Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Горбылева З.М. Экономика туризма - файл 1.doc


Горбылева З.М. Экономика туризма
скачать (1497.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1498kb.05.02.2012 09:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...

УО "Белорусский государственный экономический университет"

УДК 338.48 ББК 65.9(2)49 Ã67


З.М. Горбылева

Рецензент директор Национального агентства по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь ЮЛ. Ходъко


ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

Горбылева, З.М.

Г67 Экономика туризма : учеб.-практ. пособие / З.М. Горбылева. — Минск : БГЭУ, 2007. — 167 с.

ISBN978-985-484-425-1.


Учебно-практическое пособие

Описываются экономическая природа и среда функционирования туризма; выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие сферы туризма и турист­ского предприятия как субъекта хозяйствования и его экономический потенци­ал; показаны пути эффективного управления туристским предприятием с целью укрепления финансового состояния, повышения конкурентоспособности и дос­тижения уставных целей.

УДК 338.48 ББК 65.9(2)49

Минск 2007

18ВК 978-985-484-425-1

6 Горбылева З.М., 2007 6 УО "Белорусский государственный экономический университет", 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Экономическая природа туризма 6

  1. Сущность и содержание туризма 6

  2. Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "турист­
    ская услуга" 7

  3. Статистика туризма 9

1.4. Система показателей развития туризма 13

Глава 2. Экономическая среда функционирования туризма 19

  1. Экономическая среда и условия функционирования туризма 19

  2. Туристская политика 21

  3. Перспективность развития туризма 24

Глава 3. Туристское предприятие 28

  1. Туристское предприятие как субъект хозяйствования 28

  2. Организационно-правовые формы и виды туристских предприя­тий 30

3.3. Хозяйственный расчет на туристском предприятии 39

Глава 4. Основные и оборотные средства туристского предприятия 42

  1. Сущность и значение основных средств, их состав и структура 42

  2. Показатели оценки и эффективности использования основных
    средств 49

  3. Оборотные средства туристского предприятия 51

Глава 5. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме 57

  1. Сущность и особенности труда в туризме 57

  2. Трудовые ресурсы туристских предприятий 58

  3. Заработная плата и ее сущность 60

Глава 6. Финансовые ресурсы туристского предприятия 70

  1. Организация финансовой деятельности туристского предприя­тия 70

  2. Источники формирования финансовых ресурсов 73

  3. Инвестиционная деятельность туристского предприятия 74

Глава 7. Издержки производства туристского предприятия 79

7.1. Сущность, структура и состав издержек производства 79

7.2. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость
туристского продукта 81

7.3. Управление издержками производства 85

Глава 8. Налоги и налогообложение в туризме 88

  1. Сущность, виды и характеристика налогов. Особенности нало­гообложения туристских предприятий 88

  2. Анализ влияния налогового бремени на деятельность турист­
    ского предприятия. Пути повышения эффективности работы ту­ристского предприятия в условиях действующей налоговой сис­темы 92

Глава 9. Ценообразование в туризме 96

  1. Сущность цены как экономической категории 96

  2. Ценовая политика в туризме 98

  3. Порядок ценообразования в туризме 100

  4. Методика расчета цены туристского продукта 102

Глава 10. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия…………………………………………………………………..111

  1. Доход туристского предприятия и источники его формирования…………………………………………………………111

  2. Сущность, источники формирования и механизм распределе­
    ния прибыли туристского предприятия 112

  3. Рентабельность хозяйственной деятельности туристского пред­
    приятия 116

Глава 11. Анализ хозяйственной деятельности туристского пред­
приятия
120

  1. Содержание и методология экономического анализа турист­
    ского предприятия 120

  2. Информационное обеспечение экономического анализа 123

  3. Комплексный анализ финансового состояния туристского пред­
    приятия 125

Глава 12. Планирование деятельности туристского предприятия 140

  1. Сущность планирования 140

  2. Финансовое планирование 143

  3. Бизнес планирование 146

Выводы 152

Решения тренировочных заданий 153

Итоговый тест 160

Вопросы к экзамену 163

Глоссарий 165

Литература 167

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Экономика туризма" является составной частью комплекса специальных дисциплин, формирующих уровень подготовки специалистов в сфере туризма, и представляет собой научную дисциплину, которая исследует процессы и явления, происходящие в производстве и реализации туристских товаров, продуктов и услуг.

Предметом изучения являются экономические отношения, которые складывают­ся и развиваются в процессе производства, распределения, потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения нужд потребителя. Такой подход к определению предмета курса позволяет глубже вникнуть и раскрыть спе­цифику этой отрасли хозяйственной деятельности и формы ее проявления. Базиру­ясь на основных постулатах экономической теории, туризм рассматривается с пози­ций процесса общественного воспроизводства. Экономика туризма изучает при­менение и механизм действия основных экономических законов в туризме, пробле­мы удовлетворения потребностей и желаний людей путешествовать, восстанавли­вать свои силы посредством активных форм туристской деятельности; воспроизвод­ства трудовых ресурсов; функционирования и развития туристской индустрии, в том числе хозяйственной деятельности на уровне отрасли, предприятия.

Объектом курса служит туристское предприятие, поэтому изучение хозяйствен­ного механизма его деятельности как совокупности организационно-экономических форм и методов, с помощью которых осуществляется туристская деятельность, явля­ется одним из существенных моментов.

В системе важнейших элементов хозяйственного механизма туризма особое зна­чение имеют вопросы управления экономическим потенциалом туристского пред­приятия, его финансовыми ресурсами, инвестирования и кредитования, планирова­ния, организации и оплаты труда и др.

Курс "Экономика туризма" носит междисциплинарный характер. Он тесно взаи­мосвязан с рядом общих ("Экономическая теория", "Финансы", "Статистика", "Бух­галтерский учет", "Ценообразование" и др.), а также специальных экономических дисциплин ("Организация туристской деятельности", "Туроперейтинг", "Маркетинг в туризме", "Экскурсоведение" и др.).

В целях усвоения учебного курса предусмотрены специальные тесты и трениро­вочные задания, решение которых способствует не только закреплению теоретичес­ких знаний, но и приобретению практических навыков.

Учебно-практическое пособие "Экономика туризма" подготовлено и издано в рамках проекта ТЕМРТТ8 ^ЕР-23015-2002. Предназначено для студентов заочной формы обучения, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров туристкой индустрии в следующих целевых группах: руководители и специ­алисты туризма (А), экскурсоводы (О, руководители и специалисты региональных структур управления туризмом (I)).

Использованы материалы Международных учебно-практических семинаров, проходивших в 2006—2007 гг. в Падерборне и Равенсбурге (Германия), Боцене (Ита­лия) и Минске, а также результаты стажировок партнеров по проекту из Республики Беларусь.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТУРИЗМА 1.1. Сущность и содержание туризма

Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развиваю­щихся секторов экономики. Сфера его влияния как на мировую, так и эконо­мику отдельных стран постоянно расширяется. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации (далее — ВТО), в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики.

Многообразие потребностей людей, связанных непосредственно с туриз­мом, породило и множество его определений: туризм как вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или спе­циализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста или за пределами его обычной среды. Данная дефиниция соотносится скорее все­го с потребителем (туристом) и определяет третью, заключительную стадию процесса производства, распределения (обмена) и потребления туристского продукта. Ей предшествуют его организация и производство. Эти виды дея­тельности, классифицируемые Общегосударственным классификатором ви­дов экономической деятельности (ОКЭД) как виды экономической деятель­ности, осуществляет ряд специализированных предприятий, объединенных общей идеей под названием индустрия туризма (гл. 3).

Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризм представляет собой вид экономичес­кой деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогатель­ных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.

Данное определение в равной степени относится к международному, на­циональному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относят­ся к различным видам деятельности.

Определение туризма как вида экономической деятельности — важный теоретический и методологический вопрос, позволяющий понять сущность туризма; определить его место в национальной экономике; разработать сис­тему управления и планирования; создать концепцию развития.

Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.

^ Средства туризма представляют собой способы:

Экономика туризма 7

  • организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскур­
    сия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

  • перемещения, транспортного обслуживания;

  • туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслужи­
    вания.

Формы туризма — это типы организации туристской деятельности челове­ка или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой ту­ризм.

Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; сред­ствам передвижения; видам деятельности и др.

Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист — любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.

С целью статистического учета различают международного и внутренне­го туриста.

ОЬЕ

Экономика туризма


1.2. Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "туристская услуга"

Результатом экономической деятельности в туризме являются реальные то­вары (рис. 1.1), выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.

Товар — продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-ли­бо потребности человека и который производится для обмена или продажи.

Туристский продукт, как и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:

  1. потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную че­
    ловеческую потребность, является полезным;

  2. стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затрачен­
    ного на его производство.

С точки зрения потребительной стоимости туристские товары качествен­но разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. С позиций стоимос­ти товары представляют собой воплощение труда товаропроизводителей, оп­ределяемого общественно необходимыми затратами труда, корректируемы­ми рыночными условиями хозяйствования.

^ Туристский продукт — это комплекс отдельных туристских услуг, кото­рые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. при­носить пользу (выгоду).

В 1990 г. совет Европы принял специальную директиву, согласно кото­рой туристский продукт ("турпакет") должен содержать не менее двух ком-

Рис. 1.1. Экономическая природа туризма

понентов, для того чтобы окончательный выбор мого сделать сам потреби­тель.

Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами туристского продукта, оплаченные же отдельно — собственно туристскими услугами.

Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО раз­работан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:

  • гостиничные и ресторанные услуги;

  • услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;

  • спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;


10
Экономика туризма 9

  • услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;

  • услуги по аренде, прокату машин и оборудования;

  • услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыбо­
    ловства;

  • коммунальные, социальные и персональные услуги;

  • государственное управление и другие услуги обществу в целом;

  • услуги социального страхования;

  • услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).

В процессе эволюции туризма в структуре составляющих турпакета про­изошли существенные изменения. Туристские предприятия в условиях ос­трой конкурентной борьбы вынуждены сокращать до минимума набор услуг турпакета ради снижения цены. Однако его состав определяется и состояни­ем потребительского спроса. Туристские предприятия учитывают психоло­гию потенциальных потребителей, стремящихся к полной свободе в выборе услуг.

В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описан­ные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпаке­та, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Существенных различий между ними с точки зрения потребительских свойств нет, при оп­ределенных обстоятельствах основные услуги могут переходить в разряд до­полнительных и наоборот.

Кроме рассмотренного туристского продукта и туристских услуг сущест­вует множество других товаров: сувениры, предметы искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Однако они не являются предметом спе­циального изучения для экономики туризма и будут упомянуты в контексте туристских расходов.

Более подробно особенности туристских продуктов и услуг будут рассмот­рены в последующих главах.

1.3. Статистика туризма

Во всем мире ощущается острая нехватка информации о роли туризма в экономике стран, и следовательно, имеется потребность в надежных статисти­ческих данных, определяющих важность и уровень развития этого сектора экономики. Наряду с развитием туризма возрастает понимание его значения и воздействия на национальную экономику в плане расчета базовых совокуп­ных показателей, таких как потребление, расходы, прибыль, инвестиции, госу­дарственные доходы и занятость. Это обусловливает необходимость получе­ния информации нового типа. Однако статистическая информация, касающа-

Экономика туризма

яся природы, развития и результатов туризма по-прежнему базируется на уче­те прибытий и ночевок, а также на данных платежного баланса, не способных охватить весь спектр его экономического воздействия. Как следствие, прави­тельства, деловые круги и общественность не имеют возможности получить достоверную информацию, необходимую для проведения эффективной поли­тики и развертывания деловой активности. Для того чтобы измерение эффекта от туризма было заслуживающим доверия, необходимо пользоваться статистическими данными (полученными в результате постоянных статисти­ческий операций), которые должны быть сопоставимыми (во времени и про­странстве) и последовательными (совместимыми с принятыми в мировой практике макроэкономическими системами отчетности).

Статистические данные группируются по целям путешествия, районам, странам происхождения и т.д.

Анализ систематических данных по этим критериям имеет очень важное значение для определения туристской политики на международном уровне. Кроме того, государство и туристские предприятия в планировании своей де­ятельности могут заранее учитывать особенности и предпочтения иностран­ных посетителей.

В настоящее время статистика ведется в целях оценки вклада междуна­родного туризма в экономику страны на основе платежного баланса, выявле­ния основных тенденций и направлений развития международного туризма, получения исходных данных для его планирования и проведения маркетин­говых исследований, продвижения туристского продукта и т.д.

В соответствии с рекомендациями ВТО статистика международного ту­ризма базируется на двух важных разделах:

  • статистика туристских потоков;

  • статистика туристских доходов и расходов.
    К показателям туристских потоков относятся:




  • количество прибытий (отбытий). Включает число зарегистрированных
    туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определен­
    ный период (например, календарный год). Как правило, фактическая чис­
    ленность туристов меньше количества прибытий в результате того, что один
    турист может посетить в ходе одной поездки или в течение одного года нес­
    колько государств;

  • продолжительность пребывания.

^ Количество прибытий (отбытий) — основной показатель, который ха­рактеризует туристское движение, имеющее количественное выражение, равное числу поездок за календарный год или другой отрезок времени. Для оценки уровня туристской активности рассчитывается другой показатель, выражающийся в виде относительной величины. Поэтому для оценки интен­сивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывает­ся на 100 человек населения. В Республике Беларусь в 2006 г. на 100 человек приходилось в среднем 5 прибытий и 36 выбытий. Этот показатель значитель­но возрос по сравнению с 2000 г. (0,6 прибытий и 12,9 выбытий). Начиная с

Экономика туризма

11

12

Экономика туризма


1993 г. показатель туристской активности не превышал 1 по прибытиям, а по выбытиям ежегодно возрастал и увеличился в 9 раз (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Динамика показателей туристского движения в Республике Беларусь

Годы


Уровень туристской активности (на 1 жителя)

Удельный вес прибывших

Соотношение

Коэффициент







по отношению

въезд-выезд

ИНТенСИВНОСТ




прибывшие

отбывшие

К отбывшим







2000

4,7

12,9

0,60

1 : 21

13,5

2001

4,4

13,8

0,61

1 : 22

14,5

2002

4,4

14,4

0,63

1 : 23

15,0

2003

5,8

11,1

0,64

1 : 17

11,7

2004

13,1

5,1

0,67

1 : 7

5,8

2005

16

4,5

0,72

1 : 6

5,2

Оптимальная схема развития туризма в интересах национальной эконо­мики — 1 въездной : 1 выездной : 4 внутренних туриста (рекомендации ВТО и Международного бюро социального туризма).

Туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50 % ее населения. Самая высокая туристская активность наблюдается в Ев­ропе, на которую приходится половина всей активности в мире. Максималь­ное значение для прибытий этот показатель принимает в Южной и Западной Европе (свыше 60 на 100 человек), а для поездок за границу — в Северной и Западной Европе (более 70 отбытий на 100 человек).

^ Продолжительность пребывания во многом зависит от средств разме­щения, их количества, вместимости, типа объекта, разрядности. Данный по­казатель измеряется в ночевках — для посещений (пребываний) и в часах — для однодневных поездок. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране или месте назначения. Общее количество ночевок по методологии ВТО рассчитывается как произведение числа турис­тских пребываний на среднюю продолжительность пребывания одного ту­риста в стране. Средняя продолжительность пребывания за рубежом одного туриста составляет 3 дня.

^ Статистика туристских доходов и расходов. Туристские расходы — один из важнейших показателей, используемых в планировании и исследованиях для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.

В целях обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомен­дует следующую их группировку:

  • комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;

  • размещение;

  • питание и напитки;

  • транспорт;




  • рекреационные, культурные и спортивные мероприятия;

  • посещение магазинов;

  • прочее.

Объем туристских расходов рекомендуется определять по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чае­вых и прочего, вне зависимости от формы их оплаты.

Величина и структура расходов зависят от ряда факторов. К ним относятся:

  • страна происхождения туриста;

  • его социальное положение;

  • место отдыха, регион;

  • время отдыха;

  • продолжительность отдыха;

  • тип размещения;

  • форма туризма и др.

Расходы посетителя представляют собой доходы для принимающей сто­роны и расходы — для страны выезда туриста.

Доходы от международного туризма определяются как расходы въез­жающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, поступления от однодневных посетителей, пред­варительные платежи за товары и услуги, полученные в стране назначения.

Расходы, относящиеся к внутреннему туризму, — это прямой резуль­тат путешествий постоянных жителей какой-либо страны в ее пределах.

В соответствии с проектом Методики расчета доходов от приема и обслу­живания иностранных граждан на территории Республики Беларусь и рас­ходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, стоимость доходов, получаемых от приема и обслуживания иностранных граждан на территории Беларуси, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного въехавшего, на количество въехавших иностран­ных граждан.

Стоимость расходов белорусских туристов, выезжающих за рубеж, опре­деляется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан. Нормативы рас­ходов на одного человека рассчитываются для каждого типа поездок по це­лям и срокам пребывания. Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание. Кроме того, устанавливаются нор­мативы дополнительных расходов на различного рода единовременные по­купки, которые зависят от вида поездки и страны посещения.

Важным источником информации является платежный баланс стра­ны — стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных свя­зей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и плате­жей.

Данные платежного баланса показывают, как в течение отчетного перио­да развивалась внешняя торговля, что в свою очередь дает возможность оце­нить уровень производства, занятости и потребления в стране. Он позволяет

Экономика туризма

13

14

Экономика туризма


проследить, в каких формах происходило привлечение иностранных капита­лов и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструкту­ризация. Основными источниками информации являются таможенная ста­тистика, статистика внешнего долга, статистические обзоры и статистика операций с капиталом.

Платежный баланс представляет собой двухстороннюю запись всех эко­номических сделок, т.е. каждая международная сделка отражается дважды: по кредиту одного счета и по дебету другого. К кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которыми должен последовать компенсирующий поток валюты в страну, по­этому кредит записывается со знаком "плюс". К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности (они записываются со знаком "минус").

При учете внешнеэкономических трансакций в платежном балансе раз­личают счет текущих операций и счет движения капитала. ^ Счет текущих операций является ключевым понятием международной экономики, показы­вающим результат взаимодействия страны с остальным миром за определен­ный промежуток времени, с одной стороны, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций является несбалан­сированным, правительство может или девальвировать национальную валю­ту, или привлекать дополнительные внешние кредиты. К счету текущих опе­раций по международной классификации относят все экономические опера­ции, в ходе которых внутри национальной экономики обмениваются товары, услуги и факторы производства. Кроме того, он включает все экономические операции по международному туризму.

Таким образом, наличие достоверной, полной, последовательной, объек­тивной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленчес­ких решений в сфере туризма. Существующая система учета экспортно-им­портных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его ре­альной картины, поэтому одним из первоочередных мероприятий является создание системы учета в туризме. Для реализации этой задачи целесообраз­но использование рекомендаций ВТО по статистике туризма, а также учет опыта других государств.

1.4. Система показателей развития туризма

При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности пред­приятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.

Основные показатели развития туризма на микроуровне: натуральные (расчетные):

  • объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в челове­
    ко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и факти­
    ческой продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных
    днях, указанных в путевке (ваучере);

  • объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеря­
    ется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует
    масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслужи­
    вания за определенный период исчисляется путем суммирования количества
    туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;

  • объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, оп­
    ределяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание ту­
    ристов на маршруте без предоставления размещения;

стоимостные (расчетные):

  • выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту­
    пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предостав­
    ленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главен­
    ствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является
    основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс
    кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (ус­
    луг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на
    производство денежных средств и создание необходимых условий для возоб­
    новления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость фи­
    нансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер
    прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, ра­
    бочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в
    полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются про­
    изведенные затраты, выплачивается зарплата;

  • прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризую­
    щий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количествен­
    ный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью
    товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает
    прибыль, если выручка превышает себестоимость.

Основные показатели развития туризма на макроуровне:

количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отноше­
нии практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует
единая точка зрения. Используются два рабочих определения:

1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размеще­
ния);

2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хо­
зяйств);

количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует
в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не

Экономика туризма

15

16

Экономика туризма


превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не явля­ется занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители;

  • количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из
    своего обычного места жительства;

  • поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от
    международного туризма — это расходы международных въезжающих посе­
    тителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международ­
    ный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары
    и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международ­
    ные туристские расходы являются важным элементом международного пла­
    тежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют
    дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посети­
    телей в принимающей стране составляют кредит;

  • доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен­
    нему туризму,
    — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка­
    кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в по­
    сещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки
    осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в
    месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей.

Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся;

информация статистического бюллетеня Министерства статис­тики и анализа Республики Беларусь'.

  • экспорт и импорт услуг по статье "Туристские услуги (поездки)" — дан­
    ные платежного баланса;

  • число средств размещения — данные статистической формы №1 отчета
    предприятия средств размещения;

  • число санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха — дан­
    ные статистической формы № 1 этих предприятий;

  • среднегодовая численность работников системы туризма — данные ста­
    тистической формы №1-Т (труд) туристских предприятий;

  • платные услуги населению, в том числе;




  • туристе ко-экскурсионные;

  • санаторно-оздоровительные;

  • услуги гостиниц, мотелей;

информация государственного органа по управлению туризмом'.

  • начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работаю­
    щих в сфере туризма;

  • количество посетителей туристских ресурсов.

Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии ту­ризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояние

этой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономи­ку страны.

Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются сле­дующими экономическими показателями:

  • выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс­
    порт-импорт;

  • себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе;




  • затраты на оплату труда;

  • материальные затраты;




  • материальные затраты на 1 рубль произведенных товаров (работ, услуг);

  • расходы на оплату труда, затраченного на 1 рубль произведенных товаров
    (работ, услуг);

  • среднесписочная численность работников;

  • фонд оплаты труда;

  • прибыль от реализации;

  • балансовая прибыль;

  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

  • рентабельность;

  • кредиторская задолженность;

  • дебиторская задолженность;

  • средства, находящиеся на расчетном (валютном) счете предприятия;

  • коэффициент текущей ликвидности;

  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Эти показатели рассчитываются туристскими предприятиями для анали­за, оценки и планирования хозяйственно-финансовой деятельности, а также могут быть использованы для получения государственной поддержки в виде предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, налогового кредита, установления нормативного распределения выручки.

Характеристика, содержание и расчет этих показателей представлены в последующих главах.

Эффективность функционирования туристских фирм в системе рыночной экономики во многом зависит от способности адаптироваться к быстроменя­ющейся рыночной конъюнктуре. В анализе их деятельности не последнюю роль играет правильное определение их рейтинга.

Рейтинг представляет собой интегрированный показатель, характеризу­ющий место отдельной фирмы в общей их совокупности. Особую значимость рейтинг приобретает при обосновании конкурентоспособности фирмы на рынке. Важное значение имеет расчет следующих финансовых показателей:

  • деловой активности. Иллюстрирует, насколько эффективно турист­
    ская фирма использует свои средства;

  • рентабельности. Показывает, насколько прибыльна деятельность ту­
    ристской фирмы;

17

Экономика туризма

  • ликвидности. Позволяет определить способность предприятия опла­
    тить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода;

  • структуры капитала или платежеспособности. Характеризует сте­
    пень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долго­
    срочные вложения в фирму, и отражает способность туристской фирмы пога­
    шать дебиторскую задолженность;

  • рыночной активности. Определяет стоимость и доходность акций фирмы.

^ Тренировочные задания

  1. Известно, что превышение выездов над въездами создает отрицатель­
    ное сальдо. Эта ситуация характерна даже для таких развитых стран, как
    Германия, Дания, Голландия. Определите и сформулируйте положительные
    и отрицательные стороны этого явления. Каковы пути его преодоления?

  2. Определите основные факторы, формирующие развитие туризма. Ка­
    кой вид туризма выгоднее развивать для нашего государства?

Тест

1. Какой признак взят за основу в качестве классификационного при
группировке хозяйствующих субъектов в соответствии с выполняемыми
ими функциями:

а) принадлежности к производственной, непроизводственной сфере;

б) территориальный;

в) отраслевой;

г) вид экономической деятельности?

2. Что понимается под экономической деятельностью;

а) отдельный вид деятельности, имеющий признаки умственного труда;

б) вид деятельности, обеспечивающий производство продукта;

в) вид деятельности, направленный на сбыт продукта;

г) сочетание действий, приводящих к получению определенного набора
продукции или услуг?

3. Что представляет собой туризм:

а) путешествие с целью отдыха;

б) вид экономической деятельности;

в) активные формы восстановления умственных и физических способнос­
тей человека;

г) способ проведения свободного времени.

4. Как проявляется сущность туризма:

а) посредством процесса организации тура;

б) по способам туристского обслуживания;

18 Экономика туризма

в) посредством специфики деятельности туристского агенства;

г) по средствам, видам, формам?

5. Что представляет собой конечный результат туристской деятельности:

а) товар;

б) услугу;

в) туристский продукт;

г) туристскую путевку?

6. Отличительные признаки туристского продукта как товара:

а) потребительная стоимость;

б) неосязаемость;

в) стоимость.

7. Назовите основные составляющие турпакета:

а) размещение, транспорт, питание;

б) трансфер, размещение, развлечение;

в) питание, размещение, транспорт;

г) место назначения, транспорт, размещение.

8. Каковы экономические выгоды прямого действия туризма на экономи­
ку страны:

а) рекреационное воздействие;

б) поступление валюты;

в) занятость;

г) укрепление мира?

9. Чем измеряется эффективность развития туризма:

а) количеством обслуженных туристов;

б) объемом продаж;

в) прибылью, рентабельностью?

10. Определите основные показатели развития туризма на макроуровне:

а) количество ночевок;

б) объем обслуживания;

в) поступление;

г) количество посещений;

д) количество поездок.

20

Экономика туризма


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1497.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru