Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Основы юридической психологии - файл 1.doc


Контрольная работа - Основы юридической психологии
скачать (85.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc86kb.20.12.2011 11:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Факультет управления и предпринимательства

Контрольная работа по дисциплине:

Юридическая психология

по теме:

Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания

Работу выполнил студент

группы

Номер зачетной книжки:

Проверил:
___________
Нижний Новгород

Вступление

  1. Предмет, задачи, принципы юридической психологии

  2. Историческое формирование отечественной юридической психологии

  3. Современное состояние юридической психологии.

Заключение

Список используемой литературы
Вступление
Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Развитие общей и социальной психологии привело к образованию специальной дисциплины - юридической психологии, имеющей свой предмет, методы, психологические закономерности и играющей важную роль в практической деятельности юристов.

Психология (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

^ Предмет, задачи, принципы юридической психологии.

Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфичны лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов. Юридическая психология исследует и систематизирует психологические основы правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, что и составляет предмет юридической психологии.

Вышеуказанная сущность юридической психологии определяет и ее методологические принципы, которые обусловлены и психологией, и правоведением.

К принципам юридической психологии мы относим:

1) обусловленность правозначимого поведения личности условиями ее жизнедеятельности;

2) факторы, детерминирующие правозначимое поведение, системны, комплексны;

3) реализация правозначимого поведения определяется генезисом (онтогенетическим формированием) личности; основной способ научного анализа правозначимого поведения - метод функционально-генетического анализа;

4) психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться: поведение человека детерминируется (определяется) единым генетико-психосоциальным фактором;

5) исследования в области юридической психологии синтетичны - психические закономерности здесь соотносятся с правовыми постулатами, нормами материального и процессуального права;

6) как и любая наука, юридическая психология призвана соответствовать принципу научности: она использует научно апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологические концепции.

Исследуя структуру юридической психологии, мы определяем ее составные части, разделы, их взаимосвязь, семантику (смысловое содержание) каждой части, ее соотнесенность со смежными отраслями знаний. Так, методологический раздел юридической психологии соотносится с общей научной методологией, гносеологией, методикой научного исследования. Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология связана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая (следственная и судебная) психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социального положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией - наукой о наказании.

Уже краткий анализ структурных образований юридической психологии свидетельствует об их относительной самостоятельности - они связаны со своими научными зонами и наряду с этим они функционально взаимосвязаны между собой.


^ Историческое формирование отечественной юридической психологии.
В России интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после Судебной реформы 1864 г. В 1874 г. в Казани публикуется первая монография по судебной психологии "Очерки судебной психологии". Ее автор - психиатр А.А. Фрезе считал, что предмет судебной психологии - "применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни". В 1877 г. юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей "Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям", в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями - "законами сознательной жизни человека" (Дриль Д.А. На что должна быть направлена карательная деятельность? Психологический очерк. СПб., 1881). В другой работе ("Психологические типы в их соотношении с преступностью... Частная психология преступности", 1890) Д.А. Дриль, анализируя общие механизмы преступного поведения, приходит к выводу, что один из этих механизмов - ослабление у преступников способности "властно руководствоваться предвидением будущего". Глубокой психологической эрудицией отличались судебные речи В.Д. Спасовича, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Выдающийся юрист А.Ф. Кони уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. А.Ф. Кони читал курс лекций "О преступных типах", написал ряд содержательных работ по судебной психологии. Так, в работе "Память и внимание" А.Ф. Кони писал: "Судебные деятели по предварительному исследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел на суде должны иметь твердую почву сознательного отношения к доказательствам, среди которых главнейшее, а в большинстве случаев и исключительное, место занимают показания свидетелей, для чего в круг преподавания на юридическом факультете должны быть введены психология и психопатология" .

На рубеже XIX - XX столетий в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уголовного процесса.

Реформы 60-х гг. дали мощный заряд для дальнейшего развития философско-правовых воззрений, формирования либерально-демократического мировоззрения.

Русские либералы конца XIX - начала XX столетий вступили в острую полемику с утопическими социалистами и русскими марксистами - отстаивался социологический подход к сущности права (С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, К.Д. Кавелин, П.А. Сорокин, В.С. Соловьев и др.).

Проблема взаимосвязи права, нравственности и религии широко обсуждалась Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853 - 1900), который выступил крупнейшим пропагандистом правового государства. В.С. Соловьев считал, что правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей. Сравнивая право с нравственностью (моралью), В.С. Соловьев определял право как инструмент реализации минимума нравственности, как инструмент "принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага".

В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Родившийся в глухой деревне Турья Костромской губернии, П.А. Сорокин окончил Психоневрологический институт и Петроградский университет, стал доктором социологии и магистром уголовного права, почетным доктором многих американских и европейских университетов. Будучи высланным из Советской России в 1922 г., Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и Президентом Американского социологического общества, а затем и Президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П.А. Сорокина ("Современные социологические теории", "Преступление и кара, подвиг и награда" и др.) широко известны в США и во многих европейских странах.

П. Сорокин утверждал, что динамика поведения людей зависит от социальной и культурной динамики ("Социальная и культурная динамика". В 4 т. 1937 - 1941). Догматика уголовного права, по мнению Сорокина, не охватывает всего класса социальных явлений, правоведение должно более тесно смыкаться с социологией и социальной психологией. Следует учитывать, полагал Сорокин, что между "официальным законом" и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение. И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы.

В начале XX в. в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898 - 1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования - их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале XX в.

В 1908 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса "Судебная психология". А в 1909 г. в рамках психоневрологического института был создан Криминологический институт.

Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.

В судебной психологии наметился круг основных проблем - изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др.

В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал А.М. Бехтерев. Итоги его работы были обобщены им в труде "Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности" (СПб., 1912).

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 г. на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. - организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления. В работе этих кабинетов участвовали ведущие психологи. Их исследования становились достоянием практических работников правоохранения .

Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влияние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов формирования личности преступника.

Исследователями все более осознавалась необходимость комплексного, всестороннего изучения преступности.

В 1925 г. в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в психобиологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганизации в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии

Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х гг. следует отметить работы К. Сотонина, С.В. Познышева, М.Н. Гернета, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников - убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии. Экспериментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.

В 1930 г. состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера "Об итогах и перспективах изучения судебной психологии" и А.Е. Брусиловского "Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе".

В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника); 2) процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства); 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности).

Однако в то время были допущены и крупные биологизаторские ошибки. Так, С.В. Познышев в работе "Криминальная психология. Преступные типы" подразделял преступников на два типа - экзогенных и эндогенных (внешне обусловленных и внутреннее обусловленных).
^ Современное состояние юридической психологии.

Резкая критика в начале 30-х гг. допущенных ранее "биологизаторских" ошибок, а также правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований.

Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие "революционной законности" стало зловещим орудием нарушения прав человека.

Репрессивный аппарат антинародной партийной олигархии не интересовался психологическими тонкостями доказательственного процесса.

В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как государственного средства регламентации поведения людей, контроля над ним и наказания за отклоняющееся поведение. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались.

Только в 60-х гг. прошлого столетия в связи с некоторой политической "оттепелью" появились социологические, социально-психологические и психолого-юридические исследования.

В 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране". На основе этого Постановления в 1966 г. в юридических вузах было введено преподавание общей и судебной психологии.

В 1968 г. в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа "Судебная психология для следователей" (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии.

На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция судебной психологии. В 1974 г. в составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского организована лаборатория психологии. Начались исследования по судебно-психологической экспертизе.

В структуре Академии МВД РФ был создан специализированный Ученый совет по защите диссертаций психолого-юридического профиля, в котором к настоящему времени защищено более 50 кандидатских и 20 докторских диссертаций, в том числе по таким концептуальным проблемам, как "Система категорий юридической психологии" (докторская диссертация М.И. Еникеева), "Психология уголовной ответственности" (докторская диссертация О.Д. Ситковской) и др.

Уже в конце 60-х гг. появляется ряд исследований по психологии допроса, исправительной психологии . В коллективном труде "Теория доказательств в советском уголовном процессе" (М., 1966, 1973) в главу "Процесс доказывания" был включен параграф "Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания", написанный профессором А.Р. Ратиновым.

Приоритетное развитие получили следующие проблемы:

1. Психологические аспекты противоправного поведения (криминальная психология) - Ю.М. Антонян, С.В. Бродин, В.В. Гульдан, П.С. Дагель, С.Н. Ениколопов, К.Е. Лунеев, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунев, Г.М. Миньковский, В.В. Романов, А.М. Столяренко, С.А. Тарарухин, А.М. Яковлев и другие.

2. Психологические аспекты следственной тактики - А.К. Давлетов, А.В. Дулов, М.И. Еникеев, И. Кэртес, В.Е. Коновалова, А.Р. Ратинов, Л.Б. Филонов, И.Н. Шахриманьян и другие.

3. Психология следователя - В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Д.П. Котов, Г.Н. Шиханцов и другие.

4. Судебно-психологическая экспертиза - В.В. Гульдан, М.В. Костицкий, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, О.Д. Ситковская, Ф.С. Сафуанов и другие.

5. Психология исправительной деятельности - А.Б. Глоточкин, В.Г. Даев, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, П.Г. Пономарев, М.П. Стурова, Г.А. Туманов, Г.Ф. Хохряков.

В 70-х гг. ряд ведущих сотрудников Института государства и права РАН (В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц, А.М. Яковлев и другие) начали исследование социологических и социально-психологических аспектов права. Усилиями этих ученых была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке.

Существенные изменения в правовом мировоззрении, правопонимании и правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х гг., потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области "человеческого фактора".

Однако в то время юридические вузы не были обеспечены необходимой научно-методической базой для преподавания юридической психологии.

В 1972 г. в ВЮЗИ в составе кафедры криминалистики (а затем - кафедры криминологии) был создан сектор юридической психологии, которым до настоящего времени руководит профессор кафедры криминологии и психологии МГЮА, доктор психологических наук М.И. Еникеев.

Были разработаны первые учебные пособия по курсу общей и судебной психологии.

В 1983 г. Минвузом СССР была утверждена и издана массовым тиражом учебная программа по психологии для юридических вузов. Эта программа неоднократно переиздавалась и действует до настоящего времени. В соответствии с этой программой были разработаны "Методические указания к изучению курса общей и юридической психологии". А в 1996 г. издательством "Юридическая литература" был издан утвержденный Министерством общего и профессионального образования России первый учебник для вузов профессора М.И. Еникеева "Общая и юридическая психология" в двух частях (в 2006 г. - 10-е издание). Значительный вклад в формирование "Юридической психологии" как учебной дисциплины внесли также В.Л. Васильев, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.Ф. Романов.

Проблемы статуса, системы и перспектив развития отечественной юридической психологии широко обсуждались в центральной психологической печати .

Обозначилась система задач юридической психологии:

- осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

- обеспечить глубокое понимание юристами поведения человека как объекта правовой регуляции;

- раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

- выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования.

Стало очевидным, что юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности; разрабатывает научные рекомендации по эффективной организации пенитенциарной деятельности, по оптимизации деятельности органов правоприменения и правоохранения.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Психологические знания необходимы для назначения судебно-психологической экспертизы, квалификации состава преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ, реализации ст. 61 УК РФ, требующей выявления состояния аффекта и других психологических обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.

В следственно-поисковой деятельности, особенно в исходных информационно-дефицитных ситуациях, ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактики следственных действий психологические знания широко используются криминалистами. В самой общей теории криминалистики психологические знания составляют ее основу.

Наряду с формированием юридической психологии как научной и учебной дисциплины появились фундаментальные научные исследования, утверждающие психологию как концептуальный источник права .

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной и учебной дисциплины. Однако многие ее направления и даже разделы разработаны еще недостаточно.

Заключение
Юридическая психология включает в себя различные особенности научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психологическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой юридической деятельности в сфере правового регулирования.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология - научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы "человек - право", разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений.

Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Объект юридической психологии - человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений.

Задачи юридической психологии:

- исследование и выведение психологических закономерностей деятельности и личности человека в области правового регулирования;

- разработка практических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Юридическая психология как отрасль психологической науки включает:

- разработку общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.);

- проблематику психологии нормативно-правовой регуляции, психологическое обеспечение применения норм права, правотворчества.


^ Список использованной литературы


  1. Еникеев М.И. Энциклопедия юридической психологии. М., 2001

  2. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Краткий энциклопедический словарь по общей, социальной и юридической психологии. М.: Юридическая литература, 1997

  3. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

  4. Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000



Скачать файл (85.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru