Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - файл 1.docx


Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
скачать (47 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx48kb.20.12.2011 15:02скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Столичная финансово – гуманитарная академия»

филиал в г. Омске.
Специальность: Финансы и кредит

Реферат

по дисциплине «Антикризисное управление».

Тема: «Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия».

Выполнила:


Проверил (а):
г. Омск.

2009 год.



Содержание:


Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Возникновение кризисов в организации………………………………4

Глава 2. Кризис организации………………………………………………………9

2.1. Виды………………………………………………………………………10

2.2. Фазы………………………………………………………………………11

2.3. Последствия……………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………………...18

Список использованной организации…………………………………………….19




Введение.

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно – хозяйственной деятельности не испытало на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, не редко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода её экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, и по банкротству одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Ниже, я более подробно рассмотрю такие вопросы, как:

– почему возникают кризисные ситуации в организации;

– какие бывают виды, фазы и последствия кризиса.


Глава 1. Возникновение кризисов в организации.

Организация - это некоторое относительно обособленное структур

ное звено в общей экономической системе. Критериями такого обо

собления являются экономическая самостоятельность, организацион

ная целостность (существование внутренней и внешней среды), нали

чие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страховая, ту

ристическая и др.), а также структурные единицы системы государ

ственного управления.

Очень важными в решении проблем управления являются следую

щие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в кото

рой функционирует рассматриваемая организация.

Практика показывает, что кризисы отражают собственные рит

мы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадаю

щие с ритмами общественного развития или развития других орга

низаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и ус

ловия его осуществления, при этом она подчиняется законо

мерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов эко

номики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кри

зисного развитии.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организации и от которой она не может не зависеть. Если 

экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организа

ции, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внут

ренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кри

зиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил со

противляются кризисным явлениям, третьи находят разные возмож

ности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

Это может объясняться многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышен

ная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со сче

тов стечение обстоятельств и удачные рискованные решении.

Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке орга

низация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, ско

рее всего, могут быть внутренние факторы развития - такие, как старение технологии, неэффективная организация работы, просче

ты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономичес

ких решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и мно

гие другие.

Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы ан

тикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тен

денциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эф

фективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности про

изводства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, 

конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относи

тельно наступления кризиса.

При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски из

менений), и относительно их значений в последовательные промежут

ки времени.

Симптомом кризисного развития может быть, например, несо

ответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Од

нако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приво

дят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины → симптомы → факторы.

Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых по

являются симптомы и далее факторы кризиса.

Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объек

та, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении

кризиса.

Например, в организации причинами могут быть финансово-эконо

мические просчеты, общее положение экономики, низкая квалифика

ция персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризи

са - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчи

вость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

С точки зрения воздействия на организацию причины возникно

вения 

кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внут

ренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой сущест

вует организация, а возникновение внутренних причин зависит от си

туации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием от

расли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии..

К проблеме возникновения кризисов в организации следует подхо

дить с системных позиций. Любая организация является целостной си

стемой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонен

тов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конеч

но, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

Различают статическую и динамическую устойчивость.

Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внеш

ними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется вне

шними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренни

ми факторами, то внутренней.

В условиях централизованного управления экономикой устойчи

вость производственно-экономических структур достигалась, как пра

вило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т. е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. При

чем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабиль

ное состояние могли быть самыми разными: это и дополнительная эко

номическая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизации производства, и др. В этом случае устойчивость деятельности организации достигалась управлением из

вне, и кризис не наступал.

Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.



Все производимые ранее реформы касались прежде всего более вы

соких уровней, т. е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организации совнархозов, укрупнения (ра

зукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.

Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о воз

можности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в орга

низации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всех этапах существования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней эко

номической обстановке.
Глава 2. Кризис организации.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и соци

ально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельнос

ти организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада

и т. п.

Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, ко

торых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объе

ма производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженнос

ти поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появ

ления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпи

зодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хро

нической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежно

го состояния, т. е. полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследова

тели больше всего уделяют внимание финансовому кризису организа

ций. Финансы, финансовые потоки - это как кровь (как носитель кис

лорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жиз

недеятельность всех органов.

Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущении) сравнить функционирование, «заболевание» и «лечение» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижепри

веденной модели.


^ Этапы жизнедеятельности

фирмы

Человека

1. Регистрация фирмы

  1. Рождение человека

2. Развитие, рост фирм

  1. Развитие и взросление человека, его становление

3. Создание дочерних фирм

  1. Рождение у родителей детей

4. Появление признаков

неплатежеспособности, финансовой

неустойчивости фирмы

  1. Возникновение болезней у человека

5. Проведение анализа (диагностики)

деятельности фирмы и определение мер по

восстановлению ее устойчивости

  1. Проведение диагностики на основе анализов состояния человека, назначение лекарств для предотвращения болезней

6. Процесс финансового оздоровления фирмы

при реализации намеченных мер

  1. Процесс выздоровления человека при приеме лекарств

7. Ухудшение финансового состояния,

возникновение хронической

неустойчивости фирмы

  1. Обострение болезни, ухудшение здоровья, терапия не помогает

8. Сокращение нерентабельного производства

  1. Проведение хирургической операции для спасения человека

9. Наступление кризисного состояния фирмы

  1. Реанимация человека




10. Ликвидация фирмы

10. Смерть человека


В странах с развитой рыночной экономикой организации при при

знании их неплатежеспособными попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми выте

кающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не

возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.
2.1. Виды.

Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

  • технологический (производственный), при возникновении кото

  • рого устаревшее оборудование и технология не позволяют вы

  • пускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

  • 

  • социальный (социально-управленческий), возникает в результа

  • те появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управлен

  • ческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные кон

  • фликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

  • финансовый, возникающий в результате нерационального исполь

  • зования собственного капитала и заемных средств, неэффектив

  • ного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;

  • организационный - возникает и результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязан

  • ностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между испол

  • нителями;

  • информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличе

  • ние различных видов потерь;

  • кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет прово

  • дить эффективную политику и в результате приносит существен

  • ные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно свя

заны и, как правило, отражаются на финансах организации.

2.2. Фазы.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации.

I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результа

ты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов

рынка.



II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под вли

янием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних ус

ловий на рынке).

III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса в организации существует все

гда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе посто

янный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предуп

реждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

• отдельными группами собственных и заемных средств и их раз

мещением в основные и оборотные средства;

• объемом производства и объемом реализованной продукции;

• объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

• доходами и объемами краткосрочных займов;

• качеством продукции и ее ценой на рынке;

• ценой продукции и затратами на ее производство;



• уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

• дебиторской и кредиторской задолженностями;

• объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

Некоторые из этих диспропорций можно представить графи

чески.

Так, рис 1.1 демонстрирует изменение во времени объема производ

ства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой моде

ли можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов гото

вой продукцией.
На рис. 1.2 и 1.3 можно проследить аналогичную тенденцию изме

нения во времени:

  • прибыли и краткосрочных займов (см. рис. 1.2). По мере умень

  • шения финансового рычага возникают предкризисные симпто

  • мы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельству

  • ет о наступлении кризиса;

  • рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в балансе организации (см. рис. 1.3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соот

ношения других показателей по возникающим симптомам можно ди

агностировать возможность появления кризиса.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резер

вы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.
2.3. Последствия.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении 

собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации органи

зации или к смене собственника и перестройке процесса функциони

рования организации.

Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обяза

тельно приводит к негативным последствиям.

В табл. 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступлении кризиса в организации.

^ Таблица 1.1

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации


Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций в организаци

ях должно взять на себя государство.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Например, в настоящее время уже действует третья редакция (2002 г.) этого закона;

  • оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в ведущих отраслях машинострое

  • ния, химии и ВПК;

  • принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоле

  • ние кризиса неплатежей со стороны государственных органов за

  • казчика;

  • приватизация и ликвидация предприятий-должников;

  • 

  • совершенствование деятельности арбитражных судов и повыше

  • ние действенности судебных приставов;

  • создание института арбитражных управляющих - саморегули

  • руемых организаций арбитражных управляющих.

В России государственным органом, проводящим политику ан

тикризисного регулирования, является Федеральная служба по фи

нансовому оздоровлению (ФСФО). Эта служба должна выполнять сле

дующие основные функции:

  • проводить анализ финансового состояния организаций, имею

  • щих признаки несостоятельности, подготавливать рекомендации по их устранению;

  • формировать положения и критерии оценки платежеспособно

  • сти организаций;

  • учитывать неплатежеспособные организации в специальном реестре;

  • выступать представителем собственника государственного пред

  • приятия, участвовать в проведении процедур банкротства орга

  • низаций, предусмотренных законом;

  • анализировать деятельность арбитражных управляющих и рас

  • сматривать жалобы на их действия;

  • проводить анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Многие предприятия России находятся в той или иной стадии кри

зисного финансового состояния, это в первую очередь связано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного эконо

мического кризиса.

В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность орга

низации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) все

гда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процент

ными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интере

сы общества, техника и технология, 

появляются новые продукты.

Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организа

цию ждет ликвидация.

С этой позиции процедуры банкротства предприятий - это обеспе

чение эволюции производства, продвижения нового, отживания ста

рого, неуклонного развития экономики. Банкротство организаций - это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало. В то же время институт банкротства - удоб

ный инструмент для передела собственности.

В 2000-2001 гг. в России рассматривалось более 25 000 дел о банк

ротстве предприятий, возбуждено 18 000 дел, из которых большинство закончилось конкурсным производством - ликвидацией организаций. В Германии в эти же годы было возбуждено более 50 000 дел, причем 40 000 предприятий была оказана помощь в восстановлении их плате

жеспособности и переходе на новый бизнес. В США за этот же период было возбуждено более 220 000 дел (такое число объясняется активным развитием малого и среднего бизнеса). Половина этих предприятий пре

кратила деятельность по собственной инициативе. А новых фирм об

разовалось свыше 200 000.

Из приведенных данных видно, что в России по сравнению с зару

бежными странами основным путем разрешения кризисных ситуаций организаций (банкротов) является их ликвидация, эта ситуация сохра

нялась и в 2003 году.



Заключение.

Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизнедеятельности организации как в период становления и развития так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность орга

низации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) все

гда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процент

ными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интере

сы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всех этапах существования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней обстановки.



Список использованной литературы:

  1. Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский: Антикризисное управление – Учебник, 4 – ое издание. М.: ОМЕГА – Л, 2007.

  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2, 3. – М.: ОМЕГА – Л, 2005.

  3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. № 43. Ст. 4190; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 18,46.

  4. Г. К. Таль: Антикризисное управление – Учебное пособие, 1 т. М.: ИНФРА – М, 2004.

  5. Г. К. Таль: Антикризисное управление – Учебное пособие, 2 т. М.: ИНФРА – М, 2004.

  6. В. А. Баринов: Антикризисное управление – Учебное пособие. М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2002.



Скачать файл (47 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации