Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат-Конституционное право - файл 1.doc


Реферат-Конституционное право
скачать (70.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc71kb.20.12.2011 21:21скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

Конституционное право





Конституционное право 1

Конституционное право как наука 2

1.Система государственных органов Республики Беларусь 4

2.Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь 6

Литература 8

Конституционное право как наука



Наука конституционного права возникла значительно позднее других юридических наук. Её появление связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук в первой половине ΧΙΧ века.

Значительный вклад в возникновение и развитие науки конституционного права внесли такие выдающиеся мыслители, как Б. Спиноза, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие, сформулировавшие многие концепции конституционного права:

  • конституционализма;

  • суверенитета;

  • разделения и уравновешивания властей;

  • естественных, неотчуждаемых прав человека и гражданина и другие.

Наука конституционного права является важнейшей частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

Конституционное право как наука представлено в научных статьях, монографиях учёных, сообщениях, научных гипотезах, выводах учёных и тому подобное.

Каждая наука, юридическая в целом или отраслевая, имеет свой предмет. Конституционное право как наука изучает действие конституционного права, процессы реализации его норм – практику и закономерности, широкую сферу общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; исследует источники конституционного права, и прежде всего основной источник – Конституции государств, их виды, содержание, юридические свойства, порядок принятия, изменения и тому подобное. Кроме того, наука конституционного права изучает конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, а также практику функционирования. Таким образом, предметом изучения конституционного права являются в первую очередь нормы конституционного права, что предполагает изучение содержания конституционно-правовых норм. В предмет конституционного права входят и акты конституционного законодательства. Наука выявляет их систему, иерархию (соподчиненность), юридическую силу, исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его в соответствие с потребностями общественного развития, предполагая пути совершенствования.

К методам науки конституционного права относятся:

  • метод формально-юридического анализа, дающий возможность уяснить содержание исследуемого нормативного материала;

  • сравнительно-правовой (компаративный) метод, позволяющий выявить наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования, определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта развития конституционного процесса в то или иное государство;

  • исторический метод, позволяющий изучать конституционно-правовые институты в историческом развитии;

  • системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли конституционного права как систему взаимосвязанных составных частей;

  • метод правового моделирования, направленный на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственно-правовых институтов и реализующийся путём осуществления идеального воспроизведения исследуемых объектов применительно к определённой ситуации;

  • статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов на основе статистических данных;

  • конкретно-социологический метод, который позволяет изучать конституционно-правовые нормы и институты на основе общественного мнения, проведения различных социологических экспериментов;

  • диалектический метод, дающий возможность изучать конституционно-правовые нормы и институты в движении, развитии и всесторонне.

Под источниками науки конституционного права понимаются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. [1 стр. 10] Относительно источников конституционного права в литературе нет единого мнения. Рассмотрим источники конституционного права, приведенные в Монографии К.Н.Кунцевича. Он относит к ним следующие виды источников:

  1. Законы.

  2. Акты международного права.

  3. Акты, принимаемые в порядке толковании правовых норм.

  4. Заключения Конституционного Суда.

  5. Регламенты палат.

  6. Решения местных органов управления и самоуправления.

  7. Указы, распоряжения Президента.

  8. Практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

  9. Труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права.

  10. Религиозное право.

Можно выделить и другие источники.

Таким образом, рассмотрев всё выше изложенное, можно сделать следующий вывод, что конституционное право как наука – составная часть юридической науки, представляет собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых об общественных отношениях. И как любая наука имеет свой предмет исследования, методы и источники.
  1. ^

    Система государственных органов Республики Беларусь



Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенные государственно-властными полномочиями и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государстве порядке.[4 стр. 185]

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

Согласно статье 6 Конституции Республики Беларусь:

«Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».[2 стр. 5]

Таким образом, каждый орган, относящейся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района).

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет по существу верховную власть. Как глава государства, Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, и таким образом, располагает огромными возможностями для реализации государственной политики.

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. К ним (представительным органам) следует отнести также Главу государства, местные Советы депутатов. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент РБ, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы.

Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, то есть все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, то есть они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путём издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство – Совет Министров РБ – является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты РБ. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию.

Органам исполнительной власти более характерен принцип единоналичия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.

Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство (например, председатель исполнительного комитета и его заместители, коллегиальный орган – исполнительный комитет и аппарат органа исполнительной власти).

Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В Республики Беларусь она принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов в РБ законодательством запрещается. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ. После проведенного в ноябре 1996 г. референдума в главу 6 «Суд» Конституции РБ включен Конституционный Суд.

В соответствии со ст. 125 Конституции РБ:

«Надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора РБ и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах».[2 стр. 42]

Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему. Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законодательством.

Мы рассмотрели систему государственных органов РБ. Подводя итог, можно сказать следующее, что система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется с одной стороны, в том, что все составляющие её органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.
  1. ^

    Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь



В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики беларусь, входят:

    • министерства Республики Беларусь;

    • Комитет государственной безопасности;

    • Государственный комитет пограничных войск;

    • Государственный комитет по авиации;

    • Государственный таможенный комитет;

    • Государственный военно-промышленнный комитет;

    • Государственный комитет по науке и технологиям;

    • комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, которые являются республиканскими органами государственного управления;

    • государственные организации подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Что же такое министерства, и что же такое комитет?

Министерство – это республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой сфере (отрасли) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.[3 стр.240]

Государственный комитет – это республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.[3 стр.240]

Министерства и комитеты РБ образуются Президентом РБ. В структуре министерств по решению Совета Министров РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определённых сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом РБ.

Министерства, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет по отдельным вопросам деятельности, предусмотренными законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту РБ.

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете утверждаются Президентом РБ, положения об их министерствах – Советом Министров РБ.

Система республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ:

  1. Министерство архитектуры и строительства.

  2. Министерство внутренних дел.

  3. Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

  4. Министерство здравоохранения.

  5. Министерство иностранных дел.

  6. Министерство информации.

  7. Министерство культуры.

  8. Министерство лесного хозяйства.

  9. Министерство обороны.

  10. Министерство образования.

  11. Министерство по налогам и сборам.

  12. Министерство по чрезвычайным ситуациям.

  13. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

  14. Министерство промышленности.

  15. Министерство связи.

  16. Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

  17. Министерство спорта и туризма.

  18. Министерство статистики и анализа.

  19. Министерство торговли.

  20. Министерство транспорта и коммуникаций.

  21. Министерство труда и социальной защиты.

  22. Министерство финансов.

  23. Министерство экономики.

  24. Министерство энергетики.

  25. Министерство юстиции.

Государственные комитеты.

  1. Комитет государственной безопасности.

  2. Государственный комитет по авиации.

  3. Государственный комитет пограничных войск.

  4. Государственный таможенный комитет.

  5. Государственный военно-промышленный комитет.

  6. Государственный комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь.

Из приведенной системы органов государственного управления, можно сделать следующий вывод, что каждое из министерств и государственных комитетов занимается деятельностью в определенной области (например, министерство финансов ведает финансами, а государственный таможенный комитет – таможенными делами и так далее). Если так можно сказать, то они являются как бы посредниками между Правительством, Президентом и подчиненными им ведомствами. То есть они исполняют указы, распоряжения, постановления вышестоящих органов и доводят их до сведения нижестоящим, а также контролируют их исполнение. Они являются органами исполнительной власти, поэтому их деятельность очень важна и ответственна и поэтому граждане, входящие в их состав, должны быть компетентными, профессионально подготовленные и высококвалифицированными специалистами.

Литература




  1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник/Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 320 с.

  2. Демичев Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие/Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351 с.

  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

  4. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Монография /К.Н. Кунцевич. – Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с.


Реклама:





Скачать файл (70.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru