Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы по курсу Синтаксис современного русского языка - файл 1.docx


Вопросы по курсу Синтаксис современного русского языка
скачать (196.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx197kb.20.12.2011 12:59скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.

Синтаксис – слово греч происхождения, переводится «вместе», «одновременно», «построение, расположение». Таким образом, это учение о соположении, построении форм языка в виде связанного текста.

Грамматика = синтаксис (словосочетание, предложение) + морфология (слово).

Слово- единица лексическая и морфологическая. словосочетание и предложение - более сложные синтаксич структуры, обладающие способностью к неограниченному осложнению.

Морфология- это учение о парадигме в языке (словоизменение). Синтаксис- учение о синтагматике (сочетаемости), законы объединения разных форм.

^ Синтаксическая парадигматика- совокупность синтаксических единиц, объединенных между собой отношениями взаимозаменяемости или взаимозамещаемости. (я болею/ мне больно).

Основные понятия синтаксиса:

  1. Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).

  2. Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.

  • Отношения сочинения (равноправия).

  • Отношения подчинения (зависимости).

  • Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.

  1. Синтаксич зависимость


^ 4 аспекта синтаксиса.

1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).

2) ^ Семантический аспект. С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже явл=ся именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл-ии- 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).

^ Виды эксплиц модусов: 1) перцептивные(чувственное восприятие); 2) ментальные (интеллектуальные, модус полагания, сомнения, знания, незнания, обществ оценки). 3) эмативные (эмоции); 4) волетивные (волеизъявление) 5) речемыслительного действия.

^ Элементы семантич структуры предл-ия: агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.

3) ^ Коммуникативный аспект. Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.

4) Прагматичекий аспект. Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов, идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев. Предмет анализа- предложение в ситуации произнесения. Анализируются средства построения высказывания – локутивный аспект(язык единицы). Цель анализа- иллокутивный аспект, результат- перлокутивный аспект.

^ Типология иллокутивных значений: вопрос, ответ, информирование, предупреждение, критика, угроза, уверение.

Речевые акты: 1. Прямые (грубые, оценочные, категоричные). 2. косвенные.



2 Словосочетание

- синтаксическое объединение знаменательных слов

- подчинительная связь этих знаменат слов

- номинативная функция (это не коммуникативная единица)

  • словосочетание – грам единство, образованное посредством соединения двух или более слов, принадлежащих к знаменат частям речи и служащих обозначением единого нерасчлененного понятия или представления.

Словосоч-е явл строительным материалом предложения; качественно отличается от предложения отсутствием предикативности Предикативность - выражение отношения содержания действительности, обознач в предл-ии к времени, реальности в мире.

Карандаш красный – двусост предл=еКрасный карандаш – словосоч-е

В первом случае порядок слов передает такую характеристику как предикативность. Во втором случае – признак не имеет отношения к реальному времени, его проявлению и местоположению.

В первом случае – конкретный предмет в конкр времени (здесь и сейчас).

Отсутствие предикативности лишает словосоч-е коммуникативности.

Словосочетание и слово (словоформу) сближают след св-ва:

1. не явл коммуникативной единицей, входит в речь только в составе предл-я

2. не имеет предикативных значений, интонации сообщения

3. выступает как номинативное средство языка

4. имеет систему форм, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова

отличия:

  1. более сложная структура словосоч-я

  2. включает не менее 2 знаменат слов (главное или стержневое и зависимое), образуется на основе подчинит связи

  3. словосоч-е входит в предл-е посредством своего главного слова, которое в предл-ии можент быть зависимым словом другого словосоч-я

  4. в отличии от слов дают развернутое название предметов и явлений, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличит св-ва

не любое сочетание слов можно назвать словосочетанием:

  1. соч-е подл и сказ: «Земля круглая»

  2. сочинительное сочинение, т.е. однородные ряды: «Веселый, жизнерадостный»

  3. парное сочетание слов, которое образует составную номинацию: отец и мать (родители), день и ночь (сутки)

  4. соч—е эл-тов, между которыми возникают полупредикативные отношения (сущ-подл + причастн\деепричастн оборот): «Дом, возвышающийся за окном, загоражывает солнце» = дом возвышается за окном.

  5. Присоединительная конструкция: «В этом прилось убедиться, причем скоро» - присоединительная часть информации, которая является добавочной к основному содержанию предл-я. (отношения присоединения)

Современное понимание словосоч-я восходит к пониманию Виноградова (номинативная функция, существуют вне предложенияч – коммуникация, соч-я слов, кот не явл словосоч-ями).

Шахматов – параллельная точка зрения: словосоч-е не существует как самост единица; любое соч-е слов – словосочетание; термин словосоч-е имеет более широкое значение.

Стоит ли различать предложение и словосоч-е как синтаксические единицы?

В трудах Щербы, Шахматова намечена небоходимость различать их.

У Фартунатова они рассматр-ся в одном ряду: законченные (предложения) и незаконченные словосочетания.

Трубецкой говорит, что есть синтаксемы предикативные (предл-я) и непредикативные (словосоч-я).

Пешковский к словосоч-ям относит и однословные конструкции.

^ Классификация словосочетаний по характеру синтаксических отношений:

  1. Атрибутивные – отношения, при которых предмет, явление определяется со стороны своего внешнего или внутр качества, св-ва, принадлжености.

    • Атрибутивно-качественное значение (трудная работа, чайник из фарфора)

    • Атрибутивно-количественное (второй номер, двух друзей)

    • Атрибутивно-субъектное (пение артиста, лязг колес)

    • Атрибутивно-притяжательное (лисий хвост, мой дом, дом деда)

    • Отрибутивно-объектное (защита отечества, цена хлеба)

    • Отрибутивно-временное (поездка зимой, привычка с детства)

    • Отрибутивно-целевое (стол для черчения, средство от кашля)

  2. Объектные – отношение между называемым в слове действием, состоянием или признаком и тем предметом, на который направлено или с которым сопряжено действие.

  • объект непосредственного приложения действия (строить дом, копать грядки)

  • 

  • Объект желания, поиска, достижения, удаления (жаждать счастья, желать удачи, опасаться встречи)

  • Объект охвата (наесться ягод, напиться воды)

  • Объект восприятия речи (говорить другу)

  • Объект эмоц отношения (наслаждаться музыкой, радоваться весне)

  • Объект-орудие (писать пером, копать лапатой)

  • Объект-адресат (писать матери, дарить ребенку)

  1. Обстоятельственные – отн-я, при кот действие, состояние или признак определяется со стороны своего качества или условий его проявления

  • качественно-обстоятельственное значение (пристально смотреть, смотреть с сожалением)

  • меры и количества (весить с килограмм, стоить сто рублей)

  • пространственные (отдыхатьв деревне, повернуть направо)

  • временные (учиться с детства, сидеть дотемна)

  • причинные (плакать от радости, сказать сгоряча)

  • целевые (сделать назло, сказать в оправдание)

  • условия (осуществить при наличии средств, спасаться в случае наводнения)

  • уступительные (гулять несмотря на дождь, проясниться вопреки предсказанию)

  • восполняющие отн-я (слыть чудаком)

разграничение синтаксических отношений в словосочетании:

  1. зависимое слово выражено сущ в Р.п.

а) определительные отн-я

      • Р.п. со значением субъекта (пение птиц (=птичье пение), удар грома)

      • Р.п. чатси целого (вершина горы (=горная вершина), ножка стула)

      • Р.п. принадлежности (тетрадь ученика = ученическая тетрадь)

      • Р.п. определительный (человек подвига = героический человек)

Б) Р.п. со значением объекта

      • Р.п. в функции объекта, т.е. предмета, на кот направлено действие (чтение книги)

      • Отн-е предмета к руководителю (директор завода)

      • Р.п. содержания (цель путешествия)

    1. Комплетивные отношения (восполняющие) –

отношения, меры, количества (корзина цветов, килограмм муки)

  1. зависимое слово выр-но сущ в Тв.п.:

    1. определительные отношения

      • значение сопровождающего признака (волосы с проседью – седые волосы)

    2. объектные отношения

      • Т.п. совместности (кошка с котятами)

      • Т.п. распространяет отглагольное сущ-е (спор с соседом)

Классификация по типу и способу синтаксич связи между компонентами:

Связь:

  • Обязательная – отсутствие зависимого слова создает структурную и семантич неполноту

  • Факультативная – зависимый компонент необязателен

  1. Согласование – вид подчинит связи, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме стержневого слова в роде, числе и падеже.

Зависимое слово может быть выражено прилагательным, причастием, местоим-прил, числительным. (ясное небо, первый номер, который день).

Порядок слов – препозиция зависимого слова.

Присубстантивная связь (стержневое слово – сущ\ субстантивированное слово (вкусное второе)

Согласование:

    • Полное (в роде, числе и падеже) – красивые девочки

    • Неполное (не все грам формы уподоблены): врач наша\ приложение.

  1. Управление – вид подчинит связи, которая выражается присоединением к главному слову сущ-го в косв падеже с предлогом или без него (строить дом, способный на подвиг, прогулка в лес, втихомолку от родителей)

различают управление:

    • Глагольное: варить варенье

    • Субстантивное: игра с огнем

    • Адъективное: видный с высоты

    • Местоименное: некто в белом, кто-либо из знакомых

    • Нумеративное: два дома, пятеро суток

    • Наречное: задолго до рассвета, вверх по тропинке

    • Безлично-предикативное: жаль друга

    • Компаративное: задолго до рассвета, выше головы



Порядок слов – постпозиция зав слова

Управление:

  • Сильное –необходимая связь между падежной формой имени и словарной или грам форомой глагола (съехать с горы, сердитый на всех, наедине с собой):

    • случаи с перех глаголами или прямым управлением (В.п. без предлога)

    • Р.п. части (выпить молока, чтение книги)

    • Р.п. отрицания (не любить друга)

    • предлог повторяет приставку глагола (дойти до леса, слезать с дерева)

    • нумеративное (три мальчика)

  • Слабое - связь не необходимая, при кот зав косв падеж не явл обязательным и не предсказывается лексич или грам св-ми управляющих слов (приехать за вещами, вред здоровью, приглашение к ужину)

  1. Примыкание – вид подчинит связи, при кот в качестве зависимых компонентов выступают неизменяемые слова и словоформы, напр.:

  • наречие: повернуть направо

  • инфинитив: попросить прийти

  • деепричастие: идти задыхаясь

  • компаратив: работать лучше

  • несклоняемое прил: юбка клёш

средство связи не выражено, интонационно-смысловая связь.

В составе примыкания различают словосоч-я:

  • приглагольное: крепко спать

  • субстантивное: шапка набекрень

  • приадъективное: дружески заботливый

  • принумеративоне: дважды два, третий слева

  • при безлично-предикативных словах: очень жаль, нужно позарез

Порядок слов: кач прил и нар на –ое, - е – препозитивны, остальные – постпозитивны.

Различают примыкание:

  • сильное: он весил много – обязательное распространение

  • слабое: он реагировал очень радостно – необязат распр-ние

  1. параллелизм (приложение) – аппозитивные сочетания, сост из двух сущ-х, имеющих одинаковую падежную форму. (волшебница-зима, старик охотник, гриб Сыроежка, женщина-космонавт, деревня Горки, бой-баба, горе-хотоник, девочка по имени Катя).

^ Структурные типы словосоч-й: выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи:

    1. именные:

      • субстантивные (теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться)

      • адъективные (красный от смущения, очень любознательный, всем известный, белый вкрапинку)

      • с именем числительным в роли главного слова (два студента, двое друзей, первый по списку)

    2. с местоимением в роли главного слова (кто-то из студентов, кто-нибудь другой, любой из слушающих)

    3. глагольные (читать книгу, читать вслух, хотеть путешествовать, говорить улыбаясь)

    4. наречные (адвербиальные): очень весело, далеко от родных

    5. с скс в роли главного слова (больно руку, мне грустно)

^ Типы словосочетаний по структуре и по характеру главного (стержневого) слова

Простое словосочетание включает в свой состав два компонента, между которыми один вид синтаксических отношений.

^ Сложное словосочетание состоит из трех и более компонентов, между которыми щдва и более видов синтаксических связей. свободные словосоч-я – каждый компонент сохраняет самостоятельность в силу достаточной информативности (каждый член функционирует самостоятельно): работать в саду, ожидать ответа.

Несвободные – полнота лексич знач-я одного из компонентов ослаблена или он является информативно недостаточным (тесная спаянность компонентов и функционирование такого словосоч-я как одного члена предл-я): пять столов, считаются союзниками, начать строить, мастер говорить

^ Синтаксически неразложимые сочетания слов:

1) количественно-именные сочетания: зав слово – Род.п., главн.слово – (И.п.,Р.п. с предлогом до, с, около, свыше\с нар в ср.степени более, менее):

  • Пять лет на солдатские плечи легли

  • Несколько недель бедствия проносятся мимо

  • Более половины людей закричало сразу

  • По сто деревьев на усадьбу растет

2) сущ\местоим в И.п. +предлог+ сущ в Тв.п.

  • Мы с костей переглянулись

3) каждый\ всякий\ любой\ один\ кто\ никто\ многие +из+ сущ\ субст.слово в Р.п.мн.ч.

  • 

  • Каждый из нас встанет на самом краю площадке

  1. местоим в И.п. + местоим\числ\ прил в И.п.

  • Всё это покажется вам шедевром природы.

  • В его движении было что-то лихорадочное.

Фразелогически связанные словосочетания – построены на основе живых синтаксич связей, но по значению приближены к слову: иметь возможность – мочь, дать слово – обещать; белая ворона…



3 Предложение.

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения).

Современное определение восходит к структурно-семантическому направлению, основоположник Виноградов.

Предложениеединица, которая обозначает определенную ситуацию.

Предложение средство выражения тема-рематических отношений.

Предложениеодна из форм высказывания.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения, сообщения мысли (Виноградов)

По ряду признаков простое предложение противопоставляется единицами более низкого синтаксического уровня.

Слово и предложение.

В функциональном отношении предложение всегда больше слова в его синтаксической форме. Номинативное предложение ^ Ветер. в контексте стихотворения Тютчева (1) Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног… выполняет иную функцию, чем слово ветер в его словарном значении (движение потока воздуха в горизонтальном направлении), реализующее номинативную функцию в словосочетаниях западный, порывистый, морской ветер. Форма им. падежа в предложении не только называет явление, но и сообщает о его наблюдаемости: выступает как независимая, неопределяемая. Ср. с предложением (2) Ветер спит, и все немеет. Только бы уснуть…, в котором состояние ветра охарактеризовано словом спит в настоящем времени. Вместе с интонацией законченного сообщения словоформа ветер в примере (1) передает бытийное значение, т.е. имеет модально-временное значение реальной отнесенности (наблюдаемость) к моменту речи, что превращает его в предложение, в единицу коммуникативную, как и в примере (2)

Слово и словосочетание.

Предложение отличается и от словосочетания. Сравним употребление словосочетания звездная ночь у Ф.Тютчева: (3) Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна, Сладки уста красоты В тихую, (4) звездную ночь.

Пример (3) аналогичен однословному предложению ^ Ветер, т.к. обозначает определенную ситуацию, а в примере (4) словосочетание попадает в зависимую от сказуемого сладки позицию, оно в целом, как и слово, выполняет функцию номинации. В словосочетании реализуются атрибутивные отношения (какая ночь?), которые выражены связью полного согласования. Предложение Ночь звездная является сообщением о реальном факте в настоящем времени. Здесь реализуются иные, чем в словосочетании, отношения: наименование явления + его характеристика, т.е. сопряжение двух понятий между которыми устанавливаются отношения взаимной, предопределенной синтаксическими позициями зависимости (предикативные).

Высказывание и предложение.
Высказывание – любой линейный отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию (диалог из Пушкина «Евгений Онегин»).

Оформленные как отдельные предложения междометные высказывания не членятся на члены предложения: Ужель? Разве?

В современном рассмотрении предложения очень актуально соотношение предложение – высказывание. При этом стоит учитывать, что высказывание и предложение – явления однопорядковые, но не тождественные. М.М. Бахтин считал, что высказывание – это предложение, к кому-то обращенное, связанное с предшествующими и последующими текстами, определяющими замысел говорящего, обросшее внетекстовыми смыслами. Поэтому Звонят. – это и предложение, и высказывание, а предложение Мальчик читает книгу содержит два высказывания: мальчик читает, мальчик читает книгу.
В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю, нацелено на определённого получателя, произведено в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке.

Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка.

Аспекты логического, психологического, формально-грамматического определения предложения.

  1. Логическое (Буслаев): предложение – суждение, выраженное словами, может выражать вопрос, эмоцию. Разные по составу, структуре предложения могут выражать одни и те же суждения (Я веселюсь. Мне весело).

  2. Психологическое (Потебня, Овсянников-Куликовский): Предложение – это слово, или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем 

  3. сказуемости. Главн.признак предложения – сказуемость (глагол в личной форме). Но! Сущ. – безличные и инфинитивные.

  4. Логико-психологическое направление (Шахматов): Предложение – сообщение, выражающееся сочетанием представлений – предикативная связь.

  5. ^ Формально-грамматическое направление (Фортунатов, Пешковский): Предложение – законченное словосочетание.


Признаки предложения.

Предложение – это такое высказывание, в основе которого лежит отвлеченный грамматический образец (определенная схема, модель). Этот грамматический образец и обладает типовым грамматическим значением. Этим значением обладают все предложения, построенные по данному образцу. Это значение получило название предикативность .

Предикативность – отношение содержания предложения к реальной действительности, выраженные в формах времени, модальности и лица.

Время

- временная определенность: связано с глаголом в форме изъявительного наклонения, причастием в страдательной форме

- временная неопределенность

Косвенная форма выражения времени – инфинитив.
К основному значению временной определенности и неопределенности к предложению добавляются различные временные оттенки или созначения (время от времени – фразеологизм, регулярная повторяемость).
Предложение обладает интонационной оформленностью (законченности; интонация сообщения, вопроса, побуждения..) Поэтому интонация является одним из постоянных характерных признаков предложения.

+ Является средством выделения смыслового центра.
Предложение строится по отвлеченному образцу, схеме. ^ Структурные схемы лежат в основе разных предложений – выделяются главные члены предложений и на этом основании определяется структура предложения как двусоставного или односоставного, характеристика распространения главных членов второстепенными, выделение синтаксической полноты/ неполноты структуры, характеристика видов осложнения.




4. МОДАЛЬНОСТЬ.

составляющая часть предикативности. Модальность выражает отношение говорящего к тому, о чем сообщается в предложении.

Определение содержания категории модальности:

Широкая точка зрения:

  1. противопоставление высказываний по коммуникативной цели

  2. противопост-е выск-й по признаку утверждение/ отрицание

  3. градация модальных значений в диапазоне «реальное-ирреальное»

  4. субъективно-модальное значение

с узкой т.з.: Выражает отношение сообщаемого к действительности в плане осуществимости (реальности), неосуществимости (нереальности) с т.з. говорящего. – объективная модальность. (внутрисинтаксическая) – внутри предложения, между объектом и субъектом.

^ Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания.

- реальная (изъявительное наклонение)

- ирреальная (сослаг.накл., модальн.глаг., кратк.прил. с модальным значением: «надо начинать», «нужн6о начинать»).

Значение реальной модальности характеризуется временной определенностью. Значение ирреальной модальности – неопределенностью.
В предложении лексико-грамматические формы выражения предиката могут употребляться в переносном значении – транспозиция (перенос значения грамматической формы).

  • Всем опустить воротники (инф в знач-и повелит накл)

Противопоставленность форм предиката по модально-временному значению образует грамматическую парадигму предложения – система модально-временных форм изменения в предложении:

а) реальная модальность – формы изъявит накл-я:

  1. Наст.время (он работает)

  2. Прош.время (он работал)

  3. Буд.время (он будет работать)

Б) ирреальн. Модальность:

  1. Сослагат.наклонение (условное) – бы (он работал бы)

  2. Желательное наклонение – работал бы он

  3. Значение побудительности (повелит накл) – пусть он работает!

  4. Долженствование – он должен\обязан работать


Полная парадигма – семичленна. Состоит из форм изменения предиката с точки зрения изменения форм временного значения.

В этой системе формоизменений сохраняется общность в диктуме (пропозиция, инвариант). Противопоставленность/различие между ними образует модус.
Значение объективной модальности – обязательный признак высказывания. Это значение факультативно, м.б. заключено в «модальную оболочку» - субъективная модельность.
^ Семантический объем субъективной модальности:

1) значение оценки

А) интеллектуальная (рациональная, логическая)

Б) эмоциональная (иррациональная)

В) эстетическая (красиво – некрасиво)

Г) этическая (правда – неправда)

2) экспрессия (выразительности) – экспрессивно-выразительные компоненты («Зыбкого сердца весы»)
^ Средства выражения субъективной модальности

1) вводные слова и компоненты

2) модальные частицы: Ну и событие ! –удивление, Разве что пойти гулять - предположение

3) междометия (ах, ох,увы)

4) порядок слов (станет он тебя слушать)

5) специальные синтаксические конструкции (она возьми да и скажи, нет чтобы подождать)
^ Модальность утверждения/отрицания

По признаку утверждения, отрицания предложения противопоставляются на основании утверждается или отрицается связь между предметом речи и его предикативным признаком:

День был прохладным – утвердит предл-е

Это был не он - отрицат



Отрицательные предложения:

  1. общеотрицательные (отрицание относится к предикату): «Отец не приехал»

  2. частноотрицательные (отрицание относится к какому-либо другому компоненту предложения) : «Он передал мне не письмо, а маленькую заметку» (отрицается объект)


Средства выражения отрицательной модальности:

  1. отриц.слово НЕТ

  2. отриц.частицы НЕ, НИ

  3. отриц.местоимения НИКТО, НИЧТО

  4. модально-предикативные слова с отрицательным значением (нельзя, невозможно)


Некоторые предложения с отриц.частицей НЕ приобретают утвердительный смысл. Это происходит, когда:

  1. двойное отрицание дает утверждение в составе составного глагольного сказ: «Широта ее интересов не могла не изумляь меня»

  2. Нельзя + не – двойное отрицание: «нельзя не заметить что…»

  3. Кто/что/как + не в восклицательных предложениях: «Кто в прежней Тане, бедной Тане теперь княжны бы не узнал» (любой узнал бы)

  4. Предложения с сочетаниями кто ни, куда ни, что ни – усилительная, а не отрицательная ф-я: «Кто б ни был ты печальный мой сосед, люблю тебя как друга юных лет» (=любой, всякий)

  5. В придаточной части СПП: «куда не обернись, везде дети»


Предложения по форме утвердительные могут содержать экспрессивное отрицание (Стану я пса кормить!) несоответствие плана выражения и плана содержания.


Предикативность – специфическое отношение между предметом речи/субъектом и его модально временным признаком. В таком понимании предикативности модальность является ее частью.
По коммуникативной направленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

По наличию или отсутствию эмоц окраски – восклицательные и невосклицательные. Воскл предл-ия характериз-ся восклиц интонацией, наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (какой, такой, как, так, что за), приобретающих свойства эмоционально-усилительных частиц.
По хар-ру коммкникативной направленности вопросит предл-я можно разделить на:

  1. собственно-вопросительные – говорящий ставит целью получить от собеседника какие-либо сведения.

  2. Несобственно-вопросительные не направлены на получение информации:

    • Вопросительно-побудительные – содержат пожелание, просьбу, совет и т.д. (Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли?)

    • Вопросительно-риторические – предложения, содержащие утверждение или отрицание (Ну кто из нас весне не рад?)

^ Средства выражения: вопросит частицы (разве, неужели), грамматикализирующие сочетания (не правда ли, не так ли), вопросит мест-ия и наречия, вопросит интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса), вопросит порядок слов (начало/конец- слово с которым связан вопрос).
^ Побудительные предолжения – говорящий высказывает просьбу, совет, приказ, предостережение, пожелание и т.д., т.е. побуждает собеседника к какому-либо действию.

Побудительные предложения всегда имеют значение ирреальной модальности. Простые вопросительные и повествовательные предложения противопоставлены побудительным как предложения, которые имеют значение как реальной модальности (чаще), так и ирреальной (реже).

Средства выражения: формы повелит накл-ия гл-ла, побудит частицы (пусть, да, давай…)



5. Порядок слов и актуальное членение предложения.
В зависимости от коммуникативной цели, которую преследует говорящий, один и тот же лексический состав предложения может приобретать разные значения:

1) за счет порядка слов

2) за счет актуального членения
^ Коммуникативное/актуальное членение – членение на данное (исходное) тему и на новое (известное) рему.

  1   2   3   4



Скачать файл (196.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru