Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по религиоведению - файл 1.doc


Лекции по религиоведению
скачать (398.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc399kb.05.02.2012 08:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт


РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Конспект лекций
ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый коллега!

Вы держите в руках одно из первых специализированных пособий по религиоведению. Религия – это одна из древнейших форм мировоззрения людей. Феномен религиозной веры с древних времен присутствует в жизни общества, и религиозный фактор часто является определяющим поведение наших граждан.

Вашим неотъемлемым правом является самоопределение в отношении к религии: принимать или не принимать ее. Однако сегодня в нашем обществе многие определились в этом плане, поэтому, работая на благо нашей Родины и государства, охраняя права и свободы граждан, принадлежащих к разным религиозным конфессиям или неверующих, Вы должны представлять, какие духовные ценности и идеи могут определять их поступки.

Религия (и все, что с ней было связано в последние 10–15 лет в России) получила распространение не только в среде определенных групп людей, но и вошла в повседневный быт, стала массовым явлением. Большинство наших граждан утверждают, что они «во что-то верят», многие регулярно посещают церковь и соблюдают отдельные религиозные обряды. Так или иначе, феномен веры присутствует в жизни современного российского общества, и органы государственной власти и правопорядка не могут с этим не считаться, поскольку религиозный фактор часто является определяющим в поведении гражданина. Итак, цель данного пособия – дать будущим юристам-практикам минимум необходимых знаний и представлений о религии, многообразии ее форм и проявлений, роли и значении в жизни современного российского общества, правовом статусе.

Уважая свободу выбора каждого, Вы должны, в первую очередь, обеспечивать свободу и безопасность каждого человека в отдельности и государства в целом. Но для того, чтобы давать верную оценку тем или иным проявлениям религиозности и принимать правильные решения, Вам необходимо иметь определенные знания в этой области. Надеемся, что наше пособие послужит этим целям и поможет Вам в Вашей деятельности.

^

ТЕМА 1. РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


§ 1. Что такое религия

Религия – одна из древнейших исторических форм мировоззрения людей. Мировоззрение – это целостный комплекс знаний, представлений, оценок и установок по отношению к окружающему миру. В чем же состоит особенность именно религиозного мировоззрения? Слово «религия» происходит от латинского liga, что означает «связь», а приставка «ре-» означает «восстановление». Следовательно, религия – это восстановление связи. Но какой связи, между кем?

В жизни каждого человека рано или поздно возникают так называемые «вечные» вопросы: откуда я появился? что является главным в моей жизни? зачем я живу? в чем смысл жизни? что ждет меня за порогом смерти? На эти вопросы нельзя ответить, опираясь только на личный жизненный опыт или на собственные рассуждения. В конце концов, никто еще не возвращался «оттуда», из-за порога смерти, поэтому никто из смертных не мог взять на себя ответственность утверждать, что он настолько мудр, что знает, как и зачем жить людям, в чем смысл их жизни. Поскольку людям свойственно ошибаться, им необходимо внешнее, безусловное, авторитетное мнение по этим вопросам. Таким авторитетным мнением является Божественное Откровение, с которого начинается любая религия.

Бог – ключевое понятие в каждой религии. Под ним подразумевается Высшая Сила, от воли которой зависит судьба человека и мира. В разных религиях Бог называется по-разному: Аллах, Саваоф, Будда, Деус... Богов может быть несколько. Бога могут рассматривать как нечто «человекоподобное», к кому можно обращаться, а иногда под ним понимают Космос или природную стихию. Чаще всего Бог является силой, порождающей человека, управляющей его судьбой, поэтому через Откровение Бог дает людям заповеди, то есть правила поведения, выполняя которые они становится такими, какими их хочет видеть Бог. Бог иногда общается с человеком, но не «напрямую», а опосредствованно, через своих посланников, которых называют пророками. Пророк – это не сам Бог, а человек, устами которого Всевышний произносит свое Откровение. В истории религий известны такие пророки, как Мухаммед, Моисей, Будда; во многом роль пророка исполнял и Иисус Христос.

Проповедуя божественное учение, пророки собирали вокруг себя уверовавших в эти истины. Люди добровольно объединялись для совместной духовной жизни, так как считали, что открыли для себя единственно истинный путь. Такое объединение людей в масштабах общества стало называться Церковью (именно это слово принято в христианстве). В других религиях данное понятие обозначается по-другому: умма (ислам), сангха (буддизм), синагога (иудаизм) – но сути дела это не меняет. В современном обществе подобные объединения, понимаемые как собрания верующих, имеющих общие цели, называются конфессиями (от лат. – вероисповедание).

Религия, таким образам, имеет два истока – «внутренний» и «внешний». Внутренний – это стремление человека обрести ясные ответы на вопросы, выходящие за рамки его существования, на вопросы о смысле жизни и смерти. Ответы на них человек находит в каком-либо духовном учении, которое объединяет уверовавших в него в специальную общность. Так возникает конфессиональная принадлежность к определенной религиозной общине, Церкви. Религиозность является первичной по отношению к конфессиональности, но если религия действительно претендует на то, чтобы владеть умами и душами большинства, она неизбежно должна обрести социальные формы, объединяющие ее последователей. Это внешняя сторона выражения религиозности.

Каждая конфессия отличается от прочих собственной догматикой, то есть собранием неких положений – догматов, в которые необходимо безоговорочно верить. В то же время в любой религии есть своя мистика – возможность непосредственного общения со сверхъестественным миром, «тем светом»: Богами, ангелами, бесами, уже умершими людьми и т.п.

Таким образом, религия – это одновременно и общественное, и глубоко индивидуальное, личностное явление. Каждый сам выбирает: верить ему или не верить, соблюдать заповеди и обряды или не соблюдать. Но, вне зависимости от выбора отдельного человека, феномены веры и конфессиональности существуют в обществе на протяжении всей его истории. И если мы хотим обеспечить общественный порядок, то не должны их игнорировать. Исторический опыт построения атеистического (атеизм – отрицание Бога, церкви, религиозности как таковой) общества в нашей стране показал абсолютную несостоятельность подобных попыток. Стремление верить во что-то Высшее абсолютно неискоренимо в человеке – ведь даже самые ярые сторонники коммунистической идеи жили и умирали ради идеальных ценностей, туманного «светлого будущего».

§ 2. Происхождение и структура религии в обществе

Вне зависимости от личной религиозности следует признать, что религия – это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе. Человек является существом, ограниченным в своей материальной жизнедеятельности, поэтому общественные отношения также являются ограниченными в своих возможностях. Люди, верящие в существование Бога, считают, что он господин над природой и человеком, и поэтому может устанавливать правила и запреты для человека в его общественной жизни: не убий, не укради и т.д. Люди, считающие что никаких сверхъестественных сил, Бога не существует, полагают, что религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. В истории объекты такого отражения менялись. Сначала это были силы природы: древний человек верил в богов солнца, моря, дождя, грома и т.д. Впоследствии объектом поклонения становятся общественные силы, которые властвуют над человеком и поэтому обожествляются им. Например, древние евреи верили, что Бог-спаситель придет к ним как царь, который военно-политическим путем освободит их.

Таким образом, религия возникает как результат отчуждения человека в обществе от своей деятельности, от самого себя. Человек не чувствует себя во всем свободным и самодостаточным и поэтому уповает на высшую, потустороннюю силу.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, подлинный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании, в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, организационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Религиозное сознание основано на религиозной вере. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении событии, в предполагаемом поведении человека, истинности идеи при дефиците информации.

Слово «вера» в русском языке обозначает два совершенно разных явления (в других языках для этих явлений имеются разные обозначения; например, в английском – faith и belive). Первое значение слова «вера» – «доверие», «принятие чего-либо без доказательств», например: «…я верю в то, что Волга впадает в Каспийское море, хотя сам я это еще не видел». Это вера-доверие, belive. Вера же в религиозном смысле – это не просто признание факта, что Бог есть и Он прав, а, прежде всего, личностное самоопределение по отношению к знанию о Высшей реальности. Верить в этом смысле – значит согласовывать каждую свою мысль и каждое свое действие с тем фактом, что есть Бог, ад, рай, сверхъестественная реальность, оказывающая влияние на нашу судьбу. Это вера-faith, «горячая», заинтересованная вера.

^ Религиозная вера – это чувственное отношение человека к богу, уверенность в том, что он есть и мы зависим от него. Вера появляется в неопределенной ситуации, поэтому действие человека в соответствии с ней связано с риском, необходимостью проявления волевых качеств. Вера в обыденности быстро угасает. Религиозная же вера возникает по поводу про­цессов, имеющих для человека жизненно важный смысл и представляет сплав знаний и эмоций. Объектом религиозной веры может быть не только Бог, но и Родина, народ, будущее и т.д. Как сказал поэт: «В Россию можно только верить»…

Религиозная вера предполагает диалог с существами «иного мира», объектом веры. Диалог реализуется в молитве – внутренней или звучащей речи.

Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыслительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции – любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.

Мыслительная форма сознания – это вероучение, система теоретических положений о боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительности. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность – это реализация установок и идей религиозного сознания. Главным в религиозной деятельности является культ (от лат. – «почитание, уход»). Культовая деятельность – это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п. Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство – культовое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Способы культа – это выработанные на основе вероучения нормы и правила, устанавливающие, что и как нужно делать (поклоны, молитвы, праздники и т.д.). Способы и средства имеют символическое значение. Символ – это знак, передающий какой-либо смысл, помимо своего непосредственного значения. Например, восьмиконечная звезда в православии символизирует Богородицу, поскольку при Рождестве Христове в небе загорелась Вифлеемская звезда, а трехперстье отражает веру в единство Бога в трех лицах.

Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помощью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.

^ Религиозные отношения – это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов – господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в миссионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспитании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Религиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа считает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

^ Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих. Складываются два вида религиозных групп: культовые и внекультовые.

^ Культовые группы объединяют служителей культа, осуществляющих соответствующую деятельность. Например, в Православной церкви это причт (служители храма), клир (священники), епископат.

Внекультовые группы – это организации управления внекультовой деятельностью: церковный совет, департамент прессы, учебные заведения и т.п.

Культовые и внекультовые группы своей деятельностью обеспечивают целостность религиозной общности. Само строение определяется обычаями и традициями, вытекающими из вероучения.

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, «вселенская» католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона («поместные» православные церкви, духовные управления мусульман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях. Мы выделим три типа религиозных объединений, наиболее характерных для нашей страны.

Церковь – широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

В современной России к такому типу религиозных объединений относятся Русская Православная Церковь, Русская Старообрядческая Православная церковь, Духовное управление мусульман России, традиционная буддистская Сангха России, Ваад (конгресс еврейских религиозных общин России), две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.

Секта – это религиозное объединение, основанное на вероучениях, оппозиционных по отношению к историческим традиционным религиям. Такое вероучение не отвергает саму религию, а по-своему интерпретирует ее, абсолютизируя какую-либо часть («сектор») древнего вероучения. Например, в христианстве сектами являются протестантские объединения (баптисты, адвентисты седьмого дня, кальвинисты и т. д.). Для сект характерна претензия на исключительность своего учения, убежденность в своем богоизбранничестве, тенденция к изоляционизму. В сектах отсутствует институт священства, лидер считается «одаренным свыше» (харизматиком), подчеркивается равенство всех ее членов. Многие секты могут представлять опасность, во-первых, в плане обеспечения национально-государственной безопасности, так как они оппозиционны традиционной культуре и религии страны, во-вторых, в плане соблюдения прав и свобод человека и гражданина, поскольку стремятся тотально контролировать личную жизнь своих членов, насаждая дисциплину в своей организации.

Секты могут иметь разную судьбу: одни распадаются через некоторое время, другие постепенно превращается в церковь (например, лютеране).

§ 3. Религия и нравственность

Нравственность – это явление, исторически существующее во все времена и во всяком обществе. Нравственные ценности указывают человеку, «что такое хорошо и что такое плохо». В этом отношении нравственность связана с религией, но все-таки, это разные явления. Религия – это связь человека с Богом, который мыслится как абсолютное Добро и источник всяческих благ. Любая религия предполагает существование нравственности у своих последователей, под которой понимается соответствие их поведения определенным мировоззренческим принципам. Термин «нравственность» происходит от слова «нрав», что означает «образ мыслей, поведение» (например, «человек доброго нрава»).

Религия включает в себя понятие нравственности, но соблюдение нравственных норм есть не самоцель, а средство достижения святости, соединение с Богом, который есть абсолютное Добро.

На первый взгляд может показаться, что нет разницы между религиозной и безрелигиозной нравственностью, что десять библейских заповедей и «Моральный кодекс строителя коммунизма» – это одно и то же, ведь заповеди одинаковы: не убий, не укради, люби своего ближнего и т. п.

^ Безрелигиозная нравственность ставит перед человеком цель достичь нравственного совершенства, которое выражается, главным образом, в практической деятельности, в то время как религия предполагает изменение внутреннего мира человека. Например, раскаявшийся в одно мгновение на кресте преступник был прощен Христом и попал в Рай, даже не совершив каких-либо внешних действий.

История показывает, что религия способна давать человеку такие силы для нравственных поступков, каких нельзя найти ни в естественных проявлениях его природы, ни в логических выводах разума. В самом деле, из природных потребностей не следует, что человеку нельзя обижать слабого или брать чужое, скорее, наоборот. С точки зрения разума также нельзя доказать, что быть нравственным для человека лучше, нежели безнравственным. Поэтому для безрелигиозных людей нравственность существует как безусловное повеление совести, абстрактного долга.

^ Религиозная нравственность основана на авторитете Бога, который заповедует определенные правила. От понимания Бога зависит и конкретная нравственность. Например, нравственная заповедь ветхозаветной религии – «око за око», а уже в Новом Завете совсем иное – «не противься злому... люби врагов своих». Вместе с тем, все традиционные мировые религии содержат в своих вероучениях некие общие нравственные принципы, получившие название «общечеловеческие». Это следующие заповеди: люби своего ближнего, сострадай ему, будь справедлив, относись свято к семье, чти своих предков и т. п. Религия – это одна из самых древнейших форм мировоззрения, поэтому многие исследователи считают, что нравственность во многом берет свое начало в религии. Нравственность может претендовать на абсолютность, если она основана на безусловном авторитете. Признавая право нравственных людей считать себя безрелигиозными, мы не может не отметить, что традиционное религиозное воспитание во многом способствует развитию в человеке нравственных задатков. «Если Бога нет, то все дозволено», – говорил один из героев Достоевского. Нельзя отрицать тот факт, что люди, называющие себя верующими, могут быть безнравственными, но речь идет именно о нравственном идеале, который есть в любом вероучении, и которого человек может достичь только своим духовным трудом и волей.

§ 4. Почему религий много, или не все ли равно, как верить?

Религия отличается от прочих форм мировоззрения, например, от политической идеологии тем, что предметом веры является «иной», нереальный мир, который, однако, реально воздействует на нас. Во всех религиях можно найти утверждения, что такой мир есть. Если начать сравнивать между собой религии, легко заметить, что все они «внешне» очень похожи. Действительно, так может показаться на первый взгляд неискушенным людям (к числу коих относится большинство наших соотечественников). Да, все религии утверждают, что есть Бог, и он хочет, чтобы человек был добрым, милосердным, справедливым. Для поверхностного наблюдателя различия между религиями сводятся к различию ритуалов, обрядов, названий и имен. В самом деле, какая разница, молиться Христу или Аллаху, слушать в церкви католический орган или православный хор? В современном общественном сознании бытует такая точка зрения: раз все религии говорят, что есть Бог, значит Бог един для всех, а различия между религиями чисто внешние, следовательно, ими можно пренебречь. Главное – чтобы человек во что-то верил, а во что – не так уж важно, и вообще, главное – чтобы Бог «был в душе».

Подобная точка зрения появилась в современном обществе сравнительно недавно и уже завоевала немало сторонников. Во многом это объясняется тем, что десятилетиями в нашей стране насаждался государственный атеизм, и большинство наших сограждан являлись (и являются по сей день) совершеннейшими невеждами в вопросах истории и теории религии. Им кажется, что все религии ведут к Богу, как «все дороги ведут в Рим». Из этого следует, что все религии имеют равное право на свое существование в нашем обществе, так как стремятся «воспитать» в человеке духовность.

В Конституции Российской Федерации прямо говорится, что гражданин России вправе индивидуально или совместно с другими людьми исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Это положение называется свободой совести, его наличие в государственных законах свидетельствует о цивилизованном и правовом характере нашего общества. В этом же положении говорится о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости от религиозной принадлежности, а также признается, что РФ является светским государством, – факт того, что догматы ни одной из религий не могут служить основанием для принятия государственных решений. Но означает ли это, что для современного российского государства и общества совершенно безразлично, носители какого мировоззрения будут определять характер и сущность жизни в нашей стране? Думается, что нет, ибо, несмотря на то, что религий много, и все они сходны в одном – стараются соединить Бога и человека, помогают последнему обрести смысл собственной жизни, – все же различия существуют. Они заключаются в точке зрения на то, как сам человек должен идти к Богу, как правильно верить. А это уже напрямую связано с тем, как человек себя ведет, что на государственном уровне особенно значимо.

Каждая религия создает свою систему мировоззренческих ценностей и свою модель общественного устройства. Различия между этносами и культурами во многом, если не в главном, определяются их религиозными убеждениями. В самом деле, поляков нельзя мыслить вне католичества, арабов – вне ислама, а русскую историю и культуру – без православного христианства. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский в свое время говорил: «Русский человек без православия – дрянь, а не человек, хуже жида». И это можно сказать о любом народе.

Таким образом, религии имеют внутреннее – личностное и внешнее – социальное измерение. Даже если сотрудник правоохранительных органов внутренне индифферентен к проблемам религиозной веры как лицо, на которое возложены функции регулирования общественного правопорядка, он должен разбираться в религии как в социальном явлении. Для этого ему необходимо хотя бы кратко ознакомиться со сравнительным религиоведением.

§ 5. Какие на свете существуют религии?

Любое явление, в том числе и религия, может быть классифицировано по нескольким признакам. Первый признак, который нас интересует, это широта национально-территориального распространения религии. На основании его выделяют мировые и национальные религии.

^ Мировая религия объединяет представителей большого числа этносов, культур и стран на всем земном шаре. Такая религия (вероучение) является наднациональной, универсальной, обращенной к каждому представителю человеческого рода.

К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм. Все эти религии присутствуют в России. Внутри каждой из них выделяют отдельные направления, конфессии, которые по-своему трактуют основное вероучение. Например, христианство представлено православием, католичеством и протестантизмом. Мировая религия может повлиять на становление национального мировоззрения, но от этого она сама не теряет сверхнационального характера. Христос или Мухаммед обращаются ко всем народам в целом, а не только к евреям, русским или арабам.

^ Национальная религия в своем вероучении подчеркивает, что она обращена к проблемам одного народа, озабочена именно его судьбой. В этом случае религиозная принадлежность тождественна этнической. Самым ярким примером национальной религии является иудаизм – религия еврейского народа. Согласно этой религиозной доктрине, евреи – избранный Богом народ. Кроме иудаизма в России также представлены мелкие языческие культовые группы. Язычество – это общее название вероучений, объектом поклонения которых являются племенные (национальные) боги. В древности у русских таким богом был Перун. Само слово «язычество» происходит от древнеславянского «языцы», что означает «народы».

Иным является деление религий на традиционные и нетрадиционные. Традиция (в религиозном смысле) – это совокупность духовных ценностей, которые исторически скрепляют большие общности людей. История многих народов, культур и стран свидетельствует, что начало им положила какая-либо вера. Крещение Древней Руси задало вектор ее развития в определенном направлении. Ясно, что каждому верующему человеку истинная вера нужна для личного спасения. А что дает религия обществу и государству в целом?

В каждой религии присутствует учение о человеке, следовательно и о том, как ему правильно строить свою жизнь: какими моральными принципами и юридическими нормами руководствоваться, как обустраивать государство, семейный быт и т.п. Религиозное вероучение задает правильные пропорции, правильную (с точки зрения религии) иерархию социальной жизни. Общество живет по этим правилам, обычаям, традициям, зачастую даже и не вспоминая об их происхождении. Например, именно в христианстве и исламе были заложены принципы нормальных семейных отношений, основанных на взаимной верности и заботе супругов, стремлении к продолжению рода. Подрыв религиозных представлений в обществе неизбежно ведет к упадку исторически сложившихся традиций, что мы сейчас и наблюдаем по отношению к семье на Западе и в России.

^ Традиционная религия – это конфессия, оказавшая определяющее влияние на формирование народа, его культуры, государственности и социального уклада; конфессия присутствует в обществе на протяжении всей его истории. Традиционная религия предстает не в виде абстрактного вероучения, а как исторически сложившаяся конфессия, включающая в себя богословское учение, социальную доктрину, этику, систему обрядов и т.п.

В общеевропейском масштабе к традиционным религиям могут быть отнесены православное и католическое христианство. Для России традиционной религией является, безусловно, православное христианство (православие). В преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.10.97. ФЗ – № 125) говорится, что Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, становлении ее духовности и культуры. В то же время Российское государство уважает ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Основным критерием для определения традиционности религии является ее историческая укорененность в духовности, психологии, обычаях, культуре данной страны и народа. Поэтому в каждой стране и у каждого народа своя традиционная религия. В России – это православие и ислам (определенная версия), поскольку в ней исторически проживают как православные русские, так и мусульманские народы (татары, башкиры, представители Дагестана и т.д.). Коренные жители России – буряты и калмыки исповедуют буддизм, который тоже может быть причислен к традиционным религиям России.

Некоторые исследователи причисляют сюда и иудаизм, поскольку в России на протяжении последних 300 лет проживало большое количество людей еврейской национальности.

С государственной точки зрения, к традиционным религиям необходимо относиться с позиций благоприятствования, поскольку, будучи исторически укоренными в нашем сознании, они культивируют традиционные ценности в семейных, трудовых, общественных отношениях и правопорядке, а также способствуют формированию чувства патриотизма и уважения к законной государственной власти. В этом традиционные религии сходны с государством, даже если им управляют неверующие люди.

С точки зрения обеспечения общественного правопорядка и стабильности, государственной власти гораздо лучше, предпочтительнее иметь дело с верующими гражданами, принадлежащими к традиционной религии, поскольку они, кроме внешней мотивации своих поступков (страха наказания или ожидания выгоды-награды), имеют еще внутреннюю, духовно-нравственную основу поведения. Человек, который соблюдает законы «не за страх, а за совесть» – это лучший гражданин своей страны, а религия, включающая в свое вероучение такие ценности, как чувство патриотизма и уважение к закону и власти, должна иметь в обществе особое положение.

К нетрадиционным религиям в России можно отнести конфессии, исторически укорененные среди народов, не интегрированных в российскую культуру и цивилизацию, иногда даже чуждых ей. В общемировом масштабе к нетрадиционным религиям относятся конфессии, возникшие сравнительно недавно и не успевшие оказать серьезного влияния на формирование культуры, психологии и государственности. Как правило, они возникают в результате противопоставления традиционным религиям. Данные конфессии получили название «секты» (что означает «сектор», часть целого). Например, от христианства в процессе исторического развития отпочковалось множество сект, именуемых христианскими, но интерпретирующих первоначальное учение Христа по-своему. То же самое можно сказать и об остальных традиционных религиях.

Очень часто слово «секта» употребляется в негативном смысле, поскольку для подобных конфессий характерна агрессивность в деле пропаганды своего учения и привлечения сторонников, а также резко отрицательное отношение к своим «первоисточникам» – исторически традиционным конфессиям.

Для России являются нетрадиционными, например, католицизм или лютеранство, хотя в некоторых западноевропейских странах они являются традиционными конфессиями, поскольку оказали решающее влияние на историю и культуру народов этих стран. То же самое можно сказать о восточных религиях – даосизме и буддизме. Они являются глубоко традиционными, но именно в рамках своей цивилизации.

Сложнее оценить социальную роль сект в нашем обществе. С одной стороны, согласно Российскому Законодательству, каждый человек (или группа) имеет право на свободу совести, которая включает в себя свободу религиозной пропаганды и воспитания. С другой стороны, реализация прав одних не должна повлечь за собой ущемления прав других, а также подрыв основ безопасности общества и государства. Итак, социальная роль каждой конфессии должна оцениваться с точки зрения соблюдения прав человека и национально-государственных интересов, а также обеспечения общественной безопасности.

С философско-культурологической точки зрения религиозные объединения могут быть поделены на традиционные для нашего общества, не традиционные для нашего общества и деструктивные. Такая классификация может быть соотнесена с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных организациях» (от 26.09.97. ФЗ № 125). Согласно этому закону, отмечается особая роль православия в истории российской культуры и государственности, а также говорится об уважении религий, исторически повлиявших на становление духовности коренных народов России (ислам – у татар и башкир, буддизм – у бурят и калмыков и т.д.). В качестве примера укорененности того или иного религиозного объединения в духовной культуре и общественной жизни страны закон выдвигает продолжительность существования этой религии на территории региона в течение 15 лет. Только в этом случае она получает юридический статус с соответствующими правами.

К деструктивным относили те религиозные объединения, деятельность которых подпадает под действие п. 2 ст. 14 указанного закона. В качестве оснований для их запрета и ликвидации выдвигают покушение на права и свободы человека и гражданина, подрыв государственной безопасности и нарушение общественного порядка и законности. При последующем анализе религиозных объединений мы будем придерживаться именно этой классификации.
  1   2   3   4



Скачать файл (398.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru