Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Место психологии труда в системе наук о труде - файл 1.docx


Контрольная работа - Место психологии труда в системе наук о труде
скачать (39.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx40kb.20.12.2011 12:29скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение

Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими 

науками (через инженерную психологию).
Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и так далее, психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же психология труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.
С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина». В инженерной психологии главный субъект труда — это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях 

развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения.
Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук.


  1. 

  2. Объект, предмет, задачи и методы психологии труда.

1.1 Объект, предмет, задачи психологии труда

Психология труда 

одно из важнейших направлений современной психологической науки. Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятель

ности.
Предметом же психологии труда, в отличие от других наук, явля

ется изучение психологических особенностей трудовой деятель

ности человека, установление закономерностей протекания пси

хических процессов и формирования свойств личности в различ

ных видах труда, изучение соответствия организации производст

венных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения произво

дительности и качества труда.
Труд как процесс создания различных ценностей и как cpeд

ство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и прино



сит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо органи

зованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутом

ление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому одна из главных задач психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда чело

века. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.
Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как 

профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.
Так же к числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся:

1. психологическое изучение различных видов труда с целью

рациональной организации трудовых процессов;

2. выявление психологических факторов и условий, способ

ствующих повышению производительности и качества труда;

3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерно

стей формирования личности в труде;

4. определение психологических, социально

-психологических и производственных условий, способствующих установлению гap

моничных связей и отношений между человеком и профессией;

5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации рабо

тающего человека и орудий труда, оптимального сочетания пси

хофизиологических возможностей человека и возможностей раз

личных технических систем и механизмов;

6. изучение различных психических состояний (усталости, пресыщения, эмоциональной напряженности и др.), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека;



7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности;

8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве.
Решая указанные задачи, психология труда приобретает ис

ключительно важное практическое и теоретическое значение.

^ 1.2 Методы психологии труда

Методы психологии труда - это совокупность способов и прие

мов изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда использует основные методы общей психоло

гии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук. Основными методами психологии труда являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выс

тупают как вспомогательные.
^ НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде. Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в 

структуре деятельности. Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения. Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода). Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа является методом получения информации на основе отве

тов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет неко

торые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возмож

ность детально объяснить вопрос. 

Анкетирование - получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы (прямой контакт с работниками необязателен).
^ Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Метод критических инцидентов - специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора. Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности (ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: Эксперимент. Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучает

ся в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве опреде

лить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изме

няются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что 

исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полу

ченные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Можно выделить два наиболее известных и наиболее распростра

ненных вида эксперимента: естественный и лабораторный. В психо

логии труда естественный эксперимент еще называют производствен

ным.

^ Естественный эксперимент удобно проводить в конкретных усло

виях производства, в которых психолог исследует типичные фак

торы и на которые может воздействовать. Примером такого экспе

римента может быть решение следующего задания: изменить суще

ствующий технологический процесс в определенном подразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда с произво

дительностью в других подразделениях. ^ Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые мож

но считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, соз

дает атмосферу «искусственной» ситуации.
Рассмотрены только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в соче

тании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особеннос

тях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда.
^ 2. Взаимосвязь психологии труда с другими науками
Психология труда изучает свой предмет, опираясь на тесные связи с другими направлениями психологической науки. Особенно близкие контакты прослеживаются у нее с общей психологией. Психология труда опирается на теоретические концепции и понятийный аппарат общей психологии, использует некоторые методы ее исследования. Однако, как справедливо считают многие отечественные ученые, психология труда давно пере

стала быть только специальной ветвью психологии, ее теоретиче

ские проблемы становятся и важнейшими проблемами психологии человека.
С социальной психологией и психологией управления психо

логию труда связывает необходимость разработки некоторых об

щих с этими научными направлениями проблем и вопросов (изу

чение межличностных взаимоотношений в малых группах и в производственных коллективах, психологической совместимости людей в различных видах труда, мотивации и стимулирования трудовой деятельности и т. д.).
При решении задач профессио

нального обучения, подготовки детей и школьников к труду, изу

чении процесса формирования производственных умений и навыков психология труда взаимодействует также с педагогической и возрастной психологией.
В середине прошлого столетия из психологии труда выдели

лась в самостоятельное направление инженерная психология. Эта ветвь психологии возникла в условиях быстрого научно

-технического прогресса, внедрения в производстве новой и новейшей техники, что привело к существенному изменению co

держания и структуры трудовой деятельности человека. Главным предметом инженерной психологии стала деятельность человека в различных системах управления (труд диспетчера, работа опера

тора за пультом управления и т. п.), а ее основной проблемой 

изучение процессов информационного взаимодействия в системах «человек-

техника».


Близкие контакты связывают психологию труда с некоторыми науками медико-физиологического и технического профиля.
Среди них следует особо выделить физиологию труда, которая 



изучает изменения функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности и дает физиологическое обосно

вание правильной организации труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности человека. При решении многих проблем (рациональная организация рабочего места, обоснование оптимального режима труда и отдыха, исследование утомления, изучение физиологических механизмов восприятия и переработки информации, памяти, мышления и т. д.) психология и физиология труда постоянно взаимодействуют одна с другой. Их непосредст

венная связь наиболее ярко прослеживается при совместной раз

работке вопросов научной организации труда (НОТ). Не случайно в практической работе психолог нередко применяет некоторые методики, разработанные в физиологии труда, а физиолог 

психологические методики. Комплексное применение методического инструментария этих двух близких наук объясняется тем обстоя

тельством, что очень часто между психическими и физиологиче

скими функциями, обеспечивающими процесс труда, наблюдается тесная корреляция.
Близко соприкасается психология труда и с гигиеной труда, которая изучает окружающую производственную среду и влияние ее факторов (шума, освещенности, вибрации и т. д.) на организм и здоровье работающих. Совместно с гигиеной труда психология труда занимается психопрофилактикой и сохранением психиче

cкoгo здоровья работающих, решает вопросы врачебно

-трудовой экспертизы, оценивает профессиональную пригодность и определяет пути компенсации имеющихся физических и психических недостатков в процессе профессионального обучения и работы.
Так как сфера деятельности психологии труда 

произ

водство, взаимодействие человека с орудиями труда и техникой, 

она имеет 

определенные точки соприкосновения с техническим нормированием (определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции, обоснование рационального темпа и ритма работы), технической эстетикой и дизайном (ху

дожественное оформление и проектирование производственной среды, орудий труда и промышленных изделий, придание им гap

моничной формы и эстетических качеств), техникой безопасности и другими производственными и техническими дисциплинами.
И, наконец, психология труда тесно связана с эргономикой – комплексной наукой, которая занимается вопросами адаптации средств, орудий и условий труда к физиологическим и психиче

ским возможностям человека. Эта наука предметом своего изуче

ния имеет системы типа «человек- машина- 

среда». Трудовой процесс рассматривается ею как системное, многофакторное об

разование, которое включает в себя психологические, физиологи

ческие, гигиенические, антропометрические и другие составляю

щие. Эргономика строится на использовании прикладных разде

лов психологии труда и инженерной психологии, антропологии, физиологии и гигиены труда, технической эстетики и других нaук. Все они, включаясь в эргономику, не теряют своей специфики и позволяют реализовать комплексный подход к изучению про

цесса труда.
Взаимодействие психологии трy

да со смежными науками не означает, что она утрачивает свой собственный предмет исследования, свою проблематику и методы. Своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.



Заключение

Психология труда – важная отрасль психологической науки. В истории развития психологии труда были попытки подменить её физиологией труда, социологией труда, но они не привели к положительным результатам. Во всех случаях – и в исследовательской работе, и в практической психология труда сохраняла и сохраняет свою специфику, решая прежде всего проблемы, связанные с психологическим анализом трудовой деятель

ности человека и психологическими факторами повышения про

изводительности и эффективности труда.
Труд и трудовую деятельность человека изучают и другие науки: физиология труда, гигиена труда, экономика труда, социо

логия труда и т. д. Но каждая из этих наук, занимаясь изучением общего объекта с психологией труда, выделяет в нем для самостоятельного и углуб

ленного познания свой специфический предмет исследования, то есть ту часть объекта и тот специфический угол зрения, под которым данная конкретная наука, опираясь на свой понятийно

-теоретический аппарат и методы исследования, рассматривает изучаемый объект. Так, физиология труда изучает трудовой процесс в eгo физиологических проявлениях, ее интересуют, пре

жде вceгo, те функциональные изменения в различных системах организма, которые происходят под влиянием трудовой деятель

ности; гигиена труда имеет в качестве предмета исследования особенности окружающей человека производственной среды и их влияние на организм и результаты труда работающего; предмет экономики труда 

изучение основ общественной организации труда и тех производственных отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и обмена продуктов труда. Безусловно, теснейшая связь психологии труда с другими науками очевидна.
Однако, специфика предмета и решаемых задач психологии труда, позволяет оставаться ей самостоятельной наукой. Так психология труда изучает актуальнейшие проблемы и вносит огромный вклад в решение задач 

гумани

зации и оптимизации трудовой деятельности человека.
Психология труда, обобщая данные проводимых исследований, имеет важное теоретическое значение. Она развивает и формулирует теоретические представления о закономерностях трудовой деятельности человека, формировании eгo профессионального мастерства и профессионально важных качествах личности, о сущности работоспособности и ее динамике в процессе труда, о закономерностях профессиональнго обучения и так далее, Теоретическое значение психологии труда заключается также в том, что, накапливая научные данные о закономерностях психической деятельности человека в различных видах конкретногo труда, она тем самым выступает в качестве такой науки, которая способствует развитию общей психологии и ее теории.




Список использованной литературы

  1. Асеев В.Г. Психология труда: учебное пособие.- Ч. I-2е изд.- Иркутск: Иркут. ун-т,2005-342с.

  2. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. - М., 1998

  3. Пряжников Н.С. Психология труда. – СПб., 2003

  4. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 - 352 с.

  5. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие/В.А. Толочек— СПб.: Питер, 2005. —479 с.






Скачать файл (39.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru