Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект урока в педагогическом колледже - Личностное развитие младшего школьника - файл 1.doc


Конспект урока в педагогическом колледже - Личностное развитие младшего школьника
скачать (86 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc86kb.05.02.2012 09:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект проведения урока

По общей психологии
Дата проведения:

Время проведения: 8.00

Дата подписи конспекта: _____________

Подписи: ___________________________

Предмет: Психология

Тема: Личностное развитие младшего школьника

Тип: Урок сообщения новых знаний.

Длительность урока: 80 минут

Цель:1.Раскрыть понятие и особенности личностного развития младших школьников. Рассказать о методике организации работы с детьми, с учетом полученных знаний.

2. Развивать умение внимательно слушать преподавателя, анализировать, обобщать полученные знания.

3.Воспитывать любовь к профессии.

Литература:

Крутецкий В.А. «Психология»

Немов Р.С. «Психология» (2 том)

Петровский «Возрастная и педагогическая психология»

Структура урока.

1.Организационная часть- 3 мин.

2.Сообщение цели урока-1 мин.

3.Объяснение нового материала - 55 мин

4.Первичное закрепление материала – 15 мин.

5.Разъяснение домашнего задания-2 мин.

6. Окончание урока – 4 мин.
Ход урока:

Организационная часть- 3 мин.

-Здравствуйте уважаемые студенты! Присаживайтесь. Сегодня урок по психологии у вас буду вести я. Меня зовут Сираева Алина Мингаязовна, я практикантка из НГПИ.

Отметим отсутвующих. Староста, назовите их, пожалуйста.

Передайте тем, кто отсутствует, что тему они должны будут пройти самостоятельно, выполнение домашнего задания обязательно.

Сообщение цели урока-1 мин.

-Сегодня мы изучим тему «Личностное развитие младшего школьника» . Необходимость данной темы в том, что мы как будущие педагоги, родители должны знать об особенностях развития личности младшего школьника. Вы уже проходили практику поэтому знаете, что развитие детей носит постоянный систематичный характер. И в младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности.

Объяснение нового материала - 55 мин

- Запишите план урока:

1.усвоение моральных норм и правил поведения.

2. развитие воли, характера, темперамента.

3. эмоции и чувства младшего школьника.

4. коллектив и личность.

5. интересы и способности младшего школьника.

Давайте вспомним. Что же такое личность? Кто мне может ответить на данный вопрос? Может кто то хочет сказать по другому? Кто может добавить? Да, правильно, вы правы. Личность-это человек, наделенный самосознанием.

Итак, приступим к изучению первого вопроса, который называется усвоение моральных норм и правил поведения.

Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только здесь он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному выполнению. Но нередко эта готовность своевременно не используется учителем и другими взрослыми. Вопрос. Как вы думаете, почему?

Формулируя требования к ребенку, порой долго "разжевывая" их, воспитатели не всегда последовательно и строго проверяют действительное выполнение своих указаний. У детей возникает ощущение того, что соблюдение норм и правил поведения во многом зависит от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний. Появляется самый опасный враг нормального становления моральной сферы ребенка - представление о том, будто нормы и правила поведения имеют формальный характер и должны выполняться не из-за их внутренней необходимости, а под влиянием тех или иных внешних обстоятельств, в том числе боязни наказания.

Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает прежде всего наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Вопрос. А какие средства контроля могут быть? Кто может ответить?

Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности, собственный пример и не менее обязательная и соответствующая реакция на разболтанность - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

Таким образом, запишем, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нрав­ственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направ­ленность личности. Если дети 7—8 лет совершают положи­тельные моральные поступки, чаще всего следуя прямым ука­заниям старших, в частности учителя, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указании со стороны.

Перейдем ко 2 вопросу: развитие воли, характера, темперамента.

Запишем.Возрастная особенность де­тей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодо­ления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недо­статочная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препят­ствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания форми­руется умение преодолевать трудности, подавлять непосредствен­ные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролиро­вать свои поступки.

В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно наб­людать проявления всех четырех типов темперамента. Вспомним их. Кто может назвать все 4? Алсу, повторите пожалуйста. А кто сможет мне их кратко охарактеризовать? (сангвиничес­кий (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкну­тый, склонный к глубоким переживаниям)

У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, системати­чески воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отноше­ниях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хоро­шего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На хо­лерика лучше действует подчеркнутый спокойный, тихий голос. Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич­ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей­ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте­пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадри­вание.

У детей меланхолического темперамента необходимо разви­вать общительность, через общественную деятельность посте­пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо­те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

Вот, например, первоклассник Алеша Д. с первых дней за­нятий в школе обращал на себя внимание ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он громко плакал: «Мне себя и маму жалко». Несколько раз пытался бе­жать из школы и в последующие дни с трудом привыкал к новой обстановке, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не разговаривал. Мальчик с большим трудом выдерживал учебную работу в течение урока, быстро утомлялся. Учительница настойчиво развивала у Алеши активность, постепенно приучала его преодолевать трудности, внушала веру в свои силы. Вскоре мальчик научился выполнять учебную работу совершенно само­стоятельно. Постепенно у него появились и друзья в классе.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегмати­ческого темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделя­ется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объек­том специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усид­чивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

Таким образом, при правиль­ном воспитании есть полная возможность выправить некоторые отрицательные проявления темпераментов: у холериков выра­ботать сдержанность, у флегматиков — активность и быстроту, у сангвиников — терпение и усидчивость, у меланхоликов — общи­тельность и уверенность в себе. Воспитывая волю и характер у младших школьников, учитель приучает их управлять своим темпераментом.

Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями.

Особенности черт характера школьников мы с вами изобразим в виде таблицы.

Положительные черты

Отрицательные черты


























Прежде всего, дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Вопрос. Как вы думаете, чем это объясняется? Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью.

Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

^ Повышенная восприимчивость. Вопрос. Как вы думаете, в чем она заключается? Она выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать.

^ Повышенная реактивность. Вопрос. Как вы думаете, в чем она проявляется? проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.

Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.

В ряде случаев ученики начальных классов обла­дают отрицательными формами поведения, к ним относятся, напри­мер, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протес­та ребенка против тех твердых требований, которые ему предъяв­ляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, вопрос. Как вы думаете, в чем причина лживости младших школьников? Причиной может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания.

Таким образом, поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих часто вре­менных, случайных психических состояний в черты характера.

У кого-нибудь есть вопросы по теме?

Тогда перейдем к третьему вопросу, который называется эмоции и чувства младшего школьника.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психи­ческая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоцио­нально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосред­ственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффек­там, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямы­ми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, пра­вильная организация деятельности ребенка и его взаимоотноше­ний с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния. С годами у детей все больше развивается способность регу­лировать чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности моральные чувства

В младшем школьном возрасте успешно происходит и худо­жественно-эстетическое развитие детей. вопрос. А что входит в эстетическое воспитание детей? Дети обычно очень инте­ресуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соот­ветствующей деятельности и восприятия художественных произ­ведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.

^ 4 пункт нашего плана: коллектив и личность. Большие возможности представляет младший школьный возраст для воспитания отношений, основанных на принципе коллективизма. За несколько лет младший школьник накапливает, при правильном воспитании, важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Формирование коллективистических качеств — процесс постепенный. Совместная работа в классе сама по себе еще не делает группу детей коллективом. Первоклассники еще не чувствуют себя частью единого коллектива, они в каком-то смысле обособлены и независимы друг от друга. Они еще не все доброжелательны друг к другу, нередко у них можно заметить проявления отчужденности, завистливости, наивного хвастовства. Первоклассники стремятся хорошо выполнять свои личные школьные обязанности и не столько думают о взаимопомощи, сколько о том, чтобы им не мешали соседи по парте (исследования Н. Ф. Добрынина и А. М. Бардиан). Если первоклассники и помогают друг другу, то обычно это происходит не по собственной инициативе, а по прямому указанию учителя. Более того, это происходит через учителя (ученик, в ответ на просьбу учителя одолжить лишний карандаш товарищу, передает карандаш учителю, а тот уже — ученику).

Таким образом, запишем, что Коллектив начинает складываться тогда, когда под влиянием специальной работы учителя дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам одноклассников, начинают относиться к учебной деятельности как делу всего класса.

У кого-нибудь есть вопросы по данной теме?

Если нет, тогда перейдем к последнему вопросу нашего плана, который называется интересы и способности.

Первые годы обучения в школе — го­ды очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше. Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям (I — II классы) к интересам, связанным с раскрытием причин, законо­мерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (III класс). Если основной вопрос первоклассников: «Что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».

С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению, к литературе, к сказкам, а затем и к книгам с несложным научно-фантастичес­ким и приключенческим сюжетом. Формируется интерес к техни­ке (преимущественно у мальчиков), причем к современной тех­нике.

С середины II класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик II класса подчеркнет, что ему интересно решать зада­чи или писать диктовки, интересны уроки рисования и т. п.

В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, литературного творчест­ва, музыки, рисования. Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте — привлечение школьников в различного рода кружки при школа.

Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходят серьезные сдвиги в психическом и личностном разви­тии детей.

Таким образом, мы закончили изучение темы. У кого есть вопросы по теме?

Я вам даю 5 минут, чтоб вы просмотрели свои тетради. Проведем небольшой опрос по пройденной теме.

^ Первичное закрепление материала – 15 мин.

Итак, 1 вопрос. Какие особенности морального развития младших школьников? Кто может ответить? Может кто-то думает по-другому?

2. назовите особенности развития воли мл.школьников. кто хочет добавить?

3. назовите особенности развития темперамента мл. школьников.

4. когда начинается складываться коллектив в мл. школьном возрасте?

5. чем интересуются младшие школьники?

(отмечаю студентов, которые ответили верно, в своем журнале поурочного балла)

^ Разъяснение домашнего задания – 2 мин.

- Запишите домашнее задание к следующему уроку. Повторить лекцию, дополнительно прочитать в учебнике Дубровиной.

^ Окончание урока – 4мин.

За работу на уроке я ставлю «5»…,…,…,…, За глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием, умение выделить теоретическое и практическое в учебном материале, умение самостоятельно построить свой ответ. «4»…,…,…,…,…, за глубокое и полное усвоение содержанием материала, за умение правильно изложить и доказать изученное понятие, определение, теоретическое положение.

Остальные учащиеся были менее активны.

На этом наш урок закончился. Спасибо за внимание, все свободны. За глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием.впечатленииешения мыслительных задач.ел





Скачать файл (86 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru