.
^ Тема 5. Оценка финансового состояния неплатежеспособной организации
Оценка финансового состояния неплатежеспособного предприятия играет важную роль в антикризисном управлениеуправлении, т.к. результаты деятельности предприятия зависят от наличия и эффективности использования финансовых результатовресурсов. Внешние и внутренние пользователи, опираясь на выводы, полученные в ходе ее проведенияанализа финансовой информации, могут принимать дальнейшие важные решения, будь то вложение денежных средств для в инвесторов инвестиционные проекты или определение дальнейшей судьбы предприятия, его реорганизации реорганизацию или ликвидации ликвидацию.

Выделяют предварительную и общую оценку финансового состояния предприятия. В ходе первой производится регулярный анализ признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного состояния. Общий анализ финансового состояния предназначен для общей характеристики финансовых показателей, определения их динамики и отклонений, и разбивается на следующие аналитические блоки:

  • анализ финансовой устойчивости;

  • анализ платежеспособности (ликвидности);

  • структурный анализ;

  • анализ финансовых показателей.

Основным источником информации для оценки финансового состояния неплатежеспособного предприятия служит финансовая отчетность.

Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние ее его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие фирмы на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Поскольку положительный фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором – величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансового состояния будут: пополнение источников формирования запасов и оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов.

Показатели финансового состояния предприятия характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия по всем его направлениям. Анализ финансовых результатов включает в качестве обязательных элементов: исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период, исследование структуры соответствующих показателей и их изменение, изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Основным фактором повышения уровня ликвидности является равномерное и своевременное погашение дебиторской задолженности.

При проведении финансового анализа используются следующие методы его проведения:

  • горизонтальный – сравнение каждой позиции отчетного с предыдущим периодом;

  • вертикальный – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом;

  • трендовый – сравнение каждой позиции с рядом предшествующих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем;

  • относительные показатели (коэффициентный) – расчет отношения между отдельными элементами различных форм отчетности и определения их взаимосвязи;

  • сравнительный – сравнение сводных показателей отчетности с отдельными показателями предприятия за прошлые периоды с показателями других предприятий;

  • факторный – исследование влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью статистических приемов.

Для получение объективной оценки платежеспособности предприятия и его финансовой устойчивости предусматривается использование показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия. К основным финансовым показателям относятся: среднемесячная выручка, доля денежных средств в выручке, среднесписочная численность работников. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости являются: общая степень платежеспособности, коэффициент задолженности по кредитам банков и займов, коэффициент задолженности другим организациям, коэффициент задолженности фискальной системе, степень платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами, собственный капитал в обороте, коэффициент обеспечения собственными средствами, коэффициент автономии (финансовой независимости).

Осуществление практических всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение определяется как «денежный поток». Высокая роль анализа денежных потоков определяется следующими положениями: их эффективное управление обеспечивает финансовое равновесие предприятия, позволяет сократить потребность в заемных средствах, обеспечивает снижение риска неплатежеспособности; рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса; управление денежными потоками является важным финансовым рычагом обеспечения ускорения оборота капитала предприятия.

В качестве оценки финансового состояния неплатежеспособного предприятия также используют зарекомендовавшие себя модели финансового анализа, одна из которых предложена американским экономистом У.Бивером, где им рассматриваются показатели финансового состояния по степени приближения предприятия к банкротству. Бивером представлены следующие показатели: коэффициент Бивера, рентабельность активов, финансовый леверидж, коэффициент покрытия активов чистым оборотным капталом, коэффициент покрытия.

На основе обследования предприятий-банкротов Э.Альтман определил коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана представляет собой алгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный на комплексном учете показателей, диагностирующих кризисное финансовое его состояния.
Степень несостоятельности предприятия определяется на основе финансовых показателей, которые образуют группы критериев применения к предприятию методов финансового оздоровления. Критериями выбора методов финансового оздоровления являются следующие группы показателей:

  • показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности, где применяются общие методы финансового оздоровления и оперативные мероприятия по восстановлению платежеспособности;

  • показатели, характеризующие эффективность управления предприятием, где применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния;

  • показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал, по которым принимается решение о сохранении предприятия или о применении ликвидационных процедур.

Система показателей экономического анализа и примеры расчетов приведены в Приложении.
^ Тема 6. Система механизмов финансовой стабилизации несостоятельных организаций
Финансовая стратегия предприятия выступает как экономическая категория, характеризующая различные отношения между субъектами рынка в финансовой сфере. Финансовая стратегия должна вписываться в общую стратегию фирмы, быть адекватной ей по целям и задачам. Предприятие под воздействием различных негативных тенденций вынуждено в быстром темпе находить быстрые решения для критических ситуаций. Для достижения положительных результатов на предприятии, необходима активизация его внутренних возможностей, существенных существенные изменений изменения в политике фирмы, реорганизация, создание эффективной системы управления. В таких условиях необходима разработка рядя ряда особых направлений формирования программ и конкретных проектов по реализации финансовой стратегии. Среди них: выявление приоритетных финансовых рынков, анализ и обоснование источников финансирования, выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, разработка долгосрочных инвестиционных программ, определение усиление финансового механизма, создание условий на будущее по поддержанию устойчивости предприятия, формирование и совершенствование эффективных внутрифирменных финансовых потоков.

Каждое неплатежеспособное предприятия предприятие имеет индивидуальные причины попадания в кризисное финансовое состояние. Степень несостоятельности предприятия определяется на основе финансовых показателей, которые образуют обосновывают критерии применения к предприятию методов финансового оздоровления.

Финансовая стабилизация предприятий осуществляется по таким следующим основным этапам:

    1. Устранение неплатежеспособности,

    2. Восстановление финансовой устойчивости,

    3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Каждому этапу стабилизации финансового состояния предприятия соответствуют определенные внутренние механизмы:

  • оперативный – представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений;

  • тактический – представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия;

  • стратегический – представляет собой наступательную стратегию, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.

На основе полученных при анализе данных составляется стратегический план предприятия, который включает в себя: собственно стратегический анализ; определение рыночных сегментов и выделение центров финансовой ответственности; оценка возможностей с точки зрения привлекательности и конкурентоспособности на основе матриц и моделей стратегического планирования; финансовое планирование, эффективность которого определяется через модель денежных потоков, контроль и корректировка корректировку плана.

В системе стабилизации мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится санации. Это – система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых реализуемая с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия банкротом и его ликвидации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. К основным формам санации относятся: дотации и субвенции за счет средств бюджета; государственное льготное кредитование; государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам; целевой банковский кредит; перевод долга на другое юридическое лицо; реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные; выпуск облигаций и других ценных бумаг под гарантию санатора; отсрочка погашения облигаций предприятия; списания части долга.

Одним из направлений реформирования финансового оздоровления является структурная реорганизация, т.е. реструктуризация предприятия. Этот процесс включает в себя повышение хозяйственной самостоятельности подразделений, достижения достижения той или иной степени их экономического обособления, а так же связанные с этим процессы изменения ассортимента (его диверсификации), кадровой, финансовой и маркетинговой политики предприятия. При этом важно установить степень взаимозависимости основных подразделений. Для системы учета затрат и результатов подразделений вводится понятие центров финансовой ответственности (ЦФО). Выделяют следующие ЦФО:

  • центр прибыли – центр ответственности, руководитель которого отвечает за доходы и расходы, и, следовательно, за результат деятельности данного подразделения;

  • центр доходов – центр ответственности, руководство которого подотчетно только за получение доходов, т.е. имеет возможность контролировать и оказывать воздействие на цены и объем деятельностипродаж;

  • центр затрат – центр ответственности, руководитель которого может контролировать только затраты;

  • центр инвестиций – центр ответственности, осуществляющий хозяйственную деятельность и несущий затраты при реализации инвестиционных проектов предприятия, где руководство подотчетно за затраты, доходы и инвестиции.

Реструктуризация предприятия связана с сокращением затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, однако она требует внедрения четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля. Для получения комплексной оценки деятельности центров ответственности вводятся контрольные показатели производственно-хозяйственной деятельности. Эффективность работы центров ответственности определяется сравнением плановых и фактических показателей. На основе сравнения данных по контрольным показателям руководитель центра ответственности оперативно принимает меры по достижению контрольных показателей, повышению эффективности деятельности центра ответственности.

В настоящее время в финансовых органах крупных предприятий нашла широкое применение такая модельсистема финансового анализа как бюджетированиебюджетирования. Бюджетирование это не только контроль за финансовыми расходами предприятия, но система планирования, регулирования, анализа и качественного формирования внутрифирменной отчетности с использованием современных пакетов прикладным прикладных программ. Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того как предполагаемые действия выполняютсяосуществляются. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизованной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия. Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

  • Планирование деятельности предприятия в целом и по подразделениям.

  • Подготовка проектов отдельных бюджетов.

  • Подготовка проекта общего бюджета.

  • Внесение корректировок и согласование бюджетов.

  • Утверждение бюджета, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.

Эффективность реструктуризации во многом зависит от применяемой методологии и последовательности в реализации выбранной стратегии поведения по отношении к клиентам и поставщикам. В связи с чем отдельно рассматриваются методы реструктуризации задолженности. Реструктуризация задолженности - это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами и дебиторами. Предприятие стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа и т.д.
^ Тема 7. Инвестиционный менеджмент в антикризисном управлении
Важным условием развития предприятия в соответствии с избранной экономической и финансовой стратегией является его высокая инвестиционная активность. Основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленное на расширение экономического потенциала предприятия. Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия; расширение действующего предприятия.

Для обеспечения антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии является структурная перестройка экономики предприятия. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятия, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Источниками финансирования инвестиционного процесса являются: собственные финансовые средства; продажа основных фондов, земельных участков и других активов; привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые финансово-промышленными группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы; ассигнования из федерального бюджета; иностранные инвестиции; различные формы заемных средств, в том числе кредиты.

В процессе принятия инвестиционных решений можно выделить следующие этапы:

  • оценку оценка финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности;

  • обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;

  • оценку оценка будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.

Одним из наиболее важных этапов критериев оценки инвестиционной привлекательности предприятия является его финансово-хозяйственная деятельность. Важное значение имеет наличие у предприятия собственных оборотных средств, которое что является показателем прочности предприятия и оценкой его надежности.

В ходе проведения анализа предприятия в целях дальнейшего инвестирования важную роль играет выбор и обоснование критериев для оценки полученных финансовых показателей. Основу принятия управленческих решений по инвестированию составляет сравнение объемов инвестиций с ежегодным поступлением денежных средств, когда проект заработает после пуска его в эксплуатацию. Для того, чтобы сопоставить размер инвестиций и будущие денежные поступления нужно выполнить процедуру дисконтирования потоков платежей. При оценке инвестиционных решений важное значение приобретает анализ размере размера и срока возникновения денежных доходов в результате капиталовложений.

Наиболее распространенными методами оценки в инвестиционной политики являются:

  • определение срока окупаемости инвестиций;

  • расчет средней доходности инвестиций;

  • расчет чистой приведенной (текущей) стоимости;

  • определение внутренней нормы доходности.

Любое предприятия достигает успеха в своей деятельности, если находится в процессе постоянного развития, в обратном случае оно рискует стать неконкурентоспособным, что способствует возникновению кризисной ситуации и может послужить причиной банкротства. В связи с этим поиск возможных решений в управлении инновационными процессами становится одной из важных задач антикризисного управления. Концепция теории инноваций включает включает в себя такие понятия как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства».

Инновационный процесс включает в себя следующие фазы: НИОКР; фаза технологического освоения; фаза стабилизации объемов производства; фаза снижения объемов производства и продаж. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, инновационность становится ключевым фактором успеха. Различают два основных типа инновационной стратегии: адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке; конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции.

Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

Список рекомендуемой литературы

^ Основная литература: (имеется в библиотеке ВЗФЭИ)

  1. Антикризисное управление. Учебник. Под ред. Проф. Э.М. Короткова. М., ИНФРА-М, 2007

  2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.II, раздел VIII., М., Ника-Центр, 2004

  3. Балашов В.Г., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями и банками. Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2001

Дополнительная литература:

  1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" , № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (в ред. 2002 года).

  2. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" , № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. Под общей ред. В.В. Витрянского.

  3. Тренев В.Н. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий. М.Приор, 2001.

  4. Антикризисный менеджмент. Под ред. Проф. А.Г.Грязновой. М., Тандем, 2000.



Скачать файл (170.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru