Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по фитнесу. Стретчинг, Особенности проведения занятий фитнесом с детьми 6-9 лет, Аэробика со скакалкой, Силовой фитнес и т.д - файл 1.doc


Лекции по фитнесу. Стретчинг, Особенности проведения занятий фитнесом с детьми 6-9 лет, Аэробика со скакалкой, Силовой фитнес и т.д
скачать (605 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc605kb.20.12.2011 14:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Стретчинг

Важно в этом возрасте активно заниматься упражнениями на растягивание. Природная гибкость уменьшается: если не развивать данное качество, то с годами будет все труднее выполнять наклоны и махи. Страдает и освоение техники других спортивных движений. Плохая подвижность суставов, низкая эластичность связок, фасций и мышц приводит к травматизму.

В формате урока аэробики в конце занятия 7–10 мин. отводится развитию гибкости. Не забывайте и о домашних заданиях: хороший эффект в развитии гибкости дает ежедневная кратковременная 10–15-минутная зарядка, включающая упражнения пассивного – удержание той или иной позы, например наклона в седе – и активного характера – пружинные наклоны, махи.

Как средство развития гибкости на занятиях с детьми часто применяются асаны из йоги. Ниже приводится оригинальная программа, названная «Гибкая сила», объединяющая методы восточной и западной культуры – йогу, стретчинг и силовые упражнения. Объединение этих методик позволяет улучшить физическую кондицию, учит эффективнее использовать свое тело в движении, улучшает функциональное состояния суставов. Включение элементов йоги дает возможность почувствовать собственное тело по-новому, научиться правильно дышать. Занятия по программе «Гибкая сила» с использованием комплекса асан из йоги способствуют гармонизации всех внутренних процессов в организме. Упражнения на силу и гибкость создают целостную тренировочную систему, которая приводит тело, душу и разум в гармонию, снимает накопившийся стресс. В ходе тренировок повышается мышечный тонус, что позволяет улучшить осанку.

1. И.п. – стойка ноги врозь, прямую правую руку завести за спину, левой удерживать кисть правой руки, усиливая движение влево, голову наклонить влево. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное, в такт биению сердца.

То же в другую сторону. Растягиваются трапециевидная мышца, шейные мышцы.

2. И.п. – левую прямую руку отвести с помощью правой руки вправо. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное.

То же с другой руки. Растягиваются задние пучки дельтовидной мышцы.

3. И.п. – сед на пятках. Потянуться руками вперед, кисти касаются пола. Максимально вытянуться в плечах, сконцентрироваться на спине. Растягиваются мышцы спины. Держать 8–10 сек. Дыхание осуществляется за счет реберного типа дыхания – ребра расходятся в стороны на вдохе и сжимаются на выдохе.

4. И.п. – сед согнув ноги. Обхватить руками колени, округляя спину, потянуться назад. Держать позу 8–10 сек.

5. И.п. – упор лежа. Живот и бедра приподняты над полом, голова прямо, плечи не приподнимать. Упражнение является стабилизатором мышц туловища – спины, живота, одновременно растягиваются мышцы живота. Удерживать позу 8 сек. После отдыха, лежа на спине, повторить еще раз.

6. И.п. – лежа на животе с упором на предплечья, отвести левую ногу назад-вправо, носок стопы касается пола, – поза скручивания. Плечи не разворачивать. Упражнение является стабилизатором мышц средней части спины, одновременно растягиваются косые мышцы живота. Держать позу 5–8 сек.

То же в другую сторону.

7. И.п. – лежа на спине, руки за голову. Согнуть обе ноги с поворотом их вправо, правую стопу положить на колено левой ноги, плечи не приподнимать над полом. Держать 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п.

То же в другую сторону.

8. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Согнуть правую ногу с поворотом внутрь и положить, скручивая туловище, слева, касаясь носком пола. Держать позу 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п.

То же с другой ноги. Растягиваются ягодичные мышцы. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.

9. В положении стоя сделать медленный наклон вперед, скручивая туловище вправо, кисть правой руки опирается на подъем левой стопы, правую руку отвести в сторону-назад. Держать 8 сек., затем медленно вернуться в и.п. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.

10. И.п – сед на правом бедре, обе ноги согнуты, левая отведена назад, кисть левой руки касается колена правой ноги, плечи не разворачивать. Держать позу 5–6 сек.

То же в другую сторону. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра задней ноги. В качестве стабилизатора работают ягодичные мышцы, мышцы средней части спины.

11. И.п. – глубокий сед на двух ногах, стопы на ширине плеч в слегка выворотном положении, ладони лежат на полу, голова наклонена вперед. Держать 8 сек. Растягиваются мышцы внутренней части бедра (приводящие), мышцы спины.

12. И.п. – лежа на спине, медленно завести ноги за голову, руки лежат на полу вдоль туловища. Амплитуда движения зависит от индивидуальной гибкости. Держать 8–16 сек. Противопоказания – заболевания щитовидной железы, склонность к повышению артериального давления. Растягиваются мышцы спины, задней поверхности ног.

13. И.п. – лежа на спине, поднять одну ногу вперед, захватить ее руками и удерживать в статическом положении. Удерживать позу 8 сек.

То же с другой ноги. Растягиваются мышцы задней поверхности бедра.

14. И.п. – наклон вперед в седе. Держать 8–10 сек. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер и спины.

15. В седе – правая прямая нога впереди, другая согнута, левая рука лежит на подъеме согнутой ноги, правая рука на голени. Держать позу 8 сек.

То же с другой ноги. Мышцы живота втянуты, спина прямая. Растягиваются мышцы внутренней поверхности бедра, наружного свода стопы, связки коленного сустава. В качестве стабилизаторов работают мышцы живота, спины.

16. И.п. – сед согнув ноги, стопы касаются друг друга. Кистями захватить переднюю часть стопы. Голову и спину держать прямо. Удерживать положение 8–10 сек.

17. И.п. – выпад правой вперед, голень под прямым углом к полу, колено левой ноги слегка согнуто. Туловище держать прямо. Удерживать позу 10–15 сек.

То же с другой ноги. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра сзади стоящей ноги. Для сохранения равновесия в этой позе активно работают глубокие мышцы туловища, мышцы передней поверхности, стабилизаторы голеностопного сустава впереди стоящей ноги.

18. И.п. – сед с согнутыми перекрещенными ногами, руки согнуты, локти разведены в стороны, ладони касаются друг друга, пальцы направлены вверх. Держать позу 4–6 сек. Медленно опустить пальцы вниз дугами вперед, вернуться в исходное положение. Повторить еще раз.

Положить правую руку на левое колено, левую руку отвести назад-в сторону и слегка опереться пальцами о пол. Одновременно выполняется поворот туловища и головы налево. Держать позу 5–6 сек.

То же в другую сторону.

19. И.п. – сед ноги врозь согнув ноги. Правую руку завести за голову, левой удерживать кисть правой руки. Держать 8 сек.

То же с другой руки. Повторить еще раз. Растягиваются трехглавая мышца руки, четырехглавые мышцы бедер (передняя поверхность). Улучшается подвижность коленного и голеностопного суставов.


frame1Лекция № 6

Особенности проведения занятий фитнесом с детьми 10–13 лет


Анатомо-физиологические особенности подростков 10–13 лет

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких – к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет – брюшной, а у девочек – грудной и брюшной. Рост увеличивается мало, зато значительно возрастает вес тела. К 11 годам рост достигает 140 см, вес доходит до 34 кг. Прибавка в весе за этот период – в среднем 2–2,5 кг в год. Позвоночник, несмотря на то что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Отклонения положения позвоночника от нормы встречаются чаще всего в виде боковых искривлений – сколиозов, а также в виде плоской, седлообразной, сутуловатой или круглой спины. Увеличивается мышечная масса и, следовательно, сила мышц.

Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к показателям взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого, в связи с большей частотой сердечных сокращений и более быстрым кругооборотом крови. Этим обеспечивается значительно более интенсивный обмен веществ. Частота пульса у детей возрасте 8–11 лет составляет 84–90 уд./мин., а показатели верхнего артериального давления – 96–108 мм рт.ст., повышаясь с каждым годом на 3–4 мм.

Процесс развития мышц сердца еще не закончен, чем и объясняются наблюдающиеся резкие колебания частоты пульса, нарушения ритма сокращения сердца под влиянием иногда незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам. Эти явления связаны с тем, что у детей данного возраста артерии имеют сравнительно более широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов.

Отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой – от 20 до 22 раз в минуту. Жизненная емкость легких у детей в возрасте от 7 до 12 лет возрастает с 1300 до 2000 мл.

Относительно большой размер сердца, повышенная диффузионная способность легких, структура сосудистого русла – эти и многие другие морфологические и функциональные свойства детского организма в данном возрасте как бы предназначены для осуществления этапной целевой функции. В этом возрасте все функции организма достигают своеобразного расцвета. Это относится к самым разным органам и системам, так что к 10–11 годам у нормально развивающегося ребенка все системы организма работают с оптимальной эффективностью.

^ Период с 9–10 до 13–14 лет, обычно называемый препубертатным, т.е. предшествующим половому созреванию. Другое название этого этапа – подростковый. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап онтогенеза, который с полным правом можно отнести к разряду критических периодов развития. Именно в этом возрасте в организме наблюдается разбалансировка большинства функций, утрачивается их былая эффективность, достигнутая на предыдущем этапе развития.

Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения и формируются грудные железы.

^ Резкое увеличение скорости роста тела хорошо известно и обычно принимается за начало пубертатного ростового скачка. Стимуляция роста мышечной массы верхних и нижних конечностей по времени не совпадают: пик максимума скорости роста верхних конечностей у мальчиков приходится на 12 лет, в то время как период наиболее интенсивного роста мышц ног наступает в 13 лет. Меняются, нередко в худшую сторону, стереотипы двигательных реакций.

В то же время возрастная картина роста мышечной массы имеет совсем другой вид. Он имеет два максимума: для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй – на 15–16 лет.

Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует.

Восходящая часть первого ростового пика относится к периоду начала пубертатных перестроек, который у мальчиков приходится на возрастной диапазон 9–13 лет.

^ Психологические особенности

Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Развивается процесс торможения в коре головного мозга ребенка, что позволяет ему лучше контролировать себя, обдумывать последствия своих действий, прежде чем что-либо предпринять.

В этом возрасте совершенствуются основные естественные движения.^ Прежний интерес лишь к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляют не только сама двигательная деятельность, но и достижение той цели, которая ставится при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными.

Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще слабое, поэтому недостаточна и способность к длительной продуктивной работе и длительному мышечному напряжению. Поэтому дети 7–11 лет быстро утомляются.

В ходе перестройки организма подростка могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним видом, низким – у мальчиков – и высоким – у девочек – ростом и т.п. Эти изменения имеют опосредованное значение – они преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнение себя с другими. Условно выделяют как внешние, так и внутренние – биологические и психологические – предпосылки.

^ Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость выработки собственной позиции, независимости от непосредственного влияния взрослых, введения общественно полезного труда в программу школьного обучения. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье: помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться; подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

^ Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание: появляются новые гормоны в крови, происходят влияние на центральную нервную систему, бурный рост тканей и систем организма. Выраженная неравномерность созревания различных систем организма в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема развития различных интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Этот знаменитый педагог выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

  • эгоцентрическая – интерес к собственной личности;

  • доминанта дали – установка на большие масштабы;

  • доминанта усилия – тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

  • доминанта романтики – стремление к риску, героизму, к неизвестному.

В подростковом возрасте у детей происходят изменения в развитии высших психических функций, а также в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценку нравственных ценностей; устойчивые собственные моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях и еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием мнений сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере взросления становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца поведения. Центральные новообразования могут быть следующими: абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками, родителями и учителями.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

  • подражание внешним проявлениям взрослых – стремление походить на них внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии;

  • ориентация на качества взрослого – стремление обладать чертами характера взрослого человека, например у мальчиков – качествами «настоящего мужчины»: силой, смелостью, волей и т.д.;

  • взрослый как образец деятельности – формирование социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей. Это формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.;

  • интеллектуальная взрослость – стремление что-то знать и уметь по-настоящему: происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, способных создавать условия для самоутверждения подростков.

Ведущие позиции в этом возрасте начинают занимать общественно полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

^ Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых; она создает возможность реализации подростками своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя их стремление в процессе общения не брать, а давать.

Каждому подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения является стремление найти среди них свое место, причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и родителей. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение им социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяются потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в процессе анализа действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение, рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции, у него появляется взрослая логика мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения лексикона, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

^ Общая характеристика фитнес-программ

Ряд программ можно и нужно проводить совместно с девочками и мальчиками. Большое значение имеет правильный подбор музыкального сопровождения. Старайтесь быть «в теме» и шире использовать хиты, популярные среди подростков.

Предостережение! При проведении занятий необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После интенсивной физической нагрузки недопустима резкая остановка – это может привести к головокружению и даже потере сознания, к так называемому гравитационному шоку.

  2. Недопустим резкий переход от бега к занятиям лежа на полу – это может вызвать неблагоприятную реакцию организма в период быстрого роста, особенно у детей со слабой физической подготовленностью, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в первую очередь сердечно-сосудистой системы.

  3. Не рекомендуется резко менять интенсивность выполнения и характер упражнений – переход должен быть плавным. В связи с этим после активных частей урока следует выполнять так называемую заминку: например, после скачков и подскоков перейти к выполнению базовых шагов классической аэробики.

^ Классическая аэробика

Хореография классической аэробики усложняется за счет следующих приемов:

  • выполнения модификации основных элементов: например, степ-тач с поворотом кругом, по квадрату – степ-тач вправо с правой ноги, с поворотом налево – степ-тач влево с левой ноги, с поворотом направо – степ-тач вправо с правой ноги, и вновь с поворотом налево – степ-тач влево с левой ноги;

  • сочетания движений ног с различными движениями руками; выполнения основных движений с подскоком, скачком: например, Ви-степ выполняется с предварительным подскоком на одной ноге;

  • широкого включения элементов высокой интенсивности: например, толчком одной ноги – скачок на две, простейшие повороты на двух ногах, прыжки толчком двух ног с приземлением на две или сгибая ноги вперед – назад, вертикальные равновесия.

Освоенные элементы организуются в соединения и комбинации. Длительность комбинации может составлять от 1 до 2 мин. в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, опыта занятий аэробикой в младшем возрасте.

^ Немного степа

Степ-аэробику разработала около 20 лет назад американка Джин Миллер (Gin Miller), известный фитнес-инструктор. Все началось с травмы колена. Для укрепления мышц передней поверхности бедра, необходимого для восстановления функции коленного сустава, она выполняла подъемы и спуски на скамейку небольшой высоты. Занятия оказались довольно занудными. И тогда Джин стала выполнять их под музыку, стараясь разнообразить скучные подъемы и спуски различными вариантами шагов. Тренировка оказалась эффективной и приятной. Так зародилась степ-аэробика. Эта тренировка максимально приближает к достижению основных целей фитнеса: повышению выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подвижности суставов, тренировке равновесия. В степ-аэробике, как, впрочем, и в классической аэробике, нагрузка создается за счет большого количества повторений упражнений при разучивании, изменения высоты степа – 15, 20, 25 см – и темпа музыки – от 126 до 138 уд./мин., который подбирается в зависимости от уровня подготовки группы. Большая популярность степ-аэробики объясняется следующими факторами:

1. Основные движения просты и вполне доступны людям без специальной двигательной, в частности танцевальной, подготовки.

2. Тренинг проводится в знакомой обстановке. Каждый учащийся выполняет упражнения на своем постоянном месте. Инструктор может легко контролировать и при необходимости корректировать действия занимающихся. Для проведения занятий не требуется больших залов.

3. Высокой вариативностью движений в зависимости от уровня подготовленности – от простейших шаговых движений, напоминающих подъем и спуск по лестнице, до сложных хореографических элементов, танцевальных движений и комбинаций различного характера. Можно разнообразить движения за счет положения платформы – продольно относительно туловища, поперечно, – а также используя две платформы.

4. Степ-платформу можно применять не только с целью воспитания выносливости в качестве кардиотренажера, но и для силовых тренировок.

5. Цена степ-платформы сравнительно невысока по сравнению с другим оборудованием фитнес-клубов, например кардио- и силовыми тренажерами.

6. Степ-платформы легко устанавливаются в обычном тренировочном зале благодаря легкости транспортировки.

С детьми этого возраста уже можно начать заниматься степ-аэробикой – изучать подготовительные упражнения: простейшие восхождения на степ и спуск с приставлением ноги, без приставления, с подскоком, в стойку ноги врозь на степе, ходьба на степе, бег на степе и др. Приучайте их работать синхронно, слушать музыку, учите правильно ставить стопу – без свисания пятки. Рекомендуется использовать степ-платформу высотой 15 см.

Все подготовительные простейшие движения позволят детям с самого начала выработать правильный двигательный стереотип и избежать травм, так часто встречающихся при ходьбе по лестнице в любом возрасте, особенно на спусках, – растяжения связочного аппарата голеностопного сустава, ахиллова сухожилия, падения. Не спешите разучивать разнообразные базовые шаги, модификации, комбинации – в условиях школы вам просто не хватит времени, а спешка может привести к тому, что дети не успеют усвоить материал и в итоге будут чувствовать себя неспособными к такому роду занятий, а могут и вовсе прекратить их.

^ Аэробика со скакалкой (Rope Skipping)

В этом возрасте усложняются и модифицируются изученные ранее элементы упражнений с короткой скакалкой (см. лекцию № 5). Кроме того, добавляются упражнения в парах и с длинной скакалкой.

Упражнения в парах

Большое значение имеет тренировка в парах, которая используется как самостоятельная форма движений в композициях, а также как эффективная подготовка к работе с длинной скакалкой и совершенствованию техники ее вращения.

Одним из базовых элементов являются прыжки через скакалку вместе с партнером, вращающим ее, выполняемые спиной или лицом к нему по команде на двух ногах. Большое значение приобретает синхронизация движений по высоте прыжков и скорости вращения скакалки.

Особую группу движений в парах составляет работа с партнером, который входит во вращающуюся скакалку, после чего прыжки выполняются совместно. Обратите внимание на технику вхождения: в положении скакалки внизу выполняется шаг правой ногой, во время высшей точки подъема скакалки – поворот направо с шагом левой ноги вперед, затем – скачок. Не следует спешить с прыжками – сначала разберитесь с работой скакалки. При этом можно выполнять различного рода скачки: твист, обычные подскоки, с продвижением вправо, влево, вокруг партнера и др. Возможен прием одновременно двух и более партнеров, что требует от детей развитой координации движений.

^ Упражнения с длинной скакалкой

Важное место в Rope Skipping занимает работа с длинной скакалкой – одной и двумя одновременно. Длина каждой скакалки – 5–6 м.

Можно выделить два аспекта техники выполнения этого упражнения:

1) вращение скакалки;

2) прыжки – это связано с техникой правильного вхождения в скакалку, выхода из нее и соблюдением темпа, задаваемого вращающейся скакалкой – одной или двумя.

Так как в данном упражнении не предусмотрено специальное деление на партнеров, вращающих скакалку и выполняющих прыжки, то все занимающиеся в равной степени должны осваивать вращательную и прыжковую технику.

Вращение длинной скакалки выполняется средними кругами равномерно, без рывков. Начинать осваивать его следует с укороченной скакалкой, прикрепив ее свободный конец к гимнастической стенке, а затем работая с партнером, соблюдая принцип симметричного обучения, т.е. правой и левой рукой. Стоя сзади, преподаватель или партнер может помогать, выполняя «проводку» по движению. Хорошим вспомогательным упражнением может стать вращение скакалки с закрытыми глазами.

Изучение вращения двух скакалок начинается с их подбора – требуются две скакалки обычной длины, сложенные вдвое. Здесь также используется методический прием «проводки» партнером по движению.

Следующий шаг – смена партнера, осуществляемая сзади или сбоку, без остановки вращения.

^ Техника и методика обучения прыжкам через длинную скакалку

В технике данных прыжков можно выделить три фазы: фазу разбега и вхождения в скакалку, фазу собственно прыжков и фазу выхода из скакалки.

Исходное положение занимающегося – несколько в стороне от вращающего скакалку. При входе в скакалку, вращающуюся на входящего, разбег начинается в положении скакалки вверху и выполняется широким шагом, чтобы войти в центральную зону вращающейся скакалки и сделать первый подскок при прохождении скакалки у пола. При вращении скакалки в противоположном направлении – от входящего – разбег выполняется при положении скакалки внизу. Важно скоординировать ритм вращающейся скакалки и разбег. У занимающихся при этом часто возникает чувство страха. Проделайте несколько подготовительных упражнений, например пробегание через медленно вращающуюся скакалку, выполните прыжки без вхождения в скакалку.

По мере освоения простейших скачков через две длинные скакалки работа усложняется за счет различных вариантов скачков и их сочетаний без скакалки и со скакалкой, а также выполнения прыжков двумя, тремя учениками вместе и т.п. Аналогично осваивается техника входа при работе с двумя скакалками.

Фитбол

Фитбол – традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физкультуре. В различных странах его называют также «пецбол» (Pezzball), «физиобол» (Physioball), «гимнастик-бол» (Gymnastikball), «ситбол» (Sitzball), «резист-А-бол» (Resist-A-Ball). Программы с мячом представляют собой эстетически ритмизированные или гимнастическо-танцевальные элементы, соединения, часто организованные в отдельные комбинации.

Впервые мяч стал использоваться в лечебной физкультуре еще в начале прошлого века в Швейцарии для лечения людей с различными заболеваниями позвоночника. В 1992 г. Майкл и Стефания Моррис стали применять упражнения с мячом в системе оздоровительных занятий. С тех пор программы с фитболом прочно вошли в ассортимент фитнес-услуг и пользуются большим успехом на занятиях с детьми.

Ряд упражнений с мячом проводятся и в условиях жесткой опоры, например упражнения лежа на спине с захватом мяча ногами. В этих условиях нам не грозит падение, но неправильное выполнение упражнений может привести к болям в области поясницы и будет негативно воздействовать на позвоночник. Основная направленность этих упражнений – воспитание силы и гибкости. В большинстве упражнений на фитболе мы имеем дело с условиями качающейся опоры. Именно такие нестандартные условия позволяют решить ряд задач, а именно:

  • задействовать больше мышц;

  • сочетать динамический и статический характер работы мышц;

  • развивать функцию равновесия, общую ловкость и координацию движений;

  • улучшить осанку.

Кроме того, мяч является мягкой опорой, так как обладает упругими свойствами. Это позволяет выполнять ряд специфических упражнений – пружинящих, подпрыгивающих движений на мяче. Качающаяся, к тому же мягкая опора расширяет арсенал упражнений, усиливает возможность формирования ряда физических качеств и координационных способностей.

Упражнения на фитболе прекрасно формируют навыки управления собственным телом во всех плоскостях пространства.

В проведении занятий с мячом большую роль играет правильно подобранный размер мяча. Промышленность во многих странах производит мячи, размеры которых различаются на 10 см. Детям ростом до 125 см следует использовать мячи размером 30–35 см, ростом 140–150 см и выше – 50 см.

^ Шоу-программы и соревнования

В программу учебных тренировок часто включается соревновательный элемент. Начинать занятия следует с выполнения композиций в виде шоу-программ на школьных праздниках. Желательно позаботиться о специальной одежде. Возможен спортивный или свободный стиль в костюме, приближающийся к фрик-танцам (Freak Dance) – костюмированным танцам. Например, в стилизованных фраках в стиле 20-х гг. прошлого века: вспомните форму спортивных парадов на Красной площади, так четко и художественно запечатленных известным художником и фотографом первой половины XX в. Александром Родченко. Все это повышает мотивацию школьников к занятиям. Шире привлекайте родителей к работе – они должны быть вашими первыми помощниками.

Далее в зависимости от ваших возможностей, предпочтений, условий работы можно пойти двумя путями:

1) продолжать шоу-программы, усложняя выполнение упражнений включением различных простейших предметов, например воздушных шаров, гимнастических палок, обручей, булав на мягком соединении – ремешках, веревках, цепях, популярных в огненных шоу. Девочки могут использовать веера, зонтики и пр. В Германии, например, подобное направление очень популярно и носит национальный характер, собирая по несколько сотен участников и несколько тысяч зрителей. Судейство осуществляется, как в спортивных бальных танцах (экспертная оценка по шестибалльной системе), что позволяет данному направлению выделиться в самостоятельный вид массового спорта, названный «гимнастика и танец»;

2) углубиться в соревновательную деятельность и плавно перейти к выступлениям в фитнес-аэробике – новом виде спорта. В этом случае композиции должны соответствовать требованиям соревновательных программ и положений о соревнованиях. Выступайте с ними в вашем муниципальном районе, на дружеских встречах с другими школами, в конце концов, на школьных соревнованиях в своей школе. Всё в ваших руках – дело лишь в желании и умении.

frame4



Скачать файл (605 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru