Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

60 вопросов по политологии - файл 1.docx


60 вопросов по политологии
скачать (131.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx132kb.16.11.2011 19:18скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1

Предмет, объект и закономерности политологии.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная со взаимодействием различных общностей людей — социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Предметом политологии является феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения, она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Характерные закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления. Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью.

^ Билет 2

Методы политологии

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Эмпирико-социологический метод - совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Сравнительный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих черты подобия. Системный метод рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Поведенческий метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Количественный метод - статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий. Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа.

^ Билет 3

Функции политологии

Две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач; 2) прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике. Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приёмов анализа политических явлений и процессов. Теоретическая функция — это объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов. Описательная функция — изучение, накопление, описание явлений политической жизни. Объяснительная функция — это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни. Прогностическая функция — выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Инструментальная функция — нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата? Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своей роли в политических процессах. Идеологическая функция — выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.


^ Билет 7

Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества.

Политическое дальнейшее развитие происходит на фоне буржуазных революций XVI— первой половины XIX в. Политические идеи нового класса получают свою всестороннюю разработку в последующее Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Голландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия. Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного договора из естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех». Жан Жак Руссо (1712—1778). В их произведениях принципы свободы и равенства превратились в развернутые политические учения. Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию», где просвещен не только сам монарх, но и его подданные. Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народовластия. Он считал, что никакой парламент не может представлять народ, а поэтому каждый закон должен быть принят всем народом. Бенджамена Франклина (1706— 1790), Джона Адамса (1735—1826), Томаса Джефферсона (1743— 1826), Джеймса Медисона (1751—1836), Александра Гамильтона (1757—1804) и других. Многие из выдвинутых ими идейных принципов были закреплены в конституционных документах. К числу важнейших из них, вошедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся: идея о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами и прежде всего правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью; право народа на политическое самоопределение и независимое существование; право народа сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению — обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности; идея судебного надзора за конституционностью принимаемых законов. Иммануил Кант (1724—1804) большое внимание уделял обоснованию идеологии либерализма. Краеугольным принципом его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Законным преемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций явилось учение Карла Маркса (1818—1883) — марксизм . Он представляет собой попытку дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Важнейшим из них явился вопрос о путях утверждения провозглашенного эпохой Просвещения идеала свободной личности. В центре его внимания оказались вопросы о сущности, тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы. Марксизм выработал новые подходы и к объяснению государства, политики и права. Сущность подхода состоит в диалектико-материалистическом понимании государства, политики и права — в утверждении того, что их базисом является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базиса и политической надстройки

^ Билет 5

Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима.

Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, возникновением и функционированием государства. На политические представления продолжает оказывать внимание религиозно-мифологическое мировоззрение. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политики››. Согласно тракту <Государство>, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика». Он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ.Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным :1)монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Неправильных государственных форм: 1) тирания; 2)олигархия; 3) демократия (полит. строй, основанный на признании принципов свободы и равноправия граждан) . Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен.


^ Билет 6

Политическая мысль в эпоху Возрождения.

Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. Лучшей формой государственного устройства считал республику. В главном труде «Государь» он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига. Жан Боден (1530—1596). Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве». В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени — идея государственного суверенитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Бодену принадлежит также идея географической типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий.


^ Билет 8

Эволюция общественно-политической мысли в России в 19 – начале 20 века.

XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны. Сперанский – теория разделения властей при самодержавии. Чаадаев«Философические письма» - Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку


^ Билет 4

Политология в системе общественных наук

Политология как наука имеет свой специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому она конституировалась в самостоятельную дисциплину. Однако политология взаимосвязана с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни. Философия. Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление — философия политики, которая занимается мировоззренческим осмысливанием политики как социального феномена. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. Теория государства имеет своим предметом основные и общие закономерности государства, его сущность, назначение и развитие. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Социологию интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Социальная психология изучает закономерности развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются социальные группы, личности. Предмет География. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий. История Беларуси


^ Билет 9

Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники.Идейно-политические искания белорусов получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи. Полоцкое княжество смогло упрочиться настолько, что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское кн. В Полоцком княжестве наиболее зрелых форм в своем развитии достигла система органов власти и управления. Уже к середине XVII в. широко употребляется понятие «Белая Русь». Закрепившись за определенной территорией, оно постепенно наполнилось этническим содержанием. Факт наличия Белой Руси как национально-территориального образования получил впоследствии правовое признание, будучи зафиксированным в титуле русского царя. Первые памятники. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросиний Полоцкой и Кирилла Туровского..Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых. О характере ее соц-политических взглядов говорит текст церковного певческого канона XII в.. Обязательными для изучения являлись произведения античной и византийской научной мысли, а также имевшие широкую известность среди служителей церкви тексты древнерусской письменности. Епископ К Туровский, также причисленный церковью к лику святых- блестящий стилист и оратор. Но он как гуманист, поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался и к злободневным вопросам общественной жизни. Ефр. Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей — идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.



Билет 10

Общественно-политическая мысль Беларуси периода ВКЛ, РП, РИ

На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в период Великого княжества Литовского благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину; Миколу Гусовского. Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Он делил их на «неписаные» и «писаные». Андрей Волан, Сымон Будный, Михаил Литвин , Л. И. Сапега , Мартин Чеховиц и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Особенно явственно революционно-демократическое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второй половины XIX в.. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос. Важнейшие положения политической программы Калиновского – освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства. Заключение: Политическая мысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности


Билет 11

Основные направления современной политологии

Под современными направлениями политологии будем понимать проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Представители социологического направления изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска разработали основы современной концепции элиты. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами с помощью хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией. В русле социологического направления находится разработанная русским ученым Моисеем Острогорским (1854—1919) и немецким— Робертом Михельсом (1876—1936) концепция политических партий. выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партийными функционерами постов и привилегий, отрыву руководства от партийных масс, к его фактической несменяемости. Институционализм. Его представители изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе политической жизни. Основным понятием является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей институционализмом изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых признается в качестве естественноисторической закономерности. Представителями направления являются американцы Сеймур Мартин Липсет, Чарлз Миллс, француз Морис Дюверже и др. Системно-функциональные концепции политики, находясь в русле социологического направления, дополняют и продолжают институционализм. Исследуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения в обществе. Макс Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл, Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, французский — Мишель Крозье и др. Концепции политического плюрализма, в истоках которых находится теория «социальной солидарности» Эмиля Дюркгейма, разрабатывают француз Морис Дюверже, американец Роберт Даль (р. 1915), немец Ральф Дарендорф (р. 1929) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. Теория демократии имеет давнюю историю своего развития. Ее современные основы заложены в трудах французского мыслителя Алексиса де Токвиля (1805—1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Видны теоретиками данного направления -С. М. Липсет и Р. Даль, Йозеф Шумпетер. Концепции тоталитаризма также являются предметом современной политологии. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы», сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над народным хозяйством. Разработке теории международных отношений большое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона (1905—1983). Его наиболее крупной и значительной работой является книга «Мир и война между нациями». Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества, демократии и тоталитаризма.

Билет 13

Власть как социальное явление, ее функции, структура.

^ Функции. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; - среднем уровне, который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

- управление делами общества.

^ Понятие политической власти. Политическая власть в самом общем виде определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Виды власти: экономической, политической, семейной и иной. Политическая. Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть — это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами. Существенные черты политической власти. Признаки, которые отличают ее от других видов власти: суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного социального субъекта. Воля — наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Авторитет — общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Принуждение — осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами вплоть до применения физического насилия. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.


Билет 12

Специфика, функции и структура политики.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. Политика выступает как инструмент регулирования этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. политика есть сфера властных отношений. активную роль в политической жизни играют политические партии, общественные организации и движения. В совокупности они придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе. Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими государствами, зарубежными партиями, международными органами. Основные функции в обществе. К ним относятся: а) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности; б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов;


Билет 14

Основные типы, ресурсы, субъекты и объекты власти.

^ Ресурсы власти. Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (сми), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Ресурсами власти являются интересы, язык, убеждения людей, их чувства, эмоции. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние. Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения. Субъект и объект власти. Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. К субъектам политической власти относятся: - социальные общности. Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, гражданского неповиновения; - государство; - политические партии и организации; - правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). - групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

- толпа (хаос).

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти зависит состояние политической жизни общества. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество

  1   2   3   4   5



Скачать файл (131.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru