Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Международная торговля результатами инновационной деятельности - файл 1.doc


Контрольная работа - Международная торговля результатами инновационной деятельности
скачать (191 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc191kb.20.12.2011 11:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Оглавление

контрольной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему «Международная торговля результатами инновационной деятельности».


Введение 3

1. Сущность инноваций 4

2. Международный рынок инноваций 8

3. Виды и формы передачи инноваций на международном рынке 17

4. Международный инжиниринг 22

Заключение 25

Список используемой литературы 27


Введение

Одним из путей достижения конкурентных преимуществ предприятия является эффективное управление инновационным потенциалом. Исходя из определения экономического потенциала под инновационным потенциалом предприятия следует понимать его способность выполнять определенный объем инновационной деятельности в выбранный период времени.

Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся "новыми", идеи, которые буквально "витали в воздухе", но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки.

Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. 1

Если конкуренты реагируют медленно, то такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными.

На современном этапе важную роль играет торговля инновациями на международном рынке.

^ 1. Сущность инноваций

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

В настоящее время ни в экономической литературе, ни в законодательно-нормативной базе не имеется общепринятой терминологии в области инновационной деятельности.2 В связи с этим, для раскрытия понятия "инновационная деятельность предприятия" необходимо проанализировать существующие литературные и законодательные источники.

В зависимости от целей и предметов исследования каждый экономист по-своему рассматривает инновации:

  • как процесс(И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани и др.);

  • как систему (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер);

  • как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец и др.);

  • как результат(А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Д. В. Соколов, А.Б. Титов,).

Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера3.

А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах.

М.Хучек отмечает, что в словаре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу.4

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В словаре "Научно-технический прогресс" инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Авторы справочного пособия "Инновационный менеджмент" П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

В.Г. Медынский считает, что под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Исходя из вышеизложенного материала, можно выделить следующие свойства инновации:

Во-первых, инновация – есть конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности в определенной сфере.

Во-вторых, инновация по определенным своим характеристикам отличается от предшествующих аналогов.

В третьих, инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.5

Таким образом, в широком смысле слова под инновацией следует понимать конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности людей, отличающийся от предшествующих аналогов, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта или усовершенствованного технологического процесса, созданный с целью получения экономического, управленческого, экологического или другого вида эффекта.

В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.

В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей.

Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.6

Раскрытие сущности понятия "инновационный потенциал" целесообразно осуществлять через определение его составных категорий. Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие "потенциал" характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым7.

Инновация в соответствии с Международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Принимая во внимание вышеизложенное, категорию "инновационный потенциал" вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Приведем здесь и другие определения понятия инновационного потенциала.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это "мера готовности" предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Таким образом, существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы к определению структуры инновационного потенциала.

^ 2. Международный рынок инноваций

В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо которой они не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом.

По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы.

За исключением очень небольшого числа случаев инновации являются результатом необычных усилий. Компания, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.

После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно повторить. Корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов; бразильские компании сформировали технологические процессы и разработали дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими особые виды кожаной обуви.

Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

В соответствии с теорией фирмы Е. Пенроуз компетентность менеджмента и человеческие ресурсы контролируют пределы роста фирмы. В этом случае рост компетенции менеджмента становится стратегической целью и справедливо утверждение: «Единственным устойчивым источником конкурентного преимущества является способность к «обучению».

Выявление дисбаланса в том, что фирма может делать и что ей требуется – лучший путь стимулирования обучения и расширения компетенции персонала фирмы. В частности, это становится особенно важным при комбинировании внутренних созидающих знаний с внешними. Это важно и для управления рисками, и для минимизации трансакционных издержек.

Полезно в этой связи определить три базовые функции фирмы в трех категориях:

  • размещение накопленных ресурсов (статика);

  • эксплуатация используемых ресурсов при входе в новые сферы деятельности (динамика первого рода);

  • ускорение обучения и создание новых компетентностей (динамика второго рода).

Эти три функции являются центральными моментами трех различных теорий фирмы, а именно классической, на базе ресурсов и на базе обучения. Реальная фирма осуществляет все три функции, но в долгосрочной перспективе успех и рост фирмы зависит от ее способности создавать новые компетенции. Эти три функции могут иметь различный вес в различных частях экономики. Там, где скорость изменений растет драматически, третья функция становится центральной концепцией менеджмента.

Заключая рассмотрение системного подхода к инновациям, как основополагающему фактору в конкуренции, целесообразно отметить системную связь основных характеристик такого подхода (рис. 1.).



^ Рис. 1. Современный системный подход к оценке роли инноваций в конкуренции

В книге Гольдшейна Г.Я. приведена схема включения новой технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы. На рис. 2 приведена модернизация этой схемы применительно к инновациям (НИОКР) 8.



^ Рис. 2. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы
Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы в выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств решений маркетинговых и научно-технических. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии.

Инновационная среда предприятия складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния внутренней среды предприятия (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата, дающего оценку состояния его внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).

Анализ инновационной среды организации сложен и трудоемок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения. В дополнение к таким фундаментальным методам как системный анализ, целевой и ситуационный применяется метод “SWOT-анализа” – оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Аббревиатура SWOT:

S – strength (сила),

W – weakness (слабость),

O – opportunity (возможность),

T – threat (угроза). 9

Анализ среды фирмы осуществляется с целью:

  • выявления в ее потенциале силы (S);

  • выявления в ее потенциале слабости (W);

  • установления возможностей (O), предоставляемых организации ее внешней средой;

  • выявления угроз (T) для фирмы со стороны внешней среды.

После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, устанавливают связи между ними.

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала фирмы.

Складываются следующие группы ситуаций.

^ I. Поле SO – “сила-возможности”. Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию использования возможности.

^ II. Поле ST – “сила-угрозы”. Фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шансы использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.

^ III. Поле WT – “слабость-угрозы”. Это наихудшее сочетание для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

^ IV. Поле WO – “слабость-возможности”. Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации, или целесообразность поиска стратегии развития потенциала10.

В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и Анализ макросреды. Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом – их влияние на инновационные цели и стратегии, то есть определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов – территориального масштаба и отраслей. Однако, в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер.

В качестве дальнего (косвенного) окружения организации внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, то есть формированием и использованием потенциала организации. Поэтому, точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние на потенциал организации.

Любая оценка составляет лишь определенную операцию анализа. Однако эта операция завершает анализ и потому очень важна. Поэтому требуется, как и в нашем случае, особо уточнить применяемые подходы к формированию оценок. Критерии оценки мы оговорили (соответствие целям, стратегиям, потенциалу организации). Качество оценки зависит от состава учитываемых факторов, от точности моделирования связи фактора (параметра внешней макросреды) с объектом оценки (параметрами организации), от качества прогнозирования их динамики изменения. Все это определяется квалификацией и информированностью аналитиков и экспертов.

Оценка состояния и влияния макросреды проходит три стадии: на первой мы оцениваем состояние и влияние отдельных факторов сферы; на второй оценивается влияние сферы в целом; на третьей подводится итог влиянию всей внешней макросреды.11

Анализ микросреды. Объект анализа – зоны микросреды. Предмет - их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, то есть определение инновационного микроклимата.

Внешняя среда в части ближайшего окружения организации и прямого на нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью следующих стратегических зон:

  • стратегические зоны хозяйствования (отрасли, рынки, потребители, конкуренты). Оценка конкурентной среды в силу ее большой значимости рассмотрена более детально;

  • стратегические зоны капиталовложений;

  • стратегические зоны технологий и информационных ресурсов;

  • стратегические зоны сырьевых и материально-технических ресурсов;

  • стратегические зоны трудовых ресурсов;

  • группы стратегического влияния.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Субъектами мирового рынка технологий являются государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица — ученые и специалисты.

Важно четко осознавать, что технология становится товаром, т.е. продуктом, который может быть продан лишь в определенных условиях. Достаточно сказать, что даже запатентованные новшества используются во всем мире лишь на 3-5%. А в процессе прохождения «голой» идеи на пути своего превращения в товар отсев еще больше. Из каждых ста идей разрабатывается не больше одной. Из каждых ста новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает (не подтверждает) свыше 90%.

Итак, технология приближается к тому, чтобы стать товаром на определенной стадии движения «идея — рынок», а именно тогда, когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, осуществлен отсев, определены возможные сферы использования. Но даже в этом случае товар-технология должен иметь товарный вид, т.е. удовлетворять стандартным требованиям, предлагаемым к товару.

В таком виде технология-товар может иметь вид патентов, производственного опыта, «ноу-хау», опытных или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологических (в т.ч. металлургических, химических, биотехнологических и др.) процессов.

Приобретая товарный вид, технология становится товаром и может быть предметом передачи технологии. Бытующее в России понятие «внедрение» не применимо к рыночным условиям технологического обмена, ибо технология может быть товаром и без внедрения. Например, патент, опытный или промышленный образец вполне могут иметь спрос и продаваться. Поэтому более приемлемо для процесса коммерческого использования продуктов интеллектуального труда применять термины «передача технологии» или «технологический обмен». В практике договоров технологического обмена почти невозможно бывает выделить объект технологического обмена в предельно чистом виде12. Например, поставки какого-либо оборудования всегда сопровождаются передачей пакетов сопроводительной документации, иногда лицензий. Само оборудование может быть уже знакомым, и только отдельный узел или компонент — принципиально новым, что радикально меняет технические характеристики всего оборудования. Кроме того, фирма-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое «ноу-хау». Иначе говоря, передача технологии имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает ее как новую, позволяющую улучшить свою конкурентоспособность и увеличить в перспективе прибыль.

^ 3. Виды и формы передачи инноваций на международном рынке

Существует мнение, что основным каналом передачи технологии является лицензионный обмен. В действительности, как уже упоминалось, это только часть, наиболее видимая со стороны.

Именно поэтому все высокотехнологичные фирмы промышленно развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль в сфере передачи технологии играют государства и правительства. Действительно, так называемый технологический разрыв, который существует между США и Западной Европой, Западной Европой и Японией, промышленно развитыми и развивающимися странами, в т.ч. НИС и наименее развитыми, а также Россией и другими бывшими социалистическими странами, может быть выгодно использован (и используется промышленно развитыми странами) как в коммерческих, так и в политических целях13.

Технология-товар проходит определенный жизненный цикл. На дорыночной фазе технология является товаром лишь потенциально, а фактически может им и не стать. К моменту своего выхода на рынок расходы на создание технологии быстро увеличиваются, и данная стадия — выход на рынок — является критической. Если рынок отвергает новый продукт (процесс), то все затраты становятся бросовыми и лишь отягощают общий перечень издержек и накладных расходов фирм (организаций).

В случае успешного внедрения на рынок спрос на технологию быстро возрастает, достигает некоего максимума и затем начинает снижаться. Соответственно, изменяются и ценовые параметры, а значит, прибыль.

В период рыночной жизни технологии быстро растут предложение, конкуренция и спрос. Появляется большое количество имитаторов, предлагающих аналогичный товар, но с другой торговой маркой. Оградить интересы человека и фирмы-производителя, их приоритет призваны патент, право интеллектуальной и промышленной собственности, охраняемые законодательством всех цивилизованных государств. Для надежной защиты своих прав на технологию любой ее создатель стремится запатентовать ее в основных странах — потенциальных конкурентах. На практике ведущие фирмы — производители новой технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 возможных странах-потребителях (конкурентах), т.е. в основных промышленно развитых государствах.

Правовые системы различных стран предусматривают разнообразные сроки охраны прав собственности на технологию — примерно до 10-20 лет. Этого срока оказывается более чем достаточно для прохождения жизненного цикла. Более того, в современных условиях происходит быстрое сжатие сроков и разработки, рыночной жизни технологий.

Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально быстрой ее коммерциализации. Те из них, кто способен собственными силами производить и продавать технологию в материализованном виде — технику, инструменты, узлы, комплексные технологические объекты, используют следующую стратегию14.

На первом этапе жизненного цикла предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая способна обеспечить покупателю новое качество при использовании данного товара.

На втором этапе технологический обмен сопровождается (или осуществляется) в виде прямых инвестиций, что открывает для продавца новые горизонты — новые рынки, дает экономию на оплате труда, транспортных издержек и других услугах и товарах, позволяет увеличить массу прибыли.

На третьем этапе предпочтение традиционно отдается продаже «голых» лицензий, т.е. уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную («ноу-хау») технологию, ее использованию. В массовом сознании именно этот этап часто ассоциируется с технологическим обменом, но, как мы видим, это не так. В последние годы третий этап часто сопровождается учреждением предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), но поступающая в них технология отнюдь не относится к передовым. Знание данной закономерности в процессе передачи технологии особенно важно для предпринимателя России, переживающей учредительский бум в области ПИИ (бывших СП).

Однако крупные ТНК придерживаются иной стратегии во внутрифирменных отношениях. Многие из них — многозаводские, имеющие юридически не зависимые, но соподчиненные с материнской компанией дочерние компании, филиалы и отделения. Технологический обмен между ними осуществляется принципиально иначе, чем между полностью независимыми контрагентами.

Не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК, который активно используется ими для проникновения на новые рынки и учреждения собственных фирм.

Гораздо более перспективным источником технологий могут быть поэтому более мелкие фирмы, у которых недостает собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые притягивают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу — в момент ее появления. Для России привлечение иностранного капитала в новые небольшие компании и технопарки — наиболее вероятный путь развития международного технологического обмена15.

Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, позволяет осуществлять международный технологический обмен по «многоступенчатому» сценарию.

Так называемая высокая технология обращается преимущественно между промышленно развитыми странами. Средние и низкие технологии не имеют той ценности для промышленно развитых стран, что высокая технология, т.е. они могут не стать для них товаром. Но для рынков НИС они могут быть новой технологией. В последние десятилетия рынок НИС активно участвует в технологическом обмене с промышленно развитыми странами. Поэтому промышленно развитые страны получают возможность растянуть во времени и в пространстве жизненный цикл технологии, увеличивая и получаемую прибыль. Принципиальная особенность такого обмена — приобретение лицензий фирмами развивающихся стран, перенос относительно простых стадий производства корпораций промышленно развитых стран в собственные филиалы и отделения, расположенные в НИС.

Единственный реальный путь для вхождения России в международный технологический обмен и в рынок технологий — использование накопленного научно-технического потенциала. Уже теперь ясно, что он способен привлечь миллиарды долларов инвестиций под совместную коммерциализацию двойных технологий оборонного комплекса и ряда гражданских отраслей. Только на этом пути открывается возможность интеграции в мировое хозяйство, структурной перестройки, налаживания рыночной экономики и сокращения энерго-сырьевой направленности экспорта.

Технологический обмен России имеет огромные перспективы и с промышленно развитыми, и с новыми индустриальными, и с постсоциалистическими странами. Мы можем предложить многие новые товары-технологии на рынки всех этих государств. Представляется, что такой путь гораздо лучше, чем импорт устаревшей, как правило, 10-20-летней давности технологии, которую мы осуществляем как рядовая развивающаяся страна. Причем при работе с разными по уровню развития странами российские компании вполне могли бы учитывать многоступенчатость жизненного цикла при продвижении на новые рынки сбыта. Международный механизм подобного рода передачи технологии давно отлажен.

Передача технологий осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам: бывает внутрифирменной, внутригосударственной и международной на коммерческой и некоммерческой основе.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

  • огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и др.; конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в т.ч. постоянно действующие;

  • обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами и организациями;

  • миграция ученых и специалистов (в т.ч. международная, так называемая «утечка умов») из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями. Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на непатентоспособную информацию — фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения16.

Помимо официальной, большой размах в последние годы приобрела нелегальная «передача» технологии в форме промышленного шпионажа и технологического «пиратства» — массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми структурами.

Следует подчеркнуть, что практически весь объем передачи технологии в коммерческой форме оформляется или сопровождается лицензионным договором, в котором, помимо запатентованной информации, может фигурировать ряд других положений и требований, обязательных к исполнению сторонами. Такими пунктами лицензионного соглашения могут быть: •S обязательство лицензиата (покупателя лицензии) использовать полученную технологию только в определенных границах (отраслевой, территориальный аспект);

  • обязательство лицензиара (продавца лицензии) и (или) лицензиата передавать всю информацию о доработке, совершенствовании приобретаемой технологии;

  • обязательство лицензиата приобретать в виде так называемых связанных закупок большой объем технологически простой продукции — комплектующих и полуфабрикатов;

  • обязательство лицензиата произвести паушальный (предварительный, разовый) платеж, если он находится в стране с неустойчивым социально-экономическим режимом;

  • указание срока, в течение которого лицензиар получает роялти — периодические отчисления в виде процента от объема продаж (не зависит от сроков патентной защиты);

  • включение в лицензионное соглашение права лицензиата пользоваться товарным знаком, знаком обслуживания, торговым названием, что может составлять до 25% всего объема лицензионного соглашения по стоимости.

^ 4. Международный инжиниринг

Международный инжиниринг представляет собой деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, оказываемых как специализированными фирмами, так и промышленными, строительными и другими компаниями.

Весь спектр услуг типа инжиниринг, исключая услуги типа технического содействия, может быть разделен на две основные группы: услуги, связанные с подготовкой технологического процесса, и услуги, целью которых является обеспечение рентабельного производства.

К первой группе можно отнести:

предпроектные услуги, в т.ч. изучение конъюнктуры рынка, маркетинг, проектно-изыскательские работы на площадке проекта: топографическая съемка, разработка инженерных планов местности, исследование почв, грунтов, разведка ископаемых, разработка планов капиталовложений, развитие транспортной сети, проведение исследований для подготовки и собственно подготовка технико-экономического обоснования проекта. В предпроектные услуги входят также консультативная деятельность и деятельность по надзору за проведением перечисленных работ;

проектные услуги, которые подразделяются на базисный и детальный инжиниринг. Они включают: а) в базисном инжиниринге — подготовку предварительных инженерных исследований и проектов, генерального плана и сопутствующих схем и рекомендаций, предварительную оценку стоимости проекта, расходов по его эксплуатации и созданию; б) в детальном инжиниринге — предоставление приложений по окончательному проекту, подробное исследование проекта, разработку сводного архитектурного проекта, подготовку рабочих чертежей, технических спецификаций и др. В эту группу входят также консультации и надзор за проведением указанных работ17;

послепроектные услуги — работы по заключению контракта на строительство и освоение технологии. Они включают: а) подготовку контрактной документации, организацию торгов, оценку предложений, составление рекомендаций по ним, предоставление контракта; б) ведение проекта, надзор и инспекцию за осуществлением работ, управление строительством; в) проведение приемных испытаний после сдачи в эксплуатацию, составление и выдачу сертификата о завершении работ, технического заключения о строительстве; г) подготовку инженерного и технического персонала; д) подготовку условий для сбыта продукции;

специальные услуги, обусловленные конкретными проблемами создания данного объекта (экономические исследования, исследования проблем утилизации отходов, различные юридические процедуры и т.п.).

К другой группе инжиниринговых услуг относятся также работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализацией его продукции.

Техническое содействие может быть оказано либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком технологии, либо консультантом. Причем даже в тех случаях, когда оно оказывается генеральным подрядчиком или поставщиком технологии, консультант может выступать как агент заказчика, оказывая заказчику консультационные услуги в рамках отдельного контракта.

Особенностью консультативного инжиниринга (consulting engineering) как вида услуг является то, что услуги подобного рода оказываются, как правило, независимым инженером-консультантом (или фирмой), уровень которых определяется личным интеллектуальным вкладом консультанта. Такой интеллектуальный вклад хотя в общем и не относится к интеллектуальной собственности, подлежащей специальной правовой защите, но является все же уникальным в каждом отдельном случае, и по каждому конкретному проекту оценка услуг такого рода производится, как правило, с учетом профессиональной ценности и опыта практической деятельности, а также хозяйственной важности объекта и научно-технического уровня передаваемой при этом технологии.

В системе мирохозяйственных связей рыночной экономики консультативный инжиниринг рассматривается только как часть общего понятия инжиниринга (complex engineering), т.к. в дополнение к нему необходимо отдельно рассматривать также и два других вида инжиниринга, а именно:

технологический инжиниринг (process engineering), смыслом которого является предоставление (продажа) заказчику технологии или технологий (часто необходимых для строительства определенного промышленного объекта), предполагающее одновременную передачу (продажу) конкретного производственного опыта и/или знаний, «ноу-хау», патента18;

субподряд, или строительный (общий) инжиниринг (general engineering), относящийся главным образом к проектированию и поставкам оборудования, а также его монтажу, приемочным испытаниям и т.п., как правило, в рамках отдельного контракта.

Итак, консультативный инжиниринг связан главным образом с интеллектуальными услугами, предоставляемыми от имени физического или юридического лица, оказываемыми отдельным лицом или группой лиц: инженеров, техников и/или специалистов различного профиля, объединенных и не объединенных в постоянные коллективы и располагающих необходимыми средствами для выполнения конкретных работ по проектированию, научно-техническим исследованиям и/или контролю и другим необходимым функциям в области экономического и промышленного развития в целом. Эти работы, следовательно, непосредственно касаются выполнения проектирования, руководства и/или управления в целях осуществления определенного проекта по передаче технологий.

Заключение

Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом.

В настоящее время инновационная деятельность отдельных стран испытывает на себе все возрастающее воздействие глобализации и интернационализации - процессов, которые становятся основополагающими в формировании и развитии мирового хозяйства. Либерализация международных экономических отношений является главным двигателем развития глобальной экономики и экономической интеграции различных стран. Постоянно повышающаяся степень открытости мирового хозяйства стимулирует его развитие, затрагивая все существенные компоненты жизни человеческого общества.

Формирование новой экономической инфраструктуры основывается на выделении качественно новых видов товаров - результатов интеллектуальной деятельности. Причем транснациональное производство таких товаров не связано ни с исчерпанием ограниченных природных ресурсов, ни с эксплуатацией национальных экономик слаборазвитых стран, ни с использованием дешевой и неквалифицированной рабочей силы. Двигателями такого нового типа интернационализации являются экспоненциальный рост распространенности информационных и телекоммуникационных технологий и неуклонная либерализация мировых рынков труда и капитала.

Список используемой литературы

  1. Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2001.

  2. Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. – М.: Институт науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008.

  3. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. — М.: ИИД "Филио", 2008.

  4. Введение в прикладную экономику. Краткий конспект лекций Сост.А.А.Голиков. Челябинск, ЧелГУ, 1999г. С. 15-20

  5. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями. – М.: Экономика, 2007.

  6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. С. 127.

  7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Питер, 1999. С.75.

  8. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2006. C. 74.

  9. Иванов В.П.Инновации. – 2008. – № 5.

  10. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Банки и биржи, 2003. C. 105.

  11. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина. 2-е изд. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.

  12. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. С. 192.

  13. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 1.

  14. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. СПб., 2006.

  15. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура //Наука и наукознание. – 2001. – №2. – С. 54-65.

  16. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – С. 83

  17. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 83 с.

  18. Яковлев А.Е., Малютин А.С., Плеханов А.В. и др. Экономика и организация инновационной деятельности: Учебное пособие. – М.: Палеотип, 2005. – С. 31




1 Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. С. 192.

2 Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. – М.: Институт науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008.

3 Яковлев А.Е., Малютин А.С., Плеханов А.В. и др. Экономика и организация инновационной деятельности: Учебное пособие. – М.: Палеотип, 2005. – С. 31

4 Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 83 с.

5 Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 1.

6 Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура //Наука и наукознание. – 2001. – №2. – С. 54-65.

7 Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – С. 83

8 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. С. 127.

9 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Питер, 1999. С.75.

10 Введение в прикладную экономику. Краткий конспект лекций Сост.А.А.Голиков. Челябинск, ЧелГУ, 1999г. С. 15-20


11 Иванов В.П.Инновации. – 2008. – № 5.

12 Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2001.

13 Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. — М.: ИИД "Филио", 2008.

14 Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2006. C. 74.

15 Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями. – М.: Экономика, 2007.

16 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Банки и биржи, 2003. C. 105.

17 Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина. 2-е изд. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.

18 Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. СПб., 2006.



Скачать файл (191 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru