Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Влияние молодежных субкультур на личность подростка - файл 1.doc


Влияние молодежных субкультур на личность подростка
скачать (296.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc297kb.05.02.2012 08:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«»
Факультет

Кафедра
Допущено к защите

Зав. кафедрой________
КУРСОВАЯ РАБОТА

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА


Студентка_________

курс, гр.
Научный руководитель ______

кандидат пед. наук, доцент

Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы влияния молодежной субкультуры на развитие личности подростка………………...……………………………….5

1.1 Психолого-физиологические и личностные предпосылки образования подростковых субкультур………………………………………………………...5

1.2 Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенности………………………………………………………………………..9

1.3 Проблема наркомании молодежных субкультур………………………14

Выводы по первой главе………………………………………………………...19

Глава 2. Экспериментальное исследование подростковой субкультуры, как фактора наркотизации личности………………………………………………..20

2.1 Методика процедуры исследования…………………………………….20

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..22

Выводы по второй главе………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Приложение 1…………………………………………………………………….33

Приложение 2…………………………………………………………………….35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающийся подростками, как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, Л.А. Грищенко, А.Е. Личко и др. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменения системы норм и ценностей, приводящие к антисоциальной направленности развития личности. Фактическим результатом этого социального явления становится динамика индивидуального развития личности подростка в сторону дестабилизации и негатива. В данной работе мы подробно рассмотрим такой аспект проблемы влияния субкультуры на развитие личности подростка, как наркотизация его личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Так проведенный анализ литературы, документальных и статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в Беларуси созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации в подростковой среде.

Выбор проблемы исследования обусловлен тем, что в Республике Беларусь неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков, т.е. наркомания стала по существу элементом негативной подростковой субкультуры, а социально-педагогические условия проявления первичной наркомании у подростков изучены мало, слабо разработаны меры ее педагогической профилактики.

Цель курсовой работы: теоретическим и эмпирическим путем изучить особенности воздействия подростковой среды на формирование и развитие личности подростка.

Задачи исследования:

- проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- раскрыть сущность понятия «молодежной субкультуры», выявить ее основные характеристики, и причины образования;

- выявить негативные элементы влияния современных молодежных субкультур на развитие личности подростка, в частности осветить проблему наркомании в подростковой среде;

- эмпирическим путем выявить особенности подростковой среды.

^ Объект исследования  - процесс развития личности подростка.

Предмет исследования - особенности подростковой среды и ее субкультуры.

База исследования: СШ №12, г. Минск, ученики 8-х классов (40 человек).

Методы исследования: метод сбора информации, теоретического анализа, анкетирование.
^ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

1.1 Психолого-физиологические и личностные предпосылки образования подростковых субкультур

^ Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. [14]

В данный период происходит физиологическая перестройка организма подростка, с которой подростку нелегко справиться:

- гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона;

- период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;

- резкие перепады настроения (нестабильность эмоций);

- высокие темпы роста;

- нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;

- у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;

- у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;

- увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;

- колебания артериального давления, частые головные боли. [12]

К общим эмоциональным проявлениям гормонального криза подростков относятся следующие признаки: частая смена настроения: депрессия; неусидчивость и плохая концентрация внимания; раздражительность; импульсивность; тревога; агрессия и проблемное поведение.

К данным изменениям добавляются психологические особенности подросткового возраста. В связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса возникает внутренний кризис самооценки подростка. Кризис 13 лет направлен на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников.

Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные группы, тусовки, и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.

В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны. Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. [17]

Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.

Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц, одежда, сленг и т.д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. [8]

"Я-идеальное" формируется не только по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ответственности за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.[17]

Подростков характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется та, бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которая свойственна подавляющему большинству подростков. Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему вокруг. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние изменения мало заметны и несущественны. [5]

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большие значения приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, но и к осуществлению связанных единой целью цепи волевых действий, иначе говоря, к волевой деятельности. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе достижения этих целей. [10]

У подростков нередко можно наблюдать противоречия между высокой и благородной целью и недостойным способом её реализации. В большинстве случаев настойчивость подростков является ещё незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели, во всех её видах деятельности.
^ 1.2 Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенности

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие. [4]

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. [15]

В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.

Достаточно часто последние – хиппи, панки, рэйверы и другие – представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из иных культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.

Выделяют следующую типологию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры),

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

- криминально-делинквентные («гопники», «люберы»),

- анархо-нигилистические (панки),

- экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.

М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:

1) Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на "магическом" уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.

2) Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им "соответствующей" (их уровню) семьей и школой.

3) Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.

4) Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира учебы.

5) Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы. [2, 8]

Опишем основным характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:

- спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;

- обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

- относительная устойчивость и определенная иерархия;

- ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе. [5]

Именно эти вышеперечисленные признаки и явились теми базовыми критериями, которые лежат в основе определения молодежной неформальной группы – базовой единицы поля нонконформистской субкультуры.

Подобных групп очень много, но их определяет не столько стремление быть непохожим, сколько потребность подчеркнуть свою инаковость. Нонконформизм – это не только даже не столько постоянное оппозиционирование среде, сколько особая форма социальной адаптации, внутри которой идет позитивный рост.

Таким образом, нонконформизм есть не столько поиск себя, сколько поиск гиперконформной среды, где личность в итоге себя, наконец, и обретает как целостное и в какой-то мере самостоятельное образование (во всяком случае, обретает иллюзию этого).

Группа – это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет подросток и если группа эта носит асоциальный характер – то и направление ее деятельности будет асоциальным. Внутри своей группировки ее члены оказываются весьма конформными (вплоть до некритичности) относительно ценностей и идеологии, которой подчиняется

та или иная молодежная организация. Подростки очень часто становятся членами разнообразных молодежных групп, объединений в силу особенностей своего возраста: так как переходный возраст – это постоянная потребность идентичности с кем-либо и принадлежности к кому-либо или чему-либо; это порой крайне фанатичный поиск идеи, кумира, учителя и т.п., а так же не менее фанатичное служение предмету своего поклонения. [13]

Поэтому вполне очевидно, что если общество не способно полностью удовлетворить эти приемлемые и привлекательные для подростка формы принадлежности (или же внутри общества расцветает двойная мораль и идет процесс девальвации, дискредитации этих форм). Подросток, оказавшись на поле социализации, сталкивается с выбором между социально приемлемыми формами социальной адаптации (школа, вуз, клубы) и теми формами, которые не являются частью социального конвейера (двор, улица, секты, др.).

К формированию ретристских субкультур (сообщества пьяниц и алкоголиков, наркоманов, хиппи) приводят такие факторы:

- личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия);

- неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоления конфликтных ситуаций, фрустрации («двойная неудача»);

- потребность в общении, в референтной группе («выбирается не алкоголь, а компания»);

- интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля. [14]

Итак, мы определили понятие молодежной субкультуры, выявили ее функции в жизни подростков и определили особенности ее формирования. Далее рассмотрим проблему наркотизации молодежных субкультур.


^ 1.3 Проблема наркомании молодежных субкультур

Присоединение к какой-либо группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни.

К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием, так анализ таких молодежных субкультур, как "хиппи", "панки", "растаманы", "грандж", "рейв", показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой" культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах психоактивных веществ (марихуана у "растаманов", экстази у "рейверов" и т.д.) норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях. В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии). [8,10]

Таким образом, во многих молодежных группах существуют традиции, определенные ритуалы употребления наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда, деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки качества наркотика и т.д.), кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести к отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального характера), с целью восстановления социального статуса.

Можно выделить следующие подростковые группы по критерию аддитивного поведения:

а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или местожительства;

б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило,

мелким воровством или мелким хулиганством);

в) криминальные - объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте «б», но подпадающими под уголовное законодательство. [11]

Особое место среди групп аддитивного поведения занимают наркотические группы, по сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичной наркоманической группе объединяющим фактором является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в наркоманической группе остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных наркоманических групп формируется из территориальных групп подростков с аддитивным поведением. [7]

Наркоманические группы обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля.

По данным статистики, подростки с аддитивным поведением, госпитализированные в наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам:

- территориальные группы - 44 %;

- наркоманические группы - 10 %;

- одиночки (без принадлежности к группам) - 8 %;

- случайные компании - 7 %;

- деликвентные и криминальные группы - 1 %;

- постоянный друг (соблазнитель) - 4 %;

- гомосексуальные контакты - 4 %;

- неясная принадлежность - 7 %;

- неформальные группы - 15 %. [7]

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовременные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентации, традиций, поведенческих стереотипов, является особая укорененность в настоящем. Тенденции настоящего, молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знания о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения. [3]

Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед наркоманией, как тяжелым заболеванием, нейтрализуются путем рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек - подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации. Еще одной особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной организации свободного времени. В смысловом пространстве подростков понятия "наркотики" и "свободное время" оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность. [5,9]

Подростковая субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе, активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. Подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее. В современной подростковой субкультуре представления о кризисе возраста являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть безпроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, есть новый атрибут подростковой проблемности, оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.

В современных исследованиях молодежных субкультур особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но и через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования. [16]

Таким образом, физиологические, социально-демографические, психологические и педагогические особенности подросткового возраста являются факторами, образующих комплекс причин ведущих к наркомании подростка (групповая принадлежность, поиск общения и понимания, социальная согласованность, удовольствие, доступность, любопытство, враждебность, достаток и досуг, уход от физического стресса и др.).
^ ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.

2. Специфическими проблемами, возникающими у подростков — представителей молодежных субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

3. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения, др

4. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Часто данные группы способствуют наркотизации подростков и молодежи.

^ ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ, КАК ФАКТОРА НАРКОТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика процедуры исследования

Целью исследования является проведение анкетирования для изучения условий возникновения и распространения наркомании среди подростков.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня антинаркотической культуры подростка;

2) разработать вопросы анкеты;

3) провести анкетирование подростков.

Антинаркотическая культура детей подросткового возраста предполагает:

1) формирование осознанно-правильного отношения:

- к собственному здоровью и здоровью других,

- к отказу от употреблению психоактивных веществ.

2) ознакомление детей с правилами и способами охраны здоровья от психоактивных веществ, в основе которого опора на основополагающие идеи, понятия и принципы здорового образа жизни.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей относится к собственному здоровью и здоровью других как наивысшей ценности, необходимо дать им определенные знания о важности здоровья и способах его сохранения, и о негативном влиянии на здоровье наркотических веществ. Отсюда следует, что диагностику антинаркотической культуры подростков необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по трем направлениям:

- наличие знаний о разрушающем воздействии наркотиков на здоровье,

- сформированность ценностно-правильного отношения к собственному здоровью и здоровью других,

- развитость эмоционально-волевой сферы, на критерий устойчивости к соблазнам и отсутствия в потребностной сфере стремления к острым, новым ощущениям.

Итак, определим критерии, оказывающие влияние на формирование антинаркотической культуры в подростковом возрасте:

- Саногенный: наличие навыков самостоятельного сохранения и укрепления здоровья, развитая сфера здоровых интересов.

- Когнитивный: наличие саногенных знаний и способов их применения в целях самосовершенствования; развитие антинаркотической культуры здоровья личности подростка.

- Мотивационный: наличие личностных качеств (решительность, самостоятельность, ответственность за собственные поступки, коммуникабельность, смелость, целеустремленность и др.); понимание ценности индивидуального здоровья; ориентация на здоровый образ жизни.

- Средовой: наличие благоприятной системы взаимоотношений в микросоциуме (окружение подростков: семья, друзья, социум, межличностные отношения и т.п.).

Анкета для определения уровня сформированности антинаркотической культуры подростков и критерии оценки результатов представлены в приложении 1.

Опрос с помощью анкеты проводился в письменной форме, анкета заполнялась подростком.

Задачи анкетирования:

- оценить представления подростков о наркомании как проблеме и о наркоманах;

- изучить психологические особенности подростковой среды, а именно типичные подростковые проблемы.


^ 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты диагностики уровня сформированности антинаркотической культуры подростков экспериментальных групп представлены в таблице 2.1, на рисунке 2.1 и в приложении 2.

Таблица 2.1 Результаты анкетирования

№ класса

^ Критерии сформированности антинаркотической культуры

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Саногенный

Когнитивный

Мотивационный

Средовой

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития



10,9

С

11,6

С

9,1

С

9,5

С

11,6

С



9,5

С

13

С

10

С

10,3

С

10,7

С

общий рез.

10,2




12,3




9,5




9,9













Рисунок 2.1 Результаты анкетирования

Таким образом, исходя из данных таблицы 2.1, мы видим, что уровень развития антинаркотической культуры у подростков экспериментальных групп находится на приблизительно одинаковом уровне, т.е. серьезных различий результатов анкетирования не выявлено.

Проанализируем результаты анкетирования более подробно: итак, анализ данных показал, что 60% ребятам нравится жить в столице, 25% – не нравится, а остальные в будущем хотели бы переехать в другой город.

55% подростков в своем окружении имеют знакомых наркоманов. Наркотики являются интересной темой разговора для 26% подростков.

Подростки выделили следующие отличительные черты наркоманов от других людей:

- внешний вид,

- общие интересы,

- потребности (общение, деньги, наркотики)

- жизненные цели (у них нет целей в жизни)

- проблемы с деньгами (они воруют деньги)

- понимание друг друга.

В связи с употреблением наркотиков, по мнению подростков, люди приобретают: проблемы, друзей, свободу, принятие, болезни, галлюцинации, ВИЧ, страхи (быть пойманным, не найти дозу); и в то же время теряют: свободу, возможности, будущее, друзей, родителей, интерес к жизни, учебу, работу, успех, удачу, везение, страхи (быть не таким, как все).

35% подростков ответили, что помочь наркоману стать здоровым уже нельзя, и только 27% считают, что ответственность за выздоровление лежит на самом человеке, принимающем наркотики.

Подростки выделили разнообразные способы помощи наркоманам стать здоровыми: лечение, смена окружения, спорт, интересные занятия, религия, терапия. А 21% подростков экспериментальных групп считают, что наркоманам уже никто и ничего помочь не может.

Ответы подростков выявили, что им легко узнать, где продаются наркотики в городе (58% подростков), т.е. можно сказать, что наркотики являются доступными в среде подростков.

Что касается межличностного общения, то можно сказать, что больше половины подростков не удовлетворены внутрисемейными отношениями с родителями, так только 20% детей оценили отношения в семье как хорошие. Остальные ребята оценивают отношения в семье как противоречивые, и указывают на непонимание их родителями. Среди подростков только 24% подростков отметили, что в своем окружении они могут доверять родителям, в основном доверие у них вызывают друзья, сверстники своего пола.

Так же с помощью анкеты мы выяснили, чем занимаются подростки в свободное время, посещают ли они секции, кружки, центры и т.д. Результаты представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Досуг подростков

Класс


Кружки, секции, центры, курсы и т.д.

Мне это неинтересно, у меня нет свободного времени или денег

Ничем особенным




м

ж

м

ж

м

ж



50%

60%

40%

20%

10%

20%



60%

70%

20%

30%

10%

10%

Подростки попытались определить, каких личных качеств или благ им не хватает в настоящий период времени, чтобы реализовать себя и свои желания. Было выявлено, что ребята осознают нехватку знаний, умений и навыков; им не хватает взаимопонимания в семье, уверенности в себе и собственных силах, а также понимания себя. Отсюда и недовольство подростков самими собой, только 30% подростков довольны собой и своими делами (см. таблицу 2.3)

Таблица 2.3. Доволен ли подросток собой

класс

Да

Нет

Пока не знаю



30%

48%

22%



21%

54%

25%

На рисунке 2.2. представлены результаты того, как подростки справляются со скукой. Основными занятиями для подростков являются просмотр ТВ, ДВД, компьютер и времяпровождение в компании.

Также по результатам анкетирования, мы выявили, что для подростков новая или неопределенная ситуация является проблемной, так как они теряются, не знают как поступить и ищут помощи у других, полагаясь на их советы. Т.е. у подростков отсутствует собственное мнение и вера в себя, в то, что он может самостоятельно решить возникшую проблему. Данная ситуация характеризует зависимость подростка в принятии решения от других, т.е. 57% подросткам экспериментальной группы присуща внешняя референция.

Мы выявили главные ценности в жизни подростка, т.е. узнали, что для него является наиболее важным в жизни: друзья, признание, понимание, семья, деньги.



Рисунок 2.2. Досуг подростков экспериментальных групп

Общие выводы по результатам анкетирования

1. Проведенное анкетирование свидетельствует о том, что ситуация распространения наркомании среди подростков остается актуальной. Для дальнейшей стабилизации и минимизации факторов наркориска необходима более точная и комплексная работа со всей молодежной средой.

2. Результаты анкетирования показывают очень высокий уровень осведомленности подростков о местах приобретения наркотических средств (практически 100%). Это свидетельствует, во-первых, об открытости наркорынка г. Минска (т.е. о доступности наркотиков подросткам), а во-вторых, об обыденном (спокойном) отношении респондентов к самому факту распространения наркотиков. Это объяснимо, поскольку наркомания стала явлением, встроенным в жизнь нашего общества (тема наркомании активно обсуждается на экранах ТВ, по радио, на акциях, собраниях и т.д.) и принимается молодыми людьми как одно из явлений нашей жизни. В такой ситуации высокой доступности наркотиков основная работа с молодежью должна вестись в направлении укрепления здорового потенциала общества, ценностного отношения к жизни и содействии в адаптации подростков к быстро изменяющимся социальным условиям.

В то же время позитивным показателем мы считаем отсутствие у подростков интереса к проблеме наркомании. Однако стоит признать относительность данных показателей в силу действия феномена социальной желательности (не каждый подросток признается в своем интересе к наркотикам).

3. Критерием сформированности антинаркотической культуры является убежденность личности в пагубности наркомании, отражающаяся в поведении. Итак, у 40% подростков выявлен низкий уровень сформированности анктинаркотической культуры, т.е. школьники имеют неясные, неопределенные представления о вреде наркотиков и наркотитической зависимости. Школьники умеют только выделять отдельные черты и признаки вреда от наркотиков. У них нет еще дифференцированных знаний о средствах и методах укрепления и сохранения здоровья с помощью анинаркотического поведения. Уровень мотивации познания системы знаний о здоровье не выражен.

Средний уровень сформированности антинаркотической культуры имеют 55% учащихся. У школьников данного уровня имеются знания о здоровом образе жизни и вреде, наносимого наркотиками здоровью, представлениях о средствах и методах сохранения и укрепления антинаркотической жизненной позиции. Наблюдается интерес к познанию и расширению знаний о способах самосовершенствования, укрепления эмоционально-волевой сферы и ведению здорового образа жизни.

Высокий уровень показали только 5% учеников. Данные школьники имеют систематические знания о наркотиках, их вреде и способах защиты себя от наркомании, умеют рассуждать о факторах риска, роли физической культуры и других средствах и методах сохранения и укрепления здоровья. У учащихся данного уровня ярко выражено представление о месте здоровья в системе общечеловеческих ценностей, убеждения личности о здоровом образе жизни отражаются в поведении.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у многих учащихся не сформированы критерии антинаркотической культуры и здорового образа жизни.

4. Результаты исследования выявили необходимость принятия мер, направленных на профилактику наркотического поведения, которые должны привести к формированию критичного отношения подростков к наркомании и наркоманам. Лица, страдающие наркотической зависимостью, должны восприниматься подростками, с одной стороны, как люди, нуждающиеся в помощи и поддержке, которую может и должно оказать им ближайшее окружение, а с другой – как люди, нарушающие закон и потенциально наказуемые. Важно отметить, что в подростковой среде еще не прочно закрепилось понимание того, что наркомания – это индивидуальный выбор человека, и избавление от нее – так же личное дело наркопотребителя.

5. Опрос показал отсутствие у подростков установки на активную жизненную позицию. Это говорит о том, что необходимо усилить работу с подрастающим поколением по планированию их жизни и постановке жизненных целей, обучить подростков управлению собственным временем и деятельностью, сформировать у них навыки социальной адаптации, развивать уверенность в себе, ответственность (полагание на себя и свои силы), умение ориентироваться в наличной социальной ситуации и реализовывать свои возможности. Подростки часто предпочитают не думать о будущем, либо считают его не зависящим от себя. Это означает необходимость серьезной работы с подростками по формированию у них активного, адекватного, ответственного отношения к себе и своей жизни.

6. Для дальнейшей эффективной работы необходимо периодически изучать социально-психологические особенности подростков, расширять деятельность по содействию им в социально-психологической адаптации и созданию условий для их самореализации в обществе

^ ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует о том, что ситуация распространения наркомании остается актуальной. Для дальнейшей стабилизации и минимизации факторов наркориска необходима более точная и комплексная работа с подростками. Эта работа должна быть реализована, во-первых, в направлении повышения занятости молодежи (рабочие места, досуг, образование), а во-вторых, в обеспечении подросткам необходимой социально-психологической помощи и поддержки для решения актуальных в данном возрасте социальных и психологических задач.

2. Результаты эксперимента показали, что у подростков еще слабо сформированы установки на активную жизненную позицию. Это говорит о том, что необходимо продолжать работу с подрастающим поколением по планированию их жизни и постановке жизненных целей, обучить подростков управлению собственным временем и деятельностью, сформировать у них навыки социальной адаптации, развивать уверенность в себе, ответственность (полагание на себя и свои силы), умение ориентироваться в наличной социальной ситуации и реализовывать свои возможности.

3. Основным фактором, влияющим на формирование антинаркотического сознания и сохранения здоровья, является образ жизни подростка и его окружение, поэтому педагогические условия должны быть направлены на их совершенствование. Под антинаркотической культурой подростков мы понимаем интегративную биосоциальную характеристику его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека. В качестве ее основы берутся сформированные привычки и мотивация поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения подростка на основе постоянной физической и умственной активности, осознанное неприятие всех вредных привычек в целом и употребления наркотиков в частности. При этом формирование основ антинаркотической культуры происходит в педагогическом процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена формированию подростковой субкультуры и проблеме распространения наркомании в ее среде.

В процессе работы над материалом курсовой работы мной были изучены различные литературные источники и рассмотрены теоретические основы формирования подростковых субкультур; проведено эмпирическое исследование особенностей организации подростковой субкультуры и выявлены факторы риска наркотизации в подростковом возрасте. Результаты исследования проанализированы и описаны, на их основании сделаны выводы.

Итак, исходя их полученных результатов проведенного нами экспериментального исследования, можно сказать, что существует необходимость в систематической работе со старшими подростками по профилактике наркомании в условиях образовательного учреждения, которая может способствовать:

- повышению уровня знаний о наркотиках и их опасности;

- формированию системы духовных и нравственных ценностей, культуры досуга, ориентации на здоровый образ жизни;

- углублению мотивации и активизации антинаркотического поведения учащихся.

Проведенный анализ литературы, статистических материалов и экспериментального исследования позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в РБ созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации в среде несовершеннолетних.

Проблема наркомании достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Наркоситуация в настоящее время, как серьезная самостоятельная проблема, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации.

Только в результате профилактических действий в решении данной проблемы можно научить подростков позитивному общению с окружающим их миром, уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при разрешении их к наркотикам. К задачам школьной психологической службы и психологам, работающим с населением города, относятся привитие навыков, позволяющих учащимся отказаться от употребления наркотиков и находить разумные способы сопротивления негативным явлениям. Через работу групп, проведение тренингов личностного роста научить школьников соблюдать законы социального общения, жизни без насилия и помочь подростку сделать свой собственный выбор.

Беда всех теорий профилактики наркомании в их рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что профилактика - это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь.

Знать, что наркотики - это плохо - недостаточно. Знать - это не значит уметь. Это даже не значит - понимать. Поэтому в профилактике зависимости от наркотиков главная задача сделать так, чтобы наши дети и взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акбаров Н.Г. Социальные процессы трансформирующегося общества: проблема подростка – проблема страны // Научные труды. – Казань, 2001. – Т. 16. – С. 86-92.

2. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: «Мысль», 1992. – С. 48-70.

3. Багрецов С.А. Анализ неформальной структуры малой группы // Кибернетика и вычислительная техника. – 1990. Выпуск 88.

4. Бурдеева, Н.О. «Молодежная субкультура»: социологический анализ понятия // Материалы научной конференции молодых ученых АГУ «Наука. Образование. Молодежь» (6 февраля 2004 года). – Майкоп, 2004. – Т. 1. – С. 19-23

4. Воробьев В.В. Особенности самоидентификации в молодежной среде // Социологический сборник. – М., 2004. – Выпуск 7.- С. 90-93.

5. Гамершмид Н.Л. Субкультура как фактор распространения отклоняющегося поведения среди старшеклассников. – Томск: Курсив, 2003. – С 55-58.

6. Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К.: Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии – 1993. – №2 – С.44-49.

7. Косарецкая С.В. Наркотики в подростково-молодежной субкультуре // Социальная профилактика и здоровье. - 2003. - № 5. - С.10-15.

8. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

9. Подростки и наркотики: опыт исследования // Под науч. ред. Е.Л.Омельченко. - М.: Генжер, 2003. - 160 с.

10. Рожков М.Н., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М.: Владос, 2003.- 144с.

11. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. М.: Вариант, 2003.- 464 с.

12. Семенюк, Л.М. Психологические особенности поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж. 1996.- с.17.

13. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры // Социс, 1998. - №11

    14. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии, 1985, №4 – 32с.

15. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.

16. Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Генжер, 2003.

17. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1999. – 214с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

1. Нравится ли тебе район города, в котором ты живешь?

2. Среди твоих знакомых (друзей, одноклассников, коллег, соседей) есть такие, которые употребляют наркотики, алкоголь, играют в игровые автоматы и казино или состоят в сектах?

3. Наркотики – это интересная тема для разговоров?

4. Как ты считаешь, чем наркоманы отличаются от других людей? Что они приобретают, а что теряют?

5. Почему люди употребляют наркотики?

6. Если бы тебе предложили попробовать, как бы ты отреагировал?

7. В чем опасность наркотиков?

8.Считаешь ли ты, что наркоманам легче жить? Почему?

9. Можно ли помочь наркоману стать здоровым человеком?

10. Как ты считаешь, кто это может (должен) сделать?

11. Назови три способа помочь наркоману стать здоровым.

12. (Кто) что, по-твоему, может помочь подростку не стать наркоманом?

13. Как ты думаешь, в твоем городе легко узнать, где продаются наркотики?

14. У тебя есть близкие люди, которым ты можешь доверять?

15. Какие отношения у тебя с родителями?

16. Чем ты занимаешься в свободное время? Участвуешь ли в работе секций, кружков, центров и т.д.?

17. Важно ли заботиться о своем здоровье?

18. Что делаешь ты для сохранения своего здоровья? А что можешь сделать?

19. Что или кто может вывести тебя из себя, выбить из колеи?

20. Чего тебе сейчас не хватает, чтобы реализовать свои желания?

21. Что ты делаешь, когда тебе скучно?

22. Любишь ли ты новые впечатления/ощущения?

23. Что ты делаешь, когда не знаешь, как действовать в новой или неопределенной ситуации?

24. Случается ли так, что ты недоволен собой или своими поступками?

25. Что для тебя является наиболее важным в жизни?

26. Каким ты видишь свое будущее?


Критерий антинаркотической культуры

№ вопроса

саногенный

6, 8, 9,10,12,16,18, 21

когнитивный

4, 5,7, 11, 23, 26

мотивационный

3, 17, 19, 20, 22, 25, 24

средовой

1,2, 13, 14, 15

Обработка результатов: за каждый вопрос анкеты присваивается:

3 балла – критерий хорошо сформирован

2 балла – критерий сформирован не полностью

1 балл – критерий сформирован слабо

0 баллов – критерий не сформирован.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

^ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Таблица. П.2.1 Результаты анкетирования в 8а

№ ученика

^ Критерии сформированности антинаркотической культуры

Общий уровень

Саногенный

Когнитивный

Мотивационный

Средовой

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

9

С

10

С

9

С

7

С

С

2

8

Н

6

Н

7

Н

5

Н

Н

3

13

С

18

В

15

С

8

С

С

4

7

Н

6

Н

6

Н

6

С

Н

5

14

С

22

В

12

С

11

С

С

6

8

Н

14

С

7

Н

5

Н

Н

7

12

С

8

С

9

С

13

В

С

8

7

Н

6

Н

7

Н

5

Н

Н

9

15

С

8

С

9

С

8

С

С

10

8

Н

9

С

6

Н

5

Н

Н

11

13

С

9

С

8

С

10

С

С

12

5

Н

6

Н

9

С

5

Н

Н

13

9

Н

11

Н

6

Н

12

С

Н

14

13

С

11

С

8

С

11

С

С

15

12

С

19

В

12

С

12

С

С

16

14

С

18

В

15

В

14

В

В

17

14

С

12

С

9

С

11

С

С

18

11

С

13

С

9

С

13

В

С

19

8

Н

9

С

8

Н

5

Н

Н

20

17

С

18

В

11

С

14

В

В

Итог по классу

10,9

С

11,6

С

9,1

С

9,5

С





Примечание: В –высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.


Таблица. П.2.3 Результаты анкетирования в 8б

№ ученика

^ Критерии сформированности антинаркотической культуры

Общий уровень

Саногенный

Когнитивный

Мотивационный

Средовой

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

8

Н

13

С

11

С

9

С

С

2

8

Н

18

В

15

С

12

С

С

3

7

Н

12

С

11

С

11

С

С

4

7

Н

12

С

7

Н

5

Н

Н

5

8

Н

16

С

7

Н

6

С

Н

6

15

С

17

С

11

С

15

В

С

7

9

С

10

С

12

С

13

В

С

8

8

Н

6

Н

7

Н

12

С

Н

9

11

С

15

С

18

В

10

С

С

10

8

Н

6

Н

7

Н

11

С

Н

11

8

Н

13

С

7

Н

5

Н

Н

12

14

С

12

С

9

С

13

В

С

13

8

Н

12

С

6

Н

5

Н

Н

14

15

С

16

С

12

С

14

В

С

15

8

Н

6

Н

7

Н

12

С

Н

16

8

Н

8

С

7

Н

5

С

Н

17

11

С

16

С

12

С

12

В

С

18

13

С

20

В

11

С

10

С

С

19

9

С

18

С

12

С

15

В

С

20

8

Н

14

С

11

С

11

С

С

Итог по классу

9,5

С

13

С

10

С

10,3

С





Примечание: В –высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.


Скачать файл (296.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации