Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Избирательные системы - файл 1.doc


Избирательные системы
скачать (91 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc91kb.05.02.2012 08:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

План


План 2

Введение 3

1. Понятие избирательного права и его виды. 4

1.1. Сущность и виды избирательного права. 4

1.2. Демократические принципы избирательного права. 4

2. Избирательные системы и их типы 7

2.1. Мажоритарная избирательная система 7

2.2. Пропорциональная избирательная система 9

2.3. Смешанная избирательная система. 10

3. Характеристика избирательной системы в Республике Беларусь. 11

Заключение 12

Список литературы 13

Введение



В современном цивилизованном обществе выборы являются проце­дурой, с помощью которой обеспе­чивается участие граждан в формировании представи­тельных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация по­литических прав граждан. Выборы — это способ существо­вания демократии, способ смены правящих элит, переда­чи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способ­ности решать назревшие проблемы мирными политиче­скими средствами.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают пра­во участия в них каждого гражданина. Для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуще­ствлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять пар­ламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

^

1. Понятие избирательного права и его виды.




1.1. Сущность и виды избирательного права.



Процедура выборов регламентиру­ется избирательным правом каждой страны. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­зыва депутатов. Избирательное право регламентирует во­прос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подве­дения итогов голосования.

^ Виды избирательного права. Принято различать активное и пас­сивное избирательное право. Ак­тивное избирательное право — это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

^ Пассивное избирательное право — это право быть избранным, это ус­тановленное законом право гражда­нина быть кандидатом в представи­тельные органы или на выборную должность.

^

1.2. Демократические принципы избирательного права.



Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования.

^ Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие гражданина в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

^ Возрастной ценз — это признание за лицом изби­рательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в Республике Бела­русь, активное избирательное право предоставляется ли­цам старше 18 лет, в Финляндии, Японии – 20 лет, а в Бразилии, Иране, на Кубе – с 16 лет. Для пассивного из­бирательного права этот ценз выше. Например, главой го­сударства Германии может стать гражданин по достиже­нии 40 лет, Беларуси и США — 35 лет.

^ Ценз оседлости означает, что избирательное пра­во предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выбо­рах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе США – 30 дней, Японии, ФРГ — 3 месяца, Канаде — 12 месяцев [3, 140].

^ Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором — не менее 9 лет.

Oбpазовательный ценз означает, что к выборам допускаются лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пас­сивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представи­тельные органы.

^ Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определен­ную сумму, или уплачивал налоги определенного размера. Это ограничение практически не встречается.

^ Ценз недееспособ­ности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. В странах Запада данный ценз был отменен в ны­нешнем веке. Однако в некоторых мусульманских странах он существует и поныне.

^ Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, зло­употребляющие наркотиками, во Франции — находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав. Обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Российская Федерация, Великобритания).

^ Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедую­щие ислам.

Рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несов­местимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

^ Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в ка­ждом избирательном округе также должно быть пример­но равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило «один человек — один голос» на­рушается. Важное значение имеет то, каким образом про­ведены границы округов.

Основное правило игры таково: собрать все голоса соперников в нескольких округах, оставляя для себя пре­восходство во всех остальных. В США такие уловки по­лучили название «джеримандеринг», в честь губернатора штата Массачусетс Элбриджа Джерри, который на выбо­рах 1812 года состряпал неимоверно растянутый и изогну­тый округ, напомнивший одному из газетных карикатури­стов саламандру [5, 355].

Манипулирование с избирательными округами харак­терно для многих стран. Это делается, чтобы увеличить представительство сельских районов в ущерб промышлен­ным, центральных кварталов — в ущерб окраинам и т.д. Конечно, при современной миграции населения нарезать абсолютно одинаковые округа невозможно, однако откло­нения должны быть в определенных пределах.

Принцип равенства также предполагает создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

^ Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов [5, 337].

^ Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран, в том числе и в Беларуси.
^

2. Избирательные системы и их типы




Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная системаэто порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нор­мах, способы определения результатов голосования и по­рядок распределения депутатских мандатов.

Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле­ния, политической культурой страны, природой ее поли­тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты государства.

В мировой практике наиболее распространенными ти­пами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представи­тельная). В современных условиях на их основе сформи­рована смешанная избирательная система.

^

2.1. Мажоритарная избирательная система



В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большин­ства при определении результатов голосования (фр. majorite — боль­шинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голо­сов избирателей.

Различают три разновидности мажоритарной системы:

При мажоритарной избирательной системе абсолют­ного большинства избранным становится кандидат, набрав­ший абсолютное большинство голосов – свыше 50 %. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолют­ного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в пер­вом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсо­лютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влия­ние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных взаимо­зависимых политических партий. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолют­ного большинства является проведение выборов с префе­ренциальным (предпочтительным) голосованием. Избира­тель получает бюллетень со списком кандидатов, в кото­ром он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинст­ва, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка.

При мажоритарной избирательной системе относи­тельного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. Избирательные округа, как и при системе аб­солютного большинства, являются, как правило, одно­мандатными, то есть от каждого округа избирается толь­ко один депутат. Выборы счита­ются действительными, если проголосовал хотя бы один из­биратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и стра­нах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, по­стоянно чередующихся у власти политический партий.

При мажоритарной избирательной системе квали­фицированного большин-ства избранным считается канди­дат, получивший квалифицированное большин-ство голо­сов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанав-ливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства, поэтому она применяется редко.

Основные достоинства мажоритарной избиратель­ной системы следующие:

1) она обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан­ных формах правления формировать устойчивое прави­тельство;

2) предполагает формирование крупных политичес­ких партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства.

3) способствует формированию прочных непосред­ственных связей между избирателями и кандидатом (впос­ледствии депутатом).

Недостатки мажоритарной избирательной системы:

1) эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести сво­их представителей в выборные органы. Тем самым нару­шается принцип всеобщности избирательного права.

2) данная система может способствовать ослаб­лению легитимности власти.

3) непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуж­дает их защищать местные интересы в ущерб общегосудар­ственным.

4) частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квали­фицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная систе­ма достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разде­ляя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и пря­мое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократи­ческого строя [4, 398].
^

2.2. Пропорциональная избирательная система



В ее основе лежит принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели при этом голосуют не за конкретного избирателя, а за пар­тийные списки, фактически за ту или иную программу.

Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие и свободные (гибкие).

Система жестких (закрытых) списков применяется в Испании, Греции, Португалии, Израиле, Коста-Рике и др. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к при­меру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата спи­ска. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

Система свободных (открытых) списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный пар­тийной элитой. Эта система действует в Бельгии, Италии.

Система полужестких списков применяется в Нидерландах, Дании, Австрии. При ней первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером, Остальные мандаты распределяются ме­жду кандидатами в зависимости, от полученных ими пре­ференций.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотноше­ние партийных сил в стране. Это дает возможность учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо до­полнительными «правилами», обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

1) слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.

2) весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

3) возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности неизбежно появле­ние многопартийных коалиций. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами.
^

2.3. Смешанная избирательная система.



В современном мире применяются раз­личные модификации как мажоритар­ной, так и особенно пропорциональ­ной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и про­порциональной избирательных систем. При такой системе одна часть депутатских мандатов распределяется по принципу мажоритарной системы, а другая – пропорциональной. На такой основе проходят выборы в России, Герма­нии.

Степень работоспособности органа государственной вла­сти, избранного по смешанной системе, зависит от харак­тера соединения в ней мажоритарных и пропорциональ­ных элементов. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропор­циональных мандатов. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии; даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабиль­ное правительство.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. «Практически это выра­жается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обяза­тельно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель» [4, 400].

^

3. Характеристика избирательной системы в Республике Беларусь.




В Республике Беларусь действует мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства. Однако аб­солютное большинство неодинаково при избрании прези­дента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов.

Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого прого­лосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в прези­денты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в го­лосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Ес­ли ни один кандидат не получает требуемого числа голо­сов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количес­тво голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

Принципы избирательной системы Республики Беларусь [8, 102]:

  • всеобщее избирательное право (ст. 64 Конституции Республики Беларусь);

  • участие граждан в выборах, выборы являются сво­бодными (ст. 65 Конституции Республики Беларусь);

  • выборы являются равными: избиратели имеют рав­ное количество голосов. Кандидаты, избираемые на госу­дарственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях (ст. 66 Конституции Республики Беларусь);

  • прямое избирательное право (ст. 67 Конституции Республики Беларусь);

  • тайное голосование (ст. 68 Конституции Республики Беларусь).

В Республике Беларусь, согласно ст. 8 Избирательного кодекса, выборы членов Совета Республики являются кос­венными, так как граждане Республики Беларусь делегируют это право депутатам местных Советов депутатов ба­зового уровня каждой области и депутатам Минского го­родского Совета депутатов.

Заключение


Избира­тельное право образует важную составную часть конституционного права Республики Беларусь, один из наиболее значимых его институ­тов и регулирует такие общественные отношения, которые складыва­ются, например, при выборах Президента Республики Беларусь, де­путатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

«Выборы – это один из старейших и традиционных институтов конституционного права, который начинает свой путь развития в эпоху буржуазных революций, когда появляются первые писаные конституции, но корнями он уходит в глубокую древность. Этот институт права совершенствуется на протяжении нескольких столетий по мере демократизации общества и государства. Посредством выборов реализуется власть народа, выражается воля избирателей и получают легитимацию (признание и поддержку) органы власти. Поэтому выборам и регулирующему их избирательному праву уделяется такое большое внимание. Избирательное право – это один из немногих государственно-правовых институтов, который закреплен и достаточно полно разработан не только в нормах национального, но и международного права» [7, 3].

^ Избирательная система - совокупность конститу­ционных принципов организации и проведения выборов, установление принципиальных отношений между из­бранными и избирателями.

Избирательная система является важнейшим и обяза­тельным элементом демократического режима.

Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако на сегодняшний день в республике еще существуют некоторые проблемы в реализации отдельными гражданами своего избирательного права.

Установление той или иной избирательной системы определяется конкретными общественно-политическими условиями в каждом государстве. С развитием политической системы в Республике Беларусь будет развиваться и претерпит изменения и избирательная система.
^

Список литературы



  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 1997.

  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2001.

  3. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др. –Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003.

  4. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — М., 1996.

  5. Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др. – Мн.: Тетра-Системс, 2000.

  6. Политология. Основные понятия и логические схемы / В.А. Мельник. Мн., 2003.

  7. Избирательная система Республики Беларусь. Учебно-методическое пособие. /Сост. Л.А. Левская, А. И. Плиско. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002.

  8. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Мн.; Выш. шк., 2006.

  9. Права человека: Учеб. пособие / С.П. Ka­цубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин. – Мн.: Амалфея, 2001.

  10. Антонова О.В. О принципах избирательного права в Республике Беларусь //Вестник Конституционного суда РБ, 2005, № 2. – с. 112-122.

  11. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь //Вестник Конституционного суда РБ, 1998, № 2. – с. 67-76.

  12. Дербин А.П. О некоторых вопросах реализации конституционных положений, касающихся избирательного права граждан //Вестник Конституционного суда РБ, 2000, № 3. – с. 37-40.



Скачать файл (91 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru