Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по психологическому консультированию - файл 1.doc


Билеты по психологическому консультированию
скачать (271 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc271kb.20.12.2011 11:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Психологическое консультирование как вид помощи возник недавно, развился из психотерапии. Предпосылкой развития консультирования явилась потребность решать психологические проблемы, не имеющие клинических нарушений. В консультировании психолог сталкивается с проблемами повседневной жизни. Наиболее глобальная проблема – нарушение межличностных отношений и общения (между полами), неуверенность в себе, застенчивость, низкая самооценка, тоска, тревога. Патологии нет, но есть эмоциональные нарушения, которые можно сбалансировать. Консультирование не имеет четких границ, т.к. нет четкого определения (их множество).

Консультирование это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствования личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).

Психологическое консультирование существует в форме теоретической дисциплины, которая называется консультативной психологией и второе – практическая деятельность (вид психологической помощи).

^ Консультативная психология – раздел психологических знаний, содержащий систематическое описание, процесса оказания психологической помощи.

Исходная позиция консультативной психологии – специально организованный процесс общения консультанта и клиента, способствует актуализации дополнительных сил клиента, обеспечивающих выход из создавшихся ситуаций.

Проблемы:

  1. анализ сути процесса взаимоотношений, возникающих между клиентом и консультантом

  2. изучение особенностей процесса консультирования и ситуации, сложившихся в жизни клиента

  1. разработка технологий консультативного процесса, способствующих психологической помощи

  2. описание личностных черт, умений, установок консультанта

  3. систематизация и описание резервных и внутренних сил клиента, которые могут быть актуализированы в ходе оказания актуализированной психологической помощи



^ 2Консультирование как направление практической психологии: определение, цели, задачи, отличие от психотерапии.

Консультирование это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствованию личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).

В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.

Цели (в разных школах):

  1. Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.

  2. Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.

  3. Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).

  4. Развивать навыки общения в межличностных отношениях.

  5. Облегчить реализацию повышения потенциала личности.

Отличие от психотерапии:

  1. В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.

  2. Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.

  3. По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).

  4. По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.

  5. Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.

  6. Тип клиентов. Консультирование – обычные люди (норма). Психотерапия – узкий круг людей, имеющих отклонения.

Консультирование часто связано с профилактикой. Причина – в обоих случаях ведется консультативная беседа

^ 3Принципы психологического консультирования.

Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).

  1. Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).

  2. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.

  3. Не манипулятивный подход.

  4. Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.

  5. Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.

  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.

  7. Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.

  8. Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям


^ 4.Беседа – основной метод консультирования. I и II стадия консультативной беседы, цели, задачи, основные этапы, содержание взаимодействия консультанта с клиентом.

В современной психологии концепция диалога разрабатывалась М.М. Бахтиным. Идея – общение независимо от той или иной теории позволяет рассмотреть все феномены независимо от научных принципов и индивидуальных особенностей.

2 значения диалога

1) широкое (широкий смысл)

– общение как некая общая человеческая реальность, предпосылка условия человеческого сознания и самосознания.

- как форма реализации – субъект с детства включен в систему отношений, в культуру в течение всего времени погружен в поле диалога – все действия субъекта это факты согласия, несогласия, поддержки, утверждения, самоуважения.

2) в узком смысле

Конкретные события общения, которые могут состояться или нет, и служит механизмом актуализации природы человека.

Диалог способствует размыканию целостного мира человека – проявляя формы сопротивления, защиты, реализует ролевое поведение, открытость.
^ Консультационная беседа – это динамическое явление (процессуальное), которое включает в себя несколько стадий/ этапов.

В зарубежной ψ включает 6 этапов, которые носят отличную терминологию.

Этапы в зарубежной ψ:

  1. исследование проблемы

  2. двумерное определение проблемы

  3. идентификация

  4. планирование

  5. деятельность

  6. оценка, обратная связь

  1. исследование проблемы

- установление контакта между психологом до обоюдного доверия

- соблюдение всех принципов

- поощрение клиента к дальнейшему раскрытию

2. двумерное определение проблемы – на этом этапе психолог стремится точно установить проблему. Уточняется до тех пор, пока психолог и клиент не достигнут единого понимания. Проблема определяется четкими конкретными понятиями. Если тут возникают трудности, то возвращаемся на 1-ю стадию.

3. идентификация проблемы – обсуждается возможность альтернативного решения проблемы.

4. планирование – дается критическая оценка всем альтернативным решениям, и оцениваются реалистичные пути.

5. деятельность – разрабатывается реальная программа, определяются сроки, …

6. оценка – подведение итогов. И если программа не сработает, то начинается сначала.

Анализ российской ψ - ии показал, что вместо 6-ти стадий выделяют 5.

^ Стадии российской ψ-ии

Существует много подходов, но 2 основных.

Обозов Н.Н. – психолог, работая с клиентом должен прояснить причины проблемы, ее следствия в большей мере, чем предложить новые приемы поведения и решения жизненной ситуации.

^ Задачи психолога

  1. помочь клиенту увидеть свои проблемы со стороны, и обсудить те стороны взаимоотношений, которые обычно не осознаются.

  2. расширить поле зрения клиента, что помогло бы ему повысить свою роль и отношения

^ Копьев А.Ф. – ключевой момент в консультации – диалогический прорыв. В ходе беседы происходит преодоление болезненно замкнутой личности в отношения замкнутых сторон бытия

- раскрывает суть проблем

- проясняются здоровые стороны, способные к изменению

  1. стадия – вхождение в контакт – длится от 5 до 10 минут – структурирование взаимоотношений и достижение взаимопонимания.

  2. Стадия сбор информации – длится от 25 до 35 минут - психолог обязан выявить проблему и потенциальные возможности клиента.

  3. Стадия выявление желаемого результата – до 10 минут – «Чего Вы хотите добиться?»

  4. Стадия - выработка альтернативных решений – до 10 минут

  5. Стадия - завершающая - идет обобщение предыдущих этапов и переход от программы к действию.

  1. стадия – вхождение в контакт – длится от 5 до 10 минут – структурирование взаимоотношений и достижение взаимопонимания. Если в течение 5 минут контакт не достигается, ситуацию исправить сложно. Психолог демонстрирует клиенту свою позицию. Во взаимодействии при этом возможны 3 позиции:

- под клиентом (по ходу работы ситуация может перейти в «равенство»)

- равенство

- над клиентом

Психолог должен организовать условия консультации:

- отдельный кабинет или ограниченное пространство

- 2 кресла

- столик

- неяркое освящение

Начало беседы – взаимное представление. Клиента необходимо встретить определенными фразами: «Здравствуйте, присаживайтесь». Первым представиться должен клиент для определения ситуации общения.

Первые фразы беседы:

- «Я слушаю Вас»

- «Расскажите о себе»

- «… не хотели бы Вы…?»

- «Что привело Вас ко мне?»

Стадия заканчивается установлением контакта.

  1. ^ Стадия сбор информации.

Длится от 25 до 35 минут - психолог обязан выявить проблему и потенциальные возможности клиента.

Основная задача – определение проблемы. Идет активный сбор информации.

Цель психолога – как можно больше узнать о клиенте.

Общий логоритм данной стадии:

  1. установление симптомов

  2. установление их причин

  3. нахождение эффективных способов решения проблем

Необходимо терпеливое и внимательное выслушивание клиента (15 – 20 мин). Психолог в процессе выслушивания пытается определить строение внутреннего мира клиента, а именно какими модальностями владеет клиент (я могу, я хочу, я действую, я думаю). Это необходимо т.к.:

  1. психолог выясняет, что знает клиент об особенностях своего внутреннего мира

  2. что нужно сделать, чтобы решить вопрос.

  3. что надо знать (сделать представление более гармоничным)

В процессе слушания психолог должен задавать себе вопросы:

- Что происходит в жизни клиента сейчас?

- Что он ожидает от консультирования?

- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

По ходу слушания психолог выделяет

Жалоба – информация о психологических трудностях клиента, с которыми он сам не может справиться или устранить.

Имеет свою структуру:

- локус-жалоба – ориентирование жалобы на кого-то или что-то (субъективная и объективная)

- самодиагноз – собственное объяснение клиентом тех или иных трудностей в системе отношений. В жалобе всегда явно (просьба о помощи «Что делать, если муж изменяет?») или скрыто («Помогите мне его удержать»).
На основе представления о самом себе, других и человеческих отношений – самодиагноз. Самодиагноз выражает отношение клиента к нарушениям или к тем, кто к этому приводит.

^ Типы самодиагноза:

  1. «злая воля»- негативный характер намерений окружающих, который выступает причиной проблемы.

  2. Органический дефект (генетически-запрограммированное поведение) попытка объяснить все наследственностью или нарушениями.

  3. Индивидуальное своеобразие – не такой как все.

  4. Психическая аномалия.

Наряду с самодиагнозом нужно выделить проблему.

Проблема – информация, указывающая на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Типы проблем:

  1. «неуверен, я хочу быть увереннее».

  2. «не умею, но хочу научиться»

  3. «не понимаю, но хочу понять»

  4. «не знаю что делать, но хотел узнать».

Чаще всего оно приобретает иную формулировку «все плохо», « жить не хочется», « не знаю, как жить дальше».

Запрос – конкретные формы помощи, ожидаемые клиентом от консультанта. Обычно запрос и проблема связаны по смыслу, но не всегда совпадают.

Виды запроса:

  1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке «я прав, не правда ли?».

  2. О содействие « не поможете ли понять или разобраться»

  3. О дополнительной информации.

  4. Об обучении навыкам « у меня не получается, научите».

  5. Об оказании влияния на другого человека.

В любой жалобе может быть явное и скрытое содержание.

Скрытое содержание – информация, которая не прозвучала прямо, но содержит определенный подтекст (интонация, мимика, жесты, высказывания).

При восприятии информации необходимо выделить ряд несовпадений по всем параметрам жалобы.

  1. ^ По локусу жалобы. Мать жалуется на поведение ребенка. Скрытое содержание – позиция поведения отца, который не принимает достаточного участия в воспитании.

  2. В самодиагнозе. В информации отражены нарушения собственных неверных действий, а скрытый смысл указывает на другие причины (демонстративный тип).

  3. В проблеме. Проблема «не знаю, но хочу», скрытая «не умею, но хочу – научите»…

  4. ^ В запросе. Явное – просьба о помощи (что делать, если муж изменяет), скрытое – помогите мне его удержать.

II стадия включает ряд этапов:

1-й – основной этап заканчивается постановкой проблемы. Вся информация собрана – определяется проблема. Проблема в чистом виде не существует, но ее можно выделить из определенного эпизода жизни, который называется проблемная психологическая ситуация.

Проблемная психологическая ситуация – совокупность обстоятельств жизни человека, которые приводят к психологической проблеме. Дисгармония деятельности, отношений, обстоятельств.

Клиент все трудности связывает с ситуацией, конкретными событиями. Анализ проблемной психологической ситуации приводит консультанта к выведению гипотез о внутреннем мире клиента, и проверяет правильность гипотез ответом клиентом на поставленные вопросы. Гипотез может быть несколько, надо проверить их и придти к одной.

Человек переживает депрессию, действительно подавлен, не воспринимает ситуацию. Необходимо чтобы клиент увидел ситуацию иначе. Для этого необходимо понять причину депрессии.

Возможные причины:

    • В результате психотравмы

    • Переживаемый кризис

    • Психическое расстройство (клинический случай).

Клиенту задают ряд вопросов:

  • Давно ли вы испытываете это состояние?

  • С чем вы связываете свое состояние?

  • А раньше были подобные состояния?

Для проверки гипотез необходим сбор психологического анамнеза (история жизни).

Консультативный анамнез включает:

  1. Демографическую информацию (пол, возраст, проф. Образование).

  2. Актуальные проблемы и нарушения (события в жизни, в семье, болезни).

  3. Психосоциальный анамнез (порядковый номер рождения, отношения в семье, неудачи в учебе, в отношениях с противоположным полом, экономические трудности).

При сборе анамнеза необходимо руководствоваться критерием достаточной разумности (о чем можно спрашивать, о чем нельзя).

Вся дополнительная информация помогает консультанту обосновать одну гипотезу. Далее обобщение информации, которая ведет к психологическому заключению.

^ Психологическое заключение – характеристика психологических проблем клиента, выделением проблем, которые их вызывают и возможные направления решения проблем.

Переход к эмпатическому и рефлексивному слушанию. В процессе II стадии психолог переходит от нерефлексивного к рефлексивному слушанию, выбирает адекватный язык общения (понятный клиенту), избегание оценочных суждений, не сгущать краски.

В процессе выделяют ключевые слова. Во время консультации не следует объяснять клиенту все, что вы о нем узнали. Психолог на этой стадии прибегает к частым повторениям, которые позволяют продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы. Цель повторений – клиент должен принять е.

  1. 3-5 стадии консультативной беседы, их цели, задачи. Основные направления работы консультанта с клиентом на этих стадиях.

  1. ^ Осознание желаемого результата.

На этой стадии начинается воздействие на клиента. Психолог выявляет, чего хочет клиент, какой будет его жизнь, когда проблема будет решена. Вся информация, которую представляет консультант, направлена на то, чтобы клиент осознал свою проблему.

К консультанту приходит женщина с проблемой, что сын студент хочет бросить университет. Мама не понимает, что сын взрослый человек и способен сам принимать решения. Так же хочет наладить отношения.

Информацию нужно предоставлять та, чтобы клиент сам увидел возможность реализации. В идеале клиент переживает инсайд и говорит «я все понял».

Как подвести клиента. Методы воздействия будут зависеть от:

  • Позиции психолога

  • Принадлежности к школе

Приемы воздействия:

  • Ссылка на авторитет

  • Апелляция к литературным источникам.

  • Опора на примеры из жизни.

  • Обращение к научным источникам.

Клиент может оказать сопротивление и не реагировать на мягкие формы воздействия, то консультант продолжает с ним работать. « Мне кажется (я убежден), что вам трудно принять (вам не хочется соглашаться)», « Попробуем иначе посмотреть на ситуацию», «Почему вы не согласны?».

Психолог должен помнить, что консультативная беседа идет на фоне негативной информации о человеке и позитивную информацию создать сложно.

Выход из ситуации: психолог совместно с клиентом анализирует и проговаривает позитивные варианты поведения. На этой стадии допустима психодиагностика. Для того чтобы показать клиенту особенности его личности.

Таким образом, завершая эту стадию, психолог останавливается на каком-то одном варианте поведения, который дальше отрабатывает. Часто этой стадии посвящена целая консультация.



  1. ^ Выработка альтернативных решений.

Идет обсуждение разных вариантов решения данной проблемы. Выбор условий для ее решения и принятия. Для этого существуют определенные приемы и стратегии, чтобы избежать ошибок:

  1. Психолог должен помнить, что консультативная задача должна быть направлена на разрешение проблемы клиента, а не на ее устранение (возможно изменение качества проблемы).

  2. При формулировки задачи необходимо ориентировать на причины психических проблем, а не на их следствия (применяются техники «переживание проблемы»).

  3. Необходимо ставить только те задачи, которые могут быть решены. Нельзя менять природу человека.

Смысл стадии – подвести клиента к принятию оптимального решения, для этого необходимо тщательное обсуждение каждого шага.


  1. Завершающая

Включает 3-и этапа:

  1. Подведение итогов, беседа (краткий пересказ беседы).

  2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений.

  3. Прощание с клиентом.

Консультант выделяет основное, что было в беседе, напоминает суть беседы (4-5 фраз). Большинство ориентируется на разовые приемы. Психолог должен как-то преподнести клиенту, что проблема не решена. «Мы с вами хорошо поработали, но если у вас возникает желание продолжить…»

Реакции со стороны клиента:

  1. Отказ

  2. Согласие

  3. Сомнение

Прощание должно идти профессионально, вежливо.


  1. Технология ведения консультативной беседы: определение, принципы, приемы и техники.

Технология – способы и приемы, применяемые консультантом для повышения эффективности деятельности.

В консультативной беседе всегда 2 стороны: психолог – клиент.

В ходе приема клиент выговаривается (избавляется от напряжения). Психолог эмпатически слушает, вначале пассивно, затем активно.

^ Психологический смысл проговаривания

Рассказ другим более осмыслен, завершен, сопровождается большой внутренней работой. Результат – переоценка.

Роль психолога – способствует углублению в проблему, принятию решения.

В консультировании рассматриваются несколько принципов:

  1. Приближение речи консультанта к языку клиента.

    • Избегать слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы (профессиональные термины).

    • Максимально используются слова и выражения клиента (даже если противоречат логике).

  2. Краткость и точность высказывания консультанта.

    • Не следует давать излишние объяснения

    • Используются 2 типа вопросов (закрытые и открытые). Закрытые – дается однозначный ответ (да\нет). Открытые – дается развернутый ответ, который предусматривает развернутое обсуждение. Позволяет клиенту делиться эмоциями и заботами. Применяются на определенных этапах и стадиях (стадия контакта «что привело вас ко мне?»; стадия сбора информации «расскажите поподробнее о себе»; стадия осознания желаемого результата).

    • При формулировке вопросов можно опускать слова, которые понятны из общего контекста беседы «если я вас правильно понял»; «из контекста понятно что…».

    • В ходе консультативной беседы возможны комментарии, цель которых сбор информации. Но психолог должен понять, что вопросы-комментарии должны быть использованы в меру

  3. Анализ эмоциональных переживаний в психотерапии сравниваются с кровью в хирургии. Если в ходе операции крови нет, то, что делать? Эмоции и чувства выполняют регуляторную функцию.

    • Консультант и клиент должны как можно точнее идентифицировать свои чувства и обмениваться ими.

    • Обращать внимание на те чувства, которые могут помочь в консультировании, но не обязательно отражать все чувства.

В консультировании сталкиваются с 2-мя планами высказываний:

  1. Оправдание, объяснение, логическое построение рассказа.

  2. Эмоции настроения, переживания, связанные с ситуацией и отношениями (слова всегда можно объяснить по-разному, а чувства нет).

Необходимо узнать, что переживал и чувствовал клиент. Для осуществления эмоций существует ряд техник:

  1. ^ Техники альтернативных формулировок ответа. Не поиск правильного ответа, а формулировка его. Анализировать нужно не слова, а поступки.

  2. Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаками эмоций в речи клиента выступает наречие, глаголы и прилагательные, а также качества действия. Смысл – проникнуть внутрь переживаний и сделать шаг к пониманию этих переживаний, подвести клиента к необходимости принятия решений.

  3. Перефразирование. Признак профессионализма. Смысл – консультант использует жалобу клиента, перефразирует ее и изменяет ее таким образом, что все, что было негативным, становится не настолько значимым, иногда позитивным.




  1. ^ Интерпретация: определение, функции и виды. Паузы в консультировании их психологический смысл.

Техника интерпретации (психотерапевтическая техника). Перевести диалог с одного уровня на другой. Интерпретация позволит клиенту по-иному увидеть свое поведение и поведение окружающих. Необходимо учитывать:

    • Готовность клиента принять новую трактовку.

    • Адекватность данного момента для формулирования интерпретации.

    • Должна быть очевидна для клиента.

Интерпретация строится на основе гипотез. Психолог подводит клиента к пониманию причин. Выделяют 5-ть типов интерпретации

  1. Установление связи между раздельными утверждениями, проблемами или событиями.

  2. Акцентирование консультантом особенностей поведения и чувств клиента.

  3. Установление связей конфликтов с предшествующими психотравмами.

  4. Интерпретация информации, позволяющая выявить реакцию сопротивления и переноса (психическая защита).

  5. Психолог предоставляет клиенту возможность иначе понять его чувства, проблемы.

Паузы.

Считается, что пауза имеет терапевтическую ценность, т.к.:

  1. Они увеличивают взаимное понимание консультанта и клиента.

  2. Дают клиенту почувствовать, что ответственность лежит на нем.

Пауза имеет глубокий психологический смысл:

  • Могут свидетельствовать о тревоге клиента и плохом самочувствии.

  • Показывать консультанту, что беседа зашла в тупик.

  • Свидетельствует о том, что клиент сопротивляется

  • Пауза – показатель богатой внутренней работы «Вы кажется, призадумались».

  • Общение идет либо на поверхности, либо на глубоком уровне.




  1. Типичные ошибки консультанта при ведении консультативной беседы. Пути их профилактики.

Типичные трудности начинающего консультанта: а) совладание с тревогой, б) истинность и самораскрытие, в) стремление к совершенству (перфекционизм), г) признание пределов своей компетентности, д) понимание молчания (пауз) в консультативном процессе, е) обращение с навязчивыми клиентами, ж) обращение с немотивированными (невовлеченными) клиентами, з) отсроченность результатов консультирования, и) избегание самообмана, к) потеря себя в проблеме клиента, контрперенос, л) недостаток чувства юмора, м) постановка реалистических целей, н) злоупотребление советами, о) поиск и развитие собственного консультативного стиля.


  1. ^ Критерии эффективности консультативной беседы.

Особенно важен тогда, когда консультативная беседа не удалась. В современной литературе выделяют несколько критериев:

  1. Интенциональность – то количество направлений, которые можно предложить клиенту для его развития. Он должен обозначать те линии развития, которые предполагают возможности, которые появились и пути реализации.

  2. Индивидуальная культуральная эмпатия – изменился ли взгляд клиента на какие-то вещи, на то, что другого человека надо уважать.

  3. Навыки наблюдения – консультант обязан наблюдать.

  • Навык отражения вербального \ невербального языка.

  • Способность выделить ключевые слова.

  • Способность выделять противоречия.

  1. Владение способами целенаправленного воздействия на клиента.

  2. Принятие решений – клиента необходимо подвести к принятию решений.

  3. Подбор окружения для роста и развития клиента. Относится к групповому консультированию.

  4. Интеграция (обобщение).

Характеризует психолога как специалиста и умеющего объединять методы, качества и конструкции в единой консультативной беседе, которая способна вызвать позитивные сдвиги.



  1. ^ Роль теории в консультировании. Психодинамический подход, исходные позиции, понятия и приемы.

Роль теории в консультировании.

Роль теории в консультировании велико, потому что без оказания помощи, без теоретической основы невозможно. Теория личности:

  • Помогает понять проблему клиента.

  • Определяет методы ее разрешения.

  • Способствует формулированию динамических гипотез – суть – разъяснить клиенту его проблему.

  • Позволяет консультанту чувствовать себя в безопасности при сталкивании с дезорганизованным миром клиента.

Функции теории:

  1. Теория обобщает накопленную информацию.

  2. Объясняет и делает более понятными сложные явления психической жизни.

  3. Предсказывает последствия разных обстоятельств.

  4. Способствует поиску новых фактов.

Консультирование менее жестко привязано к теории. Современное консультирование конструирует свою теорию, которая опирается на известные парадигмы. Поэтому применяются эклектический подход – интеграция лучших сторон различных школ и направлений. Выбор теории зависит от точки зрения консультанта, от его понимания данной теории, от близости к этой теории. Для практической психологии важен результат.

Консультант, работая с клиентом, решает ряд вопросов:

  1. Что такое человек

  2. Какие врожденные тенденции ему присущи

  3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или он определяется последствием и прочим опытом.

  4. Существуют ли предпосылки изменения человека и насколько он может изменяться.

В зависимости от того на какой позиции стоит психолог он выбирает:

  • Способ взаимодействия с клиентом.

  • Приемы и техники получения информации

  • Способы воздействия на клиента.

Существует 3 подхода:

  1. Психодинамический (глубинная психология). Основана на классическом фрейдизме. Транзактный анализ Берна, гештальттерапия Перлза, биоэнергеника

^ Теоретическая основа – изучение подсознательной сферы. Личностные характеристики формируются в раннем детстве. Жизнь человека определяется прошлым.

Суть консультирования – психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои процессы и научился воздействовать на них.

Осовное – перевод проблемы из сферы подсознательного на сознательный уровень.

Приемы:

    1. Анализ символов повседневности.

    2. Фрейдовская ошибка

    3. Анализ сновидений

    4. Анализ сопротивления

    5. Анализ содержания переноса клиента

  1. Бихевиористическое направление в консультировании: основные положения, стратегии, приемы.

Бихевиористический – наиболее оптимистический и прагматический подход. Вооружить клиента определенными способами и приемами, позволяющими контролировать свои действия и поведение. Консультант вместе с клиентом анализирует жизнь клиента с целью его изменения, что соответствует базовым положениям:

  1. Тесное взаимоотношение психолога с клиентом

  2. Выявление проблемы через ее функциональный анализ (совместное обсуждение) и через операциональный анализ поведения.

  3. Обсуждение жизненно важных целей для клиента.

Особенности:

  • Он основывается на данных о поведении и поступках клиента (психолог должен знать как ведет себя клиент в определенных ситуациях). Важна эмпатия !!!!!!!!!!

  • Психолог делится с клиентом своими планами, надеется на тесное взаимодействие.

  • Необходимо тщательно проанализировать предшествующие поступку события для установления причинно-следственной связи.

  • При обсуждении социально-значимых целей психолог вместе с клиентом их обсуждает и разрабатывает план действия на будущее.

Приемы:

Тренинги (тренировка настойчивости, релаксации, снижения страхов, ролевые игры, моделирование поощрения).

Выделяют 3-и группы методов:

  1. Методы контробуславливания – разрыв нежелательных связей между условными раздражителями и реакциями или замена реакции новой (при избавлении от вредных привычек).

  2. Оперантные методы – разработанные Склером принципы. За любые действия воздается система наград (желательные действия) в итоге шансы такого поведения возрастает.

  3. Метод, основанный на взглядах социобихевиористов «Человек, получается, через наблюдение».

Основная стратегия – предотвращение рецидивов.

Категории:

  1. Предвидение трудных ситуаций.

  2. Регулирование мыслей и чувств.

  3. Выявление нужных дополнительных навыков и выстраивание благоприятных последствий (разрабатывается программа и идет обучение). Используется другими направлениями.




  1. ^ Гуманистическое направление в консультировании: основные положения, представители, специфика подхода.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во время интервью. Независимо от его успешности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются. 


  1. ^ Индивидуальное и групповое консультирование.

Выделяют 2-е формы работы с родителями:

  1. Индивидуальная форма происходит на начальных этапах консультирования. Предпочтительна, когда ситуация очень сложна и не может обсуждаться в групповых занятиях. Либо индивидуально-типологические особенности родителей не располагают к групповой работе.

  2. Групповая, рекомендована когда родители эмоционально принимают своего ребенка, но сами испытывают трудности в общении. Рекомендуется специальный родительский тренинг или психо-терапевтические группы по решению проблем самих родителей. Предпочтительнее групповые формы. Цель - улучшение детско-родительских отношений при определенных категорий проблем: непонимание родителями базовых факторов развития ребенка.

Может осуществляться в форме:

    • Консультация по частным проблемам (обсуждение).

    • Специально-организованный родительский тренинг.

    • Психо-терапевтическая группа для решения проблем самих родителей.




      1. Ведется в группе, обсуждается наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем.

      2. Цель – повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания, скрытого переживания.

Значение:

  1. В тренинге легче формируются навыки и умения.

  2. Родители лучше ориентируются в решении тех или иных проблем.

  3. Повышение коммуникационной компетентности родителей и осваивание навыков эмпатичного слушания.

Эмпатическое слушание базируется на 3-х основных принципах:

  1. Во всех ситуациях родители должны поддерживать позитив в ребенке.

  2. Не ранить его достоинство, поддерживать позитив. «Я-образ» у ребенка.

В общении с ребенком родители всегда должны говорить о поступке, но не в коей мере о личности и характере ребенка, следует избегать диагноза, прогноза личностной судьбы. Похвала и порицание строится по следующему принципу: вместо готовых оценок должно быть развернутое описание усилий, действий, их результатов и следствий, а выводы и оценки должны быть предоставлены самому ребенку.

  1. Взрослый всегда должен выступать инициатором кооперации. Должен предложить ребенку совместно проанализировать ту или иную ситуацию и предложить все варианты решения проблемы, чтобы ребенок мог выбрать наиболее адекватные принципы взаимодействия.



  1. «Модель личности» эффективного консультанта: основные характеристики.

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Прежде всего, следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.

^ ЛИЧНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

  • полное осознание настоящего момента;

  • выбор способа жизни в данный момент;

  • принятие ответственности за свой выбор.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

^ Развитие самопознания. Ограниченное самопознание не означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

^ Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

^ Толерантность к неопределенности. поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

^ Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние

^ О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.

^ Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

^ Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

  1. ^ Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

  2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

  3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.




  1. ^ Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта «Синдром сгорания»: основные характеристики, профилактика.

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

  • угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

  • отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

  • угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. "Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Причины:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

  • работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

  • культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

  • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

  • открытость новому опыту;

  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

  • хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.



  1. ^ Психодиагностика в практике психологического консультирования, разные точки зрения. Диагноз как элемент идентификации проблемы.

Есть 2-е базовые проблемы:

  1. Роль диагностики в консультировании.

  2. Постановка диагноза.

Существуют разные подходы:

  1. Сторонники гуманистической и экзистенциональной направленности считают, что тестирование – это инструмент внешнего понимания, и не может способствовать успешному консультированию.

  2. Сторонники бихевиоризма и психоанализа, считают, что психодиагностика дает возможность получить дополнительную информацию. В рамках это точки зрения возникают споры: «Какова роль клиента в этом процессе?».

Возникают 2 направления:

  1. Роль клиента пассивна, так как консультант сам набирает информацию и сам принимает решение относительно диагноза.

  2. Клиенту отводится активная роль.

Шострол, Брейнер в 80-х годах сформулировали ряд положений:

  • Клиент и психолог отбирают методики, обсуждают результаты, но избегать оценок.

  • Клиент имеет право высказать свои сомнения.

  • Задача консультанта собрать дополнительную

Существуют разные мнения, так как разные причины:

  1. Исследования разных школ и направлений исследуют разный предмет, из-за этого выходят на разные аспекты нарушений и в результате разный анализ.

  2. В современной психодиагностики нет надежных методик и диагноз получается с ограничениями, не надежен.

Психоаналитики и бихевиористы за постановку диагноза:

  1. Диагноз позволяет предвидеть дальнейшие нарушения.

  2. Определяет особую стратегию помощи.

  3. Позволяет сотрудничать со специалистами смежниками.

  4. Определяет границы научного исследования.

Исследование гуманистов и экзистенциалистов против постановки диагноза. Диагноз игнорирует сложность внутреннего мира и делает его стереотипным, а не индивидуальным.

Сторонники, которые в некоторых случаях за в некоторых против (представители не очень радикальных школ). Они отмечают положительные и отрицательные стороны постановки диагноза.

В обычной практике постановка диагноза выбор консультанта. Как исключение, если перед консультантом клиент:

  1. При постановки диагноза можно пойти на поводу диагноза (все подгонять под него).

  2. Больше внимания уделяется патологическим реакциям.

  3. Диагноз приводит к оценочной установке, а в консультировании один из принципов – безоценочное восприятие.

Отношение к диагностике:

Перед психологом стоит ряд вопросов:

  1. Что сейчас происходит в жизни клиента?

  2. Чего он ждет от консультанта?

  3. Каковы потенциальные возможности клиента?

  4. Возможна ли психодинамика в жизни клиента?

Диагностика необходима так как:

  1. В консультативной беседе ориентируются на норму, нужно знать куда относиться клиент.

  2. Помогает четко определить проблему.

  3. Помогает спланировать стратегию и тактику деятельности и эффективно прогнозировать результат.


  1. Механизмы коррекционного воздействия на клиента: приемы, техники.

В процессе консультировании перед консультантом всегда стоят вопросы:

    1. За счет чего могут произойти изменения.

    2. Каким образом организовать эти изменения, какую методику можно использовать.

Исход процесса консультирования мало завит от усилий, которые вкладывает консультант, так как сами усилия проблемы не решают. Для этого необходима система коррекционного воздействия.

^ Методы:

  1. Облегчение гнета психологической проблемы.

    • Исповедальная беседа имеет огромный психологический эффект. Так как клиент делит свою проблему с психологом. Субъективно переживает облегчение чувства одиночества. Некоторые тревоги на себя берет психолог. Если в ходе беседы клиент изменился, значит, есть результат.

    • Если клиенту недостаточно беседы, то необходимо подвести клиента к свободному проявлению эмоций. Обеспечить «Эффект эмоционального отреагирования».

    • Настройка клиента на восприятие психокоррекционных воздействий. Лучше понимает психолога, при условии, что проблема обсуждается на новом уровне возврат к проблеме, ее более взвешенное и последовательное изложение.

    • Негипнотические внушение. Можно применить если у клиента очень тяжкий груз (гибель близких). Человеку внушают, что он ни в чем не виноват («В том, что произошло, нет вашей вины»). Психологический смысл – открыть человеку новые горизонты.

  1. ^ Поиск нового ракурса видения проблемы. Клиент при оценки своих неудач очень редко может подняться над проблемой. Трудно менять философию, установки, ценности. Задача перемен переносится на психолога. Данный механизм реализуется по средствам:

    • Перехода в новую плоскость фокусирования информации.

    • Реконструкции утраченного смысла.

    • Расширение горизонта видения мира.

    • Переоценка ценностей.

Для первого способа нужно применить метод интерпретации и смести акценты.

2-ой способ – люди имеющие смысл, легче справляются с трудностями. Смысл – повернуть проблему так, чтобы устранить экзистенциальный вакуум в сознании клиента. Если консультант угадывает, что может способствовать приобретению смысла, то успех – гарантируется.

3-ий способ – показать клиенту, что жизнь человека, это сложное явление. Близким его жизнь не безразлична. Важно не «переборщить».

4 способ применяется к тем, кто более всего зациклен на своих проблемах и переживаниях. Если клиента нельзя переубедить, его надо утешить «Негативный опыт – тоже опыт».

  1. Побуждение к противоположным действиям.

2-а способа осуществления:

  • Парадоксальная интенция – погружение в желаемое состояние.

  • Техника дерефлексии (детям в кризисный период).

Применяются в ситуациях, когда бороться с каким-то явлением бесперспективно.

  1. ^ Освобождение от психологических условностей и ограничений.

Правила социума направлены на выработку норм, правил и законов. Это приводит к тому, что человек не может гармонично развиваться.

Суть помощи – освободить клиента от ложных стереотипов и обеспечить условия создания внутренней свободы человека.

  1. ^ Организация ситуаций высокого эмоционального накала. В жизни любого человека возникают действия и ситуации, которым предшествуют значительные душевные переживания. Но драматические ситуации приводят к 2-м вариантам:

    • Закаляют

    • Ломают

Психолог может создать такую ситуацию, которая приведет к раскрытию конфликта. Итог – клиент проявит свои чувства, не допуская при этом стихийного, неконтролированного разрешения.

  1. ^ Организация эффекта отсроченного последствия. Клиенту предоставляется логическое предоставление информации о последствиях его конструктивного или неконструктивного поведения. На V стадии делается обобщение о том, что может быть. Обобщение должно всегда содержать какие-то варианты (последствия):

    • Позитивно-содержательный с эмоционально привлекательной перспективой (необходимо прикладывание усилий).

    • Нейтральный вариант.

    • Негативный.

  2. Поддержание положительной «Я» - концепции. Формирование положительной установки на собственное поведение через положительное оценивание себя как личность.




  1. Возрастное психологическое консультирование (ВПК), его особенности, цели и задачи. Становление возрастной консультативной практики за рубежом и в российской психологии.

ВПК – направление и компонент деятельности практического психолога, работающего с детьми.

Возникает и развивается в рамках русской психологической школы. За рубежом такого направления нет. В консультативной деятельности возрастного психолога выделяют 2-а аспекта:

  1. Ребенок выступает в качестве клиента, но самостоятельно решить собственную проблему не может.

  2. Запросы всегда поступают от родителей или другого взрослого, но он не остается в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребенка

До подросткового возраста.

Основная цель:

  1. Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития.

  2. Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей.

Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана:

  1. Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения.

  2. Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях

  3. Влияние социально психологических факторов

Задачи ВПК:

  1. Пропаганда психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка (родителям и учителям)

  2. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в медико-психологические консультации

  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Психолог решает эти проблемы в содружестве с педиатрами и патопсихологами

  4. Разработка рекомендаций на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в школьном обучении детей (для родителей, учителей, воспитателей).

  5. Коррекционная работа в группах при консультациях (коррекция детско-родительских отношений, коррекция общения, разработка рекомендаций по воспитанию детей в семье).

Таким образом ВПК направленно на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию. Другими словами ВПК охватывает все виды деятельности сегодня. Существует 2 подхода в психологии о необходимости ВПК:

  1. ВПК необходимо, так как оно имеет свою специфику и большинство проблем ребенка невозможно решить без учета его развития в онтогенезе, социальной ситуации и других аспектов.

  2. Возрастное консультирование выделять самостоятельную область не следует, так как в работе с детьми и так можно применить традиционные способы и методы.

В западной психологии много школ и направлений. И работы с детьми осуществляется в рамках этих школ, применяет то, что применяют и в консультировании для взрослых. Однако для западной психологии характерно:

  1. Иной подход к пониманию природы психического развития, его движущих сил и механизмов.

  2. Большинство теоретических подходов создают собственные методы в том числе и методы консультирования, которые не бесспорны

  3. Большинство западных психологов отмечают ряд трудностей в решении детских проблем и выделяют специфику.

В российской психологии специфике ВПК уделяется большое внимание, так как оно связано с семейным консультированием, консультированием родителей и детей с отклонениями. В возрастном консультировании необходимо применять системный анализ к психике ребенка и рассматривать ее в связи с социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и новообразованием.


  1. ^ Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики.

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Мы кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основные направления:

глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; би-хевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальтгерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).


  1. ^ Психологические проблемы в детском возрасте. Источники проблем.

В возрастном консультировании нет четкой классификации детских проблем и в основном их систематизация построена эмпирически на основе имеющейся практики. Возрастное консультирование – это решение проблем нормального детства.

Решаются типичные проблемы, свойственные значительной части детей. Надо помнить, что психологическое развитие результат влияния трех видов опыта: наследственный, индивидуальный, социальный (определяющий). Он наряду с другими может породить ряд острых и типичных проблем:

  1. Имеет социальные предпосылки.

    • Изменение ритма жизни.

    • Напряжение в социальных взаимоотношениях.

Проблемы:

      1. Низкий уровень в семье

      2. Дефицит теплоты, культуры общения.

      3. Исчезновение совместной полезной деятельности.

Все это порождает определенные комплексы у конкретного индивида: неуверенность в своих силах, негативизм, аффектные реакции, отрицательные формы самоутверждения.

  1. Социально-биологические

    • Алкоголизм родителей

    • Экономические проблемы

    • Низкий уровень медицинского контроля.

Проблемы:

Ослабление органических предпосылок психологического развития, следовательно дети с поврежденной или ослабленной нервной системой. Из 100% детей 30% новорожденных имеют различные повреждения нервной системы, следовательно результат осложнения родов, патологическое протекание беременности, родовые травмы. Шошкова провела лонгитюдное исследование психологического неврологического статуса детей в детском саду (3 года).

      1. 4 года – из 100% 9% имела патологические отклонения, 62 % с эмоциональным нарушениям, 29% благополучные.

      2. 7 лет – 21% - патология, 38% функциональное нарушение, 41% здоровых.

  1. Школьные

    • Перегружена программа.

    • Интенсивность получения информации.

    • Различные типы школ.

Проблемы:

      1. Школьная психологическая дезадаптация в результате нуждается в психотерапии. Проявляются в потере учебной мотивации, низкой успеваемости, неорганизацией, низкой самооценки, отклоняющееся поведение.

  1. ^ Рост числа разводов.

Последствия распада брака ограничивается сложной проблемой: повышенная тревожность, страхи, неуверенность, трудности в общении. На решение проблемы нужно не менее 2-х лет.

  1. Синдром «единственного ребенка».

Проблемы:

      1. Эгоцентризм

      2. Вседозволенность

      3. Стремление удовлетворить все потребности

      4. Стойкий негативизм

      5. Проблема детско-родительских отношений.

  1. Одаренный ребенок (ярко выражено).

Проблемы:

      1. Межличностное общение.

      2. Нестандартность интересов

      3. Чрезмерное ожидания, уровень притязаний.




  1. Психологическое обследование в ВПК: принципы, этапы, общие рекомендации.

Включают две стороны:

  • Содержательная – то, что исследует психолог.

  • Организационная – как строить работу, последовательность.

Принципы:

    1. Психологическое обследование всегда шире собственного диагностического блока. Не одна психологическая методика не может дать данных для постановки диагноза. Необходим комплекс методик и наблюдение. Важно выбрать методики. Психологическое развитие ребенка – целостный процесс, чтобы его диагностировать нужно в начале проанализировать, понять причины симптомов, что лежит в основе, установить связь симптомов и психологических предпосылок. Необходимо выявить, что является причиной. Важно изучить ССР ребенка, изучение истории развития ребенка, т.е. анамнеза, диагностика уровня познавательных процессов и тревожности. Запрещается обследование ребенка по 1-2 методикам, если при обследовании был нанесен вред, это является подсудимым делом.

Между симптомами и причинами сложная связь. Чтобы выявить связь необходимо:

  • Изучить ССР

  • Анамнез

  • Уровень познавательных процессов.

  • Тревожность, самооценка.

Таким образом необходимо применение не только диагностических методик, но и широкого анализа с наблюдением.

    1. Принцип коррекционной направленности диагностики. Сама диагностика не проводится во имя диагностики и данные должны проводится к определенной коррекционной работе.

Этапы психологического обследования:

      1. Сбор информации.

        • Запрос

        • Первичная беседа

        • Сбор психологического анамнеза.

        • Формировка гипотез

        • наблюдение.

      2. Экспериментально-психологическое обследование.

  • Определяеится общая стратегия псих.обследования

  • Подбор надежных методик.

  • Проведение самого обследования

  • Анализ продуктов деятельности

  • Проверка выдвинутой гипотезы относительно сущности характера, причин трудности и нарушений.

      1. Аналитический этап

Осуществляется обработка данных, постановка диагноза, составляется условно вариативный прогноз, разработка рекомендаций для коррекционной работы. Условно вариативный прогноз – определяет зоны ближайшего развития.

      1. Заключительный этап

Беседа с родителями и выработка программы психологических коррекционных мероприятий.


  1. ^ Психологический анамнез: определение и проблемы при сборе информации. Схема и ее оценка.

Это история развития ребенка, который является важным источником индивидуализации. Л.С.Выготский подчеркивал, что психолог должен составить причинное описание развития ребенка. Это значит что:

  1. Необходимо выявить источники и механизмы наиболее существенного влияния на формирование личности.

  2. Проследить связь событий детства с теми особенностями психологического развития, которые фиксируются теперь.

  3. По возможности учитывать специфику содержательного и реальной картины в каждом возрастном периоде. Это необходимо так как:

    1. Знание условий помогает понять психологическое развитие ребенка (вытекает из концепции онтогенеза).

    2. Часто разные по происхождению психологические нарушения и трудности обнаруживают не только сходство, но и дают близкие диагностические результаты.

Психологический анализ применяется в достаточно широком смысле – ведется сбор данных обо всех условиях жизни ребенка, от усвоения социального опыта, условий формирования его деятельности и общения. Поэтому при сборе информации необходимо учитывать следующее:

  1. Систематизация всех данных о ССР, деятельности ребенка, его психологических новообразований.

  2. Психолог не должен зацикливаться на сборе информации о негативных, нежелательных особенностей ребенка.

При сборе анамнеза возникают трудности:

  1. Сведения предоставленные родителями хранятся в их памяти, а так как запоминается самое яркое и значимое, то факты имеющие непосредственное отношение к проблеме ограниченные. Не всегда можно восстановить реальную картину.

  2. При сборе анамнеза важно установить реакцию ребенка на изменения, затем характер приспособления. Сложно получить эти сведения.

  3. При сборе анамнеза необходимо выявить роль стрессовых факторов и факторов риска в нервно-психологических заболеваниях. Нужна откровенность.

  4. Психологу при сборе анамнеза необходимо отделить фактические сведения о жизни ребенка сообщаемые родителями от интерпретации или оценки этих сведений.

Выготский писал, что вместо фактов в психологии сообщают эмоционально-окрашенные выводы.


  1. ^ Работа с родителями в ВПК: структура, цели и задачи бесед.

1 и 2-ой тип бесед.

Задача:

  1. Сориентировать родителей на цели и задачи консультирования, сформировать установку на совместный анализ проблемы.

  2. Разъяснение родителю необходимых направлений ребенка на консультации к другим специалистам (если необходимо).

  3. Предупредить о возможных трудностях, осложнений и препятствий в процессе коррекционной работы.

  4. Нельзя внушать неоправданные ожидания.

  1   2



Скачать файл (271 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации