Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Глобализация - файл 1.doc


Глобализация
скачать (48 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc48kb.05.02.2012 07:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Процессы глобализации с социологической точки зрения: определения и концепции

Процессы глобализации стали активно обсуждаться научным сообществом в конце ХХ века. Все социальные процессы оцениваются сегодня только с учетом процессов глобализации. Специфика глобализации заключается в усилении связей самых разных, порой противоречивых феноменов. Глобализация является объектом изучения как отечественных (Добреньков, Панарин, Покровский, Удовик, Уткин), так и зарубежных социологов (Бауман, Бек, Гидденс, Кастельс).
Существует множество определений глобализации.

Глобализация (в широком значении) – это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее в др. частях мира. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более легко преодолимыми.

Глобализация (в узком смысле) (либеральная глобализация) – это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам.
При анализе процессов глобализации авторы, как правило, учитывают глобализацию как в широком, так и в узком значении. Однако, давая определения глобализации авторы зачастую акцентируют внимание на объективных сторонах процесса. Вот как, например, определяет глобализацию А.С. Панарин: «процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими от их неупорядоченных внешних воздействий».

А.И. Уткин в своем определении глобализации акцентирует внимание на экономическом аспекте. По его мнению, глобализация – это «слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационном сближении, планетарной научной революции». Стоит отметить, что процессы глобализации изначально (70-е гг ХХ в.) рассматривались учеными именно с экономической точки зрения, собственно социальные изменения стали рассматриваться через призму глобализации позже (с середины 80-х гг).
В настоящее время глобализация рассматривается социологами с двух основных позиций:

1. как сквозная характеристика любой сферы общества или социально значимого процесса;

2. как самостоятельная сущность, формирующая собственные институты, структуры, механизмы и социальные последствия.
Глобализация как процесс интеграции человечества в единое целое происходит одновременно во многих сферах жизнедеятельности общества. Выделяется глобализация культуры, экономической сферы, политических процессов, языка, миграционных процессов и др. Все эти процессы составляют глобализацию, имеющую место в современности. Можно спорить о том, какой именно процесс является первичным и определяющим, однако, на наш взгляд в данном случае мы рискуем смешать понятие глобализации с ее причинами или предпосылками. Существует также опасность смешивания сущности глобализации с ее социальными последствиями, выражающимися в изменении социальной структуры, семейных отношений, поляризации общества и др.
Произнося термин «глобализация», ученые имеют в виду следующие процессы:

• расширение деятельности и всемирная экспансия транснациональных корпораций;

• существование наднациональных политико-экономико-социальных единиц – ООН, НАТО, «Большая восьмерка», ЕС и др., оказывающих огромное влияние на жизнедеятельность стран;

• образование единого финансового рынка, усиливающего свое влияние на экономику отдельных стран, регионов, компаний посредством новых финансовых инструментов;

• образование сложных экономических взаимосвязей регионов;

• увеличение масштабов международной миграции населения, вовлечение все большего числа стран мира в миграционное взаимодействие, качественное изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда;

• «американизация» и «вестернизация» культуры (повсеместное распространение культуры потребления);

• увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей и т.п. благодаря сети Интернет, телевидению, радио;

• повсеметстное распространение английского языка как глобального.
Данные процессы и называются процессами глобализации.

Далее мы рассмотрим концепции глобализации, оказавшие существенное влияние на теорию глобализации.

Каждая из рассматриваемых концепций представляет собой построение некой теоретической модели глобального общества.

Мир-системная модель И. Валлерстайна

И. Валлерстайн является ведущим представителем современной неомарксистской исторической социологии. Именно с этим социологом связано начало осмысления процессов глобализации (в экономической сфере).

В центре внимания И. Валлерстайна – современная или капиталистическая мир-система (мир-системы – это культурно разнородные социальные системы), которая относится к типу «мир-экономики». Формирование мировой капиталистической экономики, по мнению этого ученого, начинается с ХVI столетия. При этом решающую роль сыграли особенности экономического развития Западной Европы, позволившие ей стать ядром мировой капиталистической системы.

Характеризуя мировую капиталистическую систему, И. Валлерстайн выделяет в ней ядро, полупериферию и периферию. Ядро системы образуют экономически развитые страны, подвергающие эксплуатации менее развитые периферийные регионы. Если в странах ядра устанавливаются капиталистические отношения, то для периферийных зон характерно преобладание принудительного труда в форме крепостничества или рабства. Полупериферийные регионы занимают промежуточное положение в миросистеме: они не столь экономически развиты, как ядро системы, и в них сохраняются феодальные пережитки.

Современная мир-система подчинена закону неограниченного накопления капитала. Ядро капиталистической мир-системы характеризуется концентрацией капитала и высококвалифицированной и образованной рабочей силы, высокотехнологичных производств, интенсивной торговлей, высоким уровнем развития науки и образования, развитой социальной дифференциацией и разделением труда, наличием мощного государства и бюрократии. Для периферии характерны низкая концентрация капиталов, производство сырья, полуфабрикатов и потребительских товаров, низкоразвитое разделение труда, слабое государство. В конце ХХ века Россия находилась в положении полупериферии.

Заметное внимание в концепции Валлерстайна уделяется межгосударственным отношениям, складывающимся в рамках миросистемы. В течении сравнительно непродолжительного времени одно из государств может находиться в положении гегемонии. Это означает, что данное государство обладает явными преимуществами перед своими соперниками как в экономической, так и в военной сфере.

Валлерстайн предсказывает крах мировой капиталистической экономики в первой половине ХХ1 века. И на это есть несколько причин:

1. «Истощение мирового фонда доступного дешевого труда»;

2. Истощение ресурсов современной мир-системы детерминировано «сжатием средних страт»;

3. Экологический кризис;

4. Демографический разрыв между странами Севера и Юга.

Мир-системная модель Валлерстайна позволяет осмыслить как объективный процесс глобализации, так и отчасти либеральную глобализацию. Она объясняет различия уровня жизни населения различных стран. В то же время политический пафос этой концепции вселяет надежду противникам либеральной глобализации (и гегемонии США), как явления, которое в будущем исчерпает себя.
Концепция сетевого общества М. Кастельса

В своем исследовании «Информационная эпоха: экономика, культура, общество» Кастельс предпринял попытку всестороннего анализа социальных изменений в современном мире, связанных с принципиально новой ролью информационных технологий. Кастельс рассматривает социальную структуру «сетевого общества», которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры. С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации не могут считаться ее причиной.

Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма. Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами. Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.

Анализируя изменения в социальной структуре, Кастельс отмечает возрастание социального неравенства и поляризации в глобальном информационном обществе. Решающее значение, по его мнению, приобретает фрагментация рабочей силы на обладающих высокой квалификацией информациональных производителей и основную массу работников, не связанных с новыми технологиями.

Согласно Кастельсу, в информационном обществе происходит трансформация отношений власти. Изменения в политической сфере связаны, прежде всего, с кризисом национального государства. В результате глобализации капитала, а также децентрализации властных полномочий, во все большей степени переходящих к отдельным регионам, значение институтов государственной власти заметно уменьшается. Кастельс рассматривает также роль СМИ в политической жизни современных обществ. По его мнению, политика сегодня осуществляется посредством манипулирования символами в СМИ.

В целом Кастельс характеризует сетевое общество как расширяющуюся систему, проникающую различными путями и с разной интенсивностью во все регионы мира.

Анализ взаимосвязи глобализации и информатизации, проведенный Кастельсом, является знаковым в истории социологии. Он провел именно социологический анализ, фиксируя, как изменились социальные отношения и социальная структура. При этом автор описал различные сферы жизни общества, представив комплексный анализ глобализационных процессов.
Концепция глобализации культуры Р. Робертсона

Формулировка концепции глобализации, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе, представлена в работах Р. Робертсона. Под глобализацией Робертсон понимает «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознанием целостности, единства мира. Таким образом, в концепции Робертсона выделяется, с одной стороны, объективный процесс расширения взаимодействия между различными регионами мира, а с другой – отражение этого процесса в сознании людей.

По мнению Робертсона, глобализация всегда сопровождается локализацией. Глобальное и локальное не являются взаимоисключающими понятиями. Следствием глобализации становится то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом. Робертсон рассматривает процесс глобализации на фоне плюрализма культур. С его точки зрения, глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.

Концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Глобализация в этой концепции являет собой только некий вызов, на который должны ответить культуры, а не поглощение западной культурой всего культурного многообразия.

Также важны взгляды Робертсона в части обращения к умам людей. Социологи привыкли рассматривать глобализацию на наднациональном уровне, говорить об изменении роли городов и стран. Робертсон же обращает внимание на восприятие глобализации людьми, утверждая, что изменение их восприятия также является частью глобализационных процессов.
Анализ концепций глобализации, представленный У. Беком

Бек предпринял попытку проанализировать концепции глобализации. Прежде всего, Бек проводит различие между глобализмом, глобальностью и глобализацией. Под глобализмом он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка. Глобальность означает возникновение мирового общества, в рамках которого ни одна страна или группа стран не может существовать обособленно. Наконец, глобализация представляет собой процесс формирования транснациональных социальных связей.

Характеризуя различные концепции глобализации, Бек выделяет ^ 2 основных подхода. Некоторые исследователи стремятся выявить одну доминирующую логику глобализации. В качестве таковой чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы (например, концепция Валлерстайна), хотя центральная роль может отводится политическим либо культурным процессам (например, концепция Робертсона). С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Бек пишет: «рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей».

Резюмируя выводы изложенных концепций, можно сказать, что глобализация подразумевает следующие изменения:

• кризис национального государства;

• формирование сетевого общества (без центра), где социальные связи осуществляются неиерархически;

• различные «ответы» культур на «американизацию»;

• формирование транснациональных социальных связей;

• осознание людьми единства мира;

• манипулирование символами и значениями для достижения социально значимых целей.


Скачать файл (48 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru