Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние занятий футболом на физическое развитие и здоровье юных футболистов, выпускная квалифиционная работа - файл 1.doc


Влияние занятий футболом на физическое развитие и здоровье юных футболистов, выпускная квалифиционная работа
скачать (330.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc331kb.20.12.2011 11:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАГАРИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 050720 Физическая культура



Влияние занятий футболом на физическое развитие и здоровье юных футболистов


Выпускная квалификационная работа
……

студента 1 группы 4 курса
отделения физической культуры

Научный руководитель
…….
Рецензент: ……..

…..

…….. учебный год

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическая часть

1.1 .Физическое развитие юных футболистов

1.2.Требования к физическим качествам игроков

1.3.Средства и методы физической подготовки футболиста

Глава II Практическая часть

  1. Цель и задачи исследования

  2. Методы исследования

  3. Организация, методика исследования

2.4.Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Практические рекомендации

Список литературы

Практическая значимость

Введение

Игра в футбол требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков.

Систематическое занятия футболом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. У футболистов отмечается правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующее его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура, особенно нижних конечностей (развитие мышц плечевого пояса и верхних конечностей сравнительно отстает).

В процессе тренировки организм футболиста постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных футболистов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция, совершенная деятельность органов чувств (особенно зрения и слуха) и вестибулярного аппарата. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др.

Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие футбол способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает футбол ценным средством воспитания молодежи. [3,c.152-153].


^ Теоретическая часть

1.1. Современное состояние здоровья и поведения школьников

Под физическим развитием, понимают комплекс функционально формологических свойств организма, который определяет физическую дееспособность организма. Таким образом, в понятие «физическое развитие» входят не только морфологические особенности строения и размеров тела, но и функциональные возможности организма.

Физическое развитие определяется эндогенными (внутренними), экзогенными (внешними) и социально-экономическими факторами. Оценка его имеет большое практическое значение как для социальной гигиены вообще, так и для спортивной медицины. Изучение индивидуального физического развития ведется путем расчета различных морфологических показателей, таких, например, как рост, вес тела, окружность груди, удельный вес тела, его жировая, мышечная и костная массы и т.д. При исследовании взрослых людей эти морфологические признаки служат критериями физических кондиций организма, а для детей, помимо того, критериями правильности их роста и развития. Критериями физического развития являются и особенности телосложения.

Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции (соотношение одних размеров тела с другими) и особенности взаимного расположения частей тела.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере определяются его конституцией. До настоящего времени нет общепринятой формулировки понятия «конституция», которая используется для характеристики телосложения человека.

Наибольшее распространение получило определение советского антрополога В.В. Бунака, который понимал, под конституцией связаны со специфическими, главным образом биохимическими, особенностями жизнедеятельности организма. В таком понимании большое значение придается биохимическим процессам (водно-солевому и углеводно-жировому обмену). Именно эти процессы метаболизма накладывают свой отпечаток на особенности телосложения, обуславливая различную степень развития жировых отложений, скелета и мускулатуры, а через них - форму грудной клетки, брюшной области, спины и др. Поэтому многие исследователь считают жировые отложения и мускулатуру наиболее важными признаками конституции.

Конституция человека, проявляющаяся, в частности, в особенностях телосложения, зависит как от наследственных факторов, так и от факторов внешней среды: социальных условий, питания, перенесенных болезней, условий труда, занятий физическими упражнениями и спортом. Из внешних, под влиянием которых изменяется конституция, особое значение имеют физические упражнения и систематические занятия спортом, особенно в детском возрасте.

В большой степени уровень физического развития определяется двигательной активностью человека. Доказано, что, как правило, показатели физического развития лиц, занимающихся физически упражнениями и спортом, намного выше, чем у не занимающихся. Существует двоякая зависимость между занятиями тем или иным видом спорта, с одной стороны, и физическим развитием и особенностями телосложения - с другой. Особенности телосложения могут способствовать достижению успеха в определенных видах спорта (например, высокий рост -достижению хороших результатов в прыжках в высоту), вследствие чего происходит отбор лиц с благоприятными для данного вида спорта особенностями физического развития и телосложения. В то же время длительные занятия определенным видом спорта вызывают специфические для этого вида спорта изменения в физическом, развитии и телосложении спортсмена. Исходя из этого, исследование физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, имеет следующие задачи:

1 .Оценка воздействий систематических занятий физическими упражнениями на уровень физического развития занимающихся, выявление положительных или отрицательных влияний на телосложение с целью определения средств и методов физического воспитания, направленных на коррекцию его недостатков.

2.Отбор детей, подростков, юношей, девушек для занятий различными видами спорта на базе так называемых модельных морфологических характеристик.

3.Контроль за формированием определенных особенностей физического развития у спортсменов на пути от новичка до высококвалифицированного мастера (соответствие показателей физического развития и телосложения модельным характеристикам на определенном этапе спортивного совершенствования).

4. Изучение форфофункциональных особенностей с целью определения необходимой индивидуализации подготовки спортсменов.

^ 1.2. Требования к физическим качествам игроков

Техника футболиста складывается из элементов игры в нападении и в защите, элементами техники являются различные передвижения, прыжки, остановки мяча, удары по мячу, ведение и обводка, финты, вбрасывания мяча, отбор мяча.

При беге футболист должен постоянно готов к быстрому изменению скорости и направления, неожиданности смене частоты и длины шагов, ускорениям, резким рывкам и остановкам. Особые требования к бегу предъявляются при ведении мяча, когда кроме быстрого продвижения требуется надежно контролировать мяч, продвигать его короткими касаниями, не допускать далеко от себя.

Занятия футболом развивают у юных футболистов такое качество как быстрота.

Быстрота - это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при условии значительного внешнего сопротивления, сложных координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.

Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени называется темпом.

Присущий футболу высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей.

Выносливость - важнейшее физическое качество, развивающееся при занятиях футболом. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.

Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма.

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте при игре в футбол развивает важное свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации-гибкостью.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.

Техника владения мячом каждого футболиста во многом определяет уровень мастерства команды в целом. Чем лучше отдельные игроки владеют мячом в игровых ситуациях, тем успешнее будет складывается игра команды. Более совершенная в техническом отношении команда дольше владеет мячом и всегда имеет больше шансов для взятия ворот. Футболист, владеющий мячом уверенно, лучше видит поле, от него не ускользают тактические воздействия партнеров, защитные действия противников: и те и другие моменты он всегда может использовать с выгодой для своей команды. Это развивает у футболистов такое важное качество как ловкость.

Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врожденное, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

  1. координационная сложность двигательного задания;

  2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;

  3. время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Ловкость приобретает особенную важность в футболе, отличающимся сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями.

В борьбе за летящий мяч футболисты часто применяют прыжки, которые выполняются толчком одной из двух ног. Для того чтобы завладеть мячом, футболисту часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопротивляясь таким же его действиям. Это развивает у юных футболистов прыгучесть.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлета.

Занятия футболом развивают такое качество как сила. Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счет мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. Футбол является испытанием всех выше перечисленных качеств.

Развитие одного их физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других.

Формирование технического мастерства — одна из задач всесторонней подготовки футболистов. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения техники футбола и ее совершенствования. Прочное освоение всего многообразия рациональной техники (на основе использования законов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность применения приемов для решения практических задач в сложных условиях игры. Техническое мастерство футболистов базируется на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры.

Основными задачами технической подготовки считаются:

  • прочное освоение всего многообразия рациональной техники;

  • обеспечение разностороннего владения техникой и умение сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча;

— надежное и эффективное использование технических приемов в
сложных условиях игры (при противодействии игроков команды соперника).

Для повышения эффективности тренировочного процесса и в целях неуклонного роста мастерства исключительно важно учитывать взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов. Правильная организация тренировочного процесса должна способствовать высокому уровню развития и надежности тех систем организма, которые несут основную нагрузку при многократном выполнении технических приемов в условиях тренировок и соревнований.

Основные средства решения задач технической подготовки — соревновательные и тренировочные упражнения. К соревновательным относятся технико-тактические действия в календарных, контрольных, учебных и других играх; к тренировочным — подготовительные, подводящие и специальные упражнения. Цель подготовительных упражнений — подготовить мышечно-связочный аппарат футболиста к нагрузкам; подводящих — к правильному выполнению изучаемого приема; специальных — овладеть сложным арсеналом технико-тактических приемов. Специальные упражнения состоят из различных связок. По координации, усилиям, амплитуде и другим особенностям они должны быть схожи с техническими действиями, применяемыми футболистами в игре.

Эффективность применяемых средств технической подготовки игроков во многом зависит от методов обучения. На всех этапах подготовки футболистов используют общепринятые методы физического воспитания.

Метод упражнений (целостный или расчлененный) дает возможность создать оптимальные условия для освоения технических приемов и их разновидностей.

Игровой метод физического воспитания открывает перед занимающимися широкие перспективы проявлять самостоятельность, инициативу, находчивость, решительность и настойчивость.

Соревновательный метод используется в контрольных, товарищеских и календарных играх. В форме соревнований проводятся также отдельные упражнения (например, кто точнее поразит цель? кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке?).

Особенности проведения соревнований, ярко выраженные противоборства, высокая эмоциональность усиливают физиологическое и педагогическое воздействие физических упражнений. В процессе соревнований возможности точно дозировать нагрузку ограничены. Руководство деятельностью занимающихся сводится к разработке установки на игру. Необходимые коррективы вносятся в ходе игры.

Методы обеспечения наглядности помогают созданию у занимающихся конкретных представлений об изучаемых движениях. В процессе обучения находят применение: показ упражнений, демонстрация фотографий, рисунков, схем и т.д.; просмотры кинофильмов и видеозаписей, технические средства.

Методы использования слова дают возможность сообщать определенные сведения, ставить задачи, анализировать результаты и т.д. В практике применяют рассказ (краткий и развернутый), сопроводительное пояснение, указание и словесные оценки, беседы в разных формах.

Средства и методы технической подготовки подбирают в зависимости от целевых установок многолетней тренировки, от конкретных задач, условий и от уровня подготовленности юных футболистов.
^ 1.3.Средства и методы физической подготовки футболиста

Общая физическая подготовка в футболе имеет первостепенное значение, особенно для групп начальной подготовки. В подготовке футболистов она стоит на первом месте и занимает 70% (11).

Таким образом, основными средствами общей физической подготовки являются (10):

  • упражнения в парах, тройках, группах; повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, ног и туловища, отведение назад и в сторону рук и ног, выпады вперед, приседания, прыжки, перенос партнера на спине и плечах; элементы борьбы в стойке;

  • равномерно-переменный бег 30,60,100 и 200м;

  • повторно-интервальное пробегание (сериями) различных по длине отрезков (от 10 до 30м) с максимальной скоростью (в каждой серии 8-12 отрезков) с паузами для отдыха до 30 сек.;

  • бег на выносливость 200, 400, 500м.;

  • упражнения с отягощениями: набивными мячами (вес 1-2кг.) - броски мяча вверх и ловля с поворотами и приседаниями, броски в парах и тройках с различных положений (стоя, сидя, лежа на спине, груди) различными ' способами; эстафета с различными способами передачи, бросками и толканиями мяча; с гантелями весом 0,5-1,0 кг. - упражнения для различных групп мышц верхнего плечевого пояса, туловища и ног;

  • элементы акробатики: кувырки вперед, назад и в стороны; мост из положения лежа на спине;

  • подвижные игры и эстафеты с мячом: бег, прыжки, метание; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях;

  • упражнения на снарядах (канат, шест, лестница, гимнастическая скамейка и стена, перекладина, опорные прыжки через козла и коня с мостика);

  • спортивные игры: ручной мяч, баскетбол, хоккей (по упрощенным правилам);

- ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание.

Специальная физическая подготовка базируется на общей физической подготовке. Чем выше уровень физической подготовки, тем более благоприятна база для формирования специальной физической подготовки (4).

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специальные подготовительные упражнения (6).

^ Упражнения для развития быстроты

Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м.) из различных исходных положений, в различных направлениях, с изменением направления бега по зрительному сигналу. «Челночный бег» - с внезапными остановками и повторным рывком (туда и обратно) 2x1 Ом.; бег боком и спиной вперед; бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу; бег змейкой. Ускорение и рывки с мячом, рывки к мячу с последующим ударом по вратам, подвижные игры. Упражнения для развития ловкости Прыжки с поворотом 90-180, прыжки с имитацией ударов головой и ногой, доставание подвешенного мяча головой, в прыжке с места и с разбега. Прыжки с места и с разбега с ударом головой или ногой по мячам, подвешенным на различной высоте, жонглирование мячом, преодоление полосы препятствий. Подвижные игры: «Вытолкни из круга», «Охотники и утки» и др.

^ Упражнения на координацию движений

Упражнения в равновесии; гимнастические упражнения на 8 счетов и более, подвижные игры; Спортивные игры: волейбол, баскетбол, ручной мяч с элементами футбола и др. Элементы акробатики: стойка на кистях и переворот вперед с помощью партнера, серия кувырков (2x3), чередуя кувырки вперед, назад и через плечо.

^ Воспитание силы и скоростно-силовых качеств

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).

Игра в футбол требует проявления прежде всего скоростно-силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.

Сила и скоростно-силовые качества необходимы футболисту в спортивной и трудовой деятельности. Для воспитания их следует обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп, совершенствовать способности игрока использовать силу в разной игровой деятельности. При подборе средств надо внимание сосредоточить на упражнениях, способствующих воспитанию и скоростно-силовых качеств, необходимых футболисту для ведения игры.

В качестве средств воспитания силовых способностей рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Они подразделяются на упражнения с внешним сопротивлением и упражнения, отягощенные весом тела.

Среди первых используют упражнения с предметами (с набивными мячами, гантелями, на гимнастических скамейках и др.), с партнером на специальных тренажерах и на упругих покрытиях, с эспандерами, резиной, с сопротивлением внешней среды (бег по песку или гальке, по снегу и т.д.). В качестве вторых применяют разнообразные упражнения в отжиманиях и приседаниях.

Систематический рост силы у футболистов можно обеспечить лишь при условии проявления ими значительных мышечных напряжений. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития силовых способностей должен быть индивидуализирован, и определяться морфологическими особенностями каждого занимающегося.

Методические рекомендации по воспитанию силы предусматривают применение таких упражнений, которые обеспечивали бы постепенные и постоянные нарастания сопротивления. Темп выполнения упражнений должен оставаться оптимальным (примерно средним). Целесообразно в подготовке юных футболистов использовать преимущественно одно из общепринятых методических направлений развития силы — преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений. Это направление соответствует особенностям подростков и юношей, а также задачам подготовки будущих мастеров Кожаного мяча. Выполнение упражнений вызывает повышенный обмен веществ и активизирует трофические процессы, что создает возможности для усиления пластического обмена, положительного сказывается на росте мышц.

Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику выполнения движений занимающихся, а значит, выполнять движения более координировано. Важная особенность методики применения упражнений состоит в том, что она позволяет эффективно развивать силовые способности, не требуя определения оптимальной величины сопротивления, которая обычно превосходит определенный минимум (примерно 30-40%). Основными методами воспитания силы являются методы повторного и серийно-интервального упражнения.

На этапе начальной подготовки применяют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств начальной подготовки используют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимнастическими палками), упражнения в упорах, метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения; удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута), вбрасывание мяча и др.

Эффективны как средства воспитания скоростно-силовых качеств прыжковые упражнения: напрыгивание на предметы (скамейки, тумбы и т.п.) высотой до 25-35 см с последующим отскоком вверх или в сторону; прыжки в длину (с разбега и с места) и в высоту, многоскоки и т.п.

Основные средства развития скоростно-силовых способностей у футболистов — прыжки в длину и в высоту, многоскоки, выпрыгивания (толчком одной и обеих ног после короткого рывка, а также метание, упражнения с относительно небольшим отягощением, выполняемые в быстром темпе специальные упражнения с мячом удары ногой и головой, вбрасывание и др.). Особый акцент делается на развитие «взрывной» силы ног. Кроме метода повторного выполнения упражнений шире, чем на этапе специализации, используется «сопряженный» метод, который дает возможность воспитывать силовые способности в процессе работы над техникой игры.
^ Воспитание выносливости

Выносливость футболиста это способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать ее в определенных игровых режимах, сохраняя эффективность технико-тактических действий.

Одна из важных задач совершенствования системы подготовки юных
футболистов - решение проблемы оптимального управления работоспособностью с целью подведения игроков к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок больших объемов.

Наиболее характерной тенденцией в развитии мирового футбола стала ныне его интенсификация, которая характеризуется увеличением объема действий игроков всех амплуа в единицу времени. Так, в среднем за игру каждый полевой игрок выполняет от 40 до 70 спринтерских рывков, от 40 до 60 ускорений, от 220 до 320 различных пробежек. Уже одно это предъявляет высокие требования не только технической, тактической и психической подготовке футболистов, но и к системам энергетического обеспечения организма.

Проявления выносливости многообразны и в каждом конкретном случае зависят от тех химических превращений, в ходе которых образуется энергия, используемая для выполнения работы. Выделяют следующие источники энергии: анаэробный алактатный (связанных с распадом фосфатных макроэргов АТФ и КТФ); анаэробный гликолитический или ферментальный с распадом углеводов в мышцах с образованием молочной кислоты; аэробный, в ходе которого окисляются жиры и углеводы.

Любое проявление выносливости в футболе зависит от эффективности совместной «деятельности» этих источников. Энергетические механизмы — это внутренняя сторона того, что мы называем «выносливостью футболиста». Складывается выносливость из способности поддерживать высокий темп игры до последней минуты матча, из стабильности скорости рывков и ускорений на протяжении всей игры (и особенно в конце каждого тайма), из

умения сохранять в течение всей игры высокий уровень точности выполнения приемов.

В практике подготовки футболистов выделяют общую и специальную выносливость.

Воспитание общей выносливости начинается на этапе начального обучения. Почти нет в учебно-тренировочном и соревновательном процессах упражнений, в которых та или иная разновидность выносливости проявлялась бы «чисто». Поэтому футболистам следует как можно лучше развивать дыхательные (аэробные) возможности организма (иначе не удается поддерживать заданный темп в течении всей игры). В то же время для выполнения рывков, причем неоднократных, во время атаки или в ходе обороны, необходимо хорошее развитие аэробных возможностей.

Развивая анаэробные возможности футболистов на начальном этапе обучения, одновременно решают задачи укрепления здоровья (за счет интенсификации развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и создания «базы» (основы) для воспитания специальной выносливости.

Методы воспитания общей выносливости общие для всех спортсменов, и выбор их не зависит ни от специализации, ни от квалификации, ни от индивидуальных особенностей футболистов. В процессе воспитания аэробных возможностей у футболиста повышается уровень максимального потребления кислорода (МПК); развиваются способности достигать этого уровня как можно быстрее и поддерживать его в течение длительного времени.

Специальную выносливость воспитывают наряду с общей. В футболе специальная выносливость будет проявляться как способность игрока к максимальной работоспособности и к удерживанию ее в определенных игровых режимах, не снижая эффективности технико-тактических действий.

Разновидности специальной выносливости — скоростно-силовая, скоростная, прыжковая выносливость. Так, например, при высоком развитии

скоростной выносливости футболист сохраняет максимальную скорость рывков и ускорений, эффективнее выполнять технические и практические приемы на протяжении всей игры.

В процессе воспитания и совершенствования специальной выносливости футболистов решаются следующие задачи: повышаются аэробные и анаэробные возможности организма (в частности, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем); быстрее переключаются физиологические функции при изменении интенсивности работы; расширяются физиологические и психические границы устойчивости по отношению к сдвигам внутренней среды, вызываемыми напряженной работой.

Физическая подготовка есть не только необходимый элемент в системе тренировок юных футболистов, но и основное средство подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и к защите Родины на основе Всенародного комплекса ГТО.

Уровень физической подготовки юных футболистов на определенных этапах должен соответствовать нормативным требованиям ступеней: «К стартам готовы», «Смелые и ловкие», «Спортивная смена», «Сила и мужество».

Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, скоростно-силовых, силы, гибкости, выносливости) необходимо постоянно контролировать — для индивидуализации подготовки игроков и для того, чтобы по мере необходимости можно было вносить соответствующие коррекции в учебно-тренировочный процесс.
П. Практическая часть.

^ 2.1.Цель и задачи исследования

Цель: раскрывать влияние занятием футболом на повышение уровня физической подготовки. Функциональных свойств организма. Задачи:

  1. Показать значимость влияния занятия футболом на физическую подготовку школьников 12-13лет;

  2. Определить уровень физической подготовленности футболистов указанного возраста путем тестирования (тест по программе «проверь себя»);

  3. Определить зависимость уровня физической подготовки у занимающихся футболом детей и не занимающихся, сделать сравнительный анализ.


^ 2.2. Методы исследования

В процессе исследования использовались следующие методы:

  1. анализ литературных источников, документальных данных;

  2. метод тестирования;

  3. педагогические наблюдения;

  4. метод математической обработки материала.

Оценка уровня физической подготовки проводились по методике «Проверь себя», в которую входят шесть основных тестов:

  1. тест по определению силовых качеств - отжимание в упоре лежа;

  2. тест по определению скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места;

  3. тест по определению скоростно-силовых качеств поднимание туловища за 30 секунд;

  4. тест по определению силовой выносливости - вис на перекладине;

  5. тест по определению гибкости - наклон туловища;

  6. тест по определению скоростной выносливости - бег на 1000 метров.

^ 2.3. Организация и методика исследования

Исследование проводилось на юных футболистах группы начальной подготовки СДЮШОР села Новодугино на учащихся Новодугинской средней школы в количестве двенадцати учащихся в возрасте 12-13 лет.(6- 7 классы). И двенадцать учеников не занимающихся спортом такого же возраста.

Тестирование и оценка уровня физической кондиции учащихся проводилось по программе «Проверь себя».

Всего использовалось шесть тестов:

1 .^ Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (отжимание)

Исходное положение: упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания груди пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова - туловище - ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

2.^ Прыжок в длину с места на гимнастический мат.

Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.

3.^ Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30 секунд.

4.^ Удержание тела в висе на перекладине.

Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начинают разгибаться и глаза оказываются на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

5 .^ Наклон вперед из положения сидя.

На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперед, на четвертом регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев. При фиксации этого результата в течение пяти секунд, при этом не допускается сгибание ног в коленях.

6.^ Бег на 1000 метров. Выполняется с высокого старта.

Первоначальное тестирование для определения физической кондиции проводилось первого декабря 2009 года (таблица №1) и повторное тестирование 26 мая 2010 года (таблица №4). В этой группе входе пробных тренировочных занятий до января месяца и в ходе преддополнительной практики я проводил учебно-тренировочное занятие в течение 6 недель. За истекший период с 1 декабря 2009 года по 4 мая 2010 года проводились по три тренировочных занятия в неделю по 90 минут. Проведено 108 тренировочных занятий, что составило 1300 тренировочных часов. Основная направленность тренировочных занятий 50% ОФП; 20% СФП; 30% техника и тактика приемов. Занятия носили комплексный характер. Основными средствами учебно-тренировочных занятий были: общеподготовительные, специально -подготовительные упражнения, в виде игр и игровых упражнений. Преимущество отдавалось игровому методу. Проводились соревнования: первенство ДЮСШОР, первенство поселка, турниры, товарищеские встречи.

Показатели тестирования фиксировались в протоколах (таблица №1-№4), в результате исследования проведен сравнительный анализ.

Определение уровня физической кондиции и двигательного возраста

Бондарева Константина

Тест

Полученный результат

нвп

Двигательный

возраст

Отжимание в упоре лежа

20 р.

25 р.

11

Прыжок в длину

с места

240 см.

185 см.

20

Поднимание туловища

23 р.

19 р.

17

Вис на

перекладине

41с.

30 с.

15

Наклон туловища вперед

5 см.

9 см.

8

Бег

223 с.

223 с.

15

Используя формулы, вычисляются показатели Бондарева Константина для

каждого теста:

0= (0-НВП): НВП = (20-25): 25 -0,2

^ П= (П-НВП): НВП = (240-185): 185 -0,3

С- (С-НВП): НВП - (23-19): 19-0,21

В- (В-НВП) : НВП - (41-30) : 30 = 0,37

Н= (Н-НВП): НВП - (5-9) : 9- -0,44

Б- (НВП -Б) :НВП = (223-223):223=0

Теперь можно определить Бондарева Константина ОУФК. Для этого вычисляется сумма показателей и делю на количество тестов: ОУФК + (0+0,37 -0,44-0,2+0,21+0,3): 6-0,04

По таблице оценки индивидуального уровня физической кондиции найдены оценки за отдельные тесты:

О = -0,2 соответствует оценка «хорошо»

II = 0,3 соответствует оценка «отлично»

С = 0,21 соответствует оценка «отлично»

В = 0,37 соответствует оценка «отлично»

Н = -0,44 соответствует оценка «удовлетворительно»

Б = 0 соответствует оценка «хорошо»

Складываю все табличные значения и делю на количество упражнений в тесте. Итак, Бочинков Андрей двигательный возраст (15+ 15 + 8+ 11 + 17 + 20 6= 14 лет . А теперь представим результаты Бочинкова Андрея на графике




2.4. Результаты их обсуждения.

В результате первичного тестирования показатели тестирования не имеют больших различий, так как учащиеся 2 групп занимались по общей программе, в объеме двух уроков в неделю, самостоятельное занятие.

По экспериментальной группе из двенадцати учеников с оценкой «хорошо» пять учеников, с оценкой «удовлетворительно» семь учеников.

По контрольной группе не занимающихся из двенадцати учеников четыре «хорошо», восемь «удовлетворительно», что в принципе не составляет больших отличий.

Сравнительный анализ повторного тестирования после девяти месяцев занятий футболом выразился по экспериментальной группе: «отлично» два ученика, «хорошо» девять, «удовлетворительно» один.

По группе не занимающихся: шесть «хорошо», семь «удовлетворительно».

По экспериментальной группе увеличился уровень физической кондиции, что составило: с оценкой «отлично» на два учащихся, с оценкой «хорошо» на девять учащихся больше, с оценкой «удовлетворительно» снизилось на шесть.

По контрольной группе увеличение уровня физической кондиции составило: с оценкой «хорошо» семь, «удовлетворительно» шесть. Что не составило большого различия.

Это доказывает эффективность занятий футболом на физическую подготовку, что отразилось на улучшении физической кондиции юных футболистов.

Литература

  1. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации. -Краснодар, 1999.

  2. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М. : Физкультура и спорт, 1971.

  3. Золотарев А.П., Суворов В.В. Оптимизация технической подготовки юных футболистов с учетом структуры спортивной деятельности // Физическая культура и спорт: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции.- Воронеж, 1995.-

  4. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 1989.

  5. Костюков В.В. Концепция использования спортивных и подвижных игр при организации физической активности людей разного возраста // Современные достижения спортивной науки: Тез. док. международной конф., СПб., 27-30 июля 1994.

  6. Костюков В.В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учеб. пособие.-Краснодар, 1991-

  7. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

  8. Культура здоровья. Учебное пособие в вопросах и ответах. Под редакцией Т.М. Брук, И.И. Бахраха, С.А. Кореневского, Г.Н. Греца, -Смоленск, 2002 г.

  9. Марков К.К. Вадутов Р.Г. Курс лекций для студентов. Иркутск 1996.

  10. Матвеев А. Г. Основы спортивной тренировки. -М. : Физкультура и спорт, 1978.

  11. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.

  12. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М. : Физкультура и спорт, 1986.

  13. Платонов В. Н. Теория спорта. Киев: Вища школа, 1987.

  14. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. -М. : Физкультура и спорт, 1978. 205 с.

  15. Тхорев В.И. Система рейтинговой оценки спортивного мастерства // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. межд. конф. СПб., 27 -30 июля 1994.

  16. Тхорев В.И. Теоретико-методические основы тактики спортивных игр // Методологические проблемы подготовки специалистов физической культуры и спорта: Всероссийская науч.-теор.конф.-Волгоград.

  17. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. -М. Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.



Приложения


^ Определение уровня физической кондиции и двигательного возраста юных футболистов на 1 декабря 2009г.

Таблица №1



ФИ

Возраст

Тесты

Уровень двигатель­ной кондиции

Двигательный возраст







Отжимание в упоре лежа

Прыжок в

длину с места

Поднимание туловища

Вис на

перекладине

Наклон

туловища

Бег (С) 1000м.





1.

Бондарев К.

13

17

200

20

39

3

227

хорошо

12

2.

Сидоров Д.

13

28

160

17

38

-4

228

хорошо

13

3.

Анисимов Н.

12

20

165

18

40

3

236

хорошо

12

4.

Бочкин Н.

12

30

160

20

45

-3

233

удовл.

11

5.

Горохов С.

13

31

165

20

32

6

230

хорошо

12

6.

Рогожин В.

13

32

157

23

30

-2

248

удовл.

10

7.

Сергеев В.

13

27

159

22

30

5

238

хорошо

32

8.

Дмитриев д.

13

25

145

18

25

-5

250

удовл.

11

9.

Антипов С.

13

25

160

19

25

-10

246

удовл.

И

10.

Глебов А.

13

20

150

19

20

-3

253

удовл.

И

11.

Блесков А.

13

17

155

20

30

-5

258

удовл.

11

12.

Тихонов А.

13

17

160

19

31

"1

-3

259

удовл.

11

^ Определение уровня физической кондиции и двигательного возраста не занимающихся спортом школьников на 10 декабря 2010г.

Таблица №2









Тесты














Отжимание в упоре лежа

Прыжок в

длину с

места

Поднимание туловища

Вис на перекладине

Наклон

туловища

Бег

(С) 1000м.





1.

Бочинков А.

13

20

182

15

30

-1

320

удовл.

10




Смирнов Д.

13

18

189

14

40

5

330

удовл.

11

3.

Ефремов М.

13

17

150

13

20

7

331

удовл.

12

4.

Руженцев Д.

13

13

160

12

25

-3

335

удовл.

12

5.

Петров С.

13

14

180

17

30

-1

334

хорошо

13

6.

Осипенков К.

13

16

180

18

35

6

332

хорошо

14

7.

Демиров Д.

13

19

150

19

36

7

336

удовл.

11

8.

ХарченковС.

13

30

140

20

27

5

330

хорошо

13

9.

Разумков И.

13

31

130

25

29

э

337

удовл.

10

10.

Краснов А.

13

30

140

30

27

2

340

хорошо

13

11.

Ершов А.

13

20

130

20

20

7

341

удовл.

11

12

Миронов К.

13

14

125

13

17

8

340

удовл.

11
  1   2



Скачать файл (330.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru