Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовой проект - файл 1.doc


Загрузка...
Курсовой проект
скачать (176 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc176kb.05.02.2012 10:08скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Cодержание


Содержание………………………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………………….. 3

1Системный анализ - основной метод исследования систем управления…………………………………….………………………………………….5

    1. Методология системного анализа…………………………………………………5

    2. Нормы системного анализа……………. ………………………………………….7

2 Современная методология исследования систем управления……………...………14

2.1 Познавательные модели реальности…………..………………………………….14

2.2 Подходы к исследованию систем управления……………………………………17

Заключение.........................................................................................................................23

Глоссарий………………………………………………………………………………...25

Список использованных источников…………………………………………………...27

Приложения………………………………………………………………………………29

Введение



Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время необходимость проведения исследования систем управления признается всеми. Базовым методом исследования систем управления является системный анализ, который можно считать главным универсальным методом анализа деятельности сложных технических, экономических, социальных и других систем.

Исследование систем управления организациями направлено на совершенствование эффективности принимаемых управленческих решений. Система управления играет определяющую роль в деятельности организации, от неё зависят конечные показатели (выручка, прибыль и другие). Система управления в условиях рыночной экономики во многом определяет конкурентоспособность фирмы. Поэтому исследование систем управления представляет важную и актуальную задачу для любой организационной системы. Основным методом в исследовании и проектировании систем управления выступает системный анализ.

Создание сложных систем и управление ими потребовало организации междисциплинарных исследований, привлечения специалистов разных научных профилей: экономистов, психологов, социологов, математиков и т.д. В результате необходимости изучения сложных систем - технических, экономических, биологических, социальных и других - возникла дисциплина системный анализ. Истоки системного анализа находятся в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений – теории исследования операций и методов теории управления.

Исследование систем управления организациями направлено на совершенствование эффективности принимаемых управленческих решений. Система управления играет определяющую роль в деятельности организации, от неё зависят конечные показатели (прибыль, выручка и другие). Система управления во многом определяет конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной экономики. Поэтому исследование систем управления представляет важную и актуальную задачу для любой организационной системы.
С помощью системного анализа можно определить необходимость создания организации, установит, к какому уровню сложности она относит­ся, определить наиболее эффективные методы научной организации труда.

Системный анализ может также представлять собой методологию построения организаций, поскольку они могут рассматриваться как реализующие методологию решения проблем.
Основная часть

  1. Системный анализ – основной метод исследования систем управления


1.1 Методология системного анализа
Развитие кибернетики привело к оформлению новой познавательной модели реального мира – системной модели. Первые основательные исследования с применением системного подхода были осуществлены в биологии, хотя можно привести примеры системного мышления из очень далеких времен. В 30-е годы ХХ века при создании службы телевизионного вещания использовался системный подход. Во время и после второй мировой войны многие группы исследователей внесли свой вклад в методологию системных исследований. В США организация «РЭНД Корпорайшен», которая была создана в 1946 году, оформила и выдвинула концепцию системных исследований под названием «системный анализ». Постепенно развиваясь, эта концепция оформилась как научная дисциплина и нашла широкое применение сначала в сфере разработки и применения сложных видов вооружения, а затем, примерно с середины 60-х годов, и в гражданских отраслях экономики.

Дисциплина системный анализ сформировалась в конце XIX и начале XX века, когда появились первые работы по теории регулирования, когда в экономике возникло понятие оптимального решения, целевой функции (функции полезности), был сформулирован принцип компромисса Парето. В конце шестидесятых годов XX века из системного анализа выделились научные направления, которые рассматривали проблемы управления социально-экономическими системами.

^ Системный анализ – это совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом представив его в качестве системы, подготовить и обосновать управленческие решения1.

Системный анализ тесно связан с теорией систем, которая представляет собой многоуровневую понятийную схему и разнообразные средства анализа систем. На верхнем уровне этой схемы расположены абстрактные модели систем, где вводятся понятия «элемент», «связь», «структура», «целостность». Более частные модели систем формируются вокруг понятия «процесс», где вводятся понятия «вход», «выход», «процессор», «внешняя среда». Модели целенаправленных систем (с участие человека) являются еще большей конкретизацией теории систем. В этих моделях вводятся понятия «проблема», «цель», «альтернатива», «критерий», «решение», «функция», «метод», а также определяются необходимые для решения проблемы функции. Собственно, применение моделей целенаправленных систем для решения технических, организационных, экономических и других проблем породило методологию решения проблем, которая называется системным анализом. В рамках этой методологии процесс решения проблемы определяется как система. Проблема в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения2. Тем самым системный анализ позволяет представить процесс решения проблем как процесс проектирования, изготовления и использования систем. Ранние формы применения системного анализа (до 1960 года) для исследования управления организацией были эпизодическими, выполнялись, как правило, приглашенными специалистами, а не сотрудниками организации. Затем, когда был накоплен опыт исследования проблем управления и появились специалисты в самих организациях, системный анализ стал применяться систематически, и получил широкое распространение. Значительный вклад в развитие и распространение системного анализа при исследовании систем управления внесли такие ученые, как Дж. Форрестер, А.Холл, С.Оптнер, М.Месарович, С.Янг (США), С.Бир (Великобритания), И.Хойслер (Германия), А.И. Берг, В.М. Глушков, П.Г. Кузнецов, С.П. Никаноров, Г.Н. Пивоваров и другие (Россия).

Наряду с системным анализом, более широкое понятие приобрела новая научная методология - системный подход, который оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений3. Системный подход – это подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, а цели каждого элемента определены исходя из цели всей системы.4. Системный подход позволяет руководителю сосредоточить внимание на наиболее существенных сторонах проблемы и ослабить внимание к тем областям, которые могут быть исследованы методами системного анализа.


    1. Нормы системного анализа


Чтобы понять содержание методологии системного анализа, необходимо осознать спектр его центральных норм и характер исследуемых проблем.

  1. ^ Лицо, принимающее решение.

Для решения любой проблемы как на производстве, так и в повседневной жизни важно выделять такого человека, кто стоит перед проблемой, того человека, кому предстоит принимать решение. Выявление лица, принимающего решение, и взаимодействие с ним при исследовании систем управления является принципиально значимой нормой системного анализа, которая в силу ряда причин выпадает из поля внимания в отечественной практике.

Смысл термина «лицо, принимающее решение» состоит в том, что это некий реально существующий человек или группа людей, которых не устраивает существующее состояние дел или перспектива их будущего состояния и которые имеют потребность, а также полномочия действовать таким образом, чтобы изменить ситуацию.

Например, заместителя директора предприятия, который отвечает за сбыт продукции, не устраивает появившаяся тенденция к снижению объема продаж. Потенциально он является лицом, принимающим решение в научном смысле, он является носителем потребности в увеличении объема продаж. Если он действует как принимающий решение, то он должен обладать желанием и полномочиями, достаточными для того, чтобы изменит структуру расходов на организацию продаж, предпринять организационные действия, направленные на повышение объема продаж.

Как справедливо отмечается в курсах маркетинга, установление потребности требует сложного социального взаимодействия, ибо анализ и выявление потребностей – это социальная проблема.

Самое трудное и самое главное – это «снять информацию» от всех заинтересованных в удовлетворении потребности субъектов деятельности. Дело в том, что разные социальные позиции ведут к разному видению ситуации и разному видению проблем, диктуют разные потребности. Важно их зафиксировать и соотнести с целью установления социально значимой проблемы, актуальной и экономически и экономически оплачиваемой потребности, то есть имеющей спрос.

Практически необходимо выявить главных действующих лиц, субъектов деятельности производства, которые реально могут влиять на ситуацию, на производственный процесс, на хозяйственную деятельность фирмы. Как правило, это первые лица фирм-заказчиков, руководителя органов власти, финансовых организаций, высший менеджмент предприятия. Именно поэтому основное правило системного анализа гласит: «Необходимо прямое взаимодействие с первым лицом фирмы, чтобы понять его потребности и интересы!»

Обычно имеется заказчик на проведение исследования системы управления. В качестве заказчика могут выступать руководитель организации, высший менеджмент корпорации, в которую входит организация, а также иные физические или юридические лица, например, учредители новой фирмы, инвесторы.

Желание и потребность лица, принимающего решение, направленное на достижение некоторого состояния дел в будущем, обычно формулируется как цель. Цель является основанием для выявления проблем при ее достижении. Нередки также ситуации, когда выявляется сначала проблема, а затем формулируется цель деятельности.

2. Цель является тем центральным моментом, центральной нормой организации, ориентируясь на которую принимаются решения всей пирамидой власти. Цель придает целостность деятельности всей организации, она позволяет согласовать, синхронизировать действия подразделений, персонала. В силу сказанного, цель является одной из центральных норм системного анализа. Освоению понятия «цели» способствует иллюстрация его представления на философском, методологическом, методическом и житейском уровнях рассмотрения.

На философском уровне понятие «цель» характеризует способность человека предвосхищать в мышлении результаты своей деятельности или поведения.

На методологическом уровне «цель» - это осознанная человеком потребность.

В житейском обиходе подчас в качестве цели используются мало определенные объекты или состояния жизнедеятельности, например, «Наша цель – рыночная экономика», что не может рассматриваться как цель по определению.

Цели различают по степени определенности желаемых результатов на количественные и на качественные.

Качественные цели – это цели, в формулировке которых отсутствуют количественные показатели желаемого состояния. По определению – это не цели бизнеса, не цели менеджмента, но в практике такие виды целей встречаются, поэтому для полноты представления о спектре возможных целей мы их называем.

Количественные цели обладают наибольшей степенью определенности, поэтому их труднее достичь, труднее спланировать процесс их достижения. Именно это обстоятельство порождает стремление и персонала, и руководителя формулировать качественные, слабо определенные цели. О достижении таких целей выполняемых проектов в разных отраслях промышленности показывает, что по статистике количественные цели выполняются на 30-40%, в то время как качественные – на 90-95%.

^ 3. Окружение, внешняя среда системы.

Третьей центральной нормой системного анализа является представление о взаимодействии системы с ее окружением. Система – это множество процессов, объектов реальности вместе со связями между ними, которые признаны значимыми для достижения цели. Процессы и объекты, входящие в систему, могут иметь разную природу: атомы веществ, пружины и провода, математические переменные и уравнения, производственные коллективы и экономика.

Связи объединяют процессы и объекты в систему, в единое целое.

Окружение системы составляют множество процессов и объектов вне системы, взаимодействующих с системой следующим образом: изменение их свойств влияет на систему и поведение системы может изменять их свойства. Система вместе с окружением образует пространство интереса системного аналитика и руководителя, изучающего систему управления фирмой. Разделение этого пространства на два множества – систему и окружение – может выполняться многими способами. Какую из возможных конфигураций принять за систему, зависит от проектировщика, исследователя системы. Система и ее окружение тесно взаимосвязаны между собой. Это хорошо видно в сфере изучения биологических систем, так как жизнь предполагает обмен энергией между организмом и средой.

Итак, одним из важнейших аспектов системного анализа является оптимальное проведение двух границ: границы, содержащей мир нашего интереса, и граница между системой и окружением.

^ 4. Принятие решений на рациональной основе, то есть осознанное, построенное на расчете достижение цели.

Рационализация в повседневной жизни, в производственной деятельности начинается каждый раз как попытка осознанно, на основе расчета преодолеть какое-то жизненное препятствие, проблему.

Рационализм происходит от латинского слова ratio, что означает разум, то есть формирование более целесообразного поведения, целесообразной организации чего-либо. Например, рационализм системы управления производством предполагает организацию процессов принятия решений в соответствии с заранее разработанными алгоритмами, правилами, нормами. Рационализм как философское направление признает разум основой действий и поведения людей.

Как противопоставление рационализму используется другое представление об организации мыслительной деятельности человека: иррационализм. Иррационализм предполагает освоение реальности через интуицию, инстинкт, озарение.

Типы мыслительной деятельности имеют особые сферы эффективного применения при принятии решений: либо упреждающие решения на основе рационального научного подхода; либо на основе интуиции и опыта, сильных впечатлений после диалогов и обсуждений проблем.

Рационализм означает:

1) осознание ситуации и действий в ситуации, а также самоопределение в сложившейся ситуации;

2) логически последовательное моделирование пространства деятельности;

3) действия по организации процессов, то есть упорядочение действий по какому-либо признаку, как правило, по признаку достижения цели;

4) обоснование и вербализацию содержания деятельности для того, чтобы вовлечь других участников ситуации в прочесе достижения цели.

Норма «принятие решений на рациональной основе» требует выполнения ряда условий: наличие альтернатив, количественного их измерения, наличие критериев выбора, определенной последовательности действий и документального представления их результатов.

Альтернатива – это возможность действия, исключающая другие варианты действий.

Наличие спектра альтернатив и сомнения по поводу того, какая из них лучшая, определяют сущность любой проблемы, сущность процесса принятия решений.

Рациональный способ действий основан на предложении – все можно познать и выполнить на основе расчета. При этом опираются на изложенные выше принципы рационализации. Принципы рационализации определяют, как человек в своей деятельности может преобразовать информацию об окружающей действительности в разумные, осознанные действия по достижению поставленных им целей. Человек создает рациональные и формальные правила действий, поведения, в которых обобщен предыдущий опыт деятельности. Это позволяет экономить время и энергию на принятие решений, учесть ошибки и опыт неудачных решений.

Кроме описания основных норм системного анализа исследование систем управления обобщенно можно представить в виде последовательно выполняемых этапов.

1-й этап. Определение целей и задач исследования систем управления. Для этого проводятся консультации с высшим менеджментом предприятия, и фиксируется одна из основных норм системного анализа: список лиц, принимающих решения по проблемам управления организацией, а также определяется заказчик изучения системы управления.

2-й этап. Формулирование описания системы управления как подсистемы предприятия, фирмы: выявление цели предприятия и его системы управления; задачи, которые решает система управления, связи системы управления с другими подсистемами предприятия и с внешней средой; выявление элементов системы управления и взаимосвязи между ними.

3-й этап. Выявление, измерение, сбор данных о характеристиках системы управления и ее составляющих, которые влияют на результаты деятельности организации, а также характеристик условий, в которых работает система управления и организация в целом.

4-й этап. Разработка формализованного описания системы управления в виде принципиальной схемы или в виде блок-схемы, в которой отражаются существенные для целей данного исследования элементы системы управления, их взаимосвязи, а также необходимые характеристики.

5-й этап. Разрабатываются экономико-математические, имитационные или иные, соответствующие целям исследования, модели системы управления и ее вклады в результаты деятельности организации.

6-й этап. Изучение характеристик системы управления по модели, как правило, в диалоге с ЭВМ, а также в активном диалоге с заказчиком. Выявляются нерешенные проблемы управления, несовершенные блоки системы управления, подготавливаются рекомендации по улучшению характеристик системы управления, по ее реорганизации или замены на более совершенную.
^

2 Современная методология исследования систем управления





    1. Познавательные модели реальности


Чтобы различать особенности системного анализа среди других методов исследования систем управления, необходимо иметь представление о спектре познавательных моделей, которые используются в современной методологии научной деятельности. Поэтому рассмотрим современную методологию познания реальности и раскроем ее особенности через спектр применяемых познавательных моделей.

Современная методология познания реальности оперирует рядом познавательных моделей. ^ Познавательная модель – это совокупность утверждений и приемов взаимодействия с окружающим миром, которые настолько наглядны и самоочевидны, что через них принято объяснять, ими моделировать остальные факты и понятия. Мир (природа и общество) воспринимаются через ту познавательную модель, которой владеет человек, специалист, профессиональная группа, общество. Познавательные модели дают возможность раскрыть особенности процесса познания как социального явления.

В современной методологии исследований различают ряд познавательных моделей, на основе которых люди воспринимают мир, то есть формируют сове мировоззрение (рис.1) (см. приложение А).

^ Этико-эстетическая познавательная модель (донаучная) представляла собой логически неформальное почитание природы как благого или как злобного начала. В ее рамках мир состоял как бы из двух составляющих (добра и зла), а весь мир (природа и общество) понимался как храм. Эта модель существовала в обществе до рождения европейской науки. В рамках этой модели стоял вопрос не столько познания мира, сколько вопрос судьбы, кому повезет. Например, с позиции этой познавательной модели, случай не отличался от судьбы, и поэтому вопросы об исчислении случайного, а также о различии и изучении типов случайности не возникали.

^ Знаковая (семиотическая) познавательная модель рассматривает мир как текст, а познание как расшифровку этого текста. Ее модельный объект – алфавит. Это исторически первая научная модель, она была исходной для европейской науки. Это познавательная модель позволила вести в науку представления о законах природы и идею математизации научных знаний. Семиотическая модель преобладала в период Возрождения.

^ Механическая («ньютонова») познавательная модель сформировалась в XVI – XVII вв. В рамках этой модели мир (природа и общество) понимается как механизм. ЕЕ модельный объект – часы. В ее рамках утвердились принцип причинности и идея эволюции. До сих пор мы говорим «понять механизм явления», хотя явление не механическое. Вспомним также распространенные термины как «экономические рычаги», «хозяйственный механизм».

^ Статистическая модель ориентирует человека на восприятие мира как совокупность балансов, средних и инвариантов. Ее модельный объект – весы. С нею вошли в науку такие понятия как закон сохранения, торговый баланс, баланс природы, однородное и изотропное пространств, равновесие властей, процент. Эта модель распространилась в научных исследованиях в XVIII - XIX вв., когда баланс стали трактовать как равнодействующую случайных действий.

^ Системная познавательная модель позволяет воспринимать мир как целостность, уподобляет мир организму. Ее модельный объект – организм. С нею вошли в науку идея оптимальности и идея самоорганизации.

^ Диатропическая познавательная модель ориентирует на восприятие мира как разнообразия, восприятие природы как сада или как ярмарки, то есть моделирует реальность сообществами, совокупностями. В этих сообществах ни один элемент не обязателен, но в то же время в сообществах существует некоторая трудно уловимая целостность. Идее оптимальности она противопоставляет идею множественности, плюрализма.

В конкретный исторический период обычно преобладает одна из познавательных моделей, иногда две. В настоящее время статистическая познавательная модель начинает уступать место системной познавательной модели.

Таким образом, методология системного исследования является частью современной методологии освоения человеком природы и общества. Её основанием является системный принцип описания и изучения реальности.

Системный принцип «видения» реальности применительно к хозяйственной сфере состоит в следующем: любая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными интересами, целями. Руководитель понимает, что достичь целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как целостное единство. Он стремится понять и оценить взаимодействие ее частей и объединить эти части на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться общих целей. Из чего следует, что некоторые подразделения организации, возможно, не смогут наилучшим образом решать свои задачи так, как они их понимают. Потому что то, что хорошо для системы в целом, не всегда хорошо для каждого ее элемента.

Системный принцип сформировалась во второй половине ХХ века. Он лежит в основании системного подхода к исследованию объектов и процессов реальности, в том числе систем управления.

Системный подход это направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как целостной социально-эко­номической системы5. Системный подход обычно понимают как более широкое понятие, чем системный анализ.

Системный подход в сфере деловой активности, в промышленности – это логически непротиворечивая совокупность методов и приемов, позволяющая структурировать неопределенные, слабо структурированные проблемы и свести их к обозримому и количественно оцениваемому виду. Это расширяет возможность руководителя в выборе эффективных направлений действий и повышает качество принимаемых решений. Системный подход позволяет ему сосредоточить внимание на наиболее существенных сторонах проблем и ослабить внимание к тем областям, которые могут быть исследованы методом системного анализа. Такое сочетание научных методов позволяет видеть ситуацию, в которой действует фирма, в необходимой перспективе, не вынуждая тратить энергию на несуществующие детали. Системный подход ориентирована на решение проблем части с учетом целого, то есть решение частной проблемы с учетом ее места в целом.


    1. Подходы к исследованию систем управления


Исследования систем управления относятся к прикладным исследованиям и носят теоретически - эмпирический характер. Они предполагают изучение с использованием научных подходов явлений и процессов, протекающих в элементах и системе в целом. Рассмотрим каждый из этих подходов подробнее.

Системный подход обычно понимают как более широкое понятие, чем системный анализ. Особенность системного подхода заключается в том, что система управления рассматривается как средство решения проблем организации. В этом подходе используется методология системного анализа.

При исследовании системы управления на основе данного подхода изучаются входы, процессы, выходы организации. При этом производится оценка решений по степени их влияния на выходы организации. Полагая, что совершенных систем управления нет, высшее руководство стремится улучшить систему управления. Для этого регулярно осуществляется контроль и диагностика системы, изучаются процессы, происходящие в системе управления. Затем ее сравнивают с предлагаемыми усовершенствованиями, с возможными вариантами построения новых систем управления. Таким образом, применение системного подхода позволяет организовывать процесс принятия решений в системе управления.

При исследовании систем управления необходимо использовать диалектический подход. Суть подхода в том, что в процессе функционирования системы все ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому, изменения, производящиеся в одних элементах, вызывают изменения других элементов системы. Поэтому необходимо изучать: всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и системы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).

Исследование систем управления как средства решения проблем организации можно проводить с ориентацией, как на внутренние проблемы организации, так и на внешние, то есть на те проблемы, которые возникают при взаимодействии фирмы с окружением. Часто эту ориентацию в построении и исследовании систем называют ситуационным подходом. Ситуационный подход стремится сочетать известные приемы и концепции управления с особенностями ситуаций, в которых организация осуществляет свою деятельность. При этом в центре внимания исследователя и руководителя находится система.

Комплексный подход позволяет в процессе изучения определить все внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на функционирование системы. В данном подходе учитывается не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, эко­логические и др. Комплекс­ный подход является необходимым условием изучения и разработки системы мер по совершенствованию системы управления.

^ В социологическом подходе для изучения персонала в первую очередь широко применяются социологические исследования систем управления: анкетирование, тестирование, социально-экономические эксперименты и другие. Существует ряд основных процедур проведения социологических исследований: изучение документов, оценка исполнительской активности персонала, выявление лидера, выявление конфликтных ситуаций.

^ Изучение документов. Огромное значение при исследовании систем управления имеет изучение письменных текстов и документации на машинных носителях информации. Подходы к изучению документов рассматриваются в специальной литературе, например по социологии, по исследованию исторических наук.

^ Оценка исполнительской активности персонала. Под исполнительской активностью подразумевают деятельность по реализации управленческих решений. Что ее измерить необходимо ряд характеристик исполнительской деятельности персонала: заинтересованность, самостоятельность, организованность, компетентность, ответственность, креативность. Оценка данных характеристик осуществляется путем тестирования, по результатам которого определяется тип исполнителя. Выполнение подобных исследований позволяет распределить персонал по видам деятельности, повысить эффективность производства, конкретизировать меры по мотивации их труда.

^ Выявление лидера. Для этого используется клинический метод, т.е. наблюдение за ситуациями взаимодействия среди персонала организации. При этом фиксируются характеристики активных субъектов действий.

^ Выявление конфликтных ситуаций. Конфликты и конфликтные ситуации в настоящее время являются неотъемлемым сопровождением процесса управления на производстве. Современная социология энергично разрабатывает методы регулирования конфликтов различных масштабов, в частности и на производстве.

^ Эмпирический подход дает возможность применять методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов. Данный подход позволяет обобщить результаты исследования и определить те или иные направления эффективного функционирования организации и ее системы управления как в прошлом, так и в настоящем и спрогнозировать будущее развитие системы, что позволит не повторить ошибки прошлого.

^ Изучение межличностных отношений. Так как человек является главным элементом любой системы, то изучение системы должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, складывающихся в процессе ее функционирования. Изучение межличностных отношений основывается на методах социально-психологических наук. При использовании данного подхода изучаются внутриличностные и межличностные явления и процессы, протекающие в системе, так как они охватывают весь диапазон – от индивидуума до производственного коллектива во взаимосвязи с культурной средой. Особое внимание уделяется изучению человеческого фактора, а именно мотиваций личности, поведения, потребностей и интересов, что позволяет выявить причины конфликтных ситуаций и социальной напряженности, возникших в коллективе.

Изучение межличностных отношений тесно взаимодействует с подходом изучения группового поведения. На практике данные подходы часто путают. Изучение группового поведения также называют изучением организационного поведения.

Групповое поведение – система отношений в системе управления, которая представляет собой комплекс элементов или организационных механизмов, подвергающихся воздействию воззрений, конфликтов, привычек, требований и культурной среды, окружающих производственный коллектив6.

С помощью данного подхода можно выявить факторы, способствующие успехам теории и практике управления коллективом.

^ Социально-технический подход. На эффективность функционирования системы управления оказывают влияние не только функциональные, но и технические аспекты процесса производства и труда. Практическая производственная и техническая система воздействую на людей, их личное мировоззрение и поведение, поэтому необходимо внимательно изучить взаимодействие людей с технико-техническим окружением, в котором они работают.

Данный подход позволяет выявить факторы, оказывающие отрицательное воздействие на гармоничное взаимодействие людей в процессе производства и труда. На основании анализа полученной информации разрабатывается система мер по совершенствованию технико-технологического уровня организации производства и труда и управления.

^ Подход с позиции принятия решения. Особая роль решения в эффективности функционирования организации и ее системы управления определяется его функциями в процессе управления. Прежде всего необходимо отметить направления воздействия решения на всю систему управления. Определяется, как перспективные и текущие задачи влияют на развитие системы. При этом решение на основе выбора эффективного варианта реализации проблемы оптимизирует цель, приводит ее в соответствии с имеющимися ресурсами. Кроме того, решение обеспечивает координацию деятельности всех звеньев и органов управления системы, участвующих в реализации решения по проблеме, а также оказывает мобилизующее воздействие на участников процесса ее разрешения.

^ Информационный подход. Важную роль в системе управления играет информация. Эту роль она выполняет, если сообщения, данные, сведения о явлениях и процессах, протекающих в системе и во внешней среде, отвечают соответствующим требованиям. При совершенствовании системы управления необходимо исследовать информационное обеспечение, потоки движения информации и документооборота в системе. Для этого используют информационный подход, функциональный анализ и методы кибернетики.

^ Математический подход позволяет изучить и провести количественную оценку явления и процессов, которые протекают в системе. На его основе выявляется количественное влияние факторов, их взаимосвязи, и на основе полученной информации определяется приоритетность целей и средства их достижения.

Математический подход является инструментом нахождения способов установления целей и соизмерения средств их достижения, а также построения модели взаимосвязей и взаимодействия элементов системы при выполнении поставленной задачи.

^ Системно-структурный подход, с одной стороны, изучает систему как динамично развивающуюся целостную систему, а с другой – способствует расчленению системы на составляющие структурные элементы в их взаимосвязи и взаимодействии. В реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как все другие элементы, так и на систему в целом. Такой подход помогает вскрыть закономерности связей элементов системы, а также соотношения и субординацию.

^ Интеграционный подход используется для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления, как по вертикали, так и по горизонтали.

С помощью интеграционного подхода можно упрочить связи между от­дельными подсистемами организации, сделать задания более конкретными, применяя конкретные показа­тели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. При выполнении этих по­казателей достигаются поставленные цели.

Маркетинговый подход подразумевает проведение ана­лиза организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главная цель при таком подходе соблюдать интересы потребителей. Чтобы осуществить поставленную цель необходимо прежде всего усо­вершенствовать деловую стратегию организации, для обеспечения своей организации устойчивого кон­курентного преимущество.

С помощью маркетингового подхода можно обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит удержать и сохранить свою конкурентоспособность в отрасли.





Заключение



Изучив данную тему можно сделать общий вывод, что системный анализ является основным методом, используемым при исследовании. Он является универсальным методом, используемым в экономическом анализе, планировании, поиске и реализации внутренних резервов деятельности любой экономической системы, реализации алгоритма ведения бизнеса, проведении экспериментов при поиске лучших вариантов прогноза развития экономической системы.

С помощью системного анализа можно определить необходимость создания либо совершенствования организации, также выявить, к какому классу сложности она относится, определить наиболее эффективные методы научной организации труда, применяемые ранее.

Основная задача системного анализа - определение глобальной цели развития предприятия и целей функционирования. Имея четко сформулированные, конкретные цели, можно выявить и проанализировать факторы, которые способствуют либо препятствуют скорейшему достижению этих целей.

Системный анализ является одним из важнейших научных направлений, составляющих мето­дологическую базу исследования для относительно сложных систем управления. Исключительную значимость в условиях многообразия целей и задач ис­следования в условиях рынка приобретает научный аппарат системного анализа. Его применение актуаль­но для таких, например, задач, как анализ и совершенствование систем управления при реструктуризации организаций, их конверсии, диверсификации производства, техническом пе­ревооружении, и т.п. Особенность системного анализа состоит в том, что в нем сочетаются различные методы ана­лиза с общей теорией систем, исследованием операций, программными и техническими средствами управления.

Благодаря системному анализу впервые была представлена обобщенная методология решения проблем, основанная на концепции систем. Системный анализ – широкая и сложная методология, поэтому для проведения экономического анализа деятельности любой экономической системы приоритет отдается методологии системного анализа, способствующей выработке качественных управленческих решений.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

«Лицо, принимающее решение» (ЛПР)

реально существующий человек или группа людей, которых не устраивает существующее состояние дел или перспектива их будущего состояния и которые имеют потребность, а также полномочия действовать таким образом, чтобы изменить ситуацию

2

Альтернатива

возможность (вариант) действия, исключающая другие варианты действий

3

Иррационализм

освоение реальности через интуицию, инстинкт, озарение и осуществление действий и поведения на этой основе

4

Исследование систем управления

вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями

5

Полезность

обобщенная мера (в системном анализе) для оценки удовлетворенности человека (группы людей) некоторым состоянием дел, она отражает способность продукции, изделия, машины удовлетворить потребность человека (группы людей)

6

Проблема

препятствие, относительно которого причины его вызвавшие известны, условия, на него влияющие также известны, но нет ясности в том, что какие именно изменения в деятельности необходимы и как их осуществить, чтобы успешно преодолеть это препятствие

7

Процесс принятия решения

выбор эффективной или рациональной альтернативы, выбор способа действия

8

Рационализм

формирование более целесообразного поведения, целесообразной организации чего-либо

9

Решение

выбранная альтернатива, выбранный способ действий

10

Система

множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство

11

Системный анализ

совокупность методологических средств, позволяющих выполнять логико-математический анализ слабо структурированных проблем, а также экономический анализ и выбор предпочтительного варианта решения проблемы по критерию «стоимость-эффективность»

12

Системный подход

логически непротиворечивая совокупность методов и приемов, позволяющая на основе системного принципа «видения» реальности структурировать неопределенные, слабо структурированные проблемы и свести их к обозримому и количественно оцениваемому виду
^

Список использованных источников


1

Алексеев С.И. Исследование систем управления: Учебно – методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 195с.

2

Антонов, А.В. Системный анализ. Учеб.для вузов/ А.В.Антонов. –М.: Высш.шк., 2004. – 454 с.: ил.

3

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. Учеб. Пособие для вузов ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с., изд. 2-е испр. и доп.

4

Гришанов Г.М., Павлов О.В. Исследование систем управления: Учебное пособие/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2005. 128с.

5

Зайцев А.К. Исследование систем управления: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ. 2006. – 123 с.

6

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157с.

7

Исследование систем управления: Учебное пособие/ З.М.Макашева. - М.: КНОРУС, 2008. – 176с.

8

Коротков Э.М. Исследование систем управления/Учебник. Москва: Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2000. – 130с.

9

Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527с. (серия «профессиональный учебник: менеджмент»).

10

Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов/ В.И. Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.

11

Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга – 2003. – 352 с. – Gaudeamus»).

12

Новосельцев В.И. Теоретические основы системного анализа. М.: Майор, 2006. – 592с.

13

Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «экономика» и другим эконом. Специальностям/ Ю.П. Маркин. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 450с. – (Высшее экономическое образование)

Приложения


А






1 Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «экономика» и другим эконом. Специальностям/ Ю.П. Маркин. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 450с. – (Высшее экономическое образование), стр.65

2 Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов/В.И.Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2003. стр. 210

3 Коротков Э.М. Исследование систем управления./Учебник. Москва: Издательско-консалтинговая компания «ДеКа»,2000. Стр.40

4 Гришанов Г.М., Павлов О.В. Исследование систем управления: Учебное пособие/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2005. Стр. 23

5 Алексеев С.И. Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 195 с., стр. 31

6 Исследование систем управления: Учебное пособие/ З.М.Макашева. - М.: КНОРУС, 2008., стр.43.



Скачать файл (176 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru