Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к гос.экзамену налоги и налогообложение - файл 1.doc


Ответы к гос.экзамену налоги и налогообложение
скачать (209 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc209kb.20.12.2011 12:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Налоги как инструмент государственного регулирования. Кривая Лафферта. Сущность и виды налоговой политики.

Необходимость реформирования на современном этапе.

Цели, задачи, методы, способы и инструменты налогового регулирования.

Какую зависимость отражает кривая Лаффера.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в бюджет государства юридические и физические лица -предприятия, организации, граждане.

С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две - «фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную, ограничительную и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, то есть экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет получить государству больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной.

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка поевышает некую объективную гоанипу. то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Ла<Ь(Ьео доказал, что один

Х-уровень налоговой ставки в процентах;

У-среднегодовой объём налоговых поступлений в бюджет;

Х0 — оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума -Уо.

Действительно, равенство бюджетных поступлений (У1=У2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 значительно больше Xi).

Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложение

привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшаться, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.

^ 2. Классические и современные принципы налогообложения

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения ,
желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

^ 3. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое: число привлеченных налоговыми органами к уплате граждан-предпринимателей составило 343,5 тыс. в 1992 г. и 726,4 тыс. в 1993 г., а из общего числа проверенных налоговыми органами выявлено нарушений у 13,5% в 1992 г. и 14,6% в 1993 г., т.е. каждый седьмой гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) недоплатить в казну.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Результативность функционального проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике максимально возможной степени достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований.


^ 4.Структура налоговой системы РФ

Основные звенья, составляющие структуру налоговой системы РФ.

Основные звенья, составляющие структуру налоговой системы РФ - это Федеральные налоги и сборы, Региональные налоги и сборы и Местные налоги и сборы.

Федеральные налоги регламентируются общефедеральными законами и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы. Ими признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении налога региональными органами определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности по данному региональному налогу. Так же региональные органы могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов самоуправления, вводимые в действия в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога органами самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности по данному местному налогу. Так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Органы налоговой системы:

МНС; Таможенный комитет; Внебюджетные фонды.

^ 5. Система органов управления. Права и обязанности. Основные участники нал отношений, их права и обязанности.

Основные участники налоговых отношений от лица государства, их права и обязанности. МНС, Минфин, государственный таможенный комитет, налоговая полиция и др.

В соответствии с НК РФ участниками налоговых правовых отношений выступают государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: МНС, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов, Органы внутренних дел.

Права и обязанности каждого из этих органов прописаны в НК РФ. В частности на Минфин возложена задача разработки совместно с МНС России и др фед органами исп власти предложений о налоговой политике гос-ва, развитие налогового законодательства и совершенствования налоговой системы страны.

В отношении конкретных проблем налогоплательщиков и гос-ва финансовые органы вправе решать вопросы о предоставлении налогоплательщикам отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей.

Органам исполнительной власти и исполнительной власти местного самоуправления НК РФ предоставляет право приема и взимания налогов и сборов, а так же контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Таможенные органы России пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение НК РФ. Несут ответственность за убытки, которые были причинены налогоплательщикам в ходе своих неправомерных действий, принятий решений или, наоборот, своего бездействия.

Обязанности налоговых органов. Статья 32.

Права налоговых органов. Статья 31.

Полномочия таможенных органов. Статья 34.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов. Статья 34

Полномочия органов внутренних дел. Ст.36. Главная задача налоговых органов РФ - контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов. Основное право налоговых органов - налоговая проверка налогоплательщика.

^ 6. Понятия налога, сбора, пошлины. Система налогов и сборов, взимаемых в РФ.

Существенные признаки налога и сбора.

Критерии разграничения видов налоговых платежей.

Неналоговые платежи.

Виды и классификация налогов и сборов в РФ

Налог - это обязательный платежи физических лиц юридических лиц, взимаемых государством. Налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет без привязки конкретных мероприятий. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются отдельной строкой для целевого использования. В зависимости от формы

возложения бремени налога могут быть прямыми, непосредственно обращены налогоплательщику, и косвенными, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемых товаров. Налоги подразделяются на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги, налоги субъектов РФ, местные налоги. Пошлины подразделяются на государственные и таможенные.

Под государственной пошлиной понимается установленный законом и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющихся неотъемлемым условием узкого ввоза или вывоза.

Помимо налогов, государственных и таможенных пошлин в налоговую систему вошли и сборы - целевые, лицензионные и др. Сборы отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются или платой за услуги, или платой за разрешение на какую-либо деятельность и т.д. Виды налогов и платежей:

I .Федеральные налоги и сборы:

II налог на добавочную стоимость;

12 акцизы;

13 налог на доходы физических лиц; 1.4 единый социальный налог;

15 налог на прибыль организации;

16 налог на использование полезных ископаемых; 1.7 налог на наследование и дарение;

18 водный налог;

1.9 сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

1.10 государственная пошлина

2. Региональные налоги и сборы:

2.1 налог на имущество организации;

2.2 налог на игорный бизнес;

2.3 транспортный налог.

3. Местные налоги:

3.1 земельный налог;

3.2 налог на имущество физических лиц.

^ 7. Существенные элементы закона о налоге. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.

Общие условия установления налогов и сборов, проблемы совершенствования.

Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Это — законы экономико-логические и правовые. Воздействие экономико-логических законов, понимаемых как совокупность устойчивых взаимосвязей каких-либо явлений объективной действительности, налогообложение испытывало с появлением товарного хозяйства и по мере формирования системы взаимообусловлен­ных действий его участников.

Под воздействием экономико-логических законов формируются внутренние закономерности развития самой налоговой системы, кото­рые в комплексе с правовыми законами определяют ее стратегию. Закономерности налогообложения — это существование устойчивых и объективных связей между системой налоговых отношений и другими базисными и надстроечными явлениями. Подтверждением этому служат учения классиков экономической мысли и современных ученых. Знание этих закономерностей позволяет отсечь от собственно налогов все другие (случайные) формы перераспределения доходов, употребляемые властью вне зависимости от возможностей экономики. Общие условия установления налогов и сборов.

1. налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налогов;

• порядок и сроки уплаты налогов.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

^ 8. Система косвенного налогообложения. НДС и его роль в доходах бюджетов разных уровней. Виды косвенных налогов в РФ. Сущность косвенного налогообложения. Проблема переложения бремени. НДС и его существенные элементы. Порядок исчисления и уплаты. Акцизы, налог с продаж.

Налоги бывают:

-прямые ( взимаются непосредственно с доходов и имущества);

-косвенные. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг.

Косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков.

К косвенным налогам относятся: акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, Фискальная монополия - специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства.

Таможенные пошлины - косвенные налоги, применяемые во

внешнеэкономической деятельности.

НДС является федеральным налогом, представляет собой форму

изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемых на всех

стадиях производства и определяется как разница между стоимостью

реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат

отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС имеет универсальный характер поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла - от завода до магазина, причем каждый промежуточный участник уплачивает налог.

НДС имеет ряд преимуществ для бюджета: это стабильный, регулярный источник доходов. НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.

Плательщиками НДС являются - российские и иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и индивидуальные частные

предприниматели.

К облагаемому обороту относятся: обороты от реализации товаров как собственного производства, так и приобретенных, а затем, проданных, а также стоимость оказанных услуг.

На сегодняшний день установлены ставки налога:

10% - по продовольственным товарам и товаром для детей (за исключением подакцизных).

20% - по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары. Для извлечения НДС из состава выручки используются ставки: 16,67% - для 20%; 9,09% - для 10%.

Все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров, с регистрацией в книге продаж.

Акцизы — это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Этот налог увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителями. Акцизом облагается вся стоимость товаров. Акцизы уплачивается в бюджет в зависимости от срока реализации подакцизных товаров. Акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств получаемых организациями за производимые и реализуемые товары или подакцизные товары.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1. Организации;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

^ 9. Система местного налогообложения. Сущность и виды местных налогов.

Особенности установления и введения в действие.

Роль в формировании доходов местного бюджета.

Современные проблемы.

Система местного налогообложения — наиболее слабо отработанная область налоговых правоотношений как в теоретическом, так и в практическом плане. По составу и структуре этой системы, порядку формирования налогооблагаемой базы отдельных составляющих эту систему налогов, технике исчисления и уплаты их в бюджет, а также системе льготирования не принято единого законодательного акта. Регламентирование системы местного налогообложения осуществляется исходя из содержания статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Местные налоги признаются налоги, которые признаются НК РФ и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образовании.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают своё действие на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ. К местным налогам относятся:

1. Земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

^ 10. Налоги с юридических лиц

Виды налогов с ЮЛ, взимаемых в РФ.

Особенности исчисления и уплаты по филиалам и обособленным подразделениям.

Налог на прибыль организаций.

Юр лица уплачивают налоги: на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость и акцизы, на операции с ценными бумагами, так же взимается ряд налогов целевого и нецелевого назначения. Юр лица осуществляют платежи за использование природными ресурсами, гос пошлины и иные платежи обязательного характера.

К Федеральным относят- НДС, налог на прибыль, акцизы. К местным - земельный налог, налог на рекламу.

Добавленная стоимость - это стоимость, присоединенная к сырью или купленным изделиям перед тем как продать новое улучшенное изделие или оказать услугу. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ, услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Исчисляется с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товаров. Взимается последовательно со всех предприятий по мере их участия в процессе производства в соответствии с их добавлением в стоимость товара.

Акцизы - это разновидность косвенных налогов на товары, включаемых в виде надбавки в цену. Конечным плательщиком является потребитель. Действует только в отношении отдельных товаров и видов минерального сырья. Плательщиками являются организации и физ лица которые совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами. Для определения налоговой базы и суммы к уплате акцизного налога для начала определяют что является объектом налогообложения, в первую очередь это - операции по реализации на территории РФ налогопл-ом произведенных или розлитых подакцизных товаров, в том числе реализацию предметов залога и передачу товаров по соглашению; передача прав собственности на подакцизные товары; реализация алкогольной продукций со складов приобретенной от производителей; продажа товаров, переданных на основании решении судов, а так же подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу гос-ва и др. Налоговая база по которым установлены твердые нал ставки определяется объемом реализованных или переданных подакцизных товаров в натуральном выражении, а для процентных - нал база определяется как стоимость реализованных или переданных подакцизных товаров, без учета НДС и налога с продаж.

Налог на прибыль предприятия. Объектом налогообложения является прибыль предприятия. К доходам относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, то есть доходы от реализации, а также внереализационные доходы. Для определения прибыли организации из полученных доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов, при этом принимаются необходимые, экономически оправданные и документально подтвержденные затраты. Сроки уплаты налога прописаны в НК РФ.

Налог на имущество предприятий Ст.372. Устанавливается НК РФ и законами субъектов федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ с момента введения в действие. Законодательные органы определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты, форму отчетности, так же предусматривают льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество предприятия, не признается объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования. Налоговая база определяется как средне-годовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговый период - календарный год , отчётный период - квартал, полугодие, 9 месяцев. Организация, в состав которой входят подразделения, имеющий отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по месту нахождения этого подразделения. Организация, учитывающая на балансе объекты недв-го имущ-ва, находящегося вне местонахождения организации, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по месту нахождения каждого из этих объектов недвижимого имущества. Сроки уплаты устанавливаются законами субъектов РФ.

^ 11.Налоги с физических лиц

Виды налогов с ФЛ, взимаемых в РФ.

НДФЛ, налоги с имущества ФЛ.

Виды налоговых вычетов по НДФЛ.

Налоговая декларация по НДФЛ.

Федеральные налоги, взимаемые с физ лиц - НДФЛ, налог на наследование или дарение. Местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налог на доходы ФЛ. Плательщиками признаются физ лица являющиеся нал резидентами РФ, а так же ФЛ, получающие доходы от источников в РФ не являющимися резидентами РФ. Объект налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников РФ и за пределами РФ для граждан РФ и от источников в РФ - для лиц, не являющимися гражданами РФ. Налог исчисляется только с личного дохода физического лица и уплачивается за счет своего дохода. Виды налогов с ФЛ взимаемых в РФ: Налоги при получении доходов в натуральной форме(221), Налоги при получении доходов в виде материальной выгоды(212), Налоги по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения(213), Налоги от долевого участия в деятельности организации(214), Налоги с доходов отдельных иностранных граждан(215). Налоговая база определяется:

1) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а так же доходы в виде материальной выгоды.

2) Отдельно по каждому виду дохода в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

3) Для 13% налоговой ставки нал база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенную на сумму налоговых вычетов.

4) Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные нал ставки база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Причем нал вычеты не применяются.

5) Доходы, полученные в ин валюте пересчитываются по курсу ЦБ РФ. Виды налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты.

2) Социальные налоговые вычеты.

3) Имущественные налоговые вычеты.

4) Профессиональные налоговые вычеты.

Налоговая декларация по НДФЛ. 1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст 227 и 228 Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в нал орган по месту жительства.

3. В случае прекращения существования источников доходов, указанных в ст 227 и 228 Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде

При прекращении в течении календарного года иностранным физ лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, и выезде его за пределы территории РФ налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его

пребывания в текущем налоговом периоде на территории РФ, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен, производиться не позднее чем через 15 дней с момент подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физ лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течении налогового периода авансовых платежей.

Налог на имущество ФЛ. Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и другие помещения и сооружения.

Налог на землю взимается с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются в зависимости от качества земли и условий хозяйствования.

^ 12. Экологические налоги.

Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В английском написании наряду со стандартным термином «taxes» также используются «charges», «levies», «fees», «duties». В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства (European Environmental Agency), экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду». Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Что касается природоохранных направлений современной налоговой политики, то они сегодня охватывают различные уровни экономики, включая глобальный, а также концентрируются на приоритетных с точки зрения загрязнения секторах. Основная цель экологических платежей — не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги — это налоги, которые служат преимущественно охране окружающей среды. Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п.



^ 13. Источники уплаты налогов. Налоги, включаемые в себестоимость продукции

1. Виды источников уплаты налогов.

2. Порядок отнесения сумм налогов в соответствии с 25 главой НК РФ.

Главной проблемой в создании рациональных систем налогообложения всегда считалась проблема выбора источников обложения и ставок налогов, от которых зависит развитие всей хозяйственной системы.

В связи с предполагаемой отменой так называемых «оборотных налогов» (на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на пользователей автомобильных дорог) прежняя ставка налога на прибыль 35% восстановлена с 1 января 2001г. Это позволит компенсировать бюджетные доходы местных органов власти на те 5% налоговых источников, которых они лишились из-за отмены оборотных налогов. Второй новацией налогового режима в отношении прибыли и доходов предприятий является предоставление им права формировать себестоимость продукции, работ, услуг исходя из хозяйственной целесообразности.

Ставки.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

Законами субъектов РФ предусмотренная ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъекта РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций:

- 20% - со всех доходов;

- 10% - от использования, содержания или сдачу в аренду судов, самолетов или др подвижных транспортных средств.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученных в виде дивидендов

- 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физ лицами -налоговыми резидентами РФ;

- 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российсю организациями от иностранных организаций.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств

- 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процент

5. Прибыль полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ» облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ», облагается налогом по налоговой ставке предусмотренной пунктом 1 ст.284.

Порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.

2. По итогам каждого отчетного периода, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, на превышала в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал уплачивают авансовые платежи итогам отчетного периода.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по госуд и муниципальным ценным бумагам, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов

Порядок уплаты

1. Налог, авансовые платежи по итогам отчетного периода, подлежащей уплате по истечении нал периода, уплачивается на позднее срока, установленного для подачи налогов деклараций за соответствующий нал период ст.289 Кодекса

Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваются в срок не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи фактически полученной прибыли - не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчетного периода сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течении отчетного периода, засчитывается при уплате авансовых платежей по итогам отчетною периода. Авансовые платежи по итогу отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

^ Санкции за нарушения

Штрафы, пени, иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случаях, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. Особенности признания доходов и расходов по главе 25 НК РФ. Ст.271.272.273. стр. 338-344

Признание доходов и расходов может происходить двумя методами, методом начисления и кассовым методом.

Порядок признания доходов при методе начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Порядок признании расходов при методе начисления. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал).

14. ^ Налоговый учет и его особенности при формировании выручки и финансовых результатов
С введением в действие главы 25 НК РФ в российском законодательстве впервые установлена обязанность налогоплательщиков по ведению налогового учета. Глава 25 лишь систематизирует порядок ведения налогового учета в единые регистры и законодательно закрепляет обязанность по ведению налогового учета. Однако бесспорно, что налоговый учет по налогу на прибыль находится в наиболее сильном взаимодействии с системой бухгалтерского учета. Прибыль представляет собой основной экономический показатель деятельности организации. Все правила ведения бухгалтерского учета, по сути, предназначены для формирования полной и достоверной информации о прибыли. Поэтому налоговый учет по налогу на прибыль нельзя рассматривать как простое дополнение к обычному, бухгалтерскому. Это самостоятельная система учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Сравним бухгалтерский и налоговый учет доходов:

Налоговый учет (статья 248 НК РФ)

Бухгалтерский учет (статья 4 ПБУ 9/99

Два вида доходов:

Три вида доходов:

1.доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации. Статья 248 НК РФ

2.внереализационные доходы. Статья 250 НК РФ.

1. доходы по обычным видам деятельности

2.операционные доходы

3. внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими доходами. К прочим доходам также относятся чрезвычайные доходы.

Размер доходов определяется по первичным документам и документам налогового учета. Из доходов исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Налогоплательщик определяет налоговую базу на основании доходов от реализации. К таким доходам относятся:

-выручка от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства,

-выручка от реализации ранее приобретенных товаров,

-выручка от реализации имущественных прав.

К внереализационным доходам, учтенным за отчетный период в соответствии со статьей 250 НК РФ, относят такие поступления налогоплательщику, которые не связаны с выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по обычным видам деятельности организации.

Чтобы определить налоговую базу по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Рассмотрим классификацию расходов в сравнительной таблице:

Для целей налогового учета

Для целей бухгалтерского учета

расходы, связанные с производством и реализацией продукции

внереализационные расходы

расходы по обычным видам деятельности

операционные расходы

внереализационные расходы

к прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы


В соответствии со статьей 252 НК РФ любые затраты могут быть приняты к уменьшению налогооблагаемой прибыли при одновременном соблюдении следующих условий: затраты связаны с деятельностью, приносящей прибыль; затраты экономически обоснованы; затраты документально подтверждены.

^ 15. Налогообложение прибыли организаций. Роль налога на прибыль в доходах бюджетов разных уровней.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

С 1 января 2002 года порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Кодексом не используется понятие себестоимости, а введено понятие расходы. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты. К вычету из налоговой базы по налогу на прибыль принимаются любые расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Плательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ признаются:

— российские организации;

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.
 

^ Объект налогообложения.

Налогооблагаемой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли согласно статье 247 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов (п. 1 статьи 252 НК РФ).

При этом расходы подразделяются на следующие группы:

— расходы, связанные с производством и реализацией согласно статье 253 НК РФ, состоящие из следующих статей затрат:

 материальные расходы (статья 254 НК РФ);

 расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);

 суммы начисленной амортизации (статья 256 НК РФ);

 прочие расходы (статья 264 НК РФ).

— внереализационные расходы, поименованные в статье 265 НК РФ, куда входят все остальные расходы.

Доходы, учитываемые организацией для исчисления налога на прибыль, согласно статье 248 НК РФ подразделяются на две большие группы:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением налогов, предъявляемых налогоплательщиком покупателю. Такими налогами являются НДС, налог с продаж, акцизы (статья 249 НК РФ).

— внереализационные доходы, поименованные в статье 250 НК РФ.

^ Налоговые ставки.

С 2002 года для всех налогоплательщиков налога на прибыль установлена ставка налога на прибыль в размере 24%.

По отдельным видам доходов и операциям главой 25 НК РФ предусмотрены другие виды ставок:

Общая ставка налога на прибыль — 24% ; Доходы в виде дивидендов и доходы от участия в других организациях — (с 01.01.2005 г.) 9% ; Доход, полученный в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — 15% ; Доход, в виде дивидендов от российской организации иностранными организациями, также доход российских организаций от иностранных организаций — 15% ; Доход в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно и другие, перечисленные в п.4 статьи 283 НК РФ — 0%

Сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке 24%, распределяется c 2005 года в бюджеты разных уровней следующим образом:

 сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

 сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

При этом органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная ставка не может быть ниже 13,5 процентов.
 

^ Порядок и сроки уплаты.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Согласно статье 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, определяется нарастающим итогом с учетом ранее начисленных сумм платежей.

Источником для уплаты налога на прибыль является прибыль организации.

Главой 25 НК РФ устанавливается три способа уплаты налога на прибыль:

— уплата ежемесячных авансовых платежей;

— уплата ежеквартальных авансовых платежей;

— уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

Бюджет - система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования.

Доля доходов по налогу на прибыль организаций характеризуется неустойчивой динамикой.

Так, до 2001 г. наблюдалось стабильное повышение удельного веса этого налога - 17,6 % в 1998 г., 21,9 % в 1999 г., 23,4 % в 2000 г., 26,3 % в 2001 г., но затем динамика поступлений в бюджет изменилась: его значение снизилось до 19,9 % в 2002 г., в 2003 г. до 16,6 %. В доходах консолидированного бюджета РФ данный налог занимает второе место, а в 2001 г. - даже вытеснял с первого места НДС. Поскольку в стране наблюдается экономический рост, то прибыль предприятий будет увеличиваться, и, как следствие, доля доходов по налогу на прибыль организаций снижаться не будет.

16. Содержание и методы налогового контроля. НК РФ, ч. 1. гл.14 стр.96

1. Порядок учета налогоплательщиков.

2. ИНН.

3. Виды налогового контроля.

4. Формы и методы проведения налогового контроля.

5. Участники налоговых проверок.

Налоговый контроль - элемент финансового контроля и налогового механизма. Одна из основных целей налогового контроля -препятствование уходу от налогов

^ Учет налогоплательщиков В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в нал орг. Заявление о постановке на учет подается в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в РФ через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала (для организаций и индивидуальных предпринимателей)

^ Порядок постановки. ИНН Форма заявления о постановке на учет устанавливается Гос нал службой РФ. При подаче заявления организация одновременно с заявлением предоставляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при гос регистрации и подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о гос per в качестве инд предпринимателя пли представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, паспорт.

5 дней - постановка на учет, выдача свидетельства. 10 дней - в течении организации обязаны уведомить об изменениях в учредительных документах.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ ИНН. Нал орг указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в нал орг декларации, отчете, заявлении. Порядок и условия присвоения, применения, изменения ИНН определяются ГНС РФ.

На основе данных учета ГНС ведет Единый гос реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются нал тайной.

^ Виды налогового контроля. Нал орг проводят камеральные или выездные нал проверки. Камеральные нал проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения нал органа на основе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя нал орг, не чаще одного раза в год и не может продолжаться более 2 мес.

^ Формы и методы проведения налогового контроля. Налоговый контроль проводиться должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом Методы - документальные проверки ГНИ, аудиторские проверки, ревизии, рейды, опросы.

^ Участники налоговых проверок. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку. В необходимых случаях для участия в выездной налоговой проверке может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Участие переводчика. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Участие понятых при проведении действий по осуществлению налогового контроля вызываются в случаях, предусмотренных кодексом. Понятые вызываются в количестве не менее 2 человек. Участие свидетеля - в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано физ лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

17. Состав налоговых правонарушений и виды ответственности. Налоговый кодекс РФ, ч. 1. гл.15 стр. 119

1. Понятие налогового правонарушения и преступления.

2. Общие условия привлечения к ответственности.

3. Виды налоговых правонарушений.

4. Виды налоговых санкций.

5. Пеня.

Понятие налогового правонарушения и преступления.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие пли бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в

случаях, предусмотренных главой 16 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста

Общие условия привлечения к ответственности.

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом

2. Никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная Кодексом ответственность за деяние, совершенное физ лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

4. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение нал правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренными законами РФ.

5. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение нал правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

6. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушении, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федер законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении нал правонарушения Это возлагается на налоговые органы. Налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Положения, распространяются и на налоговых агентов.

Виды налоговых правонарушений.

Ст. 116. Нарушение срока постановки на учет в нал органе.

Ст. 117. Уклонение от постановке на учет в нал орг.

Ст.118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

Ст. 119. Непредоставление нал декларации

Ст. 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Ст. 121. Нарушение правил составления нал декларации.

Ст. 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога.

Ст. 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Ст. 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица нал орг на территорию или в помещение

Ст. 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Ст. 126. Непредставление нал органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Ст. 127. Отказ от представления документов и предметов по запросу нал органа

Ст. 128. Ответственность свидетеля.

Ст. 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении нал проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Виды налоговых санкций.

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения

4. При совершении одним лицом двух и более нал правонарушений нал санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

5. При наличии обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 1 12, размер штрафа увеличивается на 100%.

6. Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу и сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Пеня.

1. Пеней признается установленная статьей 75 денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора

4. Пеня за каждый день просрочки определяется в % от неуплаченной суммы налога или сбора Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1 % в день Во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса

Принудительное взыскание пеней с организаций производиться в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

^ 18. Права и обязанности налогоплательщиков. НК РФ, ч. 1. гл.З стр. 40

1. Понятие и виды налогоплательщиков.

2. Налоговые агенты.

3. Представители налогоплательщика.

4. Права и обязанности каждого из них.

Понятие и виды налогоплательщиков,. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физ лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Взаимозависимые лица. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физ лица и организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от нал органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах,

4) получать отсрочку, рассрочку, нал кредит или инвестиционный нал кредит в порядке и на условиях, установленных Кодексом.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных лично либо излишне взысканных налогов;

6) представлять свои интересы в нал правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять нал органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных нал проверок;

8) присутствовать при проведении выездной нал проверки;

9) получать копии акта нал проверки и решений нал органов, а также требований об уплате налога;

10) требовать от должностных лиц нал органов соблюдения законодательства о налогах и сборах пр совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования нал органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке решения нал органов и действия их должностных лиц;

13) требовать соблюдения нал тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями нал органов или незаконными действиями их должностных лиц

Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в органах ГНС РФ, если такая обязанность предусмотрены Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4) представлять в нал орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять нал органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования нал органы об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц нал орг при исполнении ими своих служебных обязанностей

7) предоставлять нал орг необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом;

8) в течении 3 лет обеспечивать сохранность данных б.у и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговые агенты. 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

3. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять R бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течении одного месяца письменно сообщать в нал орг по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в нал орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью

исчисления, удержания и перечисления налогов __4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него

обязанностей нал агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ

Представители налогоплательщика. Законный представитель налогоплательщика. 1. Законными представителями

налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщиков - физического лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Действия (бездействия) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Право на представительство. 1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами 4 Правила, предусмотренные Кодексом, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов

Уполномоченный представитель налогоплательщика. 1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физ или юр лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять ею интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица нал и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика -физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским кодексом РФ.


Скачать файл (209 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru